Страховые взносы 2012

Ставки страховых взносов в 2012 году

смотри ставки на 2010г, 2011г, 2013г. , 2014, 2015, 2016, 2017

смотри Письмо ФСС № 15-03-11/08-16893 от 18.12.2012 «О направлении Обзора ответов на вопросы по применению положений Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ»

Пенсионный фонд ФФОМС ФСС

Для лиц 1966 года

рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть Страховая часть Накопи- тельная часть (индиви-дуальная часть тарифа страховых взносов)
соли- дарная часть индиви-дуальная часть соли- дарная часть индиви-дуальная часть
Общий режим (ст.58.2)
6 16 6 10 6 5,1 2,9
Дополнительный тариф свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (512000 руб) для плательщиков указанных в (ст.58.2)
10 0 10 0 0 0 0
Плательщики, применяющие УСН и плательщики переведенные на ЕНВД (ст.58.2) смотри письмо с пояснениями
6 16 6 10 6 5,1 2,9
Организации и ИП применяющие УСН с основным видом деятельности перечисленным в ст.58 ч.1 п.8
4 16 4 10 6 0 0
Для аптечных, некоммерческих, благотворительных организаций (ст.58 ч.1 п.10-12) смотри письмо с пояснениями
4 16 4 10 6 0 0
Сельхозтоваропроизводители и Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ст.58 ч.1 п.1)
16 10 6 2,3 1,9
Организации и ИП, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы (ст.58 ч.1 п.3) смотри письмо с пояснениями
16 10 6 2,3 1,9
Организации и ИП, применяющие ЕСХН (ст.58 ч.1 п.2) смотри письмо с пояснениями
16 10 6 2,3 1,9

Участники проекта Сколково (ст. 58.1)

14 8 6 0 0
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны (ст.58 ч.1 п.4-6) смотри письмо с пояснениями
8 2 6 4 2
СМИ (телевидение, радиовещание, издательская, полиграфическая деятельность) (за искл. реклама и эротика) (ст.58 ч.1 п.7)
4,8 16 4,8 10 6 3,3 2,9
Инжиринговые компании (ст.58 ч.1 п.13)
6 16 6 10 6 5,1 2,9
Экипаж судов (ст.58 ч.1 п.9)
0 0 0 0 0

С 1 января 2012 г. с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица (по трудовым или гражданско-правовым договорам (подряда, услуг)), превышающих 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются ( Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.»).

В 2012 г. налоговая нагрузка для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход составит 30%

  • В 2011 г. налоговая нагрузка для организаций и предпринимателей, применяющих общую систему налогообложение, упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход составит 34%
  • В 2010г. налоговая нагрузка для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных на уплату единого налога на вмененный доход составляет 14%.

С 2012 года начисление и уплата всех медицинских взносов будет осуществляться в ФФОМС. (Cтатья 12 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 313-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2012 года)

С 2012 года тариф страховых взносов в ПФР будет разбит на 2 части: солидарная часть и индивидуальная часть (Федеральный закон от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ).

  • солидарная часть — часть страховых взносов на ОПС, предназначенных для формирования денежных средств в целях выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров и т.д.
  • индивидуальная часть — часть страховых взносов на ОПС, предназначенных для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемых на его индивидуальном лицевом счете.

В 2012 г. введены новые пониженные тарифы

1. (Экипаж судов) Данный тариф вводится для членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС).
К ним относятся те суда, которые используются для:

  • грузо-пассажирских перевозок,
  • буксировки,
  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ.
  • самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт
  • несамоходные вместимостью более 80, построенные российскими организациями после 1 января 2010 г. и применяемые в торговом мореплавании.

В РМРС запрещено регистрировать суда из иностранных реестров и те, возраст которых превышает 15 лет.

2. (Инжиринговые компании) Данный тариф вводится для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги (ч 5.4-5.8 статьи 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)

Индивидуальные предприниматели и нотариусы

Предприниматели и нотариусы уплачивают за себя соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года:

МРОТх тариф страховых взносов (соответствующего фонда)х12.

(Для расчета принимается МРОТ установленный на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы)

Взнос в ПФР= МРОТ*12*26%
Взнос в ФФОМС= МРОТ*12*5,1%

На примере

Взнос в ПФР 4611*12*26% = 14 386,32
Взнос в ФФОМС 4611*12*5,1% = 2 821, 93

В 2012г. общая налоговая нагрузка составит 17208,25 руб.

Для сравнения в 2011г. общая налоговая нагрузка составляет 16159,56 руб.

Для сравнения в 2010г. общая налоговая нагрузка составляет 12002,76 руб.

В зависимости от года рождения страховой взнос в ПФР начисляется:

  1. (для лиц 1966 года рождения и старше)
    • 26% полностью на страховую часть
  2. (для лиц 1967 год рождения моложе).
    • 20% на страховую часть
    • 6% на накопительную часть

Пониженные страховые взносы 2012 более подробно

В начало страницы КБК на 2012г. Более подробно о страховых взносах ИП

Для базовых тарифов ввели дополнительную ставку

Ставки взносов в ФСС и Фонд медицинского страхования в 2012 г. не изменились. Однако вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование должна теперь зачисляться в Федеральный фонд медстрахастатьи 12, 58.2 Закона № 212-ФЗ. Как вы знаете, в 2011 г. надо было делить взносы на медицинское страхование между Федеральным и территориальным ФОМС.

А вот общий тариф страховых взносов в ПФР уменьшился с 26 до 22%ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ; ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании…» (далее — Закон № 167-ФЗ).

На суммы облагаемых выплат работнику, превышающие с начала года 512 000 руб., нужно будет начислять взносы в ПФР по тарифу 10%ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ; ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ. А значит, как мы уже сказали, для суммы 512 000 руб. уже не подходит название «предельная величина базы для начисления взносов»ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ.

Фонд Вид обязательного социального страхования Базовый тариф 2012 г.ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ
С выплат, не превышающих 512 000 руб. в год С выплат свыше 512 000 руб. в год
ПФР Пенсионное страхование 22,0% 10,0%
ФСС Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9%
ФФОМС Медицинское страхование 5,1%
Итого: 30,0% 10,0%

В результате получается, что по сравнению с 2011 г. новая шкала базовых тарифов выгодна только при годовом доходе работника не более 550 200 руб. (45 850 руб. в месяц).

Рассчитывается эта сумма путем решения несложного уравнения:

463 000 руб. х 34% = 512 000 руб. х 30% + (Х руб. – 512 000 руб.) х 10%.

В этом уравнении Х руб. — это и есть сумма начислений одному работнику за год, при которых величина взносов за 2011 г. и за 2012 г. будет совпадать.

Получается, что размер страховых взносов с выплат работнику в сумме 550 200 руб. составляет:

  • в 2011 г. — 157 420 руб. (463 000 руб. х 34% — ведь в 2011 г. надо было облагать только выплаты в пределах 463 000 руб. за год);
  • в 2012 г. — тоже 157 420 руб. (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. – 512 000 руб.) х 10%).

Об этом мы уже подробно говорили в одном из номеров нашего журнала (, 2011, № 23, с. 61).

Теперь давайте посмотрим, что же поменялось внутри тарифа пенсионных взносов.

С 2012 г. появляется солидарная часть тарифа. За счет нее будут финансироваться расходы Фонда, не связанные с выплатами за счет пенсионных накопленийст. 3 Закона № 167-ФЗ.

За счет солидарной части, к примеру, будут выплачиваться трудовые пенсии в фиксированном базовом размере, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров (если на день смерти они не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

То есть деньги, уплаченные за работника по солидарному тарифу, никак не повлияют на размер его будущей пенсии.

Другая часть тарифа страховых взносов называется индивидуальной. За счет нее и формируются суммы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете работника. И исходя из них будет определяться расчетный пенсионный капитал, а также размер накопительной части трудовой пенсии работникаст. 3 Закона № 167-ФЗ.

Деление тарифа на солидарную и индивидуальную части не отменяет деления тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. По-прежнему на накопительную часть пенсии надо начислять взносы только с выплат тем, кто родился в 1967 г. или позже.

Выплаты, включаемые в базу для начисления страховых взносов, на одного работника в течение года Базовый тариф взносов в ПФР на 2012 г.ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Не превышающие 512 000 руб.:
— для лиц 1966 года рождения и старше 22%, из них:
— 6% — солидарная часть;
— 16% — индивидуальная часть
— для лиц 1967 года рождения и моложе 16%, из них:
— 6% — солидарная часть;
— 10% — индивидуальная часть
6% — индивидуальная часть
Свыше 512 000 руб. 10% — солидарная часть

Появление солидарной части тарифа вызвало как минимум два вопроса.

Первый вопрос — надо ли перечислять взносы по солидарной части тарифа отдельной платежкой? Пока для них не появился отдельный КБК, логичнее делать платежки по-старому: с делением лишь на страховую и накопительную части.

Второй вопрос — как теперь заполнять отчетность в ПФР? Особенно интересно заполнение персонифицированных форм. Пока «пенсионная» отчетность не предусматривает указания «солидарных» взносов. Весьма вероятно, что скоро будут утверждены новые формы отчетности: как персонифицированной, так и РСВ-1 ПФР.

Как вы помните, срок сдачи отчетности в ПФР за I квартал — 15 мая 2012 г. Так что времени для разработки и утверждения новых форм достаточно. Когда эти формы появятся, мы сразу вам сообщим о них.

Некоторые пониженные тарифы тоже изменились

У всех, кто имеет в 2012 г. право на пониженные тарифы, никаких дополнительных ставок страховых взносов не будет. По каждому человеку надо начислять взносы только на облагаемые выплаты, не превышающие 512 000 руб. за годч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974; ст. 58 Закона № 212-ФЗ; ст. 33 Закона № 167-ФЗ. Причем для многих льготников общая величина тарифов снижена по сравнению с 2011 г. Также появились и новые льготники.

К упрощенцам с льготируемым видом деятельности присоединились аптеки и некоммерческие организации

В 2011 г. упрощенцы, для которых один из видов деятельности, прямо названных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, был основным, могли применять пониженные тарифы. В частности, это те, кто занимается производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий, управлением недвижимостью.

С 2012 г. к ним добавились организации и предприниматели, применяющие упрощенку, основной вид деятельности которыхп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2012):

  • <или>транспорт и связь (ОКВЭД 60.xx. xx — 64.xx. xx) — ранее льготируемой была только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (ОКВЭД 63.xx. xx);
  • <или>розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (ОКВЭД 52.31 и 52.32);
  • <или>производство гнутых стальных профилей (ОКВЭД 27.33);
  • <или>производство стальной проволоки (ОКВЭД 27.34).

В 2011 г. если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности упрощенца переставал соответствовать «льготному», то надо было пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала периода и доплачивать пенич. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012). В 2012 г. норма о пенях удаленач. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; подп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ. Что это означает? Что пени платить не нужно? Однако в Законе № 212-ФЗ прямо об этом не сказано. И в то же время есть общее правило: пени платятся всегда, когда взносы уплачены с опозданием. Так что эта поправка может быть чисто технической и вообще ничего не значить. За разъяснениями мы обратились к специалистам Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

КОТОВА Любовь Алексеевна Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

“Если у организации или предпринимателя, применяющих упрощенную систему, по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности перестал соответствовать «льготному» в 2011 г., то надо пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала года (с 01.01.2011) и доплачивать пени.

С 1 января 2012 г. норма о пенях удалена из ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ. Это означает, что при пересчете страховых взносов за тот или иной период 2012 г. пени платить уже нет необходимости”.

Как видим, поправку можно отнести к числу благоприятных. Однако говорить об этом уверенно можно будет после того, как Минздравсоцразвития выпустит официальное письмо (которым инспекторы ПФР и ФСС обязаны будут руководствоваться).

Наравне с вышеперечисленными льготниками-упрощенцами в 2012 г. право на пониженные тарифы имеют:

  • аптеки, переведенные на ЕНВДп. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и переведенные на ЕНВД, — в отношении выплат и вознаграждений работникам, занятым в фармацевтикеп. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;
  • упрощенцы — некоммерческие организации (за исключением государственных/муниципальных учреждений), которые занимаются социальным обслуживанием населения, научными исследованиями и разработками, образованием, здравоохранением, культурой и искусством (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массовым спортом. Такие некоммерческие организации имеют право на пониженный тариф в 2012 г. при условии, что по итогам 2011 г. у них не менее 70% доходов составляют целевые поступления, гранты, выручка от льготируемых видов деятельностип. 11 ч. 1, ч. 5.1, 5.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;
  • благотворительные организации, применяющие упрощенкуп. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Все упомянутые льготники вообще не должны платить в 2012 г. взносы в ФСС и ФФОМС. Платить надо только взносы в Пенсионный фонд.

Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для упрощенцев-льготников, аптек на ЕНВД и других льготников, перечисленных в пп. 8, 10—12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
Пенсионный фонд РФч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 20%, из них:
— 4% — солидарная часть тарифа;
— 16% — индивидуальная часть тарифа
0 0
Лица 1967 года рождения и моложе 14%, из них:
— 4% — солидарная часть тарифа;
— 10% — индивидуальная часть тарифа
6% — индивидуальная часть тарифа

Поскольку льготники не платят взносы в ФСС, им придется возмещать из Фонда суммы пособий, выплаченных работникам по больничным листам. То есть ситуация складывается такая же, как и у упрощенцев в 2010 г. Следовательно, опять надо ждать изменений формы-4 ФСС РФ.

Появились новые льготники с тарифом 14%

Пополнился список тех счастливчиков, которые могут платить взносы по совокупному тарифу 14%ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. В 2011 г. такой тариф применялсяпп. 4—6 ч. 1, ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012):

  • российскими IT-компаниями (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Кстати, с 2012 г. для них смягчены требования к применению льготы по средней численности работниковп. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ: вместо 50 человек достаточно 30;
  • хозяйственными обществами (ООО и АО), созданными после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузамип. 4 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;
  • резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ).

С 2012 г. к льготникам добавилисьп. 5 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ:

  • резиденты промышленно-производственных ОЭЗ;
  • резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства в кластер.
Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для IT-компаний; хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13.08.2009; резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф — 8%)подп. 4—6 п. 4, п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 8% — индивидуальная часть тарифа 2% 4%
Лица 1967 года рождения и моложе 2% — индивидуальная часть тарифа 6% — индивидуальная часть тарифа

Сельхозпроизводители и «инвалидные» организации: тот же тариф 20,2%

Как и в 2011 г., совокупный тариф 20,2% установлен для следующих категорийч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ:

  • любых работодателей в части выплат инвалидамп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ — если они не имеют права на более низкую ставку;
  • плательщиков ЕСХН и сельхозпроизводителейпп. 1, 2 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, которые могут применять ЕСХНп. 2 ст. 346.2 НК РФ, но не перешли на его уплату;
  • «инвалидных» организаций и созданных ими социально ориентированных учрежденийп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (кроме занимающихся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также товаров из правительственного перечняутв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 762).

Им взносы в Пенсионный фонд надо платить, как и раньше, — без выделения солидарной части. И только с облагаемых взносами выплат, общий размер которых (рассчитанный нарастающим итогом с начала года) не превышает 512 000 руб.

Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для любых организаций по выплатам инвалидам; для сельхозпроизводителей и плательщиков ЕСХН; для «инвалидных» организаций и созданных ими социально ориентированных учреждений
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф — 16,0%)подп. 1—3 п. 4, п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 16,0% — индивидуальная часть тарифа 1,9% 2,3%
Лица 1967 года рождения и моложе 10,0% — индивидуальная часть тарифа 6,0% — индивидуальная часть тарифа

Как видим, если в обычной организации есть работник-инвалид, то на выплаты ему страховые взносы надо начислять по пониженным ставкам.

Особые тарифы для инжиниринговых организаций

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, попали в число льгот­ни­ков-2012. Правда, их пониженные тарифы отличаются от базовых лишь тем, что не нужно платить взносы с выплат, превышающих 512 000 руб. на человекап. 13 ч. 1 ст. 58, ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; подп. 13 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ. То есть для них нет дополнительной ставки взносов в Пенсионный фонд.

Чтобы иметь право на пониженные тарифы в 2012 г., инжиниринговые организации должны соответствовать ряду требованийч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ:

  • доля доходов от инжиниринговых услуг за 9 месяцев 2011 г. должна составить не менее 90% всех доходов;
  • средняя численность их работников за 9 месяцев 2011 г. должна быть не менее 100 человек;
  • самое интересное — требуется получить у экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам положительное заключение. Информация о том, что у организации есть такое заключение, должна быть во внебюджетных фондах не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодомп. 3 ч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Пониженные тарифы для СМИ немного повысились

Для средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера) совокупный тариф страховых взносов в 2012 г. повышаетсяп. 7 ч. 1, ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на 1%. Впрочем, такое повышение было запланировано еще год назад. Кроме того, внутри пенсионного тарифа выделяется солидарная часть.

Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для средств массовой информации (за исключением СМИ рекламно-эротического характера)
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф — 20,8%)п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 20,8%, из них:
— 4,8% — солидарная часть;
— 16,0% — индивидуальная часть
2,9% 3,3%
Лица 1967 года рождения и моложе 14,8%, из них:
— 4,8% — солидарная часть;
— 10,0% — индивидуальная часть
6,0% — индивидуальная часть

И еще одно изменение, касающееся средств массовой информации. Из Закона № 212-ФЗ убрали упоминание о том, что они при утрате права на пониженные тарифы в течение года надо платить пениподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ. Осталась только норма о том, что надо пересчитать взносы по общим (нельготным) тарифам с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с начала годач. 1.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

***

Перед нами — очередная перетасовка тарифов страховых взносов. Практически для всех льгот­ни­ков-2011 поправки благоприятные.

Изменение тарифов взносов означает, что потребуются новые формы отчетности по страховым взносам — по крайней мере, по взносам в ПФР. Так что бухгалтеров ждут новые сюрпризы. А еще неприятные новости ожидают тех, у кого работают временно пребывающие иностранцы. Об этом — в нашей следующей статье.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Страховые взносы — расчет / уплата / отчетность»:

Но намедни стало известно, что с 2012 года будет действовать новая ставка размером в 30%. Для малого бизнеса, работающего в производственной или социальной сфере эта ставка будет снижена до 20%. Но как можно было понять, эта льгота продлится примерно 2 года, а затем вновь будет принято новое решение по этому вопросу.
Страховые взносы идут на медицину, пенсию и так далее. Естественно, что повышение ставок по социальному налогу привело к уходу части экономики в тень. Снижение налога после повышения выглядит непоследовательно. И не очень-то ясно, откуда будут черпать ресурсы пенсионный фонд. Напомню, что число пенсионеров растёт, а число работающего населения сокращается. Эта негативная тенденция будет длится порядка 10 лет и ещё не понятно, что произойдёт дальше, т.к. прогнозировать столь дальние тренды — проблематично.
Сегодня фирмы платят 34% от зарплаты до суммы 463 тысячи рублей в сумме за год. Всё, что выше этой зарплаты — не облагается социальными взносами. Видимо, через пару лет будут облагать сверхвысокие зарплаты какой-то дополнительной ставкой, что станет дополнительной налоговой базой. Кстати, порог 463 тысячи рублей вероятно будет также пересмотрен в большую сторону в связи с высокой инфляцией.
Снижение ставок по страховым взносам лишит бюджета страны 100-150 миллиардов рублей в год.
В итоге получилось что-то вида “ни вам ни нам”. Ставка страховых взносов 30% выше, чем старый налог ЕСН на 4% и ниже нового социального налога на 4%. Наверное, это правильное решение. Изначально было ясно, что резкое повышение налога на 8% — это слишком много и вызовет большие проблемы для предпринимателей.

Пенсионная система России прошла долгий путь становления от выплат отдельным категориям граждан до уровня всеобщего пенсионного обеспечения. В результате она взяла на себя реализацию одной из важнейших функций государства – социального обеспечения в целом.

За последние годы в сфере социального обеспечения произошли существенные изменения. Это, прежде всего, переход от уплаты единого социального налога (ЕСН) к уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ВБФ). И, кроме того, передача контрольных полномочий налоговых органов в отношении указанных платежей Пенсионному фонду РФ и его территориальным органам.

Законодательство о страховых взносах

В результате указанных изменений можно говорить об образовании относительно самостоятельной группы правовых актов, регулирующих уплату страховых взносов в ВБФ. Назовем ее «законодательство РФ о страховых взносах». При этом следует отметить, что данная сфера относительно независима как от налогового права, так и от других отраслей российского законодательства.

В настоящее время сфера правового регулирования социального обеспечения формируется следующими федеральными законами:

  • «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ;

  • «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ;

  • «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Следует заметить, что указанные изменения первоначально не привели к повышению тарифов страховых выплат. Так, до 1 января 2011 года тарифы страховых взносов не превышали действовавшую с 2009 года ставку ЕСН. В этот период менялась только шкала для начисления взносов.

Однако возникла проблема: образовавшийся дефицит бюджетов ВБФ нужно было сокращать. Поэтому начиная с 2011 года предусмотрены более высокие по сравнению с ЕСН и тарифами страховых взносов 2010 года ставки страховых взносов.

Что будет с тарифами?

Вышеуказанные изменения серьезно увеличивают фискальную нагрузку на индивидуальных предпринимателей и организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Так, если в 2010 году они уплачивали только 14% страховых взносов, то с 2011 года размер страхового платежа составляет 26%.

Плательщики страховых взносов, которые не имеют право применять пониженный тариф страховых взносов, с 2011 года обязаны уплачивать в ВБФ взносы по тарифу 34%.

В 2012 году общий тариф страховых взносов не изменится. Однако планируется снизить с 2 до 0% тариф взносов, уплачиваемых в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Одновременно повысится с 3,1 до 5,1% тариф страховых взносов, уплачиваемых в Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Тарифы страховых взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Облагаемая база

Тариф

ПФР

ФСС

ФФОМС

Итого

Не превышает предельную величину

22%

2,9%

5,1%

30%

Превышает предельную величину

10%

0%

0%

10%

Тарифы пенсионных взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Облагаемая база

Тариф

На финансирование страховой части пенсии

На финансирование накопительной части пенсии

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Не превышает предельную величину

22%

22% (6% солидарная часть и 16% индивидуальная часть)

16% (6% солидарная часть и 10% индивидуальная часть)

6% (полностью индивидуальная часть)

Превышает предельную величину

10%

10% (полностью солидарная часть)

10% (полностью солидарная часть)

0%

Льготные тарифы и категории

В настоящее время рассматривается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Если он будет принят, то значительно расширится перечень лиц, уплачивающих страховые взносы по льготному тарифу.

Так, к существующим льготным категориям плательщиков страховых взносов предлагается, в частности, добавить:

  • организации и индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности которых являются транспорт и связь либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами;
  • благотворительные организации;
  • некоммерческие организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.

Помимо новых субъектов льготного режима уплаты страховых взносов указанный законопроект также предусматривает снижение тарифов страховых выплат для уже существующих льготников.

Интересным является предложение Минфина России, поддерживаемое Правительством РФ, о введении регрессивной шкалы для взимания страховых взносов. Так, предлагается в качестве временной меры на период 2012–2013 годов снизить максимальный тариф страховых взносов с 34 до 30% для зарплат, которые за год не превышают 512 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, будут взиматься взносы по ставке 10%.

Индикатор справедливости

В заключение хотелось бы отметить следующее. Пенсионная система играет роль своеобразного индикатора социальной справедливости, стабильности в обществе. А целью взимания страховых платежей является защита и улучшение условий существования страхователей. Исходя из этого не вполне оправданно выглядит увеличение фискальной нагрузки на субъектов малого и среднего бизнеса путем повышения процентных ставок страховых выплат с 2011 года.

Однако необходимо подчеркнуть, что в настоящее время существуют проекты законов, направленные как на расширение субъектного состава льготного режима уплаты страховых взносов, так и на снижение тарифов страховых взносов. Мы считаем, что это оправданные решения, и надеемся, что соответствующие законодательные инициативы найдут свое отражение в российском праве.

Екатерина Виниченко, юрисконсульт

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *