Соблюдение трудового законодательства

Что такое трудовая инспекция?

Трудовой инспекцией называется специализированная система государственных органов, в обязанности которой входит обеспечение государственного надзора, а также проведение контроля за выполнением работодателями всех требований, указанных в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Такой надзор обеспечивается благодаря регулярным проверкам организаций вне зависимости от формы их собственности.

Кроме того, трудовая инспекция имеет право устраивать проверку физических лиц, которые находятся в трудовых отношениях с другими работниками.

К главным целям, которые стоят перед трудовой инспекцией, относятся следующие:

  • Проверка соблюдений требований трудового права руководства;
  • Контроль социальных выплат, а также обеспечения государственной поддержки безработных граждан и работников, принадлежащих к льготным категориям;
  • Проверка соблюдения в организации полностью всех требований, которые указаны в Кодексе охраны труда;
  • Наблюдение за порядком осуществления расследований различных несчастных случаев на предприятиях;
  • Контроль выполнения обязанностей органов опеки и попечительства в отношении недееспособных лиц;
  • Регулирование всевозможных трудовых споров в коллективе компании, которая получает государственное финансирование;
  • Предоставление всей необходимой информации работодателям и работникам по разным вопросам, касающимся трудового законодательства;
  • Выполнение проверки условий работы для выявления вредных, а также опасных условий, чтобы работники могли получить соответствующую компенсацию.

В качестве причин для проверки трудовой инспекции могут послужить:

  • Достаточно частые задержки зарплаты;
  • Заявление, которое поступило от работников предприятия, в котором приведены факты нарушения работодателем норм Трудового кодекса Российской Федерации;
  • Неправильный расчет компенсационной суммы, выплачиваемой в случае увольнения;
  • Поступление жалоб от работников организации с приведением примеров нарушения их трудовых прав;
  • Работодатель не намерен заключать с работником соответствующий трудовой договор;
  • Не происходит оплата сверхурочной работы, а также разных пособий;
  • Неправильно составленный трудовой договор, который может привести к нарушению трудовых прав сотрудников компании;
  • Созданные условия труда не соответствуют тем, которые были указаны в трудовом договоре;
  • Сотрудник или коллектив организации подал жалобу с просьбой о проведении проверки того, соответствуют ли условия его рабочего места нормам Кодекса охраны труда.

Подробнее о законах, касающихся заработной платы, можно почитать .

Проверяемые документы

В процессе внеплановой проверки инспекторы могут на законных основаниях потребовать у руководства предоставить документы:

  • Учредительные документы и документацию, которая устанавливает специфику работы предприятия (учредительный договор, устав, разные разрешения и лицензии);
  • Нормативная документация локального значения (штатное и внутреннее трудовое расписание, график отпусков, документы, в которых указана система ежемесячной выплаты зарплаты);
  • Нормативная документация (графики смен, документы, устанавливающие нормы труда, порядок аттестации предприятий и другие);
  • Различные договорные документы (трудовые и коллективные договора и соглашения);
  • Распорядительная документация (для описания основной деятельности и формирования личного состава);
  • Информационно-справочные документы (служебные записки и заявления сотрудников, акты с протоколами и другое);
  • Первичная учетная документация по учету кадров предприятия, рабочего времени, а также выплаты зарплаты (личные карточки сотрудников, расчеты для отпуска или увольнения, табель учета рабочего времени);
  • Трудовые книжки;
  • Регистрационная форма.

Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Е. С. Казаков

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 4/2017

Уточнен и регламентирован порядок проведения проверок трудового законодательства. Кому их ожидать в первую очередь?

Проверки трудового законодательства, пожалуй, – одни из самых сложных для хозяйствующих субъектов и мы часто обращаемся к этой теме на нашем сайте audar-info.ru. Хотя, с одной стороны, данные проверки не выглядят неизбежными и с проверяющими можно долго, буквально годами, так и не встретиться. С другой – если подобная проверка состоится, то вряд ли она обойдется без назначения штрафов. Настолько много разносторонних требований к соблюдению трудового законодательства.
Теперь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 внесены заметные изменения в некоторые документы, регулирующие порядок проведения таких проверок. И, вероятно, теперь большинству хозяйствующих субъектов не получится избежать таких проверок. По прошествии пусть нескольких лет в самом благоприятном для этого лица случае, но проверка состоится.
А вот для многих других такая проверка может вовсе не состояться, если только не возникнет повода для внеплановой проверки.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная ин-спекция труда (Рострудинспекция). В связи с этим применяется Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Положение).
Данный документ предусматривает проведение плановых и внеплановых документальных и выездных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда (п. 8 Положения).
Что касается внеплановых проверок (которые, как следует из их названия, с большой долей вероятности могут и не состояться), то согласно п. 10 Положения они проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (то есть по результатам предыдущей проверки);
2) поступление в Рострудинспекцию:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Рострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством);
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) или Рострудинспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
А вот в отношении плановых проверок в п. 9 Положения было лишь указание на то, что они проводятся не чаще, чем раз в три года на основании составляемых Рострудинспекцией планов.
Данный пункт Постановлением Правительства РФ № 197 отменен. Но по прежнему действуют Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , в соответствии с которыми эти планы составляются.

К сведению:
Хозяйствующий субъект может проверить, включен ли он Рострудинспекцией в план проверок на текущий год. Для этого надо заглянуть на сайт этой организации по адресу https://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=8143.

От проверок по срокам – к рискориентированному подходу.

Из пункта 3 «а» данных правил следует, что основания для составления планов проверок содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Главные из этих оснований приведены в п. 8 ст. 9 данного закона и подразумевают истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294 ФЗ).
Сравнительно недавно введено и еще одно условие, согласно которому Правительство РФ может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (п. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294 ФЗ).
Список таких видов государственного контроля приведен в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Этот список Постановлением Правительства РФ № 197 дополнен, в него включен Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294 ФЗ под рискориентированным подходом понимается отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности устанавливает Правительство РФ, если такие критерии не предусмотрены федеральным законом (п. 4 ст. 8.1 Федерального закона № 294 ФЗ).
В связи с этим Положение дополнено п. 17 – 24. В соответствии с п. 20 Положения проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Согласно новому п. 21 информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, будет размещаться на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Хозяйствующие субъекты, отнесенные к другим классам, могут получить информацию о своей категории, сделав запрос в Рострудинспекцию. Орган контроля должен ответить на запрос в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления. Если данное лицо считает, что его надо отнести к другой категории, оно вправе подать в Рострудинспекцию заявление о ее изменении.

Как определить свою категорию?

Правда, подыскивая основания для подачи такого заявления, предприятие или предприниматель должны представлять себе критерии, по которым определяется класс (категория) риска. Эти критерии приводятся в приложении к Положению.
Данные критерии в определенной степени носят оценочный характер, при этом понятно, что оценивать их значимость будут чиновники. В то же время присутствуют и объективные показатели.
Так, будет оцениваться принадлежность хозяйствующего субъекта к определенной отрасли. При этом будет иметь значение количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в этой отрасли. В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности. Оно должно пересматриваться не реже, чем раз в три года. На данный момент его значения по отраслям приведены в специальном Перечне:

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2

Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A)

0,49

Добыча полезных ископаемых (B)

1,49

Обрабатывающие производства (C)

0,96

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)

0,99

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)

0,97

Строительство (F)

0,87

Транспортировка и хранение (H)

0,85

Деятельность в области информации и связи (J)

0,58

Образование (P)

0,44

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)

0,57

Прочие виды экономической деятельности

0,2

Данный коэффициент корректируется на значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), которое зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

  • 0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
  • 0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
  • 1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
  • 1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

Произведение двух приведенных показателей ПВ и М дает значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т).
Помимо показателя Т в расчете участвует также показатель Ку, именуемый коэффициентом устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.
Он представляет собой сумму трех показателей. Первый из них (Кт) зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему.
За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий – 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска.
Второй индивидуальный показатель Кз зависит от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, то лицу начисляется 0,3 балла.
И, наконец, если лицу назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, ему добавляется еще 0,1 балла. А при отсутствии таких наказаний, наоборот, может быть рассмотрен вопрос о снижении лицу класса риска.
Все коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются следующие классы риска:

  • высокий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • значительный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

Пример.
Организация занимается производством алкогольной продукции. Ее численность – 100 человек. Случаев травматизма в предыдущие три года не зафиксировано, как и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, но в предыдущем году имелся факт задержки выплаты зарплаты на 5 дней.
Коэффициенты для расчета класса риска по организации составили: ПВ = 0,2, М = 0,5, Ку = 0,3 (0 + 0,3 + 0). Общее значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда Р = 0,4 (0,2 х 0,5 + 0,3).
Следовательно, лицо в текущем году получит класс умеренного риска, то есть при сохранении этого класса проведение проверки трудового законодательства ему грозит не чаще, чем раз в 6 лет.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Речь идет о Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Рис. 3.1. Классификация ревизий Внеплановые

Важнейшим средством контроля за соответствием товарных операций отчетным показателям является инвентаризация. Инвентаризация бывает плановая и внеплановая. Плановая инвентаризация подразделяется на годовую и периодическую. Годовую инвентаризацию проводят в конце года перед представлением соответствующей отчетности периодическую инвентаризацию — по плану, утверждаемому вышестоящей организацией, в течение года внеплановую инвентаризацию—при ревизиях в связи с обнаружением хищения или при замене материально ответственного лица.  
Периодические инвентаризации осуществляются по плану, утверждаемому вышестоящей организацией, в течение года. Внеплановые инвентаризации проводятся при ревизиях в связи с обнаружением хищения или при замене материально ответственного лица.  
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.  
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.  

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.  
Ревизионная комиссия представляет в совет директоров не позднее чем за 10 дней до годового собрания акционеров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета, установленными согласно положениям ст. 11 настоящего Устава. Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее чем 10% обыкновенных акций Общества или большинства членов совета директоров. Работники Общества должны своевременно обеспечивать ревизионную комиссию всей необходимой информацией и документами.  
По отношению к плану различают плановые и внеплановые ревизии. Проведение плановых ревизий предусматривается в годовых и квартальных планах работы контрольно-ревизионных органов. Внеплановые ревизии проводятся при неудовлетворительном состоянии производственной и финансово-хозяйственной деятельности, наличии данных о халатности, бесхозяйственности и злоупотреблениях, а также по требованию следственных и других органов.  
По организационному признаку ревизии подразделяются на плановые и внеплановые.  
Внеплановые ревизии проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом.  
Составьте календарный план проведения документальных ревизий в компании по форме, указанной в приложении 9. При этом необходимо предусмотреть равномерную загрузку аудиторов в течение года, чтобы они располагали временем для подготовки к предстоящей ревизии, реализации ее материалов и для внеплановых ревизий и проверок. Следует помнить, что в основном проводятся комплексные ревизии, а 30% — в виде выборочных тематических проверок. Недостающие сведения сформулируйте самостоятельно.  
При планировании работы ревизоров контроля доходов дороги предусматривают, что 80% рабочего времени ими затрачивается на непосредственное проведение плановых ревизий, остальное время выделяется для проведения внеплановых обследований и ревизий и для выполнения коммерческих проверок и обследований по заданиям финансового отдела дороги и Финансового управления МПС.  
Д. р. различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, они бывают ведомственными и вневедомственными. Ведомственные проводятся вышестоящими организациями, которые имеют бухгалтеров-ревизоров вневедомственные — контрольными органами, например контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. Плановые проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных органов, внеплановые проводятся при их необ-  
Д. р. различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу проведения и другим признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, они бывают внутренние и внешние, ведомственные и вневедомственные. В зависимости от назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций ревизии делятся на полные и частичные. В зависимости от повторяемости контрольных функций различают ревизии первичные, повторные и дополнительные. По методу проведения ревизии бывают сплошные, выборочные и комплексные.  

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные комплексные и тематические плановые и внеплановые документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.  
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).  
Ревизия. Как метод финансового контроля ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод. Она выражается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. В практике финансового контроля различают следующие виды ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Ревизии могут проводиться как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля.  
Оценка надежности средств контроля может быть осуществлена с помощью таких процедур, как наблюдение, опрос и некоторых других. Например, аудитор с помощью процедур опроса и просмотра документов убедился в наличии такого средства контроля, как проведение внеплановых ревизий склада. Для оценки надежности этого средства контроля аудитор обратился к руководству с просьбой о проведении внеплановых ревизий в его присутствии. Наблюдая за их проведением, аудитор оценивает надежность этого средства контроля.  
Приобретение и хранение основных средств и материально-производственных запасов Наличие материально ответственных лиц Наличие специальных помещений для хранения Проведение плановых и внеплановых ревизий  
Лучший способ ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, — проводить периодический анализ того, насколько эффективно работает ваша стратегия. Проводите ревизию после каждых 100 сделок. Следует также осуществлять внеплановые проверки в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с результатами, вероятность которых оценивалась тренажером менее чем в 20%. Это может быть длинная полоса поражений или получение убытка в размере, превышающем ваши самые пессимистические ожидания. Вы могли бы также постоянно рассчитывать текущее ожидание вашей системы (путем деления текущей Л-кратной прибыли на количество проведенных сделок). Если ожидание становится слишком низким и его значение входит в зону с 20%-ной вероятностью появления, проверьте систему.  
Накануне Великой Отечественной войны изменился характер ревизионной работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. были реорганизованы Комиссия советского контроля и Комиссия главного военного контроля в Народный комиссариат государственного контроля СССР (НКГК). На него было возложено производство плановых и внеплановых государственных ревизий, контроль за учетом и использованием государственных средств и материальных ценностей государственными, кооперативными, общественными организациями, учреждениями и предприятиями, а также проверка исполнения постановлений и распоряжений правительства и выдача заключений правительству по исполнению государственного бюджета. Работники НКГК проводили предварительный и последующий контроль за учетом, хранением и расходованием денежных средств и материальных ценностей. Положение о Народном комиссариате Государственного контроля СССР утверждено постановлением СНК СССР от 15 октября 1940 г.  

В экономической литературе существует несколько концепций классификации ревизий, предлагаются разнообразные их классификационные схемы. Многие авторы ревизию классифицируют по неодинаковым признакам, а также в понятие одного и того же признака вкладывают разное значение. Так, деление ревизии на плановую и внеплановую Л. М. Крамаровский считает классификацией по принципу организации, В. Д. Андреев, И. А. Борознов, Г. Н. Лисин , Н. Т. Белуха , В. Б. Ермолинский и С. И. Филипенко —по организационному признаку, Л. И. Слепак и Е. И. Булычева —по назначению, В. Н. Обухов — по основаниям для ее назначения, М. И. Протасов и О. Н. Шапиро —в зависимости от времени проведения, Н. Г. Белов —по отношению к плану, А. А. Шпиг —по признаку плановости. С. И. Бобыр считает, что по организационному признаку ревизии делятся не только на плановые и внеплановые, но также и на внутриведомственные и вневедомственные. В. Ф. Журко и В. Б. Ястребов по таким признакам классификации, как назначение и объем проверяемых показателей, делят ревизии на плановые, внеплановые, сплошные и выборочные .  
Контроль за выполнением принятых решений может осуществляться в различных формах. Лучшей и действенной формой контроля является проверка на месте, позволяющая выяснить, в каком состоянии находится исполнение решения. Она предполагает глубокий анализ состояния выполнения решения с привлечением данных статистического, бухгалтерского и оперативно-технического учета. Проверки могут быть разовые, выборочные, комплексные, а также плановые и внеплановые. Контроль может осуществляться также в форме инспектирования, ревизии, наблюдения к т. п. Важным средством контроля может служить систематическое заслушивание сообщений руководителей по реализации решений на различных совещаниях, днях экономиста, днях качества и т. д.  
И. проводится в установленные сроки, а также при смене материально ответственных лиц, во время ревизии, после стихийных бедствий, по требованию контрольных и следственных органов. В зависимости от полноты охвата проверкой средств И. может быть болной и частичной. При полной И. проверке подлежат все средства. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчета. При частичной И. проверке подвергается один или несколько видов средств в определенных местах хранения. В зависимости от основания проведения И. бывают плановые и внеплановые. Плановые проводятся в установленные инструкциями сроки, а внеплановые—по мере необходимости, обычно внезапно.  
К главным методам Ф. к. относятся ревизии (плано-ные и внеплановые, ведомственные и вневедомственные, тематические и комплексные), счётные проверки бухгалтерских балансов и отчётов, аиилиз хозяйственной (деятельности социалистически. ri/it

Прокурорская проверка

Прокурор имеет право проверить работу кадровой службы любой фирмы. Эти полномочия ему даны Законом РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». На основе этого же Закона прокуратура может проверить финансовую и хозяйственную деятельность фирмы.

Что проверяет прокурор. В ходе проверки прокурора может интересовать, как фирма соблюдает трудовое законодательство. А именно не противоречат ли принятые фирмой правовые акты (устав, приказы, распоряжения, положения) и трудовые договоры Конституции РФ, Трудовому кодексу и другим законам, которые регулируют трудовые отношения. Основания и порядок проверки. Основанием для проверки кадровой службы фирмы могут быть: — жалобы и заявления работников; — материалы проверок, которые проводились трудовой инспекцией, внебюджетными фондами, другими контролерами; — данные Госкомстата; — данные милиции и судов; — материалы комиссий по трудовым спорам; — материалы профсоюзных организаций; — сообщения в СМИ. Эти источники могут содержать информацию о нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя. На ее основе прокурор составляет план посещения различных предприятий. О предстоящем посещении прокуратура обычно извещает работодателя заранее. Однако прокурор может провести и внеплановую проверку, когда необходимо срочное вмешательство в работу фирмы. Например, если работник написал жалобу о задержке зарплаты. В этом случае прокурор обязан дать ответ на жалобу в течение месяца. Поэтому с началом проверки не затягивают. Провести проверку прокурор может как самостоятельно, так и совместно с другими контролерами, например трудовой инспекцией. Как правило, совместные проверки устраивают, если сведения о нарушениях на фирме поступили от других контролеров. Для проведения проверки прокурору не нужно выносить специальное постановление. Достаточно прийти на фирму со своим служебным удостоверением. Работники фирмы обязаны пропустить его на свою территорию. Так сказано в ст. 22 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Какие документы может затребовать прокурор. Обычно факты нарушений трудового законодательства связаны со спецификой производства или с личными данными работников фирмы. Например, если на фирме работают много женщин (предприятие общественного питания или швейная фабрика), прокурора наверняка будут интересовать вопросы соблюдения прав молодых мам. На предприятии с тяжелыми или опасными условиями труда проверяющего в первую очередь будет интересовать, как соблюдаются требования по охране труда в таких условиях. Сначала прокурор займется изучением документов, регулирующих трудовые отношения. Это: — трудовые (коллективные) договоры; — должностные инструкции; — положения о подразделениях; — трудовые книжки; — графики отпусков; — приказы о наказаниях сотрудников; — личные дела отдельных сотрудников; — приказы и распоряжения об изменении режима работы, выходов в выходные и праздничные дни и т.д. Право прокурора требовать от работодателя перечисленные документы закреплено в ст. 22 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Если в ходе изучения документов у прокурора возникнут какие-то вопросы, он может пригласить для беседы работников фирмы, а также ее руководителей. Прокурор имеет право входить в любые помещения фирмы. Поэтому проверять документы он может непосредственно в отделе кадров. Однако целесообразнее предоставить ему отдельное помещение, где он будет работать с документами и беседовать с работниками. Продолжительность проверки. Продолжительность прокурорской проверки не ограничена. Но на практике она обычно длится от двух до четырех недель. Оформление результатов проверки. Если в ходе проверки прокурор найдет нарушения трудового законодательства, он может составить: — постановление о возбуждении уголовного или административного дела; — протест; — представление. Постановление о возбуждении уголовного или административного дела — это самый серьезный документ, который может принять прокурор по итогам проверки. В результате расследования руководитель кадровой службы или руководитель фирмы может быть наказан как минимум денежным штрафом. В худшем случае за нарушение трудового законодательства может грозить лишение свободы. Расследовать уголовное или административное дело прокурор обычно поручает сотрудникам милиции или следователям прокуратуры. Однако закон позволяет прокурору провести расследование самостоятельно. Впрочем, административное наказание в виде штрафа прокурор может применить сразу же после изучения документов, если считает, что проводить административное расследование нет необходимости. Если прокурор обнаружит, например, что правила внутреннего трудового распорядка фирмы противоречат Трудовому кодексу (выдача зарплаты предусмотрена один раз в месяц вместо положенных двух), он составит протест. Говоря юридическим языком, принесет протест. В нем он потребует немедленно устранить нарушения закона, например отменить принятые правила или отдельные их пункты. Этот документ прокурор передаст руководителю фирмы, который утвердил правила (инструкцию, положение и т.п.), или обратится с ним в суд. Протест должен быть рассмотрен не позднее 10 дней с момента его поступления. Рассмотрев протест, руководитель фирмы обязан немедленно в письменном виде известить прокурора о результатах. Так сказано в ст. 23 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Если в ходе дальнейшего разбирательства выяснится, что нарушений закона не было, прокурор может отозвать протест. Представление отличается от протеста тем, что должно быть рассмотрено немедленно. Этот вид реагирования прокурор применяет, когда закону противоречит не инструкция или положение, а решение (приказ) руководства фирмы или руководителя кадровой службы. Прокурор направляет представление тому руководителю, который принял незаконное решение или который вправе его отменить. О результатах рассмотрения руководитель обязан сразу же в письменном виде известить прокурора. Как себя вести во время проверки. Во время проверки старайтесь общаться с прокурором корректно. Не нужно препятствовать и отказывать в выполнении его требований. Помните, что за непредставление или несвоевременное представление информации прокурору руководитель кадровой службы или предприятия может быть оштрафован на сумму от 300 до 500 руб. Фирма может быть оштрафована на сумму от 3000 до 5000 руб. Если вы считаете действия прокурора незаконными, обжалуйте их вышестоящему прокурору (если проверяет районный, то городскому) или в суд. Если прокурор потребует отменить решение, приказ, инструкцию или другой документ, так и поступайте. Иначе вас могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. Так сказано в ст. 17.7 КоАП РФ. Имейте в виду. После уплаты штрафа требование прокурора все равно придется выполнить. Ответственность. Прокурор может привлечь нарушителей к административной или уголовной ответственности. Об административной ответственности за нарушения трудового законодательства читайте раздел «Проверка работы кадровика» — подраздел «Проверки, проводимые трудовой инспекцией» — ситуацию «Ответственность по результатам проверки». К уголовной ответственности прокурор может привлечь за такие нарушения: 1. Невыплата заработной платы, пенсий, пособий и других выплат больше двух месяцев (ст. 145.1 УК РФ). За это преступление грозят: — штраф в размере до 80 000 руб.; — штраф в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до шести месяцев; — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; — лишение свободы на срок до двух лет. Обратите внимание! Задержка с выплатой зарплаты должна быть в связи с личной или другой заинтересованностью руководства. Это обязательное условие привлечения к ответственности. Обычно наказывают только руководителя фирмы. Пример. На расчетный счет фирмы «Континент» поступили денежные средства по договору строительного подряда. Эти деньги должны были пойти на зарплату работникам фирмы. Однако директор, несмотря на задолженность перед работниками, приобрел 2 квартиры, которые оформил на свое имя и на имя супруги. Бухгалтеру фирмы он представил фиктивные документы о приобретении 2 КамАЗов. Прокуратура предъявила директору обвинение по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. Начальника кадровой службы можно привлечь к уголовной ответственности только как соучастника преступления. 2. Нарушение правил охраны труда, если в результате этого по неосторожности был причинен тяжкий вред здоровью человека (ст. 143 УК РФ). За это могут наказать: — штрафом в размере до 200 000 руб.; — штрафом в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев; — исправительными работами на срок до двух лет; — лишением свободы на срок до одного года. Если в результате нарушения правил охраны труда погиб человек, наказание будет строже. Виновного могут лишить свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Имейте в виду. Уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда кадровый работник может нести, если он обязан (например, по должностной инструкции) обеспечить соблюдение правил охраны труда. 3. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ). За это преступление грозят: — штраф в размере до 200 000 руб.; — штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев; — обязательные работы на срок от 120 до 180 часов. Чаще всего ответственность несет руководитель фирмы. Ведь это он подписывает приказы о приеме на работу и увольнении сотрудников. Кадровика привлекут к ответственности, если следователь докажет, что он действовал в сговоре с руководителем или умышленно утаил информацию о беременности работницы либо о наличии у нее маленького ребенка. Главное, чтобы о факте беременности или детях до трех лет было известно виновнику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *