Учетная политика оформляется

Содержание

Нормативная база

При разработке и осуществления внутренней политики, касающейся бухгалтерского учета, следует ориентироваться на акты четырех уровней:

  • Законы и иные акты федеральных органов власти нашей страны, включая президентские указы, документы, изданные различными ведомствами.
  • Стандарты. Прежде всего те, которые регулируют процессы бухгалтерского учета.
  • Постановления и инструкции, рекомендательные материалы Минфина и различных иных ведомств.
  • Внутренние правила самой организации.

Прежде всего, следует исходить из положений следующих НПА:

Учетные стандарты считаются сводами основополагающих правил, которые устанавливают процедуры действий по учету и оценке одного или нескольких определенных объектов, а также содержат требования к составу сведений бухгалтерских отчетных документов. Они находятся на втором уровне законодательства.

Виды учетной политики

Обычно выделяют три вида данной политики предприятий:

  • по бухучету;
  • по налогообложению;
  • для отчетности, предусмотренной международными стандартами.

Последний вид применяется в международных организациях или на предприятиях с иностранными партнерами. Это распространенная практика, но она касается не всех. Поэтому будут описаны только первые два типа.

Для целей бухучета

В этом направлении политики освещаются организационные вопросы функционирования бухгалтерского дела на предприятии.

Бухгалтерам следует исходить из таких основных правил:

  • Полноценное отображение каждой деловой операции. Это позволяет оценить все факторы экономической активности и детально проанализировать их.
    Учет текущей хозяйственной активности. Он должен быть своевременным.
  • Приоритетное внимание на экономические основы деятельности, отражаемой в отчетности, по сравнению с их правовой формой.

Такой документ обычно содержит следующие разделы:

  • учет операций, связанных с внеоборотными активами и строительством;
  • учет материально-производственных запасов;
  • учет нематериальных активов;
  • бухгалтерское отражение ситуации с основными средствами;
  • принципы осуществления учета финансовых вложений;
  • правила отражения затрат, связанных с полученными займами и кредитами;
  • общие нормы учета, классификации доходов и распространения сведений о них;
  • нормы, особенности учета текущих и будущих затрат, правила определения их типов;
  • учет налогообложения прибыли — касается признания налоговых обязательств, учета налога на прибыль, правил раскрытия информации о нем в финансовой отчетности;
  • специфика составления отчетности;
  • различные приложения.

Для целей налогообложения

Налоговая учетная политика ведется для правильного определения налоговой базы и общих расходов по уплате налогов. Её применяют в любых ситуациях, когда допускается применение различных способов учета или законодательство не дает четких указаний на этот счет.

Структура рассматриваемого документа зависит от особенностей уплачиваемого налога.

Если речь идет о налоге на прибыль, то предусматривают следующее:

  • принципы и пути расчета доходов и расходов;
  • применяемые на предприятии методы начисления амортизации и ситуации, в которых используется амортизационная премия;
  • процедуры списания отработанных материалов и товаров, а также определения стоимости их приобретения;
  • способ оценивания стоимости незавершенного производства;
  • правила и процедуры отражения факта создания налоговых резервов.

Каково влияние на показатели бухгалтерской отчетности

Результаты изучения финансового положения основаны на данных балансовых статей и строк отчета о прибылях и убытках. Особенности учетной политики разных фирм затрудняют сравнение их показателей, фиксируемых в отчетной документации.

Кроме того, аналитик, готовящий окончательный документ для иных пользователей, должен делать пояснения о важных аспектах. В некоторых случаях учетную политику изучают банки и другие кредиторы.

Пример влияния методов рассматриваемой политики на показатели приводится в таблице.

Учетное правило Допустимые способы Специфика отражения в бухгалтерском балансе Отражение в отчетности о прибылях и убытках
Раздел расчета амортизации для основных средств
  • Линейный.
  • Расчет уменьшаемого остатка.
  • Списание стоимости в зависимости от срока полезного использования.
  • Пропорциональное списание по объему продукции.

При нелинейных расчетах суммы начисленной амортизации в начале эксплуатации будет выявлена меньшая остаточная стоимость на балансе.

Это приведет к снижению отражаемой стоимости внеоборотных активов.

Суммы будут больше, чем при других методах в начале эксплуатационного периода.

Это найдет отражение в увеличенной стоимости затрат за отчетный период и снижения величины прибыли без учета налогов (до налогообложения)

Подробную информацию про пособие по уходу за ребенком до полутора лет вы найдете в нашей статье.

Можно ли перечислять зарплату на кредитную карту? Узнайте .

Учетная политика организации в 2019 году

Бухгалтера и иные ответственные работники обычно знают её принципы и положения. Однако в 2019 г. был внесен ряд изменений, касающийся применения международных стандартов финансовой отчетности, приведения ПБУ в соответствие с положениями ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402.

Кем, как часто и как разрабатывается

За разработку учетной политики отвечает человек, в обязанности которого согласно распоряжениям руководства предприятием входит контроль за ведением бухгалтерского учета. Обычно это главбух.

Закон не указывает периодичность изменения УП. Но он определяет сроки её разработки и обстоятельства её изменения.

Ст. 8 упомянутого ФЗ о бухучете гласит, что её следует применять последовательно из года в год. В п. 9 ПБУ 1/2008 сказано, что её нужно принять не более чем за 90 дней с момента регистрации новой организации.

Методы, способы и процедуры, отдельные положения учетной деятельности, которые указаны в УП, вступают в силу с 1 января года, который наступает за годом её принятия. Дополнения вступают в действие сразу же.

УП меняется в следующих обстоятельствах:

  • При изменении требований законодательства России, федеральных или отраслевых стандартов.
  • При создании или переходе на новый метод учета, использование которого повышает качество информации об объекте, подлежащем данному учету.
  • При принципиальных изменениях среды функционирования субъекта хозяйственной деятельности.

Способ составления учетной политики не регламентируется правовыми нормами.

Но при её формировании обычно рассматриваются следующие ключевые вопросы:

  • методика учетных действий с товарами, применяемая в торговых организациях;
  • рабочий план счетов;
  • разработанные и применяемые в организации формы первичной документации — сегодня они необязательны, но в случае применения их нужно утвердить в рамках УП;
  • применяемые способы и методика учета ТМЦ;
  • методика расчета выручки от выполненных работ или оказанных услуг;
  • метод ведения учета и дальнейшего распределения полученных доходов и осуществленных расходов;
  • методы амортизационных расчетов.

Что входит в состав

В тексте УП фирмы должны быть отражены её правила по примерно такому кругу вопросов:

  • Список нормативных актов, которые она применяет для организации и ведения учетной деятельности. Обычно указывают закон о бухучете, различные стандарты, ПБУ, ведомственные распоряжения.
  • Положения о рабочем плане счетов. Он должен входить в УП как дополнение или приложение.
  • Формы «первички». То есть, первичной документации. Это же касается и форм регистров, применяемых для бухгалтерии и налогообложения. Организация может применять как стандартные шаблоны документов, так и разработанные самостоятельно.
  • Амортизационные проблемы. В УП указывают, периодичность амортизации и способы расчета.
  • Распределение функциональных обязанностей. Указываются должности людей, ответственных за различные действия по организации и ведению корпоративного учета.
  • Правила и нормы по стоимостным лимитам для основных средств, процедура их переоценки.
  • Учетные действия, касающиеся доходов и расходов организации.
  • Порядок и критерии выявления и исправления ошибок.
  • Правила учета сырья, готовой продукции и товаров.
  • Иное.

Структура чисто бухгалтерских разделов УП обычно примерно одинакова для всех субъектов хозяйствования. Но разделы, касающиеся налогообложения зависят от используемого режима.

Выделим общие позиции:

  • Сведения о налоговой системе. Если применяются несколько систем, то регламентируется порядок раздельного учета.
  • Описание способов уплаты налогов в подразделениях, размещенных вне основного офиса.
  • Перечень имеющихся льгот по налогам и ситуации их действия.

Методические аспекты

Есть два взгляда на методологическую сторону УП:

  • Согласно одной позиции методы сводятся к способам бухучета. Их выбор и широкое использование влияет на отражение ситуации с имуществом и финансового положения корпорации или фирмы.
  • Другая позиция более широкая. Согласно ей к методологии относят все моменты, влияющие на формирование оценки результатов функционирования организации с финансовой точки зрения и на анализ её имущества.

В любом случае при выборе или разработке методов следует учитывать следующие принципы учетной политики:

  • четкое выделение имущества организации;
  • постоянство её деятельности;
  • последовательная реализация УП, оптимальный выбор учетных методов и приемов;
  • четкое определение периода, к которому относятся хозяйственные операции.

Общие требования к составлению

Как уже упоминалось, законодательство не регулирует способы и пути формирования УП. Однако, есть общие принципы, которых следует придерживаться.

Некоторые из них уже упоминались:

  • постоянство деятельности;
  • полнота отражения всех фактов хозяйствования;
  • своевременность;
  • непротиворечивость — определяется как тождество информации аналитического учета сведениям об остаткам на счетах синтетического учета. Должно соблюдаться в последний календарный день месяца;
  • рациональность;
  • существенность — рациональное ведение хозяйства обеспечивается на основе имеющихся условий и размера организации;
  • выделение имущества организации из имущества собственников и других организаций;
  • осмотрительность — означает приоритетность признания расходов и обязательств над признанием доходов и активов, формирование скрытых резервов не допускается;
  • формирование оснований и источников, которые следует применять при создании УП — выбирается метод, разрешенный законодательством, допускаемый стандартами МСФО или предусмотренный ПБУ, если нет указаний в иных нормативных документах; при использовании МСФО могут применяться национальные нормы, не противоречащие им;
  • последовательность применения учетной политики;
  • приоритет содержания перед формой — следует отдавать приоритет не правовой форме факторов хозяйствования, а их экономическому содержанию и обстановке осуществления хозяйственной деятельности;
  • соблюдение организационной части УП — её оформляют в виде приказов и иной документации согласно правилам организации;
  • временная определенность фиксируемых событий хозяйственной деятельности.

Нужно ли сшивать документ?

УП не относится к документам, которые нужно обязательно сшивать. Но если она сшивается, то скрепляется печатью и подписями руководителей организации.

Ставится ли печать?

УП считается внутренним документом фирмы.

Поэтому на ней не ставят печать за исключением ряда случаев:

  • Например, её нужно ставить, если документ закрепляется грифом «Утверждено» с датой и подписью утверждающего. Тогда печать ставят на графе.
  • Если документ предоставляют сторонним пользователям, то делают копию и на ней ставят печать с записью «Копия верна».

Порядок и сроки утверждения

Напомним некоторые положения касательно процедуры и сроков утверждения. Закон не регулирует вопросы порядка, но есть положения, касающиеся сроков.

Кем утверждается

УП предприятия продумывается и создается главбухом или иным лицом, отвечающим за ведение бухучета. Но утверждает её руководитель организации.

Приказ об утверждении учетной политики

Ежегодно или нет

Есть мнение, что учетную политику нужно обязательно менять каждый год. Оно ошибочное. Политику достаточно принять один раз.

Она корректируется при таких обстоятельствах:

  • изменения в законодательстве, регулирующем правила организации бухгалтерского и налогового учета, стандартов;
  • разработке и реализации более качественных методов учета;
  • значительные изменения обстановки хозяйствования — например, при смене владельцев, реорганизации, отказе от некоторых направлений бизнеса, освоении видов деятельности.

Образец заполнения расчетно-платежной ведомости — в нашей статье.

Зачем нужен зарплатный проект? Читайте .

Что отражает порог рентабельности? Узнайте .

Каков срок для вновь созданной организации

Новые организации создают учетную политику за 90 дней с момента её создания и занесения сведений в ЕГРЮЛ. Это предусмотрено ст. 313 НК РФ, а также п.9. гл.2 ПБУ 1/2008.

Нужна ли регистрация в ФНС

В ФНС сдается бухгалтерская отчетность. Стало быть, необходимость предоставления документа зависит от его включения в неё.

Перечень документов регламентируется п. 5 ПБУ 4/99. УП организации в нем не упоминается.

Однако в соответствии с п. 17, 24 ПБУ 1/2008 организация должна подавать пояснительную записку, в которой указываются принятые в рамках учетной политики способы бухгалтерского учета. С этой целью иногда организации прилагают свою УП в нарушение законных требований, касающихся полноты раскрытия информации в упомянутой записке.

Как происходит ознакомление?

Определенного порядка ознакомления с учетной политикой нет. Информация о ней публикуется в отчетности.

Срок действия

Период действия УП предприятия неограничен. В приказе устанавливается только начальная дата её функционирования. Выше указаны обстоятельства возможного изменения.

Как часто надо менять?

Менять учетную политику надо в зависимости от потребности в изменениях. Основания приводились выше.

Приказ на продление УП

Раскрытие информации

Организация обязана раскрывать выбранные способы бухучета, которые оказывают значительное влияние на анализ и решения пользователей отчетности. К таким относят способы, информация о применении которых необходима для точной оценки финансового состояния. Сведения об УП указываются в отчетности предприятия.

В отчетности раскрывают способы амортизации различных активов, оценки запасов и продукции, расчета прибыли. В целом, структура и конкретные сведения об учетной политике, которые подаются в отчетности, устанавливаются правовыми актами РФ.

Если в отчетности дается не вся информация, касающаяся учетной политики, то раскрывать нужно, как минимум, в аспектах, которые имеют прямое отношение к публикуемым сведениям. Допущения, применяемые согласно ПБУ 1/98, не подлежат обязательному раскрытию в бухгалтерских отчетных документах.

Необязательно подавать информацию об УП в промежуточной отчетности, если не было изменений по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда сведения были опубликованы. Изменения в УП, которые оказали или могут оказать серьезное влияние на финансовое состояние, движение наличности, подлежат публикации. Информация о них подается отдельно в отчетных документах.

Изменения, которые будут реализованы в следующем отчетном году, описываются в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности.

Анализ и аудит

Учетную политику анализируют и подвергают аудиту в таких ситуациях:

  • независимая аудиторская проверка;
  • решение собственных задач фирмы — например, планирование, расчет налогов, ценовая политика;
    иные ситуации.

Анализ позволяет сделать следующее:

  • установить различия в базе расчета прибыли для учета и для выплаты налогов — изучают стоимостную оценку активов и доходов, расходов и обязательств;
  • выявить регулярных и периодических отличий в определении прибыли;
  • определить основных рисков в элементах учетной политики;
  • сформированть мнения об УП.

Что считается нарушением?

Нарушений учетной политики много. Поэтому нарушениями считаются многие действия.

Перечислим наиболее распространенные:

  • нет приказа об утверждении УП;
  • несоответствие приказа положениям правовых норм о бухучете;
  • недостаточное отражение сведений об учетной политике для её полноценной реализации;
  • отсутствие или неполнота данных об учетной политике в отчетных документах организации;
  • наличие необоснованных изменений учетной политики;
  • применение устаревших правовых норм и ссылки на них;
  • отсутствие определенной законодательной базы при разработке корпоративной УП;
  • осуществление учетной деятельности по старым нормам, которое может привести к наложению различных штрафов.

Как исправить?

Метод исправления обусловлен выявленными нарушениями.

Если нет приказа, то он принимается, устраняются нестыковки с законодательством, происходит отказ от изменений УП, осуществляется переквалификация или повышение квалификации персонала. Принимаются и иные меры.

Порядок внесения изменений

Согласно ПБУ 1/2008, учетная политика меняется также, как и принимается. Её меняют с помощью приказа по фирме.

Изменения начинают действовать с начала отчетного года, если его причины не обуславливают иную дату. Если они вызваны переменами в законодательстве, то они отражаются в отчетных документах по правилам, установленным измененным законодательством.

В иных случаях или при отсутствии правил, они отражаются ретроспективно. Фирмы, использующие упрощенную систему бухучета, имеют право на перспективную фиксацию движения денег, за исключенным обстоятельств, предусмотренных законом.

Во всех указанных ситуациях идет речь об изменениях, которые оказывают или могут оказать значительное влияние на результаты оценки финансового положения компании.

Приказ об изменении учетной политики

Особенности и примеры

Для кредитных организаций

Учетная политика кредитных учреждений имеет свои особенности, связанные с данным бизнесом.

Учетная политика Юникредитбанка

На примере от Юникредитбанка видно, что она может включать:

  • правила учета уставного капитала;
  • методологию оценки ценных бумаг;
  • учет операций с валютами других государств;
  • учет действий по размещению имеющихся средств и привлечению новых.

? Об этом читайте в нашей статье.

Как отметить отгул в табеле учета рабочего времени? Подробности — .

Для торговой фирмы

Торговой организации нужно учитывать следующие нюансы:

  • установление правил и процедур по учету товаров и торговой наценке;
  • методы списания себестоимости реализованных товаров;
  • учетные операции с тарой и упаковкой;
  • правила учетной деятельности по отношению к транспортным затратам;
  • учет продажных расходов;
  • регламентация особенностей учета НДС;
  • освещение важных или проблемных аспектов инвентаризации.

Примерная политика торговой фирмы прилагается.

Учетная политика для торговли на ОСНО

Учетная политика для торговой организации

Для некоммерческой организации

Ключевым принципом отнесения организации к некоммерческой служит отсутствие прибыли как цели деятельности.

Получение прибыли не считается самоцелью. Это учитывают и ПБУ.

Согласно закону, есть ряд ПБУ, которые не применимы к НКО:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
  • ПБУ 10/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Также есть ПБУ, от использования которых НКО могут отказаться:

  • 17/02 «Учет расходов на Ниокр»;
  • 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • 16/02 «Информация по прекращенной деятельности»;
  • 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»;
  • 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»;
  • 7/98 «События после отчетной даты».
  • 12/2010 «Информация по сегментам».

В учетной политике НКО учитывают, что они должны формировать такие виды отчетности:

  • бухгалтерская;
  • отчетность, которая сдается во внебюджетные фонды;
  • налоговая отчетность;
  • отчетность для статистических органов;
  • специальные типы отчетности.

Образец 2019 для учетной политики НКО приложен.

Учетная политика для целей бухучета для НКО

Учетная политика для целей налогообложения для НКО

Для фирм на УСН

ИП и юрлица, находящиеся на упрощенной схеме налогообложения «Доходы 6%», рассчитывают единый налог исходя из полученных доходов без учета понесенных расходов. То есть, нужно детально описать механизм учета дохода и расчета суммы налога.

Основные элементы УП должны быть такими:

  • утверждение схемы налогообложения , соответствующей системе «Доходы 6%»;
  • описание процедуры и порядка учета налогооблагаемых доходов;
  • указание правил и способа учета доходов, появившихся вследствие переоценки валютных ценностей;
  • описание специфики учета денег, которые вносятся во внебюджетные фонды;
  • утвердить детально описанный порядок расчета авансовых выплат и налога;
  • включить в состав УП график уплаты налогов и сборов.

Образец УП на УСН

При схеме «Доходы минус расходы 15%»

При данной системе налог рассчитывается с учетом понесенных расходов. В таком случае в УП рассматриваются не только вопросы определения доходов и пути признания элементов расходной части. В УП такого предприятия особое внимание должно уделяться учету основных средств, затрат связанных с реализацией, товарно-материальных ценностей.

Составители УП понимают, что амортизационные отчисления учитываются как расходы, то есть они уменьшают налоги. Поэтому регламентируется порядок определения начальной стоимости основных средств в момент их постановки на учет. Также указывается способ начисления амортизации, определения срока полезного использования, необходимые формулы.

В положениях о бухгалтерском учете для учетной политики организации, касающихся ТМЦ, пишут о составе различных материальных расходов, стоимости продукции, подлежащей реализации, заготовительных работ и определяют порядок списания проданного.

В рамках затрат на реализацию определяют перечень реализационных расходов, периодичность контроля за соответствием суммы расходов установленному лимиту. Учитывая убытки, указывая права на списание убытков предыдущих периодов и порядок уплаты минимального налога.

Про сроки выплаты заработной платы вы можете узнать из нашей статьи.

Что показывает коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами? Подробности — .

Что показывает коэффициент оборачиваемости оборотных средств? Узнайте .

Для компаний на ОСНО

Компании и предприниматели выбирают ОСНО, если они реализуют продукцию крупным хозяйственным субъектам, которые работают и платят НДС, нуждаясь в вычетах по налогам.

Когда ОСНО становится основным налоговым режимом, предусматриваются разнообразные нюансы расчета доходов, налогов выплат, отражения сведений. Они могут быть прописаны в УП. УП для ОСНО по своей структуре намного проще.

Она формируется на основе таких правил:

  • составление в произвольной форме;
  • содержание ключевых аспектов процесса учета и отчетности, различных организационно-технических особенностей;
  • специфика налогового учета;
  • обозначение способов бухгалтерского учета. Их не описывают, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, который его не ведет;
  • соответствие нормам НК РФ;
  • самостоятельное определение структуры;
  • зависимость объема УП от детализации информации.

Пример учетной политики смотрите ниже.

УП на ОСНО

Для ООО

При создании учетной политики ООО руководствуются такими правилами:

  • обозначают методы учета, которые не подлежат изменению за год;
  • отображаются только моменты, выбор которых предусмотрен законодательством;
  • описываются возможности учета реализуемых операций или тех, которые планируется реализовать;
  • максимально возможное сближение методов бухгалтерского и налогового учета;
  • внесение дополнений по мере изменения хозяйственной деятельности.

Пример политики приложен.

Учетная-политика-ООО-ЕНВД-образец

Учетная политика организации

Российский бухгалтер, N 11, 2014 год
Ольга Берг,
эксперт журнала

Формировать учетную политику обязаны все организации. Это предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету ПБУ1/2008 «Учетная политика организации». В данной статье мы разберемся с тем, как правильно это делать.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации, а способы отражения операций в бухгалтерском учете учитываются при выработке и принятии управленческих решений, поэтому к формированию и утверждению учетной политики следует относиться серьезно, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.
Кроме того, учетная политика является инструментом финансового и налогового планирования деятельности организации. На учетную политику ссылаются налогоплательщики, а ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств при решении налоговых споров, причем в ряде случаев законные и обоснованные положения приказа об учетной политике более весомы, чем письма и разъяснения Минфина и ФНС России.
Ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер, а ее утверждение входит в компетенцию руководителя организации. При этом утверждаются:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, по которым нет типовых форм, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— методы оценки активов и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Это позволяет говорить об учетной политике как документе, защищающем интересы организации в области применения ею правил ведения бухгалтерского учета и его постановки. В названии приказа об учетной политике может не быть указания на год ее принятия, так как предполагается последовательность применения однажды избранной учетной политики в последующие годы с внесением в случае необходимости изменений и дополнений в нее.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа, при этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации), при этом принятая ею учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица.
Принятая учетная политика в ряде случаев влияет на определение налогооблагаемой базы, но она не может быть «налоговой» политикой, так как определение принципов налогообложения организации государство оставляет за собой. Поэтому, указывая в учетной политике тот или иной способ или прием ведения учета, руководство организации сопоставляет его с принципами налогообложения, чтобы представлять, как впоследствии он повлияет на размер того или иного налога. Нередко в учетную политику попадают и положения, касающиеся налогообложения, хотя требованиями ПБУ 1/2008 это не предусмотрено.

Как сформировать учетную политику

На практике учетная политика среднего предприятия представляет собой документ объемом порядка 30-50 страниц, регламентирующий принципы ведения учета в данной организации.
При формировании учетной политики организация должна выбрать один из нескольких, допускаемых законодательством, способов ведения бухгалтерского учета. Если по какому-либо вопросу способ ведения бухгалтерского учета не установлен, организация может разработать его самостоятельно.
Учетная политика организации оформляется организационно-распорядительным документом приказом или распоряжением руководителя. В нем рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно.
Особое внимание в приказе об учетной политике следует уделить положениям, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством, тем более что согласно п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее элементу необходимо указывать соответствующую норму, которая разрешает применять данный способ ведения учета или позволяет утвердить его организацией самостоятельно, т.к. согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.
Приказ об учетной политике, издаваемый руководителем предприятия, можно разделить на три раздела, каждый из которых включает в себя несколько элементов:
1) организационно-технический раздел, излагающий особенности организации и техники ведения бухгалтерского учета на предприятии;
2) методологический раздел, излагающий выбранные предприятием способы оценки и учета тех или иных объектов;
3) налоговый раздел, излагающий порядок ведения учета для целей налогообложения.
Для удобства работы можно оформить большинство организационно-технических и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например, систему и План счетов бухгалтерского учета, порядок организации учетной работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов и т.д.), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политике.
Это позволит разбить учетную политику на несколько самостоятельных документов (приложений к приказу), перечень и содержание которых можно изменять и дополнять по мере необходимости.
В организационно-техническом разделе учетной политики целесообразно предусмотреть как минимум следующие аспекты.

1. Организация учетной работы

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться 4 способами: бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением; бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и состоящим в штате организации; специальной профессиональной организацией или бухгалтером-специалистом на договорных началах; либо руководителем лично. Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике
К учетной политике могут прилагаться в качестве приложений Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

2. Учет в филиалах (обособленных подразделениях)

При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений) следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это нарушает ПБУ 1/2008.

Учетная политика организации (9)

38. Учетная политика организации

— это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Раздел II «Формирование учетной политики». Учетная политика формируется исходя из установленных допущений и требований.

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации

Раздел III «Раскрытие учетной политики». Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

5Измерители, применяемые в учете.

Уч.измерители – ед. измерения при помощи которых на основе измерений и исчислении хозяйственных ресурсов и процессов, формируются показатели для различных нужд эк-кой деятельности.

В хоз.учете различают:

  1. натуральные (количественные)

  2. трудовые

  3. денежные

Натуральные необходимы для получения информации об объектах учета в количественном выражении (кг,т,ц). Они применяются для учета ТМЦ (основные средства, гот. продукция). С помощью этих измерителей осуществляется контроль за наличием и движением имущества предприятия, объемом процесса снабжения, пр-ва и реализации. Трудовые применяются для учета затрат рабочего времени. Ед.изм. явл-ся мин, ч, дни. На основании данных об объемах отработанного времени начисляется з/п. Используя трудовые измерители в сочетании с натуральными можно определить производительность труда. Денежный изм. явл-ся обобщающим, универсальным, наиболее важным в учете, выраж. в руб. с помощью этого измерит. хоз. опер., исчисленные в натур. и труд. измерителях обобщ. в целом, что позволяет получать сравнимые финансовые данные.

Виды учета.

Для управления пред-ем необходима информация, специализир. на определенных данных в тоже время самостоятельно и связанных друг с другом учетных аспектах.

Оперативный учет явл-ся системой текущего наблюдения, контроля за отд. хоз. опер-ми и управления ими в ходе их осуществления. Он чаще всего ограничивается рамками пред-ия и организуется на местах совершения хоз. опер. (склад, магазин, касса). Оперативная информация используется управленческим персоналом для повседневного текущего руководства деят-ти пред-ия. Этот вид учета явл-ся наиболее простым по технике исполнения и осуществляется по мере необходимости. Его данные не обязательно фиксируются в документах и могут быть получены в устной беседе или с помощью тех.средств и устройств. Сущность-в группировке и обобщении первичной информации для создания внутрихоз-ой отчетности, используемой в оперативном управлении эк-кой пред-ия.

Статистический учет-это система регистрации, обощения и изучения массовых, качественно однородных соц-эк. явлений в масштабе отрасли, эк-го региона, страны. На основе статистической систематизации и обработки данных оперативного и б\у, а также сплошных и выборочных наблюдений изучаются и анализируются возникающие закономерности развития процессов и явлений, хар-ер эк-ких потоков и тенденций даются кол-ые и кач-ые хар-ки различным сторонам производственно-хоз. деят-ти пред-ия. Статистика собирает и готовит информацию, которая исп-ся органами власти, управления, для принятия управленческих решений на гос. и регион. уровне.

Бух.учет — упорядоченная и регламентированная система сбора, наблюдения, регистрации и обобщения информации капитала, определенного хоз. субъекта натуральных показателей в ден. выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения всех хоз. операций.

Гл. цель б\у – формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, использов. информации для выявления тенденций развития организации, выбора разл. альтернатив принятия управленческих решений.

Соц-эк-кий – явл-ся частью статистики, формирующий показатели кадров, прод-ии, участия рабочих в управлении произв-ом. Соц.учет включает учет соц. ответственности учет совокупного влияния (оценка совокупных затрат пред-ий), соц.учет (оценка проектов, финансируемых обществом с использованием фин. и не фин. показателей). В России соц-эк. учет как система не применяется, однако его отдельные виды (учет совокупного влияния, оценка совокупных затрат пред-ий, соц-ой ответственности), получили развитие.

Экологический учет – учетная система, предназначенная для формирования учетных показателей, хар-х экологич. деят-ть, а также обособления субассигнований на ее функционирование. Эк-ие мероприятия направлены на улучшение экологии, взаимоотношения произ-ой деят-ти с окруж. средой, включая экон-ое использование прир. ресурсов, их охрану и восстановление.

Страховой учет – часть опер. и б\у, ориентированная на отношения эк-кого субъекта с органами соц-го, имущ-го и др. видов страхования. В страховом учете представлены расчеты оптимального страхования сумм, полеж. выплате по страховым случаям, отчисления на соц-ые гос-ое и негос-ое страхование, платежей страховым компаниям и др. виды расчетов с ними.

Налоговый учет – системы учета, имеющая свой метод, свод отдельных элементов, методов фин-го, операт-го, управ-го, соц-го учета, планирования и эк-го анализа . Основной объект нал.учета – налоговые и выплаченные в доход бюджетов РФ (фед, обл, респуб, и др. уровней). Нал.учет ведется как у налогоплат., так и в нал. инструкциях. Значимость н\у предопределяется необходимостью исполнения доходной части бюджета.

20Учет процесса реализации.

В пр-се реал-ии гот. прод-я подлежит передаче др. пред-ию или реализуется. Реал-ия прод-ии требкет определ. затрат. Для учета реал-ции прод-и планом счетов б\у предусмотрен счет 90 «Продажи», к нему открыты субсчета: 90\1- выручка; 90\2-с\сть продаж; 90\3-НДС; 90\4-Акцизы; 90\9-Прибыль\убыток от продаж.

Счет 90 предназначен для обощения инфор-ции о дох. и расх., связанных с обычными видами деят-ти огр-ии

э которые определены ПБУ9\99 расх. огр-ии. На 90\1 учитываются поступления активов, признаваемые выручкой. На 90\2- с\сть продаж, по которым на 90\1 признана выручка. На 90\3 отражают  НДС, причитающегося к получению от покупателя (заказчика). На 90\4-акцизы. 90\9 предназначен для выявления фин. рез-та (прибыли или убытка) от продаж за отч. мес. записи по 90\1, 90\2, 90\3, 90\4 производятся накопительно в течении отч. года. Т.о., синтетич. счет 90 закрывается ежемесячно, а субсчета к счету 90 имеют сальдо на кон. мес. Субсчета 90 будут закрываться лишь в кон. года с заключительными записями декабря. Выявленный ежемесячно фин. рез-т (пр. или уб.) списывают на счет 99 «Прибыль и убытки».

В пр-се реал-ии используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По Д 62 отражают зад-сть покуп. (заказ) за отгружен. им прод-ию, вып.раб,оказ.услуги. По К 62-поступление зад-сти от покупателей и заказчиков. Сальдо по Д62 хар-ет зад-сть покупат. и зак. на определ. дату. Коммерческие расх., связанные с продажей, со сбытом отгруж. прод-и отражают на счете 44 «Расходы на прдажу».

В кон.мес. на счете 90 путем составления оборотов по субсчетам 90\2, 90\3, 90\4 с оборотом 90\1 выявляют фин. рез-т (пр. или уб.) и списывают на счет 99.

12Инвентаризация. Порядок и сроки проведения. (13) Инвентаризация — способ проверки соответствия фактиче­ского наличия имущ-ва в натуре данным бух. учета, отраженным на счетах. Инвентаризация должна проводится в определенные сроки в зависимости от вида и хар-ра имущ-ва. Эти сроки предусмотрены Положением о бухгалтерском учете, и отчетности в РФ:1) осн-е ср-ва не менее 1-го раза в 2-3 года;2) библиотечный фонд не менее 1 раза в 5 лет;3) кап. вложения не менее 1 раза в год перед со­ставлением годовой отчетности и баланса, но не ранее 1-го декабря отчетного года;4) незавершенного произв-ва и полуфабрикатов собственного произв-ва перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и в сро­ки установленные вышестоящей организацией;5) готовая продукция, МБП, материальные ценности не менее 1 раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;6) нефти и нефтепродуктов не реже 1-го раза в месяц;7) денежные ср-ва, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности не менее 1-го раза в месяц;8) расчетов с банками по мере получения выписок банка, а по переданным в банк на инкассо расчетным документам на 1-е число кажд. Мес.;9) расчетов по платежам в бюджет не менее 1-го раза в квартал; расчетов с дебиторами и кредиторами не менее 2 раз в год; остальных статей баланса на первое число месяца следующего за отчетным годом. Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости, где отражаются выявление расхождения фактического наличия имуще­ства с данными бух. учета, а также порядок регули­рования этих расхождений. По данным инвентаризац-й описи и счетных данных бухгалтерией предприятия составляются сличительная ведомость, где выявляются результаты инвентаризации: излишки или недостатки. Выявленные излишки приходуются и отражаются в учете по Д-10, Д-12, К-25, К-26.(К-25, если инв. проводилась цехового имущества, К-26 — если центральной). При выявлении излишков выявляются причины и виновники, которые наказываются в административном и уголовном порядке. Недостача отражается в учете след. образом: Д-84 – К-10 или К-12. Затем выявляются причины и виновники недостачи. Недостача может быть 1) в пределах нормы и 2) сверх нормы естественной убыли. В 1) — списывается в издержки производства и отражается в учете по Д25 или 26 и К84. 2) — списывается за счет виновных лиц и отражается по Д73 и К84. Если сумма недостачи небольшая, то ее удерживают из з/п виновного лица, а отражают по Д70 – К73, через суд Д76 – К73. Если виновник не установлен, то недостача списывается за счет издержек пр-ва и отражается в учете по Д25 или 26 и К84. При недостаче в случае стих. бедствий списывается за счет прибыли предприятия и отражается в учете по Д80 — К84.

Учетная политика на предприятии

  1. Понятие и формирование учетной политики

  2. Элементы учетной политики

  3. Пример оформления учетной политики на предприятии

  1. Понятие и формирование учетной политики

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.

При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.

Децентрализованный подход предусматривает свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем.

Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н).

В соответствии с Положением каждое предприятие обязано:

• установить перечень конкретных элементов учетной политики;

• по каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:

• изменения законодательства РФ или нормативных актов;

• разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;

• реорганизации предприятия, смены собственности, изменения видов деятельности и др.

Главная задача учетной политики — максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии — выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает:

1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

2) в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики);

2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление выбранной учетной политики.

На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

• правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);

• текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);

• особенности деятельности — производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

• кадровое обеспечение — уровень квалификации персонала;

• хозяйственная ситуация — развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства

При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее — методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4).

Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.

  1. Элементы учетной политики

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

  1. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

  2. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

  3. порядок финансирования ремонта основных средств.

  4. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

  5. Формирование учетных групп материальных ценностей.

  6. способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

  7. Способ учета выпуска продукции.

  8. Сроки погашения расходов будущих периодов.

  9. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

  10. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

  11. Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

  1. План счетов бухгалтерского учета.

  2. Форма бухгалтерского учета.

  3. Технология обработки учетной информации.

  4. Организация внутрипроизводственного контроля.

  5. Организация составления отчетности.

  6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект — как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

1. Рабочий план счетов. Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.

2. Порядок проведения инвентаризации. Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы:

• определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ),

• перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ — положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы — бухгалтерский учет ведет:

• бухгалтерия;

• специализированная организация на договорной основе;

• руководитель предприятия.

Первичные документы могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации.

4. Формы бухгалтерского учета. Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная.

5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).

  1. Пример оформления учетной политики на предприятии

ОАО «Мечта бухгалтера»

ПРИКАЗ

«____» декабря 2004 г.

Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера»

На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвер­жденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, ут­вержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

Принять следующую учетную политику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *