Страховое возмещение проводки

Страхование ОСАГО: водитель признан потерпевшим

В этом случае страховая компания выплатит организации страховое возмещение.

При этом за прямым возмещением убытков пострадавший должен обратиться в свою страховую компанию, если:

  • авария произошла с участием двух машин;
  • у обоих владельцев есть полис ОСАГО;
  • вред причинен только автомобилям.

Если же указанные условия не соблюдены, то порядок прямого возмещения убытков по ОСАГО не действует. Тогда потерпевший может обратиться за выплатой возмещения в страховую компанию виновника ДТП.

Об этом сказано в статье 14.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ и пункте 3.15 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П.

Страховая компания принимает решение о выплате страхового возмещения при наличии документов о происшествии, оформленных сотрудниками полиции (п. 5 ст. 11 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). В исключительных случаях такие документы могут быть оформлены без участия полиции. Это возможно при одновременном выполнении условий:

  • в результате ДТП причинен вред только транспорту;
  • указанное ДТП произошло с участием двух транспортных средств. При этом ответственность владельцев каждого транспортного средства застрахована;
  • обстоятельства причинения вреда, характер повреждения транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещении.

Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 11.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

Если документы будут оформлены без участия полиции, то размер страхового возмещения составит не более:

  • 25 000 руб.;
  • 50 000 руб., если договоры ОСАГО обоих участников заключены после 1 августа 2014 года.

А в случае, когда ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, максимальная сумма выплаты составит 400 000 руб. Но только при следующих условиях:

  • договоры ОСАГО обоих участников заключены после 1 октября 2014 года;
  • потерпевший представил своему страховщику данные об обстоятельствах ДТП, зафиксированные на фото- или видеосъемке.

Это следует из положений подпункта «б» статьи 7, пунктов 4 и 5 статьи 11.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ и пункта 8 статьи 5 Закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ.

В этом случае организация не вправе обратиться к своей страховой компании за дополнительным возмещением (п. 8 ст. 11.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ).

При оформлении документов с участием полиции максимальная сумма страхового возмещения вреда имуществу составляет 400 000 руб. (подп. «б» ст. 7 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ).

В бухучете сумму страхового возмещения включите в состав прочих доходов (п. 9 ПБУ 9/99). Такие доходы признаются на дату поступления страховых выплат на расчетный счет организации. Это связано с тем, что акт о страховом случае, на основании которого начисляется возмещение, страховые компании представляют только после перечисления выплаты. Если дело рассматривалось в суде, то доходы признайте на дату вступления судебного решения в законную силу. Это следует из положений пунктов 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, а также пункта 16 ПБУ 9/99.

Операции, связанные с поступлением страхового возмещения, отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 91-1

– начислена сумма страхового возмещения.

Дебет 51 Кредит 76

– получено страховое возмещение;

Вместо денежной выплаты страховая компания (по согласованию с организацией) может отремонтировать автомобиль, поврежденный в ДТП (п. 4.17 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П). В этом случае автомобиль передается для ремонта в автосервис. Поэтому организации нужно учесть автомобиль обособленно. Например, к счету 01 можно открыть субсчет «Основное средство, переданное на ответственное хранение».

Если страховая выплата не полностью покрывает ущерб, нанесенный организации, разницу должна возместить виновная сторона (п. 3.7 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, п. 1 ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ). В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76

– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

Страхование ОСАГО: водитель признан виновным

В этом случае у организации может возникнуть два вида расходов:

  • на ремонт собственного автомобиля;
  • на возмещение потерпевшей стороне ущерба, не покрытого страховкой.

Оба вида расходов организация оплачивает за счет собственных средств.

В бухучете затраты, связанные с ремонтом собственного автомобиля, включите в состав прочих расходов (п. 13 ПБУ 10/99).

Если организация ремонтирует автомобиль собственными силами, в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44…)

– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если организация ремонтирует автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

Если по результатам экспертизы автомобиль не подлежит восстановлению, его следует списать с учета.

Возместить ущерб, нанесенный автомобилю потерпевшей стороны, организация должна в размере, превышающем сумму страховой выплаты по договору ОСАГО (ДСАГО). Если страховка полностью покрывает причиненный ущерб, выплачивать потерпевшей стороне ничего не нужно. Это следует из положений пункта 3.7 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, пункта 1 статьи 1068 и статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.

В бухучете сумму возмещения ущерба потерпевшей стороне включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76

– отражена задолженность перед пострадавшей стороной сверх суммы, покрытой страховым возмещением (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

Дебет 76 Кредит 51 (50)

– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

Водитель, виновный в ДТП, в отдельных случаях обязан в полной сумме возместить ущерб, нанесенный организации (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Таким образом, из его заработка можно удержать:

  • сумму, которую организация выплатила пострадавшей стороне сверх страховки ОСАГО (ДСАГО);
  • стоимость ремонта собственного автомобиля (если автомобиль не был застрахован по договору каско).

Страхование по договорам ОСАГО и КАСКО

Если автомобиль одновременно застрахован по договорам ОСАГО (ДСАГО) и КАСКО (риск «ущерб») и водитель автомобиля организации признан потерпевшей стороной, затраты на ремонт собственного автомобиля покроет страховая компания (п. 3 ст. 10 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1).

Суммы поступивших страховых выплат и расходы на ремонт учитывайте в общем порядке.

Если водитель автомобиля организации признан виновным в ДТП, у организации могут возникнуть расходы в сумме возмещения ущерба потерпевшей стороне (в части, не покрытой страховкой по договору ОСАГО (ДСАГО)) (п. 3.7 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, п. 1 ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ). В бухучете сумму возмещения ущерба потерпевшей стороне включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Затраты на ремонт собственного автомобиля покроет страховое возмещение по договору каско. Страховая компания, с которой заключен договор каско, может:

  • отремонтировать автомобиль за свой счет;
  • перечислить на счет организации страховое возмещение на покрытие стоимости ремонта автомобиля (полной стоимости автомобиля, если автомобиль не подлежит восстановлению).

Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 статьи 10 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.

Если страховая компания самостоятельно ремонтирует автомобиль, то на время ремонта учитывайте его обособленно. Например, к счету 01 можно открыть субсчет «Основное средство, переданное на ответственное хранение».

Суммы поступивших страховых выплат и расходы на ремонт учитывайте в общем порядке.

Договор ОСАГО не заключен

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Поэтому ДТП с участием незастрахованных автомобилей бывают нечасто.

Если виновником такого ДТП признан водитель незастрахованного автомобиля организации, то все расходы, связанные с ремонтом собственного автомобиля и возмещением ущерба потерпевшей стороне, организация оплачивает за свой счет (п. 6 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). При этом в учете указанные операции отражаются следующим образом.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль своими силами, в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44…)

– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76

– отражена задолженность перед пострадавшей стороной по выплате, связанной с возмещением ущерба (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

Дебет 76 Кредит 51 (50)

– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76

– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

ОСНО: водитель признан виновным

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, в определенных случаях обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

При расчете налога на прибыль стоимость ущерба, которую должен погасить виновный, отразите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При кассовом методе размер внереализационных доходов будет равен сумме удержаний из зарплаты сотрудника в каждом отчетном периоде (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления доход определяйте на дату признания ущерба виновным лицом. Если организация добивается возмещения ущерба через суд, датой признания дохода является день вступления судебного решения в законную силу. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ). В этом случае доходы признаются в размере, указанном в судебном решении.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть расходы, связанные с устранением последствий ДТП, виновником которого признан сотрудник организации?

Если материальный ущерб с сотрудника не удерживается, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, компенсирует ли сотрудник материальный ущерб, нанесенный организации, или нет.

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

Однако по решению руководителя организации сотрудник может полностью или частично не возмещать причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).

Если виновный в аварии установлен, но по решению руководителя материальный ущерб с сотрудника не удерживается, расходы, связанные с ДТП (возмещение потерпевшей стороне и ремонт собственного автомобиля) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такая позиция объясняется следующим.

Поскольку ущерб нанес сотрудник, то в соответствии со статьями 238 и 243 Трудового кодекса РФ он должен его компенсировать. Отказ от взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника – это право, а не обязанность организации (ст. 240 ТК РФ). Воспользовавшись этим правом, организация не может признать расходы по возмещению ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки) экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. По мнению Минфина России, эта норма распространяется только на расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьим лицам действиями самой организации. Например, при нарушении договорных обязательств (письма Минфина России от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519, от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66).

Если виновник ДТП установлен, но ущерб с него не взыскан, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля. Положения пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ распространяются лишь на те виды ремонта, в ходе которых основные средства предохраняются от преждевременного износа или восстанавливаются после эксплуатации в обычных условиях. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП (при наличии виновного лица, с которого не взыскан ущерб) этим критериям не отвечают (см., например письмо УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226).

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям учесть при расчете налога на прибыль как расходы по возмещению причиненного ущерба, так и расходы на ремонт своего автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Даже в том случае, если виновник аварии установлен, но сумма ущерба с него не взыскана. Эти аргументы заключаются в следующем.

Если вред третьему лицу причинен сотрудником во время исполнения трудовых обязанностей, то обязанность по возмещению вреда возлагается на организацию (ст. 1068 и 1079 ГК РФ). Следовательно, эти расходы можно признать экономически обоснованными и учесть их при расчете налога на прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 марта 2009 г. № Ф09-1303/09-С2, Западно-Сибирского округа от 3 июля 2007 г. № Ф04-4416/2007(35835-А46-37), Северо-Западного округа от 29 июня 2006 г. № А26-12124/2005-217, Центрального округа от 31 августа 2005 г. № А48-1003/05-19).

Расходы на ремонт основных средств относятся к прочим расходам. При расчете налога на прибыль они признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были произведены. Это следует из положений пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ. Каких-либо ограничений по включению в налоговую базу расходов на ремонт основных средств, поврежденных в результате аварий, эта норма не содержит. Следовательно, на сумму затрат, связанных с ремонтом своего автомобиля после ДТП, организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль. Подтверждает данный вывод арбитражная практика (см., например, определения ВАС РФ от 6 ноября 2008 г. № 14389/08, от 30 ноября 2007 г. № 15839/07, постановления ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. № Ф09-4771/08-С3, от 31 июля 2007 г. № Ф09-6029/07-С3 и от 7 марта 2007 г. № Ф09-1374/07-С3, Северо-Кавказского округа от 24 июня 2009 г. № А53-6877/2008-С5-37).

Если сотрудник документально подтвердил свою задолженность по возмещению ущерба перед организацией (например, подписал приказ об удержании суммы ущерба из его зарплаты), то расходы, связанные с ДТП (ремонт собственного автомобиля и возмещение ущерба потерпевшей стороне), при расчете налога на прибыль можно учесть (п. 1 ст. 260, подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 16 октября 2009 г. № 03-03-06/1/668).

Датой признания расходов, связанных с возмещением ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки), является:

  • при методе начисления день признания задолженности или день вступления в законную силу судебного решения (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ);
  • при кассовом методе день фактической выплаты возмещения ущерба потерпевшей стороне (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы на ремонт собственного автомобиля включите в состав прочих расходов (п. 1 ст. 260 НК РФ). Подробнее об учете расходов на ремонт основных средств см. Как отразить в налоговом учете ремонт основных средств.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов, связанных с ДТП, виновником которого признан водитель организации. Организация применяет общую систему налогообложения, использует метод начисления

В августе водитель ООО «Альфа» Ю.И. Колесов попал в ДТП на служебном автомобиле ВАЗ-2109 и был признан виновным. Автомобиль ВАЗ-2109 используется в производственной деятельности организации и застрахован только по договору ОСАГО. Организация применяет метод начисления, налог на прибыль уплачивает ежемесячно.

В августе автомобиль организации был отремонтирован силами собственного ремонтного подразделения. Сумма расходов на ремонт – 60 000 руб.

По данным экспертного заключения стоимость ремонта автомобиля потерпевшей стороны составляет 200 000 руб. Сумма страхового возмещения, которая выплачивается потерпевшей стороне по договору ОСАГО, составляет 120 000 руб. (ст. 7 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением в сумме 80 000 руб. (200 000 руб. – 120 000 руб.) «Альфа» выплачивает потерпевшей стороне за счет собственных средств. На основании приказа руководителя о взыскании материального ущерба:

  • сумма ремонта собственного автомобиля организации удерживается с водителя, признанного виновным в аварии (к размеру удержаний сотрудник претензий не имеет, с приказом ознакомлен)
  • сумма возмещения потерпевшей стороне (80 000 руб.) с виновника аварии не удерживается (уплачивается за счет организации).

Дело о возмещении ущерба рассматривалось в суде. В сентябре судебное решение о выплате потерпевшей стороне 80 000 руб. вступило в законную силу. В этом же месяце «Альфа» перечислила страховое возмещение.

В учете организации сделаны следующие записи.

В августе:

Дебет 23 Кредит (70, 69, 10…)
– 60 000 руб. – отражены затраты на ремонт автомобиля, выполненный собственными силами;

Дебет 91-2 Кредит 23
– 60 000 руб. – списана на расходы стоимость ремонтных работ;

Дебет 73 Кредит 91-1
– 60 000 руб.– отражена задолженность виновного лица по возмещению ущерба.

В сентябре:

Дебет 91-2 Кредит 76
– 80 000 руб. – отражена сумма ущерба, подлежащего возмещению потерпевшей стороне (на основании решения суда);

Дебет 76 Кредит 51
– 80 000 руб. – перечислено возмещение ущерба на расчетный счет потерпевшей стороны.

При расчете налога на прибыль в августе бухгалтер «Альфы» включил в состав прочих расходов затраты на ремонт собственного автомобиля (60 000 руб.). В этом же месяце бухгалтер отразил в составе внереализационных доходов сумму задолженности (60 000 руб.), которую сотрудник возместит организации.

Сумма возмещения потерпевшей стороне на основании приказа руководителя с водителя не удерживается. Поэтому эта выплата не учитывается в составе расходов при расчете налога на прибыль. В связи с тем, что в бухучете возмещение ущерба третьим лицам отражается в полной сумме, а в налоговом учете не отражается вообще, возникает постоянная разница. С нее нужно рассчитать постоянное налоговое обязательство:
80 000 руб. × 20% = 16 000 руб.

В сентябре в учете «Альфы» сделана запись:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 16 000 руб. – отражено постоянное налоговое обязательство с разницы между суммами возмещения ущерба, отраженными в бухгалтерском и налоговом учете.

Продолжение >>

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Учет ДТП.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для их анализа с целью снижения аварийности на автомобильном транспорте.

Правила учета дорожно-транспортных происшествий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647.

Основные понятия в Правилах учета ДТП:

а) «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

б) «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных).

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

1. Учет ДТП осуществляется:

— органами внутренних дел;

— владельцами транспортных средств;

— государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог;

— органами Росстата на основании отчетов ГИБДД (в государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди).

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

2. Учет ДТП в органах внутренних дел.

Органы внутренних дел (ГИБДД) производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения Госавтоинспекции на региональном и федеральном уровне представляют сведения подразделениям госстатистики по форме, утвержденной приказом Росстата от 21 мая 2014 г. N 402. Форма ежемесячная, состоит из 8 разделов.

3. Учет ДТП владельцами транспортных средств.

3.1. Статья 20 Закона о безопасности дорожного движения обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств утверждена приказом Минтранса РФ от 02.04.96 N 22.

3.2. Анализ ДТП проводится субъектом транспортной деятельности (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель) в соответствии с приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 г. N 7 Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…Результаты анализа ДТП должны оформляться документально и храниться не менее 3 лет.

3.3. Анализ ДТП в соответствии с приказом №7 осуществляется по трем составляющим:

— в отношении водителя автомобиля, управлявшего автомобилем;

— в отношении транспортного средства, участвовавшим в ДТП;

— в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности, отвечающих за выпуск на линию автотранспортного средства.

3.4. Анализ ДТП по водителю автомобиля, управлявшего автомобилем.

При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

— фамилия, имя, отчество, общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях — участниках ДТП;

— прохождение водителем автомобиля медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;

— соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;

— соблюдение водителем правил дорожного движения и настоящих Правил;

— наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;

— организация повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;

— наличие у водителя российского национального водительского удостоверения.

3.5. Анализ ДТП в отношении транспортного средства – участника ДТП. Устанавливаются:

— модель транспортного средства;

— государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;

— наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;

— наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;

— организация технического обслуживания и ремонта транспортного средства;

— периодичность технического обслуживания транспортного средства и сроки проведения последнего технического обслуживания транспортного средства, а также лицо, ответственное за его проведение;

— соблюдение межсервисного пробега;

— наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;

— наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях.

3.6. Анализ ДТП в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности, отвечающих за выпуск на линию автотранспортного средства. При анализе устанавливаются:

— фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;

— соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;

— меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

4. Учет ДТП государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

Форма учета дорожно-транспортных происшествий государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог определяется Российским дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в управление (отдел) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении.

Страховое возмещение: как отразить в учете

В случае наступления страхового случая организации получит страховое возмещение. Рассмотрим порядок его отражения в бухгалтерском и налоговом учете в различных ситуациях.

Бухгалтерский учет

Расчеты по имущественному страхованию отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»). Аналитический учет ведется по каждому страховщику и отдельным договорам страхования <1>.

При наступлении страхового случая в учете отражаются следующие записи:

Проводка Операция

При выбытии основных средств

Д-т 02 – К-т 01 Списана начисленная на основное средство амортизация
Д-т 76-2 – К-т 01 Списана остаточная стоимость основного средства
Д-т 83 – К-т 84 Списана сумма добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок выбывающего основного средства
Д-т 51 – К-т 76-2 Получено страховое возмещение
Д-т 91-4 – К-т 76-2 Списана сумма ущерба, не покрываемая страховым возмещением
Д-т 76-2 К-т 91-1 Списана сумма страхового возмещения, превышающая фактический размер ущерба

При повреждении основных средств

Д-т 76-2 – К-т 10, 23, 70, 69 и т.д. Отражены затраты на ремонт основного средства, выполненный собственными силами
Д-т 76-2 – К-т 60 Отражены затраты на ремонт основного средства, выполненный с привлечением подрядчика
Д-т 18 – К-т 60 Отражен НДС, выделенный подрядчиком
Д-т 68-2 – К-т 18 НДС принят к вычету
Д-т 51 – К-т 76-2 Получено страховое возмещение
Д-т 90-10 – К-т 76-2 Списана сумма ущерба, не покрываемая страховым возмещением
Д-т 76-2 – К-т 90-7 Списана сумма страхового возмещения, превышающая фактический размер ущерба

При выбытии запасов

Д-т 76-2 – К-т 10, 11, 20, 41, 43 Списаны запасы, выбывшие в результате страхового случая (за исключением товаров, учитываемых по розничным ценам)
Д-т 41-2 – К-т 42

СТОРНО

Списаны суммы включенных в розничную цену товаров торговых надбавок и НДС

Д-т 76-2 – К-т 41-2 Списаны товары, учитываемые по розничным ценам
Д-т 68-2 – К-т 18

СТОРНО

Скорректирована сумма налоговых вычетов по НДС в результате выбытия запасов (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, ДТП)

Д-т 76-2 – К-т 18 Восстановленная сумма НДС отнесена на увеличение потерь по страховому случаю
Д-т 51 – К-т 76-2 Получено страховое возмещение
Д-т 90-10 – К-т 76-2 Списана сумма ущерба, не покрываемая страховым возмещением
Д-т 76-2 – К-т 90-7 Списана сумма страхового возмещения, превышающая фактический размер ущерба

НДС

В случае утраты имущества (за исключением порчи, утраты в связи чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, ДТП) необходимо в текущем периоде уменьшить сумму налоговых вычетов по НДС на сумму «входного» НДС, ранее принятого к вычету по нему. При невозможности определения размера «входного» НДС налоговые вычеты за текущий период уменьшаются на 20% от стоимости утраченного имущества <2>.

Суммы «входного» НДС, предъявленного подрядчиком при осуществлении работ (оказании услуг), связанных с выбытием имущества либо восстановлением основных средств в результате наступления страхового случая, принимаются к вычету в общеустановленном порядке без ограничений <3>.

Налог на прибыль

Страховое возмещение отражается в составе внереализационных доходов на дату его получения <4>. Сумма ущерба по страховому случаю (стоимость выбывающего имущества, а также затраты, связанные с его выбытием, либо затраты на восстановление поврежденного имущества) включается в состав внереализационных расходов в пределах суммы полученного страхового возмещения. Данные расходы отражаются на дату поступления страхового возмещения, но не ранее их фактического осуществления <5>.

Сумма потерь, не покрываемая страховым возмещением, включается во внереализационные расходы в следующем порядке:

— если страховым случаем является чрезвычайная ситуация (пожар, авария, стихийное бедствие, ДТП, виновные лица которого не установлены или суд отказал во взыскании с них), — на дату отражения расходов в бухгалтерском учете (на момент списания не возмещенных страховщиком потерь) <6>;
— если по другим страховым случаям виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них (за исключением случаев, когда судом отказано во взыскании по зависящим от организации причинам), — на дату получения соответствующих документов от правоохранительных и (или) судебных органов <7>;
— если виновные лица установлены, — не ранее даты фактического поступления от них возмещения вреда <8>.

Обратите внимание!

Поскольку в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы по страховому случаю признаются в разных суммах, в налоговом учете следует сделать соответствующие расчетные корректировки к данным бухгалтерского учета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *