Требование об уплате

Основные сроки направления требования об уплате налога и сбора

Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.

Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.

Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

Правила установления срока исполнения требования об уплате

Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.

До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.

Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

Несоблюдение сроков направления требования об уплате

В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

Шаг 1. Изучаем требование: есть ли основания для обжалования

Форма требования утверждена ФНС России (Пункт 5 ст. 69 НК РФ; Приложение 1 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@), зарегистрирована в Минюсте (Письмо Минюста России от 19.12.2006 N 8633) и поэтому является обязательной для налоговых органов (Подпункт 1 п. 1, п. 4 ст. 31 НК РФ). А согласно этой форме в любом требовании об уплате налога, пени или штрафа должна быть (и обычно бывает) такая фраза: «При наличии разногласий в части начисления (исчисления) соответствующих сумм пеней предлагаем провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока уплаты, указанного в требовании».
Как видим, сверка сумм налогов формой требования даже не предполагается. Что же касается пени, то сам собой напрашивается вывод: надо пройти сверку, все выяснится и встанет на свои места. Хорошо, если вы все урегулируете на этом этапе (в этом случае статью можно дальше не читать). Но! Сверку проходить бессмысленно, ведь вы знаете, что недоимки, указанные в требовании, «висят» в карточке РСБ уже несколько лет, а платежки, подтверждающие уплату этих сумм, «поднять» уже просто нереально.
Кроме того, если уж инспекция выставляет требование лишь на основании карточки расчетов с бюджетом, делает она это не для того, чтобы проводить сверку, а чтобы списать в бесспорном порядке деньги со счетов организации. Ну или в надежде, что вы сами заплатите эти суммы, особенно если все возможные сроки на взыскание налоговики пропустили.
Чтобы решить, будем мы обжаловать требование или нет, присмотримся к нему.
В требовании должны быть (Пункт 4 ст. 69 НК РФ):
— сумма задолженности по налогу;
— сумма пеней, начисленных на момент направления требования;
— срок уплаты налога;
— срок исполнения требования;
— меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Обычно налоговые органы все это указывают.
А вот с чем постоянно возникают проблемы, так это с основаниями начисления пени. Ведь, выставляя требование на уплату пени, инспекторы должны указывать (Статьи 69, 75 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5):
— сумму пени;
— сумму недоимки, на которую начислены пени (Пункт 2 ст. 11 НК РФ);
— основание взимания налога, за неуплату которого начислены пени;
— ставку рефинансирования, действующую в дни начисления пени;
— количество дней просрочки уплаты.
Посмотрите на типичное требование, выставленное налоговиками одной организации на основании карточки РСБ. В нем, по сути, нет ни одного из указанных показателей.

Инспекция Федеральной налоговой
службы N 22 по г. Москве,
111024, г. Москва, Энтузиастов ш., 14

Руководителю ООО «Надежда»,
ИНН/КПП 7722016168/772212345;
Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020

Требование N 53751
об уплате налога, сбора, пени, штрафа
по состоянию на 04.03.2011

Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве ставит в известность ООО «Надежда», ИНН/КПП 7722016168/772212345; Авиамоторная ул., 5, г. Москва, 111020, о том, что за Вашей организацией (Вами) числится (выявлена) задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам. На основании действующего в Российской Федерации законодательства о налогах и сборах Ваша организация (Вы) обязана уплатить:

N

Наименование
налога
(сбора)

Установленный
законодательством
о налогах
и сборах срок
уплаты налога
(сбора)

Недоимка,
руб.

Пени, руб.

Штрафы,
руб.

Код бюджетной
классификации

ОКАТО

1

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
2008 г.

01.01.2008

16 521 439,27

18210301000012000110

45290564000

2

Налог на
добавленную
стоимость на
товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления

01.09.2008

564 848,36

18210301000012000110

45290564000

3

Налог на
добавленную
стоимость
на товары
(работы,
услуги),
реализуемые
на
территории
РФ, прочие
начисления
за
I квартал
2011 г.

21.02.2011

313 756,00

18210301000011000110

45290564000

Итого

х

313 756,00

17 086 287,63

х

х

Справочно:
По состоянию на 04.03.2011 за Вашей организацией (Вами) числится общая задолженность в сумме 63 349 175,94 руб., в том числе по налогам (сборам) 5 546 676,00 руб.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве предлагает числящуюся за ООО «Надежда» задолженность погасить.
Основание взимания налога (сборов) — невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством. Обязанность налогоплательщика (иного обязанного лица) уплатить указанные налоги (сборы) установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ.
Основание взимания пени: ст. 75 части первой НК РФ. Процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России 8,000% годовых.

Итак, 313 756 руб. — это сумма недоимки, но:
— понятно, что 17-миллионные пени образовались до возникновения задолженности в размере 313 756 руб. А это значит, что в требовании должна быть указана недоимка, на которую начислены эти огромные пени. Об этом прямо сказано и в НК РФ (Пункт 4 ст. 69 НК РФ), и в Постановлении Пленума ВАС РФ (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Однако недоимка, на которую начислены эти пени, в требовании не указана;
— в требовании одна-единственная ставка рефинансирования. Хотя за период с первой даты, указанной в требовании (01.01.2008), по дату его выставления (04.03.2011) ставка менялась 21 раз;
— в требовании есть лишь не внушающие доверия «установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога», не соответствующие срокам, установленным гл. 21 НК. Соответственно, нельзя понять, с какой даты начали начисляться пени (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5);
— в требовании нет оснований взимания налога. Имеется лишь ссылка на ст. ст. 23, 45 и 75 НК РФ, которые предусматривают общие положения об обязанностях по уплате налога и порядке исчисления пени, но не содержат конкретные нормы законодательства по конкретному налогу — НДС.
К тому же налоговый орган, в частности, неправильно указал срок на добровольное исполнение требования (16.03.2011), который истек к моменту получения требования (20.03.2011) (Пункт 6 ст. 6.1, п. п. 4, 6 ст. 69 НК РФ). А между тем в требовании все должно быть предельно четко и ясно. И это забота налоговых органов.
Сейчас же ясно одно — мы не станем добровольно исполнять это требование и будем спорить!

Шаг 2. Решаем, что будем обжаловать

Понятно, что обжаловать надо требование. Но только ли требование? В ситуации, когда оно выставлено на основании карточки «Расчеты с бюджетом», есть своя специфика: мы знаем, что указанная в таком требовании задолженность не может быть взыскана по НК РФ, так как истекли все возможные сроки. И в таком случае для организации (да и для бухгалтера) важно не только признать незаконным требование налогового органа, чтобы избежать взыскания указанных в нем сумм, но и заставить налоговиков привести в порядок карточку «Расчеты с бюджетом». Ведь если не будет скорректирована карточка РСБ:
1) налоговые органы на ее основании могут выставлять повторные требования, называя их уточненными (Статья 71 НК РФ). И разбираться с такими требованиями вам придется уже отдельно (как — читайте в шаге 4);
2) налоговые органы могут зачесть имеющуюся у вас переплату в счет погашения числящейся в карточке РСБ задолженности (Пункт 1 ст. 78 НК РФ);
3) организация не сможет вернуть имеющуюся у нее переплату по налогу того же вида, что и тот, по которому начислены пени (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 N 09АП-2215/2011-АК);
4) организация не получит справку об отсутствии задолженности перед бюджетом (она получит справку по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам с «висящей» в карточке РСБ задолженностью (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@)), а это, как известно, влечет невозможность:
— участия в конкурсах и тендерах (Постановление ФАС ЗСО от 10.01.2007 N Ф04-8609/2006(29664-А75-33));
— получения кредитов.

Вывод
Если у вас есть «нереальная» задолженность в карточке РСБ, обязательно обжалуйте требование и требуйте корректировки данных в карточке РСБ (как — расскажем далее, см. шаг 4).

Шаг 3. Решаем, куда будем жаловаться

Всего вариантов три, у каждого свои плюсы и свои минусы.
Вариант 1. Подаем жалобу только в вышестоящий орган (УФНС России по вашему субъекту). Для требования такая досудебная процедура необязательна, но возможна (Статья 101.2, п. 1 ст. 138 НК РФ).
(+) Порой этот способ оказывается эффективным (позволяет быстро признать недействительным не только требование, но и решение о взыскании и отозвать инкассовые поручения).
(+) Не нужно тратиться на представителя и госпошлину, как при обращении в суд (Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
(-) Часто подача жалобы оказывается бесполезной.
(-) Практически невозможно приостановить обжалуемое требование, то есть пока жалобу рассматривают, ваша инспекция будет продолжать взыскание сумм по спорному требованию.
Вариант 2. Подаем заявление только в суд.
(+) Вы можете обратиться с ходатайством о приостановлении обжалуемого требования путем запрещения инспекции принудительно исполнять его (выносить решение о взыскании, выставлять инкассовые поручения, приостанавливать операции по счетам) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 N 09АП-24027/2010-АК; ч. 3 ст. 99 АПК РФ).
(-) Придется потратить деньги на госпошлину, может быть, и на представителя (Подпункт 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Правда, если дело вы выиграете, вы сможете взыскать с налоговиков свои судебные расходы (Статьи 101, 110 АПК РФ).
(-) Судебное обжалование может затянуться надолго (Статья 152, ч. 1 ст. 259, ч. 1 ст. 276 АПК РФ).
Вариант 3. Одновременно обжалуем требование и в вышестоящий налоговый орган, и в суд. Минусы здесь те же, что в вариантах 1 и 2, а плюсы такие:
(+) Так же как и в варианте 2, вы можете обратиться с ходатайством о приостановлении обжалуемого требования.
(+) Вы используете все возможные механизмы обжалования и не теряете время.
(+) Вы готовите жалобу в вышестоящий налоговый орган и заявление в суд с минимальными трудозатратами — ведь текст этих документов практически идентичен.
Определились, куда надо жаловаться? Тогда переходим к следующему шагу.

Шаг 4. Обосновываем свои претензии

Претензии к требованию

Основные претензии к требованию мы выявили еще на первой стадии, когда решали, обжаловать требование или нет (см. шаг 1). Но зачастую есть еще одно глобальное основание для признания требования об уплате налога, выставленного лишь на основании карточки РСБ, недействительным. Налоговые органы выставляют такие требования за пределами срока взыскания задолженности.
Ведь требование об уплате налога, пени и штрафа должно быть направлено налогоплательщику:
(или) если недоимка выявлена по результатам налоговой проверки, то в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проверке;
(или) в остальных случаях (недоимка выявлена не по результатам налоговой проверки, как в нашем случае) — не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
И некоторые налоговые органы искренне считают, что можно пропустить все мыслимые сроки, а потом заглянуть в карточку РСБ, а там — ба, недоимка! Инспекторы быстренько составляют документ о выявлении недоимки и направляют требование.
К сожалению, с тем, что срок на выставление требования по п. 1 ст. 70 НК РФ начинает течь с момента составления документа о выявлении недоимки, иногда соглашались и суды (Постановления ФАС ВСО от 27.02.2008 N А19-12234/07-30-Ф02-105/08; ФАС СЗО от 20.12.2007 по делу N А26-3314/2007).

Предупреждаем руководителя
Попытки налоговиков взыскать старые долги, числящиеся в вашей карточке РСБ, надо пресекать. Правда, спорить, скорее всего, придется в суде.

Но единственно верной «датой выявления недоимки» является следующий день после того, как наступили два события:
— вы представили декларацию с суммой налога к уплате;
— наступил срок уплаты налога, а налог не уплачен (Пункт 2 ст. 11 НК РФ).
Три коротких примера. Предположим, последний день уплаты налога за I квартал — 20.04.2011. Этот же день — последний день подачи налоговой декларации.
Ситуация 1. Вы представили декларацию 15 апреля. Но какая бы огромная сумма налога к уплате в ней ни значилась, до 20 апреля (включительно) вы можете ее не платить, и недоимки у вас не возникнет. Недоимка появится только 21 апреля. С этого же числа потекут 3 месяца на выставление требования. Таким образом, последним днем выставления требования будет считаться 21 июля (Пункт 5 ст. 6.1 НК РФ).
Ситуация 2. Вы представили декларацию 20 апреля — срок на выставление требования такой же, как в ситуации 1.
Ситуация 3. Декларация представлена с нарушением срока — 29 апреля. Несмотря на то что срок уплаты налога нарушен, до представления декларации инспекция не могла выставить требование: она банально не знала сумму, которую нужно указать в требовании. Поэтому срок на выставление требования начнет течь с 29 апреля и закончится 29 июля (Пункт 5 ст. 6.1 НК РФ).
А теперь взгляните еще раз на само требование. Очень часто в графе «Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора)» налоговики указывают абсолютно непонятные сроки. Ну откуда там такие сроки уплаты НДС: 01.01.2008 и 01.09.2008? Ведь всем хорошо известны сроки уплаты этого налога — не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев налогового периода, следующего за истекшим налоговым периодом (Пункт 1 ст. 174 НК РФ) (до III квартала 2008 г. налог уплачивался одним платежом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (Статья 163, п. 1 ст. 174 НК РФ (ред., утратившая силу)).
Очевидно, что если налоговый орган указывает такие «установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога (сбора)», как 01.01.2008 и 01.09.2008, то сроки для выставления требования об их уплате давно истекли.
Более того, еще в 2009 г. истекли все возможные сроки на принудительное взыскание такой задолженности (Статьи 46, 70 НК РФ; п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; Постановления Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 5274/06, от 24.01.2006 N 10353/05). Покажем, как исчисляются такие сроки.

———————————
<*> Указанные сроки начинают течь со следующего дня (Статья 6.1 НК РФ).

Вывод
Срок на выставление требования «при выявлении недоимки» начинает течь со дня, следующего за днем представления любой декларации (первичной или уточненной), в которой заявлена сумма налога к уплате, но не ранее чем со дня, следующего за последним днем установленного срока уплаты налога.
Во всех остальных случаях мы говорим не о выявлении недоимки, а о том, что налоговый орган обнаружил какие-то цифры в своих внутренних документах, базах, карточках и тому подобном. Причем так как это документы налогового органа, то и набор этих цифр полностью зависит от действий его должностных лиц, но сам по себе ни наличия недоимки, ни наличия переплаты не означает.

Претензии к повторному требованию

Уточненное (а на самом деле повторное) требование и отзыв предыдущего требования — вот типичная реакция налоговиков:
— на заявление в суд;
— на определение суда, обязывающее налоговый орган «документально подтвердить задолженность по каждой позиции требования»;
— на удовлетворение жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом.
Почему требование может оказаться повторным, а не уточненным? Дело в том, что налоговый орган обязан направить организации уточненное требование, если ее обязанность по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, пеней и штрафа (Статья 71 НК РФ). А измениться обязанность по уплате налога может только по основаниям, установленным НК РФ (Пункт 1 ст. 44 НК РФ).
Если же суммы явно «переходят» из одного требования в другое, а инспекция ссылается на такое основание для выставления уточненного требования, как, например, «уточненный расчет к уменьшению по НДС внутри карточки РСБ», то имейте в виду, что законодательством такое основание для возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налога не предусмотрено (Статьи 44, 71 НК РФ).
Факт отзыва ранее выставленного требования сам по себе также не может изменять обязанность налогоплательщика по уплате налога. Ведь НК РФ не предоставляет налоговому органу права ни направлять повторное требование, ни отзывать ранее выставленное направлением нового (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 2599/09; Постановления ФАС ДВО от 03.11.2009 N Ф03-5755/2009; ФАС МО от 29.07.2009 N КА-А40/7060-09; ФАС ПО от 04.02.2010 по делу N А12-16625/2009).
Налогоплательщик, который получил требование N 53751, приведенное в качестве примера в этой статье, позже получил вот такое повторное требование.

Претензии к карточке «Расчеты с бюджетом»

Как мы разобрались, обжалуя требование, выставленное на основании карточки РСБ, нужно требовать исключения из карточки РСБ суммы задолженности. Для этого вам надо обосновать, каким образом задолженность в карточке нарушает права вашей организации (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04). Помогут в этом следующие аргументы.
Конечно, в 2005 г. Президиум ВАС РФ прямо указал, что если задолженность просто числится в карточке РСБ — нарушения прав нет. Однако у нас иная ситуация: налоговые органы не просто ведут карточку РСБ как личную записную книжку. Они в любое удобное для них время выявляют в этой карточке недоимки, составляют на их основании документ о выявлении недоимки и выставляют на его основании требования об уплате налога. При этом инспекторы и в первоначальном, и в повторном требованиях без зазрения совести указывают, что задолженность у организации есть «согласно лицевым счетам». Следовательно, уже нельзя говорить о том, что задолженность просто числится в карточке и сама по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Кстати, есть решения, в которых суды занимают другую позицию, высказанную Президиумом ВАС РФ в 2004 г., и обязывают налоговые органы скорректировать карточку РСБ, исключив из нее спорную задолженность, так как внесение изменений в карточку является способом исполнения судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 N 15889/03; Постановления ФАС МО от 08.08.2007, 13.08.2007 N КА-А40/7844-07, от 26.06.2007, от 02.07.2007 N КА-А41/5870-07; ФАС СЗО от 17.09.2007 по делу N А05-2894/2007, от 04.06.2007 по делу N А21-6847/2006). Например, решения суда о признании требования недействительным.

Претензия об оплате суммы долга и пени в связи с просрочкой оплаты по договору (общая форма)

В ___________________________________ (наименование организации)
_____________________________________ (должность, Ф.И.О.)
Адрес: ______________________________
от __________________________________ (наименование организации)
Адрес: ______________________________
исх. N ______ от «___»_______ ____ г.
ПРЕТЕНЗИЯ об оплате суммы долга и пени в связи с просрочкой оплаты по договору (общая форма)
«___»__________ _____ г. наша организация заключила с _____ «_________» договор N _____ на ________________________________________________________ (указать предмет договора)
на сумму __________ (__________________) руб. Нами в точном соответствии с условиями указанного договора было выполнено ________________________________________________________________. (указать выполненные условия договора)
Таким образом, ______ «_________________________» свои обязательства по договору ____________________________ выполнила полностью и в обусловленные указанным договором сроки. Однако оплата с Вашей стороны в установленный в договоре срок (_______) произведена не была. В связи с вышеизложенным требую уплатить сумму основного долга — ___________ (___________________________) руб., а также пени ___% в размере ___________ (___________________________) руб. в соответствии с ___________ __________________________________________________________________________, (пункт договора, предусматривающий уплату пени)
итого _____________ (_____________________) рублей. Оплату указанной суммы требую произвести в срок не позднее «___»____________ ______ г. В противном случае мы будем вынуждены обратиться в суд для принудительного взыскания наших денежных средств и пени на день вынесения решения и понесенных нами в связи с этим убытков, в том числе расходов по государственной пошлине и судебных издержек.
_____________________________________ ______________/______________/ (должность руководителя, наименование (подпись) (Ф.И.О.) организации кредитора) М.П.
>Как написать претензию на неустойку по 44-ФЗ

Претензионный порядок по неустойке

Согласно действующему законодательству в сфере закупок (44-ФЗ), в любом контракте должен быть установлен претензионный порядок. При невыполнении данного требования заказчика могут подвергнуть дисциплинарному, административному, гражданско-правовому или уголовному наказанию. Пострадавшая сторона может подать иск по ст. 317.1 ГК РФ по просроченным договорным обязательствам, в отношении которых установлен претензионный порядок, только в том случае, если весь регламент соблюден сторонами (п. 43 Постановления Пленума ВС № 7 от 24.03.2016).

Возможность предъявления претензионного требования о выплате неустойки определена п. 1 ст. 330 ГК РФ. Пострадавшая сторона вправе предъявить требование виновной в момент неисполнения либо ненадлежащего исполнения существенных обязательств по контракту. Должник обязан выплатить взыскание в независимости от получения кредитором ущерба. Таким образом, письмо направляется должнику в любом случае — при наличии или отсутствии у пострадавшей стороны убытков (Определение Верховного Суда РФ № 51-КГ17-2 от 21.03.2017).

Претензионное письмо может быть направлено только в момент наступления ненадлежащего исполнения участником контрактных отношений существенных условий договора. В том случае, если неисполнение образовалось в связи с наступлением непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, кредитор не имеет права требовать взыскания (Постановление Президиума ВАС РФ № 4051/97 от 21.10.1997 по делу № 224/8).

Случаи, при которых составляется претензия о взыскании неустойки:

  • нарушение сроков и условий поставки — претензия о выборке товара и уплаты неустойки;
  • нарушение сроков оплаты — претензионное требование к заказчику;
  • ненадлежащее исполнение либо невыполнение принятых стороной обязательств при закупке товаров, работ, услуг.

Помимо требования о взыскании, в гражданско-правовом законодательстве предусмотрены иные правоустанавливающие документы, фиксирующие расчетные взаимоотношения заказчика и исполнителя:

  1. Мотивированный отказ — документ, содержащий факт отказа от совершения стороной выполнения требований или иных действий. Это может быть и отказ от заключения контракта, и от приемки товара, и от подписания акта выполненных работ в рамках 44-ФЗ.
  2. Рекламационный акт — это документ заказчика, который содержит сведения о некачественном предоставлении ТРУ. Он составляется в письменном виде и имеет полную юридическую силу. В акт необходимо включить перечень документов, иллюстрирующих объективность предъявленной претензии по выполненной работе, полученному товару или оказанным услугам.
  3. Решение об одностороннем отказе (одностороннем расторжении контракта) — решение, которое принимает заказчик по основаниям, установленным ГК РФ при условии, что это было предусмотрено в самом тексте контракта (ч. 9 ст. 95 44-ФЗ). Такое решение принимается при значительных нарушениях поставщиком договорных условий. Односторонний отказ возможно осуществить только после уведомления об этом поставщика и в случае, если в течение 10 дней от даты уведомления вторая сторона не устранила нарушение условий контракта. Если же нарушения были устранены, то осуществляется отмена такого решения. Поставщик также вправе принять решение об одностороннем отказе. Стороны могут потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба в соответствии с ч. 23 ст. 95 44-ФЗ.

Как подготовить претензию об уплате неустойки

Регламент написания и предъявления требования о взыскании установлен в следующих НПА:

  • ст. 15 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • ФЗ № 44;
  • ФЗ № 223.

Законодательно установленной формы для письма с претензией по оплате неустойки нет, организации вправе самостоятельно разработать такой документ.

В самом требовании об уплате взыскания необходимо указать реквизиты обеих сторон, номер госконтракта, его основные условия, наличие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, основание начисления штрафных санкций, факт выполнения кредитором своих обязанностей по договору. Также в письме должна быть рассчитана неустойка на момент предъявления претензии и указан период, за который она была исчислена. Расчет суммы взыскания можно привести как непосредственно в тексте обращения, так и прикрепить к претензионной форме приложение в виде отдельного документа — бухгалтерской справки. Кредитор указывает свои расчетные реквизиты для перечисления денежных средств.

Обязательными приложениями к претензии являются:

  • копия контракта;
  • копия акта выполненных работ (при наличии);
  • платежные поручения (при наличии);
  • документальное подтверждение недобросовестного выполнения договорных обязательств;
  • расчет суммы взыскания.

>Образец претензии по неустойке

Как оформить ответ на претензию

Должнику необходимо составит письмо-ответ о согласии оплатить образовавшиеся штрафные санкции, затем непосредственно произвести оплату требуемой суммы и предоставить кредитору копию платежного поручения. Участник договорных отношений также может составить грамотный ответ на претензию, чтобы не платить неустойку.

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Утратил силу с 1 января 2004 г.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

9. Утратил силу с 1 января 2007 г.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Комментарий к Ст. 69 НК РФ

В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 — 115 НК РФ.

Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

о сумме задолженности по налогу;

о размере пеней, начисленных на момент направления требования.

При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки — не позднее восьми дней с даты вынесения соответствующего решения;

о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);

о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);

о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

подробные данные об основаниях взимания налога (объекте налогообложения, налоговой базе, периоде, ставке налога и (или) сбора);

о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.

Зачастую налогоплательщики пытаются оспорить обязанность по уплате налога лишь на том основании, что оно оформлено с нарушениями. Такая практика не находит поддержки в арбитражных судах, которые указывают, что требование об уплате налога и сбора не может быть признано недействительным по формальным признакам, если оно соответствует фактической обязанности налогоплательщика.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2006 г. N А79-7256/2005, в котором отмечалось, что «в требовании налогового органа имелись недостатки (не указаны основания возникновения недоимок по налогам (сборам), суммы недоимок, периоды начисления пеней). Однако материалами дела подтверждена задолженность налогоплательщика по уплате налогов (сборов) и пеней. Наличие данной задолженности налогоплательщик не оспорил, указав лишь на имеющиеся недостатки при оформлении требования.

Между тем требование об уплате налога не может быть признано недействительным только по формальным основаниям».

В случае неисполнения налоговым органом обязанности по включению в требование об уплате налога предупреждения об обязанности данного органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела действия налогового органа могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Но на процедуру возбуждения уголовного дела это не повлияет, поскольку для квалификации действий лиц, ответственных за своевременную уплату налогов и сборов, как преступление, предусмотренное ст. 198 или ст. 199 Уголовного кодекса РФ, установление факта получения им требования об уплате налога не требуется.

Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку:

1) руководителю организации-налогоплательщика, а также:

ее законному представителю;

ее уполномоченному представителю;

2) лично налогоплательщику — физическому лицу, а также:

его законному представителю;

его уполномоченному представителю.

Кроме того, требование об уплате налога может быть направлено указанным лицам по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В отличие от простых писем заказные вручаются адресатам под расписку, кроме того, процесс их доставки можно отследить на сайте Почты России, введя в соответствующее поле 14 символьный идентификатор, указываемый на чеке, выдаваемом отправителю при отправке письма.

Формат документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержден Приказом ФНС России от 28 декабря 2010 г. N ММВ-7-6/773@. Данный Формат описывает требования к XML файлам, используемым для передачи самых разных документов, в том числе и требования об уплате налога.

Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. N ММВ-7-8/700@.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Какими бывают требования

Налоговый инспектор может потребовать от налогоплательщика следующее:

  1. Уплатить недоимку по пеням, штрафам и собственно налогам. Чтобы выставить такое требование у налогоплательщика должна быть недоимка по соответствующим кодам бюджетной классификации. В таком требовании указан срок, до которого нужно погасить имеющуюся задолженность. Если этого не сделать, то налоговая инспекция сама вынесет решение о списании средств со счета плательщика налогов.

Пример.

У организации есть недоимка по пеням в сумме 2 рубля по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. ИФНС не может просто так взять и списать данную задолженность со счета организации. Сначала инспектор выставляет требование, которое направляется плательщику. В требовании указан срок. Если организация в этот срок не оплатит пени, то даже такую маленькую сумму как 2 рубля, ИФНС спишет со счета организации.

  1. Предоставить пояснения по расхождениям в сведениях, которые имеются у налоговой инспекции и которые предоставлены хозяйствующим субъектом, или сдать корректирующую декларацию.

Пример.

У налоговой инспекции есть сведения о том, что организация применяет общую систему налогообложения. А вот в расчете по страховыми взносам организация в коде плательщика указывает 08, что соответствует организациям, применяющим УСН. Инспектор в таком случае запросит объяснение у организации по какой причине она сдает отчетность с указанием пониженного тарифа страховым взносов.

  1. Требование о предоставлении определенных документов, подтверждающих факты хозяйственной жизни.

Пример.

Инспектор ИФНС может запросить предоставить документы, подтверждающие доставку сырья из одного города в другой. Например, путевые листы и договор аренды автомобиля или товарно-транспортные накладные.

Читайте также статью ⇒Как получить налоговый вычет через сайт налоговой в 2018 году.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *