Закупка у единственного поставщика

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Публикация извещения о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ

Об извещении о закупке у единственного поставщика говорится в части 1 статье 93 Закона 44-ФЗ. Она регламентирует перечень случаев, когда нужно публиковать документ, устанавливает его содержание, а также порядок уведомления госорганов о закупке.

Размещение извещения в ЕИС возможно, если заключаете контракт по пунктам 1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19 указанной статьи. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ необходимо для процедур на:

  • работы по мобилизационной подготовке в РФ;
  • работы или услуги, выполнять которые может только госорган или подведомственное ему учреждение;
  • поставку не имеющего аналогов российского вооружения;
  • услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и т.д.;
  • работы или услуги у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • приобретение сырья и материалов для нужд предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • поставку произведений определенных авторов;
  • поставку печатных или электронных изданий;
  • услуги по участию заказчика в мероприятии;
  • исполнение произведений, показ постановок культурными учреждениями;
  • продажу билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • услуги по авторскому контролю над созданием проектной документации при капремонте зданий.

А также у субъектов естественных монополий и по распоряжению президента, правительства и т.д.

Ирина Склярова,
главный редактор
журнала «Госзакупки.ру»

Какие документы нужно подготовить по каждому основанию закупки у едпоставщика
Каждый пункт статьи о закупке у единственного поставщика в нашей таблице подсказок — отдельное основание для закупки. По каждому пункту слева мы указали, что надо сделать, а справа — что необязательно. С живой таблицей подсказок вам не нужно листать длинный список, а можно открыть лишь те пункты, которые вас интересуют.

В этих случаях нужно разместить извещение у единственного поставщика по 44-ФЗ за 5 дней до даты заключения контракта.

Обратите внимание, что с 1 июля 2018 года в закон вносятся изменения. Требование о размещении извещения о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ не будет относиться к следующим заказчикам: федеральные органы власти в сфере обороны и обеспечения безопасности РФ, подведомственные им МУПы и ГУПы. Извещение о проведении закупки у единственного поставщика не требуется, если информация о ней относится к гостайне.

Уведомлять контрольный орган нужно при следующих закупках:

  • у органа исполнительной власти, если только он вправе оказывать определенную услугу или выполнять работу;
  • вследствие аварий и ЧС;
  • услуг по лечению россиянина за рубежом;
  • транспортных услуг для воинских перевозок.

↻ Вернуться к началу

Заказчик должен известить о процедуре ФАС. Сделать это нужно в течение одного рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению следует приложить копию подписанного контракта и необходимые обоснования.

Извещение о закупке у единственного поставщика ()

Уведомление о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ()

Извещение о проведении закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ: образец

Рассмотрим, как сделать извещение по 44-ФЗ у единственного поставщика. Документ формируется в ЕИС. Извещение о закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ содержит:

  • данные заказчика — название учреждения, его адрес, контакты;
  • краткие условия закупки — предмет контракта, объем поставки, место поставки, сроки, цена контракта, источник финансирования;
  • ограничения;
  • размер обеспечения (если оно установлено).

Как разместить в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика

Для размещения извещения в ЕИС по 44-ФЗ у единственного поставщика нужно выбрать в закрытой части системы ЕИС вкладку «Закупки», далее — «Реестр закупок по 44-ФЗ». В верхнем правом углу нажмите на кнопку «Создать» и выберите один из двух вариантов:

  • извещение об осуществлении закупки на основании плана-графика;
  • извещение об осуществлении закупки.

В случае размещения извещения о закупке у единственного поставщика первым способом все необходимые данные будут загружены из плана-графика.

На стадии редактирования в документ можно вносить правки, есть возможность удалить его и создать новый. Однако после публикации извещение по 44-ФЗ у единственного поставщика удалить уже нельзя. Обратите внимание, что закон не обязывает заказчиков прикладывать к извещению проект контракта.

↻ Вернуться к началу

Вправе ли заказчик привлечь агента как третью сторону контракта с едпоставщиком?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Нет, не вправе. В Законе № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключить трехсторонний контракт. Правило касается всех закупок – вне зависимости от способа определения поставщика. Агент – это не участник контрактной системы. Такой вывод подтверждает Минэкономразвития в письме от 29.09.2014 № ОГ-Д28-7693.
Во время исполнения контрактов поставщик вправе привлекать соисполнителей или субподрядчиков. Но даже если поставщик и агент заключат договор субподряда, переуступать права и обязанности по контракту соисполнителям нельзя (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Что изменилось в закупках у единственного поставщика с 2018 года

Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ внес изменения в статью 93 Закона 44-ФЗ. В соответствии с ними при проведении закупки у единственного поставщика после несостоявшейся процедуры участник, с которым заключается контракт, приравнивается к победителю определения поставщика.

Добавлены новые основания для выбора этого способа закупки/ Это признание несостоявшимися:

  • конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  • запроса котировок в электронной форме;
  • запроса предложений в электронной форме.

Еще одно новшество: отсутствие обязанности согласовывать с антимонопольным ведомством контракт с единственным поставщиком после несостоявшейся электронной конкурентной процедуры. Заказчик может размещать извещение о новой закупке уже на следующий день после внесения правок в план-график. Кроме того, некоторые закупки у едпоставщика разрешили учитывать в годовом объеме закупок среди СМП и СОНКО. Однако это допустимо, только если только одна заявка соответствует требованиям заказчика. Нововведение будет действовать с 2019 года.

↻ Вернуться к началу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *