Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами

Валютные операции, которые регулирует валютное законодательство Российской Федерации, по субъектам их совершения можно разделить на 3 общие группы: валютные операции между резидентами; между нерезидентами; между резидентами и нерезидентами. В отношении каждого из этих видов операций действуют свои правила, о которых мы расскажем в этой статье.

Действующий закон запрещает валютные операции между резидентами. Это, в частности, означает, что для оплаты по сделкам между ними (гражданами, компаниями, публично-правовыми образованиями) должен использоваться рубль, а не иностранная валюта. Но есть и исключения. Так, в ст. 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — ЗВР и ВК) приведен перечень допустимых операций в валюте. Например, закон разрешает:

  • переводы в валюте со счета одного резидента на счет другого резидента как в РФ, так и за пределами РФ. При этом допускаются такие переводы со счета в РФ на зарубежный счет и наоборот или со счета на счет за пределами РФ. Но не допускаются такие переводы внутри РФ;
  • рассчитаться в валюте в duty free;
  • оплату в валюте по договорам перевозки, фрахтования, транспортной экспедиции грузов из РФ и в РФ;
  • оплату в валюте налогов, сборов и других обязательных платежей в случаях, допускаемых российским законодательством;
  • расчеты в валюте с работником в связи с командировкой;
  • переводы в валюте между физическими лицами с банковских счетов за рубежом на счета в РФ и наоборот. В последнем случае сумма перевода ограничена и составляет не более 5 000 долларов США в день, при этом переводы между близкими родственниками или супругами не ограничиваются и допускаются, в том числе, на территории РФ с одного банковского счета на другой;
  • операции между резидентами и банками, уполномоченными на совершение валютных операций (кредитование или получение займов в иностранной валюте, предоставление банковских гарантий и т.д.);
  • операции по покупке иностранной валюты физическими лицами в банках, уполномоченных на совершение этих операций.

При этом по общему правилу разрешенные операции между резидентами в связи с расчетами между ними осуществляются через специальные банки, так называемые уполномоченные. Это правило не распространяется на случаи, когда ЗВР и ВК допускает наличные расчеты.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

На сегодняшний день валютное законодательство не предусматривает каких-то специальных ограничительных мер, касающихся этих операций. Действует общее требование о том, что приобрести иностранную валюту и валютные чеки можно только в уполномоченных банках.

Помимо указанных мер российское законодательство содержит и иные требования по операциям резидентов и нерезидентов. Валютные операции резидентов и нерезидентов по ввозу и вывозу валюты и ценных бумаг могут нуждаться в обязательном декларировании в зависимости от суммы ввозимых или вывозимых ценностей. В отношении резидентов действует требование о возврате национальной или иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам (требование репатриации).

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. «Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

· получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;

· внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;

· купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;

· обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);

· прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

· уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

· операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

· операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;

· иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам – резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

· передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

· дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

· завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;

· приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

· перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США.

· покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;

· прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами – резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

· между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

· по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

· с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

· операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «юридических лиц». Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам – резидентам.

· операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет.

Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях.

Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация – резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

· операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;

· операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

· операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

· переводов физическими лицами — резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

СРОЧНО! Может ли договор между резидентами РФ быть в валюте?

Вот это правильно — смотриеть первоисточник )))
Касаемо суммовых:
Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 156н
«О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569) приказываю:
1. Внести прилагаемые изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности с 2007 года.
Министр А. Кудрин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2006 г.
Регистрационный N 8698
Приложение
к приказу Минфина РФ
от 27 ноября 2006 г. N 156н
Изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету
1. Пункт 6.6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1791; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 26, 28 июня 1999 г.; «Российская газета», N 116, 22 июня 1999 г., N 117, 23 июня 1999 г.), исключить.
2. Пункт 6.6 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1790; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 26, 28 июня 1999 г.; «Российская газета», N 116, 22 июня 1999 г., N 117, 23 июня 1999 г.), исключить.
3. В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г., регистрационный номер 2689; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 20, 14 мая 2001 г., N 5, 30 января 2006 г.; «Российская газета», N 91-92, 16 мая 2001 г., N 16, 27 января 2006 г.):
а) последний абзац пункта 8 исключить;
б) пункт 16 исключить.
4. В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 г., регистрационный номер 2806: «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 31, 30 июля 2001 г.; «Российская газета», N 140, 25 июля 2001 г.):
а) последний абзац пункта 6 исключить;
б) пункт 15 исключить.
5. Пункты 10 и 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 126н (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 декабря 2002 г., регистрационный номер 4085; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 9, 3 марта 2003 г.), исключить.
6. Пункты 25 и 33 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91 в (приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 ноября 2003 г., регистрационный номер 5252; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 4, 26 января 2004 г.; «Российская газета», N 250, 10 декабря 2003 г.), исключить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *