Служба охраны труда

Основные задачи службы охраны труда в организации

К слову, тем же постановлением были определены и основные задачи службы охраны труда, такие как:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Постановление Минтруда и соцразвития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 (скачать)

Соблюдение требований трудового законодательства обязательно независимо от того, насколько велик штат Вашей организации. Теперь Вы знаете, когда в организации создают службу охраны труда, а мы желаем Вам и Вашей организации коммерческих успехов и безопасной работы.

Организация службы охраны труда на предприятии

Однако опыт работы не является обязательным требованием, поэтому руководитель вправе сам выбирать, кого он возьмёт – опытных специалистов или тех, у кого ещё нет стажа работы.

Сотрудниками данного подразделения могут стать лица со средним техническим образованием, уже имеющие опыт работы на подобной должности (например, стаж техника первой категории не менее 3 лет).

Независимо от наличия опыта, до начала выполнения должностных обязанностей новые сотрудники службы охраны труда обязательно проходят специальные обучающие мероприятия плюс получают на руки соответствующие журналы.

Полномочия, ответственность и последствия

Специалисты по охране труда наделены следующими правами:

  1. Провести проверку состояния условий труда, выявляя, соблюдаются ли условия безопасности.
  2. Ознакомиться с документами, касающимися вопросов обеспечения охраны труда, которые издают различные подразделения внутри компании.
  3. Запросить нужные сведения относительно обеспечения охраны труда. Потребовать от любого сотрудника письменных объяснений о совершённых действиях (если они нарушают установленные требования безопасности).
  4. Выдать нанимателю и должностным лицам предписания, требуя устранить последствия нарушений. Эти распоряжения являются обязательными для исполнения.
  5. Запрещать использование оборудования, инструментов и иного имущества, необходимого для успешного выполнения работы или оказания услуг, если были выявлены нарушения, которые несут угрозу жизни и здоровью сотрудникам и окружающим. Обязать на время приостановить использование технических средств до устранения поломок.
  6. Вносить предложения нанимателю и советовать, как можно обеспечить безопасные условия труда.

По желанию работодатели и/или по решению профсоюза может быть организована комиссия по охране труда. В неё входят (на паритетной основе) лица, представляющие интересы работодателя и профсоюза.

Данная комиссия задействована в создании системы подразделений, обеспечивающих безопасность труда, в составлении соответствующего раздела в коллективном соглашении, может разрабатывать план мероприятий по обеспечению безопасности в рабочей обстановке, проводить проверки и выявлять, соответствуют ли рабочие места установленным условиям.

Конечные результаты могут быть изданы в письменной форме и доведены до должностных лиц, работодателя и обычных сотрудников.

Система в рамках западных компаний

Во всех государствах действует собственные национальные программы охраны труда. В западных странах система контроля и отчётности предприятий касательно безопасности и рабочих условий не такая жёсткая, как в РФ.

Страны Западной Европы базируют свои системы на расширенной роли профсоюзов, тесного сотрудничества по обеспечению безопасности на местах. Здесь среди владельцев бизнеса культивируют идею социальной ответственности. Трудовая инспекция и её отделения имеет небольшую численность, что не позволяет осуществлять жёсткие проверки.

В ряде стран, таких как Великобритания, Нидерланды и Норвегия, у инспекции труда имеются расширенные полномочия. Так, инспектор может при наступлении чрезвычайных обстоятельств инициировать закрытие предприятия или издать необходимый приказ, обязательный для исполнения всеми сотрудниками.

Нормативная база

Когда служба была сформирована по собственному желанию работодателя, на первоначальном этапе её работы не требуется издание отдельного распоряжения. Но если её открыли по достижении минимальной численности персонала, а структура отдела была утверждена, руководитель обязан будет издать приказ о создании службы охраны.

Юридические аспекты

Организация и контроль работы специалистов по охране труда основывается на законодательных нормах:

  • № 181-ФЗ.
  • ст. 217 ТК РФ.

В статье 217 ТК РФ прописано, что данное подразделение создаётся в обязательном порядке, если в организации работает больше 50 человек. Здесь же закреплено право на создание внутри организации соответствующей должности, которую может занять только человек с соответствующими знаниями и навыками.

Когда в штате работает меньшее число сотрудников, работодатель может принять решение о необходимости создать специальную должность или подразделение, отвечающее за безопасность трудовых условий. Наниматель вправе привлечь к разработке правил трудовой дисциплины и техники безопасности внештатных специалистов.

Есть отдельные требования, касающиеся обеспечения безопасности, выдвигаемые для крупной промышленности, а также Санэпидемстанции и Пожарной.

Когда создают службу и кому подчиняется

Служба охраны труда подчиняется напрямую руководителю предприятию или заместителю, если заранее было издано соответствующее поручение. СОТ тесно контактирует с госорганами, отвечающими за контроль и проверку безопасности и условий труда.

На основании изданного приказа разрабатывают положение, должностные инструкции для сотрудников службы охраны труда, определяется порядок её работы. Когда все необходимые документы будут изданы, с того момента подразделение считается самостоятельным.

В тех же документах указывают, кому подчиняется данное подразделение. Соответствующие положения издаются и в других отделах. Затем порядок соподчинения фиксируется в коллективном договоре.

Численность специалистов

Штат специалистов и структура СОТ определяется уполномоченными лицами исходя из:

  • количества лиц, официально работающих на предприятии;
  • характера и опасности факторов производства, которым занята организация, а также особенностей процесса трудовой деятельности;
  • факторов риска в производственном процессе, используемой технике и т.п.

Соответствующую должность, отвечающую за охрану труда на предприятии, вводятся, когда:

  1. В организации, работающей в производственной сфере, трудоустроено более 50 человек.
  2. В фирмах, занятых в иных сферах деятельности, работает как минимум 100 человек.

У работодателя сохраняется право ввести данную должность, даже если численность работников меньше установленного количества. Кроме того, руководство может переложить обязанности специалиста по охране труда на иные уполномоченные лица, обладающие необходимым уровнем подготовки для ведения соответствующих действий.

Если работники из штата организации не способны выполнять данные обязанности, наниматель может привлечь сторонние организации и специалистов и просить у них консультации на тему обеспечения безопасности труда.

Окончательное количество работников, занятых в службе охраны труда, вычисляется на основе:

  1. Среднесписочной численности сотрудников организации.
  2. Месячной численности новоиспечённых работников.
  3. Общего числа отдельных структурных подразделений, действующих на предприятии.
  4. Числа работников, трудящихся во вредных и опасных условиях.

Информация по службе охраны труда на предприятии есть на видео.

Создаем службу охраны труда

ВажноЭтим же решением с ФГАОУ ВПО «Название университета» в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере <… рублей. Не согласившись с указанным решением суда, ответчик ФГАОУ ВПО «Название университета» подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права (л.д. N <…). Согласно ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ), суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Численность специалистов по ОТ, задействованных для создания этой службы, зависит от множества факторов, в частности:

  • условий труда;
  • частоты травматизма в отрасли;
  • данных статистической и оперативной отчетности о среднесписочной численности штата;
  • процента пропусков работы сотрудниками (таблицы 1–8 Межотраслевых нормативов).

Служба ОТ может быть представлена как одним специалистом по охране труда (в соответствии с нормативами при штате до 700 сотрудников), так и целым подразделением. Структура последнего формирования аналогична любому другому: несколько специалистов, работающих под руководством назначенного директором предприятия начальника. Структура и численность службы ОТ зависит, как уже указывалось, от специфики деятельности компании и общей численности персонала (п.
14 Рекомендаций).

Служба охраны труда на предприятии: механизм формирования службы

ФЗ РФ «О пожарной безопасности», обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности возложена на руководителей организации; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Исходя из системного анализа приведенных правовых норм, представленных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что соблюдение требований противопожарной безопасности во вверенном ответчику здании является его обязанностью.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения. На основании изложенного, руководствуясь ст.

ИнфоВозложить обязанности специалиста по охране труда в соответствии со штатным расписанием на условиях совмещения должностей согласно ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ на заместителя директора по административно-хозяйственной части Логинова Василия Ивановича. 2. Главному бухгалтеру Е.Е. Емельяновой: установить В.И. Кузьмину ежемесячную доплату за выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должностей в размере 10 000 руб.
3.

Направить В.И. Кузьмину на обучение в Центр профессионального образования. 4. Начальнику отдела кадров Л.И. Ивановой: подготовить договор с Центром профессионального образования на обучение В.И. Кузьмину. 5. В.И. Кузьмину: приступить к исполнению обязанностей по должности специалиста по охране труда на следующий день после окончания обучения по охране труда.

Основание: дополнительное соглашение к трудовому договору от 02.02.2016 N 11/15. Директор Петров (В.В.

Обязанности кадровой службы

России от 22.01.2001 N 10 Когда создают службу? Ст. 217 ТК РФ регламентирует, в каких случаях создается данная служба. Нормативные положения данной статьи гласят, что для целей соблюдения законодательных требований, а также для реализации задач по осуществлению контроля за исполнением требований у каждого конкретно взятого работодателя, численность персонала которого более 50 человек, в обязательном порядке:

  • либо создается специальная служба;
  • или же учреждается должность управомоченного лица (специалиста) с соответствующими квалификацией и уровнем подготовки, позволяющими осуществлять соответствующие функции.

Если же число рабочего персонала меньше 50 человек, решение о возникновении должности специалиста или об учреждении соответствующей службы руководитель принимает лично по собственному волеизъявлению, но с учетом специфики деятельности и необходимости.

Вопросы организации охраны труда на предприятии являются очень важными для реализации трудового законодательства непосредственно на рабочих местах. От того, насколько правильно организована эта служба, будет зависеть её эффективное функционирование.

Однако не так уж просто бывает работодателям разобраться во всех тонкостях законодательства в области ОТ и организовать её на своём предприятии. О том, что же эта служба собой представляет, какова её структура, и как её создать с нуля, поговорим далее.

Понятие

Служба охраны труда на предприятии – это отдельное структурное подразделение, которое создаётся, чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда и осуществлять контроль за их выполнением всеми сотрудниками и руководителем.

Подразделение состоит из специалистов в области охраны труда, а возглавляет его руководитель службы.

Основные рекомендации, которыми должен руководствоваться работодатель при создании службы охраны труда у себя на предприятии, даны в Постановлении Министерства труда и социального развития № 14 от 08.02.2000 года.

Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14

Более общее представление о том, как нужно вводить в действие службу ОТ, представлено также в Трудовом Кодексе РФ.

В частности, десятый раздел под названием «Охрана труда» содержит главу 35, которая называется «Организация охраны труда». В статье 217 обозначены обязанности каждого руководителя организации, численность личного состава которой более 50 человек, иметь в своём штате отдел, бюро или одного инженера (специалиста) по ОТ.

Трудовой кодекс РФ

Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, будет зависеть от численности работников предприятия, специфики производства и наличия или отсутствия вредных факторов и профессиональных рисков.

Государственное регулирование

Сфера охраны труда граждан является одной из самых важных в трудовых взаимоотношениях, поэтому государство её чётко регулирует с помощью своих органов власти.

Иерархию государственного регулирования можно представить таким рисунком:

Государственное регулирование охраной труда находится в ведении Правительства страны. А оно, между тем, поручает федеральным органам исполнительной власти осуществление контроля в отдельных её сегментах.

Например:

  • Министерство здравоохранения и социального развития вырабатывает государственную политику и выпускает нормативно-правовые акты;
  • Федеральная инспекция труда функционирует как орган государственного контроля и надзора и расследует происшествия;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека предпринимает санитарно-гигиенические мероприятия.

А также можно выделить Государственную противопожарную службу, которая входит в состав МЧС. Она инспектирует противопожарную безопасность, которая должна присутствовать на любом предприятия независимо от количества персонала и наличия профессиональных рисков.

Общественный контроль

Наряду с государственным контролем деятельности служб ОТ существует ещё и общественный контроль.

Как гласит Трудовой Кодекс РФ, этот контроль могут осуществлять:

  • профсоюзы;
  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда;
  • комитеты (комиссии) по ОТ.

Профкомы для осуществления функций контроля могут создавать специальные инспекции труда технического или правового характера.

В права профкомов входит проведение независимых экспертиз условий труда, принятие участия в расследовании несчастных случаев и защита прав и интересов своих членов в вопросах возмещения вреда их здоровью.

Уполномоченные лица избираются на общих собраниях коллектива организации на срок не менее двух лет.

Обычно необходимость их назначения возникает, если у работников нет профсоюзной организации.

Избранного уполномоченного работодатель обязан обучить за счёт собственных средств и предоставить ему определённое время в течение рабочей смены для осуществления своей деятельности.

Кроме контроля над охраной труда, уполномоченные могут представлять интересы рабочих при рассмотрении трудовых споров и давать консультации по вопросам защиты их прав.

Комитет по ОТ является совещательным органом общественного контроля и состоит из представителей работников и представителей работодателя.

Все его члены проходят обучение в области ОТ по расширенной программе за счёт средств работодателя.

Одной из главных миссий комитета является разработка плана совместных мероприятий работодателя и профкома по обеспечению требований ОТ и предупреждению производственного травматизма.

Как заполнять журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда? Читайте на нашем сайте.

Положено ли обучение по охране труда при совместительстве? Узнайте .

Организация охраны труда на предприятии

Выбор политики организации в области ОТ

Прежде всего, на предприятии необходимо разработать политику в области ОТ.

Она представляет собой локальный нормативный акт, излагающий главные принципы и цели организации в области ОТ:

  • обеспечение безопасности работы и охраны здоровья её исполнителей;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативных актов по ОТ и коллективных договоров;
  • привлечение работников и их представителей к активному участию в системе управления ОТ.

К выбранной политике организации в области ОТ предъявляют ряд требований:

  • Она должна соответствовать численности предприятия, специфике производства и масштабам риска.
  • Она должна быть лаконичной, с чёткими формулировками, излагаться понятным языком, иметь дату создания, подписываться работодателем.
  • Быть в свободном доступе для каждого сотрудника.

Политика должна обновляться в случае изменения условий труда.

Стоит упомянуть также, что у работодателя есть возможность применить аутсорсинг в сфере ОТ, то есть воспользоваться услугами сторонних фирм данной специализации.

Структура

В структуре организации лучше всего выделять службу ОТ в отдельное подразделение.

Число работников этого подразделения напрямую будет зависеть от количества сотрудников всего предприятия, а именно:

  • Если их менее 50 человек – допускается возложение обязанностей на одного из работников административного звена.
  • Больше 50 человек – необходимо выделить освобождённую единицу для инженера по ОТ.
  • От 50 до 700 человек, не занятых на тяжёлых и вредных работах – один специалист ОТ.
  • Больше 700 человек – организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек).

Рекомендации по расчёту численности сотрудников, занятых ОТ, можно также найти в соответствующих межотраслевых нормативах.

Органы управления

Органы управления ОТ на предприятии могут быть представлены соответствующей схемой:

Таким образом, видим следующее:

  • Главная функция управления системой ОТ находится в компетенции руководителя. С помощью приказов, распоряжений, планов мероприятий он реализует свои управленческие решения.
  • Организационно-методический орган — это отдел ОТ. Он разрабатывает проекты управленческих решений, контролирует их исполнение, а также взаимодействует с комитетом ОТ, профсоюзом и медсанчастью.
  • Информационный орган это ИВЦ (информационно-вычислительный центр). Он накапливает, обрабатывает, анализирует и ведёт учёт информации о существующих условиях труда, эффективности работы службы и динамике травматизма и несчастных случаев.
  • Объект управления – это работа всех служб и отделов организации по внедрению безопасных условий труда на местах, в цехах, на предприятии.

Документы

Необходимой документацией по ОТ на предприятии являются:

  • положение об ОТ в организации;
  • перечень вредных факторов, производственных рисков и опасностей в работе;
  • инструкции по ОТ рабочих мест или должностей;
  • журналы регистрации разных видов инструктажей, несчастных случаев, выдачи СИЗ.

Документация по ОТ должна быть:

  • доступна для любого сотрудника;
  • изложена в понятной форме;
  • актуальной, то есть обновляться в случае необходимости.

Оформляться эти документы должны в соответствии с правилами делопроизводства и храниться в течение установленных сроков.

Обучение

В соответствии с Постановлением Министерства труда и Министерства образования России № 1/29 от 13.01.2003 г. все работники службы ОТ, руководитель и члены комиссий должны проходить обучение в аккредитованных учебных учреждениях, проверку знаний требований ОТ и периодическое повышение квалификации.

Постановление Министерства труда и Министерства образования в РФ № 1/29 от 13.01.03

Все остальные сотрудники тоже должны обучаться требованиям ОТ, но уже в самой организации по специально разработанным программам инструктажей с последующей проверкой знаний и аттестацией.

Особенности создания с нуля

Начинать создание службы ОТ следует с составления плана необходимых мероприятий, который должен включать в себя:

  • Выборку действующих нормативных актов, правил, стандартов, отраслевых требований и программ по ОТ в аналогичных производствах.
  • Составление перечня вредных факторов, производственных рисков, опасностей рабочей среды.
  • Разработать меры защиты, составить список необходимых СИЗ, определить безопасные приёмы работы.
  • Для мониторинга состояния здоровья сотрудников направить на медосмотр.

После этого можно приступать к разработке и утверждению внутренних актов предприятия и созданию службы.

Что собой представляет система управления охраной труда? Информация — в нашей статье.

Что должно входить в перечень мероприятий по охране труда? Узнайте .

Кто входит в комиссию по охране труда? Смотрите .

Контроль

Ответственные лица

Как правило, на предприятии осуществляется трёхступенчатый контроль за соблюдением требований ОТ административно-общественного характера.

Его ответственные лица на каждой ступени:

  • 1 ступень: начальник структурного подразделения ежедневно осуществляет контроль на рабочих местах;
  • 2 ступень: члены комиссия по ОТ осуществляют еженедельный мониторинг на участках производства, закреплённых за ними;
  • 3 ступень: руководитель предприятия во главе комиссии по ОТ на ежемесячных заседаниях заслушивает доклады, получает данные мониторинга, на основании которых принимает соответствующие решения.

Ответственность за невыполнение установленных требований

В Трудовом Кодексе установлены следующие виды ответственности за нарушение требований ОТ:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Таким образом, система управления охраной труда, структура и численность её службы будет напрямую зависеть от численности штата предприятия и масштабов производственного риска.

Основные функции и задачи службы охраны труда на предприятии

Задачи и функции службы охраны труда перечислены в Постановлении Министерства труда РФ от 30.01.95 № 6 » Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации».

Основными задачами службы охраны труда являются:

· организация и координация работы по охране труда на предприятии;

· контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия;

· совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;

· консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

На службу охраны труда возлагаются следующие функции:

· выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

· проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

· помощь подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;

· информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных факторов;

· участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или производственного заболевания;

· проведения проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актом по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

· разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;

· участие в составлении раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия;

· согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;

· участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных актов по охране труда;

· оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляется компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;

· составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятий) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

· оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране для работников, стандартов предприятия по безопасности труда;

· разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

· методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверка знаний по охране труда работников;

· участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия;

· организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов;

· составление отчетности по охране труда;

· осуществление контроля за соблюдением требований законодательных актов и нормативных документов по охране труда, правильным применением средств индивидуальной защиты, соблюдением “Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве”, выполнением мероприятий раздела “Охрана труда” коллективного договора и других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда, наличием инструкций по охране труда и своевременным их пересмотром, соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда, организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

· подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных факторов;

· анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда предприятия и подготовка обоснований о выделении предприятию средств из территориального фонда охраны труда на мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

· доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

· организация хранения документов (актов формы Н-1, протоколов замеров параметров опасных и вредных факторов и т.д.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами;

· рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка по ним предложений работодателю по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследования недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям;

· руководство работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии.

Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

· в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

· проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

· запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя;

· привлекать по согласованию с работодателем и руководителем подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда;

· запрашивать и получать от руководителей подразделений материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушение нормативных правовых актов по охране труда;

· требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;

· предъявлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

· представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль соблюдения законодательства о труде на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля, о чем уже сказано ранее.

Ведомственный контроль по охране труда осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой охраны труда и безопасности данного предприятия, образовательного учреждения.

Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества, основанного на принципах демократии.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда централизованно выполняет Федеральная инспекция труда.

Текущий (административно-общественный) контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляется с помощью многоступенчатого механизма контроля, хорошо зарекомендовавшего себя на отечественных предприятиях.

Административно-общественный контроль охраны труда в с фере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом образовательного учреждения и органами управления образованием. В целях систематического контроля соблюдения требований законодательства по охране труда в образовательных учреждениях организуется четырехступенчатая система контроля.

I ступень. Контроль осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень. Контроль осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщают о них руководителю образовательного учреждения.

III ступень. Контроль осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ произошедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения.

IV ступень. Контроль осуществляет комиссия по приемке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящий орган управления образованием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *