Учетная политика, образец

Что должно быть в учетной политике для целей налогообложения

  1. Порядок формирования сведений по каждому налогу, который организация должна платить.
  2. Сведения о том, является ли компания вновь созданной или нет. Они нужны для того, чтобы выявить является ли учетная политика новой или просто измененной прежней. Формирование учетной политики происходит в срок до 90 дней с момента создания компании, после чего компания использует ее год за годом.
  3. Указываются виды хозяйственной деятельности, которые осуществляет организация. Это необходимо, так как в зависимости от вида деятельности будут отличаться особенности учетной политики.
  4. Отметить, осуществляет ли организация операции с ценными бумагами, а также есть ли в ее деятельности расходы на НИОКР.
  5. Указывается наличие имущества компании, которое подлежит налогообложению.
  6. Наличие или отсутствие обособленных подразделений. Это необходимо для формирования в будущем информации о распределении налоговых платежей.
  7. Порядок организации налогового учета. Компания вправе вести учет как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций или специальных лиц. В случае ведения учета своими силами должно быть указано кем именно, например, отдельной службой или работником. Указывается должность конкретного работника, либо подразделение компании.
  8. Способ ведения налогового учета. Компания может вести автоматизированный и неавтоматизированный учет. В первом случае дополнительно указывается программа, в которой осуществляется учет.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Может ли учетная политика меняться в середине года?

Ответ: Изменять учетную политику для целей налогового учета можно только если меняется налоговое законодательство, либо методы учета. Методы учета могут меняться только с начала налогового периода, а значит с начала года. А что касается изменения законодательства, то учетная политика в этом случае подлежит изменению при вступлении новых требований в силу. Поэтому учетную политику нужно обновить даже в середине года. Кроме того, если компания начинает осуществлять новый вид деятельности, это тоже следует отразить в учетной политике, даже если менять ее придется в середине года.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

для БУ

для НУ

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42–45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46–50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Выписка из учетной политики: назначение и свойства

Выписка из учетной политики — документ, с оформлением которого приходится сталкиваться практически всем организациям и предпринимателям.

Основные свойства выписки:

  • краткость — возможность представить информацию по отдельному узкоспециализированному вопросу в виде выдержки из общего объемного текста учетной политики;
  • конфиденциальность — выписка позволяет отразить только запрашиваемую информацию без раскрытия полного текста учетной политики;
  • статус официального документа — выписка из учетной политики, оформленная с соблюдением основных требований (о них расскажем в следующем разделе), является равноправным документом наряду с оригиналами документов или их заверенными копиями.

По назначению выписки из учетной политики можно разделить на 2 большие группы:

  • для внутренних целей компании;
  • для предоставления информации по запросам внешних пользователей.

Выписки каждой группы решают свои специфические задачи:

  • «Внутренние» выписки обычно оформляются для наглядного представления информации из определенного раздела учетной политики — например, график документооборота в форме официальной выписки из учетной политики размещается на рабочих местах непосредственных исполнителей.

Как может выглядеть график документооборота, см. в материале «Приложения к учетной политике — образец».

  • «Внешние» выписки обосновывают применение хозяйствующим субъектом конкретных учетно-отчетных приемов и способов (например, по запросу налоговиков оформляется выписка из учетной политики о применяемой методике раздельного учета при совмещении налоговых режимов).

Как может выглядеть раздел учетной политики, который в форме выписки могут запросить налоговики, см. в материале «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».

Требования к оформлению выписки из учетной политики

Официального порядка оформления выписки из учетной политики не существует, поэтому в этом вопросе необходимо исходить из существующих норм и стандартов, устанавливающих общие требования к выпискам из документов.

Исходя из терминологии, закрепленной в ГОСТ Р 7.0.8-2013 СИБИД. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», выписка та представляет собой копию части документа, заверенную в установленном порядке.

Таким образом, чтобы выписка из учетной политики соответствовала определению официальной документальной выписки, она должна отвечать следующим требованиям:

  • аутентичности — текст выписки должен полностью соответствовать исходному тексту учетной политики (ее выписываемой части);
  • достоверности — отражать фактически применяемые организацией учетные методы и способы;
  • иметь официальный характер — созданная должностным лицом организации выписка оформлена и заверена в установленном порядке.

Печать на выписке из учетной политики должна присутствовать обязательно, если в уставе компании есть указание на ее использование.

«Внутреннюю» выписку из учетной политики можно заверить любой печатью организации (печатью отдела кадров, бухгалтерии и др.) — какую печать использовать в таком случае, можно прописать во внутрифирменном акте, посвященном порядку оформления документации.

Для «внешних» выписок используется печать организации для официальных документов, или печать не проставляется совсем, если от ее применения организация отказалась и в ее уставе есть на это указание (закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

О правилах проставления печати на документах узнайте из материала .

Как может выглядеть образец выписки из учетной политики, расскажем в следующем разделе.

Как выглядит образец выписки из учетной политики

Рассмотрим на примере оформление выписки из учетной политики.

ООО «Комфорт» получило из ИФНС требование о представлении документов, в числе которых запрашивалась выписка из учетной политики, обосновывающая применение фирмой в качестве первичного учетного документа самостоятельно разработанной формы акта приема-передачи оказанных услуг.

Выписку поручено оформить главному бухгалтеру, который составил ее по следующему алгоритму:

  • выписка оформляется на фирменном бланке ООО «Комфорт»;
  • в заголовке располагается наименование выписки и ссылка на реквизиты приказа, утверждающего учетную политику;
  • выписываемая часть текста учетной политики на 100% идентична оригиналу;
  • имеющаяся в выписке ссылка на приложение № 3 к учетной политике требует дополнительной выписки (уже из данного приложения) — выписка из приложения следует за основным текстом выписки;
  • завершает документ фраза «Выписка верна», проставляются подписи руководителя и главбуха с указанием даты оформления выписки.

Образец выписки из учетной политики вы можете увидеть на нашем сайте.

Официальных требований к оформлению выписки из учетной политики не существует. Обычно выписку составляют на фирменном бланке организации, в наименовании приводится ссылка на приказ об утверждении учетной политики, а выписываемый текст должен полностью соответствовать оригиналу. Заверяется выписка руководителем и главбухом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *