Учетная политика утверждается

Содержание

Надо ли каждый год утверждать учетную политику?

Организация получает средства целевого финансирования. В этом случае нужно обособленно учитывать целевые поступления, а также организовать учет расходов, оплаченных за счет таких средств.

Порядок ведения раздельного учета тоже необходимо закрепить в учетной политике ().* Как утвердить учетную политику В коммерческих организациях Учетную политику утвердите руководителя организации. Положения учетной политики можно как включить в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему. Налоговое законодательство не определяет круг лиц, ответственных за разработку учетной политики организации.

Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру. Учетную политику надо утвердить до налогового периода (т. е. года), начиная с которого будут применяться ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации.

Обязательно ли утверждать учетную политику каждый год?

Вопрос Нужно ли утверждать учетную политику на каждый год если никаких изменений в учетную политику предыдущего года не вносится. Ответ Утвержденная при возникновении организации учетная политика применяется последовательно из года в год.

Требование о том, что утверждать ее нужно ежегодно, законодательство не содержит. Однако корректировать ее порой все же приходится.

Речь идет о ситуациях, когда произошли изменения в законодательстве или нормативных актах, организация произвела разработку новых способов ведения бухучета или же существенно изменились условия ее деятельности (п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»). В этом случае изменения, касающиеся «бухгалтерской» составляющей учетной политики, вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом их утверждения. При этом сведения, которые относятся к учетной политике для бухгалтерского учета, фирма должна раскрывать в пояснительной записке к годовой отчетности. Это требование пункта 24 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г.

№ 43н. Для налогового учета решение о внесении корректировок при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства не ранее чем с момента вступления в силу указанных изменений (ст. 313 НК).

  • (415 kB)
  • (59 kB)
  • (509 kB)
  • (506 kB)
  • (411 kB)
  1. что нужно сделать, чтобы перейти на УПД?

    Нужно ли вносить изменения в договора? ✒ Чтобы начать применять УПД, надо: — его форму утвердить в качестве используемого первичного документа приказом….

  2. Работница работала по совместительству на 0,5 ставки, теперь ее принимают на полную ставку как основное место работы.

    ✒ По вопросу о….

  3. Здравствуйте, Ситуация: Генеральный директор ЗАО (он же учредитель 98%) занимает данную должность с апреля 2017г. Как правильно это оформить? нужно ли ее увольнять? по совместительству. С 01 июля 2017 года данное место работы становится основным.

    Вопрос: как….

  4. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

    Какие….

Просмотров: 986 Назад Вперед

Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год

Таким образом, учетная политика составляется один раз, в том году, когда организация была создана и применяется вплоть до ее ликвидации, то есть, если организация ничего не меняет в способах ведения бухгалтерского учета, она не должна изменять и учетную политику.

Приобрела квартиру. Хочет получить вычет по НДФЛ с 2000000-00 путем перечисления денег на карточку в полной сумме. Соответственно, не возникает необходимости и ежегодно составлять новую учетную политику. По нашему мнению, в приказе о формировании учетной политики следует указать не год, на который она утверждается, а дату, с которой данная учетная политика подлежит применению. Например, сообщить, что учетная политика применяется организацией с 2008 года.

На наш взгляд, в случае, если учетная политика принята на конкретный календарный год, у организации также не возникает необходимости ежегодно составлять новую учетную политику или издавать приказ о продлении старой. То есть мы считаем, что в рассматриваемой ситуации организация имеет полное право в 2009 году пользоваться той учетной политикой, которая была утверждена на 2008 год.

Работа с бухгалтерской учетной политикой в 2013 году

Вступление в силу нового закона о бухгалтерском учете знаменует собой очередной, важный, но далеко не окончательный этап реформы бухгалтерского учета. Практика начала года уже показала, что нормотворчество в области организации и регулирования бухгалтерского учета не прекращается.

В соответствии с новым законом о бухгалтерском учете1 все компании, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны вести бухгалтерский учет2.
Тем же законом предусматривается, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до его вступления в силу3.
При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей этому закону4.
Иными словами, разрабатывая дополнения и изменения учетной политики на 2013 год, тем организациям, которые уже ведут бухучет, необходимо гармонизировать свои методы учета, сформированные по старым Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), с требованиями нового закона. Тем организациям, которые по тем или иным причинам только начинают вести учет, необходимо рекомендации, содержащиеся в ПБУ, сверять с новым законом о бухучете.

Определение учетной политики
Для начала попробуем дать определение термину «учетная политика». Итак, совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику5. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности6.
Отметим, что определение учетной политики, данное в законе о бухгалтерском учете, по смыслу и по тексту практически тождественно определению, данному в соответствующем ПБУ.
Внутренними стандартами предприятия (учетной политикой) также определяются способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Работа бухгалтера с учетной политикой включает в себя два этапа — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие в годовой бухгалтерской отчетности7.
Формировать учетную политику обязаны все организации, применяющие российские стандарты бухгалтерского учета, — это пока еще все те же ПБУ, утвержденные приказами Минфина России. При этом организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами8. Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству, учредительным документам либо по собственной инициативе9.
В практической работе над учетной политикой бухгалтеру необходимо увязать отдельные ее аспекты с общей стратегией и особенностями деятельности компании. Например, раздел о доходах и расходах должен учитывать маркетинговую политику, в частности применение скидок (наценок). И вовсе не обязательно переписывать отдельные положения из маркетинговой политики, достаточно, например, сделать ссылку на этот внутренний документ с указанием, что маркетинговая политика является составной частью общей учетной политики.

Сроки утверждения и период применения учетной политики
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности, или отчетным годом, является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица10.
Бытует мнение, что приказ об утверждении учетной политики на следующий год обязательно должен быть подписан до 31 декабря текущего года. В частности, аудиторы нередко делают замечания тем организациям, у которых такой приказ датирован началом отчетного года.
Мотивируют свои замечания аудиторы требованиями пункта 9 ПБУ 1/2008.

Из документа

Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Как мы видим, формальные основания для замечания, действительно, есть, а с точки зрения методологии бухгалтерского учета подобное замечание является достаточно спорным. Вспомним, например, о ретроспективном методе отражения последствий изменения учетной политики, когда исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период. Одновременно корректируются значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, так, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида11.
Для предприятий, ведущих бухгалтерский учет не один год, принятие учетной политики на следующий отчетный год, по сути, означает всего лишь изменение (уточнение, дополнение) той учетной политики, которая применялась в прошлый период. Такой вывод следует из двух основополагающих принципов учета, а именно из принципа сопоставимости показателей отчетности за разные отчетные периоды12, а также из обозначенного нами вначале принципа последовательного применения учетной политики из года в год13. То есть новый, закрепленный в учетной политике способ учета имеет обратную силу.
Таким образом, дата или срок утверждения учетной политики решающего значения не имеют, принципиальное значение имеет период, на который утверждается и в котором реально применяется учетная политика.
На практике бухгалтеру можно рекомендовать не гнаться за формальным соблюдением сроков подготовки и утверждения положения об учетной политике, тем более не следует выпускать соответствующий приказ «задним числом», а сосредоточиться на содержательной части учетной политики. При этом по возможности вдумчиво проанализировать бизнес своей компании и его перспективы с привлечением специалистов самой компании.

Объекты учета, инвентаризация
Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными законом о бухучете, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности14.
Объектами бухгалтерского учета организации являются15:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования ее деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В отношении фактов хозяйственной жизни (деятельности) сохраняются требования полноты и своевременности их отражения в бухгалтерском учете16. Факт хозяйственной жизни определяется законом как сделка, событие, операция, которые оказывают (способны оказать) влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств17.
Другим важным объектом учета закон определяет активы. Понятие актива и порядок его признания в бухгалтерском учете закон не определяет. Понятие актива и критерии его признания даны в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России18. Причем критерии признания активов прямо не связаны с правом собственности организации на то или иное имущество. Согласно этой Концепции активами признаются хозяйственные средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем19. В бухгалтерском балансе актив признается, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности20.
Поскольку в стандартах (действующих положениях) по бухгалтерскому учету пока еще не содержится общих критериев признания активов на балансе организации, в учетной политике предприятия необходимо применять правила признания, рекомендованные Концепцией.
Подобная трактовка вовсе не означает, что незыблемый принцип имущественной обособленности организации якобы отвергается. Вместе с тем напомним, что законодательством предусмотрены случаи управления «чужими» активами, с постановкой их на балансовый учет, и уплаты налога на имущество организаций (это, например, аренда предприятия21). В связи с этим при работе с учетной политикой в 2013 году стоит задуматься об общем порядке учета других объектов аренды.*
Инвентаризация активов и обязательств организации в общем случае является обязательной. Под инвентаризацией понимается выявление фактического наличия соответствующих объектов учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Организация вправе самостоятельно определить в своей учетной политике случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, за исключением случаев обязательной инвентаризации22. Требования закона не являются новацией, напомним, что аналогичная норма предусмотрена пунктом 4 ПБУ 1/2008.
Однако при описании порядка проведения инвентаризации активов и обязательств желательно увязать его с графиком планово предупредительных мероприятий (ремонтов), а также сделать ссылку, например, на график проведения сверки взаиморасчетов с контрагентами и т. д.

Пример
Предприятие, имеющее производственные участки с непрерывным технологическим циклом, установило в своей учетной политике срок проведения инвентаризации материально-производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции для целей составления годовой бухгалтерской отчетности — 1 октября отчетного года. При этом согласно графику планово предупредительных мероприятий (ремонтов) технологического оборудования непрерывного производственного цикла полная остановка этого оборудования для производства соответствующих работ предусмотрена 29 ноября.
Вполне понятно, что качественно провести инвентаризацию 1 октября, когда производственные запасы, незавершенное производство и готовая продукция находятся в непрерывном движении, не удастся. Зато 29 ноября, когда производственный цикл будет временно остановлен, условия для проведения годовой инвентаризации будут наилучшими. Следовательно, в учетной политике предприятия целесообразно установить норму о том, что годовая инвентаризация производственных активов проводится в сроки, установленные для проведения планово предупредительных мероприятий по технологическому оборудованию в четвертом квартале отчетного года. В нашем случае это будет 29 ноября.

Напомним, инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета23.
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить24:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Отсутствие инвентаризации расчетов перед составлением годовой отчетности в аудиторской практике считается типовым нарушением. При этом предприятие зачастую имеет необходимый набор документов в виде актов сверки взаиморасчетов, в том числе с банками, налоговыми органами, внебюджетными фондами и прочими контрагентами. Основную трудность представляет собой разброс таких документов по датам. Некоторые подтверждающие расчеты документы поступают в бухгалтерию в начале года, следующего за отчетным периодом. В такой ситуации у многих бухгалтеров возникает вопрос: как правильно закрепить в учетной политике сроки и порядок проведения годовой инвентаризации расчетов в учетной политике.
Отметим, что обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в государственные органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода25. То есть, закон предоставляет достаточно времени для того, чтобы сразу после окончания отчетного года и, что самое главное, получения годовых справок о состоянии расчетов с налоговыми органами, банками и другими организациями провести инвентаризацию. В учетной политике целесообразно закрепить проведение годовой инвентаризации расчетов отдельной процедурой от инвентаризации активов и других объектов учета организации, непосредственно в период подготовки отчетности, но перед ее окончательным составлением. Составленной считается отчетность после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта26.

Основания для изменения учетной политики
Изменение учетной политики может производиться при условии27:

  • изменения требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Основания для изменения учетной политики, предусмотренные законом, в целом аналогичны требованиям пункта 10 ПБУ 1/2008. Различие касается целей изменения учетной политики в случае разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета. В законе речь идет о повышении качества информации об объекте учета, но не говорится об уменьшении трудоемкости учетного процесса. В данном случае приоритет принадлежит закону, и желание уменьшить трудоемкость учетного процесса не может являться основанием для изменения учетной политики. На взгляд автора, такая позиция вполне справедлива и более точно согласуется с целями бухгалтерского учета. Разработка или выбор нового способа бухучета изначально должны предполагать рациональное его применение (требование рациональности)28.
Закон № 402 ФЗ допускает изменение учетной политики не с начала отчетного года в случае, если такой порядок изменения учетной политики обусловлен причиной этого изменения29. Аналогичная норма содержится в пункте 12 ПБУ 1/2008.

Простая система учета
В феврале нынешнего года Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 18.12.2012 № 164н «О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»» (ПБУ 1/2008)30. ПБУ 1/2008 дополнено пунктом 6.1 о возможности ведения бухучета без применения двойной записи для отдельных субъектов:

Из документа

Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
<…>
6.1. При формировании учет-ной политики микропредприятия и социально ориентированные не-коммерческие организации впра-ве предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). <…>

Следует отметить, что эта новая норма в настоящее время пока еще не получила официальных рекомендаций по своему применению. Тем не менее существуют Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства31. В частности, упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием32 может вестись:
по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухучета имущества малого предприятия);
по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухучета имущества малого предприятия.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности33.
Как мы указывали выше, объектом учета являются факты хозяйственной жизни, которые трактуются несколько шире, чем хозяйственные операции. Поэтому те организации, которые примут решение на применение простой формы учета без использования метода двойной записи, могут доработать рекомендованную форму Книги учета, включив в нее, кроме хозяйственных операций, сделки и события, которые способны оказать влияние на финансовое положение организации. Например, сделки по долгосрочной аренде.
Очень важно учитывать то обстоятельство, что применяемая простая форма учета должна обеспечивать для микропредприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций возможность составления адекватной и достоверной годовой бухгалтерской отчетности. В частности, для социально ориентированных некоммерческих организаций утверждена упрощенная форма бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств34.
Напомним также, что микропредприятия составляют отчетность по упрощенным формам бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства35.

Первичные документы и учетные регистры как элемент учетной политики
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета36. Напомним, о том, что формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности являются элементом учетной политики, сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.
По информации Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, например кассовые документы.
Сделаем практические выводы. Бухгалтеру при формировании учетной политики следует сначала утвердить все первичные документы, в том числе и унифицированные (за исключением кассовых и банковских), которые организация реально использует в своем документообороте в качестве приложения к учетной политике.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта37. С регистрами придется поступить в порядке, аналогичном для первичных документов, даже и в том случае, если они формируются с помощью компьютерной бухгалтерской программы.
В заключение скажем несколько слов о рабочем плане счетов. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами38. При этом не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета39.

Сноски:
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 ФЗ (далее — Закон № 402 ФЗ)
2 ч. 1 ст. 6 Закона № 402 ФЗ
3 ч. 1 ст. 30 Закона № 402 ФЗ
4 Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012
5 ч. 1 ст. 8 Закона № 402 ФЗ
6 п. 2 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н (далее — ПБУ 1/2008)
7 п. 1 ПБУ 1/2008
8 ч. 2 ст. 8 Закона № 402 ФЗ
9 п. 3 ПБУ 1/2008
10 ч. 1 ст. 15 Закона № 402 ФЗ
11 п. 15 ПБУ 1/2008
12 ч. 7 ст. 8 Закона № 402 ФЗ
13 ч. 5 ст. 8 Закона № 402 ФЗ
14 ч. 2 ст. 1 Закона № 402 ФЗ
15 ст. 5 Закона № 402 ФЗ
16 п. 6 ПБУ 1/2008
17 ч. 8 ст. 3 Закона № 402 ФЗ
18 Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 (далее — Концепция)
19 п. 7.2 Концепции
20 п. 8.3 Концепции
21 ст. 656—663 ГК РФ
22 ст. 11 Закона № 402 ФЗ
23 п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания)
24 п. 3.48 Методических указаний
25 ч. 1, 2 ст. 18 Закона № 402 ФЗ
26 ч. 8 ст. 13 Закона № 402 ФЗ
27 ч. 6 ст. 8 Закона № 402 ФЗ
28 п. 6 ПБУ 1/2008
29 ч. 7 ст. 8 Закона № 402 ФЗ
30 зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2013, № 27109
31 утв. приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н (далее — Рекомендации)
32 п. 21 Рекомендаций
33 п. 22 Рекомендаций
34 приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н
35 приказ Минфина России от 17.08.2012 № 113н
36 ч. 4 ст. 9 Закона № 402 ФЗ
37 ч. 5 ст. 10 Закона № 402 ФЗ
38 ч. 3 ст. 10 Закона № 402 Ф
39 Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012
* Подробнее смотрите статью «Учет и налогообложение объектов аренды» (Актуальная бухгалтерия, № 3, март 2013 г.).

>
Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?

Нормативка для учетной политики

Нужно ли утверждать каждый год учетную политику

Итоги

Нормативка для учетной политики

Учетную политику (УП) обязана составлять любая фирма вне зависимости:

  • от видов деятельности;
  • численности работающих;
  • применяемой системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • иных условий.

Требования о необходимости формирования УП содержатся в:

  • НК РФ — в отношении налоговой учетной политики (ст. 313);
  • законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н) — по бухгалтерской УП.

Во многих компаниях формируют отдельные УП — в целях налогового (НУ) и бухгалтерского учета (БУ). Однако законодательство не содержит подобного жесткого требования, поэтому организация вправе оформить одну УП, предусмотрев в ней отдельные разделы, посвященные учетным моментам для целей НУ и БУ.

Следует отметить, что в вышеупомянутой статье НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы.

При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые фирмой способы бухучета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют. Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, однако о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.

Нужно ли утверждать каждый год учетную политику

Таким образом, в перечисленных в предыдущем разделе нормативных документах, содержащих требования к учетной политике, не содержится упоминания об обязательности ежегодного утверждения УП. Отсутствует в них и прямой запрет на это.

Как быть? Решение остается за самой фирмой. Только она вправе установить и закрепить процедуру ежегодного (или с иной периодичностью) утверждения УП.

Однако при принятии подобного решения нужно учесть следующее:

  • Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
  • Все изменения и дополнения в УП вносить, не переутверждая всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

В отдельных случаях необходимость в частом утверждении УП может возникнуть, к примеру, если:

  • постоянно в разных пунктах УП корректируются множественные малозначительные нюансы, которые оформляются отдельными дополнениями к УП — в таких условиях сложно в полной мере понять влияние этих корректировок в целом на содержание учетной политики, а потому возникает потребность в утверждении новой редакции УП;
  • применяемые способы учета коренным образом повлияли на вид и состав действующей УП — здесь утвержденная учетная политика подменяется корректировками и утрачивает свое назначение, поэтому целесообразно утвердить новую редакцию УП с учетом всех поправок в едином тексте.

Помогут с оформлением УП размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Как составить учетную политику организации (2019)?»;
  • «Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике».

> Итоги

Необходимость ежегодного утверждения учетной политики определяется руководством фирмы. В законе на этот счет отсутствуют какие-либо требования или запреты.

Что входит в состав учетной политики?

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (смотрите также ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Некоторые особенности формирования учреждениями госсектора учетной политики установлены положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н). Согласно положениям п. 6 Инструкции N 157н в рамках учетной политики утверждаются:

  • рабочий план счетов, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

В конце 2016 года из п. 6 Инструкции N 157н была исключена информация о необходимости утверждения в рамках учетной политики правил документооборота и технологии обработки учетной информации, в том числе порядка и сроков передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Соответствующие положения теперь обязательны для включения в договор (соглашение) о ведении бухгалтерского учета в ситуации, когда ведение бухгалтерского учета передано иному учреждению, централизованной бухгалтерии (п. 9 Инструкции N 157н).

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то она представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ). Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? Мы ежедневно отвечаем на 400-450 вопросов наших клиентов. МЫ ЗНАЕМ ВСЕ ОТВЕТЫ! ЗВОНИТЕ на нашу Линию консультаций 8-800-250-88-37

Порядок составления учетной политики

Учетная политика утверждается вновь созданным учреждением и подлежит применению последовательно из года в год (смотрите также ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Дальнейшее ежегодное утверждение учетной политики не требуется.

При этом учетная политика может представлять собой как единый документ с набором приложений, так и перечень отдельно изданных локальных актов учреждения – приказов, распоряжений (смотрите также письмо Минфина России от 17.08.2016 N 02-07-10/48198).

В учетную политику не следует вносить положения, которые урегулированы положениями действующего законодательства и не позволяют двоякого толкования.

Законодательство не запрещает в течение года (налогового периода) дополнять учетную политику новыми положениями. Такая необходимость может быть вызвана появлением в хозяйственной жизни учреждения событий, порядок отражения которых не урегулирован инструкциями, НК РФ, действующей учетной политикой.

В то же время внесение изменений в положения учетной политики возможно с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского (бюджетного) учета могут быть внесены в случаях (ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ):

1) изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Изменения в учетную политику для целей налогообложения могут быть внесены, согласно положениям ст. 313 НК РФ, в случаях изменения:
— законодательства о налогах и сборах;
— применяемых методов учета.

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета

Положения учетной политики, безусловно, зависят от особенностей учреждения, для которого она устанавливается. Формальный подход при ее составлении неприменим, поскольку именно учетная политика может послужить весомым аргументом для обоснования позиции учреждения в ходе проведения проверок.

Необходимые элементы учетной политики, которые должны раскрыть учреждения в своих локальных актах, приведены в п. 6 Инструкции N 157н.

На что еще следует обратить внимание при составлении учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета? Вот некоторые аспекты.

Особенности формирования номеров счетов рабочего плана счетов.

Всем известно, что счета бухгалтерского (бюджетного) учета применяются учреждениями не во всем их многообразии. Поэтому важно в рамках формирования учетной политики утвердить рабочий план счетов. При этом бюджетные (автономные) учреждения по общему правилу в 5-14 разрядах номеров счетов указывают нули (смотрите, в частности, п. 21.2 Инструкции N 157н). Указание нулей при формировании 1-17 разрядов отдельных номеров счетов бюджетного учета предусмотрено и для казенных учреждений. Однако учетной политикой может быть установлено указание в этих разрядах соответствующих составных частей бюджетной классификации, если это необходимо (смотрите также письмо Минфина России от 15.02.2016 N 02-07-10/41780).

Порядок формирования резервов предстоящих расходов

Порядок формирования резервов предстоящих расходов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) необходимо утвердить в рамках формирования учетной политики учреждения. Данное положение прямо предусмотрено пунктом 302.1 Инструкции N 157н. Соответствующие разъяснения неоднократно давались и в письмах Минфина России. Примеры отражения в учетной политике отдельных составляющих порядка формирования резервов приведены в системном письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998.

Особенности ведения учета на забалансовых счетах.

Положения Инструкции N 157н относительно учета на забалансовых счетах зачастую указывают на необходимость отражения отдельных моментов в учетной политике. Так, необходимо закрепить перечень бланков, относимых к БСО, перечень материальных ценностей, учитываемых на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п.п. 337, 349 Инструкции N 157н). Положениями учетной политики бюджетного (автономного) учреждения регулируется порядок списания задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (п. 371 Инструкции N 157н). Возможность учета основных средств на счете 21 в размере балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов, а не в условной оценке также устанавливается учетной политикой (п. 373 Инструкции N 157н). Учетной политикой можно предусмотреть введение и новых забалансовых счетов, к примеру, для обособленного учета полученных в постоянное бессрочное пользование земельных участков до завершения оформления госрегистрации права (письмо Минфина России от 23.01.2017 N 02-07-10/3362).

Порядок отражения в учете обязательств, принятых учреждением.

Перечень первичных учетных документов, на основании которых в учете учреждения отражается принятие обязательств (в том числе на счетах санкционирования), устанавливается учетной политикой. К примеру, учетной политикой может быть предусмотрено, что основанием для признания налогового обязательства по итогам года является налоговая декларация (письмо Минфина России от 26.12.2016 N 02-07-10/77857). В зависимости от сроков ее представления данные из налоговой декларации могут быть отражены или не отражены в годовом отчете, представляемом учреждением.

Указание кода аналитики при уплате НДС с полученных доходов.

Бюджетные (автономные) учреждения должны урегулировать положениями учетной политики код аналитики (130 или 180), по которому следует отражать уплату НДС в бюджет (п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России Минфина России от 01.07. 2013 N 65н).

Порядок применения и способы заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Положениями учетной политики можно закрепить порядок применения Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) для случаев приобретения, безвозмездной передачи, продажи объектов НФА, Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) при модернизации объектов нематериальных активов. Учетной политикой определяется и способ заполнения Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421).

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *