Земли федеральной собственности

Содержание

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Проверка квартиры перед покупкой включает в себя несколько очень важных этапов, о которых можно прочитать на нашем сайте.

Что необходимо знать, если в сделке с недвижимостью участвует несовершеннолетний? Читайте об этом в нашей статье.

При помощи пожизненной ренты можно относительно дешево приобрести недвижимость. Подробности вы можете узнать в нашем материале.

Особенности передачи

Главной особенностью передачи земель в муниципальную собственность является главенство федеральных законов в определении правомочности передачи над законами муниципалитетов и субъектов федерации.

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Важно помнить, что отсутствие участка на кадастровой карте местности не может быть причиной отказа в его предоставлении, согласно п. 8 ст. 39.31 ЗК РФ.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Федеральная собственность на землю

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Федеральная собственность на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 ЗК РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Земельные участки на территории РФ признаются одним из главных природных ресурсов. Именно поэтому многие граждане столь рьяно желают стать собственником земель, воплощая в жизнь свое право на частную собственность. Современное законодательство предусматривает следующие виды собственности земельных участков:

  • государственная собственность на земли, которые причисляются к перечню участков, находящихся в ведомстве РФ.
  • муниципальная собственность, которая принадлежит муниципалитетам.
  • частная собственность граждан.

В свою очередь государственная собственность включает в себя федеральную землю и земельные участки субъектов РФ. Подобная классификация закрепляется гл. III ЗК РФ.

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ. Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия. Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу. На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки. Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Основания изъятия земельного участка

Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:

  • передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
  • перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
  • после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.

Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:

  • земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
  • земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).

Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, — это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов — вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация — это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Передача земли из федеральной собственности в муниципальную

Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.

Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную происходит на безвозмездной почве.

Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.

При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел. Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков. В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.

Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.

Управляющий партнёр Станислав Солнцев

Большинство россиян хотят стать собственниками земли под своей недвижимость, а не просто быть её арендатором. Сегодня мы расскажем о том, как стать собственником муниципального или государственного земельного участка под вашим зданием, строением или сооружением, которые находятся на землях населённых пунктов, а также о том, всегда ли выгодно это делать. Преимущественно речь будет идти о коммерческих объектах. С одной стороны, всё просто – власти не могут отказать собственнику здания в выкупе в собственность, но есть нюансы, о которых обязательно нужно знать. Мы рекомендуем не экономить на сопровождении процедуры выкупа земли и, дочитав статью до конца, вы точно узнаете почему.

Важно понимать, что приватизации земли в ранее существовавшем смысле уже нет, т.е. участки под вашими коммерческими зданиями могут быть проданы исключительно за плату. Приватизация – это бесплатная передача в собственности граждан или юрлиц. В связи с этим выкупленный участок будет совместным имуществом супругов, если они не заключили брачный договор несмотря на то, что, к примеру, супруг здание приобрёл до брака и он ИП. При этом само здание так и останется в единоличной собственности того супруга. ИП выкупить участок «не может», выкупает всегда физическое лицо, а статус ИП – это всего лишь право официально заниматься предпринимательством. Поэтому в выписке ЕГРН вы не увидите слова «ИП».

Ограничения на выкуп

  1. Не поставленный на кадастровый учет участок выкупить нельзя.
  2. Не подлежат выкупу земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, а также которые в данный момент ещё к ним не относятся, но планируются Генпланом отнести к участкам такого назначения. К примеру, приватизировать дорогу не получится даже если она идёт только к вашему участку. И тот факт, что сейчас Правила землепользования и застройки разрешают использовать участок под ваше здание, так же не имеет значения, т.к. они должны соответствовать Генплану.
  3. Выкупить землю не смогут иностранные граждане и юридические лица, так как это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, но только участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ. Единственный район Калининградской области, где иностранцы смогут выкупить землю в собственность – это Гвардейский район. Ни в Калининграде, ни в Светлогорске или курортном Зеленоградске, ни в других районах и городах области сделать это не получится. Такая сделка не будет зарегистрирована Росреестром. При этом юридическое лицо будет считаться российским даже если его учредили на 100% иностранные лица, поэтому многие иностранцы создают дочерние компании.
  4. Разные права. Если здание, сооружение, расположенные на неделимом земельном участке находятся не только в частной собственности, но и на ином праве у государственных органов, учреждений, а равно на таком участке есть несколько зданий, одни из которых в частной собственности, а другие, к примеру, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то оформить в собственность также не получится.
  5. Если нет согласия подать совместное заявление у всех сособственников здания, то обязанности продать участок не возникает.
  6. Выкупить под объект незавершенного строительства не получится.
  7. Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления участка, занятого этим объектом, только после восстановления объекта.

Во всех указанных случаях остаётся только оформлять право аренды. Порядок оформления идентичен выкупу земли, но более подробно мы поговорим об этом в следующей статье.

Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:

  1. Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
  2. В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы. При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.
  3. Проект договора купли-продажи (3 экз.) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.
  4. Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
  5. Регистрация права собственности на земельный участок.

Уполномоченным органом (т.е. куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п., для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.

Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:

  1. документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
  2. аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
  3. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
  4. доверенность на представителя, если подается не лично.

Существенные моменты:

  • До 1 января 2020 года законом субъекта могут быть предусмотрены иные основания для отказа в продаже участка при условии, что они приняты не позднее 1 января 2016 г.
  • Порядок не зависит от того какой выкупается участок – индивидуальный жилой дом, магазин, гостиницу или колодец, оформленный как недвижимость.
  • Заявление на выкуп должно содержать указание цель «эксплуатацию» здания или помещения в нём.
  • Доля в праве общей долевой собственности на выкупаемый участок соответствует доли каждого сособственника в здании. Если это помещения, то пропорционально доли от общей площади всех помещений в нём. Отступление от этого правила возможно по соглашению всех покупателей.
  • Согласие супруга на выкуп не требуется.
  • Порядок оформления права собственности на землю под многоквартирным домом определяется иначе — в порядке Жилищного кодекса РФ и по общему правилу возникает автоматически для всех домов, построенных до 01 марта 2005 г., при постановке такого участка на кадастровый учёт.

Заявление на выкуп должно обязательно содержать:

  1. ФИО, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина-заявителя, а не его представителя);
  2. наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также ОГРН, ИНН (для российских юрлиц);
  3. кадастровый номер выкупаемого земельного участка;
  4. основание предоставления земельного участка – прямо сослаться на п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ и указание на желание приобрести «в собственность»;
  5. цель использования земельного участка;
  6. почтовый адрес и (или) email.

Стоимость выкупа

Порядок определения стоимости выкупа определяется:
  • Правительством РФ для федеральной земли;
  • региональным законом для земель субъекта и госсобственность на которые не разграничена;
  • представительным органом местного самоуправления для муниципальных земель

Одним из самых важных моментов является то, что выкупная стоимость определяется на момент получения уполномоченным органом заявления о выкупе, а не на дату «акта определения стоимости» или «дату составления договора купли-продажи». Нередко органы власти в преддверии повышения кадастровой стоимости «задерживают» оформление участка и продают уже по стоимости, которая оказывается выше. Несколько лет назад мы достаточно успешно вернули 1 млн рублей предпринимателю, который оказался в такой ситуации: подписал договор купли-продажи и даже оплатил всю сумму. Кстати, очередная переоценка кадастровой стоимости земель населённых пунктов в Калининградской области ожидается в 2019 г., соответственно стоит быть внимательным в этот период к выкупной стоимости.

Стоимость выкупа земли, принадлежащей Калининградской области

Следующие виды земельных участков могут быть выкуплены за 2,5% от кадастровой стоимости:

  1. участки под зданиями коммерческих организаций и ИП, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  2. участки коммерческих организаций и ИП, если эти здания и сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
  3. продаваемые гражданам и НКО, если право собственности на расположенные на выкупаемом участке здания, строения, сооружения возникло до 30 октября 2001 г.;
  4. собственники зданий, строений, сооружений, переоформившие земельные участки в период с 30 октября 2001 г. по 1 июля 2012 г. постоянное (бессрочное) пользование на право аренды либо такие земельные участки образованы из этих земельных участков, а также те, кто до настоящего времени ещё не переоформил такое право.

Стоимость выкупа земли для этих же лиц, госсобственность на которые не разграничена, определяется в размере 10-кратной ставки земельного налога. Во всех остальных случаях применяет ставка в размере 100% от кадастровой стоимости, а в случае отсутствия рыночная оценка участка. В связи с этим в случае отсутствия кадастровой имеет смысл просить исправить эту ошибку.

Сколько стоит выкупить землю в Калининграде?

Решением Городского совета Депутатов №190 от 01.07.2015 г. «Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ «Город Калининград», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов утвержден Порядок определения цены, который пришёл на смену решению городского Совета депутатов Калининграда от 18.12.2013 №461.

Ни для кого не секрет, что выкупная стоимость напрямую зависит от кадастровой стоимости, которую последний раз утвердило Правительство Калининградской области в 2013 г. Многие землевладельцы жаловались, что кадастровая стоимость возросла на 10-20% (нормальное повышение), а в некоторых случаях – даже в десятки раз. За последние 5 лет порядок оспаривания кадастровой стоимости несколько раз менялся, однако процедура оспаривания (уменьшения) кадастровой стоимости выгодна по-прежнему для владельцев земельных участков. Арендатор может законно снизить арендную плата, а собственник – земельный налог. Для тех, кто планирует выкупить земельный участок, почти всегда услуга по уменьшению кадастровой стоимости очень выгодна.

Собственность – это отличное вложение, однако аренда под существующее здание на 49 лет на самом деле почти ничем не уступает ему. В случае оценки рыночной стоимости право аренды оценивается так же, как и собственность, а на выкуп часто требуются финансовые ресурсы. При этом ставка аренды и земельного налога нередко совпадает. Единственным существенным недостатком является то, что в случае уничтожения вашего здания вам необходимо его восстановить, чтобы не потерять право аренды, т.к. на новый срок вам его не продлят в отсутствии здания. В случае с собственностью вы можете не особенно сильно торопиться.

Новый Порядок определения стоимости выкупа земли устанавливает следующие ставки выкупа от кадастровой стоимости участка:

Обстоятельства продажи земли Ставка
1 Участки под зданиями коммерческих организаций и ИП, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения 2,5%
2 Участки коммерческих организаций и ИП, если эти здания и сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений 2,5%
3 Гражданам и НКО, если право собственности на расположенные на выкупаемом участке здания, строения, сооружения возникло до 30 октября 2001 г. и если Федеральным законом не установлено иное 2,5%
4 Собственники, переоформившие земельные участки в период с 30 октября 2001 г. по 1 июля 2012 г. постоянное (бессрочное) пользование на право аренды либо такие земельные участки образованы из этих земельных участков, а также те, кто до настоящего времени ещё не переоформил такое право 2,5%
5 Участки, образованные из земельного участка, предоставленного садовым, огородническим и дачным товариществам (за исключением участков общего пользования), членам таких организаций 50%
6 Участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного НКО, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях ИЖС и относящегося к имуществу общего пользования этой НКО 15%
7 Участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования 15%
8 Иные застроенные участки 10-кратная ставка земельного налога

Ставка земельного налога устанавливается каждым муниципалитетом отдельно и как порядок определения выкупной стоимости применяется, к примеру, если вы оформили право собственности на здание, строение или сооружение (приватизировали, выкупили, построили, признали на основании решения суда) после введения в действие Земельного Кодекса РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., то выкупная стоимость зависит от того, что построено на вашем земельном участке на территории г. Калининграда:

Назначение земельного участка Выкупная ставка
  • отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства;
  • предоставленные под существующие гаражи, а также под строительство и для завершения строительства гаражей, в том числе расположенных в гаражных обществах;
  • приобретенные для ЛПХ (личного подсобного хозяйства), садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства
3%
Занятые спортивными сооружениями — стадионами 1%
Остальные застроенные земельные участки 15%

Ставки земельного налога по всем муниципалитетам Калининградской области вы можете посмотреть по .

Порядок определения даты возникновения права собственности на здание

Дата возникновения права собственности – дата, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права или ином аналогичном документе (регистрационном удостоверении БТИ, выписке ЕГРП или ЕГРН). Как мы видим дата возникновения права собственности важна, чтобы понять по какой ставки будет производиться выкуп земли. Современные свидетельства выдаются с момента начала работы учреждений юстиции (после называлось – Росрегистрации, Росреестра), а в Калининградской области такие выдают с 05 августа 1999 г. До этой даты регистрацию права собственности на здания осуществляло Бюро технической инвентаризации и нужно руководствоваться датой из регистрационного удостоверения. Дата, указанная в правоустанавливающих документах (договорах, постановлениях и др.) в данном случае правового значения не имеет. По общему правилу право собственности возникает с момента государственной регистрации (в регистрирующем органе, которым в настоящее время является Росреестр).

Существует исключения из общего правила, когда право собственности возникает до такой регистрации в Росреестре:

  1. в момент завершения реорганизации юридического лица (внесения в ЕГРЮЛ сведений о правопреемнике и при наличии подписанного передаточного акта или разделительного баланса);
  2. с момента смерти наследодателя или объявления его умершим судом при условии принятия наследником любой части его наследства (у нотариуса или путем фактических действий).
Обратите внимание:
  • Очень важно сообщить в заявлении на выкуп обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, так как в противном случае может возникнуть проблема с регистрацией договора в Росреестре, т.к. он в отличии от муниципалитета обычно точно знает есть ли чьи-то объекты недвижимости ещё на участке или нет.
  • Несколько собственников объектов недвижимости, расположенных на делимом, но не разделенном участке, вправе приобрести этот участок в общую долевую собственность.
  • Находящийся в публичной собственности участок, на котором расположены здания, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного собственника, даже если договор аренды участка был оформлен только с ним.
  • Предельные размеры участков, которые могут быть выкуплены, законодательно не установлены. Обычно выкупается сформированный и поставленный на кадастровый учет участок под зданием, в существующих границах.
  • Никто, кроме собственника здания, сооружения, не вправе приватизировать участок, занятый этим объектом, либо приобрести такой участок в аренду.

Стоимость выкупа федеральной земли

По общему правилу стоимость равна размеру кадастровой стоимости, но есть несколько групп лиц, которым продаётся земля по сниженной цене:

Обстоятельства продажи Ставка
Участок или участок, образованный из него, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, и право собственности на здания, на котором возникли в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г. 2,5%
Участок юридическому лицу — собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке 60%

Знакомо? Жмите и мы решим эту проблему

Управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры» Станислав Солнцев

Данные актуальны на 25 марта 2018 г.

>Земельныйэксперт>Выкуп земли из федеральной собственности 1840

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Дополнительные моменты, касающиеся данного вопроса, были рассмотрены в ФЗ-171 от 23.06.2014 «О внесении поправок в ЗК РФ». Согласно данному законодательному акту, был устранен ряд спорных вопросов в сфере земельных правоотношений, а также внесены изменения с учетом многолетней судебной практики. Можно выделить следующие положения ЗК РФ, которые были уточнены:

  • передача в пользование и владение земельных наделов выполняется на торгах, независимо от ВРИ, кроме отдельных частных случаев;
  • усовершенствован порядок передачи земель, состоящих в государственной собственности или в распоряжении муниципалитета заинтересованным лицам;
  • земельные участки должны передаваться в собственность с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования, а также при предоставлении специальной документации;

Внесение таких поправок преследует цель снижения уровня издержек при оформлении надела в собственность, а также увеличения дохода от использования государственных земель, включая их таким образом в гражданский оборот.

Самым распространенным способом выкупа федеральной земельной собственности является перераспределение участков. В ст. 39.28 ЗК РФ указаны случаи, когда это возможно:

  • если относительно земельного массива оформлена договоренность о развитии застроенной территории, перераспределение проводится соответственно утвержденному проекту межевания;
  • относительно соседствующих земель в рамках их границ, для исключения вклиниваний, изломанных линий и вкрапливаний;
  • между государственными землями и частными владениями, при условии, что площадь будет увеличена не более максимально разрешенного размера;
  • с целью организации места для размещения капитального строения или изъятия для нужд государства, муниципалитета.

Определение выкупной цены

Вопрос о выкупной цене земельного участка регулируется Постановлением Правительства № 1308 от 03.12.2014, которое устанавливает правила определения стоимости земельного надела.

Данные правила определяют порядок исчисления суммы для оплаты приобретаемой земли при увеличении площади надела за счет федеральной собственности. Прежде всего, следует отметить, что размер платежа исчисляется федеральными органами, распоряжающимися данной площадью.

Сумма рассчитывается как 15% от кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанных пропорционально части надела, переходящего в распоряжение нового собственника. Исключением в данном случае является определение цены выкупа при изъятии участка государством, поскольку, согласно закону, цена устанавливается на основании оценочного акта.

Порядок выкупа земли из федеральной собственности

Прежде всего, следует сказать, что порядок выкупа земли определяется следующими факторами:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • расположение надела, а именно принадлежность к определенному округу или региону;
  • ВРИ земли;
  • индивидуальные особенности субъекта;

Выкуп федеральных земель может быть осуществлен после полной оплаты ее стоимости, а также с небольшой рассрочкой. Процедура выкупа следующая:

  1. Лицо, заинтересованное в покупке надела должно обратиться в муниципалитет. Совместно с заявлением (посмотреть и скачать можно здесь: ), гражданин обязан предоставить:
    • паспорт гражданина РФ;
    • квитанцию об уплате госпошлины;
    • договор на аренду земли (если таковой имеется).
  2. Поступивший пакет документов проверяется представителями администрации, после чего выносится соответствующее соглашение о перераспределении.
  3. После получения разрешения, гражданину следует обратиться в Росреестр и подать следующие документы:
    • договор купли-продажи на землю;
    • заявление для осуществления перевода прав собственности;
    • платежные документы об оплате госпошлины и стоимости земельного участка;
    • постановление администрации о выделении земли;
    • подробный расчет, который поясняет формирование выкупной стоимости земли, подтвержденный специальной оценочной комиссией.
  4. Росреестр в течение месяца регистрирует сделку и выдает покупателю правоустанавливающие документы на участок.

В том случае, если изначально проект землеотвода участка не был составлен, потребуется обратиться в администрацию для его разработки, а затем согласовать полученный документ.

Пример по выкупу земли из федеральной собственности

Тамара Семенова обратилась в муниципалитет для того, чтобы выкупить земельный участок, находящийся у нее во временном пользовании. После обращения женщина получила отказ в связи с тем, что в отношении участка поступило заявление еще одного гражданина и необходимо устроить торги.

Тамара попыталась оспорить данное решение, обосновав свое требование тем, что она имеет преимущественное право на покупку земли, а также тем, что второе заявление поступило позже, однако и тут получила отказ.

При рассмотрении вопроса в суде, судья принял сторону женщины, поскольку, согласно закону, торги проводиться не должны.

Заключение

В завершении можно сделать ряд выводов:

  1. Законом определена возможность для граждан осуществить выкуп земли у государства.
  2. Основным способом выкупа является перераспределение земли, которое происходит при определенных условиях.
  3. Стоимость выкупа определяется исходя из пунктов установленных правил, согласно которым цена должна составлять 15% от кадастровой стоимости надела.
  4. Расчет цены производит уполномоченный орган, распоряжающийся земельным наделом.
  5. Законодательно установлен определенный порядок передачи земельного надела в собственность обратившегося лица.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выкупу земли из федеральной собственности

Вопрос: Меня зовут Михаил, и я оформил предпринимательство. У меня в распоряжении состоит часть участка, который является сельхоз землей. На участке сейчас выращиваются овощные культуры, которые я реализую. Рядом расположенный надел, относится к федеральной собственности и находится у меня в аренде, поскольку часть этой земли вклинена в мой надел и выращивать овощи не очень удобно.

Я решил выкупить второй надел у администрации и сначала обратился за проведением процедуры перераспределения. После получения соглашения, я обратился в муниципалитет уже для составления купчей, однако там выяснилось следующее: во-первых, кадастровая стоимость покупки возросла за счет того, что земля приобрела правильную форму, а во-вторых, я как ИП обязан уплатить 60% от этого показателя, хотя заявление я подал от физического лица.

Подскажите, как решить данную проблему и так ли это на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Согласно Постановлению Правительства № 1308 от 03.12.2014, цена выкупа федеральной собственности определяется как 15% от кадастровой стоимости.

Кроме этого, данный показатель не может быть пересчитан при перераспределении, а это значит, что требования администрации не являются правомерными и вы должны уплатить только 15% от первоначальной кадастровой стоимости объекта.

Список законов

  • Постановление Правительства № 1308 от 03.12.2014
  • Cт. 39.28 ЗК РФ
  • ФЗ №171 от 23.06.2014 «О внесении поправок в ЗК РФ»

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • >+7 (800) 550-38-47 — Россиия
  • >+7 (499) 553-09-05 — Москва
  • >+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *