Участник закупки

Единые требования к участникам закупки по 44-ФЗ с 01.07.2018

Для того чтобы принять участие в закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, потенциальный поставщик обязан удовлетворять ряду требований. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы: основные и дополнительные. Первые являются обязательными. Вторые же устанавливаются только в особых случаях.

Перечень основных требований

Для того чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков и соблюсти принцип здоровой конкуренции, заказчик должен предъявлять единые требования ко всем участникам закупки. К ним относят:

  1. Поставщик обязан соответствовать требованиям, которые предъявляются законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, оказывающим услуги или производящим работы.
  2. Компания, претендующая на звание поставщика, не должна находиться в процессе ликвидации. Не должно рассматриваться в арбитражном суде дело о признании потенциального поставщика банкротом.
  3. Деятельность организации не должна быть приостановлена.
  4. На момент подачи своего предложения потенциальный поставщик не должен иметь задолженности по налогам и прочим обязательствам перед бюджетом России в размере, превышающим 25% от балансовой стоимости активов предприятия. Это требование не распространяется на те суммы, по которым была предоставлена рассрочка или отсрочка платежа. Если недоимка была начислена участнику по ошибке, и до момента подачи заявки он успел подать заявление о ее обжаловании, то такой потенциальный поставщик признается соответствующим требованиям.
  5. Руководитель, члены коллегиального исполнительного органа или человек, исполняющий эту функцию единолично, а также главный бухгалтер компании не должны иметь судимости за преступления экономического характера (предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1). Если такая судимость была аннулирована или погашена, то участник допускается к закупке. Вышеперечисленные лица не должны быть лишены права занимать свою должность.
  6. К участию в закупке допускаются только компании, которые не привлекались к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки. Эта статья предусматривает ответственность юридического лица за незаконную передачу или обещание должному лицу денег, ценных бумаг или имущества.
  7. Если закупка предусматривает использование продуктов интеллектуальной деятельности, то потенциальный поставщик должен обладать на них исключительными правами. Это требование не применяется в случаях, когда закупка касается литературных произведений, предметов искусства или прокатом фильмов.
  8. Между заказчиком и потенциальным поставщиком не должно быть конфликта интересов. То есть руководитель участника и контрактный управляющий или члены закупочной комиссии заказчика не должны состоять в браке, являться родственниками.
  9. Организация, а также её учредители и руководитель должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.
  10. Должны отсутствовать прочие, установленные законодательством, ограничения для участия в закупках.
  11. К участию в закупке не допускаются оффшорные компании.

Эти требования являются обязательными для всех закупок, проводимых в рамках 44-ФЗ. По своему усмотрению Заказчик может ограничить право участия в процедуре компаниям, которые находятся в РНП. Проверяется отсутствие в реестре не только самой компании, но и ее учредителей.

Все вышеперечисленные требования в равной степени применяются ко всем участникам. Установление заказчиком избыточных требований считается прямым нарушением законодательства.

Могут ли предъявляться дополнительные требования?

При организации конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов или аукционов заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к потенциальным поставщикам. К ним относят:

  1. Наличие финансовых ресурсов, позволяющих полноценно исполнить контракт.
  2. Владение на праве собственности материальными ресурсами, необходимыми для исполнения взятых на себя обязательств.
  3. Наличие достаточного опыта работы и хорошей деловой репутации.
  4. Присутствие в штате компании достаточного количества квалифицированных кадров, необходимых для исполнения договора.

Отдельный список требований предъявляется к компаниям, предоставляющим аудиторские и консультационные услуги, а также строительным и проектировочным фирмам. Этот перечень приведен в Постановлении Правительства РФ за номером 99 от 04.02.2015. Также при поставке тех или иных товаров, могут быть установлены запреты и ограничения на допуск иностранных товаров. Подтвердить происхождение потребуется дополнительными документами.

Документы, подтверждающие соответствие требованиям

Все требования, которые заказчик предъявляет к потенциальному поставщику, приводятся в аукционной документации. Несоответствие хотя бы одному из них влечет за собой отклонение заявки на участие в закупке. Для того чтобы подтвердить свое право на участие в закупке в составе второй части предложения участник должен представить следующие документы:

  • Для подтверждения своего соответствия обязательным требованиям участник предоставляет декларацию. Она составляется в произвольной форме. Перед составлением такого документа ознакомьтесь с нашим образцом.
  • Выписка ЕГРЮЛ, которая получена не ранее, чем за 6 месяцев до даты подачи заявки. Сегодня ее можно получить в электронном виде. Достаточно отправить соответствующий запрос в налоговую инспекцию и оплатить госпошлину.
  • Уставные документы организации.
  • Если предъявляются дополнительные требования, то их также необходимо подтвердить документально. Например, поставщик может составить справку о наличии материальных или кадровых ресурсов. Она должна быть подписана руководителем организации и скреплена печатью.

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Ю.Б. Кинь, студент гр. З-17Б51,

научный руководитель: Медведева О.В.

Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26 С 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд . В данной работе рассматриваются такие нововведения в Законе, как создание института контрактной службы заказчиков, планирование госзакупок на долгосрочную перспективу, антидемпинговые меры, общественный контроль за госзакупками, аудит результатов исполнения госконтрактов, централизация закупок.

Закон призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов.

Контрактная система, создаваемая в качестве альтернативы устаревшему Закону, предполагает переход от практически не действовавшего механизма к регулированию полного цикла государственных закупок.

Согласно данного закона контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

К участникам контрактной системы в сфере закупок относятся:

— федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

— иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок;

— заказчики;

— поставщики (подрядчики, исполнители);

— уполномоченные органы;

— уполномоченные учреждения;

— специализированные организации;

— операторы электронных площадок.

Сравнительный анализ положений Закона о контрактной системе и положений Закона о госзакупках выявил ряд существенных нововведений, к которым можно отнести следующие:

— создание института контрактной службы заказчиков.

— планирование госзакупок на долгосрочную перспективу.

— создание единой информационной системы в сфере закупок.

— антидемпинговые меры.

— общественный контроль за государственными закупками.

— аудит результатов исполнения государственных контрактов.

— централизация закупок.

Созданная контрактная служба должна осуществлять следующие функции:

— разрабатывать план закупок, осуществлять подготовку изменений для внесения в план закупок, размещать в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

— разрабатывать план-график, осуществлять подготовку изменений для внесения в планграфик, размещать в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

— осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;

— обеспечивать осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

— участвовать в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков и осуществлять подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

Секция 6. Экономика, менеджмент и маркетинг на предприятии

— организовывать в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками и участвовать в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.

Законом о контрактной системе установлены требования к квалификации работников контрактной службы. Так, данные лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

В целях реализации указанных требований заказчики должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Планы закупок формируются заказчиками исходя из мероприятий государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования, утвержденных в установленном порядке, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков .

В планы закупок включаются следующие сведения:

— идентификационный код закупки;

— цель осуществления закупки;

— наименование объекта закупки и его описание;

— объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

— сроки и периодичность осуществления планируемых закупок;

— обоснование закупки;

— информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ;

— информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Следовательно, срок, на который составляется план, – три года. План-график разрабатывается на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема бюджетных обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчики должны осуществлять закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Пресекает возможности проведения незапланированных закупок и то, что документы по планированию закупок следует размещать в единой информационной системе.

Создана также единая информационная система, которая призвана обеспечить сбор, хранение, получение и анализ данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок товаров, услуг и работ. Система является общедоступной, за исключением информации ограниченного доступа. Информация будет предоставляться бесплатно путем размещения в Интернете. Соответственно контролирующие органы и участники процесса госзакупок будут иметь равный доступ к полной официальной информации и смогут воспользоваться ею по своему усмотрению. Если исходить из анализа положений Закона N 44-ФЗ, выделяются следующие стадии закупочной деятельности: планирование закупок; осуществление закупок; исполнение контракта.

Загадкой остается механизм обсуждения закупок. Неясно, как будет проходить обсуждение, кто в этом обсуждении получит возможность участвовать, а также какова сила общественного мнения. Несомненным достижением Закона N 44-ФЗ является конкретизация в определении начальной цены контракта. Если Закон N 94-ФЗ данный вопрос фактически обходил стороной, теперь Закон VII Всероссийская научно-практическая конференция для студентов и учащейся молодежи «Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении»

указывает методы определения начальной цены, к которым относятся: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Кроме того, дается определение каждому методу и, что важно, определяется приоритетный метод, а также указывается, в каких случаях какой метод надлежит использовать. Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен .

Еще одним откровением Закона N 44-ФЗ является попытка законодателя борьбы с демпингом . Для этого законодателем предусмотрены следующие меры: заключение контракта после предоставления участником обеспечения контракта, в случае если цена контракта превышает 15 млн. руб.;

возможность отклонения заявки в случае признания недобросовестности участника, подавшего ее; в определенных случаях заказчик может установить требование об обосновании заявки.

Литература.

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями)

Участник закупки — любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам (ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ):

  • соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, членство в СРО, страхование гражданской ответственности;
  • непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *