Возмещение коммунальных услуг проводки

Общие положения

Отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 Гражданского кодекса. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Такое определение дано в статье 606 Гражданского кодекса. При этом арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, а также нести расходы на содержание этого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К таким расходам, в частности, относятся коммунальные расходы, сумма которых из месяца в месяц изменяется.

В то же время размер арендной платы может меняться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но, в соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса, не чаще одного раза в год. По этой причине на практике чаще всего по договору аренды арендатор компенсирует арендодателю долю стоимости потребленных им коммунальных услуг отдельно от арендной платы. Арендодатель напрямую заключает договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги. Те в свою очередь ежемесячно представляют арендодателю первичные документы на их услуги, а также выставляют счета-фактуры. Общая стоимость коммунальных услуг определяется по фактическому их потреблению на основании счетов, выставленных коммунальными службами.

Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться разными способами:

  • расчет суммы фактически потребленных коммунальных услуг ­производится в доле занимаемых арендуемых площадей помещений;
  • сумма потребляемой электроэнергии определяется показаниями отдельных счетчиков;
  • потребляемая энергия определяется исходя из мощности ­оборудования партнеров и времени его работы.

В любом случае методику расчетов необходимо закрепить в договоре аренды.

Налоговый учет

Расходы на оплату электроэнергии

Возникает вопрос о порядке проведения данных услуг как ­у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете.

В этой связи интересно мнение Минфина России, обнародованное в недавно вышедшем письме ФНС России от 23.04.2007 г. № ШТ-6-03/340@ о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения ­указанные расходы не включаются.

Так, в письме Минфина России от 03.03.2006 г. № 03-04-15/52 изложена позиция по применению НДС в отношении сумм, перечисленных арендатором арендодателю в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии. В нем в частности сказано, что у арендодателя нет оснований относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии в рамках данных договоров к операциям по реализации товаров для целей налогообложения НДС. Поэтому данные операции объектом налогообложения НДС не являются, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.

Данное утверждение Минфин России основывает на подпункте 1 пунк­та 1 статьи 146 Налогового кодекса, из которого вытекает, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории Российской Федерации.

Кроме того, отмечается, что согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонентом в данном случае является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.

Арендодатель не является для арендатора энергоснабжающей организацией, так как сам в качестве абонента получает электроэнергию (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 06.04.2000 г. № 7349/99).

На основании вышеизложенного отмечается, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и не получает счета-фактуры по потребляемой им электроэнергии, поэтому право на вычет сумм НДС, перечисленных им арендодателю в составе сумм компенсаций, у него отсутствует.

Но и у арендодателя возникают сложности в учете НДС по коммунальным услугам. Минфин, ссылаясь на нормы статьи 170 Налогового кодекса, отмечает, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются. Следовательно, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по электроэнергии, предъявляемые ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.

…и всех остальных коммунальных платежей

В письме от 24.03.2007 г. № 03-07-15/39 Минфин России в своих рассуждениях пошел еще дальше, распространив вышеизложенную точку зрения о применении НДС и в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате не только на электроэнергию, но и на все коммунальные услуги, услуги связи, а также услуги по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.

Однако совершенно иную точку зрения по данному вопросу высказывает УФНС России по Московской области в своем письме от 03.02.2005 г. № 21-27/28632 (далее – письмо УФНС по МО). Она основывается на том, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из этого делается вывод, что денежные средства, полученные арендодателем от арендатора в виде компенсации стоимости коммунальных платежей (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.), в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС. Следовательно, суммы НДС, уплаченные арендодателями поставщикам коммунальных услуг, в том числе в части, потребляемой арендаторами, принимаются к вычету у арендодателя на основании статей 169, 171, 172 Налогового кодекса. Арендатор также может принять НДС к вычету по указанным (компенсируемым арендодателю) расходам только на основании счетов-фактур.

Однако в более позднем письме ФНС России от 29.12.2005 г. № 03-4-03/2299/28@ «О порядке применения ставки 0 процентов по НДС» говорится, что у арендодателя в данной ситуации отсутствуют основания для выставления соответствующих счетов-фактур, а у арендатора – право на возмещение сумм НДС.

На сегодняшний день налоговые органы отказываются высказывать и комментировать свою точку зрения по данному вопросу.

Как быть с расходами?

Также очень интересен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате вышеуказанных расходов.

Минфин России в письме от 04.08.2005 г. № 03-03-04/2/41 «Об учете коммунальных платежей при субаренде имущества» высказал следующую точку зрения. Ссылаясь на подпункт 10 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса, он подтвердил право арендатора учитывать в составе прочих расходов расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей и (или) услуг связи, относящиеся к помещениям, полученным в аренду. Субарендатор также может учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы по оплате коммунальных и эксплуатационных расходов, понесенных им по договору субаренды. При этом арендатор при получении от субарендатора арендных и коммунальных платежей учитывает данные суммы в составе прочих расходов (п. 4 ст. 250 НК РФ). Несмотря на то что в письме говорится о субарендных отношениях, мнение, отраженное в нем, справедливо и для отношений, возникающих между арендатором и арендодателем.
Мнение налоговых органов по вопросу исчисления прибыли изложено в упомянутом выше письме УФНС по МО. В нем говорится, что если возмещение арендатором арендодателю расходов по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества (коммунальные расходы) предусмотрено договором аренды, то данные платежи отражаются у арендодателя в составе внереализационных доходов или доходов от реализации, при этом ­у арендатора – в составе внереализационных расходов.

В случае заключения на возмещение вышеуказанных расходов между сторонами отдельного договора данные платежи учитываются у арендодателя в составе доходов от реализации на основании пункта 2 статьи 249 Налогового кодекса. У арендатора данные платежи не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Что же касается коммунальных платежей, то данные расходы в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса учитываются в составе материальных расходов у стороны, которая заключила прямые договоры с организациями – поставщиками коммунальных услуг. Это очень важно, так как в данной ситуации у арендатора нет прямых договоров с коммунальными службами и он не сможет включить в расходы суммы коммунальных платежей, возмещаемых арендодателю.

Но в уже более поздних письмах УФНС по г. Москве от 06.07.2005 г. № 20-12/47837, а также от 26.06.2006 г. № 20-12/56637 и от 28.06.2006 г. № 19-11/58877 высказывается точка зрения, аналогичная мнению Министерства финансов.

В этих письмах указывается, что в случае если договором аренды предусмотрены обязанности по уплате фактически потребленных коммунальных расходов и расходов на оплату услуг связи на арендатора, указанные расходы он включает в состав материальных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. При этом должно выполняться условие обоснованности и документального подтверждения данных расходов первичными документами в силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Также в нем приведен перечень этих документов: счета арендодателя, составленные на основе аналогичных документов, выставленных арендодателю коммунальными службами, в отношении фактически используемых арендатором этих услуг.

Арендодатель в свою очередь имеет право учитывать в составе расходов суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи.

Бухгалтерский учет

Все вышеизложенное касается налогового учета. Теперь рассмотрим данную ситуацию в рамках бухгалтерского учета на следующем примере.

Пример 1

Фирма «Зодиак» предоставляет в аренду складские площади, находящиеся у нее на праве собственности. По арендному договору фирма «Звезда» как арендатор компенсирует ей 10 процентов расходов стоимости коммунальных услуг отдельно от арендной платы. Стоимость коммунальных услуг рассчитывается исходя из фактического их потребления по счетам, выставленным арендодателю соответствующими коммунальными службами, и составляет за июль 2007 года 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.). Доля фирмы «Звезда» равна 7 080 руб. (в том числе НДС – 1 080 руб.). Арендная плата составляет 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.) Предоставлен акт и счет-фактура арендатору. Расчеты производятся ежемесячно.

Арендная плата и суммы компенсации коммунальных услуг за июль ­перечислены фирме «Зодиак» 9 августа 2007 года.

Представление площадей в аренду является основным видом деятельности фирмы «Зодиак». Для целей исчисления прибыли фирмы работают по методу начисления.

Следует отметить, что во избежание споров с налоговыми органами арендодатель в счете, выставленном арендатору, указывает в тексте не «Оплата коммунальных услуг», а «Расходы, возмещаемые арендатором».

В бухгалтерском учете фирмы «Зодиак», арендодателя, будут сделаны проводки:

31 июля 2007 года:

Дебет 20 Кредит 60 – 54 000 руб. ((70 800 руб. – 10 800 руб.) – (7 080 руб. – 1 080 руб.) – отражена стоимость коммунальных ­расходов арендодателя;

Дебет 19 Кредит 60 – 9 720 руб. (10 800 руб. – 1 080 руб.) – отражена часть суммы НДС, предъявленная коммунальными службами ­на основании счетов-фактур, в части услуг, потребляемых арендодателем;

Дебет 68 Кредит 19 – 9 720 руб. – принята к вычету сумма НДС, соответствующая расходам по коммунальным услугам, потребляемым арендодателем.

При этом в книге покупок фирма регистрирует не все суммы по полученным счетам-фактурам за коммунальные услуги, а только суммы, потребляемые конкретно им, то есть 9 720 руб.

Дебет 60 Кредит 51 – 70 800 руб. – произведена оплата ­за коммунальные услуги;

Дебет 76 Кредит 90-1 – 15 000 руб. (17 700 руб. – 2 700 руб.) – ­начислена арендная плата за июль 2007 года;

Дебет 90-3 Кредит 68-2 – 2 700 руб. – произведено начисление НДС с суммы арендной платы;

Дебет 76 Кредит 60 – 7 080 руб. – предъявлена арендатору сумма расходов по коммунальным услугам, подлежащая возмещению.

9 августа 2007 года:

Дебет 51 Кредит 60 – 24 780 руб. (17 700 руб. + 7 080 руб.) – получена сумма арендной платы и компенсация расходов по коммунальным услугам от арендатора.

В налоговом учете фирма «Зодиак», как было сказано, может принять арендную плату в качестве доходов от основного вида деятельности с начислением НДС с этих сумм в бюджет. Сумма коммунальных платежей, компенсируемых фирмой «Звезда» по договору аренды, не принимается ею в качестве доходов в целях исчисления прибыли. Не подпадает под налогообложение НДС, так как не является реализацией.

Обратимся к рассмотрению бухгалтерского учета фирмы «Звезда» как арендатора.

Бухгалтерией фирмы будут сделаны следующие проводки:

31 июля 2007 года:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 15 000 руб. (17 700 руб. – 2 700 руб.) – отражена арендная плата за июль 2007 года;

Дебет 19 Кредит 76 – 2 700 руб. – отражена сумма НДС с арендной платы в соответствии с договором;

Дебет 68 Кредит 19 – 2 700 руб. – принята к вычету сумма НДС по арендной плате.

Напоминаем, что арендодатель выставляет счет арендатору на сумму компенсации коммунальных платежей без выделения суммы НДС, а также копии счетов коммунальных служб. Фирма «Зодиак», арендатор, всю сумму по счету за коммунальные платежи отражает в расходах как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, без самостоятельного выделения НДС.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 7 080 руб. – отражена стоимость коммунальных расходов, подлежащих возмещению арендодателю за июль 2007 года.

9 августа 2007 года:

Дебет 76 Кредит 51 – 24 780 руб. (15 000 руб. + 2 700 руб. + 7 080 руб.) – перечислена арендная плата и суммы возмещаемых коммунальных услуг арендодателю.

Как решить проблему?

Чтобы избежать спорных вопросов в ведении учета с налоговой инспекцией, некоторые фирмы упрощают договорные отношения при сдаче помещений в аренду. В сумму стоимости арендных платежей по договору включаются суммы компенсации возмещаемых арендодателю коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране, уборке помещений. В этом случае указанные суммы у арендодателя отражаются в составе внереализационных доходов или доходов от реализации с начислением НДС. Арендатор при этом имеет право учесть их в качестве внереализационных расходов, а также принять по ним суммы НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем.

Есть и другой способ решения данного вопроса. Он также связан с соответствующим оформлением договорных отношений между сторонами по договору аренды. Суть его состоит в следующем. Из договора аренды, заключаемого сторонами, должно четко следовать, что арендодатель, оплачивая услуги коммунальным службам, выступает от своего имени, но за счет арендатора. Содержание и форма договора должны соответствовать ­посредническим договорам. В частности, договору комиссии, определенному в главе 51 ГК РФ, или агентскому договору согласно главе 52 ГК РФ. В этом случае арендодатель перевыставляет счета коммунальных организаций в адрес арендатора с выделением сумм НДС.

Чтобы принять суммы «входного» НДС к вычету, арендодатель, выступающий посредником между арендатором и коммунальными службами, должен выставить от своего имени счета-фактуры на суммы коммунальных платежей. Такое разъяснение дано в письме Минфина России от 14.11.2006 г. № 03-04-09/20.

Кроме того, в соответствии с положениями Гражданского кодекса, арендодателю положено вознаграждение за посреднические услуги. Чтобы избежать дополнительных расходов со стороны арендатора, стороны могут договориться о снижении размера арендной платы на сумму вознаграждения.

На основании полученных документов арендатор имеет право принять к вычету суммы НДС, уплаченные арендодателю, а также отразить их в книге покупок.

Рассмотрим данную ситуацию на примере.

Пример 2

Обратимся к условию предыдущего примера. С тем лишь изменением, что фирма «Зодиак» в части расходов на коммунальные услуги арендатора является комиссионером и выступает перед коммунальными организациями от своего имени, но по поручению фирмы «Звезда»; при получении счетов от коммунальных служб перевыставляет их в адрес арендатора с выделением сумм НДС, а также выдает счета-фактуры на указанные суммы от своего имени. Кроме того, выступая как комиссионер в данной сделке, получает вознаграждение в размере 1 770 руб. (в том числе НДС – 270 руб.).

Стороны договорились уменьшить величину ежемесячной арендной платы на эту сумму. Фирма «Зодиак» представляет отчет комиссионера, акт ­выполненных работ и счет-фактуру на свое вознаграждение.

В бухгалтерском учете фирмы «Звезда» будут сделаны следующие проводки:

31 июля 2007 года:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 13 500 руб. (15 930 руб. – 2 430 руб.) – отражена арендная плата за июль 2007 года;

Дебет 19 Кредит 76 – 2 430 руб. – отражена сумма НДС с арендной платы в соответствии с договором;

Дебет 68 Кредит 19 –2 430 руб. – принята к вычету сумма НДС по арендной плате;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 1 500 руб. (1 770 руб. – 270 руб.) – отражено вознаграждение комиссионера (фирмы «Зодиак») ­за выполненные услуги;

Дебет 19 Кредит 76 – 270 руб. – отражена сумма НДС ­по комиссионному вознаграждению;

Дебет 68 Кредит 19 – 270 руб. – принята к вычету сумма НДС ­по комиссионному вознаграждению;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76 – 6 000 руб. (7 080 руб. – 1 080 руб.) – отражена стоимость коммунальных расходов, подлежащих ­компенсации арендодателю за июль 2007 года на основании его счета;

Дебет 19 Кредит 76 – 1 080 руб. – отражена сумма НДС с коммунальных платежей по счетам-фактурам, перевыставленным арендодателем;

Дебет 68 Кредит 19 – 1 080 руб. – принята к вычету сумма НДС по коммунальным платежам.

Сумма НДС в размере 1 080 руб., указанная в полученных от арендодателя счетах-фактурах по коммунальным расходам, так же, как и сумма НДС по арендной плате в размере 2 430 руб. и сумма НДС по комиссионному вознаграждению в размере 270 руб., отражаются в книге покупок фирмы «Звезда».

9 августа 2007 года:

Дебет 76 Кредит 51 – 24 780 руб. (13 500 руб. + 2 430 руб. + 1 500 руб. + 270 руб. + 7 080 руб.) – перечислена арендная плата, комиссионное вознаграждение и суммы возмещаемых коммунальных услуг арендодателю.

НДС при перевыставлении расходов (Мисникович Л.)

Перевыставление расходов встречается довольно часто и является стандартной практикой в гражданско-правовых отношениях между компаниями как в отношениях между арендодателем и арендатором, так и в посреднических отношениях. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Налоговый кодекс не регулирует порядок перевыставления расходов и порядок принятия к вычету НДС в таких случаях. Поэтому у компаний возникает вопрос — можно ли принять к вычету «входной» НДС по этим операциям? Как оказывается, это во многом зависит от документального оформления операций перевыставления расходов. Например, прописано ли в договоре возмещение расходов с НДС, указано ли, какая сторона будет учитывать расходы на счетах учета расходов и каким образом будут оформлены счета-фактуры.
Рассмотрим, на какие нюансы стоит обратить внимание сторонам контракта, чтобы избежать риска претензий со стороны контролирующих органов.

Перевыставление коммунальных расходов арендодателем

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К расходам на содержание арендованного помещения относятся, в частности, расходы на электроэнергию.
На основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
ФНС России в Письме от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что арендодателю предоставлено право выбора в ситуации, когда возмещение коммунальных платежей производится сверх арендной платы:
— не выделять НДС с суммы компенсации коммунальных услуг и не включать ее в налоговую базу по НДС. Соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не выставляет (п. 2 данного Письма). В договоре и акте, в соответствии с которыми перевыставляются коммунальные платежи, необходимо указать полную сумму компенсации с уточнением, что она взимается без НДС;
— выделять НДС с суммы компенсации и, соответственно, учитывать ее при исчислении налоговой базы по НДС.
На практике обычно по договору аренды нежилого помещения расходы на электроснабжение помещений не включаются в арендную плату и возмещаются арендатором на основании счетов арендодателя. Расчет расходов за электроснабжение производится в соответствии со снимаемыми показаниями приборов учета на основании действующих тарифов снабжающих организаций. Обычно в договоре не указывается обязанность арендатора дополнительно уплачивать НДС сверх суммы возмещения стоимости электроэнергии. При этом арендодатель зачастую выставляет акт на возмещение электроэнергии с выделенной суммой НДС, но счет-фактуру не представляет.
Поскольку в рассматриваемой ситуации арендодатель не представляет арендатору счет-фактуру на стоимость потребленных услуг по электроэнергии, арендатор, оплатив стоимость коммунальных услуг, не вправе принять к вычету сумму «входного» НДС по ним, так как не соблюдается одно из условий принятия НДС к вычету, установленное в п. 1 ст. 169 Налогового кодекса.
Согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи.
Пунктом 2 ст. 170 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев включения сумм «входного» НДС в общую стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг). Следовательно, согласно п. 1 ст. 170 Налогового кодекса суммы НДС в рассматриваемой ситуации не включаются в расходы арендатора, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, так как не относятся к указанным в п. 2 ст. 170 Налогового кодекса случаям.
При отражении в договоре аренды условия о возмещении арендатором расходов арендодателя на электроэнергию такие расходы могут учитываться арендатором в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть арендной платы (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/43).
Налоговые органы также разъясняли, что арендатор может уменьшать налоговую базу на стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендодателю, учитывая данные расходы в составе материальных при наличии документов, подтверждающих осуществленные арендатором расходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637).
При этом Минфин России считает, что НДС, перечисленный в составе возмещения коммунальных услуг, не уменьшает налогооблагаемой прибыли. Даже в тех случаях, когда арендодатель не выделил НДС в сумме компенсации (Письма от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51 и от 27.12.2007 N 03-03-06/1/895).
Однако такой вывод арендатор может попытаться оспорить. Так, например, в случае, если НДС не выделен в счете, арендодатель не выставляет счет-фактуру и в договоре не оговаривается, что компенсация подлежит возмещению с НДС, арендатор имеет право полагать, что он компенсирует расходы на электроэнергию без НДС (так, как это описано в п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@). В данном случае затраты можно рассматривать экономически обоснованными для арендатора, и они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.
Отмечаем, что рассмотренный выше способ возмещения коммунальных услуг в налоговом учете не выгоден арендатору, поскольку:
— теряется право на вычет «входного» НДС по коммунальным услугам;
— могут возникнуть налоговые риски в случае принятия решения о включении указанных сумм НДС в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, даже если они не будут выделены в акте о возмещении коммунальных услуг.
Соответственно, для возможности принятия НДС по компенсируемым им коммунальным расходам необходимо, в частности, наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС по коммунальным расходам, выставленного арендодателем.
Суды поддерживают налогоплательщика и указывают на возможность принятия арендатором НДС к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем, поскольку арендодатель лишь дублирует (без отражения в регистрах бухгалтерского учета НДС за коммунальные услуги) арендатору счета-фактуры коммунальных организаций с учетом НДС, которые ранее были выставлены в его адрес (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12664/08 по делу N А76-24215/2007-42-106, ФАС Московского округа от 26.08.2008 N КА-А40/7882-08 по делу N А40-6768/08-76-30, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10).

Перевыставление транспортных расходов продавцом продукции

В соответствии с п. 1 ст. 156 Налогового кодекса «налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров».
По мнению автора, указанные нормы могут быть применены также и к посредническим отношениям между продавцом и покупателем, возникшим в рамках договора на поставку.
Обычно в договоре поставки отсутствует какое-либо отдельное вознаграждение покупателя за организацию доставки товаров до покупателя. В этом случае налоговой базой по НДС у продавца по данной операции не возникает. Однако контролирующие органы указывают, что денежные средства, получаемые поставщиком от покупателя на возмещение расходов на доставку товара, связаны с оплатой товара, поэтому на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса поставщик должен включить их в налоговую базу по НДС (Письма Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156, от 06.02.2013 N 03-07-11/2568). Судебная практика в пользу позиции контролирующих органов не сложилась.
По мнению автора, полученная продавцом товаров сумма возмещения затрат реализацией не признается в силу ст. ст. 39 и 146 Налогового кодекса и не облагается НДС, поскольку продавец не осуществлял реализацию услуг по доставке продукции. Судебная практика по этому вопросу также складывается в пользу компаний-посредников (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 12.08.2013 по делу N А65-32027/2012, ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2010 по делу N А66-7801/2009, ФАС Уральского округа от 14.07.2009 N Ф09-4806/09-С3 по делу N А47-10527/2007-АК-27 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 N ВАС-11613/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2008 по делу N А05-1030/2007).
Обычно расходы продавцов продукции на транспортировку, подлежащие перевыставлению, отражаются на субсчете «Возмещаемые расходы» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и на счетах расходов у продавца продукции не учитываются.
При этом условиями принятия НДС к вычету плательщиком являются: наличие счета-фактуры, принятие на учет услуг и связь с облагаемой НДС деятельностью (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В рассматриваемом случае у продавца отсутствует возможность принятия НДС к вычету по перевыставляемым транспортным расходам, поскольку данные расходы будет у себя учитывать покупатель, а не продавец. Данный подход подтверждается Письмом Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-11/281. Следовательно, в данном случае необходимо перевыставлять транспортные и иные расходы покупателю (кто будет возмещать расходы на доставку) с учетом НДС.
В данном случае возникнет вопрос, в каком случае заказчик (покупатель) может принять к вычету НДС со стоимости возмещаемых им расходов.
Налоговый кодекс прямо не регулирует вопрос возможности применения вычета по НДС заказчиком (покупателем), возместившим расходы продавца на доставку товара. Пунктом 7 ст. 3 Налогового кодекса предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При этом, по мнению контролирующих органов, заказчик (покупатель), возместивший расходы продавца на доставку товара транспортной организацией, не вправе применить вычет по НДС (см., например, Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).
По мнению автора, способ приобретения заказчиком услуг (напрямую от транспортной компании или через посредника) не должен оказывать влияния на возможность получения заказчиком — плательщиком НДС вычета по налогу, уплачиваемому им в составе стоимости приобретаемых услуг. Как указывалось ранее, расходы, оплаченные поставщиком с учетом НДС, целесообразно перевыставить заказчику (покупателю) также с выделением НДС.
Рассматривая ситуации, связанные с перевыставлением счетов-фактур, суды указывают на то, что сами по себе обстоятельства перевыставления счетов-фактур не влияют на право налогоплательщика применить налоговый вычет. При этом налогоплательщик для принятия НДС к вычету должен принять работы (услуги) на учет (Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2014 N Ф05-5989/2014 по делу N А40-137020/13).
Суды признают правомерным применение вычета по счетам-фактурам, выставленным покупателю поставщиками товаров по транспортным услугам, которые фактически оказывались перевозчиками, поскольку гл. 21 Налогового кодекса не предусматривает отказа в вычете по счетам-фактурам, перевыставленным российской организации, которая является плательщиком НДС (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-С3 по делу N А60-34244/2008-С10, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2009 по делу N А53-10110/2008-С5-46, от 20.01.2009 по делу N А53-10111/2008-С5-44, ФАС Центрального округа от 01.07.2009 по делу N А54-3828/2008С8, от 29.04.2009 по делу N А54-3250/2008С4).
На наш взгляд, рассматриваемая ситуация также схожа с ситуацией перевыставления счетов-фактур арендодателем арендатору на сумму коммунальных расходов.
Соответственно, после получения счета-фактуры и подтверждающих затраты документов поставщику следует перевыставить счет-фактуру заказчику (покупателю) на сумму перевыставляемых затрат с выделением суммы НДС и с приложением копий счетов-фактур, выставленных транспортной компанией поставщику товаров (который организовал доставку). Данный счет-фактура отражается в журнале выставленных счетов-фактур без отражения в книге продаж.
Отдельно следует отметить, что, по мнению контролирующих органов, в строке «Продавец» счета-фактуры следует указывать продавца работ, то есть транспортную организацию, а не посредника (Письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/47, ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@ (пп. «А» п. 2)).
В то же время данный подход является неоднозначным, поскольку перевыставленный счет-фактуру подписывают главный бухгалтер и руководитель (или уполномоченное лицо) именно организации-посредника (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Имеется пример судебного решения, в котором суд не установил нарушения норм Налогового кодекса в случае, когда в качестве продавца в счете-фактуре был указан посредник (Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2010 N КА-А40/2061-10).
Поскольку порядок оформления перевыставляемого счета-фактуры имеет значение в первую очередь для заказчика (с целью подтверждения правомерности принятия НДС к вычету), то поставщик может согласовать с ним порядок заполнения строки «Продавец».
При этом поставщик вместе с информацией о фактическом продавце товаров (работ, услуг) — например, транспортной компании — может указать в счете-фактуре наименование и своей организации как посредника, поскольку отражение дополнительной информации в счете-фактуре не запрещено (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-07-09/04).
Необходимо отметить, что для принятия к вычету НДС заказчиком помимо имеющихся в наличии счета-фактуры, выставленного поставщиком на имя заказчика (покупателя), и копий счетов-фактур, выставленных транспортной компанией на имя поставщика, должны соблюдаться остальные условия для принятия НДС к вычету, а именно:
— приобретаемые товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет заказчика;
— приобретаемые товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности заказчика, облагаемой НДС.
Необходимо также отметить, что в связи с неоднозначной позицией контролирующих органов по данному вопросу нельзя полностью исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Перевыставление таможенного НДС

Зачастую необходимость таможенного оформления происходит в рамках исполнения обязательств сервисными центрами при ввозе изделий в таможенном режиме «выпуска для внутреннего потребления», которые остаются на складе сервисного центра для использовании в его деятельности (например, для ремонта каких-либо изделий). При этом таможенные расходы могут перевыставляться иностранной или российской компании, в пользу которой сервисный центр осуществляет свою деятельность на территории РФ. Так возникает вопрос необходимости перевыставления таможенного НДС или возможности принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе изделий на российской таможне сервисным центром.
В данном случае возможность принятия НДС к вычету сервисным центром будет зависеть от того, будет ли он учитывать у себя на счетах ввозимые изделия, например на счете 10 «Материалы».
Условиями принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне, являются:
1) ввоз товара в одной из трех таможенных процедур:
— выпуска для внутреннего потребления;
— временного ввоза;
— переработки вне таможенной территории;
2) приобретение товара для операций, облагаемых НДС (пп. 1, 2 п. 2 ст. 171 НК РФ);
3) принятие товара на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ);
4) подтверждение факта уплаты налога соответствующими первичными документами (п. 1 ст. 172 НК РФ).
По мнению контролирующих органов, налогоплательщик может принять таможенный НДС к вычету при уплате им НДС самостоятельно или через посредника, если оплата произошла за счет средств плательщика при наличии таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары (см., например, Письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-07-08/310, от 26.10.2011 N 03-07-08/297, от 25.04.2011 N 03-07-08/123).
В рассматриваемом случае сервисный центр может не перевыставлять таможенный НДС заказчику и принять НДС к вычету после постановки на учет ввозимых изделий при соблюдении следующих условий:
— если у сервисного центра есть документы, подтверждающие фактическую уплату НДС на таможне;
— если деятельность сервисного центра облагается налогом на добавленную стоимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *