Транспортно заготовительные расходы

1.5. Учет тзр и их распределение

В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) входят затраты на заготовку товаров, оплата тарифов за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки товаров. Порядок учета таких расходов может быть организован двумя способами:

либо эти расходы непосредственно включаются в первоначальную стоимость приобретенных товаров при их оприходовании (метод прямого распределения ТЗР)

либо ТЗР непосредственно при поступлении товаров на предприятие между единицами товаров не распределяются, а учитываются на отдельном одноименном субсчете 289. При этом распределение ТЗР между товарами, реализованными за месяц, и остатками товаров на конец месяца происходит по окончании месяца (метод распределения ТЗР по среднему проценту).

При этом методе средний процент ТЗР определяется по формуле:

(Сальдо нач. по Д-ту сч 289 + Оборот по Д-ту сч 289 за месяц)

Ср % ТЗР = х 100%.

(Сальдо нач. по Д-ту сч 281 + Оборот по Д-ту сч 281 за месяц)

Сумма ТЗР, относящаяся к реализованным товарам, определяется как произведение среднего процента ТЗР и себестоимости реализованных товаров (оборот по К-ту сч 281):

Оборот по К-ту сч 289 за месяц = Оборот по К-ту сч 281 за месяц х Ср % ТЗР : 100 %.

Пример распределения ТЗР по среднему проценту (табл 2).

Таблица 2

1.6 Учет реализации товаров в оптовой торговле

Предприятия оптовой торговли применяют две формы реализации товаров: со складов (складской оборот) и транзитом (транзитный оборот).

В случае складской реализации товары отпускаются со складов оптовых предприятий на основании счетов-фактур, в которых указыва-ется: наименование, сорт, количество, цена производителя или тамо-женная стоимость товара; торговые и снабженческо-сбытовые скидки и надбавки; транспортные и другие расходы, включенные в цену товара.

При отгрузке товаров покупателям оформляются следующие документы: накладная на отпуск товарно-материальных ценностей; товарно-транспортная накладная; налоговая накладная. Отпуск товаров покупателю осуществляется после предъявления доверенности.

В случае транзитной реализации поставщики отгружают покупателям товары, минуя склады и базы оптового предприятия. Такая форма реализации товаров ускоряет продвижение их к потребителям и снижает расходы на сбыт (не выполняются промежуточные операции по разгрузке, складированию, хранению и реализации товаров).

Реализация товаров транзитом может осуществляться двумя способами:

  1. с участием оптового предприятия в расчетах;

  2. без его участия в расчетах.

При транзитной реализации с участием в расчетах оптовое предприятие не только организует оборот, но и рассчитывается за товары как с поставщиками, так и с покупателями. На основании договоров, заключенных с поставщиками и покупателями, оптовое предприятие выписывает поставщику наряд на отгрузку товаров покупателю, где указывает перечень товаров, подлежащих отгрузке. Копию наряда вручают покупателю. На отгруженные товары поставщик выписывает расчетно-платежные документы, один комплект из которых направляется покупателю, второй – оптовому предприятию, которое должно взыскать платежи за реализованные товары с покупателя и перечислить их поставщику. Если транспортные расходы должны оплачиваться за счет покупателя, а товар был доставлен транспортом поставщика, то в обоих комплектах расчетных документов отражается сумма транспортных расходов, подлежащих возмещению. Если эти расходы должно возмещать оптовое предприятие, то их сумма указывается только в его комплекте расчетных документов.

Учет операций по транзитной реализации товаров ведется аналогично учету реализации товаров со складов, с той лишь разницей, что приобретение и отгрузка товаров покупателям отражается одновременно, без использования счета 28 «Товары».

Учет операций по транзитному обороту с участием в расчетах ведется в специальной ведомости, которая служит не только регистром учета товарооборота, а и аналитического учета расчетов с поставщиками покупателями по транзитным поставкам.

При транзитном обороте без участия в расчетах оптовое предприятие выступает лишь как посредник: оно заключает договора на поставку товаров с поставщиком и покупателем и контролирует их выполнение. В данном случае расчеты с поставщиком ведет непосредственно получатель товаров. Такой оборот обеспечивает прямые связи розничных торговых предприятий с поставщиками товаров.

Основанием для отражения в учете оптового предприятия стоимости реализованных товаров служат копии расчетно-платежных документов, выданные поставщиком покупателю за отгруженные в их адрес товары. На основании копий полученных расчетных документов в отдельной ведомости (журнале) оптовое предприятие ведет учет операций по транзитному обороту без участия в расчетах, итоговые данные которой служат основанием для отражения этих операций в бухгалтерском учете.

Для определения себестоимости реализованных товаров предприятия оптовой торговли могут применять любой из методов, предусмотренных П(С)БУ 9 «Запасы» (за исключением метода нормативных расходов).

Чаще всего используется метод средневзвешенной себестоимости, суть которого состоит в следующем. По каждому наименованию товаров или их однородной группе определяется средневзвешенная себестоимость путем деления суммарной стоимости остатка товаров на начало отчетного месяца и стоимости полученных за месяц товаров на суммарное количество товаров на начало месяца и количество полученных за месяц товаров. Себестоимость реализованных товаров рассчитывается как произведение количества таких товаров на средневзвешенную их себестоимость.

Рассмотрим пример расчета в табл. 3.

Таблица 3

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).

К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:

  • стоимость доставки;

  • стоимость страхования;

  • таможенные пошлины;

  • вознаграждение посреднику.

В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

  • другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов

Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.

Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Проводка

Операция

Д 10 (41) — К 60 (76)

ТЗР включены в стоимость МПЗ

Пример

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.

Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).

Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

  • яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));

  • моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).

Для этого:

  1. МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.

  2. Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц Х (Дебетовое сальдо счета 15 (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета 15 (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц + Дебетовое сальдо счета 10 (41, 45) на конец месяца)

Проводки будут такие:

Проводка

Операция

Д 15 (44-ТЗР) — К 60 (76)

Отражены ТЗР

Д 20 (90) — К 15 (44-ТЗР)

Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)

Пример

По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.

За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.

Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:

N п/п

Стоимость материалов (счет 10)

ТЗР (счет 15)

Остаток на начало месяца

12 000

1 800

Поступило за месяц

30 000

4 000

Итого (п. 1 + п. 2)

42 000

5 800

Списано за отчетный месяц всего

40 000

Остаток на конец месяца

2 000

Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)

13,81%

Списано ТЗР за отчетный месяц всего

5 524

Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 — п. 8)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

  • стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;

  • остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

  • стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;

  • таможенные пошлины — на дату их уплаты;

  • вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

  • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
  • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
  • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

  • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
  • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

  • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
  • обособленное отражение операций по доставке.

В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета. В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены). Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций. Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10. При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Учет материалов в пути

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).

В ситуации, когда право собственности на материалы переходит раньше, чем фактическое поступление материалов на склад, необходимо оприходовать указанные материалы на счет 10 (без оприходования на склад, и лучше без количественного учета, чтобы было невозможно непреднамеренно списать их в производство).

Транспортная доставка товара может быть организована продавцом или покупателем собственным транспортным средством либо через транспортную компанию. Способ доставки предусматривается договором. Это очень важный момент договора, поскольку от этого зависит не только момент перехода права собственности, но и кто будет нести риск утраты (порчи) товара во время перевозки, а также способ учета затрат на перевозку в расходах в целях бухгалтерского и налогового учетов.

Право собственности на товар перейдет к покупателю в момент доставки товара на его склад (подписывается товарная накладная по форме ТОРГ-12). Стоимость доставки продавец может включить в цену товара либо указать доставку в документах как отдельную услугу. Бухгалтерский учет у продавца ведется с использованием счета 41, и с точки зрения учета понятия «Товары в пути» не возникает. Доставку товара организует покупатель собственным транспортным средством (самовывоз)

В этом случае товарная накладная подписывается уполномоченным представителем покупателя, а значит и переход права собственности происходит на складе продавца. Далее за товар несет ответственность сам покупатель.

В указанных выше случаях обязанность оплатить товар у покупателя возникла в момент получения товара от продавца на условиях, определенных в договоре. Продавец фиксирует в бухгалтерском учете выручку, а покупатель ставит на учет товар с использованием счетов учета товаров

Учет транспортно-заготовительных расходов

Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара:

Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно. Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.

Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:

включать затраты в стоимость товара;

отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.

Способ 1. Включение ТЗР в стоимость товара.

Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать. Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.

Если поставщик выделяет НДС и предъявил вместе с остальными документами счет-фактуру, то из стоимости партий выделяем НДС и направляем его к вычету. Проводки Д19 К60 и Д68. НДС К19.

Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1 (2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в приказе по учетной политике и применяет этот способ в течении всей своей деятельности. Изменить способ учета можно только с начала нового календарного года.

Транспортные расходы по доставке товаров покупателям:

Если покупатель забирает товаром самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Конкретный вариант учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

В бухгалтерском учете можно поступать одним из двух способов:

1) сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались (так называемое прямое включение);

2) сначала все затраты учитывать на отдельных субсчетах, открываемых к счету 10 «Материалы» или 15 «Транспортно-заготовительные расходы», а затем распределять их между видами приобретенных ценностей.

Распределение транспортно-заготовительных расходов между видами материалов

Данный метод применяется, когда предприятие регулярно закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии. Здесь, как мы уже отмечали, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете. В дальнейшем бухгалтер должен распределить их между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.

Как известно, в бухгалтерском учете фактическую себестоимость приобретенных материалов можно рассчитывать двумя способами:

сразу формировать на счете 10 «Материалы»;

учитывать на счете 10 сырье по плановым ценам, а фактическую стоимость материалов и ее отклонение от плановой отражать на счетах 15 и 16.

В первом случае бухгалтер должен открыть к счету 10 специальный субсчет «Транспортно-заготовительные расходы», где и будет учитывать эти затраты. Договорную же стоимость поступивших материалов нужно отражать на субсчете «Сырье и материалы».

Со счета 10 нужно списывать только ту сумму транспортно-заготовительных расходов, которая относится к материалам, истраченным за месяц. * (3) Как же ее рассчитать? Сначала нужно определить средний процент отклонения транспортных затрат по каждому виду материалов. Для этого используют такую формулу:

ТЗР% = (ТЗРн + ТЗРп): (Мн + Мп) х 100%,

где

ТЗР% — средний процент отклонения транспортно-заготовительных расходов; ТЗРн — остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп — сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн — стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп — стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).

Результат умножают на учетную стоимость материалов, израсходованных за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.

Упрощенный способ учета транспортных расходов

Согласитесь, на крупных предприятиях, где постоянно закупается и используется различное сырье, рассчитывать расходы по каждому виду материалов — задача очень трудоемкая. Поэтому в Методических указаниях предусмотрен порядок, который поможет облегчить бухгалтеру эту работу.

Допустим, бухгалтер увидел, что средний процент отклонения ТЗР за отчетный период, не превышает 5 процентов от стоимости израсходованных материалов. Тогда всю сумму транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском учете можно включить в стоимость израсходованных материалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *