Список недобросовестных налогоплательщиков

Содержание

Особые реестры ФНС: как не попасть в черный список

В арсенале Федеральной налоговой службы России 11 реестров: от единого госреестра налогоплательщиков, реестра зарегистрированных юрлиц и ИП до реестров лицензий, фискальных накопителей и т.д. Однако на этом сводные источники данных у ФНС не заканчиваются, кроме обычных реестров в арсенале ФНС есть еще и так называемые спецреестры или особые реестры ФНС, которые призваны помочь проверить компанию (как контрагента, так и свою собственную) на благонадежность. Кто попадает в черный список ФНС, почему важно откликаться на официальные письма налоговой и как проверить партнера по всем риск-параметрам «одним махом»? Расскажем об этом в нашей статье.

Степень налоговой прозрачности в стране растет с каждым годом. Все больше информации о налогоплательщиках становится открытой. Взять хотя бы последние изменения в налоговой политике, которые существенного сузили представление о налоговой тайне и сделали публичной серьезную часть внутренней информации налогоплательщика. Данные «разбросаны» по всем возможным ресурсам: в публикациях СМИ, на сайтах компаний, на сайтах различных контролирующих органов и т.д. Львиная доля информации «спрятана» в недрах Федеральной налоговой службы. На сайте ФНС десятки различных сервисов, которыми может воспользоваться любой желающий для поиска нужной информации. Особые реестры ФНС — что это означает? Какую информацию аккумулирует фискальная служба о недобросовестных налогоплательщиках, по каким реестрам можно проверить – не попали ли вы в черный список, нет ли в нем вашего потенциального контрагента, ведь при его выборе вам обязательно нужно проявить должную осмотрительность? Итак, обо все по порядку.

Пишу с приветом, жду ответа

Попадание в ряды неблагонадежных из-за долгов по налогам или за не сдачу отчетности вполне понятно и предсказуемо. Гораздо интереснее ситуация с неблагонадежностью из-за прописки, на которую раньше особого внимания никто не обращал.

Федеральный закон 67-ФЗ внес изменения в 9-ю статью 129-ФЗ о порядке предоставления документов при госрегистрации, вышел приказ ФНС России № ММВ-7-14/72@, утвердивший условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ. Согласно законодательным новшествам, с 1 сентября 2017 года юридическое лицо, по которому в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения, через шесть месяцев может быть исключено из ЕГРЮЛ без судебного разбирательства — по решению ФНС.

Пострадать может и руководство. Руководитель, а также участник ООО, владеющий долей не менее 50%, в течение 3 лет с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, не может стать участником или руководителем другого предприятия (статья 23 129-ФЗ).

Напомним, при регистрации юрлица его адрес вносится в ЕГРЮЛ. Для регистрации по выбранному адресу необходимо предъявить в ФНС договор аренды или гарантийное письмо от собственника помещения. При переезде данные нового адреса должны быть переданы в ФНС и зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Как осуществляется контроль за выполнением этого требования закона? Налоговая получает от собственников офисных центров списки компаний-арендаторов. Также с помощью системы автоматического контроля НДС налоговики видят книги продаж арендодателей и самостоятельно формируют базы юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

На следующем этапе контроля налоговики шлют письма плательщикам по адресу регистрации. В случае отсутствия реакции адресата на письмо, ФНС размещает на своем официальном сайте соответствующую информацию. Именно поэтому так важно реагировать на послания ФНС! Справедливости ради надо отметить, что по данным на ноябрь 2018 года сервис по предоставлению информации о компаниях, не находящихся по адресу регистрации, перестал быть доступным на сайте ФНС.

Однако эксперты это связывают не столько с тем, что контроль по этому аспекту ослаб, а скорее с тем, что сейчас формируется новый масштабный информационный проект ФНС «Прозрачный бизнес» и данные сервиса «перекочевывают на новый адрес». А пока воспользуйтесь сервисом СБИС Все о компаниях, чтобы узнать интересующую вас информацию относительно адресов регистрации будущих и настоящих контрагентов.

Неоднозначная ситуация и с данными об адресах массовой регистрации компаний. Реестр адресов массовой регистрации включает в себя большое количество офисных зданий, у которых обозначен номер дома, но нет номеров офисов. Если ваш потенциальный контрагент попал в такой список, приложите усилия, чтобы перепроверить информацию. Вполне возможно, что он использует, например, современный формат коворкига.

Реестры неблагонадежных руководителей

Проявлением должной осмотрительности ФНС сочтет и проверку руководителя компании-контрагента. Налоговики на этот счет имеют две базы данных — базу сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и федеральный Реестр дисквалифицированных лиц.

По открытым данным, почти 20% лиц с признаком множественного участия в деятельности юридических лиц проживают в столице. База данных позволяет получить информацию как по отдельному физлицу, так и весь список лиц. Сведения электронного сервиса о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц ФНС пополняет регулярно — в еженедельном режиме.

По данным на ноябрь 2018 года, в России около 10 тысяч, а точнее – 9858 физлиц, лишены права управлять предприятиями, то есть в отношении них вступили в силу постановления о дисквалификации.

Получить информацию о том, не является ли руководитель фирмы, с которой вы хотите вступить в деловые отношения, дисквалифицирован, можно несколькими способами. Первый – воспользоваться еще одним сервисом ФНС на официальном сайте налоговой. Оплачивать данную услугу не нужно.

А вот за такую же информацию на бумажном носителе потребуется заплатить 100 рублей. Получить ответ на бумаге можно на основании запроса. Запрос представляется в ФНС лично или почтовым в любой территориальный налоговый орган. Запрос о предоставлении информации из Реестра дисквалифицированных лиц может быть отправлен и в электронном виде через официальный сайт ФНС России.

На основании запроса ФНС в течение пяти рабочих дней должна подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии записи в реестре либо выписка из реестра.

Образец выписки из реестра дисквалифицированных лиц.

Как проштудировать базы данных ФНС быстрее

К вашим услугам невероятное количество различных поисковых окошек на сайте ФНС, по которым вы можете проверить тот или иной аспект благонадежности контрагента. Эта работа требует внимательности, терпения и времени.

Оптимизировать этот процесс поможет сервис СБИС Все о компаниях, который проштудирует все базы данных ФНС и выдаст полную картинку «налоговой чистоты» контрагента. При необходимости ваши усилия по проверке контрагента вы можете подкрепить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС. Закажите бесплатный тест-драйв прямо сейчас.

Не попасться самим в список неблагонадежных партнеров призван помочь сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще в разы. Ну а прежде всего важно знать, что электронная коммуникация невозможна без цифровой подписи. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП.

Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты.

МНС России выпустило для налоговых органов рекомендации по работе со сведениями единого реестра юридических лиц. Они приведены в приложении к недавно опубликованному письму от 30.12.2003 № БГ-6-09/1390.
Эти рекомендации должны помочь налоговым органам, в частности, в борьбе с фирмами-«однодневками». В документе приводятся и признаки таких фирм. Например, уставный капитал обычно вносится в минимальном размере, учредителем является одно лицо (юридическое либо физическое) и организация не представляет отчетность. Регистрация фирм-«однодневок», как правило, осуществляется по недействительным паспортам или по несуществующему адресу. Постоянно действующий исполнительный орган «однодневок» отсутствует по месту нахождения юридического лица.
В документе отмечается, что налоговые органы могут отказать «однодневке» в регистрации, только если организация регистрируется по недействительному паспорту. Однако бороться с такими фирмами можно и другими способами. В частности, привлекать должностных лиц этих фирм к административной ответственности за представление ложных сведений об адресе организации или о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
Кроме того, налоговым органам рекомендуется обращать внимание на то, кем подписываются декларации и бухгалтерская отчетность. Если сведения об этих лицах не содержатся в реестре юрлиц, документы считаются не подписанными. При этом налогоплательщиков могут привлечь к ответственности за непредставление отчетности.
Подробнее о том, как сведения реестра юрлиц помогают налоговым органам выявлять недобросовестных налогоплательщиков, смотрите документ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Как проверить контрагента на добросовестность – онлайн сервисы и способы

Начиная работу с новыми партнерами по бизнесу, стоит проверить их на добросовестность. Сбор информации о деятельности той или иной организации может оградить предпринимателя от вложения денег в сомнительные проекты и избавить от необходимости решения проблем, которые могут возникнуть в ходе сотрудничества с ненадежными контрагентами.

С чего начать такую проверку, и какие сведения о потенциальном партнере нужно знать, чтобы составить о нем объективное мнение?

Критерии проверки добросовестности контрагента

Для того чтобы проверить нового партнера на добросовестность, необходимо собрать как можно больше сведений о его финансовой и хозяйственной деятельности. Совокупность следующих признаков позволяет сделать вывод о возможной недобросовестности потенциального контрагента:

  • юридический адрес, по которому зарегистрирована компания, числится за большим количеством иных юридических лиц;
  • имеется большая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
  • генеральный директор ООО выполняет обязанности главного бухгалтера;
  • регистрация юридического лица была осуществлена незадолго до возникновения с ней партнерских отношений.

Кроме того, рядом нормативных актов установлены критерии, по которым налогоплательщик может самостоятельно проверить организацию, выступающую в качестве потенциального партнера по бизнесу. К таким нормативным актам относятся:

  • Приказ ФНС № 3-06-333 от 30.05.2007;
  • Постановление Пленума ВАС № 53 от 12.10.2006 и др.

Для того чтобы осуществить проверку потенциального партнера на добросовестность, необходимо проверить его по следующим направлениям:

Запросить основные организационные документы

Достаточно ознакомиться с копиями следующих бумаг:

  • ИНН. Минфин рекомендует начинать проверку именно с этого документа – обладая сведениями, указанными в нем, можно проверить их подлинность на официальном сайте ФНС в разделе «Online-сервисы». Функционал позволяет узнать, существует ли указанный ИНН, и какой организации он принадлежит;
  • свидетельство о государственной регистрации ООО;
  • Устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ. Ее подлинность можно проверить, сопоставив содержащиеся в ней данные со сведениями, размещенными на сайте ФНС;
  • справка об отсутствии задолженности по налоговым платежам.

Кроме того, для подтверждения факта ведения организацией хозяйственной деятельности, можно запросить сведения о среднесписочной численности сотрудников контрагента, стоимости и составе его основных фондов, годовой бухгалтерской отчетности и т.д.

Воспользоваться официальными сервисами, функционирующими на базе сайта ФНС

Сервис поиска сведений об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, размещенный по адресу https://egrul.nalog.ru, позволяет пользователю получить информацию следующего характера:

  • сокращенную версию выписки из ЕГРЮЛ;
  • наличие поданных контрагентом запросов на внесение изменений в информацию, зарегистрированную в налоговой службе;
  • наличие или отсутствие публикаций о реорганизации, ликвидации или уменьшении уставного капитала организации в Вестнике государственной регистрации;
  • наличие или отсутствие решений об исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ в связи с прекращением ведения им предпринимательской деятельности;
  • адрес регистрации организации и сведения о данном адресе (в частности, не является ли он местом «массовой регистрации» фирм-«однодневок»).

Проверить, не является ли потенциальный контрагент участником судебных разбирательств

Это можно сделать на официальном сайте ВАС России, перейдя по ссылке http://kad.arbitr.ru. Процедура осуществляется в течение нескольких минут и является абсолютно бесплатной.

Проверить, не является ли организация банкротом

Для этого можно воспользоваться сервисом, предоставляемым Единым федеральным реестром сведений о фактах деятельности юридических лиц, размещенным по адресу www.fedresurs.ru.

Убедиться в отсутствии исполнительных производств в отношении потенциального партнера

Это можно сделать на официальном сайте Службы судебных приставов, воспользовавшись бесплатным сервисом, размещенным по адресу http://fssprus.ru/iss/ip.

Воспользоваться сведениями реестра недобросовестных поставщиков. Найти его можно на сайте ФАС России или по ссылке rnp.fas.gov.ru. Стоит отметить, что отсутствие в нем искомой организации не может свидетельствовать о ее безусловной порядочности, т.к. в него вносятся только организации, принимавшие участие в государственных или муниципальных закупках.

Проверить наличие лицензии

Это необходимо сделать в том случае, если организация занимается деятельностью, требующей получение такого документа. Эту проверку можно произвести на сайте лицензирующего органа; так, например, сайт Роспотребнадзора предоставляет пользователям возможность осуществления поиска по базе данных реестра лицензий, выданных для осуществления деятельности, связанной с возбудителями инфекционных заболеваний.

Проверить наличие у лица, подписывающего контракт, полномочий на осуществление подобных действий

В том случае, если представитель контрагента ими не обладает, или срок выданной ему доверенности истек, договор, заключенный с ним, не будет иметь юридической силы.

Итак, электронные сервисы, размещенные на сайтах государственных органов, позволяют проверить добросовестность потенциального контрагента в режиме реального времени и совершенно бесплатно. Кроме того, при сборе сведений об организации, стоит запросить у ее представителя ряд официальных документов, на основании которых можно сделать вывод о ее деятельности. В первую очередь стоит получить и проверить на подлинность ИНН организации – обладая такой информацией можно провести проверку по любым другим критериям.

Как проверить фирму-контрагента: все бесплатные источники информации

Сотрудничество с сомнительным контрагентом может обернуться проблемами с налоговыми органами. Поэтому важно проверить будущего партнера, даже если, на первый взгляд, он не похож на фирму-однодневку.

Чтобы проверить контрагента, вы можете воспользоваться указанными ниже бесплатными официальными источниками информации.

Кроме того, на нашем сайте вы можете бесплатно проверить контрагента по ИНН или ОГРН.
Также см. базу данных бухгалтерской отчетности российских организаций (2,3 млн.)

Основная проверка контрагента

1. Первым делом нужно узнать, что контрагент зарегистрирован и, на данный момент, не снят с учета, а также проверить реквизиты, указанные контрагентом в документах. Эту информацию можно получить запросив в налоговой выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Выписку можно получить через интернет на сайте ФНС РФ:

— Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Проведите финансовый тест контрагента путем сравнения с отраслевыми показателями (достаточно ввести ИНН) — https://www.testfirm.ru

3. Проверьте контрагента в реестре дисквалифицированных лиц — так называемом «черном списке» ФНС РФ:

— Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Наличие компании в данном реестре, означает, что её руководитель был дисквалифицирован, т.е. ему запрещено занимать руководящие должности за одно из следующих нарушений: преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

4. Узнайте, не находится ли юридическое лицо в стадии ликвидации:

— Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юр.лиц из ЕГРЮЛ.

5. Проверьте отсутствие контрагента в списках банкротства: http://www.kommersant.ru/bankruptcy/ или https://www.kartoteka.ru/poisk_soobshcheniya_o_bankrotstve/

6. Далее необходимо проверить адрес регистрации контрагента на «массовость», т.к. это один из признаков «фирм-однодневок»:

— Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

7. Дополнительно проверяем адрес местонахождения:

— Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует.

8. Уточните, отсутствие задолженности по налогам, и сдает ли отчетность контрагент:

— Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.

9. Сервис «Прозрачный бизнес» позволяет получить комплексную информацию о налогоплательщике – организации. В сервисе есть ссылка на ЕГРЮЛ и Реестр МСП.

Дополнительная проверка

10. Проверьте есть ли решения налоговой о приостановлении по счетам налогоплательщика.

11. Узнайте, нет ли исполнительных производств в отношении контрагента и(или) руководителя:

— Проверка наличия данных о контрагенте в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.

12. Проверьте, не вносит ли контрагент изменения в сведения об организации, учредительные документы:

— Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

13. Проверить, судится ли ваш контрагент по поводу или без повода, можно в Картотеке арбитражных дел.

14. Узнайте, есть ли данный контрагент в реестре недобросовестных поставщиков ФАС РФ и Единой информационной системы в сфере закупок.

15. Проверьте наличие сведений в Едином реестре плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Генпрокуратуры РФ.

16. Дополнительно можно посмотреть сведения о контрагенте в Едином реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, который содержит данные об уставном капитале, активах и наличии лицензий у организации.

17. Юридические лица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ.

18. Получать уведомления на электронную почту о регистрационных действиях контрагента можно с помощью сервиса ФНС.

Проверка руководителя

19. Проверяем руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц:

— Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц.

20. Проверяем наличие факта невозможности осуществления руководства, установленного судом:

— Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке.

21. Смотрим сведения об участии руководителя, учредителя(-ей) контрагента в нескольких юридических лицах:

— Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.

Если руководитель участвует во многих организациях и часть из них прекратила свою деятельность — это может свидетельствовать о том, что контрагент является однодневкой.

22. Проверка по списку недействительных российских паспортов.

Прочее

Проверка арбитражного управляющего.

Реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

Сведения государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Реестр лицензий в области связи

Реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

Членство в Торгово-промышленной палате РФ

Образец справки о результате проверки контрагента в соответствии с законодательством.

Оценка налоговых рисков. Сервис-калькулятор по расчету налоговой нагрузки.

«Черный список»: что настораживает налоговиков

Не так давно российская налоговая служба получила от руководства новые рекомендации относительно работы с подопечными. Высшие чины этой славной инспекции определили аж 109 (!) признаков, указывающих на стремление налогоплательщика уклониться от выполнения своих обязанностей перед государством. Этот перечень был разослан секретным приказом во все региональные отделения фискальной службы для повышения эффективности труда ее работников. Теперь налоговые инспекторы должны не просто обращать самое пристальное внимание на компании, в деятельности или документации которых обнаружится хотя бы один из перечисленных признаков, – в ближайшее время в обязательном порядке будет сформирована база данных, куда будут занесены сведения обо всех выявленных потенциальных нарушителях. Электронный «черный список» будет называться благозвучной аббревиатурой ЮЛ-КПО, которая расшифровывается следующим образом: «юридические лица, контролируемые в первую очередь» (в этот перечень попадут не только сами компании, но и все их учредители).

В целом список подозрительных признаков составлен грамотно: в него вошли особенности, характерные для фирм-однодневок и прочих схем для отмывания и обналичивания денег. Но некоторые позиции перечня вызывают как минимум недоумение: в частности, трудно понять, почему подозрительным считается факт регистрации предприятия в форме ООО.

Впрочем, честным гражданам особо бояться не стоит: перечень носит ориентирующий характер, а потому основанием для серьезного расследования может стать наличие сразу нескольких «опасных» признаков. Количество таких особенностей составит рейтинг подозрительности фирмы, и чем выше он окажется, тем чаще к ее руководству будут наведываться блюстители госбюджета.

«Особые» признаки разделены в предписании на три группы. В первую входят особенности, которые могут быть выявлены в момент регистрации фирмы, – их 28. Вторую, весьма немногочисленную, группу составили признаки, которые выявляются при постановке на учет в налоговой службе (их всего 4). Самая обширная группа – это признаки, которые обнаруживаются в процессе работы компании (здесь аж 77 позиций). Причем при проведении проверок налоговики не будут ограничиваться исключительно документацией предприятий – бухгалтерская отчетность будет сопоставляться с информацией, полученной из банков, органов статистики, СМИ и Интернета, от работников и контрагентов компании. В общем, контроль будет тотальным и жестким, и предпринимателям нужно быть готовыми к этому.

І. Особенности, которые выявляются при регистрации фирмы.

1-2. Указанный в заявлении регистрационный адрес не существует или по нему уже зарегистрировано свыше 9 фирм. Особенно внимательно к такому факту налоговики отнесутся, если располагают заявлением собственника помещения о том, что данные площади не предоставлялись и не будут предоставляться кому-либо. Столкнувшись с подобной ситуацией, инспектор обязан отказать в регистрации компании и зафиксировать в электронном «черном списке» попытку подлога.

3. Помещение, которое находится по указанному в регистрационных документах адресу, не может быть использовано для работы исполнительного органа предприятия, так как не приспособлено для этого.

4-5. ИНН и/или паспорт учредителя, заявителя или руководителя, указанный в регистрационном заявлении, недействителен. В этом случае инспектор должен применить те же санкции, что и в пункте 1-2.

6. У заявителя есть «плохая предпринимательская история»: он ранее уже пытался зарегистрировать фирму с использованием недействительного документа, удостоверяющего личность.

7-10. Заявитель, учредитель или будущий руководитель предприятия имеет действующую дисквалификацию либо был дисквалифицирован ранее, но срок поражения в правах истек. Настороженность налоговиков вызовет даже отсутствие в пакете регистрационных документов справки из МВД, удостоверяющей, что лицо, указанное как руководитель фирмы, не имеет действующей дисквалификации. Санкции все те же: отказ и отметка в базе о попытке регистрации.

11. Заявитель или руководитель компании является гражданином другого государства.

12. Юридическое лицо, заявленное как учредитель компании, уже значится в базе данных потенциальных нарушителей, и на его счету имеется как минимум 5 «опасных» признаков.

13. Физическое или юридическое лицо, заявленное как учредитель компании, ранее уже привлекало к себе внимание контролирующих органов, поскольку этот человек (организация) учреждал фирмы, которые значились в базе ЮЛ-КПО или находятся в ней в данный момент. Особенно пристально налоговики будут изучать деятельность такого учредителя, если у него самого обнаружатся 5 и более «неблагоприятных» признаков

14-16. Физическое лицо, указанное в регистрационных документах как заявитель, учредитель или руководитель, является заявителем, учредителем или руководителем более чем 9 компаний, то есть квалифицируется как «массовый» заявитель (учредитель, руководитель). Особенно внимательными по отношению к данной персоне налоговики будут, если учрежденные или возглавляемые этим лицом фирмы значились или значатся в перечне неблагонадежных и имеют 5 и более «опасных» признаков.

17. Одно и то же лицо указано в регистрационных документах и как учредитель, и как руководитель предприятия.

18. Заявление о госрегистрации заверено подписью нотариуса, который уже сложил полномочия. Обнаружив такое нарушение, налоговый инспектор сразу же должен отказать в регистрации и сделать в ЮЛ-КПО соответствующую отметку.

19. Подпись нотариуса, стоящая на заявлении о регистрации компании, ранее подделывалась, причем в налоговой службе имеется заявление этого нотариуса о том, что данный документ (регистрационное заявление) он не заверял. Меры пресечения те же, что и в предыдущем пункте.

20. На заявлении о государственной регистрации стоит подпись нотариуса, который уже заверил свыше 9 регистрационных заявлений неблагонадежных компаний, то есть фирм, внесенных в перечень ЮЛ-КПО и имеющих 5 и более «подозрительных» признаков.

21. Уставный капитал компании меньше, чем положено для указанного в заявлении кода ОКВЭД.

22. Единственным исполнительным органом фирмы является управляющая компания, которая выполняет функции исполнительного органа в более чем девяти предприятиях, внесенных в электронный «черный список» (особенно если адресом регистрации новой организации служит адрес управляющей компании).

23. Фирма зарегистрирована как ООО.

24. Вскрылись факты, согласно которым учредитель или руководитель организации не может выполнять свои функции: он недееспособен, является беженцем, вынужденным переселенцем, учащимся, проходит срочную службу или длительное лечение, осужден, отбывает наказание, не имеет определенного места жительства. Узнав об этом, инспектор обязан провести расследование.

25. Руководитель компании часто меняется.

26. Лицо, заявленное как руководитель компании, проживает в сельской местности или зарегистрировано в другом регионе.

27. От физического лица, указанного в качестве учредителя или руководителя фирмы, поступило заявление о том, что он не учреждал данную компанию (не руководил ею). В данном случае налоговый инспектор также должен провести расследование.

28. Фирма приобретена у компании, которая заранее создала некоторое количество юридических лиц с целью продажи.

ІІ. Особенности, которые выявляются при постановке фирмы на учет в налоговой инспекции.

29. Владелец помещения, указанного в регистрационных документах, обратился в налоговую службу с заявлением о том, что данную площадь он никому не предоставлял. По этому факту инспектор обязан провести расследование.

30-31. В ходе проверки регистрационных данных выяснилось, что помещение, заявленное как адрес регистрации предприятия, не может быть использовано для ведения бизнеса из-за несоответствия санитарным нормам, недостаточной площади или по другим причинам либо что такой адрес вообще не существует. Во всех этих случаях также должно проводиться расследование.

32. Место постановки фирмы на налоговый учет изменяется чаще одного раза в месяц.

ІІІ. Особенности, которые выявляются в процессе работы предприятия.

33. Фирма не уведомила налоговую службу об открытии счетов в банке.

34. Фирма не предоставляет данные о количестве сотрудников в статистические органы.

35. Предприятие не подает декларации по налогам на имущество и на прибыль.

36. Банк, обслуживающий компанию, предоставил информацию о том, что по ее счетам происходит движение средств, однако декларацию по НДС фирма не подает.

37. В течение одного или более налоговых периодов фирма не представила бухгалтерскую (налоговую) отчетность. Налоговый инспектор в таком случае должен приостановить все операции по счетам компании.

38. В течение одного или более налоговых периодов фирма сдает нулевую отчетность.

39. Предприятие подало официальный отказ в сдаче бухгалтерской (налоговой) отчетности.

40. В течение нескольких месяцев по фирме поступило более трех запросов на истребование документов для проведения встречной проверки. (Продолжительность периода, обозначенного в приказе как «несколько месяцев», работники налоговой службы могут определять самостоятельно в каждом конкретном случае.)

41. Учредитель фирмы часто фигурирует в списке ее контрагентов, причем находится на шестом-восьмом месте в цепочке. (Понятие «часто» налоговики трактуют самостоятельно исходя из обстоятельств.)

42. Среди контрагентов компании есть фирмы, которые занесены в «черный список» или значились в нем ранее.

43. Появились данные о дисквалификации учредителя или руководителя фирмы

44. Несмотря на дисквалификацию руководителя, учредители компании его не заменяют.

45. Учредители передают фирму или долю в ней в собственность компании, которая проходит процедуру ликвидации.

46-47. Предприятие пользуется услугами «бухгалтерское обслуживание при отсутствующей деятельности» и «почтово-секретарское обслуживание» (последнее не будет настораживать налоговиков в том случае, если речь идет о столичных компаниях, прибегающих к услугам ТАРП – территориальных агентств поддержки малого предпринимательства).

48. У компании есть счета, не отраженные в бухгалтерских отчетах, и по ним происходит движение денег.

49. Среди финансово-хозяйственных операций, проводимых компанией, есть не имеющие отношения к видам деятельности, заявленным в регистрационных документах данной фирмы.

50. Компания потребляет значительно меньше воды, тепло- и электроэнергии, чем прочие фирмы, занимающимися аналогичными видами деятельности по ОКВЭД.

51-52. Компания получила и оплатила крупные счета за потребленные водные ресурсы, тепло- и электроэнергию, а также за услуги связи. (Точное значение понятия «крупный» налоговая инспекция определяет самостоятельно в каждом конкретном случае.) При этом бухгалтерская отчетность свидетельствует о полном отсутствии движения и остатков средств на счетах фирмы либо указанные в документах суммы меньше, нежели оплаченные счета. Либо компания вообще не представляет отчетные документы.

53. Фирма перевозит большие партии товаров, есть факты оплаты ею услуг перевозчика. При этом бухгалтерская отчетность свидетельствует о полном отсутствии движения и остатков средств на счетах фирмы либо указанные в документах суммы меньше, нежели оплаченные счета и стоимость товаров. Либо компания вообще не представляет отчетные документы.

54. Фирма проводит активную рекламную кампанию в прессе, при помощи радио, телевидения и Интернета, ссылаясь на успешно выполненные заказы и работы, однако, по документам, представленным для отчетности, на ее расчетных счетах нет средств и движение денег не происходит либо указаны слишком малые суммы, не соответствующие заявленной стоимости услуг фирмы и расходам на рекламу. Либо компания вообще не представляет отчетные документы.

55. Компания ведет активную внешнюю торговлю. При этом наблюдается то же несоответствие с бухгалтерской отчетностью, что и в предыдущих случаях

56. Финансовые показатели компании, заявленные в отчетных документах, сильно отличаются от среднего значения по данной отрасли.

57. По численности персонала и обороту средств компания квалифицируется как малое предприятие, однако является контрагентом очень крупного юридического лица, причем сделки заключаются на большие суммы.

58. Фирма приобретает ценные бумаги, транспортные средства, недвижимость, однако, согласно отчетным документам, на ее счетах нет движения и остатков средств либо их объем меньше стоимости приобретенных товаров. Либо компания вообще не представляет отчетность.

59. Сотрудники компании либо лица, работающие на нее, приобретают автомобили, недвижимость, ценные бумаги, золото, бриллианты и прочие драгоценные металлы и камни, причем суммы покупок превышают их доходы, указанные в декларациях.

60. Суммы налогов, которые фирма предъявляет к возмещению, очень значительны.

61. Фирма открыла счета в банке, с которым работают свыше 10 предприятий, внесенных в список ЮЛ-КПО или значившихся в нем ранее.

62. В компании часто заявляют об утере первичной документации, причем утерянные документы восстанавливают в течение длительного времени или вообще не делают этого.

63. Бизнес компании имеет неритмичный характер.

64. Фирма проводит отдельные непрофильные операции.

65. Для расчетов фирма использует бартер, векселя и прочие нестандартные средства.

66. Цены на товары и услуги компании сильно отличаются от рыночных либо заметно колеблются.

67. Операции, проводимые компанией, экономически нецелесообразны.

68. Заработная плата работников фирмы ниже, чем установленный государством прожиточный минимум.

69. Компания не располагает необходимыми для деятельности средствами: складами, транспортом, торговыми точками и др.

70. У компании приостановлены операции по расчетному счету, данное решение продолжает действовать, но при этом фирма открыла в том же банке новый счет.

71. Компания открыла счет в одном банке сразу после того, как ее счета были заблокированы в другом кредитном учреждении.

72. Фирма привлекает иностранных рабочих, не имея на это разрешения. Либо имеющиеся разрешения недействительны.

73. Компания ведет деятельность, подлежащую лицензированию, и не имеет действующей лицензии.

74. Компания предпринимает попытки занижения налога на прибыль, указывая в качестве внереализационных расходов затраты, которые не учитываются при расчете сумм налогов.

75. Рост внереализационных расходов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года происходит значительно быстрее, нежели рост доходов от реализации. Это может свидетельствовать о попытках завышения расходов для уменьшения налоговой базы.

76. Стоимость экспорта товаров компании, согласно таможенной декларации, больше суммы выручки от реализации продукции, показанной в бухгалтерской отчетной документации.

77. Земельные участки, находящиеся во владении компании, по информации земельного комитета, имеют большую площадь, нежели указано в декларации по налогу на доходы с земли.

78. Данные о выручке от реализации, представленные в бухгалтерской документации и в декларации по НДС, не сходятся: показатели в первом случае выше, чем во втором, причем разница превышает сумму дебиторской задолженности.

79. В декларации по НДС указана меньшая сумма, нежели та, которую компания перечислила таможенным органам, уплачивая данный налог.

80. Выручка от реализации, показанная в отчетности компании, меньше, чем сумма сделок, сведения о которых налоговая инспекция может получить из внешних источников.

81. В декларации по налогу на прибыль сумма реализации меньше, чем указано в бухгалтерской отчетной документации.

82. Данные по арендной плате за пользование муниципальным или государственным имуществом, с которой арендатор начисляет сумму НДС, указанные в отчетности компании, расходятся с информацией комитета по имуществу (цифра, которую подает компания, больше).

83. Налогоплательщик применяет льготы по ЕСН на большую сумму, чем в предыдущем налоговом периоде (в таком случае у налоговиков возникает подозрение о необоснованном применении льгот предпринимателем).

84. Сведения о затратах на оплату труда, учитываемые при расчете налога на прибыль и ЕСН, не совпадают: в первом случае они выше, чем во втором.

85. Сумма дохода физлиц по предприятию, указанная в форме № 2-НДФЛ, выше, чем этот же показатель, учитываемый при расчете ЕСН.

86. Сумма выплат физическим лицам, которые не учитываются при налогообложении, в декларации по налогу на прибыль меньше, чем тот же показатель в декларации по ЕСН. С точки зрения налоговиков, такое несоответствие может свидетельствовать о занижении ЕСН.

87. Сведения о сумме платежей по пенсионным страховым взносам, представленные фирмой, отличаются от данных Пенсионного фонда (в первом случае сумма больше). Это может быть попыткой занижения ЕСН путем завышения суммы пенсионных взносов

88. В декларации по транспортному налогу указано меньше транспортных средств, принадлежащих компании, нежели зарегистрировано в ГИБДД.

89-90. Компания не сдает декларацию по налогу на имущество либо эта декларация нулевая при том, что в ГИБДД есть сведения о наличии у данной фирмы транспортных средств либо налоговая служба располагает информацией о приобретении ею недвижимости.

91-92. Предприятие не сдает декларацию по НДС или налогу на прибыль либо эта декларация нулевая при том, что налоговая инспекция располагает данными о продаже фирмой недвижимости или транспортных средств.

93. Фирма 3 раза в течение года представляет декларации к возмещению или уменьшению одного и того же налога.

94. Выручка компании возрастает, а налоговая нагрузка при этом уменьшается.

95. Предприятие сдает нулевую отчетность, однако налоговая служба располагает сведениями о проведении данной компанией экспортно-импортных операций, приобретении или продаже транспорта, недвижимости, торговле алкоголем.

96. Сумма кредиторской задолженности, указанная в бухгалтерских отчетных документах фирмы, больше суммы авансовых платежей, которые данная компания получила от клиентов за предстоящие работы или дальнейшую поставку товаров, согласно ее декларации по НДС.

97. Прирост стоимости основных средств компании опережает прирост ее выручки – это может свидетельствовать о занижении НДС и налога на прибыль.

98-99. Величина выручки существенно меньше суммы дебиторской задолженности или объема привлеченных компанией кредитов и займов.

100. Вычеты по НДС составляют очень большой процент от начисленной суммы по данному налогу. Это расценивается как попытка уклонения от уплаты налогов.

101. Фирма не сдает декларацию по ЕНВД либо эта декларация нулевая, однако известно, что данная компания регистрировала контрольно-кассовую технику.

102. Предыдущие проверки выявили нарушения, свидетельствующие о неуплате или неполной уплате компанией налогов.

103. Доходы и расходы предприятия, по данным бухгалтерских отчетных документов, несоразмерны, что может свидетельствовать о попытках уклонения от уплаты налогов.

104. Фирма имеет долги по уплате единого налога (если она работает по «упрощенке») или НДС и налога на прибыль (при общей системе).

105. В налоговых и бухгалтерских отчетных документах фирма показывает преимущественно убытки.

106-109. Объем экспортно-импортных операций, величина прибыли предприятия либо объем реализации им алкоголя превышает установленное сотрудником налоговой инспекции пороговое значение

Бизнес идеи

Источник: Горячая линия бухгалтера

Какие сейчас огртаничения и новые подходы в налоговом планировании?Из этой статьи Вы узнаете:
Какиие операции являются основанием для возникновения расходов?
Что значит комплексная оптимизация бизнес-процессов?
Какие существуют особенности методов налогового планирования? На что следует обратить внимание при утверждении внутрикорпоративных стандартов на добытое полезное ископаемое? Законы – гласят, что с неуплатой налогов следует неукоснительно бороться, в то время как потенциальные налогоплательщики вторят: «Все, что не запрещено, то разрешено». Ну что же, попробуем в этом разобраться.

Естественно, налоговые и правоохранительные органы убеждены, в том, что закон на их стороне, зато налогоплательщики, не отрицая этого, находят методы ловко выскользнуть из цепких рук правосудия. На сегодняшний день налоговиками разработана масса методик по борьбе с оптимизацией налогооблагаемой базы, в том числе и внутренние – например, чего только стоит Приказ ФНС о 109 признаках недобросовестности…

Данный Приказ ФНС обобщает 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика и предписывает создание специальной федеральной электронной базы, где будет содержаться информация обо всех «подозрительных» компаниях. Такая база именуется ЮЛ-КПО – расшифровывается как «юридические лица, контролируемые в первую очередь». Чем рейтинг подозрительности выше, тем больше шансов попасть в жернова налоговой проверки.

Признаки подозрительности разделены на 3 группы:
1) признаки, выявляемые на этапе регистрации компании (28);
2) признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет (4);
3) признаки, выявляемые в ходе деятельности компании (77).

Если будет выявлен хотя бы один из 109 перечисленных ниже признаков, то это будет означать внесение компании в Список юридических лиц, контролируемых в первую очередь ЮЛ-КПО. Одновременно в него заносятся все ее учредители. При выявлении ряда признаков налоговым инспекторам предписывается производить «особые» действия.

Приведем некоторые из них.

1. Адрес регистрации компании является адресом «массовой» регистрации (т.е. по нему зарегистрированы 10 и более фирм). При этом есть заявление владельца помещения, что данное помещение никому не предоставлялось, и предоставляться не планируется. Особые действия: отказ в регистрации и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

2. Лицо, указанное в качестве руководителя или заявителя компании, не имеет гражданства РФ (имеет документ другого государства, удостоверяющий его личность).

3. Учредитель – юридическое лицо, сам сейчас находится в списке ЮЛ-КПО, и у него уже выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.

4. Учредитель (физическое или юридическое лицо) ранее учреждал компании, которые находились или сейчас находятся в списке ЮЛ-КПО, и у него выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.

4. Физическое лицо является учредителем 10 и более компаний («массовый» учредитель). При этом учрежденные им компании находятся (находились) в списке ЮЛ-КПО и у них выявлено не менее 5 признаков неблагонадежности.

5. Указанные в заявлении учредитель и руководитель компании — одно и то же лицо.

6. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия. Особые действия: отказ в регистрации, и фиксация в ЮЛ-КПО попытки регистрации.

7. Компания зарегистрирована в форме ООО.

8. Относительно учредителя (руководителя) компании стали известны факты, по которым исполнение им функций затруднено или невозможно (преклонный возраст, учащийся, военнослужащий срочной службы, осужденный и отбывающий наказание, находится на длительном лечении, бомж, беженец, вынужденный переселенец, недееспособен). Особые действия: проведение расследования.

9. Частое изменение руководителя юридического лица.

10. Руководителем является лицо, зарегистрированное в другом регионе и/или являющееся сельским жителем.

11. Компания «куплена» у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу.

12. Установлено, что помещение, находящееся по адресу ее регистрации, предположительно не приспособлено для деятельности (недостаточная площадь, нарушены санитарные нормы и т.д.). Особые действия инспектора: проведение расследования.

13. Компания представляет «нулевую» налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.

14. В цепочке контрагентов находятся компании, которые сейчас или ранее находились в списке ЮЛ-КПО.

16. Объем потребленной компанией электро- и теплоэнергии, а также водных ресурсов существенно меньше значений, характерных для зарегистрированных видов деятельности компании по ОКВЭД.

17. Компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за электро-, тепло — и водоснабжение.

18. Компании предъявлены к оплате большие суммы за услуги связи. При этом согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за услуги связи.

19. Компания открыла счет в банке, в котором имеют счета более 10 компаний, находящихся (сейчас или ранее) в списке ЮЛ КПО.

20. Неритмичный характер бизнеса компании.

21. Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).

22. Фирма применяет нерыночные цены или цены сильно колеблются.

23. Отсутствие экономической целесообразности операции.

24. У компании отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, склад, торговые точки и т.п.).

25. Компания регулярно представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу).

26. По итогам предыдущих выездных или камеральных проверок компании выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога.

27. Несоразмерность расходов и доходов компании по данным бухгалтерской отчетности.

28. У компании есть задолженность по уплате основных налогов (НДС и налог на прибыль при обычной системе налогообложения или единый налог — при спецрежиме).

29. Налогоплательщик преимущественно отражает убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности.

30. Величина прибыли компании (либо объем реализации компанией алкогольной продукции, либо объем экспортных операций, либо объем операций по импорту) превышает заданное инспектором пороговое значение.80% положений, перечисленных в Приказе, вызывают массу вопросов, например:

Компания открыла счет в банке, в котором имеют счета более 10 компаний, находящихся (сейчас или ранее) в списке ЮЛ КПО – какие, собственно говоря, вопросы к организации, откуда начинающий предприниматель, который предположительно даже института не закончил, может знать о так называемых сведениях ЮЛ КПО. Он идет в первый попавшийся банк и открывает там счет, может, даже в тот банк, который ближе к его дому или офису. За что же так не повезет горе-предпринимателю?Самым, мягко говоря, странным является положение о том, что в данный список неблагонадежных предприятий подпадают организации, созданные в форме общества с ограниченной ответственностью. Что все ООО неблагонадежны, ну давайте всех и проверим?!
Фирма применяет нерыночные цены или цены сильно колеблются – а как же пресловутая рыночная экономика, конкуренция и все такое? Любая коммерческая организация может устанавливать те цены, которые ее устраивают. Возьмем элементарный наглядный пример – торговля на рынке и среднего уровня магазине. Если в магазине арендную плату за «точку» платят 15 000 рублей, на рынке — 3 000 рублей, закупочная цена шубы – 35 000. Купили, предположительно, они ее в одном месте. А продают в разных, при этом цена в магазине составляет 85 000, а на рынке – 60 000, при этом на рынке еще и 10 000 «скинут» — для более быстрой реализации товара, после чего поедут и купят еще десяток, а вот в магазине за это время могут вообще ничего не продать. Так как же поступать?Неритмичный характер бизнеса компании – а как эту ритмичность маленькое, начинающее предприятие может предугадать? Тем более если оно создано в форме общества с ограниченной ответственностью и у него постоянные проверки налоговиков? Да еще и счет «не в том» банке…
Компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования) – и что это доказывает? Разве не существует таких средств для расчета, разве они не прописаны в гражданском кодексе? Или сегодня законы не для нас, а налоговики их трактуют по-своему?Мало этого, соглашаясь с Костальгиным Д., отмечу, «что если налоговый орган захочет, он всегда легитимно продлит проверку, к сожалению. Т.е. эти два месяца легко могут превратиться в шесть, как минимум. Поскольку законодатель не остановился на продлении проверки, там есть приостановление. В данном случае нет уведомления плательщика. Вы можете с полной уверенностью считать, что проверка закончилась и, в общем-то, можно облегченно вздохнуть, но оказывается, что она продлена. Т.е. опять нет уведомления налогоплательщика, и самое главное, никаких последствий за неуведомление или нарушение. И плюс еще есть приостановление проверки. Т.е. два механизма. Единственное, что хорошо, условно говоря, по приостановлению у нас закрытый перечень в законе. Слава Богу, не отдали этот механизм на разработку налоговых служб. Соответственно, закрытый перечень».
По большому счету, придраться можно практически к большинству пунктов. Хочется привести на этот счет мнение одного из видных правоведов-теоретиков С.С. Алексеева: «Во-первых, действующее право, независимо от нашего отношения к нему и мер (назревших или даже уже предпринимаемых) по его изменению, нужно понимать и применять таким, каково оно есть на данный момент в существующих законах, других источниках права. Иначе — нужно сразу же заметить — ни о какой законности и правопорядке в обществе не может быть и речи. И второе. В праве, какими бы ни были конкретное содержание законов, данные юридической практики, правосознание, есть своего рода жесткая объективная фактура — нечто твердое и постоянное, не подвластное вольному усмотрению и произволу, никакому правителю, должностному и научному авторитету (пока в установленном порядке не изменены действующие юридические нормы, у нас — прежде всего закон)».

Как правильно отмечает Д.А. Шубин: «Нормы налогового права не изменились, однако налоговики стали иначе их применять. Причем государство не предупредило налогоплательщиков о том, что попытки оптимизировать налоговые платежи (уменьшить их размеры) будут приравнены к уклонению от уплаты налогов. В налоговом законодательстве не указано, что при уплате налогов налогоплательщик должен соблюдать нормы морали и нравственности. Не может коммерсант вести свою деятельность, руководствуясь принципом «наибольшей уплаты налогов государству с каждой хозяйственной операции». В противном случае он просто разорится».

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы относятся к ведению Российской Федерации (ст. 71, пункт «з»), а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, пункт «и» части 1). Реализуя вытекающие из названных конституционных норм полномочия и в целях обеспечения исполнения закрепленной в ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, федеральный законодатель сформулировал в Налоговом кодексе Российской Федерации такие основные принципы налогообложения, как всеобщность и равенство налогообложения, обязательность учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, обоснованность, недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, обязательность определения в законе всех элементов налогообложения, толкование неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах в пользу налогоплательщика.
Правовое регулирование в сфере налогообложения, в том числе определение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, установление ответственности за налоговые правонарушения, осуществляется федеральным законодателем исходя не только из предписаний ст. 57 Конституции Российской Федерации, но и из закрепленных Конституцией Российской Федерации основ демократического правового государства, включая признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации, гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, и права собственности, а также запрет произвола, справедливость и соразмерность устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (ст. 1, ч. 1; ст. 2; ст. 4, ч. 2; ст. 17, ч. 3; ст. 34, ч. 1; ст. 35, ч. 2; ст. 45, ч. 1; ст. 55, ч. 2 и 3).

Налоги, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанность и, следовательно, ответственность за ее неисполнение.

В случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

Следовательно, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно — оптимального вида платежа.

Сфера применения агентских договоров довольно широкая. При помощи организации-агента, можно реализовать разнообразный товар либо приобрести его. Также при помощи агентского договора агент может представлять ваши интересы по каким-либо сделкам, в том числе агент может помочь в реализации и приобретении услуг.

Заключение агентских договоров с целью оптимизации налоговой базы предприятия – на сегодняшний день одна из самых распространенных схем отсрочки от уплаты НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ у агента обязательному обложению налогом на добавленную стоимость подвергается только вознаграждение. При этом закон предусматривает определенные исключения, при которых агенты имеют возможность не уплачивать налог на добавленную стоимость с вознаграждения:

  1. данное вознаграждение должно быть получено за помощь в сдаче в аренду помещений иностранным гражданам, а также организациям, аккредитованным в Российской Федерации;
  2. при оказании помощи в распространении медицинских товаров. Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, строго ограничен, и в него входят:
  3. Инструменты механизированные.
  4. Инструменты колющие.
  5. Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой.
  6. Инструменты оттесняющие.
  7. Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные).
  8. Инструменты зондирующие, бужирующие.
  9. Наборы медицинские.
  10. Изделия травматологические.
  11. Приборы для функциональной диагностики измерительные.
  12. Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки.
  13. Микроскопы биологические.
  14. Установки радиационные медицинские.
  15. Приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований.
  16. Приборы и аппараты для лечения, наркозные.
  17. Устройства для замещения функций органов и систем организма.
  18. Весы платформенные медицинские.
  19. Весы настольные медицинские.
  20. Оборудование санитарно-гигиеническое, средства для перемещения и перевозки.
  21. Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек.
  22. В случае реализации похоронных принадлежностей, ритуальных услуг, а также работ по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил.
  23. Если такое вознаграждение было получено в ходе продажи изделий народных художественных промыслов. Стоит отметить, что любой объект (его прототип) народного художественного промысла должен быть зарегистрирован. Регистрацию образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляет Федеральное агентство по промышленности посредством присвоения регистрационного номера перечню зарегистрированных образцов изделий, представленных для регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (отдельно по каждому изготовителю изделий) на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации.

Дело в том, что при заключении сделки при помощи агентского договора придется столкнуться с еще одним налогом – налогом на прибыль.
Квалификация определенных расходов в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль вызывает у налогоплательщиков определенные трудности с исчислением налога на прибыль.

Статья 246 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на прибыль организаций признаются, в частности, российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы из источников в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответственно плательщиками налога на прибыль являются любые юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Таким образом, юридические лица, в том числе администрации муниципальных образований, получившие доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы, должны учитывать их при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что от налога на прибыль в соответствии с налоговым законодательством освобождаются юридические лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

«Налогооблагаемые доходы организаций за текущий год» – «вычитаемые расходы организации за текущий год» = «Прибыль организации за текущий год до вычета убытков прошлых лет» – «убытки прошлых лет» = «налогооблагаемая прибыль организации за текущий год (1-2-3)» * «налоговая ставка (4)» = «налог на прибыль (1-2-3)» * «4»
Отдельно стоит сказать об убытках, которые организация понесла ранее. В соответствии с ними юридическое лицо может уменьшить прибыль текущего года на сумму понесенных ею ранее убытков по данным налогового учета.
Приведем схему расчета налога на прибыль на конкретном примере:
ООО «Трансторг» реализует кирпич, который приобретается в Саратовской области. Выручка от продажи кирпича в текущем году составила 1 500 000 рублей. Себестоимость проданного кирпича составляет 800 000 рублей.
Расходы ООО «Трансторг» включают в себя:
— зарплату персонала и начисленный на нее единый социальный налог – 150 000 рублей;
— плату за аренду торговых помещений – 250 000 рублей.
В прошлом году ООО «Трансторг» получило налоговый убыток в сумме 30 000 рублей.
Ставка налога на прибыль равна 24%.
В данном случае установлена максимальная ставка налога – 24%. Налог зачисляется в федеральный бюджет в сумме 17 550 рублей (270000 руб. * 6,5%) и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 47 250 рублей (270 000 руб. *17,5%). Всего – 64 800 рублей.
Положения ст. 251 Налогового кодекса РФ – «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», попробуем проиллюстрировать на примере.

  1. ОАО «Автомаш» было зарегистрировано в феврале текущего года. В уставный капитал организации акционерами были внесены денежные средства в размере 1 200 000 рублей.
  2. ООО «Шитком» получило грант от Н.М. Федоровой (являющейся родной дочерью генерального директора фирмы), денежные средства были получены на развитие бизнеса в сумме 100 000 рублей.
  3. ООО «Фантом» взяло кредит в коммерческом банке в сумме 2 500 000 рублей.
  4. ЗАО «Перевозка» получило предоплату за кирпич, в сумме 20 000 рублей, при этом следует отметить, что ЗАО «Перевозка» признает доходы по методу начисления.
  5. ОАО «Гараж» передало свое нежилое офисное помещение в аренду. Арендатор произвел капитальные вложения в арендованное помещение, а именно, установил сантехнику, при этом используя собственные средства. По окончании срока действия договора аренды офисное помещение было возвращено ОАО «Гараж» вместе с установленной им сантехникой.
  6. ООО «Пищпром» получило 150 000 рублей в виде целевого финансирования по изготовлению новых кондитерских изделий. При этом ООО «Пищпром» не вело раздельный учет использования полученных средств.

В соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ, денежные средства, указанные в пунктах 1,3,4,5, не подлежат обложению налогом на прибыль.
Например, Федеральная налоговая служба в своем Письме № ММ-20-02/383 от 21 мая 2007 г. рассмотрела вопрос уплаты налога на прибыль организаций при ликвидации ответственного обособленного подразделения организации или изменении места нахождения организации. При этом в Письме сообщается, что в соответствии с пунктом 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и уплату налога на прибыль производить через одно из этих обособленных подразделений. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика состоят на налоговом учете.

Таким образом, на указанный выше порядок уплаты налога на прибыль организаций переходит налогоплательщик. В случае принятия им решения о прекращении деятельности (закрытии) ответственного обособленного подразделения в одном из субъектов Российской Федерации в течение налогового периода и снятии с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения, налогоплательщик выбирает другое ответственное обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации.

Для оптимизации налогообложения налога на прибыль, также как и НДС, существует огромное количество схем. Такие методы позволяют налогоплательщикам заменять один налог другим, соответственно более выгодным для них по сравнению с налогом на прибыль – ЕНВД.Продолжение читайте в следующем номере.Статья подготовлена по материалам семинара «Оптимизация налогообложения: новые подходы и ограничения», организатор компания «Бизнес-семинары».

Материалы семинара анализировала Ефремова О.Н.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *