Закон о третейских судах

Описание Закона «О третейских судах в РФ»

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» под номером 102 принят Государственной Думой 21 июня 2002. Документ вступил в силу в день официального опубликования 24 июля того же года.

На протяжении его функционирования в положения были внесены некоторые поправки, призванные устранить неточные формулировки и актуализировать документ. Последние изменения в Закон о третейском суде были внесены в декабре 2015.

Документ подразделяется на главы, каждая из которых регламентирует определенные аспекты:

  • общие положения, нацеленные на создание правовой базы для регулирования последующих вопросов;
  • понятие третейского соглашения, его формы и содержание;
  • состав третейского суда;
  • расходы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций через судебное рассмотрение дела;
  • процедура третейского разбирательства;
  • порядок принятия решения.

Для углубленного изучения документа определенные главы следует рассматривать подробнее. Общие положения закона регулируют основные аспекты, связанные с действием данного правового акта:

  • сфера применения;
  • основные понятия и определения;
  • порядок учреждения третейских судов, их деятельность;
  • оформление документов;
  • порядок передачи споров на судебное рассмотрение и применяемые нормы при разбирательстве.

Состав третейского суда регламентируется следующими правовыми нормами:

  • предписания и требования к назначаемому судье;
  • количество судей и формирование судейского состава;
  • основания и порядок отвода судей;
  • прекращение их полномочий и замена.

Рассмотрение дела и судебное разбирательство осуществляется в соответствии со следующими положениями закона 102 ФЗ:

  • определение компетенции третейского суда;
  • принципы и правила разбирательства, место проведения слушания;
  • определение принципа конфиденциальности;
  • подача искового заявления и отзыв на него;
  • процедура оформления встречного иска и его требований;
  • порядок предоставления доказательств и участие сторон в рассмотрении дела;
  • последствия неявки или непредставления требуемых документов;
  • назначение и проведение судебной экспертизы;
  • составление протокола заседания.

А что вы знаете о законе о мировых судьях? Кто это и какими полномочиями обладают

По результатам рассмотрения дела выносится решение. Судебное постановление регламентируется следующими правовыми нормами:

  • принцип обязательности к исполнению;
  • порядок принятия решения, его форма и содержание;
  • дополнительное постановление и разъяснение;
  • порядок исправления технических ошибок и неточностей;
  • прекращение разбирательства и направление документов на хранение.

Главы 7 и 8 Федерального закона о третейских судах утратили свою силу. В заключительные положения документа включена статья о его вступлении в силу, а также предписание об упразденнии следующих правовых актов:

  • приложение под номером 3 к ГПК РСФСР;
  • Постановление Верховного Совета РФ 3115-1, утверждавшее Временное положение о третейских судах;
  • п 7 ст 1 ФЗ 144, регулировавшего отдельные изменения в судебном законодательстве РФ.

Скачать Федеральный закон под номером 102 «О третейских судах в Российской Федерации» можно по . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Редакция будет полезна для изучения деятельности судебных инстанций как рядовыми гражданами, так и юристами.

Изменения в 102 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Последние изменения в Закон под номером 102 ФЗ были внесены 29 декабря 2015 года. Согласно поправкам главы 7 и 8 об оспаривании и исполнении решения суда были упразднены.

Изменения были внесены в рамках принятия нового Федерального закона 382 об арбитраже. Порядок оспаривания, а также процедура исполнения постановлений суда регулируется положениями нового документа. Кроме данных аспектов новый закон рассматривает и иные нормы, не включенные в ФЗ 102 и затрагивающие исключительно арбитражное рассмотрение споров.

Новый закон об арбитраже имеет схожую структуру с ФЗ 102 о третейских судах. При углубленном изучении положений нового документа прослеживается правопреемственность отдельных положений и общих принципов законодательства. Хотя ФЗ 102 продолжает действовать, его правовые нормы уже не принимаются во внимание, чаще обращаются к новому документу об арбитраже.

ФЗ 382 начал действовать с 1 сентября 2016 года. Скачать Закон об арбитраже в последней редакции можно . Изучение документа актуально при необходимости выявить процедуру оспаривания и исполнения постановлений. Таковая рассматривается в главах 7 и 8 ФЗ 382.

Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 382-ФЗ (последняя редакция)

29 декабря 2015 года N 382-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АРБИТРАЖЕ (ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 295-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 27.12.2018 N 531-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Получение документов и иных материалов
    • Статья 4. Отказ от права на возражение
    • Статья 5. Пределы вмешательства суда
    • Статья 6. Органы для выполнения определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража
  • Глава 2. Арбитражное соглашение
    • Статья 7. Определение, форма и толкование арбитражного соглашения
    • Статья 8. Арбитражное соглашение и предъявление искового заявления по существу спора в суде
    • Статья 9. Арбитражное соглашение и обеспечительные меры суда
  • Глава 3. Состав третейского суда
    • Статья 10. Число арбитров
    • Статья 11. Избрание (назначение) арбитров
    • Статья 12. Основания для отвода арбитра
    • Статья 13. Процедура отвода арбитра
    • Статья 14. Прекращение полномочий арбитра
    • Статья 15. Замена арбитра
  • Глава 4. Компетенция третейского суда
    • Статья 16. Право третейского суда на принятие постановления по вопросу о своей компетенции
    • Статья 17. Полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер
  • Глава 5. Ведение арбитража
    • Статья 18. Принципы арбитража
    • Статья 19. Определение правил процедуры арбитража
    • Статья 20. Место арбитража
    • Статья 21. Конфиденциальность арбитража
    • Статья 22. Состав и распределение расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже
    • Статья 23. Начало арбитража
    • Статья 24. Язык третейского разбирательства
    • Статья 25. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
    • Статья 26. Представление доказательств
    • Статья 27. Слушание и разбирательство по документам
    • Статья 28. Непредставление документов или неявка стороны
    • Статья 29. Эксперт, назначенный третейским судом
    • Статья 30. Содействие суда в получении доказательств
  • Глава 6. Принятие арбитражного решения и прекращение арбитража
    • Статья 31. Нормы, применимые к существу спора
    • Статья 32. Принятие решения коллегией арбитров
    • Статья 33. Мировое соглашение
    • Статья 34. Форма и содержание арбитражного решения
    • Статья 35. Постановление третейского суда
    • Статья 36. Прекращение арбитража
    • Статья 37. Исправление и разъяснение арбитражного решения. Дополнительное арбитражное решение. Возобновление третейского разбирательства
    • Статья 38. Обязательность арбитражного решения
    • Статья 39. Хранение арбитражных решений, постановлений о прекращении арбитража и материалов дел арбитража
  • Глава 7. Оспаривание арбитражного решения
    • Статья 40. Порядок оспаривания арбитражного решения
  • Глава 8. Приведение в исполнение арбитражного решения
    • Статья 41. Приведение в исполнение арбитражного решения
    • Статья 42. Основания для отказа в приведении в исполнение арбитражного решения
    • Статья 43. Внесение изменений в юридически значимые реестры
  • Глава 9. Образование и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации
    • Статья 44. Образование постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации и осуществление ими деятельности
    • Статья 45. Правила арбитража и правила выполнения функций в связи с администрированием арбитража
    • Статья 46. Недопустимость конфликта интересов при осуществлении деятельности созданного в Российской Федерации постоянно действующего арбитражного учреждения
    • Статья 47. Организация деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения
    • Статья 48. Прекращение деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения
  • Глава 10. Соотношение арбитража и процедуры медиации
    • Статья 49. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в арбитраже
  • Глава 11. Ответственность некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитра
    • Статья 50. Ответственность некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение
    • Статья 51. Ответственность арбитра
  • Глава 12. Заключительные положения
    • Статья 52. Заключительные положения
    • Статья 53. Признание утратившими силу глав VII и VIII Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Минюстом России разъяснены последствия окончания 1 ноября 2017 года переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) для физических и юридических лиц

Информация Минюста РФ от 01.11.2017 <Закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации>

Сообщается, что с указанной даты для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность.

В настоящее время только четыре арбитражных учреждения имеют право администрировать арбитраж:

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража».

Вынесенные после 1 ноября 2017 года решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом, что может явиться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц, реестр акционеров общества) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В отсутствие исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.

После 1 ноября 2017 года часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

По спорам, которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 года, все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

Минюст России призывает проявлять осмотрительность при обращении к лицам, указывающим на то, что они являются третейскими судьями. Рекомендуется проверять информацию о таких лицах на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж, а также внимательно знакомиться с документами, которые предлагается подписать в процессе заключения арбитражного соглашения.

Кроме того, при обращении в какое-либо учреждение рекомендуется проверять, были ли правила этого учреждения депонированы в Минюсте России на его официальном сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *