Транспортные услуги ЕНВД

Содержание

ЕНВД и транспортные услуги 2019

Для того чтобы организации (ИП), занимающиеся автотранспортными перевозками пассажиров или грузов, смогли встать на учет в качестве плательщика вмененного налога, одновременно должны выполняться следующие условия:

  • ЕНВД по виду деятельности «оказание транспортных услуг» введен местными властями в регионе, в котором ведет эту деятельность организация (ИП) (п. 1 ст. 346.26 НК РФ);
  • организация (ИП) для оказания услуг по перевозке грузов или пассажиров использует не более 20 транспортных средств (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • организация (ИП) ведет свою деятельность не по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ);
  • организация (ИП) не является крупнейшим налогоплательщиком (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ);
  • средняя численность сотрудников организации (ИП) не превышает 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);
  • доля участия других организаций в уставном капитале организации не превышает 25-ти процентов (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Для регистрации в качестве плательщика ЕНВД организации (ИП) необходимо подать заявление о постановке на учет в ИФНС в 5-тидневный срок со дня начала применения данного спецрежима (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

ЕНВД для грузоперевозок в Российской Федерации

Применять единый налог на вменённый доход могут индивидуальные предприниматели или организации, осуществляющие автоперевозки и имеющие в своём ведении (собственность или аренда) не более 20 транспортных средств, используемых по целевому назначению (п.2 ст.346.26 НК РФ). Необходимо чётко понимать, что данный вид налогообложения может распространяться лишь на предоставление услуги по транспортировке груза на возмездной основе.

Для того, чтобы перейти на ЕНВД, индивидуальным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту жительства, а организациям – по месту нахождения организации. На основании Письма ФНС России от 10.06.16 № СД-4-3/10366@ позволяет предпринимателям оценить возможность своего перехода на ведение деятельности, позволяющей применять ЕНВД. В письме дано разъяснение налоговыми органами о том, кто может воспользоваться данной системой налогообложения. Если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится не более 20 транспортных средств, то в данном случае вполне уместно применение системы налогообложения ЕНВД. Читайте также статью: → “Особенности уплаты ЕНВД: крайние сроки и штрафные санкции”

В соответствие со ст.346.27 НК под транспортными средствами подразумеваются:

  • автобусы;
  • легковые автомобили;
  • грузовые автомобили.

К транспортным средствам не относятся:

  • прицепы;
  • полуприцепы;
  • прицепы-роспуски.

В случае, если у предпринимателя или организации на праве собственности или другом праве (пользования, владения и (или) распоряжения) находится более 20 транспортных средств, то в данном случае ЕНВД применять нельзя. Об этом даёт разъяснение Минфин России в своём Письме от 06.07.2015 г. № 03-11-11/38756.

В случае, если транспортные средства находятся в ремонте, в запасе и т.д., т.е. не участвуют в принесении дохода – такие транспортные средства не участвуют в расчёте ЕНВД (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н).

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Налоговая база по ЕНВД за отчётный период = Базовая доходность за месяц (6000,00) * ( Физический показатель за 1 месяц квартала + Физический показатель за 2 месяц квартала + Физический показатель за 3 месяц квартала )

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

После расчёта налоговой базы ЕНВД можно получить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по следующей формуле:

ЕНВД = Налоговая база по ЕНВД за квартал * 15% – Страховые взносы

Индивидуальные предприниматели или организации вправе уменьшать налоговые выплаты на сумму страховых взносов (ст.346.32 НК РФ):

Налогоплательщики
Индивидуальные предприниматели · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления может оказаться больше 50% уплаченного налога.

· При уплате страховых взносов на себя (нет сотрудников по найму) – уменьшить сумму ЕНВД на выплаты ОПС и ОМС без 50% порога.

Юридические лица · При уплате страховых взносов за работников, участвующих в деятельности, регламентирующей ЕНВД. Сумма исчисления не может оказаться больше 50% уплаченного налога.

Уплату налога необходимо производить до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом (ст.346.30 НК РФ):

Налоговый период Срок уплаты ЕНВД
1 квартал до 25 апреля
2 квартал до 25 июля
3 квартал до 25 октября
4 квартал до 25 января

Использование онлайн-касс

Онлайн-кассы, несомненно, займут достойное место в ведении бизнеса. Данное нововведение позволит налоговым органам в режиме online получать актуальную информацию о совершённой торговой операции. Для онлайн-кассы требуется несколько иное оснащение:

  • нет необходимости в ЭКЛЗ;
  • нет нужды в фискальной памяти;
  • обязателен фискальный накопитель.

Фискальный накопитель представляет из себя сменный блок, который служит хранилищем, защитой, передатчиком информации в налоговые органы. После того, как фискальный накопитель будет заполнен – его придётся заменить. Каждый экземпляр в обязательном порядке необходимо регистрировать в ИФНС электронно. Читайте также статью: → “Переход с ЕНВД на УСН в 2018: особенности процедуры и необходимая документация”

Разработчики онлайн-касс заявляют о несомненных преимуществах их использования:

  • налоговые органы в режиме онлайн видят деятельность организации или индивидуального предпринимателя и, если актуальная информация подаётся достоверно – вероятность проведения проверок сведена к минимуму;
  • онлайн-кассы по совокупным затратам на приобретение и обслуживание имеют преимущество перед ККТ, использующейся в настоящее время.

Когда отменят спецрежим?

Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2018 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.

До 01 июля 2018 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.

Срок Пояснение
До 01 июля 2018 г. Добровольное использование онлайн-кассы
С 01 июля 2018 г. Обязательное использование онлайн-кассы

Прежде, чем начать использовать онлайн-кассу, предпринимателям необходимо провести подготовительные работы:

  • приобрести непосредственно кассовое оборудование;
  • организовать подключение кассы к сети «Интернет»;
  • определить с оператором фискальных данных и оформить с ним договорные отношения (в кассе указывается указать IP оператора);
  • осуществить регистрацию онлайн-кассы в ИФНС и получить карточку регистрации.

После проведённой подготовительной работы онлайн-касса будет готова к использованию.

За несоблюдение законодательства и отсутствие онлайн-кассы предусмотрены значительные штрафы (для юридических лиц не менее 30000 рублей, для физических лиц не менее 10000 рублей).

Распространённые ошибки ведения ЕНВД

В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:

Типичные ошибки Пояснение
Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы.
Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы.
Неверный расчёт для уменьшения суммы ЕНВД Индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно, имеют право уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы, оплаченные за себя. Но если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то это право утрачивается, но при этом размер налога возможно уменьшить за счёт страховых выплат на сотрудников даже если эти выплаты превысили 50% суммы налога.

Юридические лица так же могут уменьшить размер ЕНВД за счёт страховых выплат на сотрудников, но не более, чем на 50%.

Отсутствие деятельности при применении ЕНВД ЕНВД – это налог, который не зависит от полученного дохода, поэтому даже при фактическом отсутствии деятельности компании или предпринимателя налог все равно придётся платить. Этим и объясняется отсутствие смысла переходить на ЕНВД заранее. Если деятельность, попадающая под ЕНВД по какой-либо причине будет приостановлена, то лучше сняться с учёта в налоговой инспекции. В этом случае налог будет начислен на то количество дней квартала, когда деятельность велась.

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Я являюсь индивидуальным предпринимателем и веду деятельность, связанную с грузоперевозками. В ближайшее время планирую прекратить данный вид деятельности. Какие шаги мне необходимо предпринять?

Ответ: Вам необходимо написать заявление в налоговый орган, сообщив о своём намерении. Заявление необходимо предоставить не позднее пяти дней с момента прекращения деятельности. Дата, указанная Вами в документе, будет считаться датой снятия с налогового учёта.

Вопрос №2. Наша организация планирует открыть деятельность, позволяющую использовать ЕНВД в качестве системы налогообложения. Должны ли мы вести бухгалтерский учёт в данном случае?

Ответ: Ведение деятельности, попадающей под ЕНВД, не освобождает Вашу организацию от ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности.

Вопрос №3. Наше предприятие планирует завершить деятельность, позволяющую применять ЕНВД, и перейти на УСН. Возможно ли этот переход осуществить в середине года или ждать его окончания?

Ответ: В случае, если Ваша организация прекратила деятельность, попадающую под ЕНВД, Вы вправе перейти на УСН с того месяца, когда были приостановлены обязательства по уплате ЕНВД.

ЕНВД: автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов

ЕНВД может применяться при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Основанием для перехода на указанный спецрежим является решение местного органа власти.

Описание услуг

Минфин в письме от 30.12.2008 г. № 03-11-05/318 отметил, что на применение вмененки не повлияет форма расчетов (наличный или безналичный расчет) за услуги по перевозке пассажиров и грузов. Также данные услуги могут оказываться как юридическим лицам (включая государственные и муниципальные учреждения), так и физическим лицам (письмо Минфина от 22.08.2008 г. № 03-11-04/3/394).

Договор перевозки

Сразу скажем, что определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в Налоговом кодексе отсутствует. Так что обратимся к разъяснениям чиновников.

Представители Минфина в письме от 31.07.2009 г. № 03-11-09/270 сказали, что в целях применения гл. 26.3 НК РФ следует руководствоваться значением понятия, приведенного в Гражданском кодексе.

Итак, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. При этом заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). В свою очередь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

В вышеозначенном письме чиновники отмечают, что нормами гл. 26.3 НК РФ не установлено каких-либо ограничений в отношении применения ЕНВД в случае привлечения лицом, непосредственно оказывающим услуги по перевозке грузов, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. В то же время налогоплательщиками ЕНВД могут признаваться только те индивидуальные предприниматели, с которыми заказчик (потребитель услуг) заключает договор на перевозку груза.

Кстати, если в заключаемых договорах, в том числе в договоре комиссии, расходы при продаже товаров включают транспортные затраты, то доставка товаров относится к обязанности продавца по отношению к покупателю и не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности и, соответственно, не подлежит обложению ЕНВД. Указанная позиция отражена в следующих письмах Минфина: от 28.10.2009 г. № 03-11-06/3/254, от 22.01.2009 г. № 03-11-09/13 и от 29.07.2008 г. № 03-11-04/3/358. Аналогичная точка зрения и относительно доставки материалов при строительно-монтажных работах (письмо Минфина от 25.11.2008 г. № 03-11-04/3/532).

Мнение Свернуть Показать

Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса:

При этом следует отметить, что Минфин России (письмо от 31.01.2008 г. № 03-11-04/3/33) фактически подсказал способ налогового планирования для налогоплательщиков, осуществляющих доставку покупателям товаров собственным транспортом. Так, в письме содержится вывод, что доставка товаров, выделенная у поставщика отдельной строкой, является самостоятельной деятельностью, которая подпадает под «вмененку» (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Следовательно, компания обязана применять данный спецрежим, если ЕНВД по этой деятельности введен в данном субъекте РФ.

В результате предприниматели, которые осуществляют доставку своего товара покупателю, смогут выбирать, облагать часть выручки от реализации по общим правилам или исключить ее из налоговой базы по НДФЛ и НДС и платить ЕНВД. Если выгоднее облагать стоимость доставки товара по общим правилам, выделять эту услугу отдельной строкой не надо – необходимо включить доставку в цену товара. И напротив: если предпринимателю выгоднее платить ЕНВД, то достаточно выделить доставку товаров отдельной строкой в договоре.

Представляется, что никаких существенных проблем и претензий со стороны налоговых органов при таком способе оптимизации возникнуть не должно. Еще лучше порядок осуществления доставки отразить в учетной политике.

К сведению

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий оказание автотранспортных услуг и переведенный на уплату ЕНВД, в отношении дохода, полученного от реализации автотранспорта, используемого ранее в целях осуществления указанного вида деятельности, должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (письма Минфина от 29.10.2008 г. № 03-11-05/263 и от 22.10.2008 г. № 03-11-05/263).

Транспортные средства

Транспортные средства – это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (ст. 346.27 НК РФ).

Чиновники считают, что в данном случае все машины должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (письма Минфина от 20.11.2009 г. № 03-11-06/3/270 и от 27.02.2009 г. № 03-11-09/75). Данное правило действует независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником или арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

При этом если указанные автотранспортные средства относятся к внедорожному автотранспорту, то есть не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и зарегистрированы в органах Гостехнадзора, то деятельность по перевозке грузов с использованием таких средств не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письма Минфина от 22.10.2009 г. № 03-11-06/3/249, от 17.09.2009 г. № 03-11-09/319, от 28.10.2008 г. № 03-11-04/3/489 и от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63).

Напоминаем, что порядок регистрации автомобильного транспорта прописан в постановлении Правительства от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление). Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами. Причем согласно п. 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД. Между тем тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрирует Гостехнадзор.

Определяем количество машин

Каким же образом правильно определить количество транспортных средств? Рассмотрим мнение Минфина, отраженное в письмах от 20.04.2010 г. № 03-11-06/3/62 и от 26.01.2010 г. № 03-11-06/3/10. В данном случае следует принимать во внимание все автотранспортные средства (не более 20 единиц), предназначенные для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящиеся у налогоплательщика на балансе, в том числе арендованные по договору лизинга. Обратите внимание: сюда включаются транспортные средства вне зависимости от их эксплуатационного состояния, т.е. и те, которые находятся на ремонте.

Кстати, Минфин неоднократно высказывался, что при определении права на вмененку в общем количестве транспортных средств следует учитывать и те, которые сданы в аренду другим организациям или индивидуальным предпринимателям (письма Минфина от 07.10.2008 г. № 03-11-05/240 и от 12.02.2008 г. № 03-11-04/3/60).

Вместе с тем к указанным транспортным средствам не относятся те, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (письма Минфина от 02.02.2010 г. № 03-11-11/24 и от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/263).

Соответствие кодам ОКУН

По мнению чиновников, к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. № 163 (далее – ОКУН), по соответствующим кодам.

Итак, согласно письмам Минфина от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 и от 08.07.2008 г. № 03-11-04/3/318 под автотранспортные услуги попадает перевозка пассажиров по следующим кодам ОКУН:

  • 021520, 021521, 021522, 021523 – перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021525, 021526, 021527 – перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении;
  • 021530, 021532, 021533 – специальные (доставка работников, школьные, вахтовые и т.п.) перевозки пассажиров: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021535, 021537, 021538 – туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021540, 021542, 021543 – разовые перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021545, 021547, 021548 – перевозка пассажиров легковыми таксомоторами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;
  • 021550, 021552, 021553 – перевозка пассажиров легковыми автомобилями, кроме таксомоторных: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении.

В свою очередь услуги грузового автомобильного транспорта должны соответствовать следующим кодам ОКУН:

  • 22501, 022502, 022503 – перевозка автомобильным транспортом: в прямом международном сообщении, в междугородном сообщении, в местном сообщении;
  • 22504, 022505 – перевозка автомобильным транспортом: в специализированном подвижном составе, в универсальном подвижном составе;
  • 022506, 022507, 022508 – перевозка автомобильным транспортом: мелких и малотоннажных отправок, тяжеловесных и негабаритных отправок, сборных отправок;
  • 022509, 022510, 022511, 022512, 022513, 022514, 022515, 022516 – перевозка автомобильным транспортом: порожних контейнеров, домашних вещей, твердого топлива, сельскохозяйственной продукции, грузов в контейнерах на станции и со станций (портов, аэропортов), груза на станции и со станций (портов, аэропортов), багажа и грузобагажа на станции и со станций (портов, аэропортов), баллонов со сжиженным газом.

Чиновники не раз говорили, что определение кодов видов деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, возлагается на самих налогоплательщиков. При этом по вопросам, касающимся применения классификаторов, следует обращаться в Ростехрегулирование (письма Минфина от 17.06.2010 г. № 03-11-06/3/86, от 08.06.2010 г. № 03-11-11/159, от 29.01.2010 г. № 03-11-11/21).

Передача в аренду автотранспортного средства с экипажем

По вопросу применения вмененки при передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем существует две противоположные точки зрения.

Поборники первой позиции считают, что индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по управлению, могут быть переведены на уплату ЕНВД. В письме Минфина от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 прозвучало, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. № 17 аренда грузовиков с водителем или оператором относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом (код 6023). В свою очередь деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022). В разъяснениях финансистов от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154 аргументом в пользу вмененки послужил тот факт, что в данном случае услуги по перевозке пассажиров или грузов оказываются непосредственно арендодателем.

А теперь рассмотрим противоположную позицию, отраженную в следующих письмах Минфина: от 30.06.2009 г. № 03-11-09/229, от 09.02.2009 г. № 03-11-09/37 и от 30.10.2008 г. № 03-11-05/265. Итак, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем не может рассматриваться в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не подлежит переводу на ЕНВД. Логика контролирующих органов такова: согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Пункт 1 ст. 786 ГК РФ гласит, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Исходя из ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик должен доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом в соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Обратите внимание: если по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то в целях применения гл. 26.3 НК РФ такую деятельность следует рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение или пользование транспортного средства, но не в качестве услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Вывоз отходов

Теперь рассмотрим следующий вопрос: переводятся ли на ЕНВД автотранспортные услуги по вывозу отходов в места их утилизации?

Итак, деятельность, связанная с обращением отходов, регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Исходя из этого чиновники сделали вывод о том, что вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к услугам по перевозке грузов. Причем данное правило действует вне зависимости от категории используемого при перевозках транспортного средства. Поэтому речи о вмененке здесь не идет. Примером указанной позиции служат следующие письма Минфина: от 16.06.2009 г. № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 г. № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 г. № 03-11-09/43.

Перевозка бетона автобетоносмесителями

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку грузов (бетона) автобетоносмесителями, зарегистрированными в подразделениях ГИБДД, могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход. Данный вывод сделан на основании того, что указанное транспортное средство прошло регистрацию в ГИБДД. Указанная точка зрения прозвучала в письмах Минфина от 18.02.2009 г. № 03-11-09/55 и от 22.01.2009 г. № 03-11-09/12.

Кстати, ранее чиновники считали, что оказание автотранспортных услуг по перевозке товарного бетона (бетонной смеси) автобетоносмесителями не имеет никакого отношения к вмененке. Обоснованием служил тот факт, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта от 26.12.1994 г. № 359, автобетоносмеситель указан в подразделе 14 «Машины и оборудование» и отнесен к классу «Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров», но не к транспортным средствам. Примером данной позиции служат следующие письма Минфина: от 11.03.2008 г. № 03-11-04/3/111 и от 31.01.2008 г. № 03-11-04/3/35. Правда, позднее финансисты в письме от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63 отметили, что указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Так что обращать внимание надо на то, в каком органе был зарегистрирован автомобиль (ГИБДД или Гостехнадзоре).

Перевозка воды автоцистернами

Как мы отмечали, по мнению чиновников, под вмененку попадают только те машины, которые зарегистрированы в ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Вместе с тем в соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. При оказании транспортных услуг в соответствии с заключенным договором перевозки налогоплательщики могут быть переведены на уплату ЕНВД.

Поэтому предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках договора перевозки автоцистерной технической воды, может подлежать налогообложению единым налогом на вмененный доход. Отметим, что аналогичного мнения придерживаются и чиновники (письмо Минфина от 27.02.2009 г. № 03-11-09/75).

Получение субсидий

Теперь рассмотрим ситуацию, когда предприниматель оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и при этом получает средства (субсидии) из бюджета в связи с предоставлением льготного проезда. Попытаемся понять, являются ли денежные средства в виде субсидий, выделяемые на возмещение затрат в связи с оказанием услуг частью выручки, полученной в результате деятельности, облагаемой ЕНВД? Тем более что Минфин в письме от 30.06.2010 г. № 03-11-06/3/96 ответил на аналогичный вопрос, заданный организацией.

Итак, согласно мнению чиновников, указанные субсидии направляются на компенсацию части произведенных затрат либо недополученных доходов. Таким образом, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода. Так что данные денежные средства являются внереализационным доходом и, соответственно, не относятся к виду деятельности, переведенному на ЕНВД. Поэтому субсидии, полученные организацией из бюджета для компенсации затрат на проезд льготной категории населения при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, подлежат обложению в рамках иных режимов налогообложения.

Отметим, что ранее в письме Минфина от 31.07.2008 г. № 03-11-04/3/565 прозвучало, что ограничений для применения системы налогообложения в виде ЕНВД в части источников оплаты услуг по перевозке пассажиров и грузов Налоговым кодексом не предусмотрено.

Место постановки на учет

Согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту своего жительства.

Так что если местом жительства предпринимателя является муниципальное образование, где в отношении автотранспортных услуг не применяется вмененка, то указанное лицо ни в коем случае не будет подлежать постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. При этом не будет важен тот факт, что на территориях, где предприниматель непосредственно оказывает автотранспортные услуги, введен единый налог на вмененный доход.

Минфин в письме от 19.03.2010 г. № 03-11-06/3/41 отметил, что при этом не имеет никакого значения, где находятся пункты отправления и назначения перевозимых грузов. Поэтому индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке грузов иностранной организации между пунктами отправления и назначения, находящимися за пределами Российской Федерации, могут быть также признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.

К сведению Свернуть Показать

Минфин в письме от 08.07.2009 г. № 03-05-04-01/52 отметил, что индивидуальные предприниматели, находящиеся на учете в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД по автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении находящихся в их собственности гаражей, предназначенных для стоянки и технического обслуживания транспортных средств, используемых для осуществления вышеуказанной деятельности.

Физический показатель и базовая доходность

Услуги по перевозке грузов

При расчете оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов используется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов». Базовая доходность – 6 000 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Обратите внимание: для целей исчисления ЕНВД в качестве физического показателя учитываются только те автомобили, которые используются для оказания транспортных услуг. При этом машины, переданные в аренду, не учитываются. Указанный вывод следует из следующих писем Минфина: от 23.11.2006 г. № 03-11-04/3/500 и от 27.03.2006 г. № 03-11-04/3/162. Также не входят в расчет автомобили, находящиеся в ремонте (письма Минфина от 25.08.2005 г. № 03-11-04/3/66, от 20.09.2006 г. № 03-11-04/3/417, от 14.03.2005 г. № 03-06-05-04/57). Исходя из этого получается, что количество транспортных средств, необходимых для применения вмененки, и автомобили, участвующие при расчете налога, – это два разных понятия.

Учтите, что отсутствие у индивидуального предпринимателя письменно оформленных заказов на перевозку грузов в течение налогового периода не является при исчислении ЕНВД основанием для уменьшения величины физического показателя базовой доходности (письмо Минфина от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/263). Да и в принципе корректировка значений коэффициента К2 при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в зависимости от фактического использования автомобилей в течение налогового периода (количество дней работы отдельных видов автотранспорта) Налоговым кодексом не предусмотрена (письмо Минфина от 24.06.2009 г. № 03-11-06/3/169). Правда, власть на местах при установлении коэффициента К2 по оказанию автотранспортных услуг может учесть вид маршрутов (междугородные, пригородные, городские и т.п.) и иные особенности, оказывающие влияние на доходность данного вида деятельности (письмо Минфина от 18.02.2009 г. № 03-11-06/3/34).

Услуги по перевозке пассажиров

При расчете оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель «количество посадочных мест». Базовая доходность – 1 500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Отметим, что в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяют как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства. Если же в техническом паспорте отсутствует такая информация, то количество мест устанавливается органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления индивидуального предпринимателя – собственника автомобиля (ст. 346.27 НК РФ).

Минфин в письмах от 16.06.2009 г. № 03-11-11/112 и от 16.03.2009 г. № 03-11-06/3/61 сказал, что в случае отсутствия в техническом паспорте сведений о посадочных местах для определения их количества налогоплательщики могут также обращаться в органы ГИБДД. Дело в том, что согласно п. 14.3.2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, утвержденного приказом МВД от 07.12.2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору», на органы ГИБДД возложена обязанность по установлению количества пассажирских сидений в автотранспортном средстве при проведении его осмотра.

К сведению Свернуть Показать

Когда в соответствии с решениями субъектов Российской Федерации по одному и тому же виду предпринимательской деятельности возможно применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и ЕНВД, индивидуальный предприниматель вправе сам выбирать применяемую им систему налогообложения (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом согласно подп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ применение патентной упрощенки разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, автотранспортные услуги. Минфин в письме от 14.01.2010 г. № 03-11-03/1/01 отметил, что размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода от предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг не может быть установлен отдельно по услугам по перевозке грузов и по услугам по перевозке пассажиров.

Если индивидуальный предприниматель осуществляет автотранспортные услуги, подпадающие под действие патента, на территории нескольких субъектов, то придется получить патент в каждом из этих субъектов (письмо Минфина от 13.10.2009 г. № 03-11-09/348).

Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД

Виды деятельности, в отношении которых допускается применение ЕНВД, определены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из них является деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В целях применения ЕНВД организация самостоятельно определяет, соответствуют ли оказываемые ею услуги тому или иному коду ОКУН.

Общие условия применения ЕНВД

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов подпадают под ЕНВД, если:

  • они оказываются организациям или гражданам на платной основе (письма Минфина России от 25 августа 2005 г. № 03-11-04/3/66 и от 13 июля 2004 г. № 03-06-12/68);
  • они классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500 (письмо Минфина России от 25 августа 2005 г. № 03-11-04/3/66);
  • перевозка производится транспортными средствами, предназначенными для движения по дорогам общего пользования (автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями) (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ, абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938, письмо Минфина России от 20 ноября 2009 г. № 03-11-06/3/270). Перевозки с использованием специальной транспортной техники, зарегистрированной в органах Гостехнадзора, на ЕНВД не переводятся (письмо Минфина России от 9 сентября 2013 г. № 03-11-11/36939);
  • общее количество транспортных средств, предназначенных для перевозок (в т. ч. используемых другими перевозчиками, привлеченными по договорам субподряда), не превышает 20 единиц (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 03-11-06/3/173);
  • в муниципальном образовании предусмотрено применение ЕНВД в отношении этого вида деятельности (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Применение ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса РФ и подтверждается Минфином России (письма от 20 сентября 2010 г. № 03-11-11/248, от 2 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/167).

Деятельность, осуществляемая в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом, не подпадает под ЕНВД. Следовательно, если услуги по перевозке оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя.

Кроме того, на ЕНВД не переводятся организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие правила установлены в пункте 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Расчет предельного количества автотранспорта

При расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД, учитывайте все машины, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов:

  • находящиеся в собственности организации (независимо от того, используются ли они в хозяйственной деятельности или простаивают (находятся в ремонте));
  • полученные от сторонних организаций по договору аренды или лизинга.

В расчет предельного количества автотранспортных средств для целей применения ЕНВД не включайте:

  • прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ);
  • транспортные средства, сданные в аренду (в т. ч. с экипажем), лизинг, прокат.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 ноября 2013 г. № 03-11-11/49499, от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/79 и от 9 октября 2012 г. № 03-11-11/294.

Ситуация: нужно ли при расчете предельного количества автотранспортных средств для применения ЕНВД учитывать автомобили, которые не используются для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, служебные автомобили)?

Ответ: да, нужно.

Организация, оказывающая услуги по перевозке пассажиров и грузов, может применять ЕНВД, если она имеет в собственности или арендует не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом характер фактического использования имеющихся транспортных средств при расчете их предельно допустимого количества значения не имеет. Для целей перехода на ЕНВД в это количество включаются все автомобили, в том числе и те, которые используются для хозяйственных нужд, в качестве служебного транспорта, находятся в ремонте или на консервации.

При расчете предельного количества транспортных средств не учитываются лишь те автомобили, которые организация сдает в аренду.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/79 (адресовано ФНС России), от 10 октября 2012 г. № 03-11-11/302, от 9 октября 2012 г. № 03-11-11/294. Некоторые арбитражные суды подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2012 г. № А42-4511/2011).

Пример расчета предельно допустимого количества автомобилей для перехода на ЕНВД по виду деятельности «услуги по перевозке пассажиров и грузов»

На балансе организации состоит 30 автомобилей, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов. Из них:

  • 16 автомобилей эксплуатируется в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов;
  • 4 автомобиля используется для хозяйственных нужд организации;
  • 1 автомобиль используется в качестве служебного транспорта для руководства организации;
  • 10 автомобилей сдается в аренду.

В состав автотранспортных средств, учитываемых при оценке права организации на применение ЕНВД, включается 21 автомобиль (16 + 4 + 1). Поскольку эта величина превышает предельно допустимое количество автотранспортных средств, организация не вправе применять ЕНВД. С доходов от реализации услуг по перевозке пассажиров и грузов она должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Следует отметить, что ранее финансовое ведомство придерживалось другой точки зрения. В письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329, от 4 октября 2011 г. № 03-11-06/3/108, от 30 октября 2009 г. № 03-11-06/3/263, от 6 марта 2008 г. № 03-11-04/3/106 говорилось, что при расчете предельно допустимого количества транспортных средств для целей перехода на ЕНВД не учитываются автомобили, которые предназначены для перевозок пассажиров и грузов, но фактически в этой деятельности не эксплуатируются (используются для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта). Однако с выходом более поздних писем прежние разъяснения утратили актуальность.

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность таксопарка, если численность автомобилей, используемых для перевозки пассажиров, превышает 20 единиц? Ежедневно на линию выходят менее 20 автомобилей.

Ответ: нет, не подпадает.

Одним из видов деятельности, по которому организация может перейти на уплату ЕНВД, является оказание платных услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Критерием для возможного перехода на ЕНВД является количество транспортных средств (автобусов, легковых и грузовых автомобилей), предназначенных для перевозок. Оно не должно превышать 20 единиц. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, для перехода на ЕНВД неважно, сколько автомобилей фактически участвует в перевозках. Этот показатель влияет лишь на расчет суммы налога. Важно, сколько автомобилей (находящихся на балансе или арендованных) предназначено для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов. Если количество транспортных средств превышает 20 единиц, организация не может применять ЕНВД и должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329 и от 26 января 2010 г. № 03-11-06/3/10.

Ситуация: нужно ли при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать количество автопогрузчиков (каров)?

Ответ: нет, не нужно.

Под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Такой транспорт регистрируется в органах ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). К таким транспортным средствам относятся и автопогрузчики (кары) – они используются для перемещения грузов на территории организации. Поэтому при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать количество автопогрузчиков (каров) не нужно.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 17 сентября 2010 г. № 03-11-11/245, от 17 сентября 2009 г. № 03-11-09/319, от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/489.

Ситуация: нужно ли при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать количество тракторов, дорожно-строительных и иных аналогичных машин?

Ответ: нет, не нужно.

Под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Такой транспорт регистрируется в органах ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). К таким транспортным средствам относятся тракторы, дорожно-строительные и иные аналогичные машины – они не предназначены для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общего пользования. Поэтому при расчете предельного количества автотранспортных средств, позволяющего применять ЕНВД по перевозке пассажиров и грузов, учитывать их количество не нужно.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 17 сентября 2010 г. № 03-11-11/245, от 17 сентября 2009 г. № 03-11-09/319, от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/489.

Ситуация: нужно ли, рассчитывая предельное количество транспортных средств для применения ЕНВД, учитывать автомобиль сотрудника, на котором тот ездит в служебных целях?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как оформлено использование личного автомобиля сотрудника.

Если организация заключила с сотрудником договор аренды, то автомобиль придется учесть. Ведь в расчет предельного количества транспортных средств, при соблюдении которого можно применять ЕНВД, нужно включать все легковые и грузовые автомобили, а также автобусы любых типов, имеющиеся у организации на праве собственности, пользования, владения или распоряжения (подп. 5 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). А по договору аренды как раз таки арендатору (организации) временно переходят права пользования имуществом арендодателя, то есть автомобилем сотрудника (ст. 606 ГК РФ). Поэтому если с сотрудником заключили именно такой договор, то, оценивая возможность применения ЕНВД, учитывайте арендованный автомобиль в общем количестве транспортных средств. Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-11-11/294, от 28 декабря 2011 г. № 03-11-11/329, от 26 января 2010 г. № 03-11-06/3/10.

А вот другой вариант: сотруднику просто выплачивают компенсацию за использование его личного имущества в интересах организации, и условие об этом прописали в трудовом договоре (ст. 188 ТК РФ). Тогда в расчет предельного количества транспортных средств автомобиль не включайте. При таком подходе организация не получает никаких прав на владение автомобилем, следовательно, под ограничение, установленное подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, такой автомобиль не подпадает.

В обоих случаях не имеет значения, является ли сотрудник собственником автомобиля, или использует его по доверенности. Важно лишь, перешло ли к организации (хотя бы временно) право собственности, пользования, владения или распоряжения (подп. 5 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). А такое возможно и тогда, когда сотрудник пользуется автомобилем по доверенности.

Деятельность по доставке товаров

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность торговой организации по доставке товаров покупателям? Для доставки товаров используются не более 20 автомобилей.

Такая деятельность подпадет под ЕНВД, если в договоре купли-продажи стоимость доставки товаров выделить отдельной строкой или если организация окажет услуги перевозки по отдельному договору.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, как оформлены договоры с покупателями.

Если доставка товара предусмотрена договором купли-продажи и стоимость доставки включена в цену товара, то оснований для перехода на ЕНВД нет. Самостоятельной предпринимательской деятельностью доставка товара в этом случае не считается. Она представляет собой способ исполнения обязанности продавца по передаче товара, то есть сопутствующую услугу, неразрывно связанную с торговлей (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2014 г. № 03-11-11/37735, от 13 апреля 2011 г. № 03-11-06/3/45, ФНС России от 3 апреля 2006 г. № 02-0-01/128. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 мая 2008 г. № А66-3224/2007, Московского округа от 29 марта 2007 г. № КА-А41/2005-07 и Центрального округа от 18 июля 2006 г. № А64-11624/05-13).

Если же в договоре купли-продажи стоимость доставки товаров выделена отдельной строкой или доставка не предусмотрена и организация заключает для этого отдельный договор перевозки, то в отношении таких сделок организация может применять ЕНВД. В этом случае доставку следует рассматривать как предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой грузов (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). ЕНВД можно платить, если в муниципальном образовании допускается применение этого спецрежима в отношении данного вида деятельности, а организация использует в перевозках не более 20 транспортных средств. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 31 июля 2014 г. № 03-11-11/37735 и от 7 марта 2012 г. № 03-11-11/76. Суды также поддерживают данную позицию. При этом некоторые из них указывают на необходимость оформления отдельного договора перевозки (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2010 г. № А32-18385/2008-19/278, Московского округа от 29 марта 2007 г. № КА-А41/2005-07).

Раньше суды принимали решения, в которых говорилось, что для применения ЕНВД в договорах купли-продажи стоимость доставки товаров достаточно выделить отдельной строкой (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2012 г. № А78-5193/2011, от 21 августа 2012 г. № А78-4149/2011, Северо-Западного округа от 12 января 2011 г. № А44-1665/2010, Уральского округа от 2 мая 2007 г. № Ф09-3023/07-С2). Однако с выходом информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157 данные решения более не актуальны.

Аренда с экипажем

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД сдача в аренду транспортного средства с экипажем?

Ответ: нет, не подпадает.

На ЕНВД может быть переведена деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Договорные отношения в этой сфере деятельности регулируются главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса РФ. Положения этой главы предусматривают заключение различных видов договоров, связанных с доставкой грузов или пассажиров из пункта отправления в пункт назначения: договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ), договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ), а также договор фрахтования (ст. 787 ГК РФ). По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Передача в аренду транспортных средств с экипажем регулируется главой 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ. Следовательно, такая деятельность не может приравниваться к перевозке пассажиров и грузов. Поэтому доходы, полученные от такой деятельности, должны облагаться налогами в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения и не подпадают под ЕНВД. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 ноября 2013 г. № 03-11-11/49499, от 4 октября 2011 г. № 03-11-06/3/106, от 27 июня 2011 г. № 03-11-06/3/74, от 10 июня 2011 г. № 03-11-06/3/66, от 20 июля 2010 г. № 03-11-11/204, от 30 июня 2009 г. № 03-11-09/229, от 9 февраля 2009 г. № 03-11-09/37. Такая же точка зрения отражена в письме ФНС России от 23 августа 2010 г. № ШС-17-3/1040 (направлено в налоговые инспекции для использования в работе). При этом использование транспортных средств, привлеченных по договору аренды с экипажем для перевозки пассажиров и грузов, не препятствует применению ЕНВД (письмо Минфина России от 29 августа 2011 г. № 03-11-11/219).

Правомерность позиции Минфина России и налоговой службы подтверждается рядом судебных решений (см., например, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157, определения ВАС РФ от 28 февраля 2011 г. № ВАС-1698/11, от 19 мая 2008 г. № 5876/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2012 г. № А56-2529/2012, Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2010 г. № А81-1415/2010, Центрального округа от 21 января 2008 г. № А09-5254/07-16, Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2008 г. № А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08, Уральского округа от 7 февраля 2008 г. № Ф09-182/08-С3, Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2008 г. № Ф08-7341/2008).

Деятельность эвакуаторов

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке автомобилей с использованием тягачей с прицепами и эвакуаторов?

Ответ: да, подпадает, если перевозка выполняется по возмездным договорам, заключенным с гражданами или организациями.

Виды деятельности, в отношении которых допускается применение ЕНВД, определены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из них является деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит определения автотранспортных перевозок. Поэтому для классификации услуг следует использовать нормы других отраслей права (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Согласно главе 40 Гражданского кодекса РФ организации и предприниматели оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров на основании договоров перевозки (ст. 784 ГК РФ). В соответствии с условиями таких договоров услуга перевозки заключается в том, что перевозчики обязуются доставить вверенный им отправителем груз в пункт назначения (п. 1 ст. 785 ГК РФ) либо перевезти в пункт назначения пассажира (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации грузом, предназначенным для перевозки, являются автомобили (п. 3 ст. 2 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов подпадают под ЕНВД, если они удовлетворяют ряду условий. Таким образом, если деятельность организации (предпринимателя) по автоперевозкам соответствует всем перечисленным условиям, то независимо от характера перевозимых грузов она может применять ЕНВД. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 октября 2009 г. № 03-11-06/3/249.

Следует отметить, что при транспортировке неисправных автомобилей к местам их ремонта ЕНВД можно платить по другому основанию. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) такие услуги соответствуют коду 017610 подгруппы 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». Следовательно, при перевозке неисправных автомобилей к местам ремонта ЕНВД нужно рассчитывать как с деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-11-11/33, от 8 июля 2008 г. № 03-11-04/3/318.

Из этого правила есть исключение. Услуги по гарантийному ремонту автотранспортных средств на ЕНВД не переводятся (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ). Гарантийный ремонт выполняется за счет производителя (поставщика), поэтому владелец неисправного автомобиля эти услуги не оплачивает (ст. 475 ГК РФ, ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). Таким образом, если неисправный автомобиль транспортируется к месту ремонта в рамках гарантийного договора (и потребитель эту услугу не оплачивает), такой вид деятельности под ЕНВД не подпадает. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/201.

Кроме того, ЕНВД нельзя применять в отношении деятельности по эвакуации автомобилей на штрафные стоянки. Принудительная эвакуация выполняется в рамках производства по делам о нарушениях правил дорожного движения и не предполагает заключения каких-либо договоров с владельцами эвакуируемых автомобилей. С доходов от оказания таких услуг организация должна платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-11-11/17747.

Транспортно-экспедиционная деятельность

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по перевозке грузов в рамках договора транспортной экспедиции? Организация занимается автоперевозками и имеет в своем распоряжении менее 20 транспортных средств.

Ответ: нет, не подпадает.

По мнению Минфина России, с деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом ЕНВД можно платить только в том случае, если эти услуги оказываются на основании договоров перевозки (письмо от 2 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/541). Свою позицию финансовое ведомство аргументирует следующим образом.

По договору перевозки исполнитель (перевозчик) обязан лишь доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Заключение договора транспортной экспедиции подразумевает, что на исполнителя (экспедитора) возлагаются более широкие обязанности. Например, клиент может потребовать от экспедитора организовать перевозку по конкретному маршруту, взять на себя оформление товаросопроводительных документов, обеспечить сохранность груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т. п. (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Такие услуги выходят за рамки деятельности, указанной в подпункте 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Они не облагаются ЕНВД и подпадают под другие системы налогообложения.

Таким образом, если наряду с деятельностью по договорам перевозки организация ведет деятельность по договорам транспортной экспедиции, она обязана обеспечить раздельный учет доходов, расходов и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). С доходов, полученных от реализации услуг по договорам транспортной экспедиции, налоги нужно платить либо по общей, либо по упрощенной системе налогообложения.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2013 г. № А78-7493/2012, Дальневосточного округа от 28 июня 2013 г. № Ф03-2306/2013, Поволжского округа от 18 июня 2013 г. № А65-22025/2012 и от 14 марта 2006 г. № А12-26964/04-С21).

Вывоз бытовых отходов

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по вывозу бытовых отходов (мусора, снега, канализационных стоков)? Организация занимается автоперевозками и имеет в своем распоряжении менее 20 транспортных средств.

Организация может применять ЕНВД, если перевозит отходы на основании отдельного договора и при этом не оказывает иных услуг в рамках деятельности по обращению с отходами.

Ограничений по видам перевозимых грузов в целях применения ЕНВД налоговое законодательство не содержит. Поэтому, если организация не осуществляет никакой иной деятельности по обращению с отходами и оказывает услуги на основании отдельного договора перевозки, она может применять ЕНВД.

По общему правилу автотранспортные услуги по перевозке грузов подпадают под ЕНВД, если:

  • они оказываются организациям или гражданам на платной основе;
  • перевозка производится транспортными средствами, предназначенными для движения по дорогам общего пользования (автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями) (абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938);
  • общее количество транспортных средств, предназначенных для перевозок, не превышает 20 единиц.

Такой порядок следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 и абзаца 10 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Организация может заниматься вывозом бытовых отходов (мусора, снега, канализационных стоков) в рамках:

  • деятельности прочего сухопутного транспорта (код ОКВЭД 60.2). В этом случае порядок оказания услуг по транспортировке отходов регулируется положениями главы 40 «Перевозка» Гражданского кодекса РФ;
  • деятельности по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (код ОКВЭД 90.00). В этом случае услуги по транспортировке отходов следует рассматривать как составную часть деятельности по обращению с отходами, которая помимо транспортировки включает в себя сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение отходов (ст. 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Если же вывозом бытовых отходов (мусора, снега, канализационных стоков) организация занимается наряду с выполнением других работ (услуг) в рамках деятельности по обращению с отходами, на ЕНВД такая деятельность не переводится. С полученных доходов организация обязана платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Аналогичные разъяснения содержатся:

  • в отношении бытовых отходов, мусора и снега – в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-11-06/2/187, от 12 августа 2011 г. № 03-11-11/206, от 31 марта 2011 г. № 03-11-11/78 и от 17 сентября 2010 г. № 03-11-11/245;
  • в отношении канализационных стоков – в письме Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-11-06/3/154.

Правомерность такого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 декабря 2012 г. № 9064/12, определения ВАС РФ от 18 декабря 2009 г. № ВАС-17134/09, от 14 апреля 2009 г. № ВАС-4260/09, постановление Арбитражного суда Восточно–Сибирского округа от 24 сентября 2014 г. № А58-6850/13, постановления ФАС Уральского округа от 1 апреля 2014 г. № Ф09-914/14, Дальневосточного округа от 15 февраля 2011 г. № Ф03-67/2011, Западно-Сибирского округа от 7 июня 2010 г. № А81-4102/2009, от 8 сентября 2009 г. № Ф04-5187/2009(13484-А67-19), Поволжского округа от 12 июля 2011 г. № А65-13311/2010, Волго-Вятского округа от 5 июля 2010 г. № А11-16394/2009, от 16 декабря 2008 г. № А82-2206/2008-20).

Условия применения

Положения налогового законодательства разрешают применять уплату Единого вмененного налога при оказании населению транспортных услуг, таких как грузоперевозки, пассажирские перевозки, а также оказание услуг по ремонту транспортных средств.

Для компаний, занимающихся перевозками как грузов, так и пассажиров уплачивать вмененный налог можно только в случае, если количество транспортных средств не более двадцати. Причем абсолютно не имеет значения, в собственности находятся ТС или компания распоряжается ими как арендованным имуществом.

Использование режима уплаты вмененного налога для осуществления транспортных услуг разрешено только в том случае, если это установлено законодательными актами региональных властей.

Вследствие того, что государство на федеральном уровне устанавливает общие случаи применения данного режима, власти субъектов вправе вносить в этот перечень свои корректировки, дополняя его.

Компания, оказывающая транспортные услуги, обязана зарегистрироваться по месту ведения деятельности (если речь идет о предпринимателе, то по месту регистрации).

Расчет на 2018 год

Применять на практике перечисление вмененного налога могут как физические, так и юридические лица. До 2013 года данная система налогообложения являлась обязательной для конкретных видов деятельности, однако теперь ее применение возможно лишь на добровольной основе.

Если компания или бизнесмен изъявили желание перейти на уплату вмененного налога, им необходимо уведомить об этом органы налогового контроля. Подтверждать ежегодно право применения ЕНВД необходимости нет.

Данный бюджетный платеж подлежит перечислению в бюджет один раз в квартал до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет налога к уплате производится по формуле:

ЕНВД = Вмененный доход, руб. * К1 * К2 * Налоговая ставка, %

Для того чтобы вычислить величину вмененного дохода, необходимо воспользоваться таблицей базового дохода по видам деятельности, установленной государством.

Вмененный доход = Базовый доход * Физический показатель

Уровень базовой доходности устанавливается региональными органами власти для конкретного вида деятельности, подлежащего обложению единым налогом.

Коэффициенты К1 и К2 – это относительные показатели. К1 устанавливается ежегодно на территории всей страны. Большое значение на величину этого показателя оказывает среднегодовой уровень инфляции.

Коэффициент К2 вводится в действие властями субъектов Федерации на территории регионов, так как один вид деятельности в силу разного уровня развития экономики может обеспечить бизнесу разный уровень дохода. Значение этого показателя может быть принято в пределах от 0,005 до 1.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Бланк декларации ЕНВД

Государством установлена налоговая ставка по ЕНВД в размере 15%. Поправки в законе позволили властям субъектов самостоятельно регулировать ставку в зависимости от экономической ситуации в регионе. Минимально допустимым значением налоговой ставки может быть 7,5%, а максимально возможным – 15%.

Величину единого налога к уплате можно уменьшить на 50%, если компания или предприниматель имеют в штате сотрудников и перечисляют за них страховые взносы в фонды.

Применение в своей деятельности ЕНВД возможно только при соблюдении следующих ограничений:

  1. Численность (среднесписочная) сотрудников компании или предпринимателя не должна быть более 100 человек.
  2. ЕНВД запрещен для компаний, являющихся крупными налогоплательщиками страны.
  3. Управление компанией не ведется на основе договоров доверительного управления имуществом или договоров простого товарищества.
  4. Не используется патентная система налогообложения для видов деятельности предпринимателя.
  5. Доля участия третьих лиц в управлении компанией не может быть более 25%.

Базовая доходность для услуг

Для компаний и предпринимателей, оказывающие транспортные услуги населению, государством установлены следующие показатели базовой доходности:

  1. Оказание услуг по ремонту автомобилей – 12 000 рублей с одного рабочего автосервиса.
  2. Перевозки пассажиров – 1500 рублей с одного пассажирского места.
  3. Перевозка грузов – 6000 рублей с одного грузового транспортного средства.

Пример расчета ЕНВД при перевозках представлен в данной видео-инструкции.

При ремонте

Одним из видов бизнеса на ЕНВД является оказание услуг по ремонту автомобилей населению. Приведем пример расчета налога в 2018 году.

Индивидуальный предприниматель Петров А.И. осуществляет ремонт автомобилей в автосервисе. У бизнесмена в штате работает 2 сотрудника с окладом по 12000 рублей, за которых бизнесмен осуществляет выплаты во внебюджетные фонды. Для данного вида деятельности установлен уровень базовой доходности 12000 рублей, коэффициент К1 равен 1,868, К2 – 0,7.

Рассчитаем сумму налога к перечислению.

Вмененный доход за квартал = 12 000 * 3 (1 предприниматель и 2 сотрудника) * 3 месяца = 36 000 рублей * 3 месяца = 108 000 руб. ЕНВД = 108 000 * 1,868 * 0,7 * 15% / 100% = 21 183,12 руб.

Рассчитаем сумму взносов за квартал за сотрудников.

ПФР = 12 000 * 22% * 3 месяца = 5280 руб. * 3 = 15 840 руб. ФОМС = 12 000 * 5,1% * 3 месяца = 612 руб. * 3 = 1836 руб. ФСС = 12 000 * 2,9% * 3 месяца = 348 руб. * 3 = 1044 руб. ФСС = 12 000 * 0,2% * 3 месяца = 24 руб. * 3 = 72 руб.

Таким образом, за квартал во внебюджетные фонды необходимо перечислить 18 792 руб.

Бизнесмен имеет право уменьшить величину единого налога к уплате на 50% за счет суммы страховых взносов.

Налог к уплате = 21 183,13 * 50% / 100% = 10 591,56 руб.

В бюджет по итогам квартала необходимо уплатить страховые взносы за сотрудников в сумме 18 792 руб. и вмененный налог в сумму 10 591,56 руб.

Грузоперевозки

При оказании услуг по перевозке грузов компании также вправе применять ЕНВД. Приведем пример расчета суммы налога.

ООО «Эдельвейс» является транспортной компанией и осуществляет перевозку крупногабаритных грузов по стране. В собственности у компании имеется 5 грузовых автомобилей.

Для этого вида деятельности установлена базовая доходность в размере 6000 рублей за один грузовой автомобиль. Коэффициенты К1 и К2 соответственно равны 1,868 и 0,8.

Рассчитаем величину налога к перечислению в бюджет.

Вмененный доход за три месяца = 6000 рублей * 5 автомобилей * 3 месяца = 90 000 руб. Единый налог на вмененный доход = 90 000 * 1,868 * 0,8 * 15% / 100% = 20 174,4 руб.

Следовательно, за квартал ООО «Эдельвейс» необходимо перечислить в бюджет 20 174,4 рублей вмененного налога.

Пассажироперевозки

ООО «Автодрайв» осуществляет пассажирские перевозки и имеет в собственности два автобуса вместимостью по 35 пассажиров. Базовая доходность для этого вида предпринимательства установлена в размере 1500 рублей с одного пассажирского места. Коэффициент К1 равен 1,868, а коэффициент К2 – 0,7.

Исчислим размер налога для уплаты в бюджет.

Вмененный доход = 1500 рублей * 70 (35 * 2) * 3 месяца = 315 000 руб. ЕНВД за квартал = 315 000 * 1,868 * 0,7 * 15% / 100% = 61 784,1 руб.

По итогам квартала в бюджет нужно перечислить 61 784,1 рублей.

Аренда

При расчете сумм вмененного налога к уплате к учету принимаются все транспортные средства, как находящиеся в собственности, так и используемые в соответствии с договором аренды.

Ограничения

Применение ЕНВД для оказания транспортных услуг, будь то перевозки или ремонт транспортных средств, очень востребовано среди предпринимателей малого и среднего уровня. Однако для такого вида деятельности существует ряд ограничений.

  1. Количество транспортных средств может быть не более двадцати и использоваться они должны непременно для целей извлечения прибыли.
  2. ЕНВД не может применяться в компаниях, занимающихся гарантийным и послегарантийным обслуживанием автомобилей.
  3. Ремонтные работы должны присутствовать в общероссийском классификаторе услуг населению.

Помимо простоты в расчете уплата вмененного налога позволяет компаниям не перечислять в бюджет сложные налоговые платежи, а также совмещать данный налоговый режим с другими при ведении разных видов бизнеса.

Однако в данном случае компания обязана осуществлять раздельный учет и доходов, и расходов по каждому источнику получения прибыли.

Выгодно ли применение вмененного налога для предпринимателей, определяется сугубо индивидуально. Для тех компаний, которые работают не первый год, заняли свою нишу в определенной сфере бизнеса и имеют достаточно высокий уровень дохода, применение ЕНВД будет выгодным.

Если организация еще не перешагнула точку безубыточности своей деятельности, то для покрытия налога будет целесообразно заложить в бюджет определенную сумму. Немаловажное значение имеет прогнозируемость налоговых затрат из квартала в квартал.

Все про ЕНВД есть в данном интервью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *