Транспортный налог и Платон

Учет платежей в системе «Платон» при расчете транспортного налога

Чтобы исчислить транспортный налог за грузовик, по которому вносятся платежи в систему «Платон» (в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн), надо действовать в следующем порядке:

  1. исчислить налог за год за грузовик в обычном порядке;
  2. рассчитать налог, подлежащий уплате, по формуле (п. 2 ст. 362 НК РФ, Письма ФНС от 12.08.2016 № ГД-4-11/14885@, Минфина от 25.08.2016 № 03-05-06-04/49670, от 11.08.2016 № 03-05-05-04/47021):

Сумма транспортного налога за грузовик к уплате за год = Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год — Плата в систему «Платон», уплаченная за этот грузовик, но не более начисленных суммЕсли результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.

При этом лизингодатель не может уменьшить транспортный налог за зарегистрированный на него грузовик на плату «Платону», уплаченную за этот грузовик лизингополучателем (Письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940).

Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет (Письмо Минфина от 11.08.2016 № 03-05-05-04/47021).

Если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, то авансовые платежи по грузовику вы исчисляете в обычном порядке (без уменьшения на плату «Платону»), но в бюджет не уплачиваете (п. 2 ст. 363 НК РФ, Письмо ФНС от 12.08.2016 № ГД-4-11/14885@).

Учет платы в системе «Платон» для налога на прибыль и при УСН

С 2016 г. плату в систему «Платон», уплаченную за конкретный грузовик за год, можно учесть в расходах в сумме, рассчитываемой по формуле (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 48.21 ст. 270, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):
Сумма платы «Платону», учитываемая в расходах по итогам года = Плата в систему «Платон», уплаченная за грузовик за год, но не более начисленных сумм — Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год
Если результат вычисления равен нулю, то в расходах вы ничего не учитывается.

Если результат — отрицательное число, то в расходах следует учитывать сумму транспортного налога к уплате за грузовик, а плата «Платону» в расходы не включается.

При УСН транспортный налог включается в расходы на дату уплаты (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина от 06.09.2016 № 03-05-05-04/52171).

Законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае:

  • исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в расходах вообще не учитываются;
  • на последнее число I, II и III квартала плату, уплаченную «Платону» за грузовик за этот квартал (не более начисленных сумм), можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал.

Например, чтобы посчитать сумму платы «Платону», учитываемую в расходах по итогам 9 месяцев, надо вычесть из суммы платежей, внесенной «Платону» за грузовик за январь — сентябрь, сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных за этот же грузовик за I, II и III кварталы.

Если результат вычисления равен нулю или отрицательный, то в расходах ничего не учитывается.

Пример. Учет платы в систему «Платон» при расчете транспортного налога и налога на прибыль

В субъекте, где находится организация, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, а ставка налога составляет 70 руб/л.с.

Организация приобрела и зарегистрировала грузовики 01.07.2016.

Данные Грузовик
Первый Второй Третий
Максимальная разрешенная масса Свыше 12 т Свыше 12 т Меньше 12 т
Мощность двигателя (л.с.) 400 300 250
Плата «Платону», уплаченная за III квартал (руб.) 9000 4000
Авансовый платеж по транспортному налогу за III квартал (руб.) 7000 5250 4375
Плата «Платону», уплаченная за IV квартал (руб.) 4000 21 000
Транспортный налог, исчисленный за год (руб.) 14 000 10 500 8750

За III квартал:

  • по первому грузовику — плата в систему «Платон» больше исчисленного авансового платежа по транспортному налогу (9000 руб. > 7000 руб.). Поэтому в прочих расходах по итогам 9 месяцев будет учтена плата в систему «Платон» в сумме 2000 руб. (9000 руб. — 7000 руб.);
  • по второму грузовику — плата в систему «Платон» меньше исчисленного авансового платежа по транспортному налогу (4000 руб. < 5250 руб.). Поэтому она в расходах не учитывается. Авансовый платеж по транспортному налогу в расходах учесть нельзя;
  • по третьему грузовику — исчисленный авансовый платеж по транспортному налогу в сумме 4375 руб. будет учтен в прочих расходах.

Сумма транспортного налога к уплате за 2016 г. составит:

  • за первый грузовик — 1000 руб. (14 000 руб. — 9000 руб. — 4000 руб.);
  • за второй грузовик — 0 руб. (10 500 руб. < (4000 руб. + 21 000 руб.));
  • за третий грузовик — 4375 руб. (8750 руб. — 4375 руб.).

По итогам 2016 г. организация признает в прочих расходах:

  • по первому грузовику — транспортный налог в сумме 1000 руб. Поэтому плата «Платону» за этот грузовик, включенная в расходы по итогам 9 месяцев 2016 г., в годовой декларации по налогу на прибыль не отражается;
  • по второму грузовику — плату в систему «Платон» в сумме 14 500 руб. (21 000 руб. + 4000 руб. — 10 500 руб.);
  • по третьему грузовику — транспортный налог в сумме 8750 руб.

Пример

Организация владеет тремя 12-тонниками, зарегистрированными в системе «Платон».

Предположим, что отчетные периоды по транспортному налогу законом субъекта РФ не установлены и все три грузовика имеют одинаковые характеристики.

Поэтому одинакова и сумма транспортного налога, исчисленного в отношении каждого из них, — 11 000 руб.

В отношении первого грузовика в 2016 г. в систему «Платон» уплачено 13 000 руб., в отношении второго — 7000 руб., а в отношении третьего плата в счет возмещения вреда дорогам федерального назначения не вносилась.

По итогам 2016 г.:
по первому грузовику сумма транспортного налога будет равна нулю, поскольку плата «Платону» превысила исчисленную сумму транспортного налога.

А в составе расходов по налогу на прибыль учитывается разница, которая равна 2000 руб.

В отношении второго грузовика сумма транспортного налога составит 4000 руб.

Плата «Платону» в налоговых расходах не учитывается.

При этом в состав расходов по налогу на прибыль на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса включается начисленная сумма транспортного налога в размере 4000 руб.

В отношении третьего грузовика начисленная сумма транспортного налога в размере 11 000 руб. учитывается в составе расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Плата «Платону», поскольку в 2016 г. она не уплачивалась, в расходах не учитывается.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Время чтения: 4 минут

C 2015 года в России функционирует система «Платон», обязывающая владельцев большегрузов возмещать вред, наносимый их транспортными средствами (ТС) автомобильным дорогам. Однако похожие цели имеет и транспортный налог (ТН), действующий для всех автовладельцев. Чтобы сбалансировать налоговую нагрузку для владельцев грузовых фур, законодатель связал систему «Платон» и транспортный налог в 2019 году: теперь автолюбители могут сократить расходы на ТН или вообще избежать их. Как и кто именно это вправе делать, мы расскажем далее.

О системе «Платон»

Система «Платон» – это введенная Постановлением Правительства РФ № 504 от 14.06.2013 г. система взимания обязательных платежей с владельцев грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 тонн. Ее название образовано от словосочетания «плата за тонны». Назначение таких сборов – возмещение вреда, нанесенного грузовым транспортом автомобильным дорогам федерального значения. Размер платежей зависит от фактического пробега большегруза. Согласно Постановлению Правительства № 330 от 24.03.2017 г., это 1,9 рубля за 1 километр. Расчет обязательного платежа возможен двумя способами:

  • с помощью бортового устройства, которое посредством системы GPS или ГЛОНАСС может определить маршрут фуры и вычислить пройденный километраж;
  • посредством маршрутной карты – документа, формируемого на основании данных о предполагаемом маршруте владельца большегруза, который не оснащен бортовым устройством.

Для подключения к системе и получения бортового устройства автовладельцы должны пройти регистрацию в пользователей «Платон», в или терминалах самообслуживания.

Освобождены от обязанности возмещать нанесенный дорогам вред:

  • ТС для перевозки людей;
  • специальные ТС пожарной охраны, скорой помощи, военной инспекции, других аварийно-спасательных служб;
  • специальные ТС, перевозящие военную технику.

В случае передвижения по дорогам уклонившихся от уплаты ТН, в том числе следующих по неоговоренному в маршрутной карте пути, без такой карты или при наличии неисправного бортового устройства предусмотрена административная ответственность – согласно ст. 12.21.3 КоАП, на нарушителей может быть наложен штраф в размере 5–10 тысяч рублей.

Связь транспортного налога и системы «Платон»

За время работы система «Платон» вызвала немало критики со стороны владельцев большегрузов. Уже действующий в стране транспортный налог и система «Платон» – аналогичные платежи, направляемые на содержание дорог. Единственное их отличие – статус: ТН – региональный, а «Платон» – федеральный. Конституционный суд же в своем постановлении определил, что компенсационные платежи по системе не имеют признаков налога, поэтому не дублируют ТН.

Тем не менее, чтобы избежать двойного налогообложения, законодатели пошли навстречу владельцам грузовых автомобилей и приняли ФЗ от 03.07.2016 № 249, который позволяет снизить налоговую нагрузку по ТН. Так, п. 2 ст. 363 НК теперь предусматривает уменьшение транспортного налога на сумму «Платона».

Величина транспортного налога может быть уменьшена на сумму, которую автовладелец вносит в систему «Платон» в течение года.

По сути, законодатель предоставил владельцам большегрузных авто налоговый вычет. Если же величина дорожного сбора окажется меньше суммы возмещения по системе «Платон», налогоплательщик вообще может не уплачивать ТН.

Чтобы получить налоговый вычет, следует обратиться в инспекцию ФНС по месту жительства:

  • с заявлением на предоставление вычета;
  • с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика;
  • с бумагами на автомобиль, которые подтверждают право собственности налогоплательщика;
  • с документами, свидетельствующими о внесении платежей в «Платон» (согласно информационному письму Федеральной налоговой службы России от 09.01.2017 № БС-4-21/65@, для этих целей подходят отчеты, формируемые системой «Платон» автоматически).

Право на вычет возникает независимо от того, кто является налогоплательщиком – физлицо или организация. Однако для последних предусмотрен другой порядок оформления.

Как действует система «Платон»?

Она выполняет несколько основных задач:

  1. Обработку информации;
  2. Сбор необходимых сведений;
  3. Сохранение данных о перемещении грузовиков по автомагистралям.

Автомобилисты могут бесплатно использовать данную систему. Однако они должны в обязательно порядке зарегистрироваться на сайте системы. За услуги сервиса каждый месяц придется уплачивать 600 рублей.

Блок платоновской программы устанавливается в автомобиль. Через мобильное соединение он сообщает координаты транспортного средства в специальный центр. Полученные данные обрабатываются. После этого водителю выписывается счет за поездки по федеральным трассам.

Функционирование системы «Платон» происходит автоматически. Если автомобиль сворачивает с федеральной трассы, система самостоятельно выключается. Все автомобили массой выше 12 тонн обязаны присоединиться к системе. От уплаты налогов освобождены только те авто, которые осуществляют перевозку людей, а также различные служебные авто.

Схема уплаты налога по данной системе является авансовой. Т.е. сначала вносятся деньги, а после этого оператор постепенно списывает необходимую сумму. Оплата выполняется за каждый километр пути.

Порядок предоставления льготы

Владельцы ТС могут получить льготу в той ситуации, если:

  1. Авто было занесено в реестр;
  2. Сотрудники системы передали автомобилисту квитанцию, в которой указано, что платежи были проведены.

Один раз в год составляет отчет, на основе которого предлагаются льготы. Заказать его можно на сайте или в офисе «Платона».

Транспортный налог и налог по системе платон физические и юридические лица должны оплачивать на равных. Тем, кто хочет уменьшить налог, необходимо показать такие документы:

Это будет интересно: Последние изменения в правилах ПДД 2019 года:
— Превышения скорости на 20 км отменили закон или нет?
— Отмена знака Шипы 2019: отменили или нет?

  1. Заявление;
  2. Данные о хозяине ТС;
  3. Паспорт ТС;
  4. Данные о внесении оплаты за использование автотрасс.

Можно отправить документы как самостоятельно, так и посредством представителя.

Заявление на льготу нужно отправлять до того, как налоговая начнет формировать уведомления за прошедший период. Заявление должно быть написано в 2 экземплярах. Первый остается в налоговой, второй — у хозяина ТС. Если владелец ТС предоставит заявление позже срока, у него останется право на получение льготы. Сумма переплаченного налога будет пересчитана.

Штрафы

Штраф до 5000 руб. придется оплатить следующим лицам:

  1. Водителям ТС, являющегося собственностью зарубежного перевозчика;
  2. Владельцам автомобилей

Если штраф на сумму 5000 не был уплачен, он увеличивается вдвое.

Если программа засекла одного и того же водителя за несколькими аналогичными нарушениями в один день, то оплате будет подлежать только первый штраф. Другие нарушения не будут облагаться штрафными санкциями, ведь штрав взимается однократно.

Штрафные санкции также придется оплачивать при совершении следующих действий:

  1. Поездке без «Платона» и маршрутной карты;
  2. Осуществление поездки во время, которое не прописано в маршрутной карте;
  3. Недостаточном количестве авансовых платежей на балансе «Платона».

Программа «Платон» действует на уровне государства. Так что нарушителям будут приходить уведомления. Нарушителей на дорогах засекают видеокамеры.

Сведения с этих камер поступают сотрудникам ГИБДД, которые и выписывают автомобилистам штрафы.

Расходы по налогу на транспорт отражаются в бухгалтерии на счету 68. Налог на транспорт относится к расходам по обыкновенным видам деятельности. Порядок того, как он будет отражаться в бухгучете, зависит от того, в какой организации происходит пользование ТС.

Вот проводки, по которым отражается данный налог:

  1. Дт 76 — Кс 51 — аванс перечисляется оператору;
  2. Дт 20 — Кт 76 — плата, которая была рассчитана за проезд, относится на расходы.

Если это предусматривается по учетной политике организации, то дополнительно может быть отражена сумма платы, которую оператор перечисляет в бюджет. Отражение данной суммы происходит на субсчетах счета 76.

Налоговая льгота для владельцев большегрузов

Налоговая льгота, освобождающая от уплаты транспортного налога физических лиц и организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон», была введена в 2015 году на 3 года — до 31 декабря 2018 года. Она предусмотрена Федеральным законом от 03.07.2016 №249-ФЗ, где прописан срок действия п. 2 статьи 361.1 НК РФ.

На основании этой льготы налогоплательщики могут:

  • получить полное освобождение от уплаты транспортного налога, если внесённая плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения вышеуказанными транспортными средствами, превышает или равна сумме налога за данный налоговый период;
  • получить налоговый вычет, уменьшающий исчисленный транспортный налог на сумму платы в систему «Платон», если налог превышает сумму платы, уплаченную в данном налоговом периоде.

Для получения льготы владельцу большегруза нужно быть зарегистрированным в реестре транспортных средств системы взимания платы «Платон» и подать в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы. Сделать это можно также через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС России. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (например, информация о состоянии расчётной записи за соответствующий налоговый период, распечатанная пользователем из своего личного кабинета на сайте www.platon.ru). Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и граждан.

Транспортный налог для грузовых ТС с массой более 12 тонн в 2019 году

3 июля 2017 года в Налоговый кодекс РФ была внесена статья 361.1, которая устанавливает льготы на оплату автоналога для владельцев грузовых автомобилей с максимальной массой более 12 тонн, состоящих в системе Платон.

Однако с 1 января 2019 года эта льгота перестала действовать.

Данная норма была предусмотрена статьей 361.1 НК РФ, пунктами 1 и 2 в соответствии с которой льгота действует до 31 декабря 2018 года включительно. Никаких законопроектов о продлении льготы рассмотрено не было, поэтому ее срок не был продлен.

Положения… пунктов 1 и 2 статьи 361.1… Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют до 31 декабря 2018 года включительно.

П.4 ст. 2 федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. от 30.09.2017)

Право на льготу имеют также и грузовые автомобили, участвующие в сельхозработах. Подробнее о том, какие ТС не облагаются налогом, читайте в отдельной статье.

Давайте подытожим:

  • ТН для грузовых ТС начисляется по тем же правилам, что и для легковых.

  • Автоналог = (Мощность двигателя грузового авто в л.с.) х (Налоговая ставка для ТС в регионе) х (Количество полных месяцев владения авто/12).

  • Владельцы большегрузов, которые совершают взносы по Платону больше не освобождаются от уплаты налога.

  • Автоналог не оплачивают владельцы ТС, участвующих в сельскохозяйственных работах.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Дата обновления: 17 января 2019 г. 0 из 10 Проголосовало 0Анна Георгиевна

Получила образование в Московском государственном университете. Прошла курс повышения квалификации при МГУ. Часто приглашается в качестве независимого эксперта при рассмотрении споров между двумя участниками дорожно-транспортных происшествий. Большой опыт в решении споров в сфере дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *