Статистическая отчетность

3.4. Статистическая отчетность

Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ и является одним из видов федерального государственного статистического наблюдения в форме регулярных периодических отчетов.

Бланки таких отчетов называются формами статистической отчетности. Правильность статистических сведений в отчетности заверяется подписью руководителя предприятия, организации. Различают формы федерального наблюдения, которые собираются и разрабатываются статистическими органами, и ведомственного наблюдения, которые собираются и разрабатываются органами, осуществляющими регулирование в соответствующей отрасли экономики. Для отрасли связи таким органом является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

По срокам представления статистическая отчетность бывает месячной, квартальной, полугодовой и годовой и представляет собой, за исключение годовой, текущую отчетность. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Наряду с текущей отчетностью на предприятиях применяется срочная отчетность (ежедневная, пятидневная, десятидневная), составляемая структурными подразделениями и филиалами предприятий в целях оперативно-технического управления и принятия срочных управленческих решений в сфере производства продукции и предоставления услуг. В срочной отчетности содержится минимум показателей, в текущей отчетности их круг расширяется. Наиболее полной является годовая отчетность.

В годовом отчете содержатся сведения о происходящих за год изменениях в производственной деятельности. Годовой производственный отчет вместе с месячной, квартальной и полугодовой отчетностью охватывает все стороны деятельности предприятий, характеризует достигнутый уровень производства, качество продукции, работу с кадрами, положение на рынке.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий.

Каждая форма статистической отчетности имеет реквизиты.

Реквизиты (обязательные сведения) статистической отчетности: номер и код по ОКУД, присвоенный данной форме; наименование формы, определяющее ее содержание; отметка об утверждении, дата утверждения и номер; периодичность и сроки представления отчетности; наименование отчитывающейся организации и её почтовый адрес; название министерства (ведомства), которому подчинена организация; указание, кому должна представляться отчетность; должности лиц, обязанных подписать отчет: руководитель организации и ответственный за составление формы.

Инструкция к заполнению форм статистической отчетности.

Базой формирования информации государственного статистического наблюдения и информационного обеспечения системы управления отраслевой и национальной экономики служит достоверный первичный статистический учет основных показателей производственной деятельности предприятий. Первичный статистический учет должен осуществляться на установленных бланках, соответствующих формам государственного статистического наблюдения; при корректировке последних вносятся соответствующие изменения в бланки форм первичного статистического учета.

Инструкции по первичному статистическому учету.

Унифицированная статистическая отчетность

Основные принципы формирования статистической информационной базы – унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся организации и бюджет.

Наиболее значимым результатом реформирования государственной статистики в 90-х гг. (переход РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, создание основ статистики, соответствующей рыночной экономике) были внедрение

  • цензового принципа организации учета и

  • переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий.

Сущность перехода к статистике предприятий – организация статистического наблюдения на основе использования единого статистического инструментария для всех хозяйствующих субъектов с формированием и последующим ведением статистического регистра предприятий – как единой совокупности объектов нескольких статистических наблюдений.

Ведение регистра предполагает регулярное обновление показателей, характеризующих хозяйствующие субъекты.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для включения в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

При реорганизации или ликвидации предприятия представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПО.

В целом статистика предприятий предполагает формирование на единых принципах информационно-статистической базы, содержащей сведения о хозяйствующих субъектах всех отраслей экономики. Деятельность каждого хозяйствующего субъекта рассматривается в целом независимо от выполняемых им видов деятельности.

В 1998г. Были введены единые формы статистической отчетности для всех хозяйствующих субъектов независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности.

Большое значение имеет стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит выявления тенденций, разработки прогнозов.

В настоящее время независимо от отрасли крупные и средние предприятия отчитываются по унифицированной отчетности. Малые предприятия с 1999г. отчитываются ежеквартально по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Перечислим формы унифицированной статистической отчетности:

Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (месячная),

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» (квартальная),

Форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии предприятия» (месячная),

Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная).

> Статистическая отчетность. Ее содержание и значение

Определение, сущность и значение статистической отчетности

Статистическая отчетность — особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические обследования и т.д.). Формы и программы, которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов).

Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, 1- п «Отчет о продукции промышленного предприятия» или 10-ф «Отчет по отдельным показателям финансовой деятельности предприятий (организаций)».

Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов РФ.

Отчетность как форма наблюдения характеризуется следующими основными особенностями:

  • — обязательность: каждое предприятие или организация обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке;
  • — отчетность охватывает не только все хозяйствующие субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство;
  • — юридическая сила: форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление;
  • — документальная обоснованность: все данные статистической отчетности получают на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля;

Отчетность — формы государственного статистического наблюдения, утверждаемые органами статистики. Статистические органы имеют право менять как перечень отчетности, так и её форму, сокращать число отчетов, вводить новые формы.

Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, Министерством финансов РФ.

По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

Общая отчетность — это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства.

В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Специализированными являются также формы отчетности о технико-производственных показателях предприятий определенных отраслей (черной металлургии, текстильной промышленности и т.п.).

По периоду времени, за который представляется отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных — это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Форма отчетности полностью основана на данных бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о финансовых результатов».

Целью статистической отчетности является разработка обобщающих показателей социально-экономического развития.

Информация может представляться организациями на бумажных, машинных носителях, с использованием средств телекоммуникации. В целях достижения единообразия Госкомстатом утвержден стандарт на формуляр-образец государственного статистического наблюдения.

Данный стандарт устанавливает требования к составу, построению и оформлению форм унифицированной системы отчетно-статистической документации, используемых для организации государственного статистического наблюдения.

Сбор и обработка статистической информации осуществляются на основе «Единой системы классификации и кодирования информации Российской Федерации».

Это означает наличие ряда классификаторов:

  • 1) ОКПО — общероссийский классификатор предприятий и организаций;
  • 2) ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации;
  • 3) ОКАТО — общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления;
  • 4) ОКОГУ — общероссийский классификатор органов государственной власти и управления;
  • 5) ОКДП — общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг;
  • 6) ОКФС — общероссийский классификатор формы собственности;
  • 7) ОКОПФ — общероссийский классификатор организационно-правовой формы.

Присвоение кодов по классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО).

В ЕГРПО учитываются все юридические лица. Каждый хозяйствующий субъект имеет свой персональный, не повторяющийся идентификационный код и совокупность описывающих его признаков.

Следует отметить, что статистическая отчетность по назначению и содержанию отличается от бухгалтерской отчетности. Статистическая отчетность ведется и представляется не только хозяйствующими субъектами, но и органами государственной власти, регионами, муниципальными образованиями.

Она охватывает не только показатели, относящиеся к ведению предпринимательской деятельности, но и другие, характеризующие различные стороны работы организаций, в том числе и не имеющие отношение непосредственно к хозяйствованию (характеристику кадров, социальные показатели и др.).

Виды статистической отчетности

Статистическая отчетность классифицируется по различным признакам. Одним из таковых является периодичность. Субъекты предпринимательства, работающие на территории РФ, могут сдавать:

  • срочную отчетность (данные за короткий период, например, месяц);
  • квартальную отчетность;
  • полугодовую отчетность;
  • сводную отчетность за год.

Содержание и периодичность предоставления статистических данных в соответствующую контролирующую организацию определяется статусом субъекта предпринимательства, спецификой его деятельности, организационно-правовой формой.

Каждый тип отчетности требует профессиональной подготовки, соответствующего действующим нормам оформления. С целью минимизации рисков предоставления документов с ошибками и, соответственно, применения к субъекту предпринимательства штрафных санкций можно передать функцию на внешнее управление. Заказать услугу в компании «ПрофБизнесУчет» вы можете на выгодных условиях.

Особенности статистической отчетности

Статистическая отчетность имеет целью обобщение актуальной информации, касающейся результатов финансово-хозяйственной деятельности субъекта и финансового положения предприятия в целом. Подается она в установленном порядке и в той форме, которая определена отраслевыми нормами либо федеральным законодательством.

Оформляются все типы статотчетности на основании данных бухгалтерского учета. Все показатели последнего находятся в тесной взаимосвязи. Любая ошибка в учете может исказить данные статистики. Это обусловливает необходимость тщательной проверки подготовленной к передаче в Росстат документации.

Что касается системы статотчетности, она имеет ряд типовых характеристик. Такой отчетности присущи обязательность, официальность. Каждая форма статистического отчета является документом, имеющим юридическую силу.

Непредоставление статотчетности в контролирующую организацию, нарушение порядка подачи документов, сроков их предоставления влекут за собой применение к нарушителю штрафных санкций. Их размеры регламентируются действующим законодательством.

Оформление, сдача отчетов

Как оформить статотчетность без ошибок, не пропустить срок сдачи очередного документа? Вам поможет профильный аутсорсинг. Он позволит снизить нагрузку на штатную бухгалтерию, обеспечит выполнение функций бухгалтера в случае его отсутствия.

Статистическая отчетность, оформляемая специалистами, является точной, достоверной, актуальной. Опытные бухгалтеры «ПрофБизнесУчета» осуществляют постоянный мониторинг профильного законодательства (федерального, отраслевого). Мы гарантируем актуальность форм статотчетности, корреляцию обобщенных данных с данными бухгалтерского учета, соблюдение сроков передачи документов по инстанциям. Дополнительно вниманию заказчиков услуги предлагается консультационная поддержка.

Какие есть виды статистической отчетности

Получатели статистических сведений бывают разные. Чаще всего учреждения отчитываются в Росстат и его региональные отделения.

Прочие органы статистической отчетности

Собирать и обрабатывать статинформацию могут и федеральные ГРБС. Например, Минобрнауки, Минтруда, Роспотребнадзор и др. Они направляют в Росстат уже обобщенные данные.

Например, форму № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» надо сдать в Минобрнауки. А форму № 1-ДОП «Сведения о дополнительном образовании и спортивной подготовке детей» – в территориальные органы Росстата.

Виды форм отчетности

Формы есть федеральные и региональные. Их, в свою очередь, можно разделить на общие и отраслевые, а также на те, которые сдают время от времени или же всего один раз. Федеральные отчеты утверждает Росстат (ч. 4 ст. 6 Закона № 282-ФЗ).

Но разрабатывать их могут и министерства. Поэтому не стоит удивляться, если разъяснения о порядке составления формы № ОО-1, утвержденной приказом Росстата от 17 августа 2016 г. № 429, дает Минобрнауки (письма от 2 сентября 2016 г. № АП-1471/02, от 1 сентября 2016 г. № АП-1456/02).

Вид статистического наблюдения

Статистическое наблюдение бывает:

  • сплошное, то есть обязательное для всех организаций;
  • выборочное – обязательное для специально отобранных организаций.

Что учесть бухгалтеру при составлении отчетности

В 2017 году образовательные учреждения заполнят новые формы статистического наблюдения, в которых есть показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Сведения о расходах и основных средствах

Три новых отчета: форма № ТЗВ-бюджет и приложения к формам № 11 и № 11 (краткая) – единовременные. Их ввели только для отчета за 2016 год. Сведения нужно подать в территориальный орган статистики по своему местонахождению до 1 апреля текущего года.

ТЗВ-бюджет

При подготовке сведений о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения (ф. ТЗВ-бюджет) учтите, что в указания по их заполнению внесены изменения. В частности, скорректирована таблица контрольных соотношений, которые должны соблюдаться при формировании отчета (приказы Росстата от 31 января 2017 г. № 52, от 4 августа 2016 г. № 386).

Скачать бланк ТЗВ-бюджет

Приложение к статформе № 11 (краткая) заполняйте, если в 2016 году:

  • вводили в действие новые объекты основных фондов;
  • увеличилась стоимость объектов основных фондов после модернизации, реконструкции.

Это правило применяйте к таким объектам, как компьютеры, автомобили, информационное, телекоммуникационное и другое оборудование.

В приложении расшифруйте данные графы 3 строк 06, 07 и 09 статформы № 11 (краткая) по каждому объекту основных фондов, которые имеют один код ОКОФ. Если введены однотипные объекты с одинаковым кодом ОКОФ, данные по этим объектам суммируйте (приказ Росстата от 30 ноября 2016 г. № 756).

Сведения об оплате труда

В новой статформе № ЗП-образование по существу ничего не изменилось. Отличия от старой редакции, утвержденной приказом Росстата от 30 ноября 2015 г. № 594, чисто технические. Так, актуализированы таблицы кодов ОКВЭД и ОКОПФ учреждений-респондентов.

Форма № 1-Т

В форме № 1-Т за 2016 год информацию о фонде начисленной заработной платы внешних совместителей необходимо будет указать в отдельной графе. Эта статистическая отчетность годовая.

Форма № П-4

А ежемесячно сведения о численности и заработной плате своих сотрудников отражайте в «Сведения о численности и заработной плате работников».

Если учреждение в отчетном месяце не начисляло заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме № П-4 направляйте в Росстат без заполнения этих данных.

Иная ситуация с формой № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Ее представляйте, только если есть задолженности по заработной плате. Нулевой отчет по этой форме сдавать не требуется (письмо Росстата от 15 апреля 2016 г. № СЕ-01-3/2157-ТО).

Сведения о финансово-экономической деятельности учреждения

Сведения указывают в форме № ОО-2. Ее сдавайте, если учреждение ведет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Форму составьте начиная с отчета за 2016 год и направьте в Минобрнауки до 20 апреля текущего года. Учтите: формы № Д-4, № ОШ-2 и № ОШ-2 (сводная), в которых отражали сведения о материальной базе, финансировании и расходах общеобразовательных учреждений, с 2017 года отменены.

Каким способом сдать отчеты

Формы можно подать в бумажном или электронном виде. Бумажный отчет передают лично или отправляют по почте с описью вложения. В этом случае датой его представления считается дата передачи в орган статистики или отправки письмом. Если подали форму в электронном виде с электронной подписью, дублировать ее на бумаге не надо. Датой представления электронного отчета будет дата отправки по интернету.

Таблица. В подготовке каких отчетов участвует бухгалтерия

Код формы по ОКУД

Номер и название формы

Документ, которым утверждена форма

Кто представляет

Периодичность

Срок

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности и материально-технической базе

№ ТЗВ-бюджет «Сведения о расходах бюджетного, автономного и казенного учреждения»

Приказ Росстата от 29 июля 2016 г. № 373

Бюджетные, автономные и казенные образовательные организации

Единовременно для отчета за 2016 год

До 1 апреля после отчетного года включительно

№ 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций»

Приказ Росстата от 15 июня 2016 г. № 289

Образовательные учреждения и их обособленные структурные подразделения

Ежегодно с отчета за 2016 год

До 1 апреля после отчетного года включительно

№ 11 (сделка) «Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду»

Приказ № 289

Образовательные учреждения, у которых на балансе есть основные средства (на счетах по учету основных средств и доходных вложений в материальные ценности)

Ежегодно с отчета за 2016 год

До 15 июня после отчетного года включительно

Приложение к форме № 11 «Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов за 2016 год»

Приказ № 289

Образовательные учреждения, у которых на балансе есть основные средства (на счетах по учету основных средств и доходных вложений в материальные ценности)

Единовременно для отчета за 2016 год

До 1 апреля после отчетного года включительно

Приложение к форме № 11 (краткая) «Сведения о видовом составе введенных в действие основных фондов некоммерческих организаций»

Приказ № 289

Образовательные учреждения и их обособленные структурные подразделения

Единовременно для отчета за 2016 год

До 1 апреля после отчетного года включительно

№ 11-НА «Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации)»

Приказ Росстата от 3 июля 2015 г. № 296

Образовательные учреждения, у которых на балансе в течение отчетного года числились контракты, договоры аренды, лицензии, маркетинговые активы и гудвилл (деловая репутация организации)

Ежегодно

До 30 июня после отчетного года включительно

№ ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации»

Приказ Росстата от 23 декабря 2016 г. № 851

Учреждения образования, которые ведут деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования

Ежегодно с отчета за 2016 год

До 20 апреля после отчетного года

Сведения об оплате и условиях труда

№ ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»

Приказ Росстата от 7 октября 2016 г. № 581

Образовательные учреждения и обособленные структурные подразделения

Ежеквартально с отчета за I квартал 2017 года

На 10-й день после отчетного квартала

№ 1 кадры «Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников организаций»

Приказ Росстата от 28 сентября 2016 г. № 554

Образовательные учреждения

Один раз в три-четыре года с отчета за 2016 год

До 3 февраля включительно

№ 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»

Приказ Росстата от 2 августа 2016 г. № 379

Образовательные организации, которые не подают сведения по форме № П-4

Ежегодно с отчета за 2016 год

До 20 января после отчетного года включительно

№ П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»

Приказ № 379

Образовательные учреждения и обособленные структурные подразделения

Ежемесячно с отчета за январь 2017 года

До 15-го числа после отчетного месяца

№ 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате»

Приказ № 379

Образовательные учреждения и филиалы при наличии просроченной задолженности по зарплате

Ежемесячно с отчета по состоянию на 1 февраля 2017 года

До 2-го числа отчетного месяца включительно

№ П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников»

Приказ № 379

Образовательные учреждения и обособленные структурные подразделения

Ежеквартально с отчета за I квартал 2017 года

До 8-го числа после отчетного квартала включительно

№ 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям»

Приказ Росстата от 3 августа 2015 г. № 357

Образовательные учреждения

Один раз в два года за нечетные годы

До 30 ноября включительно

№ 1-КТС (срочная) «Сведения о коллективных трудовых спорах»

Приказ Росстата от 8 ноября 2012 г. № 589

Образовательные учреждения при наличии коллективных трудовых споров в отчетном месяце

Ежемесячно

На 3-й день после отчетного месяца

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *