Учет топливных карт

Федеральным государственным казенным учреждением принято решение о заправке автомобилей ГСМ по топливным картам.
Как в таком случае ведется бухгалтерский учет поступления и списания ГСМ? Должны ли как-то учитываться сами топливные карты?

24 июня 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оплате нефтепродуктов на автозаправочных станциях топливными картами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, оприходование топлива может осуществляться на основании документов, выдаваемых водителям (ответственным лицам) при заправке транспортных средств.
Наиболее оправданным представляется организация учета топливных карт с использованием забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности».

Обоснование вывода:
1. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) и п. 7 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
По общему правилу операции по принятию к учету материальных запасов должны признаваться в учете по мере их поступления в госучреждение на основании документов, оформляемых поставщиками.
Топливная карта — техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС), представляющее собой носитель информации, подтверждающий право на получение определенного количества (объема) топлива в торговых точках (АЗС).
При оплате нефтепродуктов на автозаправочных станциях топливными картами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, оприходование топлива может осуществляться на основании документов, выдаваемых водителям (ответственным лицам) при заправке транспортных средств.
В составе комплекта таких документов обязательно должны присутствовать чеки контрольно-кассовой техники, в которых может не указываться сумма продажи (покупки), но обязательно должны отражаться сведения о количестве отпущенных нефтепродуктов (смотрите, в частности, п.п. 1.7, 2.2, 35 «Технических требований…» (Приложение N 3), утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол N 14 от 10 ноября 1994 г.); п. 2.7 Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229; письма УМНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514, от 13.02.2004 N 29-12/9543).
Как правило, поставщик обобщает данные о нефтепродуктах, отпущенных по топливным картам на автозаправочных станциях, за определенный период времени и оформляет единую накладную (счет-фактуру, лимитно-заборную карту и т.д.). В то же время для водителей (ответственных лиц) в учреждении могут быть установлены более сжатые сроки для представления оправдательных документов, подтверждающих получение ими нефтепродуктов.
Такой порядок документооборота позволит оперативно отражать в учете госучреждения полную и достоверную информацию по поступлению топлива. При этом сводные документы, оформляемые поставщиками, могут использоваться для сверки показателей, ранее отраженных в бухгалтерском учете учреждения. В тех случаях, когда будут выявлены расхождения с данными сводных документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (материальных ценностей) (форма 0504220).
Списание всех видов топлива при эксплуатации автомобильного транспорта должно осуществляться исключительно на основании путевых листов, оформленных в установленном порядке*(1).
С учетом положений п.п. 23, 26, 80 Инструкции N 162н в бюджетном учете казенного учреждения в рассматриваемой ситуации могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет КРБ 1 206 34 560 Кредит КРБ 1 304 05 340
— перечислен аванс поставщику топлива;
2) Дебет КРБ 1 105 33 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
— на основании отчета водителя оприходовано топливо, отпущенное на АЗС;
3) Дебет КРБ 1 401 20 272 Кредит КРБ 1 105 33 440
— на основании путевых листов списано израсходованное топливо;
4) Дебет КРБ 1 302 34 830 Кредит КРБ 1 206 34 660
— произведен зачет ранее перечисленного поставщику аванса за топливо;
5) Дебет КРБ 1 302 34 830 Кредит КРБ 1 304 05 340
— по итогам периода, предусмотренного контрактом, произведен окончательный расчет с поставщиком топлива.
2. Из содержания п. 169 Инструкции N 157н, по сути, следует, что топливная карта может учитываться в составе денежных документов — в качестве стоимости денежного документа в данном случае может рассматриваться денежное выражение объема прав на получение нефтепродуктов, предоставляемого по данной карте. Однако специфика использования таких карт (в том числе и возможность их многоразового применения) делает их учет на счете 201 35 «Денежные документы» громоздким и неэффективным. Поэтому наиболее оправданным представляется организация их учета с использованием забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности». Подобный порядок организации учета топливных карт согласуется с мнением специалистов Минфина России (смотрите, например, письмо Минфина России от 12.10.2012 N 02-06-10/424).
Напомним, что перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 337 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60399).
Учетной политикой госучреждения может быть предусмотрено требование об учете топливных карт по стоимости их приобретения (изготовления) (п. 337 Инструкции N 157н). Учет таких карт может быть организован в разрезе лиц, ответственных за их использование. При этом обособленно должны учитываться карты, хранящиеся в кассе учреждения. Кроме того, в качестве дополнительного аналитического показателя для учета топливных карт может быть предусмотрено денежное выражение объема прав на получение нефтепродуктов, предоставляемого по данной карте.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет в госучреждении операций при заправке автомобилей с использованием топливных пластиковых карт;
— Энциклопедия решений. Порядок списания в госучреждении топлива при заправке автомобилей с использованием топливных пластиковых карт;
— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 03 «Бланки строгой отчетности».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

1 июня 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Форма Путевого листа приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н не утверждена. Учреждение вправе применять прежние формы путевых листов (формы 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) либо разработать свою форму, которая должна содержать обязательные реквизиты, утвержденные Разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

Переходим на покупку ГСМ по топливным картам

Приобретение ГСМ по топливным картам становится все более популярным. Во-первых, организация уменьшает количество операций с наличными денежными средствами. Во-вторых, при покупке ГСМ по топливным картам стоимость бензина зачастую ниже розничных цен за счет оптовых объемов закупки. Как отразить такую операцию в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в статье.

Принцип работы топливных карт

Топливные карты появились достаточно давно (в 1928 г.). Они стали прародителями пластиковых банковских карт. В те времена считывающие устройства были механическими, поэтому первые топливные карты были металлическими с причудливыми выемками и углублениями на поверхности.

Сейчас они внешне ничем не отличаются от обычных банковских карт и представляют собой смарт-карту с микросхемой (чипом), в которой заключена информация о владельце, видах и количестве разрешенного к отпуску топлива либо количестве денежных средств, возможных к использованию для приобретения ГСМ и сопутствующих услуг.

Эмитентом топливных карт, как правило, является процессинговый центр, обеспечивающий техническое функционирование системы расчетов с помощью топливных карт.

Топливные карты могут быть лимитированными и нелимитированными. На лимитированной карте устанавливается суточный или месячный лимит приобретения ГСМ. По нелимитированной можно приобретать ГСМ без ограничений в размере остатка топлива на карте.

Чтобы начать приобретать горюче-смазочные материалы по топливным картам, организация должна заключить с эмитентом карты договор на заправку нефтепродуктами автотранспорта с использованием топливных карт. В приложении к договору указывается список АЗС, где можно заправляться по топливной карте.

Расчеты за топливо осуществляются на условиях предоплаты. Организация перечисляет на расчетный счет топливной компании денежные средства в оплату определенного объема топлива. Этот предоплаченный объем топлива записывается на топливную карту. При заправке автомобилей на АЗС с карты списывается объем залитого в бак топлива, а водитель получает на руки чек, в котором указываются сведения о заправке.

По окончании месяца топливная компания выставляет организации счет-фактуру, накладную и отчет, в котором указываются номер топливной карты, дата, время и место заправки, количество приобретенного топлива, его марка и стоимость, остаток на топливной карте.

Бухгалтерский учет

Выдача топливной карты организации может быть платной и бесплатной. Если эмитент берет плату за выдачу карты, уплаченная сумма учитывается на счете 10 «Материалы». Это обусловлено тем, что к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся затраты, непосредственно связанные с их приобретением (п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Поскольку карта непосредственно связана с приобретаемым по ней топливом, ее стоимость отражается в составе затрат на его приобретение на субсчете 10-3 «Топливо».

Использовать для учета стоимости карты счет 97 «Расходы будущих периодов» нельзя, поскольку нарушается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Исходя из этого принципа факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Но ведь организация не может заранее определить, в течение какого периода будет использоваться карта.

Бухгалтерские проводки по оприходованию и списанию топливной карты будут такие:

Дебет 60 Кредит 51

— перечислена предоплата за топливную карту;

Дебет 10-3 Кредит 60

— оприходована топливная карта;

Дебет 19-3 Кредит 60

— учтен «входной» НДС;

Дебет 68-2 Кредит 19-3

— принят к вычету НДС;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3

— списана на затраты стоимость топливной карты.

При выдаче топливной карты на руки водителю использовать счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» не нужно. Дело в том, что данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, а с выдачей карты работник не получает на руки никаких денежных средств. Все топливо, которым можно заправиться по карте, организация уже оплатила в безналичном порядке. При заправке по карте водитель просто забирает на автозаправочной станции нужное количество этого топлива. Таким образом, карта является просто техническим средством, с помощью которого осуществляется заправка. В силу этого топливная карта не считается денежным документом, поэтому ее нельзя учитывать на субсчете 50-3 «Денежные документы» к счету 50 «Касса».

Поскольку денежных расчетов водитель не производит, он не должен составлять авансовый отчет. Но это не значит, что водитель не отчитывается по залитому в бак бензину.

На заправке водитель получает на руки чек, в котором указаны дата и количество залитого в бак топлива. Нужно обязать водителей прикладывать эти чеки к сдаваемым в бухгалтерию путевым листам. Это необходимо, во-первых, для документального подтверждения списания расходов на топливо, а во-вторых, для сверки взаиморасчетов с топливной компанией. Ведь в случае возникновения разногласий всегда можно сверить данные о заправках по отчету топливной компании и чекам, выданным на заправке.

Кроме того, чеки позволят контролировать водителей.

Например, когда количество залитого бензина по чекам превышает объем бензина, необходимого для осуществления поездок, перечисленных в путевом листе, у организации есть все основания заподозрить водителя в расходовании бензина в личных целях. И если по результатам проведенной проверки эти подозрения подтвердятся, организация вправе взыскать стоимость потребленного в личных целях топлива с водителя.

В учете подобная операция отражается так:

Дебет 94 Кредит 10-3

— учтена недостача топлива;

Дебет 73-2 Кредит 94

— учтена стоимость бензина, подлежащего взысканию с водителя;

Дебет 70 Кредит 73-2

— удержана недостача из зарплаты водителя.

Для контроля за движением топливных карт целесообразно вести ведомость учета приема и выдачи топливных карт и фиксировать в ней реквизиты топливной карты, дату ее выдачи (возврата), ФИО водителей.

Приобретение топлива по транспортной карте отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51

— перечислена предоплата за ГСМ топливной компании;

Дебет 10-3 Кредит 60

— оприходованы ГСМ;

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС по оприходованным ГСМ;

Дебет 68-2 Кредит 19

— принят к вычету НДС по оприходованным ГСМ;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3

— списаны ГСМ на затраты.

Поскольку документы от топливной компании поступают только в конце месяца, целесообразно в графике документооборота предусмотреть обязанность водителей представлять в бухгалтерию путевые листы с приложенными к ним чеками АЗС один раз в конце месяца. В этом случае проводки по оприходованию и списанию ГСМ на расходы делаются только раз в месяц. Это наиболее оптимальный способ отражения операций, соответствующий требованию рациональности ведения бухгалтерского учета.

Если графиком документооборота предусмотрена более частая периодичность представления в бухгалтерию путевых листов с чеками АЗС, оприходовать горюче-смазочные материалы нужно по схеме неотфактурованных поставок (ведь документов поставщика (топливной компании) еще нет).

Чек АЗС не дает информации о точной стоимости ГСМ. Он лишь удостоверяет, сколько литров какого топлива было залито в бак автомобиля. Поэтому организация вынуждена учитывать топливо по учетным ценам, а после получения первичных документов от поставщика вносить корректирующие записи. Таким образом, трудоемкость отражения операции в бухгалтерском учете возрастает.

пример

Согласно представленным в бухгалтерию чекам АЗС водитель по топливной карте заправил 100 л бензина марки Аи-95. Это количество было полностью израсходовано на служебные поездки, что подтверждено путевыми листами. Документы от топливной компании на момент отчета водителя получены не были.

Бухгалтер на основании представленных путевых листов и чеков АЗС приходует бензин по учетным ценам. В качестве учетной принята розничная цена бензина Aи-95 — 25 руб. за литр.

На момент представления в бухгалтерию путевых листов с чеками АЗС делаются проводки:

Дебет 10-3 Кредит 60

— 2500 руб. — оприходован бензин по учетной цене;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3

— 2500 руб. — списан бензин на затраты.

В конце месяца были получены документы от топливной компании (в том числе счет-фактура), из которых следует, что стоимость 100 л учтенного по учетным ценам бензина составила 2400,12 руб. (в том числе НДС 366,12 руб.). То есть фактическая себестоимость бензина — 2034 руб., а не 2500 руб.

Бухгалтер должен сделать корректирующие проводки на разницу между учетной и фактической себестоимостями бензина (2500 руб. – 2034 руб. = 466 руб.):

Дебет 10-3 Кредит 60

— 466 руб. — сторно: откорректирована стоимость бензина;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3

— 466 руб. — сторно: откорректированы затраты.

Поскольку от поставщика получен счет-фактура, а бензин оприходован, бухгалтер делает проводки:

Дебет 19-3 Кредит 60

— 366,12 руб. — учтен НДС по оприходованному бензину;

Дебет 68-2 Кредит 19-3

— 366,12 руб. — принят к вычету НДС.

справка Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, которые поступили в организацию и на которые отсутствуют расчетные документы (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н)

Налоговый учет

Для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость топливной карты учитывается в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы на приобретение ГСМ по топливной карте отражаются в составе расходов на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Документальным основанием для признания расходов на приобретение ГСМ служит путевой лист.

Унифицированная форма путевого листа утверждена постановлением Гос­комстата России от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Однако эту форму обязаны применять только автотранспортные организации.

Организации, не являющиеся автотранспортными, вправе составлять путевой лист с любой периодичностью по самостоятельно разработанной форме (письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). Однако финансовое ведомство в письме от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 обращает внимание, что самостоятельно разработанная форма путевого листа должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Кроме того, в путевом листе указываются конкретные маршруты следования автомобиля. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования, по мнению финансистов, не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях и соответственно не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ (письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

В отношении обязательности указания в путевом листе конкретных маршрутов следования судебная практика противоречива. Одни суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Центрального округа от 18.04.2008 № А36-3124/2006 и Волго-Вятского округа от 12.03.2008 № А82-1453/2007-37), другие считают, что для подтверждения расходов на ГСМ место следования автомобиля указывать не обязательно (постановления ФАС Московского округа от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10 и Северо-Западного округа от 06.07.2009 № А56-50333/2008).

Чтобы избежать споров с налоговиками, рекомендуем придерживаться мнения Минфина России и указывать в путевом листе конкретный маршрут следования, а не ограничиваться общей формулировкой «по городу».

При учете затрат на покупку топлива в расходах необходимо руководствоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 и от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6). Если для определенной марки автомобиля отсутствуют утвержденные нормы расхода топлива, налогоплательщик, по мнению специалистов главного финансового ведомства, при определении размера расходов на ГСМ должен руководствоваться технической документацией завода-изготовителя (письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61).

На наш взгляд, организация имеет право учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в размере фактически произведенных затрат. Ведь нормирование расходов на приобретение ГСМ Налоговым кодексом РФ в целях налогообложения прибыли не предусмотрено. Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Московского округа от 25.09.2007, 28.09.2007 № КА-А41/9866-07 и Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29).

Можно также порекомендовать организации установить собственные нормативы расхода топлива на основании фактических данных о расходе с учетом конкретных условий эксплуатации и технической документации изготовителя и закрепить их в учетной политике для целей налогообложения. В этом случае расходы будут считаться экономически обоснованными.

справка

Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Порядка заполнения путевого листа, утвержденного приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152)

В свою очередь водитель передает в бухгалтерию путевые листы, чеки, выписки с пластиковых карт. В конце месяца предприятие проводит сверку представленных данных и при их совпадении и соблюдении норм расходов списывает ГСМ. Ищите виновного! Расходы на ГСМ можно принять к учету только в пределах установленных норм, скорректированных на предприятии. Если фактический расход топлива превысил утвержденную норму, то способ списать «перерасход» есть. Сделать это можно на основании письменного распоряжения руководителя учреждения. Однако для такого распоряжения необходимо обоснование.Перерасход следует зафиксировать не только путевыми листами, но и контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями.

Бюджетные учреждения: учет гсм

Получение работником карты на руки не должно отражаться в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет расходов на топливо Сведения с карточных терминалов АЗС отправляются в процессинговый центр топливной компании, обрабатываются, и затем на их основе составляется отчет об операциях по карте. Поставщик топлива на последний день месяца передает компании-владельцу карты:

  • счет-фактуру,
  • товарную накладную,
  • акт сверки взаимных расчетов,
  • ежемесячный отчет по операциям.

В бумагах показывается, сколько литров ГСМ было куплено фактически, сведения подлежат сверке с отчетами сотрудника, где имеется обобщенная информация из путевых листов и чеков АЗС.

Товарная накладная и отчет по операциям будет являться основанием для учета топлива по с/сч 10-3 «Топливо». Списание израсходованных ГСМ будет проходить по путевым листам.

ВажноПоделиться вВ бухучете организации сделаны следующие проводки. 4 июня: Дебет 60 Кредит 51– 118 руб. – оплачена топливная карта; Дебет 26 Кредит 60– 100 руб. (118 руб. – 18 руб.) – отнесена на расходы стоимость топливной карты; Дебет 19 Кредит 60– 18 руб. – отражен НДС со стоимости топливной карты; Дебет 015 «Топливные карты»– 118 руб. – учтена топливная карта; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– 18 руб. – принят к вычету входной НДС по топливной карте. При расчете налога на прибыль за январь–июнь бухгалтер «Альфы» включил стоимость топливной карты (100 руб.) в состав расходов. Входной НДС в сумме 18 руб. предъявлен к вычету из бюджета во II квартале.
УСН Если поставщик предоставляет карту безвозмездно, отражать эту операцию в книге учета доходов и расходов не нужно.

Как водителю выдать топливную карту в казенном учреждении

Топливная карта содержит техническую информацию о видах топлива и установленных суточных лимитах (в литрах или рублях). Она не является средством расчета (платежа) за приобретаемое топливо. Учет бензина по топливной карте в 1с бухгалтерия В этом случае у организации не возникает экономической выгоды (дохода) (ст. 41

НК РФ). Если поставщик передает карту в залог, ее получение и возврат в книге учета также не отражаются (п. 1 ст. 346.15, подп. 2 п. 1 ст. 251, ст. 346.16 НК РФ). Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке включить в расходы стоимость топливной карты, предоставленной за плату? Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.Да, можно. Перечень расходов на содержание служебного транспорта, приведенный в подпункте 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, открыт.

По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений» под общ. Поставить на учет топливную карту в 1с казенных учреждениях Виды топливных карт Топливные карты бывают:

  • денежными (выдаются на определенный лимит стоимости ГСМ);
  • литровыми (выдаются на определенный лимит объема ГСМ).

Совет: в условиях постоянного роста цен на ГСМ приобретайте литровые топливные карты. Это выгоднее, поскольку заранее определенный объем топлива организация оплачивает по цене, действующей на дату выставления счета. До тех пор пока организация не выберет весь объем ГСМ по полученной карте, возможное повышение цен на топливо ее не затронет.Как оформить топливную карту Чтобы приобретать ГСМ при помощи топливных карт, с оптовым поставщиком или непосредственно с АЗС нужно заключить договор. Обычно схема работы с топливными картами выглядит так.
Дебет 140101222 (или 140101272) Кредит 110503440- 6000 руб. — отражена стоимость бензина, израсходованного на текущие расходы;Дебет 110601310 Кредит 110503440- 5450 руб. — отражена стоимость бензина, израсходованного на нужды строительства. Количественно-суммовой учет По бензину, да и любому ГСМ, нужно вести карточку количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), а учет операций по поступлению, выбытию, перемещению отражается в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). Списание подтверждается обычным путевым листом.Для всех видов топлива применяется путевой лист (п.

Понятие «топливная карта» отсутствует в российском законодательстве. Ранее этот термин содержался в Распоряжении Правительства Москвы от 5 ноября 2008 года № 2591-РП «О порядке предоставления топливных карт владельцам малолитражных автомобилей», согласно которому топливная карта (смарт-карта со встроенной микросхемой) – техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых допущены к приему топливные карты, представляющее собой носитель информации, подтверждающей право на получение нефтепродуктов. Однако данный документ утратил силу с 18 июня 2013 года.

Согласно разъяснениям УФНС РФ по г. Москве, данным в письме от 30 июня 2010 года № 16-15/068679@, топливные карты не имеют статуса кредитных или иных платежных карточек, эмитентом которых является кредитное учреждение, они используются как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Карта фиксирует объем приобретенного топлива в литрах и позволяет ее держателю заправлять топливный бак в пределах расходного лимита, который устанавливается в заявке организации-покупателя.

Как правило, порядок расчетов с поставщиками горючего по топливным картам устанавливается в договоре. В нем стороны должны определить лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за ГСМ и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов). Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданные ГСМ (накладную), а также отчет (или реестр) операций по картам. В отчете должно быть указано, когда и сколько топлива было приобретено.

Бухгалтерский учет карт

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При этом в учетной политике может быть установлено, что с целью обеспечения сохранности топливных карт на основании абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, их учет организуется на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке. Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников – водителей.

Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.

При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком – Кредит 012.

В случае приобретения топливных карт за плату у бухгалтера могут возникнуть сложности с их учетом.

Учитывать карты на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы» будет неправильно, поскольку, как было указано выше, они не являются денежным документом, это техническое средство для приобретения ГСМ. Учитывать стоимость карт в цене приобретенного топлива также будет неверным, так как заранее не известно, сколько они будут использоваться. Возможно два варианта учета топливных карт (выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике).

Первый: в момент получения топливных карт отнести затраты на их приобретение в состав прочих расходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н. При этом используются затратные счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д., на которые будет списываться стоимость приобретенного ГСМ.

Второй метод предполагает, что топливные карты учитываются в качестве МПЗ, поскольку даже если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Исходя из положений подпунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 года № 44н, топливные карты принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме затрат на их приобретение, – сумме, подлежащей уплате поставщику топливных карт (без учета НДС). При передаче карт водителям их стоимость относится в состав прочих расходов.

Обратите внимание

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При выборе любого из двух указанных вариантов учета организация должна организовать учет карт с целью обеспечения их сохранности на забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке.

Обратите внимание, что денежные средства, которые перечислит организация на приобретение ГСМ и которые будут числиться на карте, являются предоплатой за топливо, поэтому расходом они не признаются и учитываются как дебиторская задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 3, 16 ПБУ 10/99).

ПРИМЕР. УЧЕТ ТОПЛИВНЫХ КАРТ

У организации имеется пять легковых и два грузовых автомобиля. 16 января 2018 года компанией приобретены у поставщика семь топливных карт стоимостью 700 руб. (в том числе НДС 106,78 руб.). Оплата за карты в сумме 700 руб. произведена 17 января 2018 года. В этот же день поставщику перечислена оплата за бензин в сумме 100 тыс. руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 10   Кредит 60
— 593,22 руб.– отражена стоимость приобретенных топливных карт;

Дебет 19   Кредит 60
— 106,78 руб. – отражен НДС, предъявленный поставщиком;

Дебет 60   Кредит 51
— 700 руб. – перечислена оплата поставщику;

Дебет 68   Кредит 19
— 106,78 руб. – принят к вычету НДС по топливным картам;

Дебет 20 (25,26 и т. д.)   Кредит 10
— 593,22 руб. – списана на затраты стоимость топливных карт;

Дебет 012
— 70 руб. – топливные карты приняты на забалансовый учет (в условной оценке 10 руб.);

Дебет 60 аванс   Кредит 51
— 100 000 руб. – перечислена поставщику оплата за топливо.

Налоговый учет

НДС, предъявленный поставщиком по счету-фактуре при приобретении топливных карт, подлежит вычету у покупателя при наличии первичных документов и после принятия карт на учет при условии, что они будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

При расчете налога на прибыль организаций стоимость топливных карт (без учета НДС) подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере их ввода в эксплуатацию (передачи карт водителям). Для списания топливных карт в течение более чем одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости карт с учетом срока их использования или иных экономически обоснованных показателей (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Теперь несколько строк о документальном оформлении. Как указано в Постановлении АС Северо-Западного округа от 3 марта 2016 года № Ф07-2618/2016 по делу № А56-2768/2015, топливные карты используются как средство строгой отчетности, позволяя их держателю получить от имени покупателя определенное количество товара. При этом такая карта не является универсальным платежным средством, ее можно использовать только для оплаты топлива и только на заправках конкретного поставщика. В силу специфики поставки топлива по картам отчетными документами будут являются: акт взаиморасчетов, товарная накладная, реестр об операциях. Бумаги оформляются не в момент отгрузки топлива на АЗС, а по истечении отчетного периода, и включают в себя информацию обо всех АЗС по топливным картам в сети заправок в течение этого периода.

Как было указано выше, организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт. Если водитель воспользуется картой в личных целях, компания сможет доказать неправомерность его действий, поскольку в журнале будет его подпись о получении карты.

Так, хотелось бы обратить внимание на Определение Свердловского областного суда от 10 июля 2012 года № 33-8185/2012. Работодатель уволил сотрудника по пункту 7 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с совершением виновных действий, дающих основания для утраты доверия со стороны работодателя.

Ссылка работодателя на то обстоятельство, что работник сознательно указывал в путевом листе недостоверные сведения о времени и месте заправки транспортных средств, была отклонена судом, поскольку порядок заправки автомобилей на конкретных автозаправках с фиксацией в путевом листе работодателем утвержден не был. Более того, работнику не вверялась лично под персональную ответственность топливно-заправочная карточка. Как установлено судом и не оспорено работодателем, указанная карта находилась в фактическом пользовании четверых водителей и передавалась вместе с машиной «в кармашке» без фиксации факта ее нахождения. Поэтому суд пришел к выводу об отсутствии объективной возможности установить виновный характер в действиях работника по искажению сведений в путевых листах.

Журнал «Расчет»

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Заказать журнал

Как в 1С 8.3 Бухгалтерия учитывать ГСМ: пошаговая инструкция

Покупку и списание ГСМ регулярно отражают в учете многие организации. В этой статье вы узнаете, как в 1С 8.3 Бухгалтерия учитывать бензин и другие ГСМ, приобретенные за наличный и безналичный расчет. Также здесь есть подробная инструкция по списанию топлива по путевым листам.

Читайте в статье:

  • Учет ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия по топливным картам
  • Учет ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия по авансовым отчетам

«БУХСОФТ» ОТЧЕТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Тестируйте и отправляйте отчеты в фонды и инспекции онлайн! Быстрое подключение.
Найдете дешевле — вернем деньги!

Водитель может залить топливо за наличные или по топливной карте. В последнее время все популярней становится покупка бензина по топливным картам. Оплата в этом случае происходит через банк, а поступление ГСМ отражают по накладной или УПД. Однако по-прежнему популярен и старый способ – покупка топлива за наличный расчет. В этом случае водитель составляет авансовый отчет. Но независимо от способа покупки, списание топлива на расходы делают только по путевым листам. В этой статье есть подробная пошаговая инструкция, как учесть ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия по топливным картам и за наличный расчет, а также как сделать списание ГСМ по путевым листам.

Полный текст инструкцииСкачать >Быстрый перенос бухгалтерии в БухСофт

Учет ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия по топливным картам

Использование топливных карт позволяет контролировать:

  • Сколько топлива приобрел водитель;
  • Когда залил;
  • Какое именно топливо;
  • По какой цене;
  • На какой заправке.

При заправке по топливной карте водителю не нужно составлять авансовый отчет. Единственный документ, который он предоставляет в бухгалтерию – путевой лист. Оплата ГСМ в этом случае производится по безналичному расчету в адрес поставщика по договору поставки по топливным картам.

В 1С 8.3 Бухгалтерия учет ГСМ по топливным картам делают в два шага:

  1. Отражают поступление ГСМ по первичным документам от поставщика;
  2. Списывают ГСМ по путевым листам водителя.

Шаг 1. Отразите поступление ГСМ

Учет ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия по топливным картам начинается с оприходования топлива на счет учета материалов. Чтобы отразить поступление бензина в 1С зайдите в раздел «Покупки» (1) и кликните на ссылку «Поступление (акты, накладные)» (2). Откроется список ранее созданных поступлений.

В открывшемся окне нажмите кнопку «Поступление» (3) и кликните на «Товары (накладная)» (4). Откроется форма для создания нового поступления.

В документе укажите:

  • Вашу организацию (5);
  • Поставщика ГСМ (6);
  • Договор с поставщиком на поставку по топливным картам (7);
  • Склад (8). Создайте отдельный склад для ГСМ, так удобней контролировать остатки топлива;
  • Номер и дату накладной от поставщика (9).

Далее нажмите кнопку «Добавить» (10) и заполните в табличной части накладной:

  • Номенклатуру (11);
  • Количество приобретенных ГСМ (12);
  • Цену топлива (13);
  • Ставку НДС (14);
  • Счет учета (15). Здесь выберете счет 10.03 «Топливо»;
  • Счет учета НДС (16). Выберете 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Для сохранения и проведения документа в 1С 8.3 Бухгалтерия нажмите кнопки «Записать» (17) и «Провести» (18). Теперь топливо находится на балансе вашей организации по дебету счета 10.03. Чтобы посмотреть проводки нажмите кнопку «ДтКт» (18). Откроется окно проводок.

В окне проводок видно, что бензин оприходован по дебету счета 10.03 (19) по количеству (20) и сумме (21). Также отдельно отражен НДС по поступившему топливу (22).

Следующим шагом будет отражение в учете списания ГСМ, его делают по мере расходования топлива на основании путевых листов.

Переезжайте с 1С на БухСофт за наш счет!
Переносим данные из 1С в БухСофт бесплатно! Полностью и с проверкой.

Заказать бесплатный переезд ⟶

Шаг 2. Отразите списание ГСМ по путевым листам

Списание топлива на счета затрат делают по путевым листам. В них водители указывают количество израсходованного бензина (дизтоплива) и пройденный километраж. Данные из путевых листов сверьте с отчетами по расходу, которые вам предоставит поставщик топлива.

Списание бензина по путевым листам в 1С 8.3 делают документом «Требование-накладная». Чтобы его создать зайдите в раздел «Склад» (1) и кликните на ссылку «Требования-накладные» (2). Откроется окно с ранее созданными документами списания.

В открывшемся окне нажмите кнопку «Создать» (3). Откроется форма для создания нового списания.

В требовании-накладной укажите:

  • Вашу организацию (4);
  • Дату списания (5);
  • Склад, на котором числится топливо (6).

Для заполнения табличной части накладной нажмите кнопку «Добавить» (7) и укажите:

  • Номенклатуру для списания (8);
  • Количество израсходованных ГСМ (9);
  • Счет затрат (10). Здесь выберете бухгалтерский счет, на который будет списано топливо. Например, торговые организации могут выбрать счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность», производственные предприятия – счета 20.01 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • Подразделение затрат (11). Здесь укажите подразделение, к которому относится данный расход;
  • Номенклатурную группу (12);
  • Статью затрат (13). Выберете нужную стать, например «Транспортные расходы».

Для завершения операции списания нажмите кнопки «Записать» (14) и «Провести» (15). Чтобы посмотреть проводки нажмите «ДтКт» (16). Откроется окно проводок.

В окне проводок видна бухгалтерская запись по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (17) и кредиту счета 10.03 «Топливо» (18). Таким образом, со счета учета материалов списан бензин в количестве 140 литров (19) на сумму его себестоимости (20). Напоминаем, что есть три способа расчета себестоимости материалов при их выбытии, один из способов нужно указать в учетной политике.

Учет ГСМ в 1С 8.3 Бухгалтерия по авансовым отчетам

Если водитель покупает бензин за наличные, то ГСМ учитывают в авансовых отчетах. Сначала оформляют выдачу денег через кассу. После покупки топлива оформляют авансовый отчет, прикладывая к нему кассовые чеки. Затем водители составляют за путевой лист и на его основании бухгалтера списывают топливо.

В 1С 8.3 Бухгалтерия учет ГСМ, приобретенных за наличные, делают в три шага:

  1. Выдают наличные водителю;
  2. Отражают поступление ГСМ по авансовому отчету;
  3. Списывают ГСМ по путевым листам.

Шаг 1. Оформите расходник на водителя

Зайдите в раздел «Банк и касса» (1) и кликните на ссылку «Кассовые документы» (2). Откроется окно для учета приходников и расходников.

В открывшемся окне нажмите кнопку «Выдача» (3). Откроется форма для создания расходного кассового ордера.

В расходнике укажите:

  • Вашу организацию (4);
  • Вид операции (5). Выберете из справочника «Выдача подотчетному лицу»;
  • Получателя (6). Выберете из списка сотрудников нужного подотчетника;
  • Сумму (7);
  • Статью расходов (8). Выберете из справочника нужную статью, например «Выдача денежных средств подотчетнику».

Для проведения документа нажмите кнопки «Записать» (9) и «Провести» (10). Чтобы посмотреть проводки нажмите «ДтКт» (11). Откроется окно проводок.

В окне видна бухгалтерская запись по дебету счета 71.01 и кредиту счета кассы 50.01 (12).

Шаг 2. Отразите в 1С 8.3 поступление ГСМ по авансовому отчету

Зайдите в раздел «Банк и касса» (1) и кликните на ссылку «Авансовые отчеты» (2). Откроется окно для учета авансовых отчетов.

В открывшемся окне нажмите кнопку «Создать» (3). Откроется форма авансового отчета.

В авансовом отчете укажите:

  • Вашу организацию (4);
  • Подотчетное лицо (5);
  • Склад, на который нужно оприходовать топливо (6).

Во вкладке «Товары» (7) нажмите кнопку «Добавить» (8) и в табличной части авансового отчета укажите:

  • Реквизиты первичных документов, которые водителю дали на заправке (9);
  • Номенклатуру топлива (10);
  • Количество купленного топлива (11);
  • Его цену (12);
  • Счет учета (13). Выберете счет 10.03 «Топливо».

Во вкладке «Авансы» (14) выберете из списка расходный кассовый ордер, по которому выдавались деньги подотчетнику.

Для проведения документа нажмите кнопки «Записать» (15) и «Провести» (16). Чтобы посмотреть проводки нажмите кнопку «ДтКт» (17). Откроется окно проводок.

В окне проводок видна бухгалтерская запись по оприходованию топлива по дебету счета 10.03 (18) и кредиту счета 71.01 (19) в количестве 94 литров (20). ГСМ оприходованы, следующим шагом проведем списание топлива на расходы.

Шаг 3. Отразите списание ГСМ по путевым листам

Списание топлива на счета затрат делают по путевым листам. В них водители указывают количество израсходованного бензина (дизтоплива) и пройденный километраж. Списание бензина по путевым листам в 1С 8.3 делают документом «Требование-накладная». Процедура списания аналогична списанию топлива при покупке ГСМ по топливным картам. Читайте об этом в шаге 2 предыдущей главы.

Здесь читайте про оприходование товара в 1с 8.3: пошаговая инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *