Возврат излишне уплаченных налогов

Содержание

Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов

Ситуации, когда налогоплательщик в силу различных причин излишне уплачивает в бюджет тот или иной налог, являются достаточно распространенными на практике. Действовавшее ранее налоговое законодательство не содержало порядок разрешения подобных ситуаций. Порядок возврата излишне уплаченных денежных средств регулировался инструкцией Госналогслужбы России, которая во многом ущемляла права налогоплательщиков. С принятием части первой Налогового кодекса РФ впервые данный вопрос регламентирован на законодательном уровне. Статья 78 НК РФ устанавливает порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени. Казалось бы, введение в действие указанных норм должно было снять возникающие вопросы. Однако некоторые формулировки и неудачная редакция указанной статьи порождают неоднозначное толкование.

На практике встречаются также ситуации, когда вследствие неправильного определения подлежащей уплате суммы налога в результате, например налоговой проверки, с налогоплательщика в бесспорном порядке взыскивается излишняя сумма налога. Разрешению подобных ситуаций посвящена ст.79 Налогового кодекса РФ.

Некоторые наиболее актуальные вопросы, связанные с возвратом из бюджета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, мы рассмотрим в настоящей статье.

Порядок проведения зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога

Как уже упоминалось выше, ст.78 Налогового кодекса РФ регулирует порядок возврата и зачета сумм налога, излишне уплаченных самим налогоплательщиком. В случае если указанные суммы были излишне взысканы налоговым органом, то при их возврате применяются правила ст.79 НК РФ.

Вопросы, связанные с зачетом или возвратом излишне уплаченного налога, решаются налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. В случае излишней уплаты налогов или сборов в связи с пересечением товаров через таможенную границу Российской Федерации указанные вопросы разрешаются таможенными органами. Установленные ст.78 НК РФ правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Налоговый кодекс РФ возлагает на налоговый орган обязанность сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и его сумме не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. При выявлении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, который подписывается налоговым органом и налогоплательщиком.

В случае если излишняя уплата налога произошла в результате неправильного исчисления налоговой базы и ошибка была обнаружена самим налогоплательщиком, то он должен внести изменения в поданную ранее налоговую декларация и уведомить об этом налоговый орган (ст.81 НК РФ). Одновременно с этим он может подать заявление о возврате или зачете суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ излишне уплаченные суммы налога могут быть: 1) зачтены в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; 2) направлены на погашение недоимки; 3) возвращены налогоплательщику.

  1. Зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Налоговый орган обязан вынести решение о проведении зачета в течение пяти дней после получения такого заявления. Зачет в счет предстоящих платежей проводится при условии, что данная сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (п.4 ст.78 НК РФ).

Пример. Предприятие перечислило в бюджет налог на прибыль. В дальнейшем была выявлена ошибка в исчислении налоговой базы, в результате которой в федеральный бюджет сумма налога излишне уплачена. В данном случае предприятие вправе зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иному налогу, если данная сумма также направляется в федеральный бюджет. Если сумма налогов направляется в бюджет субъекта РФ или в местный бюджет, зачет не производится.

  1. Зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (п.5 ст.78 НК РФ). Таким образом, по общему правилу зачет в счет погашения недоимки либо задолженности по пеням осуществляется на основании заявления налогоплательщика. Однако налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Право на осуществление зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты в счет погашения задолженности по пеням налоговому органу не предоставлено.

В отличие от зачета излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей срок проведения зачета в счет погашения недоимки НК РФ не установлен.

Пункт 6 ст.78 Налогового кодекса РФ содержит норму, устанавливающую, что налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей либо в счет погашения недоимки или задолженности по пеням не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Таким образом, комплексный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что решение о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки либо задолженности по пеням должно быть принято в течение двух недель с момента подачи заявления налогоплательщика, и в этот же срок налоговый орган обязан проинформировать об этом налогоплательщика.

Правовые последствия вынесения такого решения содержатся в п.2 ст.45 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов.

Необходимо обратить внимание, что в отличие от нормы, содержащейся в п.9 ст.78 НК РФ, которая предусматривает начисление процентов за нарушение сроков возврата налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов, проценты за нарушение налоговыми органами сроков проведения зачета не начисляются.

  1. Возврат излишне уплаченного налога.

Возврат излишне уплаченной суммы налога производится по письменному заявлению налогоплательщика. Ему может быть отказано в возврате данной суммы только при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, которые начислены тому же бюджету (внебюджетному фонду). Возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении этого срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата (в настоящее время процентная ставка рефинансирования установлена в размере 28% годовых — см. Телеграмму ЦБ РФ от 07.07.2000 N 818-У). В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ России на день, когда излишне уплачен налог (п.9 ст.78 НК РФ).

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ на день, когда излишне уплачен налог.

Положения Налогового кодекса РФ о зачете и возврате излишне уплаченных сумм налогов применяются также в отношении налоговых агентов и плательщиков сборов.

Соотношение норм Налогового кодекса РФ и законодательства о налоге на добавленную стоимость

Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является проблема возмещение НДС из бюджета. Такая ситуация может возникнуть в ряде случаев.

Пример 1. Предприятие приобретает оборудование, товары, материалы, которые облагаются НДС по ставке 20%, а реализует производимую продукцию, ставка НДС по которой равна 10%. В результате возникает задолженность бюджета перед предприятием по НДС.

Пример 2. Предприятие реализует произведенную им продукцию на экспорт. Все документы, необходимые для возмещения НДС, своевременно представлены. Однако налоговая инспекция зачет сумм НДС не производит.

Приведенные ситуации широко распространены на практике. В этой связи возникает вопрос о возможности применения налогоплательщиком в данном случае ст.78 Налогового кодекса РФ. По этому вопросу существуют две позиции.

  1. Статья 78 части первой Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо возврату налогоплательщику.

В тексте данной статьи не указываются конкретные случаи, которые могут привести к излишней уплате налога. Излишняя уплата налога — это превышение суммы налога, фактически уплаченного налогоплательщиком, над суммой налога, подлежащей уплате. Излишняя уплата налога может возникнуть в результате переплаты авансовых платежей в случаях последующей (после уплаты налога) реализации налоговой льготы, ошибки налогоплательщика при расчете налоговой базы и суммы налога и т.д. К таким случаям относится и излишняя уплата налога на добавленную стоимость в результате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам по приобретенным материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), над суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги).

В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

До введения в действие части первой Налогового кодекса РФ порядок возврата налогоплательщику разницы, возникающей в случае превышения сумм налога по товарно — материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), определялся в соответствии с п.3 ст.7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость».

Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что федеральные законы и иные нормативно — правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.

На основании изложенного порядок возврата излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость так же, как и всех прочих налогов, регулируется ст.78 Налогового кодекса РФ.

При соблюдении условий, указанных в данной статье, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Таким образом, по нашему мнению, в случае отказа налоговых органов в возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщик вправе требовать уплаты на нее процентов, предусмотренных ст.78 НК РФ. Неправомерные действия налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со ст.138 НК РФ.

  1. Позиция Минфина России и МНС России по данному вопросу кардинально отличается от вышеизложенной. Суть ее сводится к следующему.

В соответствии с п.2 ст.7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Пунктом 3 ст.7 указанного Закона предусмотрены основания, дающие право налогоплательщику ставить вопрос о зачете (возмещении) сумм НДС в случае превышения сумм налога, уплаченного поставщикам за поставленные товарно — материальные ресурсы, над суммами налога, полученными за реализованные товары (работы, услуги) от своих покупателей.

Так, указанным пунктом установлено, что в случае превышения сумм налога по товарно — материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Таким образом, наличие дебетового сальдо по счету 68 «Расчеты с бюджетом» обусловливается не фактической переплатой НДС в бюджет, а означает превышение сумм НДС, уплаченных поставщику за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), над суммами налога, полученными за реализованные товары.

Поскольку суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие зачету или возмещению налогоплательщику, уплачиваются им не в доход бюджета в виде налоговых платежей, а поставщикам товаров и материальных ресурсов (работ, услуг), такие суммы налога на добавленную стоимость не могут считаться суммами излишне уплаченного налога, подлежащими возмещению в порядке, установленном ст.78 Налогового кодекса РФ (см., например, Письма Минфина России от 03.02.2000 N 04-03-11, от 24.12.1999 N 04-03-08 — нормативными актами не являются).

Данная позиция очень удобна для налоговых органов, так как за нарушение сроков возмещения НДС финансовая ответственность бюджета и налоговых органов не установлена. По их мнению, взыскание процентов, предусмотренных п.9 ст.78 НК РФ, в данном случае неправомерно, так как отношения по возврату сумм излишне уплаченного налога и отношения по возмещению разницы, образовавшейся в связи с превышением сумм налога, уплаченного поставщикам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), регулируются разными нормами законодательства. В связи с изложенным в последнее время участились случаи произвола со стороны налоговых органов, когда сроки возмещения НДС неоправданно затягиваются порой на несколько месяцев. Для защиты своих прав и законных интересов налогоплательщики могут использовать правомочия, которые предоставляются действующим законодательством.

Возврат суммы излишне взысканного налога

В случае если налог, сбор или пеня были излишне взысканы с налогоплательщика, то к правоотношениям по их возврату применяются положения ст.79 Налогового кодекса РФ.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако если у него имеется недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), то возврат излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне взысканного налога производится на основании письменного заявления налогоплательщика. Необходимо обратить внимание, что заявление может быть подано в налоговый орган в течение месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. В случае если налогоплательщик по какой-либо причине пропустил этот срок, то в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога, он может обратиться в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета излишне взысканной суммы налога.

Пункт 2 ст.79 Налогового кодекса РФ содержит достаточно своеобразную норму, которая устанавливает, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления. Формулируя указанную норму, законодатель имел в виду, по всей видимости, дату регистрации поданного заявления в налоговом органе. Таким образом, для того чтобы избежать злоупотреблений со стороны налогового органа, налогоплательщик при подаче заявления должен требовать его немедленной регистрации и отметки о такой регистрации на копии заявления.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога. Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет, в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. В отличие от возврата суммы излишне уплаченного налога, на которую проценты начисляются в случае просрочки в ее возврате, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в эти дни.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм — в течение одного месяца после вынесения такого решения (п.5 ст.79 НК РФ).

Возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

Положения ст.79 Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок возврата излишне взысканных сумм, распространяются также на налоговых агентов и плательщиков сборов. Правила указанной статьи применяются также при возврате излишне взысканных сумм налога и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Защита прав налогоплательщиков

Далее необходимо обратиться к правовым механизмам, которые могут быть использованы налогоплательщиком для защиты нарушенных прав или законных интересов.

В соответствии со ст.137 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц, если они, по мнению налогоплательщика, нарушают его права. Применительно к рассматриваемой теме налогоплательщик вправе обжаловать:

  • ненормативный акт налогового органа, которым необоснованно отказано в зачете или в возврате сумм излишне уплаченного налога;
  • бездействие должностного лиц налогового органа в случае, если в установленный срок решение о зачете или возврате излишне уплаченных налогов не принято.

Обжалование актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц осуществляется в судебном и внесудебном порядке. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд (ст.138 НК РФ).

В случае если налогоплательщик подает жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), то такая жалоба должна быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом (ст.139 НК РФ). Жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее получения (ст.140 НК РФ).

Налогоплательщик может также обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налогов или с иском об обязании налоговых органов произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет погашения недоимок по налогам либо в счет предстоящих платежей.

В отношении переплаты по налогу на добавленную стоимость, образовавшуюся в результате превышения сумм налога по приобретенным товарно — материальным ценностям над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога. На практике налогоплательщиками также предъявляются иски об обязании налогового органа возместить (по терминологии Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость») из бюджета денежные средства, уплаченные в качестве НДС поставщику.

Как было отмечено выше, при нарушении срока возврата суммы излишне уплаченных налогов на нее начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. В случае отказа налогового органа в начислении и выплате процентов в добровольном порядке налогоплательщик вправе предъявить иск о взыскании указанных процентов.

Далее рассмотрим следующую ситуацию, широко распространенную на практике.

Пример. Налогоплательщик подал заявление в налоговый орган о проведении зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей за десять дней до наступления очередного срока уплаты налога. Однако по вине налогового органа решение о зачете к моменту истечения этого срока не принято, т.е. налоговым органом нарушен пятидневный срок, установленный для зачета. По данным налогоплательщика, сумма переплаты превышала сумму предстоящего налогового платежа, поэтому сумму налога он не перечислил, рассчитывая на проведение зачета. В результате у него образовалась недоимка по налогу.

В такой ситуации возникают вопросы: будет ли к налогоплательщику применена ответственность, предусмотренная ст.122 Налогового кодекса РФ за неуплату или неполную уплату налога, и будет ли начислена на сумму недоимки пеня.

Прежде всего еще раз напомним о норме, содержащейся в п.2 ст.45 НК РФ, которая предусматривает, что обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов.

Ответственность, установленная ст.122 НК РФ, применяется к налогоплательщику за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия). Формально действия налогоплательщика подпадают под признаки налогового правонарушения, предусмотренные указанной нормой. Однако в соответствии со ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения. В данном случае вина налогоплательщика отсутствует, так как заявление о проведении зачета им подано своевременно — более чем за пять дней до наступления очередного срока уплаты налога. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные ст.122 НК РФ, не могут быть наложены на налогоплательщика.

Что касается пени, то в соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня не рассматривается в качестве меры ответственности, поэтому положения Кодекса о наличии либо отсутствии вины налогоплательщика в несвоевременной уплате налога в данном случае не принимаются во внимание. Таким образом, складывается ситуация, когда при наличии вины налогового органа, оформившего решение о зачете с нарушением установленных сроков, с налогоплательщика может быть взыскана пеня.

В соответствии с п.1 ст.35 Налогового кодекса РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие их неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Таким образом, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик, с которого взыскана пеня, может обратиться в арбитражный суд с иском к налоговому органу о возмещении причиненных убытков. При этом налогоплательщик должен будет доказать: наличие убытков; неправомерные действия (бездействие) налогового органа (его должностного лица), т.е. налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие, что заявление о проведение зачета им подано своевременно, а решение налоговым органом в пятидневный срок не принято; причинно — следственную связь между неправомерными действиями налогового органа и возникновением убытков.

О.Старостина

АКДИ «Экономика и жизнь»

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов.

Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– возвращена налогоплательщику.

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность действий налоговых органов в этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого налоговый орган может вернуть налог или зачесть его в счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд – в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы

Переплатить налоги и сборы в бюджет можно по разным причинам – от неверного расчета до неточностей при оформлении платежных документов. Налоговое законодательство РФ позволяет компаниям вернуть излишне перечисленные налоги или же зачесть такие суммы в счет будущих платежей. Порядок возврата излишне уплаченных налогов имеет заявительный характер. Рассмотрим, как вернуть средства и составить письмо на имя ИФНС.

Как заполнить письмо о возврате излишне уплаченного налога

Заявление (письмо) на возврат переплаты имеет унифицированную форму. Актуальный бланк утвержден ФНС в Приказе № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017 г. (Приложение 8) и применяется с 31.03.2017 г. Документ внешне схож с декларацией и включает в себя:

  • Титульный лист – здесь приводятся № (порядковый) письма, код ИФНС, наименование/ФИО заявителя, нормативное основание для возврата средств (статья НК РФ), вид налога и сумма переплаты, КБК и пр. Заверяет достоверность указанной информации подпись руководителя/ИП или представителя налогоплательщика. Во втором случае также приводятся данные документа о подтверждении полномочий.
  • Сведения о банковском счете – на этом листе отражаются реквизиты в банке для перечисления средств. В том числе указывается наименование финансового учреждения, №№ расчетного и корреспондентского счетов, БИК, получатель переплаты.
  • Сведения о физлице, не имеющем статус ИП – эта страница заполняется только теми физлицами, у которых не указан ИНН.

После того, как выявлен факт переплаты, налогоплательщик подает в ИФНС данное заявление. Затем документ рассматривается в 10-дневный срок. В течение одного месяца со дня получения налоговые органы осуществляют возврат средств в случае положительного решения. При наличии за организацией недоимки (либо неоплаченных пеней или штрафов) возврат сумм производится только после зачета переплаты в счет долгов.

Обратите внимание! Подать заявление налогоплательщик вправе в течение 3-летнего периода с момента осуществления переплаты (п. 7 стат. 78 НК РФ).

Можно ли вернуть переплату по налогу

Если субъект увидит переплату по обязательным платежам, то вначале необходимо разобраться – каким образом она возникла.

Это может быть в случае, если:

  • Была допущена ошибка при уплате налога.
  • Если авансовые платежи по итогу за год оказались больше, чем в годовой декларации (например, переплата по налогу на прибыль или переплата по УСН отражена по результатам года в декларации по УСН).
  • Использование льготы по налогу, когда одновременно происходит оплата налога юрлицом и снятие его по решению ИФНС и т.д.

Переплата по налогам может быть возвращена, только когда с этим фактом согласны налоговые органы. НК РФ устанавливает, что ИФНС должна в срок 10 дней с момента обнаружения излишней оплаты сообщить плательщику об этом, чтобы он принял соответствующее решение. Но на практике такое встречается очень редко.

Однако, сам налогоплательщик имеет право, при обнаружении переплаты, подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Перед этим ему желательно провести сверку с ИФНС по расчетам. Это можно и не делать, тогда инспекторы ИФНС, при возникновении вопросов, попросят предоставить ряд документов, которые подтверждают факт переплаты.

бухпроффи

Важно! Налогоплательщик должен также помнить, что возврат излишне уплаченного налога возможен только, если с момента его переплаты не прошло три года.

Если переплата возникла по вине налоговых органов, то вернуть эту сумму налога можно в течение одного месяца с момента, когда налогоплательщик узнал об этом, или же с даты вступления в силу судебного решения.

Однако, в последнем случае ИФНС может воспользоваться временем в течение трех месяцев для проверки факта переплаты и принятия решения о возврате.

Возврат или зачет – что лучше

Помимо возврата налога, налогоплательщик имеет право попросить ИФНС произвести зачет сумм возникшей переплаты по налогу в счет имеющихся обязательств предприятия перед бюджетом.

Однако, при зачете излишнего налога действует ограничение. Его можно производить только по налогам в рамках одного бюджета (федерального, регионального или местного).

Решение о возврате или зачете принимает в большинстве случае только налогоплательщик (при отсутствии долгов по налогам). Поэтому, что лучше зачет или возврат, каждый хозяйствующий субъект решает самостоятельно, оценивая сложившуюся ситуацию в конкретных условиях, а также размер суммы излишне уплаченного налога.

Внимание! Налоговые органы предпочтение всегда отдают зачету, так как это позволит им не возвращать деньги. Поэтому процедура зачета осуществляется намного быстрее, и требует меньшего количества документов, чем возврат. Данный факт налогоплательщики также должны учитывать, принимая решения об этом.

Кроме этого имеет значение, в каком статусе возникла переплата по налогу. Ведь если была допущена излишняя уплата налоговым агентом, то учесть эти суммы ему нельзя по обязательствам, где он выступает налогоплательщиком. Здесь возможен только возврат.

Как выявить переплаченные суммы налогов

Как уже отмечалось выше, переплата по налогу может возникать по самым разнообразным причинам и выявить ее могут либо налоговые органы, либо сам налогоплательщик.

Рассмотрим подробнее как выявить переплату налогоплательщиком.

Многие налоги требуют авансовых платежей либо за месяц, либо за квартал. Поэтому переплату по таким налогам можно выявить, после того, как будет составлен годовой отчет.

При этом многие декларации предполагают указания в самом налоговом отчете сумм авансовых платежей и суммы налога за год, а следовательно в отчете указывается сумма возникшей переплаты, если она есть.

Такая же ситуация складывается, если происходит уточнение отчета, в результате которого из-за льготы или по какой-то другой причине (неправильного указания базы налогообложения) сумма обязательства налогоплательщика перед бюджетом снижается.

Часто при перечислении налогов могут допускаться ошибки в платежных поручениях, поэтому выявить переплату по налогу, если деньги ушли не туда можно, проводя периодически сверки с бюджетом по взаиморасчетам.

Узнать об образовавшемся таком излишке можно от налоговой либо самостоятельно:

  • Инспектор может позвонить либо отправить письмо. При звонке важно записать откуда звонили, по какому налогу и в какой сумме переплата. Иногда налоговая может затребовать дополнительные документы чтобы проверить — действительно ли это переплата. Отказывать в таком случае не стоит. Увы, налоговики редко сами сообщают о выявленной переплате.
  • Через личный кабинет на сайте налоговой. Если у организации или ИП есть квалифицированная ЭЦП, можно бесплатно открыть личный кабинет налогоплательщика. Через него очень удобно отслеживать свои отношения с налоговой — в нем будет появляться информация не только о недоплатах, но и переплаченных суммах.

Как вернуть переплату по излишне оплаченным налогам

Если организация или индивидуальный предприниматель выявили факт переплаченной суммы по налогам, то возможно два варианта развития событий: вернуть денежные средства к себе на расчетный счет, либо сделать зачет излишка на другой налог (КБК).

Порядок действий по возврату денег

Если организация принимает решение о том, что переплату по налогу необходимо вернуть назад на расчетный счет, а не сделать зачет, для этого оформляется специальное заявление на возврат налога.

Для него разработана специальная форма КНД 1150058. Оно было обновлено в 2017 году, и в настоящее время больше напоминает декларацию. В заявлении нужно указать название компании, сумму переплаты, КБК по налогу, реквизиты расчетного счета налогоплательщика.

Заполненный документ передается в ФНС несколькими способами:

  • В бумажном виде лично налогоплательщиком либо его представителем по доверенности;
  • Почтовым отправлением с уведомлением о получении;
  • В электронном виде через Интернет, но при этом потребуется электронная цифровая подпись.

Процесс возврата лишнего налога можно разделить на несколько этапов:

  • Определить, что произошла переплата. Это можно сделать, например, запросив у ФНС акт сверки по налогам. Из документа будет видно по какому налогу и в какой сумме произошло излишнее перечисление средств.
  • Оформить заявление на возврат. В нем нужно указать сведения о компании, сумму к возврату и реквизиты банковского счета, на который это необходимо сделать;
  • Передать заявление в налоговую лично или через представителя, почтой либо при помощи Интернет;
  • Через 10 дней получить результат рассмотрения заявления. Если орган неправомерно отказывает в возврате, подготовить документы для передачи дела в суд;
  • В течение месяца с момента подачи заявления ФНС должна произвести возврат денежных средств на расчетный счет;
  • Если время вышло, но зачисление так и не было произведено, написать жалобу в вышестоящую инспекцию и подготовить документы для передачи дела в суд.

Как зачесть излишне уплаченный налог

Если налогоплательщик принимает решение не делать возврат излишне уплаченного налога, он может его зачесть:

  • В счет дальнейшей оплаты этого же налога;
  • В счет погашения долга по другому неуплаченному налогу.

При выполнении зачета необходимо соблюсти правило — зачесть платеж можно только в пределах бюджета того же уровня. Т.е. переплата по федеральному налогу зачтется только на другой федеральный, по региональному — на другой региональный и т. д.

ФНС наделена правом при обнаружении переплаты самостоятельно производить зачет с недоплатой по другому налогу. Согласия компании в этом случае для нее не требуется.

Для произведения зачета необходимо подать заявление о зачете налога по специальной форме КНД 1150057.

Это можно выполнить тремя способами:

  • На бумаге лично или через представителя;
  • Почтовым отправлением;
  • Через сервисы Интернет.

Внимание! Произвести зачет можно в срок 3 лет с момента совершения переплаты.

Сроки возврата и зачета

Если фирма хочет произвести зачет лишней суммы налога в счет будущих платежей, необходимо подать в ФНС заявление. Работники налоговой должны в срок 10 дней рассмотреть документ и затем, еще в течение 5 дней сообщить налогоплательщику о решении.

Если налоговая самостоятельно принимает решение о зачете переплаты по одному налогу в счет недоплаты по другому налогу, инспектор должен сделать это в срок 10 дней с факта обнаружения переплаты. И также, в срок 5 дней орган должен сообщить о решении.

Если сумма переплаты больше, чем сумма недоплаты, то налоговая должна сделать зачет, и в течение 1 месяца вернуть остаток переплаты на расчетный счет. При нарушении этого срока налогоплательщику полагаются проценты.

Внимание! Если необходим только возврат переплаты по налогам, то нужно подать заявление по специальной форме. Орган его рассматривает в те же сроки (10 дней), после чего в течение месяца производит возврат. Если сроки нарушаются, но необходимо подавать в суд, и требовать не только возврата переплаты, но и процентов. Подать в суд можно в течение 3 лет.

Что делать, если налог списался ошибочно

Налоговая наделена правом без одобрения самого налогоплательщика снимать с него неуплаченные суммы налогов, штрафов или пени.

Иногда такие действия совершаются по ошибке — к примеру, в орган не поступило платежное поручение, или налогоплательщик сам ошибся и указал не те реквизиты, номер КБК и т. д.

Если такое событие все же произошло, то налоговая обязана выполнить возврат неправомерно удержанной суммы. Если у предприятия есть долги по каким-либо другим налогам, то из этого платежа часть может пойти на их погашение, а оставшиеся денежные средства возвращены.

Чтобы произвести возврат необходимо подать в ФНС письменное заявление в свободной форме. В нем нужно изложить обстоятельства дела, приложить подтверждающий документ (платежку с перечислением налога), указать банковские реквизиты для возврата.

бухпроффи

Важно! Заявление нужно подать в срок 1 месяц с момента неправомерного списания. Если этот период пропустить, то вернуть сумму можно будет только путем судебного разбирательства. На это отводится три года.

На обработку поданного заявления отводится 10 дней. Далее, 1 месяц органу отводится на возврат суммы на расчетный счет.

Налоговая не хочет делать возврат – что делать

Налоговый орган может затягивать обработку поданного заявления и не производить возврат. В этом случае не стоит сидеть ждать платежа, а переходить к активным действиям.

Сначала необходимо удостовериться, что в заявлении были указаны верные реквизиты для возврата денежных средств. Это можно сделать на копии документа, которая осталась у подателя.

Если налоговый инспектор отказывается принять заявление, что делать он не имеет права, отправить его можно через почту заказным письмом с уведомлением, либо через интернет. В последнем случае необходимо иметь квалифицированную ЭЦП.

При разговоре с работником ФНС необходимо ссылаться на тот факт, что НК устанавливает срок возврата налога в течение месяца с момента получения заявления. Ни о какой проверке в нем речи не идет.

Если по истечении времени, отведенного законом на обработку заявления и возврат излишне уплаченного налога, налоговая никаких действий не предпринимает, необходимо начинать писать жалобы. Делать это нужно только в письменной форме с отправкой почтой с уведомлением. По закону орган обязан ответить на запрос также в письменной форме.

Звонить и в устной форме пытаться решить вопрос не стоит. Такие обращения нигде не фиксируются, наобещать по телефону можно что угодно, но при судебном разбирательстве это нельзя будет подключить к делу.

Внимание! Если все сроки вышли, а возврата так и нет, необходимо оформлять исковое заявление и обращаться в суд. В нем нужно требовать возврата не только излишне перечисленного налога, но также и процентов за несвоевременную уплату.

Необходимо отметить, что практически все такие разбирательства заканчиваются в пользу налогоплательщика. Суд занимает сторону органа только в случаях нарушений в оформлении поданных документов.

Налоговая система

Налоговая система работает в том случае, если работают все ее основные элементы. К ним можно отнести:

  • Объективную сторону;
  • Субъективную сторону;
  • Органы контроля;
  • Законы.

Итак, законодательные акты (конституция, кодекс, указы президента и т.д.) устанавливают:

  • налоги;
  • объекты налогообложения;
  • их ставки;
  • порядок и сроки представления отчетов и платежей.

Схема действий в случаях, если плательщик переплатил

Налоги делятся по уровням на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Также налоги могут быть распределены по категориям в зависимости от объекта:

  • на доходы;
  • на имущество;
  • на действия;
  • прочие.

Такое разделение говорит о том, в какой бюджет поступает тот или иной платеж. Поскольку основной функцией налогообложения является пополнение бюджета для выполнения определенных финансовых задач государственных ведомств.

Также законодательными актами установлено определение плательщика, его основные права и обязанности. При этом плательщиками могут быть не только физические лица, но и юридические организации. Кроме того, помимо обязанности по уплате налогов, есть также обязательность по сдаче отчетов и представлению документов.

И ими же устанавливаются государственные органы, на которых возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, их права и обязанности в данной области.

К ним относятся Министерство финансов, Федеральная налоговая служба и все подотчетные ей отделения. То есть, все основные элементы связаны между собой и образуют единую схему взаимодействия.

Переплата по налогам

Основной обязанностью налогоплательщиков является уплата налогов. Помимо неуплаты или не своевременной уплаты данных платежей, возникают и обратные ситуации — переплата по обязательным платежам.

Возврат в таких случаях производится в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса.

Когда возникает

Переплата возникает в случаях, если размер ошибочно внесенного платежа на погашение налога, пени либо штрафа больше необходимого. То есть, если задолженность по земельному налогу составляет 2 000 рублей, а плательщик оплатил 3 000 рублей, то образовавшуюся разницу можно отнести к переплате. Она также может возникнуть в случаях, если налоговым агентом была излишне взыскана определенная сумма.

Вырезка из статьи 78 Налогового кодекса

При образовании переплаты государственное ведомство отправляет сообщение о факте излишней уплаты, взыскания налога, сбора, пени, штрафа. При наличии личного кабинета на официальном сайте службы можно посмотреть информацию о недоимке либо переплате можно там.

Что же это такое сообщение о факте излишней уплаты налога? Это письменное обращение от налогового ведомства к налогоплательщику, информирующее о том, что он переплатил, и о его праве распорядиться данным расхождением.

Как ее использовать

Если образовалась такая переплата, то можно действовать следующим образом:

  • зачесть по недоимке по другим налогам;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • произвести возврат излишне уплаченного налога.

Порядок действий при переплате

При этом зачет производится автоматически без наличия заявлений и обращений, являющихся основанием для инициирования данной процедуры, самого плательщика. Инспектора в автоматическом режиме переносят задолженность с одного налога на другой.

Зачет производится только по недоимке или уплате платежей, относящихся к одной категории по распределению к уровням власти (федеральный, региональный или местный). То есть, если переплата образовалась по региональному налогу, то и зачет необходимо производить по нему же. Данное условие необходимо ввиду того, что разные налоги зачисляются в бюджеты разных уровней.

Важно! Возврат может быть произведен только в том случае, если отсутствует какая-либо задолженность по иным обязательным платежам в сфере налогообложения (налоги, пени, штрафы и т.д.).

Как составить заявление

Как вернуть переплату по налогам физических лиц? Зачет в счет будущих платежей, так же как и возмещение финансовых средств осуществляется на основании заявления от плательщика. Оно составляется на шаблоне, форма которого установлена законодательными актами. Рекомендуется составление данного заявления в двух экземплярах для того, чтобы один из них остался самому плательщику с пометкой о его представлении в ИФНС. Данное действие необходимо для доказывания факта обращения в налоговое ведомство в спорных ситуациях.

В заявлении должны содержаться основные реквизиты:

  • наименование налогового органа, куда подается заявление;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • его ИНН;
  • паспортные данные (серия, номер, когда икем выдан);
  • адрес регистрации (индекс, регион, город, улица, дом, квартира ит.д.);
  • номер телефона для связи;
  • величина переплаты (в цифрах и прописью);
  • за какой налог она образовалась;
  • какое действие предполагается совершить с переплатой (осуществить возврат, зачесть по другим налогам);
  • при возврате— основные реквизиты для перевода (наименование банка, БИК, ИНН, КПП и счет в банке, куда осуществить возврат);
  • при зачете— наименование налога и указание периода, за который осуществить зачет;
  • подпись и дата.

Заявление заполняется по установленной форме

Ниже представлен образец заявления о зачете пени в счет переплаты по налогу.

Важно! Это обращение представляется в инспекцию по месту регистрации. Представление дополнительных документов не требуется. Однако если налог уплачен в превышающем размере, а числится недоимка, значит, необходимо будет приложить копию платежного документа, подтверждающего факт оплаты.

Передать заявление в инспекцию можно несколькими способами:

  • лично;
  • через представителя;
  • с помощью почтовой связи заказным письмом;
  • с помощью личного кабинета на официальном сайте налоговой службы.

Передача заявления с помощью личного кабинета на официальном сайте налоговой службы значительно упрощает всю процедуру. Так, не требуются печатные бланки (что экономит денежные средства), поскольку заполнить шаблон можно на сайте. Кроме того, не нужно ездить и стоять в очереди, поскольку все действия осуществляются удаленно, что экономит время налогоплательщика. После подачи заявления отслеживать его статус также можно с помощью личного кабинета.

Если нет личного кабинета, то рекомендуется пройти процедуру регистрации. Для этого получить логин и пароль в любом отделении инспекции.

Сколько ждать

Заявление можно предоставить в период до трех лет с момента возникновения переплаченной суммы. Если данный срок пропущен, то инспекция откажется возвращать данную сумму. Так, например, если переплата образовалась в 2014 году, а заявление представлено только в 2018 году, то по нему будет выставлен отказ. Отказ составляется в печатной форме и заверяется подписью руководителя и печатью ведомства. В тексте должна быть ссылка на основание отказа и его законодательное подкрепление.

Сроки для выполнения всех необходимых действий

Однако в таком случае можно обратиться в суд. Поскольку срок исковой давности для суда начинает исчисляться с того момента, когда лицо узнало о его праве. То есть, это может быть день получения доступа к личному кабинету либо день получения сообщения от налогового органа. То есть, если переплата возникла в 2014 году, а плательщик узнал об этом в 2017 году, когда он получил доступ в личный кабинет, то обратиться с иском в суд можно до 2020 года.

Срок для возврата излишне уплаченного налога физическим лицом складывается из времени на проверку и времени на перевод. Так, время для возврата составляет:

  • десять рабочих дней на осуществление контрольных мероприятий;
  • один месяц на перевод денежных средств на счет заявителя.

Важно! В случае несогласия с принятым решением можно его обжаловать. Такое обращение может быть отправлено в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Таким образом, если гражданин переплатил сумму по налогам сверх рассчитанных платежей, можно возвратить разницу в заявительном порядке. Возврат финансовых средств на карту должен быть инициирован самим заявителем. Кроме того, вместо возврата можно выполнить зачет.

Последний может быть направлен как на погашение задолженности по другим обязательным платежам, так и на будущие платежи. Первый случай инициируется налоговым ведомством и не требует наличия заявления и согласия налогоплательщика. Второй — производится по желанию плательщика на основании заявления.

Верните наши «кровные»: переплата на лицевом счете налогоплательщика!

В данной статье в краткой форме вы узнаете:

  • о причинах возникновения переплаты и фактах ее обнаружения;
  • о видах переплаты по налогам;
  • о «сроках хранения» переплаты по налогам на лицевых счетах;
  • о сроках возврата переплаты при самостоятельном обнаружении и выявлении переплаты налоговым органом;
  • о порядке возврата переплаты на расчетный счет; возможности зачета ее в счет других платежей;
  • о формах заявлений о возврате переплаты и зачете.

Схема возврата излишне уплаченных сумм

Для возврата излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов налогоплательщику необходимо подать заявление в налоговый орган (п. 6, 14 ст. 78 НК РФ) по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ (Приложение N 8).

После получения заявления инспекция проверит по данным своего учета наличие переплаты, а также задолженности по платежам в бюджет. Если инспекция подтвердит наличие переплаты и задолженности по платежам в бюджет, то сначала она погасит ее зачетом за счет излишне уплаченной суммы. И только затем переплата будет возвращена в сумме, оставшейся после зачета (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет суммы переплаты в счет погашения задолженности (перед ее возвратом из бюджета) налоговый орган осуществляет самостоятельно (в одностороннем порядке). Для его осуществления от налогоплательщика никаких действий не потребуется (п. 5, 6 ст. 78 НК РФ).

Сроки при возврате переплаты в результате сверки расчетов и самостоятельном выявлении:

  • заявление — в течение 3х лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ);
  • решение о возврате переплаты – в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления;
  • уведомление о положительном решении – в течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения;
  • возврат денежных средств на расчетный счет – не позднее 1го месяца с даты получения заявления.

Сроки при обнаружении переплаты налоговым органом:

  • сообщение об обнаружении переплаты — в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения переплаты;
  • заявление — в течение 3х лет со дня уплаты излишней суммы налога;
  • решение о возврате переплаты – в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления;
  • уведомление о положительном решении – в течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения;
  • возврат денежных средств на расчетный счет – не позднее 1го месяца с даты получения заявления.

Сроки в случае отказа в возврате переплаты по всем основаниям:

  • заявление — в течение 3х лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ);
  • решение об отказе в возврате переплаты – в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления;
  • уведомление об отказе в возврате – в течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения;
  • судебные разбирательства – сроки не установлены.

Особенности возврата излишне взысканных сумм

На что нужно обратить внимание:

  • Если сумма налогов (пеней, штрафов) излишне взыскана, то налогоплательщик вправе обратиться за ее возвратом по своему выбору: (п. 3 ст. 79 НК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 309-КГ16-5644)
    • сначала в налоговый орган, а потом — в суд, если инспекция отказала в возврате излишне взысканных налогов, пеней, штрафов или оставила заявление без ответа (п. 1 ст. 138 НК РФ);
    • сразу в суд (подавать в налоговый орган заявление о возврате перед обращением в суд необязательно. Подтверждено Арбитражной практикой).
  • Срок подачи заявления о возврате в налоговый орган — один месяц с даты, когда налогоплательщику стало известно об излишнем взыскании, или со дня вступления в силу решения суда (п. 3, 9 ст. 79 НК РФ).
  • При возврате излишне взысканных сумм налогов (пеней, штрафов) налоговый орган в любом случае должен выплатить проценты. Они начисляются со следующего дня после взыскания платежей в бюджет по дату фактического возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика (п. 5, 9 ст. 79 НК РФ).

Расчет процентов осуществляется по формуле:

где:

  • Ниу — сумма переплаты, срок возврата которой нарушен;
  • КДГ — число календарных дней в году;
  • Днсв — число календарных дней нарушения срока возврата переплаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *