Утрата права применения УСН

Потеря права на применение УСН

Упрощенная система налогообложения помимо преимуществ имеет один существенный недостаток — ограничительный характер применения. Организациям и индивидуальным предпринимателям всегда нужно помнить о том, что при нарушении определенных условий они могут утратить право на применение УСН. Как свидетельствует арбитражная практика, налогоплательщики и налоговые органы по-разному трактуют установленные НК РФ ограничения.

Условия применения упрощенной системы налогообложения установлены в п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Исходя из названных норм, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие в 2016 г. упрощенную систему налогообложения, должны учитывать, в частности, следующие ограничения:

— предельный размер доходов по итогам каждого отчетного и налогового периода не должен превысить 79 740 тыс. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год»);

— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

— остаточная стоимость основных средств (по данным бухгалтерского учета) не должна превысить 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

— доля участия других организаций в уставном капитале не должна составлять более 25% (за исключением организаций, указанных в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

— организации не должны иметь филиалов (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) и т.д.

Потеря права на применение УСН влечет за собой необходимость применения общего режима налогообложения начиная с того квартала, в котором произошло нарушение хотя бы одного из вышеприведенных показателей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Рассмотрим, как на практике налогоплательщики стараются обойти эти ограничения.

Превышение лимита доходов

Как уже было отмечено ранее, в 2016 г. размер дохода за отчетный (налоговый) период, при превышении которого налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН составляет 79 740 тыс. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год»).

При расчете величины дохода учитываются как доходы от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При этом доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, не учитываются (письмо Минфина России от 25.08.2014 № 03-11-06/2/42282).

В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг), как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Как показывает практика, индивидуальные предприниматели, чтобы не превысить установленный лимит дохода, зачастую делают попытки не включать в совокупный доход выручку от реализации принадлежащего им недвижимого имущества, ссылаясь на то, что это имущество не использовалось (не полностью использовалось) ими в предпринимательской деятельности, или на то, что реализация имущества не была заявлена в качестве вида деятельности при регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей.

Пример из судебной практики

Индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которого была сдача в наем собственного недвижимого имущества, являлся собственником 1/3 доли в праве собственности на нежилое помещение (магазин с наличием торгового зала и складских помещений).

Согласно договору купли-продажи предприниматель реализовал 1/3 доли в праве собственности на недвижимое имущество за 3 млн руб. При этом доход, полученный им от реализации помещения, не был отражен в составе доходов при исчислении налоговой базы по УСН. Предприниматель полагал, что налогообложению по УСН подлежит не весь доход от реализации нежилого помещения, а только его часть пропорционально части помещения, используемой в предпринимательской деятельности.

Однако, как отметил суд, поддержав позицию налогового органа (определение Арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 № А76-29590/2014), применение физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, упрощенной системы налогообложения означает, что в составе доходов, облагаемых в рамках УСН, учитываются все доходы, полученные налогоплательщиком в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Возможность пропорционального налогообложения доходов правила главы 26.2 НК РФ не предусматривают.

Судом была учтена правовая позиция ВАС РФ, высказанная в Определении от 21.03.2014 № ВАС-2475/14. Суд указал, что доход предпринимателя, осуществляющего деятельность по сдаче внаем собственного нежилого помещения, от реализации нежилых помещений, использовавшихся им в указанной деятельности, подлежит обложению налогом по УСН в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. При этом отсутствие такого вида деятельности, как реализация объектов недвижимости, не влияет на установленный порядок налогообложения.

Таким образом, доход от реализации нежилого помещения, ранее сдаваемого внаем, подлежит включению в доход, подлежащий налогообложению в рамках УСН, что в конечном итоге привело к превышению предельного уровня доходов и потери права на применение УСН.

Превышение численности работников

В соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

С 1 января 2016 г. средняя численность работников определяется в порядке, установленном приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Этим документом утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации» (далее — Указания).

Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. 78—81 Указаний.

Среднесписочная численность работников определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Чтобы рассчитать среднесписочную численность за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и разделить полученную сумму на число календарных дней в этом месяце.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Пунктом 78 Указаний предусмотрено, что численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

Таким образом, для правильного учета фактически работающих работников (явившихся на работу) как одной из основных составляющих списочной численности и, как следствие, для безошибочного расчета среднесписочной численности работников за конкретный период (например, календарный месяц) необходимо достоверно установить количество рабочего времени, фактически отработанного каждым конкретным работником за каждый из календарных дней соответствующего периода (месяца).

Пунктом 80 Указаний определен закрытый перечень лиц, не включаемых в списочную численность работников, к числу которых, в частности, отнесены работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (подп. «б» п. 80 Указаний).

Согласно п. 81.3 Указаний лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Пример из судебной практики

Для сохранения специального налогового режима налогоплательщиком были оформлены приказы о переводе ряда работников на 0,5 ставки. Решение о переводе было принято исполнительным органом общества по согласованию с работниками в связи с отсутствием возможности поднять уровень зарплаты до сложившегося рыночного уровня.

При проведении проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что приказы о переводе ряда работников на 0,5 ставки, а также заключенные договоры возмездного оказания услуг (которые имели признаки трудового договора в соответствии со ст. 56 ТК РФ) оформлены с единственной целью — сохранить специальный налоговый режим.

Какие аргументы помогли налоговикам доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по применению специального налогового режима в результате занижения среднесписочной численности работников?

Во-первых, решающую роль в этом деле сыграли свидетельские показания работников. Так, в ходе опроса работники подтвердили, что фактически работали полный рабочий день.

Во-вторых, уменьшение оклада в два раза компенсировалось ежемесячными выплатами, указанными как «премии», по сути, являющимися составной частью заработной платы. Таким образом, работники получали заработную плату в размере полного оклада за полный рабочий день. Тогда как перевод работников на 0,5 ставки в связи с финансовыми трудностями и необходимостью сокращения расходов в обязательном порядке влечет и уменьшение заработной платы таких сотрудников.

В-третьих, в договорах возмездного оказания услуг указано, что лица принимались для оказания услуг по расфасовке, предпродажной подготовке, погрузке, разгрузке продовольственных товаров. Фактически же при проведении допросов налоговыми органами установлено, что они работали продавцами, грузчиками по внутрискладской переноске, погрузке разгрузке товаров, уборке помещения по графику работы магазина «два через два», как остальные работники, и выполняли такие же функции, что и работники, принятые по трудовому договору, которые необходимы для обычного ежедневного ведения деятельности организации.

Это означает, что заключенные договоры оказания услуг по своему содержанию имеют признаки трудового договора, предусмотренные ст. 56 ТК РФ. То есть фактически существующие трудовые отношения в данном случае намеренно оформлены в виде гражданско-правовых в целях продолжения возможности применения специальных режимов. Налогоплательщиком не издавались приказы о приеме на работу данных лиц, не вносились записи в трудовые книжки и не оформлялись лицевые счета, а личные карточки и приказы для проверки представлены именно в том объеме, который бы подтверждал позицию плательщика.

Суд поддержал доводы налогового органа (постановление АС Уральского округа от 16.09.2015 № А71-6200/2013), указав, что создание формального документооборота по занижению среднесписочной численности работников свидетельствует о направленности действий плательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Аналогичное по своей сути дело было рассмотрено и в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 № А47-7899/2011. Суд также обратил внимание, что отдельным работникам, переведенным на неполный рабочий день, помимо выплаты заработной платы в полной сумме ежемесячно производились выплаты за расширение зоны обслуживания, за работу в праздничные и выходные дни, сверхурочные, за ненормированный рабочий день, за совмещение.

Превышение доли участия других организаций в уставном капитале

Для сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения доля участия других организаций в уставном капитале должна составлять не более 25%. Такое ограничение содержится в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в этой же норме дан перечень организаций, на которые это ограничение не распространяется).

Обращаем внимание, что установленное подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничение не распространяется на унитарные предприятия, а также на хозяйственные общества, в которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 25% .

Согласно ст. 11 НК РФ под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, выступающие учредителями унитарных предприятий, не могут быть признаны организациями в целях ст. 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество унитарных предприятий не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются (см. Решение ВАС РФ от 19.11.2003 № 12358/03, письма Минфина России от 24.03.2014 № 03-11-06/2/12708, от 09.04.2012 № 03-11-06/2/54, от 26.07.2011 № 03-11-06/2/110).

В связи с этим унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ.

В письме от 01.04.2011 № 03-11-06/2/43 Минфин России разъяснил, что поскольку Российская Федерация, которая имеет акции в акционерном обществе и осуществляет права акционера через уполномоченный орган, не подпадает под понятие «организация» в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то акционерное общество, в котором 100% уставного капитала принадлежит Российской Федерации в лице уполномоченного органа, вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных главой 26.2 НК РФ. А в письме Минфина России от 02.06.2014 № 03-11-06/2/26211 отмечается, что для целей применения подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в обществах с ограниченной ответственностью не является основанием, препятствующим применению такими обществами упрощенной системы налогообложения.

Пример из судебной практики

Общество применяло УСН. Одним из учредителей общества является муниципальное казенное специализированное учреждение (МКСУ) с долей участия в уставном капитале в размере 64,151 %.

В ходе проведения налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что общество в нарушение подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ неправомерно перешло на применение УСН, поскольку одним из его учредителей является юридическое лицо с долей участия, превышающей 25%.

Общество не согласилось с претензиями налоговых органов. По его мнению, МКСУ не является организацией в том смысле, который придает данному понятию НК РФ.

По мнению Общества, одним из квалифицирующих признаков организаций является возможность получать прибыль и использовать свое правовое положение в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Установление ограничений на применение УСН организациями, более 25% доли установленного капитала которых принадлежит другой организации, направлено на недопущение использования УСН в целях злоупотребления правом и получения необоснованной налоговой выгоды.

Однако вышеуказанные доводы не были приняты судом (постановление АС Северо-Западного округа от 19.05.2015 № А66-6442/2014).

Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Из статьи 48 ГК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Пункт 1 ст. 50 ГК РФ устанавливает, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно главе 4 ГК РФ к юридическим лицам относятся как государственные и муниципальные унитарные предприятия, так и учреждения, являющиеся некоммерческими организациями.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

МКСУ, которое является участником общества, зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, может выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет в оперативном управлении обособленное имущество.

Таким образом, в понимании ГК РФ МКСУ является юридическим лицом, а в понимании НК РФ — организацией (ст. 11 НК РФ).

На основании вышеизложенного суд отметил, что положения ст. 346.12 НК РФ не допускают расширительного толкования. При этом подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень организаций, на которые запрет на применение УСН, ввиду участия в них других организаций с долей участия свыше 25%, не распространяется. Общество к таким организациям не относится. Суды указали, что тот факт, что превышающий 25% уставного капитала размер доли внесен правом пользования муниципальным имуществом, не имеет правового значения для определения режима налогообложения организации-налогоплательщика.

Таким образом, применение заявителем в проверяемые периоды УСН было признано неправомерным.

Наличие филиалов

До 1 января 2016 г. организация не могла применять упрощенную систему налогообложения, если она имела филиалы и (или) представительства. С указанной даты запрет на представительства для упрощенцев снят. Соответствующая поправка внесена в подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ Федеральным законом от 06.04.2015 № 84-ФЗ. Таким образом, с 1 января 2016 г. создание представительства не является основанием для признания организации утратившей право на применение УСН.

Обратите внимание, что поскольку все официальные разъяснения и арбитражная практика по вопросу применения подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ касаются прошлой редакции этой нормы, то есть редакции, содержащей запрет на создание представительств, в цитируемых нами далее источниках представительства будут фигурировать.

Итак, если применяющая УСН организация в 2016 г. создаст филиал, она будет признана утратившей право на применение спецрежима с начала того квартала, в котором филиал был создан (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Следует иметь в виду, что установленное подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничение не распространяется на созданные налогоплательщиком обособленные подразделения, которые филиалами не являются. Это подтверждается и многочисленными разъяснениями контролирующих органов (письма Минфина России от 29.10.2015 № 03-11-06/62392, от 14.10.2015 № 03-11-06/2/58685, от 12.05.2014 № 03-11-06/2/22075, от 24.07.2013 № 03-11-06/2/29196, от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305, от 14.03.2013 № 03-11-06/2/7715, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/4).

Напомним, что согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятие филиала ни в главе 26.2, ни в ст. 11 НК РФ не дано. Поэтому обратимся к другим отраслям законодательства, как этого требует п. 1 ст. 11 НК РФ, а именно к гражданскому законодательству.

В статье 55 ГК РФ определено, что филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. До 1 сентября 2014 г. в ст. 55 ГК РФ содержалось также требование об указании филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица. Сейчас это не является обязательным.

Таким образом, при решении вопроса о наличии у организации филиала необходимо учитывать как общие признаки, установленные в п. 2 ст. 11 НК РФ для признания обособленного подразделения созданным, так и специальные нормы, предусмотренные в ст. 55 ГК РФ для признания обособленного подразделения филиалом.

Филиалы создаются и открываются в других населенных пунктах (вне места нахождения налогоплательщика), действуют на основании положений о филиале, которые утверждаются руководителем организации. Указанные положения должны содержать сведения о местонахождении и территории действия филиала, его правовом статусе, функциях и основных правах этого подразделения, порядке взаимоотношений с организацией, порядке управления филиалом, имуществе, трудовых отношениях в филиале, правилах его ликвидации и т.п.

В рамках доверенности руководитель филиала вправе принимать самостоятельные решения по конкретным вопросам, касающимся организации деятельности подразделения, включая кадровые, финансовые и иные вопросы.

Таким образом, при решении вопроса о наличии у организации филиала учитывается единовременное соблюдение ряда условий, предусмотренных ст. 55 ГК РФ, а именно:

— утверждение создавшим его юридическим лицом положения о филиале;

— наделение филиала имуществом;

— назначение руководителя филиала;

— осуществление филиалом функции защиты интересов юридического лица;

— указание филиала в едином государственном реестре юридических лиц.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных в ст. 55 ГК РФ условий структурное подразделение организации не может быть признано филиалом.

Некоторые налогоплательщики формально создают филиалы с целью изменения режима налогообложения с УСН на общий режим налогообложения. Такая схема используется, как правило, с целью возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость.

Пример из судебной практики

Общим собранием участников ООО принято решение о создании филиала, утверждении положения о филиале и возложении полномочий директора филиала на конкретное физическое лицо. Соответствующие изменения 23 сентября 2013 г. были зарегистрированы налоговым органом и внесены в ЕГРЮЛ.

В связи с регистрацией данного филиала общество полагало, что утратило право на применение УСН в IV квартале 2013 г. и, соответственно, предъявляло НДС к возмещению.

Однако налоговая инспекция отказала в возмещении НДС, указав на наличие схемы, направленной на получение возмещения суммы НДС из бюджета.

Суд (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинска от 24.09.2015 № 18АП-7004/2015) поддержал позицию налоговых органов.

В ходе судебного разбирательства было установлено следующее:

— общество не имело ни одного сотрудника, кроме руководителя;

— общество и филиал располагались в пределах одной административно-территориальной единицы — г.Челябинск;

— филиал просуществовал непродолжительный срок (с 16 сентября по 20 декабря 2013 г.);

— филиал создан 16 сентября 2013 г., то есть после заключения договора (1 июля 2013 г.), в счет которого произведена предоплата, включающая в себя НДС;

— у общества отсутствуют доказательства передачи филиалу какого-либо имущества для его функционирования, оборудования стационарных рабочих мест, наличия в филиале постоянного штата сотрудников (с момента создания филиала численность общества не увеличивалась и составила один человек, доходы работникам не выплачивались);

— данные об открытии для филиала расчетных счетов в налоговом органе отсутствуют;

— налоговая и бухгалтерская отчетность в отношении филиала в налоговый орган обществом не представлена.

Таким образом, совокупность выявленных обстоятельств свидетельствует о формальном создании филиала общества с целью изменения режима налогообложения с УСН на общую систему налогообложения и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС.

Следует отметить, что в данном деле налоговой инспекцией были скрупулезно собраны доказательства, свидетельствующие о формальном создании филиала.

При этом довод о том, что обществом исполнены все предусмотренные законодательством мероприятия и процедуры при создании филиала, судом был отклонен, поскольку формальное соблюдение требований не исключает правомерность вывода о формальном создании филиала.

Аналогичное решение (о неправомерности перехода с УСН на общий режим налогообложения) было вынесено в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 05.02.2015 № А53-23812/2013. Следует отметить, что в качестве доказательной базы налоговой инспекцией были представлены результаты осмотра помещения по адресу регистрации представительства. На момент осмотра представительство общества по указанному адресу отсутствовало. Кроме того, для размещения представительства за минимальную арендную плату (1000 руб. в месяц) арендовались 2 кв. м площади в комнате общей площадью 17 кв. м, без указания фактической части комнаты и арендуемого рабочего места. В арендуемом помещении отсутствовали вывеска, рабочий стол, другое имущество, принадлежащее представителю, документы, подтверждающие осуществление представительством какой-либо реальной деятельности.

Кто-то только собирается перейти на УСН с 2009 года, а кто-то, напротив, уже потерял право на использование спецрежима. Какие действия нужно предпринять в такой ситуации? Как считать налоги при потере права на применение «упрощенки»? Как учитывать расходы переходного периода? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье. Утрата права на применение УСН

Налогоплательщик может самостоятельно отказаться от применения УСН, однако зачастую возникают обстоятельства, при которых он именно теряет право на использование спецрежима по итогам отчетного (налогового) периода. Это происходит, если наступает хотя бы одно из событий, поименованных в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.

1. Сумма доходов налогоплательщика превысила по итогам налогового (отчетного) периода в 2008 году 26,8 млн рублей (с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на текущий год приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2007 г. № 357) (см. также письмо Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-11-04/2/22).

2. В течение отчетного (налогового) периода в организации сформированы представительства или филиалы, внесены соответствующие изменения в учредительные документы.

3. Организация стала заниматься теми видами деятельности, при ведении которых применение УСН запрещено (производство подакцизных товаров, игорный бизнес и другие, упомянутые в п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

4. В течение отчетного (налогового) периода доля участия других организаций в компании, применяющей УСН, превысила 25 процентов (см., например, письмо Минфина России от 21 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/311).

5. Допущено превышение максимальной средней численности работников (100 человек) в каком-либо отчетном или налоговом периоде. Расчет этого показателя производится в порядке, предусмотренном постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 69 (в ред. от 23 ноября 2007 г.). Согласно этому документу (п. 86–92), средняя численность человек организации включает:

– среднесписочную численность работников;

– среднюю численность внешних совместителей;

– среднюю численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Физические лица, с которыми заключены авторские договоры или имущественные сделки (например, договоры аренды), не включаются в численность выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (см. также письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

6. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысила 100 млн рублей. Важно, что при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов учитываются объекты, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, однако оценка остаточной стоимости производится по данным бухгалтерского учета.

7. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», вступил в простое товарищество.

8. Налогоплательщик, применяющий объект налогообложения «доходы», заключил договор доверительного управления имуществом.

В каждом из перечисленных случаев налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором возникли вышеуказанные обстоятельства.

Суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором перешли на иной режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Сообщение об утрате права на применение УСН

Налогоплательщик, утративший право на применение УСН и перешедший на иной режим налогообложения, обязан сообщить об этом в налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором он вышел за допустимые рамки (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (в ред. приказа ФНС России от 2 сентября 2005 г. № САЭ-3-22/421). Сообщение можно отослать по почте (желательно ценным письмом) или представить непосредственно в налоговую инспекцию.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на «упрощенку» не ранее чем через год после того, как он утратил право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ, письма Минфина России от 28 июля 2004 г. № 22-2-16/1313, от 13 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/26 и др.).

Подача декларации и уплата минимального налога

Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим. Это неоднократно разъясняли специалисты Минфина и ФНС России (см. письма Минфина России от 19 октября 2006 г. № 03-11-05/234, от 8 июня 2005 г. № 03-03-02-04/1-138, от 24 мая 2005 г. № 03-03-02-04/2/10, ФНС России от 21 февраля 2005 г. № 22-2-14/224).

До 2009 года налогоплательщики сдают декларации поквартально, и налоговые декларации по единому налогу, представленные за отчетный период, по итогам которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, приравниваются к налоговым декларациям за налоговый период.

Однако с 2009 года в силу новой редакции статьи 346.23 НК РФ декларацию нужно будет подавать раз в год: организациям – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а предпринимателям – до 30 апреля следующего года.

Особых сроков подачи декларации за налоговый период для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН, закон не устанавливает – таким образом, вероятно, отчетность такой налогоплательщик может сдать в любой момент после перехода на общий налоговый режим, но не позднее указанных выше дат.

В любом случае, если исчисленная по итогам такого «прерванного» налогового периода сумма единого налога окажется меньше суммы минимального налога за тот же период, налогоплательщику нужно будет уплатить минимальный налог по истечении отчетного периода, в котором им было утрачено право на применение УСН, но не позднее сроков, установленных для представления налоговых деклараций по УСН (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Пример 1

Предприниматель в 2008 году применял УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». С IV квартала 2008 года он утратил право на применение УСН, так как в октябре его доходы превысили 26,8 млн руб. При этом сумма налога, исчисленная в общем порядке за 9 месяцев 2008 года, меньше исчисленной за этот же период суммы минимального налога.

С 1 октября 2008 года индивидуальному предпринимателю пришлось перейти на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Ему также нужно было исчислить сумму минимального налога в размере 1 процента от полученных доходов за 9 месяцев 2008 года и перечислить ее не позднее 25 октября 2008 года, а также в этот срок подать декларацию с указанием в ней суммы минимального налога.

Переход на метод начисления

Организации, применявшие упрощенную систему налого-обложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления выполняют следующие правила (п. 2 ст. 346.25 НК РФ):

– признают в составе доходов полученные деньги в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

– признают в составе расходов затраты на приобретение в период применения упрощенной системы товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса.

Эти операции связаны с отказом от кассового метода в пользу метода начисления при признании доходов и расходов.

Такие доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Пример 2

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приобрела в сентябре 2008 года сырье и материалы. В производство они отпущены в декабре 2008 года. С 1 января 2009 года фирма переходит на общий режим налогообложения. Оплата указанных сырья и материалов произведена в феврале 2009 года.

Налогоплательщик не имел возможности учесть стоимость материалов в расходах, будучи на УСН, так как они не были оплачены. Он списывает стоимость отпущенных в производство МПЗ в январе 2009 года., то есть в месяце перехода на общий режим налогообложения.

Формирование остаточной стоимости амортизируемого имущества

Если организация переходит с УСН (независимо от объекта налогообложения) на общий режим и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание и т. п.) которых, произведенные в период применения общего режима до перехода на «упрощенку», не полностью перенесены на затраты за период применения УСН, в налоговом учете на дату перехода остаточная стоимость ОС и НМА определяется путем уменьшения остаточной стоимости, определенной на дату перехода на «упрощенку», на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.

По разъяснениям Минфина России, с 1 января 2008 года указанный порядок действует как в отношении организаций, которые применяли упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы», так и фирм с объектом «доходы». Последние должны определить сумму расходов на приобретение (создание) основных средств и нематериальных активов, а также суммы расходов на модернизацию, достройку и т. д. основных средств, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ, расчетным путем, несмотря на то что в расходы она не включалась и налоговую базу по единому налогу не уменьшала.

С 2009 года это правило введено непосредственно в пункт 3 статьи 346.25 НК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что поскольку организации, применявшие упрощенную систему с объектом «доходы», не отражали в учете свои расходы, то размер остаточной стоимости у них учитывается в налоговом учете на дату перехода по правилам, установленным пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ (письмо Минфина и ФНС России от 28 ноября 2007 г. № СК-6-02/912, письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-11-02/266).

Реализация права на вычет НДС

Организации и предприниматели, применявшие упрощенную систему, при переходе на общий режим выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим в общем порядке.

Это касается и налогоплательщиков, применявших объект «доходы», которые не вправе были признавать какие-либо расходы в период применения УСН.

Указанные суммы НДС принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при условии дальнейшего использования этих товаров для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (п. 6 ст. 346.25, п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Утрата права на применение УСН на основе патента

В статье 346.25.1 НК РФ предусмотрена возможность применения УСН на основе патента. Она существует у индивидуальных предпринимателей, занимающихся
одним из видов деятельности, названных в этой статье, если в регионе, где они работают, это предусмотрено законодательством субъекта РФ.

Такой предприниматель теряет право на применение упрощенной системы на основе патента с начала периода, на который был выдан патент, если:

– его доход, предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, за 2008 год превысит 26,8 млн рублей;

– он привлекает в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера). До 2009 года использовать труд других лиц предпринимателю на патенте запрещено, а с 2009 года – можно, но не более пяти человек за налоговый период по среднесписочной численности (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ, введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ). При этом налоговым периодом считается срок действия патента (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Таким образом, с 2009 года право на применение УСН на основе патента будет утрачено при привлечении большего количества наемных работников;

– он осуществляет на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта Российской Федерации;

– он не оплатил 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).

После утраты права на применение УСН предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима.

Право вновь перейти на упрощенную систему на основе патента возникает у ИП не ранее чем через три года после того, как он уже утратил право на применение УСН на основе патента.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Утвержденный вид сообщения об утрате права на УСН

УСН — упрощенная система налогообложения. Некоторые компании имеют право применять ее, если соответствуют оговоренным в законодательстве условиям.

Если условия, дающие право на применение УСН, нарушены, то организация должна отправить в Федеральную налоговую службу (подать в местное отделение) сообщение об утрате права на ведение деятельности по «упрощенке» и переходе на общую систему налогообложения — ОСН, или ОСНО.

Для формирования сообщения используется форма 26.2-2, которую утвердила ФНС Приказом от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@. В нем приведен пример особого бланка формы, а также регламент по его заполнению.

Сообщение об утрате права на применение УСН должно содержать:

  • полное название организации;
  • налоговый период (код), которым завершилась работа по УСН;
  • причины, по которым компания потеряла право на «упрощенку», с указанием ссылок на соответствующие статьи Налогового Кодекса РФ;
  • ФИО, подпись налогоплательщика или лица, его представляющего, и дата.

Сроки подачи — сообщение необходимо предоставить в распоряжение ИФНС в течении 15 дней после истечения того налогового периода, в котором были нарушены условия применения к данной организации упрощенной системы налогообложения.

Уточнения в законе

Закон, а именно Налоговый кодекс в статье 346.13, пункт 4, уточняет, что право на «упрощенку» в 2019 году имеют те предприятия, которые соответствуют следующим условиям:

  • Их сумма доходов не превышает определенный лимит — так, для работы по УСН необходимо, чтобы величина ее доходов за 1-3 кварталы 2019 года не превысила 79 миллионов 740 тысяч рублей (с учетом коэффициента-дефлятора, определенного на этот период как 1,329. С 2019 по 2020 год коэффициент-дефлятор не применяется, максимальная величина дохода закреплена в НК и равна 150 миллионов рублей. Превышение доходов над этим уровнем автоматически лишает права на УСН, и это — самая распространенная причина, указываемая в типовом сообщении.
  • Организация не имеет внутриструктурных подразделений – представительств или филиалов, которые отдельно вписаны в учредительные документы.
  • Организация не ведет деятельности, при которой применение УСН невозможно, например, не является банком, ломбардом, казино или игорным домом, не занимается производство товаров, облагаемых акцизом (подробный список определяется статьей 346.12 Налогового кодекса).
  • Ни в одном налоговом (отчетном) периоде доля других компаний в этой организации не превысила 25%.
  • Максимальная средняя численность работников, считая совместителей и сотрудников на гражданско-правовых договорах, не превысила 100 человек. Лица, с которыми были заключены авторские договора или договора аренды, не считаются.
  • Остаточная стоимость основных средств фирмы не превышает 150 миллионов рублей (метод проведения оценки — по данным бухучета).
  • Плательщик по объекту налогообложения «доходы» не является членом простого товарищества и не заключал договора доверительного управления имуществом.

Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Нарушение любого из этих пунктов является поводом для перехода с УСН на какую-либо другую систему налогообложения, чаще всего на основную. При этом к налогоплательщикам не выдвигается требования об уплате пеней и штрафов за просрочки налоговых платежей во время того квартала, во время которого осуществлялся переход на новую систему — статья 346.13 НК России.

Основные действия

Для того, чтобы правильно перейти с УСН на другую форму налогообложения, избежав при этом проблем, необходимо своевременно подать в налоговую сообщение об утрате права на применение УСН, декларацию по НДС за тот квартал, в котором утрачено право на «упрощенку», и декларацию по налогу на прибыль. Кроме того, может потребоваться предоставить иные документы.

Бланк сообщения об утрате права на УСН

Операции с документами

Сообщение об утрате права на «упрощенку» необходимо подать не позже чем пройдет 15 дней с момента окончания действия права на УСН в отчетном периоде-квартале. К нему необходимо приложить декларацию по УСН, но она может быть подана и позже, до 25 числа месяца, идущего за отчетным периодом.

После этого предприятие автоматически переходит на основную систему налогообложения. И должно предоставить в налоговую декларацию по НДС (налогу на добавленную стоимость) за тот квартал, в котором право на УСН было потеряно (не позднее 25 числа следующего месяца).

Также подается декларация по налогу на прибыль, также за квартал, в котором произошла утрата права на «упрощенку». Если это I, II или III, то не позднее 28 числа идущего следом месяца, если IV — то до 28 марта следующего года, и это будет декларация за весь год.

Дополнительно, если организация имеет на балансе имущество, которое отдельно облагается налогом исходя из их балансовой стоимости, то подается еще и декларация по имущественному налогу. Сроки подачи этой декларации зависят от местного регионального законодательства, а именно от того, предусмотрены ли им отчетные периоды-кварталы.

Если да, то декларация по имущественному налогу подается до 30 числа следующего за кварталом месяца, если нет (а также если УСН перестали применять в IV квартале) — до 30 марта следующего года.

Уплата налогов

Налоги по УСН при потере на него права уплачиваются за весь год, но фактически только за тот период, в который фирма утратила эту налоговую льготу. Так, если утрата произошла, начиная со II-го квартала, то налог по УСН за год рассчитывается только исходя из данных за первый квартал. При утрате с III-го — за полугодие, и так далее.

Начиная с первого месяца квартала, который идет за тем, когда произошла потеря права на «упрощенку», она применяет основную налоговую систему, и первые налоги по ней уплачиваются по итогам того квартала, в котором произошла утрата права на «упрощенку».

Так, НДС платится в размере одной трети от общей суммы, но ПОМЕСЯЧНО, в течение 3-х месяцев квартала, идущего за тем, за который надо платить НДС, не позднее 25 числа каждого месяца. Например, НДС, рассчитанный за III-й квартал, платится так: 1/3 в октябре, 1/3 в ноябре, 1/3 в декабре (до 25 числа каждого месяца).

Налог на прибыль платится квартальными авансовыми платежами, но не позже, чем пройдет 27 дней месяца, идущего за последним в отчетном квартале. Так, за I-й квартал «за прибыль» придется уплатить до 28 апреля. Но в случае с IV-м кварталом налог на прибыль подлежит уплате до 28 марта нового года, а рассчитывается он с 1 октября до 31 декабря.

Сроки уплаты и порядок уплаты налога на имущество зависят от законодательной базы того региона России, где зарегистрирован плательщик.

Нюансы учетов

Переход на общую систему налогообложения обязывает предприятия доначислять НДС на свои товары и услуги, но одновременно с этим дает право подавать к возмещению НДС, начисленный поставщиками.

Сразу после перехода на ОСН необходимо в счет-фактурах, выписываемых клиентам, отдельной строкой упоминать НДС. Если до этого предприятие не практиковало выдачу счет-фактур, придется начать их формирование, так как они — основа для клиентов фирмы подавать заявления в налоговую о возмещении НДС.

НДС причисляется к изначальной стоимости оказанных услуг, выполненных работ или поставленных товаров, а также с перечисленных покупателями авансов.

НДС к уплате обязателен. Если произошла ситуация, когда договор на поставку был заключен в одном квартале, когда действовало УСН, а поставка по нему осуществляется в другом, когда фирма перешла на ОСНО, то необходимо либо договориться со второй стороной об изменении цены договора (с прибавкой к ней НДС), либо уплатить этот налог из бюджета предприятия.

Бланк приходного кассового ордера — документ, который заполняется при торговых операциях.

Зачем бухгалтер заполняет форму ТОРГ-3 — читайте .

Если предприятие в следующем квартале обратно переходит на УСН, то НДС по товарам, услугам или работам ей приходится восстанавливать, но это можно сделать только при условии, что субъект налога на добавленную стоимость — сами товары и работы — еще никак не использован.

Восстановление осуществляется в том периоде, который непосредственно предшествует возвращению на УСН, восстановленный НДС относят к «Прочим расходам».

Вариант в середине года

Если организация «выбилась из границ» и оказалась вынуждена перейти с УСН на ОСН в середине года, например, в III квартале, то она сразу оказывается плательщиком НДС и налога на прибыль. В связи с этим часто возникают коллизии.

Самая часто встречающаяся ситуация — когда организация заключила договор с четко указанной ценой, допустим, на поставку товаров в квартале, когда действовал УСН, а исполнен договор — поставлен товар — был в другом квартале, когда уже фактически налоги считались по ОСН.

В этом случае порядок учета дебета и кредита регламентируется статьей 346.25, пунктом 2 Налогового кодекса, и состоит в следующем:

  • Доходы от любой выручки, полученной за оказание услуг, продажу товаров, прав на недвижимость и т.д. в период действия «упрощенки», которые не были оплачены ДО даты перехода на ОСН, признаются в составе доходов, и на них идет налог на прибыль по методу начисления.
  • Любые расходы организации, которые планировались по заключенным договорам и иным непреложным обязательствам во время действия «упрощенки», но еще не были оплачены в момент перехода на ОСН, признаются в составе расходов, если глава № 25 Налогового кодекса не подразумевает иного. В состав расходов могут включаться только те, что оговорены в статье 346.16 НК.

В любом случае при переходе с УСН на ОСНО применяется налог на прибыль с применением метода начисления, поскольку законом предусмотрен только данный вариант.

Касательно НДС действуют следующие правила. Если в момент перехода с УСН на ОСНО (одновременно с этим и образуется обязанность по уплате НДС) в организации действовал какой-либо договор на поставку товаров или выполнение работ, который еще не был исполнен, организация имеет право изменить цену договора, не меняя общую величину, т.е. просто выделив оттуда НДС за счет уменьшения собственной прибыли. Накладывать дополнительно НДС на цену уже заключенного договора нельзя.

Кто имеет право применять УСН

Все вопросы, касающиеся упрощённой системы налогообложения, регулируются главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Упрощённая система налогообложения предполагает освобождение налогоплательщика от ряда налоговых выплат:

Налоги, от которых освобождены налогоплательщики УСН Пояснение
Юридические лица
Налог на прибыль Исключение:

  • лица, контролирующие иностранные компании (п.1.6 ст.284 НК РФ);
  • доходы в виде дивидендов (п.3 ст.284 НК РФ);
  • операции с некоторыми видами долговых обязательств (п.4 ст.284 НК РФ)
Налог на имущество Исключение: объекты недвижимости, налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости
НДС Исключение:

  • импорт товаров;
  • осуществление операций в рамках договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом, концессионного соглашения (ст.174.1 НК РФ)
Физические лица (ИП)
НДФЛ Исключение:

  • доходы в виде дивидендов (п.3 ст.284 НК РФ);
  • стоимость выигрышей, призов в части, превышающей 4000 рублей;
  • проценты от доходов по вкладам в банках на территории РФ;
  • экономия на процентах при получении заёмных средств в части, превышающей сумму процентов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (в рублях) и 9% над суммой процентов (в валюте);
  • доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием;
  • доходы от использования денежных средств в потребительских кооперативах.
Налог на имущество физических лиц В отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Исключение: объекты недвижимости, налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости

НДС Исключение: импорт товаров;

осуществление операций в рамках договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом, концессионного соглашения (ст.174.1 НК РФ)

Кто имеет право перейти на УСН

В соответствие с п.2 ст.346.12 НК РФ налогоплательщики имеют право переходить на упрощённую систему налогообложения лишь в том случае, если за 9 месяцев того года, когда организация подаёт заявление о переходе на УСН, доходы не превысили 112,5 млн.рублей. Для того, чтобы перейти на УСН – предпринимателям текущего года необходимо письменно уведомить налоговые органы в срок до 31 декабря. Читайте также статью: → «Переход на УСН или перевод предприятия на «упрощенку».

В уведомлении указывается:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточная стоимость основных средств;
  • размер доходов на 01 октября текущего года.

Необходимо заметить, что предприниматель подаёт не заявление, а уведомление в налоговый орган, т.е. он самостоятельно берёт на себя всю ответственность за принятое решение.

Подавать уведомление можно, начиная с 01 октября и вплоть до 31 декабря, но применять УСН можно начинать лишь с 01 января следующего года. Вновь созданные организации, желающие применять УСН, обязаны уведомить налоговые органы в 30-дневный срок с даты регистрации.

Пример 1. Индивидуальный предприниматель Доходный Д.Д. получил свидетельство о постановке на учёт в качестве налогоплательщика 10.03.2017 г. Уведомить налоговые органы о переходе на УСН ему придётся не позднее 07.04.2017 г. Налоговые органы, в свою очередь, никаких уведомлений о применении организацией или предпринимателем УСН не предоставляет.

В случае необходимости подтверждения принятого решения о переходе на «упрощёнку» лучше запросить информационной письмо, которое в обязательном порядке будет предоставлено ФНС. Перейти с упрощённой системы налогообложения на другую возможно лишь по окончании налогового периода. Таким образом, предпринимателю прежде, чем уведомлять налоговые органы о переходе на УСН, необходимо принять взвешенное решение.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто не имеет права применять УСН

Упрощённую систему налогообложения не имеют права применять следующие организации (индивидуальные предприниматели) (ст.346.12 НК РФ):

  • организации с филиалами;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, ведущие деятельность по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • организации, ведущие деятельность по производству подакцизных товаров;
  • организации, ведущие деятельность по проведению азартных игр;
  • нотариусы и адвокаты, ведущие частную деятельность;
  • организации, перешедшие на сельскохозяйственный налог;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;
  • организации с количеством работников более 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн. рублей;
  • казённые и бюджетные учреждения;
  • организации, не уведомившие налоговые органы о переходе УСН в срок до 31 декабря или не позднее 30 календарных дней после постановки на налоговый учёт для вновь созданных организаций;
  • микрофинансовые организации;
  • частные агентства занятости населения.

Когда можно утратить право на применение УСН

Право применения УСН могут утратить предприниматели в случаях, если:

  • по истечение налогового периода доходы превысили 150 млн.рублей;
  • средняя численность сотрудников превысила 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств составила более 150 млн.рублей.

Об утрате права применения УСН налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы в течение 15 дней после завершения отчётного периода (первый квартал, полугодие, девять месяцев), т.е. сообщить необходимо в срок:

  • до 15 апреля;
  • до 15 июля;
  • до 15 октября.

Декларацию в данном случае необходимо предоставить не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е.:

  • до 25 апреля;
  • до 25 июля;
  • до 25 октября.

В случае, если организация, работающая на УСН, прекратила своё существование – необходимо подать декларацию в налоговые органы в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем окончания деятельности. В тот же период необходимо произвести уплату налога. Читайте также статью: → «Сроки сдачи декларации по УСН в 2017 году».

Пример 2. ООО «АБВ», ведущее деятельность, подлежащую УСН, прекратило своё существование 18 марта 2017 г. Сдать декларацию в налоговый орган и произвести уплату налога необходимо в срок до 25 апреля 2017 года.

Сроки сдачи отчётности и уплаты налога при УСН

Расчёт налога при УСН производится нарастающим числом от предыдущего и учитывается в авансовых платежах, итоговый платёж будет исчислен в налоговой декларации. Сроки уплаты авансовых платежей не зависят от статуса налогоплательщика (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель):

Налоговый период Срок платежа
Первый квартал до 25 апреля
Полугодие до 25 июля
Девять месяцев до 25 октября

Срок сдачи налоговой декларации за налоговый период и уплаты окончательно исчисленного налога зависит от статуса налогоплательщика:

Налогоплательщик Срок сдачи декларации и уплаты налога
Индивидуальный предприниматель До 30 апреля
Юридическое лицо До 31 марта

Налоговая декларация подаётся после окончания налогового периода, т.е. в следующем календарном году.

В случае нарушения сроков сдачи налоговой декларации и уплаты УСН-налога или нарушении сроков внесения авансовых платежей налоговым законодательством предусмотрены штрафы и пени для нерадивых налогоплательщиков. Читайте также статью: → «Пример заполнения декларации по УСН в 2018».

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Наша организация является довольно крупной в области по количеству рабочих мест. Мы соответствуем все критериям, позволяющим применять УСН, но в 1 квартале средняя численность сотрудников составила 60 человек, во 2 квартале 80 человек, в 3 квартале 110 человек. Означает ли это то, что мы должны переходить на общий режим налогообложения с 4 квартала?

Для упрощённой системы налогообложения отчётные периоды следующие: первый квартал, полугодие, девять месяцев. В соответствии с данными периодами Вам необходимо определить среднюю численность работников за девять месяцев, что составит (60 + 80 + 110) / 3 = 83 человека. Таким образом, средняя численность работников за девять месяцев составила 83 человека, что позволяет Вам продолжить работу на УСН.

Вопрос №2. Мы планируем переход на УСН, но смущает один факт – влияет ли стоимость скамеек, газонов, т.е. объектов внешнего благоустройства на ограничение стоимости основных средств?

Объекты внешнего благоустройства в бухгалтерском учёте принимаются на баланс организации в качестве основных средств, но амортизации в налоговом учёте они не подлежат. В связи с этим при проведении расчёта стоимости основных средств с целью перехода на УСН объекты внешнего благоустройства не учитываются.

Вопрос №3. Должны ли мы при подсчёте средней численности сотрудников учитывать внешних совместителей?

При подсчёте средней численности сотрудников Вы обязаны не только учитывать внешних совместителей, а ещё и работников, с которыми у Вашей организации заключены договоры гражданско-правового характера на период выполнения работ. Таким образом, средняя численность сотрудников организации будет состоять из количества:

  • штатных сотрудников;
  • внешних совместителей;
  • сотрудников, принятых на период выполнения определённого вида работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *