ТТН или транспортная накладная?

Наличие ТТН: обязательно или нет?

При оспаривании актов налоговых проверок, налоговых уведомлений-решений и других решений налоговых органов, все так же актуальным остается вопрос обязательности наличия товарно-транспортной накладной (далее – ТТН) на купленный товар при рассчитывании налогового кредита.

В связи с вступлением в силу 14.01.2014 года Приказа № 983 «Об утверждении изменений к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине» данный вопрос получил еще один повод для обсуждения.

Сразу заметим, что по сути ничего принципиально нового не появилось.

ТТН – документ не строгой отчетности, который обычно оформляется лицом, заказавшим перевозку товара. С 14.01.2014 года ТТН имеет новый вид (согласно утвержденной новой форме). Оформляется данный документ не менее чем в четырех экземплярах, причем все они должны быть заверены печатью и подписью грузоотправителя.

При оформлении ТТН на основании договора перевозки следует использовать стандартный бланк ТТН (утвержденный соответствующим нормативно-правовым актом). При перевозке для личных нужд можно использовать модифицированный вариант ТТН. На некоторые виды товаров установлен специальный бланк данного документа (например, на алкоголь, нефть и т.д.).

Основной вопрос, который беспокоит всех при ведении хозяйственной деятельности (и актуализируется в таком процессе как обжалование налоговых решений, обжалование актов налоговой): обязательно ли наличие ТТН при договоре купли-продажи (поставки), особенно, если покупатель сам вывозит товар? И можно ли покупку товара при отсутствии ТТН ставить в налоговый кредит?

Большинство юристов считают, что ТТН в такой ситуации не является обязательной. Во-первых, согласно Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, ТТН – основной документ именно на ПЕРЕВОЗКУ товаров, а не на покупку.

Во-вторых, такая позиция подтверждается письмом Миндоходов № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 от 19.09.2013 года. Ведь в налоговый кредит все же чаще ставят расходы на покупку товара, а не расходы на его транспортировку. Это несколько разные вещи. Если покупатель захочет поставить в налоговый кредит именно расходы на транспортировку – тогда да, ТТН будет подтверждением такой перевозки.

Так же ТТН не входит в перечень необходимых документов, которые являются обязательными для формирования права на налоговый кредит по НДС.

И все-таки, не смотря на подобную аргументацию, суды в своих решениях часто признают сделки бестоварными (фиктивными), если отсутствует такой документ, как ТТН. На мой взгляд, судьи хотят видеть ТТН для подтверждения реальности проведенных операций, еще одним, дополнительным доказательством того, что сделка действительно осуществилась.

Законность требования наличия ТТН, конечно, спорная. На мой взгляд, обязательное наличие ТТН необходимо лишь при оформлении отдельного договора перевозки. В остальных же случаях вполне достаточно первичной документации по проведенным операциям.

Нужны ли покупателю для налогового учета ТН и ТТН при договоре транспортной экспедиции

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 мая 2012 г.

Содержание журнала № 10 за 2012 г.Е.А. Шаронова, экономист

Многие покупатели по условиям договора сами забирают товар со склада поставщика. А для доставки товара привлекают экспедиторов по договору транспортной экспедиции. И бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов и госкомстатовскую ТТН (форму № 1-Т), и правительственную ТНприложение № 4 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272. Поскольку они опасаются, что при отсутствии обеих этих накладных налоговики при проверке исключат из «прибыльных» расходов затраты на доставку товаров.

Экспедиторы же, как правило, отказываются представлять ТН и ТТН клиентам, указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки.

Давайте посмотрим, а нужны ли в такой ситуации покупателю ТТН и ТН, сможет ли покупатель получить эти накладные от экспедитора и на основании каких документов можно учитывать затраты на доставку.

Минфин и ФНС теперь согласны на любую транспортную накладную

Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны «как транспортная накладная, так и накладная по форме № 1-Т»Письма Минфина от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/498. Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН.

А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН. Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целейПисьма Минфина от 27.02.2012 № 03-03-06/1/99, от 25.11.2011 № 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 № 03-03-06/1/746.

А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения. В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документаПисьмо ФНС от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@.

Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение? И оказывается, да.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты.

Следовательно, организации вправе по своему усмотрению заполнять только одну из приведенных форм накладных. Для целей налогового учета будет приниматься любая из них”.

Но все эти разъяснения — по договору перевозки. Про подтверждение расходов на доставку по договорам транспортной экспедиции ни ФНС, ни Минфин не высказывались.

А вот московские налоговики ранее разъясняли, что для подтверждения расходов на перевозку в рамках договора транспортной экспедиции нужен комплект ТН плюс ТОРГ-12. Ведь по сути ТОРГ-12 представляет собой товарный раздел ТТН, а ТН — транспортный раздел ТТН. При этом они указали, что ТН является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор и не важно, сам он перевозит груз или привлекает для этого перевозчикаПисьма УФНС по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105695@, от 17.10.2011 № 16-15/100092@, от 27.09.2011 № 16-15/093505@.

Мы решили обратиться к специалисту Минфина с вопросом, разделяет ли он эту позицию. И получили такой ответ.

“Когда заключается договор с транспортно-экспедиционной компанией, по которому экспедитор выполняет услуги по перевозке груза, у заказчика такой перевозки (покупателя товара) не возникает обязанности подтверждать расходы с помощью любой из транспортных накладных. В такой ситуации покупателю достаточно иметь на руках: экспедиторскую расписку, где отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товареп. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554; приложение № 2 к Приказу Минтранса от 11.02.2008 № 23; акт оказанных услуг; счет-фактуру. При наличии этих документов расходы на перевозку груза принимаются для целей налогового учета”.

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна
Минфин России

Как видим, мнения контролирующих органов несколько разошлись. Но на проверки-то ходят налоговики, которые запросто могут исключить из «прибыльных» расходов затраты, не подтвержденные, по их мнению, из-за того, что у вас нет ТН или ТТН. Поэтому посмотрим, всегда ли клиент (покупатель товара) может и должен получить от экспедитора эти документы.

Когда от экспедитора можно получить ТН или ТТН, а когда нельзя

Прежде всего вспомним, что и ТТН, и ТН составляются только при заключении договора перевозки. То есть когда правоотношения возникают между владельцем автотранспорта (перевозчиком) и заказчиком автотранспорта (грузоотправителем). И по общему правилу ТН и ТТН составляет грузоотправитель, то есть тот, кто заказывает перевозкуп. 2 ст. 785 ГК РФ; п. 1 ст. 8 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272; разд. 2 Указаний, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78.

В таблице мы свели разные ситуации, когда покупатель сможет получить ТН или ТТН от экспедитора и когда нет.

Будет ли ТН или ТТН Кто в ТН или ТТН будет грузоотправителем и грузополучателем Пояснение
1. Экспедитор заключает договор перевозки от имени покупателя
Да Грузополучатель и грузоотправитель — покупатель Экспедитор оформляет ТН от имени покупателя по доверенности. У покупателя будет два экземпляра ТН — от экспедитора и от перевозчика
2. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар напрямую доставляется перевозчиком со склада поставщика на склад покупателя
Да Грузоотправитель — экспедитор
Грузополучатель — покупатель
Экспедитор оформляет ТН от своего имени. У покупателя будет один экземпляр ТН как у грузополучателя
3. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар доставляется перевозчиком на склад экспедитора, а потом экспедитор своим транспортом везет товар на склад покупателя
Нет Грузоотправитель и грузополучатель — экспедитор Когда экспедитор везет товар со своего склада до склада покупателя своим автотранспортом, то ТН или ТТН он не составляет. Ведь он является одновременно и грузоотправителем, и перевозчиком, а на этот случай Правила перевозок не распространяютсяПисьмо Минэкономразвития от 26.08.2011 № ОГ-Д05-1114. Товар перевозится на основании путевого листа
Как правило, экспедиторы забирают у поставщика товары сразу нескольких клиентов (покупателей) и оформляют всего одну ТН или ТТН на все грузы. И даже если экспедитор предоставит копию этой ТН или ТТН покупателю, это ничего последнему не даст. Ведь в ТН указывается обобщенное наименование груза (а не конкретное название товара, как в ТОРГ-12) и количество принятых к перевозке грузовых мест, например коробок, ящиков и т. п. (а не количество штук, как в ТОРГ-12). И вычленить свой товар и свою стоимость перевозки из этой ТН не получится (например, вы заплатили экспедитору 1000 руб. за доставку 20 коробок конфет «Мишка», а в экспедиторской ТН будут указаны 1000 коробок кондитерских изделий и стоимость перевозки 20 000 руб.)
4. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар доставляется перевозчиком сначала на склад экспедитора, а потом со склада экспедитора перевозчик везет товар на склад покупателя
По перевозке до склада экспедитора — нет Грузоотправитель и грузополучатель — экспедитор У покупателя будет только ТН или ТТН на перевозку со склада экспедитора до склада покупателя
По перевозке со склада экспедитора до склада покупателя — да Грузоотправитель — экспедитор
Грузополучатель — покупатель
5. Экспедитор сам является перевозчиком
Нет Не нужно составлять ТН, так как заключен договор именно транспортной экспедиции, а не перевозки. Поскольку транспортная экспедиция — это самостоятельный вид договора, то нормы других видов договоров к нему неприменимы. Так как экспедитор-перевозчик не заключает именно договор перевозки с покупателем, он везет груз на своем автомобиле и оформляет только путевой лист. А груз покупателю сдает по акту приема-передачи, составленному в произвольной форме
Некоторые специалисты считают, что поскольку есть перевозка товара от поставщика покупателю (что, в общем-то, отрицать нельзя), то к договору экспедиции применяются правила договора перевозки. А раз заказчик перевозки — покупатель, он и должен составлять ТТН и ТН. Тогда покупатель будет одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем в ТН или ТТН, а экспедитор — перевозчиком

После оказания экспедиторских услуг у покупателя будет такой комплект документовПорядок, утв. Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23:

  • договор транспортной экспедиции;
  • экспедиторская расписка;
  • акт об оказании услуг;
  • отчет экспедитора;
  • счет-фактура на услуги, оказанные экспедитором;
  • платежные документы на оплату оказанных услуг.

Даже если экспедитор сам является перевозчиком, он все равно выдаст только экспедиторские документы, а не ТН или ТТН. Ведь с покупателем заключен именно договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки. Кстати, практики также считают, что экспедиторы не должны выдавать покупателям ни ТН, ни ТТН.

РАЖКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич Главный бухгалтер ОАО «Российские коммунальные системы»

“Если покупатель для доставки товара от поставщика заключает договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ), в этом случае взаимоотношения покупателя и экспедитора регулируются нормами законодательства о транспортной экспедиции: гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ, Правилами ТЭДутв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554, и Порядком оформления и формами экспедиторских документовутв. Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Так, экспедиторская расписка — документ, который подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от указанного клиентом грузоотправителя. Она заполняется в двух экземплярах, и ее оригинал вручается клиентуст. 2 Закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ; п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554; п. 28 Порядка, утв. Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Когда между покупателем и поставщиком заключается договор поставки, в рамках которого покупатель забирает товары со склада грузоотправителя, то поставщик оформляет товарную накладную по форме № ТОРГ-12 в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика, и на его основании он списывает товары, а второй — передается покупателю и является основанием для оприходования этих товаров у него. Таким образом, ни ТТН по форме № 1-Т, ни транспортную накладную стороны сделок оформлять не обязаны. Расходы по доставке товаров в рамках договора ТЭ принимаются покупателем в налоговом учете на основании акта оказанных услуг и экспедиторской распискип. 1 ст. 252 НК РФ.

Если экспедитор является одновременно и перевозчиком, все равно применяются правила ТЭп. 2 ст. 801 ГК РФ. А значит, экспедитор-перевозчик должен использовать документооборот, предусмотренный Законом № 87-ФЗ. То есть оформлять экспедиторскую расписку”.

Таким образом, перечисленных выше экспедиторских документов вполне достаточно, чтобы покупатель учел затраты на приобретение и доставку товара в расходахп. 1 ст. 252 НК РФ. Вместе с тем, поскольку налоговики считают, что при доставке товара автотранспортом у покупателя обязательно должна быть ТТН или ТН, есть вероятность, что без этих документов правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде.

В большинстве случаев судьи соглашаются с тем, что расходы на доставку товара при исчислении налога на прибыль можно учесть и без ТТН, например, при наличии экспедиторских документов и ТОРГ-12. Ведь НК не содержит перечня документов, которыми подтверждаются произведенные расходы, и не ограничивает перечень документов, косвенно подтверждающих эти расходыПостановления ФАС ЗСО от 25.03.2010 № А45-12262/2009, от 11.03.2010 № А27-9842/2009; ФАС МО от 15.11.2011 № А40-143454/10-76-862, от 13.09.2011 № А40-114362/10-4-649, от 14.10.2010 № КА-А40/11847-10; ФАС ПО от 28.03.2011 № А55-13299/2010, от 21.10.2010 № А49-442/2010, от 26.01.2010 № А65-3382/2009, от 03.06.2009 № А12-17030/2008, от 07.04.2009 № А12-14314/2008; ФАС СЗО от 08.10.2009 № А56-2075/2009, от 24.07.2009 № А56-52305/2008; ФАС ЦО от 18.02.2010 № А35-5033/08-С21.

В то же время некоторые судьи считают, что ТТН является единственным документом, подтверждающим затраты по доставке товаров, в том числе и по договорам транспортной экспедицииПостановления ФАС ЗСО от 15.12.2011 № А46-3538/2011; ФАС ПО от 14.02.2008 № А65-9200/2007; ФАС СЗО от 20.02.2009 № А13-5043/2007.

***

Ну и напоследок о приятном. Со следующего года унифицированные формы документов в бухучете перестанут быть обязательными. Утверждать формы первичных документов будет руководитель организациип. 4 ст. 9, ст. 32 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. А значит, у налоговиков уже не останется оснований указывать, что затраты на перевозку в налоговых целях подтверждает только ТТНп. 1 ст. 252 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Порядок учета транспортных расходов в целях налогообложения прибыли

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к работам (услугам) производственного характера, включаемым в состав материальных расходов организации, относятся транспортные услуги сторонних организаций (в том числе индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самой организации по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Никаких специальных разъяснений относительно учета данных расходов в целях налога на прибыль Налоговый кодекс не дает, нет и требований к документальному оформлению таких операций в ст. 254 НК РФ.

Примечание. Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки (ст. 784 ГК РФ). Его заключение подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарно-транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Однако при отнесении тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли следует учитывать и требования ст. 252 НК РФ о необходимости документального оформления всех расходов организации. Под документально подтвержденными расходами ст. 252 НК РФ понимает затраты, отраженные в документах, оформленных в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) в документах, косвенно подтверждающих произведенные расходы (в том числе таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в соответствии с договором).

Таким образом, транспортные расходы организации должны быть подтверждены документально в соответствии с законодательством РФ, кроме того, эти расходы могут быть отражены в документах, их косвенно подтверждающих.

Какие документы в соответствии с законодательством РФ могут засвидетельствовать транспортные расходы? Возможно ли использование документов, косвенно подтверждающих эти расходы? Данный вопрос на протяжении уже долгого времени задают налогоплательщики специалистам Минфина и ФНС, и ровно столько же его рассматривают судьи, принимая при этом противоположные решения.

Итак, какой же документ — товарная или товарно-транспортная накладная — может подтвердить транспортные расходы организации? Необходимо ли одновременное составление этих документов при принятии к расходам организацией транспортных услуг, предоставляемых сторонней организацией? Какие еще документы могут засвидетельствовать такие расходы? На практике организации в подтверждение своих транспортных расходов могут представлять следующие документы:

  • товарная накладная;
  • товарно-транспортная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт выполненных работ.

Для чего предназначен каждый из этих документов и какие именно документы могут подтвердить транспортные расходы организации?

Товарно-транспортная накладная

Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 утверждена форма товарно-транспортной накладной (1-Т). Данная форма предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

  • товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
  • транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку с обязательным заполнением всех реквизитов.

В условиях, когда на автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная оформляется на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. То есть в случае, когда доставка товара осуществляется сторонней организацией, оприходование товара происходит на основании ф. 1-Т, а не ф. ТОРГ-12. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Таким образом, товарно-транспортная накладная выполняет гораздо больше функций, чем ф. ТОРГ-12.

Кроме того, 30.11.1983 была утверждена Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция), которая не утратила силу и по сей день <1>. Инструкцией установлен порядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. Так, согласно Инструкции перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной, утвержденной ф. 1-Т. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные ф. 1-Т.

<1> В настоящее время применяется в редакции Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными. Это требование распространяется на все виды перевозок, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу (п. 5 Инструкции).

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы (п. 6 Инструкции).

Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

В тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производятся списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой товарно-транспортная накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю (п. 7 Инструкции).

Товарно-транспортные накладные являются документами строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, единый для всех экземпляров, выписываемых для каждого грузополучателя в отдельности (п. 9 Инструкции). Порядок изготовления, учета и заполнения форм товарно-транспортных накладных устанавливается согласно Приложению 3 к Инструкции (п. 13 Инструкции).

Таким образом, можно сделать вывод, что товарно-транспортная накладная является не только первичным документом, подтверждающим транспортные расходы организации, но и документом, на основании которого организация-продавец списывает товар со своего складского и бухгалтерского учета, организация-покупатель принимает товар к учету. Кроме того, ф. 1-Т является документом для проведения расчетов за перевозку грузов.

Документальное подтверждение транспортных расходов: позиция ФНС

По данному вопросу позиция ФНС аналогична позиции Минфина:

  • так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов (Письмо УФНС по г. Москве от 23.10.2006 N 20-12/92786);
  • при привлечении организацией-перевозчиком для исполнения договора перевозки третьего лица — специализированной автотранспортной организации (перевозчика по второму договору перевозки) для принятия расходов по доставке грузов для целей исчисления налога на прибыль организации-перевозчику необходимо иметь акт приемки-передачи оказанных услуг (работ) и товарно-транспортную накладную, заполняемую в установленном порядке. При этом расходы, произведенные организацией в связи с оказанием транспортных услуг по договору перевозки, могут уменьшать доходы, полученные от реализации этих транспортных услуг, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228);
  • составление товарно-транспортных накладных по ф. 1-Т, а также заполнение всех предусмотренных данной формой реквизитов является обязательным при перевозке грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Запрещается включать в отчет о выполненных объемах перевозок и в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно-транспортными накладными. То есть для составления отчета или акта выполненных работ обязательно наличие товарно-транспортной накладной, именно на основании данного документа происходит расчет суммы выполненных работ (Письмо МНС России от 22.04.2004 N 22-2-16/757 «О применении товарно-транспортных накладных налогоплательщиками, оказывающими автотранспортные услуги»).

При этом, давая разъяснения по вопросу документального оформления транспортных расходов, и Минфин, и ФНС ссылаются на Инструкцию и Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Документальное подтверждение транспортных расходов: позиция судов

Арбитражная практика по вопросу документального оформления транспортных расходов складывается неоднозначно.

Так, некоторые судьи поддерживают позицию Минфина и налоговых органов. Однако существуют и решения, высказывающие противоположную точку зрения. Обзор арбитражной практики по данному вопросу представим в виде таблицы.

Судебные решения, поддерживающие
позицию Минфина (наличие товарно-
транспортной накладной необходимо
для признания расходов)
Судебные решения, высказывающие
противоположную точку зрения
(наличие товарно-транспортной
накладной необязательно для
признания расходов)
Постановление ФАС ВВО от 26.05.2006
N А29-8821/2005а. Из нормы
ст. 785 ГК РФ видно, что документом,
подтверждающим оказание транспортных
услуг, является товарно-транспортная
накладная, в которой содержатся
сведения о перевозимом грузе, пункте
назначения, реквизиты
грузоотправителей и
грузополучателей
Постановление ФАС СЗО от 14.09.2005
N А26-1530/2005-217. Товарно-
транспортная накладная предназначена
для учета движения товарно-
материальных ценностей и расчетов за
их перевозки автомобильным
транспортом и является документом,
определяющим взаимоотношения
грузоотправителей — заказчиков
автотранспорта с организациями —
владельцами автотранспорта,
выполнившими перевозку грузов, и
служащим для учета транспортной
работы и расчетов
грузоотправителей или
грузополучателей с организациями —
владельцами автотранспорта за
оказанные им услуги по перевозке
грузов. Таким образом, наличие
товарно-транспортной накладной,
подтверждающей факт совершения
хозяйственной операции и затраты по
перевозке, является обязательным
документом как для отправителя
груза, так и для его получателя
Постановление ФАС МО от 20.04.2006
N КА-А40/2942-06-П. Неприменение
ф. 1-Т при наличии документов о
произведенных организацией расходах
не свидетельствует о том, что
налогоплательщиком не выполняются
требования п. 1 ст. 252 НК РФ.
В качестве документов,
подтверждающих транспортные расходы,
судом были рассмотрены приказ об
утверждении правил документооборота
в организации, договор, счет, счет-
фактура, акт выполненных работ,
платежное поручение. По мнению суда,
данные документы в совокупности
обосновывают произведенные расходы
Постановление ФАС СЗО от 06.02.2007
N А05-16664/05-33. Решение суда
мотивировано тем, что организация
подтвердила факт оказания услуг по
перевозке товара от поставщиков
иными, помимо товарно-транспортных
накладных, документами ввиду
специфики сложившихся с
перевозчиками и продавцами
отношений. В материалы дела
организация представила договоры
поставки (купли-продажи) товара,
товарные накладные, заявки на
перевозку груза, доверенности,
выданные на имя водителей,
работающих в организациях,
оказывающих услуги по перевозке
товаров

Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По этому договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную сумму. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Таким образом, уже из содержания и требований договора перевозки, изложенных в ГК РФ, видно, что наличие товарно-транспортной накладной обязательно.

Кроме того, документы, продолжающие действовать в настоящий момент (Инструкция, Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), регулирующие порядок расчетов за перевозки грузов, также требуют наличия данного документа как в организации, осуществляющей перевозку, так и в организации, которой доставляют перевозимый груз и которая отражает транспортные расходы в своем учете.

Из содержания товарно-транспортной накладной, а также инструкции по ее заполнению следует, что данный документ несет большую смысловую нагрузку и является документальным подтверждением хозяйственных операций для отправителя груза, перевозчика и получателя груза.

Однако анализ арбитражной практики показывает, что суды при рассмотрении дел о документальном подтверждении транспортных расходов акцентируют внимание не только на наличии или отсутствии товарно-транспортной накладной, но и на содержании комплекта документов в совокупности. По нашему мнению, он может выглядеть следующим образом:

  • договор перевозки грузов;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • счет на оплату оказанных услуг;
  • товарно-транспортная накладная на перевозку грузов;
  • выставленный перевозчиком счет-фактура, соответствующий требованиям НК РФ.

Наличие такого комплекта документов позволит организации избежать претензий со стороны налоговых органов. Однако это лишь рекомендация. В случае если организация при составлении порядка документооборота сочтет данный перечень документов избыточным, такую позицию придется отстаивать в суде.

А.К.Попов

Эксперт журнала

«Налоговая проверка»

Какие документы должен предоставлять заказчикам ИП при оказании услуг транспортных перевозок?

Цитата (Ответ Гаранта):Особенности оформления транспортных услуг ИП4 января 2012
Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.
Регистрация транспортных средств
В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.
Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.
Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).
Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.
ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.
Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).
Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).
Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.
Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.
Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.
Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов — код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.
Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее — Устав) перевозчик — это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам — юридическим лицам и перевозчикам — ИП.
Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее — Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее — ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.
К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).
Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).
Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.
Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее — Приказ № 152.
Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II » Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).
Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.
Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.
В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *