Уведомление о контролируемых сделках

Порядок уведомления о контролируемых сделках

Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).

Налогоплательщики, совершающие в календарном году контролируемые сделки, обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):

  • по утвержденной форме на бумажном носителе;
  • по установленным форматам в электронном виде.

Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.

Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.

Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.

Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Размышления на тему

На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого‑либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.

Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом, когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.

Здесь уместно напомнить, что производство по делу о преду­смотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта, то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – налоговая инспекция по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?

Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.

Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.

Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.

Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.

На примере конкретной ситуации

Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.

Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).

Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление.

16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).

19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все‑таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.

По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.

Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:

  1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).
  2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.

Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?

Позиция арбитров

О моменте обнаружения недостоверных сведений

Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?

Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.

Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установилфакт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:

  • письмо налогоплательщику о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением о представлении уточненного уведомления;
  • письменные пояснения налогоплательщика, полученные налоговым органом в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • письмо налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Поэтому моментом, когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.

В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.

При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с преду­смотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.

О полномочиях территориальных налоговиков

Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?

В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.

Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки.

В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налоговый контроль налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.

При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.

* * *

Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):

  • инспекция по месту нахождения налогоплательщика вправе привлечь его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения о таких сделках;
  • следует различать понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
  • моментом обнаружения недостоверных сведений в уведомлении является дата получения налогоплательщиком письма с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ (например, о подаче уточненного уведомления), а не дата составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним. В частности, такие разъяснения приведены Минфином в Письме от 22.05.2015 № 03‑01‑18/29892.

Источник: Журнал «Налоговая проверка»

Консалтинговая Компания «Деловой Квартал»

Вопрос 1.
Правильно ли мы понимаем, что в соответствии с п.п. 3 п.1 ст 105.14 любая сделка вне зависимости от суммы является контролируемой, при условии что одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284.
Иностранный контрагент-юридическое лицо, зарегистрирован на острове Лабуан Малайзия, который есть в этом перечне.

ОТВЕТ: Вы правы, сделка между российской организацией и иностранной организацией (Малайзия, о.Лабуан) признается контролируемой на основании п.п. 3 п.1 ст 105.14, не смотря на то, что де-юре взаимозависимости нет, т.к. Малайзия, о.Лабуан внесен в Перечень государств, не предоставляющих информацию.

Вопрос 2.
Имеет ли значение сумма дохода в размере 60 млн.руб, полученная по сделке или в любом случае сделка с таким лицом (регистрация в государстве который включен в перечнь) признается контролируемой.

ОТВЕТ: Ограничение 60 млн. руб предусмотрено п.2 и 3 ст.105.14 НК РФ .

При этом, в п.2 ст.105.14 НК РФ указано, что данные положения применяются, если все участники контролируемой сделки являются налоговыми резидентами РФ.

В вашем случае один из участников является резидентом Малайзии о.Лабуан.

Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.

Данная позиция подтверждена Письмом Минфина от 11 сентября 2015 г. N 03-01-18/52484 (во вложении).

Вопрос 3.

Правильно ли мы понимаем, что если сделка (договор займа) признана контролируемой, то проценты по займу принимаются в налоговом учете для целей расчета налога на прибыль в фактическом размере, если они не превышают максимально установленный размер 1,25 ключевой ставки.
ОТВЕТ: Согласно п.1.1 ст.269 НК РФ налогоплательщик вправе признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по контролируемым сделкам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст.269 НКРФ.

Начиная с 1 января 2016 года этот предел установлен в размере от 75 до 125 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, на текущий момент максимальное значение принимаемого размера процентов в налоговом учете равен 11,56%.

Вопрос 4.

Из Соглашения между Правительством СССР и Правительством Малайзии от 31.07.1987 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» не совсем понятно, облагаются ли проценты на территории РФ или на территории Малайзии.
В каком порядке в РФ облагаются проценты, выплачиваемые такому иностранному лицу.
ОТВЕТ: Согласно нормам пункта 1 и пункта 2 ст. 10 Соглашения с Малайзией право налогообложения дохода в виде процентов предоставлено как государству резидентства получателя дохода ( в вашем случае Малайзия), так и государству источника дохода (Россия). При этом установлено, что ставка налогообложения в государстве источника дохода не может превышать 15 процентов.

Доход от долговых обязательств российских организаций, полученный иностранной организацией, не связанный с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ). Такой доход исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 (п. 1 ст. 310 НК РФ).

К доходам в виде процентов в общем порядке применяется налоговая ставка в размере 20% (абз. 4 п. 1 ст. 310, пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

Однако в вашем случае российская организация должна при каждой выплате дохода иностранному лицу (Малайзия) в виде %%, должна удержать налог по ставке 15% на основании п.2 ст. 10 Соглашения с Малайзией.

Кроме того, чтобы применять льготную ставку (15% вместо 20%) иностранная организация, зарегистрированная в Малайзии, должна представить российской организации, выплачивающей %% по займу, подтверждение постоянного местонахождения в Малайзии, заверенное министром финансов или его уполномоченным представителем (апостиль) , до даты первой выплаты дохода.

Дополнительно обращаем внимание на следующее:

1. Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ утверждена форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, этим же Приказом утвержден и Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме.

Согласно п. 1.1 Порядка налоговый расчет составляется и представляется российскими организациями по налогу на прибыль, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии с п. 8.15 Порядка по строке 160 «Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога» подраздела 3.2 разд. 3 налогового расчета указывается доход, по которому применяется пониженная ставка.

Таким образом, выплачиваемые иностранной организации (Малайзия) процентные доходы по договору займа, подлежащие налогообложению в Российской Федерации по пониженной ставке на основании международного договора, подлежат отражению в налоговом расчете, представляемом налоговыми агентами — российскими организациями.

Данный расчет предоставляется по срокам, установленным для предоставления НД по налогу на прибыль (т.е. до 28.04, 28.07, 28.10, 28.03).

Непредставление в установленный срок такой информации, служит основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

2. Уведомление о контролируемых сделках, совершенных в течение года, надо подать в ИФНС не позднее 20 мая следующего года (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Штраф за подачу уведомления с нарушением срока или с недостоверными сведениями — 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа

Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:

  • титульным листом;
  • листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
  • разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
  • разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
  • разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
  • разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).

Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке.

Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).

Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.

Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б

При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:

  1. Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
  2. Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:

  • о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
  • о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
  • о стоимости поставок (без НДС);
  • о датах заключения сделок.

Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).

Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).

Как отражаются однообразные сделки в уведомлении

Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):

  • их предмет — поставка схожих товаров;
  • сопоставимость финансовых условий сделок.

Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15–20%, а перепродажа садового инвентаря — 5–10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.

При заполнении разделов следует иметь в виду, что:

  • несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
  • число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).

Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030–110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.

А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).

Фирмы, приравненные к взаимозависимым в контролируемых сделках по НК РФ

К зависимым в целях определения контролируемости сделок приравниваются фирмы, соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Контракты с их участием рассматриваются ФНС как контролируемые, если:

  • в их подписании участвуют «ненужные» посредники;
  • хотя бы 1 сторона не имеет статуса налогового резидента РФ;
  • величина оборотов по сделкам за год превышает установленный лимит (пределы доходов для каждой категории налогоплательщиков приведены в таблице ниже)

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2018 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

О том, какие сделки не признаются подлежащими обязательному контролю, читайте в статье «Комментарий к ст. 105.14 НК РФ».

Контролируемые сделки — 2018: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2018 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Любые взаимозависимые или приравненные к взаимозависимым лица, являющиеся резидентами РФ

Любая сделка между лицами, признанными взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам;
  • обороты по сделке превышают 60 млн. руб в год.

Ст. 105.1 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД;
  • обороты по сделке превышают 100 млн. руб. в год;
  • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

  • хотя бы одна из ее сторон вправе не платить налог на прибыль (например, применяет УСН) или является резидентом технопарка «Сколково», применяя нулевую ставку по соответствующему налогу, а иная сторона по сделке платит налог на прибыль или не участвует в проекте «Сколково»;
  • обороты по ней превышают 60 млн. руб. в год;
  • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4, 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

Сделка становится контролируемой, если:

  • хотя бы одна из ее сторон — участник регионального инвестпроекта в соответствии с критериями, указанными в п. 1 ст. 25.9 НК РФ или применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль в соответствии со ст.286.1 НК РФ;
  • обороты по ней превышают 60 млн. руб. в год

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

п. 1 ст. 25.9 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если:

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  • обороты по ней превышают 60 млн. руб. в год

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если:

  • одна из ее сторон зарегистрирована в особой или свободной экономической зоне;
  • обороты по ней превышают 60 млн. руб. в год;
  • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если:

  • обороты по ней превышают 1 млрд. руб. в год;
  • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну консолидированную группу налогоплательщиков;
  • хотя бы одна из ее сторон не зарегистрирована с другими в одном регионе, имеет обособленные структуры в других субъектах РФ (и является субъектом уплаты налога в бюджеты других субъектов РФ);
  • хотя бы одна из ее сторон несет убытки, учитываемые при расчете налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ;

письмо Минфина РФ от 06.08.2013 № 03-01-18/31694

Сделка признается контролируемой, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ней превышают 60 млн. руб. в год

Ст. 105.1 НК РФ;

п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, приравненные к взаимозависимым

Сделка при участии посредников между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделка признается контролируемой, если посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (предмет сделки — товары мировой биржевой торговли)

Сделка признается контролируемой, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб. в год;
    • независимо от суммы, если одна из сторон сделки является нерезидентом

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделка признается контролируемой, если обороты по ней превышают 60 млн. руб. в год

Ст. 105.1 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любая сделка между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделка признается контролируемой в любом случае вне зависимости от суммы, если ее участники признаются взаимозависимыми лицами или приравненными к взаимозависимым и одна из сторон сделки не является налоговым резидентом РФ

Ст. 105.1 НК РФ;
п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

О взаимозависимости физлиц читайте в статье «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях – 2017-2018».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *