УК РФ налоговые преступления

3. Каков крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов при привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Кроме того, понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

Для статьи 199.2 размер крупного и особо крупного размера определяется Примечанием к статье 169 Уголовного кодекса и составляет:

  • Крупный размер – более 250 000 рублей
  • Особо крупный – более 1 миллиона рублей

Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми суммами, определяющими неуплату налогов в крупном и особо крупном размере, а именно:

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Для физических лиц, в том числе и предпринимателей, крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, которая просто превысит 1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, которая просто превысит 9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

ОРГАНИЗАЦИИ – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 500 000 руб. Увеличение в 4 раза
  2. Б) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит 6 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза

ОРГАНИЗАЦИИ – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период;
    До 01.01.2010 – 2,5 млн.руб. 4-х кратное увеличение
  2. Г) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит 30 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза

Отдельно обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.
Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:

  • Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

То есть с точки зрения государства деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности.
Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.

Таким образом, с «01» января 2010 года действительно произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения минимальных сумм неуплаты налогов и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.

Как видно из приведенных ниже цифр:

  • для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз
  • для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза

Экономическая преступность становится широко распространенным явлением. Преступления в сфере экономической деятельности на всех этапах и стадиях их совершения, как правило, хорошо подготовлены и организованы. Они охватывают широкую группу преступных деяний, имеющих сходство в особенностях предмета преступного посягательства, обстановки совершения преступления, способа и механизма преступных действий, типологических особенностей личности субъектов преступной деятельности. Такие деяния объединены гл. 22 УК РФ как преступления в сфере экономической деятельности.

Одними из наиболее распространенных среди экономических преступлений являются налоговые преступления, прежде всего уклонения от уплаты налогов. Они в последние годы приобрели массовый характер и наиболее изощренные формы. Уклонение от уплаты налогов в современной России достигает таких масштабов, которые наносят серьезный ущерб экономической безопасности государства. Внимание, уделяемое преступным уклонениям от уплаты налогов, обусловлено не только их масштабами, но и тесной связью с преступлениями в экономической сфере и организованными, в том числе международными. В условиях экономического кризиса отчетливо проявляется тенденция роста уклонений от налогообложения и усиление воздействия криминального фактора на экономические отношения.

Финансово-экономическая система России построена так, что большая часть ее бюджета формируется за счет налогов. Так, по официальным отчетам, содержащимся в Федеральном законе от 02.10.2012 N 151-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год», распоряжении Правительства РФ от 08.07.2013 N 1153-р «О проекте Федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2012 год» и других документах об исполнении федерального бюджета за соответствующие годы, в общей сумме доходов Российской Федерации налоговые доходы составляли 80-85% всего федерального бюджета страны. Это объясняет стремление государства и его органов к увеличению налоговых поступлений и обеспечению их максимальной собираемости.

Однако собрать налоги в полном объеме пока не удается. По оценкам различных специалистов в результате уклонения от уплаты налогов государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся к уплате налоговых платежей.

Рассмотрим состояние преступности за последние 5 лет в России.

Таблица 1.- Статистика преступлений за 2013-2017гг.

Год

Выявлено преступлений

Расследовано

Всего

Следственными органами следственного комитета РФ

Органами внутренних дел

Таможенными органами

Всего

Следственными органами следственного комитета РФ

Органами внутренних дел

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что за последние 5 лет количество выявленных преступлений в сфере налогообложения увеличивалось, хотя за последние 2 года темп роста замедлился, если с 2013 по 2014 количество преступлений выросло на 4,9%, а с 2014 по 2015 на 9,4%,то к 2016 всего на 0,8%. Расследовано за эти годы всего 47,6 %, и в основном расследование было совершено следственными органами следственного комитета РФ. Органы внутренних дел раскрыли более 25% преступлений в сфере налогообложения.

Преступления в сфере налогообложения выявляются не только органами внутренних дел, следственными органами и таможенными органами, но и самими налоговыми органами, как отдельно от МВД так и совместно с ними.

Большинство выездных налоговых проверок ИФМНС заканчивается для компаний требованием об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов. Чтобы восстановить справедливость, нередко организациям приходится обращаться в арбитражные суды. Но и на этом проблемы не всегда заканчиваются. Ведь налоговики могут передать материалы проверок правоохранительным структурам, и тогда возникает угроза уголовного преследования.

Итак, в компании прошла налоговая проверка, по результатам которой были доначислены налоги. Сначала из инспекции поступает требование об уплате доначисленных сумм, а также пеней и штрафов. Таким образом инспекция предлагает организации в добровольном порядке в течение установленного в требовании срока погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом. Срок требования истекает, а никаких поступлений от компании нет. Это еще не повод для инспекции обращаться в правоохранительные органы.

Вот если с момента истечения срока уплаты налогов, указанного в требовании, пройдет еще два месяца, а деньги в ИФМНС так и не поступят, тогда налоговики непременно направят материалы проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такая обязанность для инспекторов предусмотрена в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. При этом причина, по которой компания не погашает задолженность, роли играть не будет. Организация может не платить налоги из-за отсутствия денег, а может не платить из-за несогласия с решением инспекторов и подачи встречного иска в арбитражный суд. Причина неуплаты не важна, основанием будет являться пропуск двухмесячной давности со дня истечения срока в требовании об уплате.

Еще одним немаловажным основанием для возбуждения уголовного дела является сумма выявленной в ходе проверки недоимки перед бюджетом. Если компания не погашает доначисленный ей инспекторами налог в размере 10 000 рублей в течение длительного периода, то возбуждать уголовное дело

никто не будет. Единственное, что грозит компании в такой ситуации, так это увеличение суммы пеней за просрочку платежа и приостановление действий по ее счетам до полного погашения задолженности.

Передать материалы в полицию инспекция может только в том случае, если размер недоимки в организации, выявленный в результате проверки, больше 500 000 рублей. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, сумма недоимки должна быть более 100 000 рублей. При меньших суммах у правоохранительных органов просто не будет оснований для возбуждения уголовных дел.

Речь идет не о задолженностях перед бюджетом, которые возникают с временными финансовыми трудностями в организации. То есть когда компания ведет верный учет, все отражает в декларациях, в сроки сдает отчетность, но по тем или иным причинам имеет задолженность по налогам. Речь идет именно о недоимках, выявленных налоговиками в ходе проверок. Например, инспекция посчитала, что компания скрыла часть доходов, и доначислила ей налог на прибыль. Или, например, инспекция сняла часть вычетов по НДС, посчитав документы от поставщика фиктивными, в результате чего у компании образовалась недоплата по НДС.

В настоящее время налоговики нередко в ходе проверок выявляют недоимки перед бюджетом в «критичных» для налогоплательщиков размерах, то есть свыше 500 000 рублей. Сумма не столь значительная для предприятий среднего и крупного бизнеса, поэтому вероятность передачи материалов в правоохранительные органы высока. Но причин для паники быть не должно. Далеко не каждое возбужденное уголовное дело будет означать, что в организации действительно совершено преступление. Дело в том, что подходы налоговиков к правонарушениям и подходы правоохранительных органов к преступлениям сильно отличаются. Поэтому не каждое налоговое нарушение может перерасти в уголовное преступление.

В Налоговом кодексе РФ только три статьи предусматривают наказание за неуплату налогов, в том числе и за нарушения в учете, которые

также могут привести к образованию недоимок перед бюджетом. Речь идет о статье 120 Налогового кодекса РФ, в которой установлены штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. В статье 122 Налогового кодекса РФ указаны санкции за неуплату налогов в результате занижения базы или иного ее неправильного расчета. И статья 123 Налогового кодекса РФ касается налоговых агентов, которые не исполняют свои обязанности по удержанию и перечислению налогов в бюджет.

Теперь обратимся к Уголовному кодексу РФ. В нем предусмотрено четыре «налоговые» статьи. Если от уплаты налогов уклоняется физическое лицо, то это статья 198 Уголовного кодекса РФ. Если налоги не платятся в рамках организации, то это статья 199. Статья 199.1 Уголовного кодекса РФ адресована налоговым агентам, не исполняющим свои обязанности. Статья 199.2 предусматривает наказание за сокрытие денежных средств, за счет которых могли бы быть взысканы недоимки по налогам и сборам.

Обратите внимание: все перечисленные статьи как Налогового, так и Уголовного кодексов РФ связаны с фактическим не поступлением сумм налогов и сборов в бюджет. Однако наличие недоимок перед бюджетом достаточно для привлечения компании к налоговой ответственности. А вот для наступления уголовной ответственности недоимка перед бюджетом только повод начать расследование, но далеко не всегда основание для ее наступления.

Если компания не сдает декларации, но еще до проведения проверки решит уплатить все налоги, в том числе и по несданным декларациям, то за налоговое правонарушение фирму к ответственности привлекут, а вот состава налогового преступления уже не будет. Поскольку фактической неуплаты в бюджет не произошло. Рассмотрим статистику доначисления налогов и сборов в бюджет в динамике за последние 4 года (табл.2).

Таблица 2. — Доначисление налогов по результатам проверок

Год

Количество проверок налоговыми органами

Доначисления по результатам проверок налоговыми органами,млн,руб

Количество проверок налоговыми органами совместно с органами внутренних дел

Доначисления по результатам проверок налоговыми органами совместно с органами внутренних дел,млн.руб

9,1

20,8

8,9

19,1

8,2

20,6

6,9

21,6

Как видно, цифры говорят сами за себя: при среднем доначислении на одну проверку, проводимую налоговым органом, на совместную с органами внутренних дел приходится практически в три раза больше. Так же из таблицы 2 видно, что с каждым годом сумма доначисленных налогов растет. Это может говорить, как о повышении количества случаев уклонения от уплаты налогов, так и о улучшении работы налоговых органов и органов внутренних дел в сфере контроля финансовой деятельности налогоплательщиков.

Список литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС «Гарант».

2.Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

3 Волженкин Б.В. преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). — СПб.: Юридический центр Пресс, 2014 г.

4 Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова. — М.: Статус-Кво. 2015 г.

5 Карякин В.В., Махов В.Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. — М.: Юрлитинформ, 2014 г.

6 Крупин М.Л. Налоговое преступление: уголовно-правовая характеристика. // Налоги и налогообложение. №4. 2016г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *