Срок налоговой проверки

Содержание

Камеральная проверка: сроки проведения-2017

Для проведения камералки уполномоченным лицам налоговых органов не требуется получать согласие от налогоплательщиков и получать письменные разрешения от руководства. Камеральная проверка проводится в течение периода:

  • равного 3 месяцам для российских налогоплательщиков;
  • равного 6 месяцам, если речь идет об иностранной организации.

Срок камеральной проверки не может превышать обозначенных законодательно периодов. Налоговым кодексом не предусмотрена возможность продления во времени процедур по анализу отчетности. Органы ФНС считают, что срок проведения камеральной проверки в случае необходимости может быть увеличен.

Позиция ФНС основывается на том, что первым по значимости элементом в этой процедуре является сама камеральная проверка, сроки проведения (2017 год или любой предшествующий отчетный период) не оказывают существенного влияния на результаты проверки. По информации, приведенной на сайте ФНС, срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен 3 месяцами, но они допускают его продление еще на 1 месяц.

Судебная практика подтверждает, что продление сроков камеральной налоговой проверки законодательно не прописано, но увеличение периода проверочных мероприятий не может быть основанием для непризнания их результатов. Если имеет место нарушение сроков камеральной проверки и по акту выявлены ошибки, то доказать в суде неправомерность действий ФНС не удастся, штраф будет начислен.

Сколько длится камеральная проверка при условии, что в период ее проведения была сдана уточняющая отчетность? Текущая проверка останавливается и инициируется новая на основании обновленных данных. Срок камеральной налоговой проверки начинает отсчет от даты получения последнего варианта декларации.

Срок проведения камеральной налоговой проверки напрямую зависит от даты подачи декларации или расчета:

  • если отчет подан при личном визите налогоплательщика в ФНС, то день сдачи документа будет считаться днем его представления;
  • при направлении отчета по почте за точку отсчета принимается дата отправки письма;
  • при использовании электронного формата отчета и подачи его через интернет учитывается день отправки файла с отчетом.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Основными направлениями при камеральной проверке налоговыми органами являются:

  • соответствие фактических дат сдачи отчетности законодательно установленным срокам.
  • наличие или отсутствие ошибок, неточностей и противоречивых сведений в отчетности.
  • оценка необходимости инициации углубленной проверки.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки:

  1. Данные полученной налоговыми органами отчетности регистрируются в АИС «Налог».
  2. Автоматическая проверка арифметики в отчетах и составление протоколов ошибок.
  3. Далее в порядке камеральной налоговой проверки налогоплательщика проверяются контрольные соотношения разных граф деклараций.
  4. Анализируются данные из документов за последний отчетный период с аналогичными показателями предыдущих периодов.
  5. Схема проведения камеральной налоговой проверки предполагает взаимную сверку данных в разных расчетах и декларациях.
  6. В случае выявления неточностей или ошибок сотрудник ФНС обращается к налогоплательщику с требованием представить пояснения по данному факту. На письменный ответ отводится 5 рабочих дней.
  7. Если нарушения законодательства зафиксированы не были, проверка заканчивается без документального оформления ее результатов. При наличии претензий к налогоплательщику завершающим этапом будет составление акта.

Проведение камеральной проверки может стать основанием для запроса сведений о сотрудничестве с налогоплательщиком у его контрагентов и истребования документации у проверяемого юридического или физического лица. При необходимости допускается проведение опроса свидетелей и привлечение экспертов с переводчиком. Порядок проведения камеральной проверки предоставляет право должностному лицу ФНС осматривать территории и помещения налогоплательщика при обязательном присутствии понятых в отдельных случаях. До 2015 года при проведении камеральной проверки это не предусматривалось, однако после внесения изменений в п.1 ст. 92 НК законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, инспекторам разрешили проводить осмотры в отношении камералок деклараций по НДС (и только по ним), представленных после 31.12.2014 года.

Каковы сроки камеральной проверки налоговой декларации

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах — бланк и образец».

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Камеральная проверка считается оконченной спустя 3 месяца после ее начала в день, соответствующий дню начала контрольных мероприятий. Например, если декларация была подана 20.01.2017, то камеральная проверка заканчивается 20.04.2017.

Если же окончание проверки приходится на день, который отсутствует в третьем месяце проверки, то проверка заканчивается в последний день этого месяца. Например, если декларация представлена 31.03.2017, то камеральная проверка заканчивается 30.06.2017.

Также на практике бывает, что срок завершения проверки приходится на выходной или праздничный день. В таком случае инспектор завершит проверку в ближайший следующий за ним рабочий день. Например, если декларация сдана 04.08.2017, то проверка закончится 07.11.2017 (перенос из-за попадания праздничного дня 04.11.2017 на выходной день).

Дата окончания камеральной проверки может отодвинуться, если в течение 3-месячного срока налогоплательщик представил в налоговый орган уточненную декларацию. В этом случае проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка, срок которой – снова 3 месяца (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Что анализируют налоговики во время камеральной проверки уточненной декларации, узнайте .

Возможно ли увеличение срока камеральной проверки

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Какой срок проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте .

В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:

  • «Налоговикам рекомендовано по-новому требовать пояснения по без-НДСным операциям»;
  • «Обновлен формат передачи требования о представлении пояснений по НДС».

Период, охватываемый камеральной налоговой проверкой

Часть 1 ст. 87 части первой НК РФ в действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ) предусматривала, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Данное требование распространялось как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.

Действующая редакция части первой НК РФ не содержит ограничения по периоду, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Это предопределено тем, что ст. 81 части первой НК РФ, предусматривающая процедуру представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности), не ограничивает период, за который может быть представлена уточненная декларация (иная уточненная отчетность). Соответственно в случае представления уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности) налоговый орган имеет возможность провести камеральную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная декларация (иная отчетность), независимо от того, насколько этот период отдален от года проведения проверки.

Необходимо иметь в виду, что установленный ч. 1 ст. 87 НК РФ предельный период, которым могла быть охвачена камеральная налоговая проверка, не подлежал применению в случае представления уточненной налоговой декларации, из которой следует уменьшение исчисленных ранее к уплате в бюджет сумм налога, и до внесения в НК РФ изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2006 г. N 11775/05 <1> и от 16 мая 2006 г. N 16192/05 <2>, в данном случае сроки, предусмотренные ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применены, поскольку они установлены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик. В то же время, как указал Президиум ВАС РФ, возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в данном случае ограничивается сроками, определенными ст. 78 НК РФ. Следует напомнить, что согласно п. 8 ст. 78 НК РФ (в ред. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога могло быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (данная норма, которая распространена и на зачет излишне уплаченного налога, закреплена в п. 7 указанной статьи в действующей редакции).

Об обязанности налоговых органов принять уточненную налоговую декларацию (расчет) за период, предшествующий предельному сроку, установленному НК РФ для проведения налоговой проверки, говорилось в разъяснениях, данных в письме Минфина России от 24 августа 2004 г. N 03-02-07/15 <1> и письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)» <2> (в письме ФНС России также обращалось внимание на то, что поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено налоговым органом с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, с последующим вынесением решения в соответствии с нормами ст. 78 и 87 НК РФ).

В случае если уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, представлена налогоплательщиком в налоговый орган после проведения выездной налоговой проверки, то согласно подп. 2 п. 10 ст. 89 части первой НК РФ может проводиться повторная выездная налоговая проверка, но только за период, за который представлена уточненная налоговая декларация и который не выходит за рамки трехлетнего периода, предшествующего году вынесения решения о проведении повторной проверки (о повторной выездной налоговой проверке см. ниже).

Следует отметить, что норма ч. 1 ст. 87 НК РФ в действовавшей редакции не означала того, что налоговые органы имели право проводить камеральные налоговые проверки только за налоговые периоды прошедших календарных лет. При толковании указанной нормы в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 арбитражным судам предписывалось исходить из того, что она имеет целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года (на изложенном разъяснении в части цели рассматриваемой нормы основана и приведенная выше правовая позиция Президиума ВАС РФ).

Какой период деятельности налогоплательщика может быть охвачен проверкой налогового органа?

В соответствии с абз.1 ст.87 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Кроме того, ст.88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством не предусмотрены иные сроки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится в основном за текущий год. Права налоговых органов на ее проведение за указанный период действующим законодательством не ограничиваются.
Е.Н.Сивошенкова
Советник налоговой службы
I ранга
16.09.2002

Прошу разъяснить порядок истребования у налогоплательщика первичных документов, необходимых должностным лицам налоговых органов для осуществления выездной налоговой проверки. «
Финансовые консультации «

Проведение камеральной проверки

Факт представления отчетности — первое, что проверяется в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации.

Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).

В случае, если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Важно!

При налоговых проверках предоставить документы, подтверждающие выбор контрагента. Сделать это за минуту можно в сервисе «РНК: Проверка контрагентов». Введите ИНН или название компании и распечатайте сформированные программой документы.

Срок камеральной налоговой проверки

Периодичность проведения камеральных налоговых проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.

О ее результатах он узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями (подробнее об этом ниже).

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.

Этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

  • проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Когда проводится камеральная налоговая проверка, налоговый орган может истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое право предоставляют налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ.

Истребованы могут быть хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д. Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в виде заверенных должным образом копий.

Отказ от представления требуемых документов или непредставление их в отведенный срок является налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, — штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый орган в соответствии со статьей 93.1 НК РФ вправе истребовать у таких лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку.

Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщике и иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, — штраф в размере 10000 руб. Такие же санкции налагаются и за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение трех дней после получения запроса.

Помимо Налогового кодекса ответственность за непредставление в установленный срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена в статье 15.6 КоАП РФ. Она предусматривает штраф с граждан от 100 до 300 руб. и с должностных лиц организации от 300 до 500 руб. Такие же санкции налагаются за отказ от представления перечисленных выше документов и сведений и их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

Оформление результатов камеральной проверки

Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. А узнать, планируют ли налоговики в отношении вашей компании проверки можно в статье «План налоговых проверок юридических лиц на 2018 год».

Акт камеральной налоговой проверки

В отличие от выездной проверки, обязательное составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Налоговики составляют документ лишь в том случае, если были установленны ошибки.

Нарушения не выявлены:

  • камеральная проверка автоматически завершается. Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по проверке

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность.

Кроме того, указываются статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций.

В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.

Так же, указывается пункт статьи 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности. Если в ходе проверки выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводятся предложения об его уплате, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку. Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.

Порядок и сроки камеральной проверки — предписание законодательства

В достаточном виде порядок проведения такой проверки описан в ст. 88 НК РФ. Основное правило — это ее одностороннее назначение. В соответствии с обозначенной статьей, для этого не требуется распоряжение руководителя органа или согласие самого налогоплательщика. Проверка проводится без наличия какой-либо уполномочивающей документации, и для этого достаточно только решения инспектора, работающего на данном участке.

Важно! Налогоплательщики не уведомляются о точном времени проведения такой проверки, поэтому указывать инспектору на отсутствие документального предупреждения нет смысла. Единственное, на что можно сослаться — это что-то вроде срока давности, т.к. проверка если и планируется, то должна быть проведена в течение 3-х месяцев с момента подачи налоговой декларации. По истечении этого срока камеральная проверка не проводится.

Собственно сам процесс состоит из подробного изучения документации и сверки этих данных с данными, указанными в налоговой декларации. Проверяющие субъекты имеют право на следующие действия:

  • истребование необходимой документации у налогоплательщика и у его контрагентов (ст. 93-93.1 НК РФ);
  • сбор свидетельских показаний;
  • назначение и проведение профильных экспертиз;
  • привлечение независимых экспертов;
  • осмотр не относящихся к делу документов (только с согласия налогоплательщика).

Что касается сроков камеральной проверки, то таковые законодательством не предусмотрены. Т.е. проверка может быть проведена как в один этап, так и в несколько. Если процедура делится на несколько частей (дней), то на это у инспекторов должны быть причины, которые затем указываются в итоговом заключении.

Если несоответствия все-таки были выявлены, то проверяющий инспектор направляет налогоплательщику письменное требование о предоставлении им соответствующих объяснений и уточнений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Когда имеется соответствующая документация и действия налогоплательщика не содержали признаки намеренного нарушения, то в налоговую декларацию вносятся необходимые дополнения. После их внесения трехмесячный срок вновь возобновляется.

Важно! Полученное налогоплательщиком требование о внесении уточнений в декларацию должно быть удовлетворено в течение 5 дней. Хотя данные допускается предоставлять по почте, рекомендуется делать это лично, т.к. несоблюдение сроков направления уточнений приравнивается к отказу в предоставлении таковых.

Оформление результатов камеральной проверки (акт)

Здесь нужно знать, что при отсутствии каких-либо нарушений, налогоплательщик не получает никакого уведомления об этом — т.е. если после проверки из ФНС не пришло никакого сообщения, значит в документации никаких нарушений/расхождений выявлено не было.

Если после предоставления уточнений, налоговым органом будут выявлены нарушения, то по результатам проверки будет составлен итоговый акт, в котором указываются следующие данные:

  • дата проведения проверки;
  • проведенные в процессе действия;
  • наименование предоставленных документов;
  • предоставление уточнений в ФНС;
  • выявленные нарушения;
  • реквизиты налогового органа и проведшего проверку инспектора.

Указанный акт должен быть направлен налогоплательщику в течение 5-ти дней с момента его составления. Последнему налоговое законодательство выделяет ровно 1 месяц с момента получения такого акта для направления претензий в адрес начальника налогового органа. Здесь же могут отмечаться и возможные допущенные нарушения в ходе проверки. Далее, спустя еще 10 дней с момента окончания месячного срока, начальник налогового органа должен ознакомиться с материалами проверки, а также с возражениями/претензиями со стороны налогоплательщика, и вынести окончательное решение.

Важно! Налогоплательщик в обязательном порядке уведомляется о времени и месте ознакомления с материалами проверки. Сообщение направляется любым доступным образом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *