Услуги нотариуса проводки

Классификация профессиональных услуг нотариуса

Оказываемые нотариусом услуги неоднородны и подразделяются на нотариальные, а также услуги правового и технического толка. По нотариальным разработаны гостарифы, остальные оказываются на договорной основе, их стоимость устанавливается непосредственно нотариусом.

При обращении к нотариусу, в зависимости от решаемого вопроса, могут взиматься:

  1. Госпошлина (или нотариальный тариф). Их оплачивают в размере, определенном законодательно, при совершении действия непосредственно в нотариальной конторе (ст. 333.24 НК). Если же нотариус выезжает по договоренности с клиентом и осуществляет необходимые действия вне нотариальной конторы, то размер нотариального сбора/госпошлины возрастает в 1,5 раза (пп. 1 п. 1 ст. 333.25 НК);
  2. Плата за оказание правовых либо технических услуг. Например, за составление проектов соглашений, других документов или их копирование;
  3. Возмещение транспортных расходов при исполнении услуг на выезде к клиенту.

По окончании нотариальных (иных) действий, нотариус обязан выдать клиенту документ, подтверждающий сумму платежа по всем видам оказанных услуг. Как правило, на этот вид затрат деньги выдаются под отчет материально-ответственному лицу. Он и расплачивается с нотариусом, а подтверждающий расходы документ прилагает впоследствии к авансовому отчету.

Услуги нотариуса: проводки в бухучете

Оплата госпошлины фиксируется на сч. 68 субсчет «Госпошлина», а нотариального тарифа на сч. 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», поскольку госпошлиной он не является. Он уплачивается в размере госпошлины по действиям, не имеющим обязательного характера, но, к примеру, тогда, когда сторонами установлена соответствующая договоренность.

Нотариальные расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они учитываются на сч. 26 «Общехозяйственные расходы» в коммерческих компаниях, на сч. 44 «Расходы на продажу» в торговле, в незавершенном производстве на сч. 08 (если возникает необходимость в услугах нотариуса, например, при возведении здания), или на «Прочих расходах» сч. 91, когда нотариально удостоверяются документы, сопровождающие операции по прочим видам деятельности. НДС по всем нотариальным услугам не начисляется. Отражаются услуги нотариуса проводками:

Операция

Д/т

К/т

Выдача денег под отчет для оплаты услуг

Оплачена госпошлина

Оплачен нотариальный тариф, правовые или технические услуги

Расходы учтены в составе:

Затрат, закладываемых в стоимость ОС

76 (68)

Управленческих затрат

76 (68)

Расходов на продажу

76 (68)

Прочих затрат

76 (68)

Пример

Как отразить услуги нотариуса проводками в бухучете.

ООО «Трим» пригласило нотариуса для удостоверения:

  • договора купли-продажи доли в УК компании на сумму 1 000 000 руб.;
  • переоформленного Устава фирмы.

Госпошлина за удостоверение составила:

  • Договора – 7500 руб. (0,5% х 1 000 000 руб. х 1,5),
  • Устава – 750 руб. (500 руб. х 1,5).

Сумма пошлин увеличена в 1,5 раза, т.к. нотариус работал на выезде.

За составление проекта соглашения нотариусом выставлен платеж в сумме 5000 руб.

Общая сумма его услуг составила 13 250 руб. (7500 + 750 + 5000).

Бухгалтер отразит расходы записями:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Оплачена госпошлина

Оплачены услуги правового характера

Сумма госпошлины отражена в расходах

Сумма услуг по составлению договора отнесена на расходы

>Выпуск от 21 февраля 2014 года

(см. также выпуски за другие дни)

>Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).

Организация оплатила услуги частного нотариуса на общую сумму 18 500 руб., а именно:

— нотариальный тариф за удостоверение договора лизинга в размере 11 000 руб. (стоимость предмета договора составляет 3 000 000 руб.);

— за свидетельствование верности копий документов (50 страниц) — 500 руб.;

— за услуги правового и технического характера — 7000 руб.

Нотариусом выдан бланк, в котором отдельно выделены стоимость услуг, оплачиваемых по нотариальному тарифу, и стоимость услуг правового и технического характера. Оплата нотариальных услуг произведена через подотчетное лицо, которому были выданы денежные средства из кассы организации в размере 20 000 руб.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Нотариальная деятельность в РФ регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1.

В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Основ о нотариате нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

За совершение действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе (ч. 2 ст. 22 Основ о нотариате). Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий установлены п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемом случае нотариус осуществил удостоверение договора лизинга и свидетельствование верности копий документов. Указанные нотариальные действия не являются обязательными, т.е. для таких действий законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма. За совершение указанных нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ о нотариате (ч. 3 ст. 22 Основ о нотариате).

В рассматриваемой ситуации нотариальный тариф за удостоверение договора лизинга, предмет которого подлежит оценке, установлен по правилам пп. 4 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате и составляет 11 000 руб. (5000 руб. + (3 000 000 руб. — 1 000 000 руб.) x 0,3%). Тариф за свидетельствование верности копий документов в количестве 50 страниц установлен в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате и составляет 500 руб. (50 x 10 руб.).

В соответствии со ст. 15 Основ о нотариате нотариус имеет право не только совершать предусмотренные Основами о нотариате нотариальные действия, но и, в частности, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Денежные средства, полученные нотариусом за оказание услуг правового и технического характера, являются одним из источников финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой (ч. 1 ст. 23 Основ о нотариате).

Заметим, что исходя из позиции Конституционного Суда РФ оказание нотариусом услуг правового и технического характера для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер и производится вне рамок нотариальных действий (п. 2.2, абз. 1 п. 2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 272-О-О).

При совершении юридически значимых действий, оформляемых в нотариальном порядке, нотариус применяет бланк единого образца, имеющий определенные степени защиты (введен в нотариальное делопроизводство с 01.01.2011) (п. 41 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Минюста России от 19.11.2009 N 403, Информационное письмо ФНП от 04.03.2010 N 417 «Об использовании нотариусами бланков единого образца»).

Также отметим, что все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре. Нотариус обязан выдавать выписки из реестра по письменному заявлению организаций и лиц, от имени или по поручению которых совершены эти действия (ст. 50 Основ о нотариате).

Порядок ведения кассовых операций

Выдача наличных денег из кассы под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации, производится по Расходному кассовому ордеру (унифицированная форма N КО-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 <*>), который оформляется на основании заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме (п. п. 1.8, 4.1, 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П).

Отметим, что выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).

В срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, подотчетное лицо обязано предъявить авансовый отчет (например, по унифицированной форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 <*>) об израсходованных суммах с приложением подтверждающих документов. В данном случае таким документом является выданная нотариусом квитанция или иной документ, подтверждающий оплату нотариальных услуг. Проверка авансового отчета, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).

Бухгалтерский учет

Бухгалтерские записи по отражению в учете операций по расчетам с подотчетным лицом производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в нижеследующей таблице проводок.

Сумма нотариального тарифа, а также плата за оказанные нотариусом услуги правового и технического характера, оплата которых связана с основной деятельностью организации, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются при соблюдении условий, указанных в п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).

Для расчетов с частным нотариусом, в том числе и по сумме нотариального тарифа <**>, может применяться счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Стоимость услуг, оказанных нотариусом, отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 76 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно ч. 6 ст. 1 Основ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Частные нотариусы не признаются индивидуальными предпринимателями, понятие которых установлено абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ. Соответственно, частные нотариусы не отнесены и к плательщикам НДС, перечень которых установлен п. 1 ст. 143 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного нотариусы, занимающиеся частной практикой, при оказании услуг в рамках своей профессиональной деятельности НДС не уплачивают (разъяснения консультанта Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.С. Лобачевой от 04.05.2007).

Налог на прибыль организаций

Плата частному нотариусу за нотариальное оформление относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Такие затраты включаются в базу по налогу на прибыль в пределах утвержденных тарифов (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Соответствующие расходы сверх данных тарифов не учитываются на основании п. 39 ст. 270 НК РФ (Письма УФНС России по г. Москве от 26.01.2009 N 19-12/005242, Минфина России от 30.05.2012 N 03- 03-06/2/69). В рассматриваемой ситуации плата за нотариальные действия произведена в соответствии с установленными нотариальными тарифами.

По мнению Минфина России, суммы, уплаченные нотариусу за оказание услуг правового и технического характера, включаются в состав прочих расходов как затраты на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги на основании пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо от 26.08.2013 N 03-03-06/2/34843).

Отметим, что аналогичная точка зрения высказывалась официальными органами и ранее (Письма УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16- 15/093518@.2, Минфина России от 16.11.2010 N 03-03-06/2/198), а также поддержана арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2013 N А40-54007/12-91-301).

Произведенные расходы должны быть подтверждены документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). По мнению налоговых органов, документальным подтверждением произведенных расходов может являться бланк, полученный от нотариуса, в котором отражены сумма оплаты и вид нотариальных действий (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-15/093518@.2) <***>.

Расходы на оплату услуг нотариуса, оплаченные наличными денежными средствами через подотчетное лицо, признаются на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *