Ст 13 о полиции

Статья 13. Закона РФ О полицииПрава полиции



1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностейпредоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращенияпротивоправных действий, а равно действий, препятствующих законнойдеятельности государственных и муниципальных органов, депутатовзаконодательных (представительных) органов государственной власти,депутатов представительных органов муниципальных образований,членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а такжедеятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, еслиимеются данные, дающие основания подозревать их в совершениипреступления или полагать, что они находятся в розыске, либо еслиимеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела обадминистративном правонарушении, а равно если имеются основания дляих задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений иорганизаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершениеопределенных действий или на осуществление определенного видадеятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию всоответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц порасследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам обадминистративных правонарушениях, а также в связи с проверкойзарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений опреступлениях, об административных правонарушениях, опроисшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в томчисле по поручениям следователя и дознавателя, необходимыеобъяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу вполицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом,граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин отявки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися впроизводстве делами об административных правонарушениях, а также всвязи с проверкой зарегистрированных в установленном порядкезаявлений и сообщений о преступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено ккомпетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основепо мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полицииот государственных и муниципальных органов, общественныхобъединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения,справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в томчисле персональные данные граждан, за исключением случаев, когдафедеральным законом установлен специальный порядок полученияинформации, в порядке, определяемом федеральным органомисполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинскихорганизаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями ителесными повреждениями насильственного характера либо с ранениямии телесными повреждениями, полученными в результатедорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющихмедицинские противопоказания или ограничения к водительскойдеятельности; (В редакции Федерального законаот 28.06.2013 г. N 134-ФЗ)

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверенияпосещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися впроизводстве делами об административных правонарушениях, а также всвязи с проверкой зарегистрированньк в установленном порядкезаявлений и сообщений о преступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено ккомпетенции полиции, государственные и муниципальные органы,общественные объединения и организации, знакомиться с необходимымидокументами и материалами, в том числе с персональными даннымиграждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел,производству по делам об административных правонарушениях, проверкезаявлений и сообщений о преступлениях, об административныхправонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места,оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускныепункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны,использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть местосовершения преступления, административного правонарушения, местопроисшествия, если это необходимо для проведения следственныхдействий, оперативно-разыскных мероприятий, документированияобстоятельств совершения преступления, административногоправонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следовпреступления, административного правонарушения, происшествия, дляобеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья иимущества граждан не допускать их на отдельные участки местности иобъекты либо обязывать оставаться на соответствующих участкахместности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан,нахождение которых в общественных местах не связано с проводимымина законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, стребованием разойтись или перейти в другое место, если возникшеескопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни издоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работуорганизаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях,собирать доказательства, применять меры обеспечения производства поделам об административных правонарушениях, применять иные меры,предусмотренные законодательством об административныхправонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренныхуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации,следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производитьпри осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятиедокументов, предметов, материалов и сообщений и иныепредусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск ипринимать меры по розыску лиц, совершивших преступления илиподозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших безвести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящимФедеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры порозыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенногоимущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого всоответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федеральногозакона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения заходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишениясвободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителями должностным лицам организаций обязательные для исполненияпредставления об устранении причин и условий, способствующихреализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности,совершению преступлений и административных правонарушений;

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительноепрепровождение, в служебное помещение территориального органа илиподразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иноеслужебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина(при невозможности решения данного вопроса на месте); установленияличности гражданина, если имеются основания полагать, что оннаходится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствияили суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания,либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственнойугрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способенпозаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать инымспособом, а также в других случаях, предусмотренных федеральнымзаконом, — с составлением протокола в порядке, установленномчастями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах всостоянии алкогольного, наркотического или иного токсическогоопьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться илиориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;доставлять по письменному заявлению граждан в медицинскиеорганизации либо в служебное помещение территориального органа илиподразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище гражданв состоянии алкогольного, наркотического или иного токсическогоопьянения, если есть основания полагать, что они могут причинитьвред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлятьи (или) доставлять на медицинское освидетельствование всоответствующие медицинские организации граждан для определенияналичия в организме алкоголя или наркотических средств, еслирезультат освидетельствования необходим для подтверждения либоопровержения факта совершения преступления или административногоправонарушения, для расследования по уголовному делу, дляобъективного рассмотрения дела об административном правонарушении,а также проводить освидетельствование указанных граждан насостояние опьянения в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушенияили антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорныхв центры временного содержания для несовершеннолетнихправонарушителей органов внутренних дел, в специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойреабилитации, либо в служебное помещение территориального органаили подразделения полиции по основаниям и в порядке, которыепредусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством обадминистративных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотрнаходящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средствпри наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие,боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывныеустройства, наркотические средства, психотропные вещества или ихпрекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изыматьуказанные предметы, средства и вещества при отсутствии законныхоснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотрепассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном иливоздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотрсамостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных дляперевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменномузапросу уполномоченных должностных лиц полиции от организацийнезависимо от форм собственности предоставление образцов икаталогов своей продукции, техническую и технологическуюдокументацию и другие информационные материалы, необходимые дляпроизводства экспертиз; проводить исследования предметов идокументов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемогоили совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу(исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов,имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданскогооборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них безспециального разрешения, и по результатам такой экспертизы(исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либоприобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, либопередавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан иобщественного порядка совместно с организаторами публичных имассовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при нихвещей при проходе на территории сооружений, на участки местностилибо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, сприменением в случае необходимости технических средств, а приотказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его натакие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- ивидеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению всовершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых всовершении преступления, подвергнутых административному наказанию ввиде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течениеустановленного срока задержания достоверно установить их личностьне представилось возможным, а также других лиц в соответствии сфедеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимодля выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечениюбезопасности дорожного движения, проверять документы на правопользования и управления ими, документы на транспортные средства иперевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательногострахования гражданской ответственности владельца транспортногосредства; осуществлять с участием водителей или граждан,сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов приподозрении, что они используются в противоправных целях, ссоставлением соответствующего акта; задерживать транспортныесредства, находящиеся в розыске; временно ограничивать илизапрещать дорожное движение, изменять организацию движения наотдельных участках дорог при проведении публичных и массовыхмероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условийдля безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо еслипользование транспортными средствами угрожает безопасностидорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожноедвижение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам ихсодержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдаватьв установленном порядке разрешения на установку на транспортныхсредствах устройств для подачи специальных световых и звуковыхсигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов,общественных объединений и организаций проведения мероприятий,предусмотренных законодательством о безопасности дорожногодвижения; ограничивать или запрещать проведение на дорогахремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушениемтребований нормативных правовых актов в области обеспечениябезопасности дорожного движения; задерживать транспортные средстваи отстранять водителей от управления транспортными средствами вслучаях и порядке, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств иприцепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличиитехнических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожногодвижения, транспортных средств, владельцами которых не выполненаустановленная федеральным законом обязанность по страхованиюгражданской ответственности, а также транспортных средств, непрошедших государственного технического осмотра или техническогоосмотра в случаях, установленных Кодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, имеющих скрытые, поддельные,измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененныегосударственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку,не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах,в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — соснятием государственных регистрационных знаков до устраненияпричин, послуживших основанием для такого запрещения; приосуществлении государственного контроля (надзора) в областиобеспечения безопасности дорожного движения проводить проверкидеятельности организаций и индивидуальных предпринимателей,выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальнымпредпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, втом числе нарушений требований нормативных правовых актов в областиобеспечения безопасности дорожного движения при строительстве,ремонте, реконструкции и содержании дорог; (В редакции Федеральногозакона от 01.07.2011 г. N 170-ФЗ)

22) проводить проверки мест производства, хранения, торговли,коллекционирования и экспонирования оружия, основных частейогнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию исоставных частей патронов, а также проверки объектов, где ониобращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования ксодержанию программ подготовки лиц в целях изучения правилбезопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасногообращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правилбезопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасногообращения с оружием в организациях, определяемых ПравительствомРоссийской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний инавыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения ииспользования специальных средств в частных охранных организациях;по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицамобязательные для исполнения предписания об устранении выявленныхнарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию испециальных средств; изымать в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патронык оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничиватьв установленном законодательством Российской Федерации порядкедеятельность соответствующих объектов и применять иные меры,предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 годаN 150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в проведении проверокмест производства, хранения, использования и распространениявзрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехническихизделий IV и V класса;

23) устанавливать достоверность сведений, содержащихся вдокументах, представленных для принятия решения о выдаче лицензийлибо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 части 1 статьи 12настоящего Федерального закона, в том числе путем проведениясобеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путемнаправления запросов в соответствующие правоохранительные,лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственныеорганы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения,отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований,предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушенийпринимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений,их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральнымзаконом; продлевать срок действия, принимать решение оприостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения(дубликата удостоверения) частного охранника;

24) входить беспрепятственно по предъявлении служебногоудостоверения в помещения, занимаемые частными детективами ичастными охранными организациями, а также в помещения организаций,осуществляющих образовательную деятельность по программампрофессионального обучения частных детективов, частных охранников идополнительным профессиональным программам руководителей частныхохранных организаций, в целях выполнения возложенных на полициюобязанностей по контролю за соблюдением законодательства РоссийскойФедерации в области частной детективной (сыскной) и охраннойдеятельности; осматривать места хранения специальных средств иогнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемойчастными охранными организациями, на соответствие установленнымправилам; получать письменную и устную информацию о частныхдетективах, частных охранных организациях, частных охранниках и оборганизациях, осуществляющих образовательную деятельность попрограммам профессионального обучения частных детективов, частныхохранников и дополнительным профессиональным программамруководителей частных охранных организаций; проверять частныхохранников и работников юридических лиц с особыми уставнымизадачами на пригодность к действиям в условиях, связанных сприменением огнестрельного оружия и специальных средств; выдаватьобязательные для исполнения предписания об устранении выявленныхнарушений правил частной детективной (сыскной) и охраннойдеятельности; (В редакции Федерального законаот 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

25) требовать от граждан соблюдения пропускного ивнутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах;осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся приних вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въездена охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверятьусловия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлениинарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасностиграждан, и условий, способствующих хищениям имущества, приниматьмеры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанныхусловий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов,осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших наохраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых всовершении преступлений или административных правонарушений;использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого(выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксированияпротивоправных действий технические средства, не причиняющие вредажизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

26) выдавать руководителям и должностным лицам организаций,объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем,утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствиис законодательством Российской Федерации — руководителям идолжностным лицам иных организаций предписания о соблюденииустановленных требований инженерно-технической укрепленностиобъектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходеинспектирования подразделений охраны юридических лиц с особымиуставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иноене установлено федеральным законом, обязательные для исполненияпредписания об устранении выявленных нарушений в их охраннойдеятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранностигосударственной и муниципальной собственности;

27) проводить при осуществлении контроля за обеспечениемавиационной безопасности в области гражданской авиации проверкисоблюдения правил предполетного досмотра, пропускного ивнутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителейорганизаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов,авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраныфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного вобласти транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей ииных организаций необходимые документы и информацию; выдаватьруководителям организаций обязательные для исполнения предписанияоб устранении выявленных нарушений требований авиационнойбезопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличииинформации о возможном нарушении требований авиационнойбезопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества,запрещенные к перевозке воздушными судами;

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговыхорганов Российской Федерации;

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытияпреступлений в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации сведения, составляющие налоговую тайну;

30) применять на условиях и в порядке, предусмотренныхфедеральным законом, меры государственной защиты потерпевших,свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей,прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

31) применять в период действия военного положения иличрезвычайного положения, в период проведения контртеррористическойоперации меры и временные ограничения, установленные федеральнымиконституционными законами и федеральными законами;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать,использовать, выдавать и уничтожать в соответствии сзаконодательством Российской Федерации дактилоскопическуюинформацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео-и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие техническиеи специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровьюграждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотекилиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверокполиции; формировать, вести и использовать банки данныхоперативно-справочной, криминалистической,экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах,предметах и фактах; использовать банки данных другихгосударственных органов и организаций, в том числе персональныеданные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

34) привлекать граждан с их согласия к внештатномусотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество сгражданами, изъявившими желание конфиденциально оказыватьсодействие полиции на безвозмездной или возмездной основе;объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытиипреступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать егогражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнениииных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций вустановленном порядке специалистов государственных и муниципальныхорганов, организаций с сохранением за ними заработной платы(денежного содержания) по основному месту работы (службы);

35) использовать на безвозмездной основе возможности средствмассовой информации и информационно-телекоммуникационной сетиИнтернет для размещения информации в целях установленияобстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а такжедля розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительногоследствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствамисвязи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям иорганизациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствамисвязи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям иорганизациям, а также общественным объединениям и гражданам;

37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства,транспортные средства, принадлежащие государственным имуниципальным органам, общественным объединениям и организациям (заисключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическимпредставительствам и консульским учреждениям иностранныхгосударств, представительствам международных организаций), а висключительных случаях — транспортные средства, принадлежащиегражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц,совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, длядоставления в медицинские организации граждан, нуждающихся всрочной медицинской помощи, для отбуксировки с местадорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортныхсредств, для проезда к месту совершения преступления,административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняяпри необходимости водителей от управления этими транспортнымисредствами, с возмещением в установленном федеральным закономпорядке по требованию владельцев транспортных средств понесенныхими расходов либо причиненного им материального ущерба.

2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специальноуполномоченным сотрудникам полиции.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если онне является предметом регулирования федеральных законов,нормативных правовых актов Президента Российской Федерации илинормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,определяется федеральным органом исполнительной власти в сферевнутренних дел.

4. Требования (запросы, представления, предписания)уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи,обязательны для исполнения всеми государственными имуниципальными органами, организациями, должностными лицами ииными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе,представлении, предписании), но не позднее одного месяца с моментавручения требования (запроса, представления, предписания).

Глава 4. Применение полицией отдельных мер

государственного принуждения

Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 7 февраля 2011 года. В нем описаны принципы работы полиции, ее права и обязанности, и в каких случаях правоохранительным органам разрешено применять крайние меры чтобы обезопасить граждан РФ.

Статья 13 ФЗ-3 «О полиции» регламентирует права, предоставленные полицейским для исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13 пункт 1

Права полиции согласно статье 13:

  • требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, нарушающих работу государственных и муниципальных органов;
  • осуществлять проверку личных документов при подозрении в совершении преступлений или на пребывании в розыске;
  • вызывать в отделение полиции подозреваемых в уголовном деле и проходящих по делам административных нарушений;
  • запрашивать от государственных органов данные о подозреваемых в совершении преступлений;
  • посещать расследуемый объект недвижимости при предъявлении удостоверения личности;
  • патрулировать населенные пункты и улицы страны, выставлять стационарные посты для сохранения общественного порядка;
  • требовать от людей покинуть место преступления, если они мешают проводить оперативно-розыскные работы;
  • заполнять протокол в случае административных правонарушений, сбор доказательств и применение мер в отношении нарушителей;
  • проводить поисковые операции;
  • наблюдать за социальной реабилитацией недавно освободившихся граждан;
  • осуществлять принудительное сопровождение граждан в помещения временного размещения для правонарушителей;
  • сопровождать граждан, находящихся под алкогольным опьянением или наркотической зависимостью;
  • согласно законодательству РФ осуществлять личный досмотр граждан;
  • требовать от предприятия продукцию для проведения независимой экспертизы;
  • при наличии веских оснований останавливать транспортное средство для проверки;
  • организовывать мероприятия по объяснению правил дорожного движения;
  • проверять оружейные склады и магазины при подозрении в совершении преступления;
  • проверять достоверность предоставленного пакета документов для получении лицензии;
  • обеспечивать безопасность граждан, предотвращать антитеррористические действия;
  • в случаях необходимости участвовать в налоговых проверках;
  • беспрепятственно использовать возможности СМИ и телекоммуникаций;
  • проводить проверки физических и юридических лиц, занимающихся продажей наркотических средств.

Статья 13 пункт 2

Согласно закону, останавливать транспортные средства и организовывать мероприятия по разъяснению гражданам ППД вправе только специально уполномоченные сотрудники полиции.

Статья 13 пункт 3

Федеральный орган исполнительной власти определяет порядок исполнения полицейскими своих прав. Это возможно в случае, если порядок не регулируется президентом РФ.

Статья 13 пункт 4

Физические и юридические лица обязаны выполнить предписание, протокол или другой документ, выданный полицией, не позднее чем через 1 месяц с момента его получения.

Личный досмотр граждан

Сотрудники правоохранительных органов вправе проводить личный досмотр граждан, а также их личных вещей при наличии информации о перевозимом оружии, наркотиков и других законодательно-запрещенных вещей. Полицейские вправе участвовать в досмотре пассажиров и их багажа на железнодорожном вокзале, аэропорту и других транспортных путях. Сотрудники правоохранительных органов вправе изъять у пассажира предметы, запрещенные для перевозки в ручной клади.

Проверка документов

Согласно статье 13 полицейские вправе потребовать от физического и юридического лица предоставления необходимых для расследования документов. Все запрашиваемые акты предоставляются в оригинале с приложенными к ним копиями.

В случае необходимости сотрудники полиции вправе запросить у государственных органов нужные им документы для расследования уголовного дела или административного нарушения.

Федеральный закон №3 «О полиции» включает в себя 11 глав и 56 статей. Основной из них является статья 13, которая описывает права служащих в полиции. Статьей установлен порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам.

Чтобы подробнее ознакомиться с 13 статьей ФЗ-3 скачайте ее .

Если вас заинтересовала 13 статья, то вы можете подробнее ознакомиться с полным текстом Федерального закона, скачав его по . А вот текст закона о гражданстве 182 ждет вас в статье:

Комментарии к статье 13 Закона о полиции

Комментарии к пунктам 13 статьи ФЗ-3 о полиции разъясняют гражданам главные права, предоставленные полицейским.

Согласно закону документ, удостоверяющий личность гражданина — паспорт РФ. В случае его отсутствия, человек может предоставить вид на жительство или свидетельство о временной регистрации.

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов: правомерность, обоснованность, мотивированность.
Крайне распространенной является ситуация, когда организация получает письменный запрос правоохранительных органов (Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции и т.п.) с просьбой или даже требованием предоставить в определенный срок информацию в виде заверенных копий документов, связанных с финансово-хозяйственными взаимоотношениями данной организации с конкретными контрагентами или же вообще по всем контрагентам за определенный период (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платёжные поручения, книги покупок, книги продаж, переписка и т.д.).

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

Внешне данные письменные запросы соответствуют всем стандартам и формам, установленным и утверждаемым соответствующим Приказами и другими локальными актами (инструкциями) по делопроизводству МВД РФ, т.е. выполнены на официальном бланке соответствующего органа или ведомства, содержат исходящий номер и дату, подписаны уполномоченным должностным лицом с проставлением соответствующей печати.
Однако непосредственно по содержанию данные запросы часто не соответствуют элементарным требованиям законодательства об обоснованности и мотивированности.
Довольно часто сотрудники правоохранительных органов не обременяют себя пояснениями относительно причин и мотивов запроса информации, сведениями о проводимой ими проверки, причинах проведения такой проверки, информации об уголовном или административном деле, в рамках которых и запрашивается информация. В результате адресат подобных запросов даже не всегда может сделать однозначный вывод о том, в отношении кого именно проявлен интерес со стороны правоохранительных органов в данном случае – в отношении самой организации или в отношении её контрагентов или же вообще усматривается соучастие обоих сторон сделок.

Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п.10 части 1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ, ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию..».
В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач. Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции.
Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений. Таким образом, поводом для истребования информации в данном случае могут быть сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния.
В связи с этим, поскольку в запросе отсутствует указание на предмет и цели проведения проверки, вопрос о законности ее проведения (приказ МВД РФ № 177 от 16.03.2004г., Приказ МВД РФ № 636 от 02.09.2005г.) и, следовательно, правомерности предъявленного требования о выдаче документов имеет принципиальное значение, поскольку отсутствие факта преступного посягательства лишает возможности проведения каких-либо проверочных мероприятий со стороны органов полиции.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности, являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; события и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; 5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством российской Федерации; 6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено.
Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с п.4 части 1 ст.13 Федерального Закона «О Полиции» в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.
Как следует из анализа приведенной нормы права, направление запросов возможно лишь при наличии установленных законом оснований, к числу которых просто осуществление оперативно-розыскной деятельности (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленном порядке заявлении и сообщений о преступлении) не относится.
Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии оснований, указанных в его статье 7.
Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.
Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.
Таким образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не является мотивированным и объективно не позволяет собственнику информационного ресурса однозначно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых документов, имеются вполне законные основания воздержаться от предоставления какой-либо информации.
Также необходимо помнить, что организация в зависимости от своей организационно-правовой формы может нести ответственность перед своими акционерами, учредителями (участниками), контрагентами и партнерами за несанкционированное разглашение информации и причиненный в связи с этим ущерб.

Учитывая изложенное, в целях защиты информации, право на защиту которой прямо гарантировано Федеральным законом «О коммерческой тайне», и недопущения ее несанкционированного разглашения, целесообразнее известить автора запроса о правомерном воздержании от предоставления запрашиваемых сведений, имеющих конфиденциальный характер, вплоть до получения надлежащим образом оформленного запроса с указанием мотивов истребования информации, указывающих на законность и необходимость ее получения, номера уголовного дела, ссылки на материалы проверки зарегистрированные в КУСП.
В случае, если данные запросы не только не подвергнуться необходимым уточнениям и корректировкам со стороны их авторов, но настойчиво продолжат поступать с новой силой, адресат-юридическое лицо имеет право обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа, выразившихся в направлении неправомерных и не подлежащих исполнению запросов.
В силу ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.
Запросы, поступившие Обществу, ввиду отсутствия оснований для их направления, не являются обязательными для исполнения, а, следовательно, их получение не влечет возникновения обязанности по представлению требуемых документов, решение вопроса о возможности передачи материалов остается на его усмотрение.
Юристы группы компаний «Аваль» помогут Вам своевременно и аргументировано составить отзыв (ответ) на необоснованные запросы правоохранительных органов, что позволит в дальнейшем избежать административных санкций и ответственности за непредоставление сведений, а также представят Ваши интересы в суде о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа.
>Запросили документы: что делать?

Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?

Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.

Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.

Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.

В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.

Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.

При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.

  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

    3. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

  4. Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации

Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

  • от 100 до 300 рублей на граждан;

  • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;

  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;

  • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *