Учет в туризме

УЧЕТ ПУТЕВОК В 2018 ГОДУ

С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В сезон летних отпусков многие учреждения приобретают путевки для своих работников и членов их семей в дома отдыха, санатории, на турбазы, а также путевки в детские лагеря детям согласно условиям коллективного договора. Кроме того, учреждение может компенсировать своему работнику стоимость путевки или ее часть. В ряде случаев приобретение путевок или выплата компенсаций предусмотрена законодательством. От условий выдачи путевок зависит также налогообложение их стоимости.

За счет каких средств можно приобрести путевки?

Путевки, как правило, приобретаются учреждением-работодателем за счет собственных доходов (от приносящей доход деятельности). Исключение составляют путевки на санаторно-курортное лечение работникам, занятым на работах с вредными или опасными производственными факторами, которые могут финансироваться за счет взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС), а также путевки в летние оздоровительные лагеря детям, предоставляемые в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансируемые за счет средств бюджета субъекта РФ.
Согласно подп. «д» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила № 580н), за счет сумм взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), подлежащих уплате в ФСС, можно финансировать расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Приобретение путевок для таких работников осуществляется учреждением за счет сумм взносов на страхование от НС и ПЗ, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году.
Объем средств не может превышать 20% сумм взносов на страхование от НС и ПЗ, начисленных учреждением за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных учреждением в предшествующем календарном году.
Если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых им на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать:

20% сумм страховых взносов, начисленных учреждением за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных им за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в ФСС в текущем финансовом году.

Для направления части взносов на приобретение путевок учреждение-работодатель обращается в территориальный орган ФСС с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в срок до 1 августа текущего года (п. 4 Правил № 580н). Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Особенности налогообложения санаторно-курортной деятельности

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что особенностью санаторно-курортной деятельности является то, что при оказании медицинских услуг, санаторно-курортные организации вправе использовать льготу, установленную подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в отношении медицинских услуг.

Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»:

«Медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождены от налогообложения платные медицинские услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства.

Напомним, что перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее Перечень №132). Согласно пункту 4 Перечня №132, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость:

«4. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно — курортных учреждениях».

Пример 1.

Санаторий ООО «Колос» оказывает платные стоматологические услуги.

Будут ли облагаться НДС данные услуги?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) услуги, оказываемые при наличии соответствующей лицензии населению медицинскими и санитарно — профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Согласно данному Постановлению не подлежат налогообложению НДС услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.

На основании Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», к числу медицинских услуг, оказываемых санаторно-курортными учреждениями, относятся стоматологические услуги.

Следовательно, оказание санаторием платных стоматологических услуг населению при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности не облагается налогом на добавленную стоимость.

Окончание примера.

Заметим, что льготы, установленные пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, отнесены налоговым законодательством в разряд «обязательных» льгот, от которых налогоплательщик НДС отказаться не вправе.

Помимо этого, подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено, что освобождаются от налогообложения:

«услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности».

Обратите внимание!

Чтобы иметь возможность применения данной льготы, необходимо соблюдение двух условий:

· путевки или курсовки должны являться бланками строгой отчетности, которые утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 10 декабря 1999 года №90н «Об утверждении бланков строгой отчетности»;

· санаторно-курортные организации, в которые реализуются путевки, должны быть расположены на территории России.

Однако нужно иметь в виду, если организации не выгодно использовать данную льготу, то налогоплательщик от нее может отказаться. Основание — пункт 5 статьи 149 НК РФ, согласно которому:

«Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года».

Обратите внимание!

Санаторно-курортная организация будет начислять НДС, если ее услуги не оформлены путевками или курсовками, признаваемыми бланками строгой отчетности.

Услуги посредников при реализации путевок облагаются по ставке 18%.

По вопросу правильности применения льготы по НДС существует многочисленная арбитражная практика, в частности — Постановление ФАС Центрального округа от 9 июля 2004 года №А14-896/04/33/24, Постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2004 года №КА-А41/6763-04 и так далее.

Санаторно-курортные организации наряду с основным видом деятельности, как правило, осуществляют и иные виды деятельности, например, оказывают услуги общественного питания, ведут розничную продажу сувенирной продукции, оказывают услуги по прокату и так далее, подлежащие налогообложению в соответствии с нормами главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Напомним читателю, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается главой 26.3 НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 346.26 НК РФ):

1) оказания бытовых услуг;

Федеральный закон от 18 июня 2005 №63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон №63-ФЗ) внес изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, согласно которым с 1 января 2006 года систему налогообложения в виде ЕНВД можно применять при оказании бытовых услуг, «их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению».

Таким образом, Закон №63-ФЗ с 1 января 2006 года дает ссылку на «Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93» (утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163), хотя и до принятия Закона №63-ФЗ налогоплательщики при определении перечня услуг, относящихся к бытовым, руководствовались этим же классификатором. Как указано в письмах Минфина Российской Федерации от 11 марта 2005 года №03-06-05-04/53 и от 2 декабря 2004 года №03-06-05-04/65 применять иные классификаторы неправомерно.

В статье 346.27 НК РФ дается понятие бытовых услуг:

«платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению».

Иными словами, оказание тех же услуг организациям подлежит налогообложению в соответствии с общим налоговым режимом. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2005 года №03-06-05-04/53.

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров и так далее.

Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в пункте 4 статьи 346.26 НК РФ, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Налогоплательщиками являются организации, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Рассмотрим несколько примеров применения системы налогообложения в виде ЕНВД санаторно-курортными организациями.

Пример 2.

Санаторий ООО «Колос» предоставляет своим отдыхающим за отдельную плату услуги по прокату лыж, санок, велосипедов, услуги бани и так далее.

Обязан ли санаторий исчислять и уплачивать ЕНВД в отношении данных видов деятельности?

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения, а именно, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг населению.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов).

Услуги по прокату лыж, санок, велосипедов отнесены ОКУН в состав услуг проката предметов спорта, туризма, игр (код 019406), а услуги бани в состав услуг бань и душевых (код 019100), и оба вида данных услуг относятся в состав бытовых услуг.

Следовательно, так как стоимость услуг пункта проката и бани не включена в стоимость санаторно-курортной путевки, то услуги, оказываемые санаторием за отдельную плату, являются предпринимательской деятельностью санатория и в отношении которых санаторий подлежит обязательному переводу на уплату ЕНВД.

Окончание примера.

Пример 3.

В стоимость санаторно-курортных путевок, приобретаемых отдыхающими в санаторий «Колос», входит четырехразовое питание в столовой. Площадь столовой для обслуживания отдыхающих равна 90 кв. м.

Подлежит ли санаторий ООО «Колос», в части услуг по организации питания отдыхающих, переводу на уплату ЕНВД?

В рассматриваемом примере питание отдыхающих является неотъемлемой частью их санаторно-курортного обслуживания в целом и входит в стоимость путевки. Для санаториев Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17), в подгруппе 8514000 «Услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений» предусмотрен отдельный вид деятельности 8514110 «Проживание, лечение и обслуживание (входящее в стоимость путевки)».

Таким образом, питание отдыхающих, стоимость которого включена в общую стоимость санаторно-курортной путевки, самостоятельным видом деятельности не является и, следовательно, переводу на уплату ЕНВД не подлежит.

Следует отметить, если в столовой, кроме отдыхающих, регулярно питаются за отдельную плату посторонние лица (это могут быть и отдыхающие, в путевку которых не включено питание), то в части оказания услуг общественного питания данным лицам санаторий обязан уплачивать ЕНВД в общеустановленном порядке.

Окончание примера.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».

Статья: Учет продуктов питания в санаторно-курортном учреждении (Хачатурова Д.В.) («Аудиторские ведомости», 2009, n 10)

«Аудиторские ведомости», 2009, N 10
УЧЕТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Описываются особенности внутреннего контроля за движением и учетом продуктов питания в санаторно-курортном учреждении. Приводятся типичные ошибки в учете продуктов, наиболее часто обнаруживаемые при проверках.
Принадлежность организации к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям Российской Федерации определяется:
— кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, согласно которому санаторно-курортные учреждения (код 85.11.2) относятся к группе «Здравоохранение и предоставление социальных услуг»;
— лицензией (с приложением) на медицинскую деятельность для санаторно-курортных организаций.
Наличие сертификатов соответствия на безопасное проживание и питание подтверждает качество оказания услуг по путевке. Бесспорно, адекватному, сбалансированному питанию принадлежит базовая, приоритетная роль в комплексе мероприятий первичной и вторичной профилактики, учитывая, что пища является интегральным источником основных пищевых веществ и энергии, а также важнейших минеральных веществ и витаминов. Рациональное питание создает условия для оптимального физического и умственного развития, поддерживает высокую работоспособность, повышает способность организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Диетическое питание является одной из основных статей учета затрат и калькуляции санаторно-курортной путевки. Ему уделяется большое внимание как лечебному и профилактическому фактору при многих заболеваниях, поэтому расходы на питание подлежат постоянному контролю со стороны бухгалтерии.
В соответствии с п. 23 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, к производству продукции общественного питания и обслуживанию потребителей допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры.
В затраты на статью «Диетическое питание» включается стоимость сырьевого продуктового набора по фактическим данным ежедневной меню-раскладки.
Для бесперебойного функционирования санаторно-курортных организаций запас продуктов на складах и в кладовых рассчитывается исходя из планового заезда отдыхающих и больных, а также меню.
Внутренний контроль за расходами на питание в санаторно-курортном учреждении осуществляется по направлениям:
— договоры поставки продуктов питания;
— сохранность продуктов питания при их приеме, хранении, отпуске;
— полнота вложения сырьевого набора.
Договоры поставки
Поставка продуктов питания в санаторно-курортных учреждениях осуществляется на основе заключения с их поставщиками договоров. При этом санаторно-курортное учреждение руководствуется Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 17.07.2009).
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный и муниципальный контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
В соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение государственного заказа (заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров) может осуществляться:
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
Необходимо обратить внимание на то, что санаторно-курортное учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления (ст. 4 Закона N 94-ФЗ). Если санаторно-курортное учреждение не уполномочено размещать заказы, то договор на поставку продуктов питания заключается вышестоящей организацией и поставка продуктов питания в учреждение производится в порядке централизованного снабжения. Организовать поставку продуктов питания в порядке централизованного снабжения можно, если вышестоящая организация и учреждение находятся в одном регионе. Если они расположены в разных регионах, то размещение заказов на поставку продуктов питания связано с определенными сложностями. Поэтому нередко на практике учреждения самостоятельно обеспечивают пищеблоки продуктами питания.
Размещение заказов на товары на основе проведения аукциона установлено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 609-р (в ред. от 25.12.2007). К таким товарам, в частности, относятся:
— пищевые продукты и напитки;
— фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные средства;
— мыло и моющие средства, чистящие и полирующие препараты, парфюмерная продукция и косметические средства;
— канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
— канцелярские принадлежности;
— изделия хозяйственно-бытового назначения и др.
При проведении торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, санаторно-курортному учреждению целесообразно проанализировать цены у различных поставщиков продуктов питания (полуфабрикатов).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ (в ред. от 08.11.2007), действие Закона N 94-ФЗ распространяется на заказы вне зависимости от суммы закупок и источников финансирования (бюджетных или внебюджетных), при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму до 100 тыс. руб. у единственного поставщика на основании п. 14 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Кроме того, в законодательстве больше не употребляется понятие «собственные нужды» учреждения, для которых закупки могли производиться на сумму до 200 тыс. руб. без проведения конкурсных процедур.
Согласно новой редакции ст. 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации санаторно-курортные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую в течение одного квартала установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 тыс. руб.).
В новой редакции Закона N 94-ФЗ введено требование о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд, которые производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика или уполномоченного органа, а для которых есть функционирующий рынок. Сравнивать такие товары можно только по их ценам путем проведения аукциона. Целесообразно проводить анализ закупочных цен в сравнении с рыночными ценами, установленными на аналогичные продукты питания в данном регионе.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Сохранность продуктов питания
при их приеме, хранении, отпуске
Первичные документы, отражающие поступление и расход продуктов питания, являются основой материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием продуктов питания.
Для организации оперативного учета продуктов питания в санаторно-курортном учреждении необходимо осуществлять контроль за своевременностью отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с движением продуктов питания. Отражение в учете операций по перемещению продуктов питания внутри санаторно-курортного учреждения, передаче их в эксплуатацию (т.е. при изменении материально ответственного лица) осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов на основании следующих документов:
— требование-накладная (ф. 0315006);
— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— накопительные ведомости по приходу и расходу продуктов питания.
При поступлении продуктов питания на склад полную материальную ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания несет заведующий складом (кладовщик). Продукты питания необходимо хранить в специально оборудованных и приспособленных продуктовых складах (кладовых), овощехранилищах, обеспечивающих все условия для полной их сохранности, а также соблюдение санитарных норм и правил. Склады должны быть оснащены необходимыми весовыми приборами, мерной тарой, холодильными установками и т.п.
Во время приема продуктов питания на склад санаторно-курортного учреждения проверяется соответствие фактических ассортимента, количества и качества продуктов указанным в сопроводительных документах (накладной, акте и пр.).
Складской учет должен вестись материально ответственными лицами на основе приходных и расходных документов в количественном выражении, чтобы получать оперативную информацию в ассортиментном разрезе об остатках продуктов питания на складе или в кладовой. Учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по приходу продуктов питания. Записи в ней производятся на основании первичных документов в стоимостном и количественном выражении. Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков.
Сводные данные по материально ответственным лицам оборотной ведомости сопоставляются с данными главной книги.
Накопительная ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0511213) применяется для учета расходов продуктов питания в течение месяца и должна составляться по каждому материальному лицу. Записи в ней производятся ежедневно на основании меню-требований на выдачу продуктов питания. По окончании месяца в ведомости подводятся итоги и определяется стоимость израсходованных продуктов. Итоговые данные ведомости по расходу продовольственных запасов должны записываться в журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
В накопительной ведомости по расходу продовольственных запасов должны содержаться следующие данные:
— наименование и код продуктов питания;
— количество израсходованных продуктов;
— цена за единицу;
— сумма;
— количество прилагаемых меню-требований.
Полнота вложения сырьевого набора
При проверке организации питания, которое в санатории является диетическим в зависимости от профиля лечимых заболеваний, необходимо обратить особое внимание на отпуск продуктов питания, так как качество блюд зависит от полноты вложения сырьевого набора, предусмотренного рецептурой по приготовлению блюд. Если такая проверка осуществляется не систематически, то это означает недовложение сырьевого набора. В этом случае одной из действенных форм финансово-хозяйственного контроля является ревизия.
Качественно и регулярно проводимые ревизионные проверки способствуют усилению внутреннего контроля в санаториях. С их помощью выявляются внутрихозяйственные резервы, намечаются пути повышения результативности деятельности.
На дату проведения ревизии целесообразно сопоставить данные регистрации отдыхающих и больных с количеством отрывных от путевок талонов на питание, которые должны находиться у диетсестры. Следует произвести выборочное контрольное взвешивание приготовленных блюд и сопоставлять вес с нормами, заложенными в меню-раскладке. При осуществлении такой проверки необходимо взвесить по 10 — 15 порций, подсчитать их общую массу и сверить с допускаемыми отклонениями по сборнику рецептур блюд кулинарных изделий.
Результаты контрольного взвешивания оформляются актом, в котором указываются наименование блюд, их масса, отклонения.
Типичные ошибки в учете продуктов питания
При проверке учета продуктов питания в санаторно-курортных учреждениях наиболее часто встречаются следующие ошибки.
1. Меню-раскладки рассчитываются на отдыхающих без учета заезда по графику; на фактически заехавших отдыхающих продукты питания выписываются на следующий день.
2. Расходные требования выписываются только в количественном выражении.
3. Количество отпущенных продуктов не соответствует затребованному.
4. Замена одного продукта другим осуществляется без учета норм отходов.
5. При калькулировании блюд нормы отходов при холодной обработке применяются не всегда на то сырье, которое имеется в наличии; на сырье, нормы отходов которого не утверждены при холодной и термической обработке, не проводятся акты контрольной обработки.
6. Не осуществляются внеплановые инвентаризации продуктов; не используются таблицы взаимозаменяемости сырья.
7. Бухгалтерией не осуществляется контроль за правильностью ведения калькуляционных карточек готовых изделий; не обеспечено ведение количественно-суммового учета продуктов питания на складах; бухгалтерия не участвует в проверке правильности закладки продуктов по норме.
8. Не проводится анализ причин расхождения между фактическими расходами по статье «Диетическое питание» и плановыми расходами, предусмотренными калькуляцией.
9. Правилами санатория не регулируется порядок предоставления завтрака или ужина в день отъезда или заезда, что приводит к отсутствию единого порядка списания продуктов и конфликтам с отдыхающими.
Д.В.Хачатурова
Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела
Подписано в печать
21.09.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *