Штрафы налоговой инспекции

Особенности введения норм Кодекса, улучшающих (ухудшающих) положение налогоплательщиков

— Дата публикации: 22.01.2009
— Статья НК РФ:
— Вид налога: Все налоги

Если Кодексом вводятся нормы, улучшающие положение налогоплательщиков региональных и местных налогов, то налогоплательщики в любом случае будут иметь право на перерасчет и возврат налога, оказавшегося излишне уплаченным вследствие применения закона субъекта Российской Федерации или нормативного акта муниципального образования, принятых на основе ранее действовавших положений федерального закона. Но обратная сила не может быть придана положениям, которые приводят к возникновению налогового обязательства либо к повышению налоговой ставки. Например, ставка налога, повышенная федеральным законом, непосредственное применение которого невозможно без наличия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, должна применяться только с даты, указанной в принятом субъектом Российской Федерации законе, введенном в действие с учетом запрета придавать обратную силу актам, ухудшающим положение налогоплательщиков.

Согласно внесенным в пункт 1 статьи 5 Кодекса дополнениям акты налогового законодательства, улучшающие положение налогоплательщиков (в частности, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, отменяющие налоги (сборы), снижающие размеры ставок, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей), вступают в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 г. (пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

Если не предусмотрено иное, Кодекс применяется к отношениям, регулируемым законодательством о налогах, возникшим после введения его в действие. Надлежит различать гражданско-правовые отношения, связанные, например, с заключением договора, и налоговые отношения, связанные с наличием объекта налогообложения, возникшего вследствие исполнения обязательств по заключенному договору.

В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2002 № 203-О уточнен порядок применения положений об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах применительно к длящимся отношениям. В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2002 № 203-О приведен общий принцип, согласно которому если в результате принятия акта законодательства о налогах и сборах возникает или изменяется обязанность по уплате налога, то в отношении соответствующего объекта должен применяться наиболее выгодный с точки зрения налогоплательщика порядок налогообложения.

Пример 1:

Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, введенного в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ, согласно которым при исчислении налога на доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, следует исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 г. Применительно к суммам, оставшимся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 г., для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января 2001 г., поскольку иное истолкование данной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу статьи 57 Конституции РФ.

Такой вывод стал возможным по следующей причине: на 1 января 2001 г. (т. е. на дату возникновения обязанности по уплате налога с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах) действовала более низкая по сравнению с ранее установленными ставка рефинансирования.

Пример 2:

В соответствии с абзацем четвертым пункта 27 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы в виде процентов по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка РФ, при условии что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Банка России, прошло не более трех лет.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» предусматривалось его вступление в силу с 1 января 2008 г. и распространение положений пункта 27 статьи 217 Кодекса на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Возникновение правоотношений, регулируемых пунктом 27 статьи 217 Кодекса, обусловлено получением дохода налогоплательщиком в виде процентов по вкладу.

Следовательно, положения абзаца четвертого пункта 27 статьи 217 Кодекса применяются к доходам в виде процентов, выплаченных с 1 января 2007 г. по договорам вклада вне зависимости от того, когда указанные договоры были заключены либо продлены.

В связи с тем что описываемая норма вступила в силу с 1 января 2008 г., сумма налога, удержанного налоговым агентом с 1 января 2007 г. с доходов в виде процентов по вкладу, размер которых превысил размер понизившейся ставки рефинансирования Банка России, может быть возвращена налогоплательщику по окончании налогового периода налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 г.

См. письмо Минфина России от 01.04.2008 № 03-04-06-01/73

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса изложен в новой редакции, предусматривающей, что не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.

Данный подпункт вступил в силу с 1 января 2008 г. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В соответствии с изложенным при определении налоговой базы по налогу на прибыль по итогам 2007 г. не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ

См. письмо Минфина России от 24.12.2007 № 03-03-06/1/886

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ предусмотрено, что положения статьи 214.2, пункта 27 статьи 217 и пункта 2 статьи 224 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. При этом в соответствии со статьей 224 Кодекса в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 35%. До 1 января 2008 г. в отношении процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, ставка налога на доходы физических лиц была установлена в размере 13%. Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 г., положение об особом порядке налогообложения процентных доходов по срочным пенсионным вкладам из пункта 2 статьи 224 Кодекса исключено, причем новой редакции указанных статей придана обратная сила с 1 января 2007 г. Принимая во внимание статью 5 Кодекса, допущенная законодателем неточность в отношении процентных доходов по срочным пенсионным вкладам не может являться основанием для перерасчета по ставке 35% доходов, полученных по срочным пенсионным вкладам, открытым на срок не менее шести месяцев, которые облагаются по ставке 13%.

Для отдельных категорий хозяйствующих субъектов законодательством Российской Федерации закреплены специальные нормы применения актов законодательства.

Пример 3:

В Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлена защита от неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации, в том числе в налоговом, для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, заключающаяся в том, что к таким инвесторам и организациям не применяются нормативные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки, и т. п.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестору, осуществляющему инвестиционный проект, гарантируется стабильность в течение срока окупаемости его проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования.

В связи с положениями статьи 38 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» следует отметить, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне.

Пример 4:

Статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2008 г.) устанавливалось, что если изменения налогового законодательства создавали менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежали налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. При этом положение Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (утратил силу с 1 января 2003 г.) о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.07.1995 № 88-ФЗ не имело обратной силы и не применялось к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога.

См. определения Конституционного Суда РФ:

от 01.07.1999 № 111-О

от 05.06.2003 № 277-О

См. постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 № 161/00

В случае если инвестор или субъект малого предпринимательства полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, он вправе защитить свои права в арбитражном суде, к компетенции которого относится выбор подлежащих применению норм с учетом сформулированного в Конституции РФ запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры ответственности.

Пример 5:

С введением в действие главы 21 Кодекса с 1 января 2001 г. появление налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей ухудшило для них условия хозяйствования, поскольку возложило дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы налога на добавленную стоимость в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой (выполняемой, оказываемой) индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.

См. определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 № 37-О

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (утратил силу с 1 января 2003 г.), допускалось во взаимосвязи с иными нормами законодательства возложение на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате, помимо стоимости патента на занятие определенной деятельностью, установленных последующим правовым регулированием налога на добавленную стоимость и налога с продаж (отменен).

Уплачиваемая годовая стоимость патента являлась фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на вмененный доход за отчетный период. Этот платеж по существу отождествлялся с единым налогом на вмененный доход, который платят организации, и, следовательно, его назначение также заключалось в замене налогов, действующих в рамках общей системы налогообложения. Действительный смысл вышеназванной нормы был изменен последующим регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой.

Данный вывод имеет значение для определения правовых последствий принятия законов, создающих менее благоприятные условия налогообложения по сравнению с ранее действовавшими, стабильность которых была гарантирована определенными юридическими нормами. В случае если положениями новых законов ухудшаются условия налогообложения, то их действие не распространяется на лиц, в отношении деятельности которых закреплена оговорка о неухудшении условий налогообложения.

См. постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 № 11-П

Уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства

Цель усвоение материала, касающегося уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства. Ознакомление с составом уголовного правонарушения. Ознакомить студентов с видами налоговых преступлений

Задачи темы:

  • — Определить сущность уголовной ответственности.
  • — Рассмотреть специфику уголовной ответственности.
  • — Рассмотреть санкции за налоговые преступления.

Вопросы по теме:

  • 1. Понятие налогового преступления.
  • 2. Состав преступления.
  • 3. Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом

Уголовное законодательство носит прежде всего охранительный характер. Его роль заключается в защите наиболее важных для общества отношений, его устоев. Считается, что посягательство на эти устои грозит самому существованию социума, поэтому уголовное право можно считать проявлением коллективного инстинкта самосохранения. Неудивительно, что в «арсенале» уголовного права имеются самые жёсткие меры воздействия на нарушителя, какими не располагает никакая другая отрасль нрава (арест, лишение свободы, иногда даже смертная казнь). Само название «уголовное» восходит к тем временам, когда практически за каждое нарушение.

Применять уголовную репрессию за нарушение налогового законодательства следует с большой осмотрительностью и только тогда, когда это действительно необходимо: например, когда сумма уклонения особенно велика или когда лицо ранее привлекалось к финансовой ответственности за налоговые нарушения. Государство должно бороться с неплатежами налогов не карательными мерами, а совершенствованием системы налогообложения.

Для того чтобы называться преступлением, деяние должно:

  • 1) быть общественно опасным, т.е. посягать или угрожать отношениям, жизненно важным для социума. Эти отношения в науке уголовного права получили название объекта;
  • 2) осуществляться в форме, запрещенной уголовным законодательством, и вызывать определенного рода последствия. Такое действие (бездействие), его негативные последствия и причинно-следственная связь между ними наука уголовного права определяет в совокупности как объективную сторону;
  • 3) совершаться виновно, т.е. с определенным моральным и интеллектуальным отношением субъекта к своему действию и его последствиям. Это отношение специалисты по уголовному праву именуют субъективной стороной.
  • 4) Человек, в отношении которого суд может вынести приговор и назвать его поступок преступлением, с точки зрения науки уголовного права будет являться субъектом.

Объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона в совокупности образуют состав преступления. Если отсутствует хотя бы один из элементов, отсутствует и весь состав.

Объект налоговых преступлений

Негативные последствия налоговых преступлений разнообразны. Можно выделить, например, такие:

  • * недополучение казной налоговых сборов, сокращение доходной части бюджета и рост его дефицита;
  • * нарушение законов рыночной конкуренции, ибо предприятия-неплательщики оказываются в привилегированном положении;
  • * нарушение принципа социальной справедливости, поскольку для тех, кто исправно платит налоги, возникает дополнительное налоговое бремя.

Объективная сторона налоговых преступлений

Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных последствий и причинно-следственной связи между ними.

Негативные последствия

Негативные последствия налоговых преступлений имеют прежде всего материальный характер — государство недополучает причитающиеся ему доходы, причем доходы настолько значительные, что их надо защищать с помощью уголовного закона. Все статьи о налоговых правонарушениях предусматривают привлечение к ответственности только за уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

Способы уклонения от налогов

  • 1) от уплаты налога:
    • а) непредставлением декларации о доходах в случаях, когда подача декларации обязательна,
    • б) включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах; иным способом;
  • 2) от уплаты взноса в государственные внебюджетные фонды.

Субъект налогового преступления

Уголовно-правовая доктрина, рассматривает в качестве субъекта преступления только физическое лицо. Это относится к уклонению от уплаты налогов как физическими лицами, так и организациями. В зарубежных странах, особенно находящихся под влиянием англосаксонской системы, к ответственности может привлекаться сразу вся корпорация. С одной стороны, это упрощает поиски виновного в совершении преступления, но с другой — является формой групповой ответственности, которая не совместима с принципами индивидуальности и соразмерности наказания.

Субъективная сторона налогового преступления

Налоговые преступления всегда существовали только в виде умышленных деяний. Известны примеры в некоторых странах (особенно в ранние исторические периоды), когда умысел на сокрытие налога предполагался и виновный должен был доказывать, что неуплата налога — результат ошибки.

Субъективная сторона преступления может иметь интеллектуальное и волевое выражения: интеллектуальное — осознание субъектом общественной опасности своего деяния и предвидение его вредных последствий; волевое — отношение к их наступлению. При совершении умышленного преступления лицо осознает опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления их опасных последствий; в случае, если субъект желал, чтобы такие последствия наступили, он действовал с прямым умыслом, а если только допускал возможность причинения вреда или относился к этому безразлично — с косвенным.

При совершении налоговых преступлений субъект осознает, что его действия неправомерны, что они повлекут за собой неверное исчисление суммы налога (причем предвиденная им величина уклонения должна быть не меньше установленного в законе минимума), и тем не менее желает именно неверного исчисления.

Борьба с налоговыми преступлениями за рубежом

Не только в бедных странах, где налогоплательщики уклоняются от налогов только из-за того, чтобы не впасть в нищету, но и в развитых государствах проблема борьбы с налоговыми преступлениями весьма актуальна. Несмотря на известное выражение одного из судей Верховного Суда США Оливера У. Холмса: «Налоги — цена, которую мы платим за цивилизованное общество», даже самые законопослушные граждане США и стран Европы относятся к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к иным законам, считают, что выплачиваемые ими деньги идут на удовлетворение своекорыстных нужд бюрократии. Иногда это недовольство выливается в политические формы. В США существуют общественные движения, ратующие за отмену налогов, ссылаясь либо на их несоответствие Конституции, либо на экономическую неэффективность. Но гораздо больше людей «борется» с налогами на практике, предпочитая дело словам. Поэтому налоговые преступления занимают особое место среди прочих правонарушений.

Основным видом налоговых преступлений за рубежом, как и в КР, является уклонение от уплаты налогов. Способы уклонения аналогичны — лишить органы налоговой администрации достоверной информации об объекте налогообложения. Соответственно преступными признаются непредставление декларации в налоговые органы (недекларирование доходов), несвоевременное декларирование, искажение информации, вносимой в налоговую отчётность. Игнорирование декларации о доходах влечёт наказание лишь в тех случаях, когда налог с утаённого дохода превышает определённую сумму. Но наиболее серьёзном деянием считается искажение сведений, вносимых в декларацию. С этим явлением ведётся беспощадная борьба. Например, во Франции и в США соответствующие статьи законов позволяют расценивать как законченное преступление даже попытку внести заведомо ложные данные в налоговую отчётность.

Вопросы для обсуждения:

  • 4. Уклонение от уплаты налога.
  • 5. Объект преступления.
  • 6. Виды санкций.

Практические задания:

  • 1. Составьте сравнительную таблицу налоговые преступления в КР и за рубежом.
  • 2. Напишите доклад на тему » Налоговые преступления».
  • 3. В уголовном кодексе просмотрите 8-раздел, налоговые преступления.

Налоговое правонарушение и налоговая ответственность

Отдел налогового аудита
Управление ФНС России по Тамбовской области

Статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Вина, противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая должна быть направлена, в том числе, на предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст.107 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 114 Кодекса налоговые санкции устанавливаются и применяются только в виде денежного штрафа, т.е. налоговая ответственность имеет имущественный характер. Однако необходимо оговориться, что оплата плательщиком налоговых санкций не освобождает его от уплаты соответствующих сумм налогов.

Привлечение плательщиков к налоговой ответственности не носит тотальный характер. Так, статья 109 НК РФ содержит перечень обстоятельств, наличие хотя бы одного из которых исключает возможность привлечение лица к ответственности:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Событие налогового правонарушения – это юридический факт, который выражается в неправомерном поведении плательщика, в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.

Наличие события правонарушения обязан доказать налоговый орган. Если оно не доказано, нет оснований для привлечения лица к ответственности.

Согласно пункту 8 статьи 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в его пользу.

Важнейшая роль в законодательстве отведена такому фактору как вина налогоплательщика.

Итак, вина плательщика является необходимым условием для привлечения его к налоговой ответственности. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, приведены в статье 111 НК РФ. Однако данный перечень является открытым в силу того, что с 01.01.2007 года суды и налоговые органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях, получили право признавать в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, иные обстоятельства, помимо тех, что указаны в статье 111 Кодекса.

Статьей 110 НК РФ определено, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. И если в отношении физических лиц вопросов не возникает, то по юридическим лицам необходимо уточнить, что вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 №202-О отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.

Еще одним фактором, определяющим возможность привлечения к ответственности, является срок давности.

Так, согласно пункту 1 статьи 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, истекли три года.

Исчисление срока давности определено налоговым законодательством и применяется относительно конкретного налогового правонарушения.

Помимо исключения ответственности за совершение правонарушения налоговым законодательством предусмотрена также возможность смягчения санкций, если состав правонарушения носит явный характер.

Статья 112 НК РФ предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, — это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Данный перечень, как и в случае со статьей 111 НК РФ, является открытым.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суды и налоговые органы имеют право признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.

Наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, позволяет суду снизить размер налоговой санкции не менее чем в два раза. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Однако, не стоит забывать о том, что ответственность за налоговое правонарушение может быть не только смягчена, но и увеличена.

В силу статьи 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим ответственность обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100 процентов.

Помимо прочего, налогоплательщик должен знать, что согласно пункту 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *