Страховые взносы проводки

Основные проводки по начислению страховых взносов в 2017-2018 годах

Как и прежде, страховые взносы начисляются одновременно с заработной платой проводками по дебету счета затрат организации (20, 44, 25, 26), который использовался для начисления расходов на оплату труда застрахованного лица, и кредиту счета 69 «Расчеты по соцстрахованию».

О том, что изменилось в правилах расчета взносов в связи со сменой их администратора, читайте .

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по учету взносов на соцстрахование на примере.

Пример

Сотруднику отдела продаж ООО «Колоски» Заряниной А. В. за отработанные в марте 2018 года дни была начислена зарплата в сумме 27 280 руб., исходя из оклада. С 01.03.2018 по 09.03.2018 работница была на больничном, и расчетная сумма пособия за счет работодателя составила 3 521,34 руб., а за счет ФСС — 8 216,46 руб. Руководство ООО «Колоски» обратилось в ФСС со справкой-расчетом для возмещения расходов по больничному.

В бухучете расчеты по взносам будут выглядеть следующим образом:

Бухгалтерская проводка

Сумма

Хозяйственная операция

Дт 44 Кт 70

27 280,00

Начислена заработная плата за март 2018 года

Дт 44 Кт 69.01

791,12

Начислены взносы по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ)

Дт 44 Кт 69.02

6 001,60

Начислены взносы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС)

Дт 44 Кт 69.03

1 391,28

Начислены взносы по обязательному медстрахованию (ОМС)

Дт 44 Кт 69.11

218,24

Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев и производственных травм (НСиПТ)

Д 44 Кт 70

3 521,34

Начислено пособие по ВНиМ за счет работодателя (3 дня)

Дт 69.01 Кт 70

7 042,68

Начислено пособие по ВНиМ за счет ФСС (6 дней)

Дт 69.02 Кт 51

6 001,60

Оплата взносов ОПС

Дт 69.03 Кт 51

1 391,28

Оплата взносов ОМС

Дт 69.11 Кт 51

218,24

Оплата взносов НСиПТ

Дт 51 Кт 69.01

6 251,56

Получено возмещение от ФСС*

* Возмещение от ФСС получено за минусом неуплаченных взносов по ВНИМ.

Изменения в проводках по страховым взносам и штрафным санкциям в 2017-2018 годах

На переходный период (2017-2019 годы) возможны ситуации, когда вам придется делать корректировку или уплачивать страхвзносы за годы, предшествующие 2017, т. е. те, в которых расчеты велись напрямую с фондами. Во избежание путаницы в расчетах лучше всего создать на счете 69 отдельные субсчета второго порядка для учета старых (за 2014–2016 годы) и новых (с 2017 года) взносов по каждому виду страхования, тем самым обеспечив их аналитический учет для правильного разнесения в отчетности.

ВАЖНО! Для того чтобы обезопасить себя на случай налоговой проверки или судебного разбирательства, внесите в приказ об учетной политике положения об изменениях в методике учета по страхвзносам.

Пени и штрафы по взносам необходимо отражать по дебету основного счета общехозяйственных затрат (26, 44) с корреспонденцией по кредиту субсчета соответствующего вида страхования (раздел 2 приложения к письму Минфина РФ от 28.12.2016 № 07-04-09/78875). При начислении штрафных санкций также должна соблюдаться аналитика по администратору взносов, который их назначил.

Читайте об особенностях отражения в учете пени по соцвзносам .

Уплата страхового возмещения

Пункт 1 статьи 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ предусматривает обязанность российских предприятий выплачивать своим работникам страховое возмещение. Данные суммы учитываются в составе взносов на соцстрах, адресуемых в пользу ФСС, и соразмерно их уменьшают.

Если же сумма пособий, уплаченных организацией своим сотрудникам, превысила размер отчислений в пользу Фонда социального страхования, то соответствующая компания вправе возместить разницу, адресовав в ФСС бланк заявления на возмещение расходов.

Следует подчеркнуть, что указанный выше Федеральный закон лишь декларирует право предприятия на компенсацию разницы между выплаченными суммами в пользу работников и размеров взносов, подлежащих перечислению в Фонд социального страхования. Конкретный порядок действий, перечень необходимых документов или форму заявления в ФСС в 2017 г. на возмещение переплаты данный акт нормотворчества не содержит.

Минздравсоцразвития Российской Федерации своим Приказом от 04.12.2009 N 951н ввело в действие подробный перечень документов, подлежащих вручению в территориальные органы Фонда социального страхования России для компенсации выплаченных сумм страхового возмещения.

Возмещение расходов ФСС в 2017 году

Согласно указаниям Минздравсоцразвития РФ, содержащимся в вышеназванном Приказе, страхователь, изъявивший намерение возместить понесенные расходы на выплаты в пользу своих работников, должен предоставить в территориальный орган Фонда социального страхования следующие документы:

  • заполненное заявление в ФСС;
  • расчет по исчисленным и выплаченным взносам на соцстрах, а также данные по своим затратам на уплату страхового обеспечения;
  • копии доказательств, обосновывающих суммы, отраженные в формулярах, а именно больничные листки, справки, документы и выписки из женских консультаций, с мест работы родителей, свидетельства о рождении детей и иные формы, предусмотренные актами нормотворчества России.

Важно отметить, что в законодательном порядке официальный бланк заявления в ФСС о возмещении расходов не разработан и не утвержден.

В связи с изложенным выше каждый страхователь может разработать свою форму соответствующего заявления, воспользовавшись следующими обязательными реквизитами, предусмотренными Минздравсоцразвития Российской Федерации:

  • полное название и местонахождения предприятия или же ФИО и адрес физического лица;
  • регистрационный номер, присваиваемый ФСС РФ. Если указанные сведения отсутствуют, то искомую информацию можно получить на официальном портале Фонда социального страхования в интернете;
  • итоговая сумма, подлежащая компенсации.

Для упрощения процедуры составления формы можно воспользоваться образцом заявления на возмещение расходов в ФСС или же скачать примерную форму с сайтов территориальных отделов Фонда социального страхования.

​Скачать образец бланка заявления страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения

Следует подчеркнуть, что Минздравсоцразвития Российской Федерации, как и отечественные органы законодательной власти, не утвердил специальную методику заполнения описанной формы. Поэтому при оформлении заявления можно как воспользоваться машинописным способом, так и заполнить формуляр шариковой ручкой. Указанное выше верно и при изготовлении документов для возмещения больничного в ФСС.

Скачать образец заполнения бланка заявления страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения

Каждый страхователь, направляющий в ФСС России запрос о возврате страхового возмещения, должен учитывать, что Фонд может отказать в компенсации требуемых сумм. Отрицательное решение должно быть мотивировано и обосновано.

Еще одним важным моментом является общий характер пакета документов на возмещение больничных листов в ФСС в 2017 году, оплату отпусков по беременности и родам, выплату пособий на содержание детей.

Возврат затрат

В пункте 13 Правил ФСС России указаны следующие основания, по которым можно получить возврат затрат:

  • аттестация рабочих мест;
  • обеспечение оптимального уровня загрязненности и запыленности в воздухе, соответствие уровня шума и вибраций критериям охраны трудовой деятельности;
  • некоторые работники могут рассчитывать на обучение охране трудовой деятельности;
  • покупка специальных средств защиты для лиц, трудящихся на вредном или производстве с высокой степенью опасности;
  • возможность санаторного лечения и осуществления медицинского контроля над персоналом, занятым на вредной или опасной работе;
  • предоставление лечебного диетического питания;
  • покупка специальных приборов для выявления уровня алкоголя в крови во время медицинских осмотров;
  • покупка тахографов в компаниях, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками.

Возмещение расходов ФСС в 2018 году – это возможность возмещения определенной доли затрат на реализацию необходимых мер по охране труда.

На сегодня программа обязательного страхования от несчастных случаев во время рабочей деятельности и профзаболеваний включает в себя пункт проведения мер, целью которых является предупреждение наступления подобных случаев с работниками при осуществлении ими трудовой деятельности.

Данный пункт регулируется 125 Федеральным законом от 1998 года. Определенная часть затрат может выплачиваться из страховых отчислений на случай травматизма. Отчисления подлежат оплате в Фонд социального страхования, что прописано в 372 Федеральном законе от 2011 года.

Кто имеет право?

Условия денежной реализации предупреждающих мер по уменьшению травматизма на работе и снижению количества профессиональных заболеваний работников, трудящихся в сфере с вредными и опасными условиями труда прописаны в приказе Министерства труда и социальной защиты от 2012 года.

На сегодня участниками программы по возмещению расходов в ФСС считаются:

  • фонд социального страхования России, который именуется страховщиком,
  • индивидуальные предприниматели, компании – страхователи, производящие выплаты своим работникам.
  • застрахованные граждане, являющиеся жителями России, также сюда могут относиться иностранные лица постоянно или временно проживающие в России страны и лица, не имеющие гражданства.

Сейчас предприятия могут запрашивать средства из ФСС для финансирования некоторых предупредительных мер, связанных с сокращением числа профессиональных болезней и производственного травматизма. При этом необходимо учитывать, что на настоящий момент действуют уже новые утвержденные правила финансового обеспечения.

Расширен перечень мер по профилактике травматизма. Так, часть затрат на предоставление путевок рабочим, покупку специальной формы и аттестации рабочих мест может возмещаться из бюджета социального страхования, так как туда выделяются взносы для профилактики от несчастного случая.

Новшества заключаются и в том, что в 2018 году, благодаря сумме обязательных выплат на травматизм, компания или индивидуальный предприниматель могут дополнительно оплатить следующие виды мероприятий:

  • обучать некоторые категории работников охране труда, а именно членов комиссий по охране, специалистов и руководителей охраны трудовой деятельности малых компаний и организаций, доверенных лиц по охране профсоюзных организаций и других работников соответствующих органов,
  • проводить обязательные регулярные медицинские осмотры работников, контактирующих с вредными и опасными рабочими факторами.

Проверка налоговой — неприятность для ИП. Подготовьтесь!

Также организации, которые занимаются определенным видом деятельности, могут приобретать за счет средств социального фонда приборы контроля, например приборы для определения наличия алкоголя в крови. На такие выплаты могут рассчитывать страхователи, коллектив которых трудится в деятельности, связанной с движением транспорта, на подземных видах работ, проводит дорейсовые и досменные медицинские осмотры. Кроме того, выплаты могут получать страхователи, чья деятельность связана с грузовыми и пассажирскими перевозками.

Стоит отметить, что обычно крупные предприятия за счет выделяемых фондом средств хотят финансировать ряд мер по аттестации рабочих мест. Согласно установленным правилам только необходимый уровень аттестации от 0,3 предоставляет страхователю право получить скидку для страховых тарифов.

Из фонда социального страхования предприятие может проводить указанные выше мероприятия в размере, не превышающем 20% от размера страховых взносов. Они учитываются только за прошедший календарный год, и их сумма снижается на величину выплат в зависимости от определенного вида страхования, которые также производились в прошлом календарном году.

Как возместить расходы ФСС?

Страхователь, который желает получить необходимые финансовые средства должен обратиться в региональное отделение фонда социальной защиты по месту регистрации и приложить туда заявление по форме. Заявление необходимо предоставить не позднее 1 августа настоящего календарного года.

Расчет суммы

Если говорить о возмещении денежных средств, то наличные деньги фонд социального страхования не выплачивает. Однако при одобрении возврата, потраченные финансы можно приплюсовать к сумме оплаты страховых взносов по графе травматизма. Так, затраченной суммой можно уменьшить взносы за этот год.

Но в этой схеме есть небольшое ограничение. От взносов страхового лица на травматизм засчитывается не более 20%, начисленных по подсчетам предыдущего года и уменьшенных суммой выплат страхователя, от заболеваний в профессиональной области и страхований от ряда несчастных случаев.

Указанное ограничение подсчитывается в бухгалтерских проводках следующим образом. Полный размер возмещенной суммы расходов для специальной оценки труда, по которым могут быть уменьшены взносы в этом году – это социальные взносы по травматизму, начисляемые работодателем за прошлый год минус страховые компенсации персоналу за прошедший год по страхованию от ряда несчастных происшествий на работе и профессиональных болезней. Полученная разница умножается на 20%. При расчете по данной формуле, сначала следует определить разницу, а затем провести расчет процентов.

Как рассчитывать размер возмещения ФСС для спецоценки? Приведем пример.
Предприятие «Контроль» в прошлом году перечислило в фонд страхования 60 тысяч рублей по взносам на травматизм. Причем в связи с нечастным случаем на работе одному работнику была выплачена компенсация в размере 10 тысяч рублей. То есть при проведении оценки трудовых условий, компания может рассчитывать на получение гарантированной выплаты в размере 10 тысяч рублей по подсчетам вышеуказанной формулы. Когда фонд выдаст разрешение на выплату пособия, то организация может засчитать затраты на специальную оценку труда по взносам на травматизм. Максимальный размер проведенного зачета не будет превышать 10 тысяч рублей.

Подача документов

Чтобы получить возмещение расходов в социальном фонде страхования необходимо представить следующие документы:

  1. заявление о возмещении финансов,
  2. промежуточный расчетный бланк с датой предоставления необходимых бумаг,
  3. финансовое поручение по уплате определенного вида налогообложения,

Бланк заявления о возмещении расходов ФСС: Бланк заявление на возмещение расходов ФСС

Стоит отметить, что для каждого мероприятия пакет документов будет различаться. К примеру, при аттестации по финансированию рабочих мест компания также предоставляет в фонд следующие документы:

  1. копию приказного документа об образовании аттестационной комиссии,
  2. копию договора с организацией об аттестации и проведенный расчет необходимых работ,
  3. копию аккредитованного свидетельства, полученную в специальной лаборатории, которую привлек страхователь для определения уровня вредных факторов на производстве.

При финансировании обучения охраны трудовой деятельности потребуется предоставить следующий список документов:

  1. копию договорного акта с обучающей компанией,
  2. список людей, которым необходимо пройти обучение,
  3. копию обучающей программы,
  4. копию лицензии обучающей компании о возможности предоставления образовательных услуг,
  5. копию приказного акта о направлении персонала на обучение.

Могут ли отказать?

После предоставления всех необходимых документов страхователь должен получить обязательный ответ в течение трех рабочих дней с момента принятия решения или с момента согласования. Если фонд социального страхования отказывает в выдаче, то должны быть указаны причины.

Стоит отметить, что в 2018 году перечень причин, по которым может быть выдан отказ, расширился. Ранее основными причинами являлись только недоимка по страховым взносам и недостоверность документов.

Сейчас может быть отказано и по причине несвоевременной или полной неоплаты пеней или штрафов.

По другим причинам отказ считается незаконным.

В каких случаях правопреемство при ликвидации ООО не осуществляется? Смотрите здесь.

Процедура банкротства предприятия долгая и сложная. Статья вносит ясность в процесс.

Согласно пункту 3 Федерального закона № 255 в фонде социального страхования обязаны выделить страхователю необходимые средства для реализации страхового финансирования в срок до 10 календарных дней. При условии, что страхователь представил все необходимые документы. Но в том же Федеральном законе имеется небольшая поправка, указывающая на возможность необходимой проверки, которая может проводиться и в выездном порядке, если нужно выяснить определенные моменты.

Бухгалтеру компании придется выполнить подсчет средств, которые направлялись для оплаты предупредительных мер в счет страховых перечислений, и присылать в ФСС ежеквартальные отчеты.

Бухгалтерские нюансы

Подсчитывать расходы лучше в обособленной форме. Для этого хорошо подходит аналитический счет, его необходимо открыть к субсчету по установленной форме. Если речь идет о получении выплат по финансированию предупредительных мер, то счет можно назвать «Подсчет обязательного социального страхования от несчастных случаев на предприятии и профессиональных заболеваний».

Если говорить о ведении отчета, то форма от 2008 года отменена, и на данный момент введена новая. Когда будут завершены запланированные меры, то необходимо будет отчитаться для исполнительного фонда, представив документы с подтверждением произведенных расходов.

Также важно учесть, что затраты, которые фактически понесло предприятие, но не подтвердило документами о целевом использовании финансов, не будут зачислены в счет для оплаты стразовых взносов.

Итак, чтобы получить возмещение расходов в ФСС в 2018 году, следует составить заявление, а к нему приложить документы, которые будут подтверждать понесенные расходы. Кроме того для каждого случая могут потребоваться отдельные документы. Все бумаги необходимо подать в местное отделение фонда социального страхования не позже 15 декабря настоящего года. Если будет принято положительное решение, то в установленный срок средства перечислятся на лицевой счет компании.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 677-23-53
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 507-63-03
    • Регионы — 8 (800) 775-65-04

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях регулируется:

  • в казенных учреждениях — инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – инструкция № 162н);
  • в бюджетных учреждениях — инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее — инструкция № 174н);
  • в автономных учреждениях — инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (далее – инструкция № 183н).

Вместе с тем бухгалтерский (бюджетный) учет в госучреждениях регулируется инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее — инструкция № 157н), которая является общей для любого типа учреждений.

Учет расчетов с органами ФСС осуществляется на счете 303 02 «расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и 303 06 «расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (п. 263 инструкции № 157н).

В соответствии с указаниями, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы по выплате пособий, начисленных за счет ФСС, отражаются по подстатье 213 «начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ и виду расходов 119 «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (129 «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов», 139 «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц», 149 «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов»).

Бухгалтерские записи в бюджетных (автономных) учреждениях

На основании положений п. 132 инструкции № 174н и п. 160 инструкции № 183н поступление возмещения от ФСС РФ на лицевой счет учреждения отражается:

Дебет 0.201.11.510 кредит 0.303.02.730 (0.303.06.730).

Данные операции отражаются как восстановление кассового расхода по подстатье 213 КОСГУ.

Необходимо отметить применение забалансовых счетов для отражения операций по возмещению средств от ФСС. Порядок использования забалансовых счетов будет отличаться в зависимости от периода, за который ФСС возмещает расходы.

Так, е сли ФСС возмещает расходы текущего периода, то такие операции отражаются путем уменьшения забалансового счета 18 «выбытия денежных средств», открытого к 201 счету, по статьям расходов ( КВР 119, КОСГУ 213) (п. 367 инструкции № 157н).

Е сли же ФСС возмещает расходы за прошлый отчетный период (год), поступление на лицевой счет указанного возмещения будет отражаться путем увеличения забалансового счета 17 «поступления денежных средств», открытого к 201 счету (п. 365 инструкции № 157н).

При этом, руководствуясь Указаниями № 65н, поступления бюджетных (автономных) учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражается по статье 510 «Поступления на счета» КОСГУ. Поэтому если ФСС возмещает расходы за прошлый отчетный период (год), поступление на лицевой счет такого возмещения отражается с применением статьи 510 КОСГУ.

Также отдельно стоит отметить, порядок отражения возмещения от ФСС за прошлый отчетный период в строке 951 раздела 4 формы 0503737. В письме Минфина России № 02-06-07/26400, Казначейства России № 07-04-05/02-7273 от 19.04.2018, письме Минфина России от 20.12.2017 № 02-07-10/85225 по таким суммам предлагается указывать код аналитики 510. Однако, учредителем бюджетного (автономного) учреждения может быть установлен иной порядок применения кода аналитики в разделе 4 формы 0503737. Например, учредитель может потребовать указать в качестве кода аналитики КВР, по которому ранее был осуществлен расход (119).

Какие проводки составить при возмещении расходов из ФСС?

Решение ФСС на возмещение расходов когда получено?
Расходы на приобретение аптечек, спец одежды учитывали в расходах, НДС к вычету ставили?

Полученное возмещение расходов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Бухгалтерские записи:
Д76 К86-Начислено полученное возмещение
Д69.11 К76-Зачтены расходы
Д86 К91.1 -Бюджетные средства признаются безвозмездным поступлением, учитываются в доходах (п. 9 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99)

Или
Д69.11К76-Зачтены расходы
Д76 К91.1 -Бюджетные средства признаются безвозмездным поступлением, учитываются в доходах.

Цитата (ViktoryBuh): Здравствуйте.

Решение ФСС на возмещение расходов когда получено?
Расходы на приобретение аптечек, спец одежды учитывали в расходах, НДС к вычету ставили?

Полученное возмещение расходов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Бухгалтерские записи:
Д76 К86-Начислено полученное возмещение
Д69.11 К76-Зачтены расходы
Д86 К91.1 -Бюджетные средства признаются безвозмездным поступлением, учитываются в доходах (п. 9 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99)

Или
Д69.11К76-Зачтены расходы
Д76 К91.1 -Бюджетные средства признаются безвозмездным поступлением, учитываются в доходах.

Финансирование предупредительных мер в счет уменьшения взносов на травматизм: отражение в 4-ФСС

Цитата:Организация сначала осуществила расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний (приобрела средства индивидуальной защиты и спецодежду), а затем получила соответствующее разрешение ФСС РФ.
Каков порядок бухгалтерского учета и налогового учета в части налога на прибыль поступающих от ФСС РФ средств на возмещение данных затрат?
12 августа 2013
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан осуществлять мероприятия по охране труда работников.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников предприятия (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Часть расходов на проведение подобных мероприятий может быть осуществлена за счет страховых взносов «на травматизм», подлежащих уплате в ФСС (п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).
Ежегодно Минтруда РФ разрабатывает меры финансового обеспечения мероприятий по охране труда. Так, Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2013 году, утверждены приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила N 580н).
Согласно п. 2 Правил N 580н размер средств, направляемых на финансирование предупредительных мер по охране труда за счет страховых взносов «на травматизм», не может превышать 20% суммы взносов, начисленной работодателем за 2012 год и уменьшенной на сумму выплаченного работникам страхового обеспечения от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональным заболеванием.
В соответствии с п. 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат в том числе расходы страхователя на приобретение средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Как следует из п. 2 Правил N 580н, организация может нести расходы, в том числе связанные с приобретением средств индивидуальной защиты, за счет собственных средств.
Затем согласно п. 4 Правил N 580н организация для получения финансового обеспечения предупредительных мер вправе обратиться с заявлением в территориальное отделение ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2013 года.
К заявлению прилагаются документы, перечень которых указан в этом пункте.
В частности, согласно пп. «г» п. 4 Правил N 580н в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных пп. «г» п. 3 Правил N 580н (приобретение спецодежды):
— перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
— перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, со ссылкой на соответствующий протокол оценки обеспеченности СИЗ, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества и стоимости приобретаемых СИЗ;
— копии протоколов оценки обеспеченности работников СИЗ, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
— копии сертификатов (деклараций) соответствия для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации (декларированию).
Территориальный орган ФСС РФ принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в порядке, установленном п. 7 Правил N 580н.
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 11 N 580н).
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 13 Правил N 580н). Страховщик осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер (п. 14 Правил N 580н).
Таким образом, средства, направляемые ФСС РФ на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, имеют целевой характер, т.е. являются целевым финансированием.
Бухгалтерский учет
Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абз. 2, 3 ст. 10, ст. 13 Бюджетного кодекса РФ), поэтому целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»).
Из этого следует, что на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» (п.п. 5, 7 ПБУ 13/2000).
Нужно иметь в виду, что порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС РФ зависит от того, когда были произведены эти расходы: до получения разрешения фонда или после.
Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению расходов, операция будет отражена проводками:
Дебет 76 Кредит 86
— получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что по мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений.
Поскольку в рассматриваемом случае средства не поступают на счет организации, а засчитываются в счет расчетов с фондом по взносам на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, уменьшение задолженности по уплате взносов на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма отражается проводкой:
Дебет 69, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму произведенных расходов.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе. Сумму бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывают в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
При принятии к учету материально-производственных запасов (например при приобретении средств индивидуальной защиты), осуществлении других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:
Дебет 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Кредит 60
— приобретены СИЗ;
Дебет 86 Кредит 98-2
— отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.
В соответствии с п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее — Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, приобретенная специальная одежда должна учитываться до передачи в эксплуатацию в составе ее оборотных активов на отдельном субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе». Выдача специальной одежды работникам отражается в бухгалтерском учете с использованием специального субсчета 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» (п. 20 Методических указаний).
При этом стоимость специальной одежды со сроком полезного использования более 12 месяцев, вне зависимости от стоимости, погашается линейным способом исходя из сроков ее полезного использования, предусмотренных в Типовых отраслевых нормах (п. 26 Методических указаний). Однако, если срок эксплуатации специальной одежды не превышает 12 месяцев, то одежду возможно списать единовременно (п. 21 Методических указаний).
По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения других мероприятий, суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Дебет 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
— выдана спецодежда работникам;
Дебет 20 (23, 25 …) Кредит 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»
— списана единовременно стоимость спецодежды (списана линейным способом на расходы часть стоимости спецодежды (ежемесячно));
Дебет 98-2 Кредит 91-1
— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
В случае, если организация сначала осуществила расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, а затем было получено разрешение ФСС РФ, нужно руководствоваться следующим.
При приобретении СИЗ и списании их (передаче работникам) организация делает проводки:
Дебет 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» Кредит 60
— приобретены СИЗ;
Дебет 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10-10, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
— выдана спецодежда работникам;
Дебет 20 (23, 25 …) Кредит 10-11, субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»
— списана единовременно стоимость спецодежды (списана линейным способом на расходы часть стоимости спецодежды (ежемесячно)).
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (т.е. без их отражения в качестве средств целевого финансирования).
В этом случае при получении разрешения ФСС РФ на целевое финансирование нужно отразить увеличение прочих доходов:
Дебет 76 Кредит 91-1
— признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС РФ по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, выполняется проводка:
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.
Поскольку на момент принятия решения об отражении расходов организация не располагала информацией о том, будет ли осуществляться финансирование предупредительных мер за счет средств ФСС РФ и в какой сумме, признание расходов не является ошибкой, подлежащей исправлению (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).
Налог на прибыль организаций
При расчете налога на прибыль организация включает в состав доходов доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). Доходы, не учитываемые для налогообложения, приведены в ст. 251 НК РФ, которая не содержит исключений в виде компенсаций предупредительных мероприятий за счет средств ФСС РФ.
Таким образом, формально суммы компенсации должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку перечень внереализационных доходов является открытым.
Однако следует отметить, что согласно ст. 41 НК РФ доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов экономическую выгоду организация не получает (значит, в составе доходов суммы произведенных расходов, зачтенные в счет уплаты взносов, не учитывает). Если следовать этой позиции, то в таком случае и расходы, произведенные организацией за счет финансирования из ФСС РФ, не должны учитываться при налогообложении прибыли.
Тогда, в целях налогообложения прибыли:
— расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ, учитываются в полном объеме в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
— расходы, компенсируемые впоследствии в порядке, установленном Правилами N 580н, в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ, для целей налогообложения прибыли не учитываются;
— средства, израсходованные на проведение мероприятий, указанных в Правилах N 580н, за счет средств ФСС РФ, учитывая положения ст.ст. 41 и 248 НК РФ, в состав доходов в целях налогообложения прибыли не включаются.
Такие разъяснения в отношении расходов, осуществляемых за счет ФСС РФ, приведены в письмах Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568. В качестве примера судебной практики можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13 по делу N А27-9150/2012.
Из этого следует, что, если организация до получения целевого финансирования учла при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний, после выделения средств ФСС РФ следует восстановить ранее признанные расходы, подать уточненные декларации за соответствующие периоды и уплатить недоимку по налогу на прибыль и соответствующие пени.
Есть мнение, что скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС РФ разрешение на финансирование. Также специалисты считают возможным после принятия ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов социального страхования от НС и ПЗ, согласованную с ФСС РФ сумму учесть в составе внереализационных доходов. По нашему мнению, учитывая отсутствие комментариев финансового и налогового ведомств по этому вопросу, такая позиция может создавать налоговые риски.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шишкина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
24 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *