Счет фактура ГТД

Содержание

ГТД в счет-фактуре

1.20. Является ли нарушением ст. 169 НК РФ неправильное заполнение (незаполнение) граф счета-фактуры «Страна происхождения товара» и «Номер таможенной декларации», произошедшее по вине лица, которое ввезло товар на территорию РФ (пп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ)?
В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
По данному вопросу существует две точки зрения.
Официальной позиции нет.
Есть примеры судебных решений и авторская консультация, подтверждающие, что организация-покупатель не может нести ответственность за отсутствие или неверное указание соответствующих данных в полученных счетах-фактурах.
Иная точка зрения, представленная в судебном решении, заключается в том, что счета-фактуры, в которых не указаны страна происхождения товара и номер таможенной декларации, являются составленными с нарушениями, поэтому по ним нельзя заявить вычет.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Незаполнение либо неверное заполнение данных граф счета-фактуры не является нарушением
Постановление ФАС Московского округа от 13.05.2009 N КА-А40/3636-09 по делу N А40-53949/08-117-192
Суд указал, что налогоплательщик, реализующий товары, несет ответственность только за соответствие данных, которые указаны в предъявляемых им счетах-фактурах, сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Организация не ввозила товар в РФ, поэтому она отвечает лишь за соответствие номера ГТД сведениям, которые получила при приобретении этого товара. За содержание счета-фактуры в части номера ГТД общество не отвечает.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.07.2009 по делу N А32-18956/2008-19/251
Суд отклонил довод о том, что общество не имеет права принять НДС к вычету, поскольку в счете-фактуре не указана страна происхождения товара. Суд разъяснил, что в данной графе указываются сведения о товарах, страной происхождения которых не является РФ. Налогоплательщик, реализующий такие товары, несет ответственность только за соответствие сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям в полученных счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2006 N А19-1650/06-50-Ф02-4782/06-С1 по делу N А19-1650/06-50
Суд установил, что поставщик приобрел реализованный в дальнейшем обществу товар у другого лица, которое выставило ему счет-фактуру, не содержащий сведений о стране происхождения товара и номере грузовой таможенной декларации. Поэтому отсутствие соответствующих сведений в счете-фактуре, выставленном поставщиком в адрес плательщика, не является основанием для отказа в вычете НДС, уплаченного данному поставщику.
Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1174/2008(1039-А46-14) по делу N А46-1843/2007
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2005 N Ф04-7557/2005(16157-А45-25)
Постановление ФАС Московского округа от 26.08.2005, 25.08.2005 N КА-А41/8143-05
Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2006 по делу N А65-14052/05-СА2-8
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2005 N А21-9471/04-С1
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.10.2005 N А56-35735/04
Постановление ФАС Центрального округа от 28.08.2006 по делу N А09-17128/05-13
Статья: Оформляем счет-фактуру правильно («Бухгалтерская отчетность организации», 2007, N 3)
Консультация эксперта, 2005
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2009 по делу N А12-14104/2008 (Определением ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-5993/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд отметил, что налогоплательщик не может проверить правильность указанных поставщиком номеров ГТД в счетах-фактурах, так как не располагает ни этими ГТД, ни доступом к таможенной базе данных.
Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2008 N КА-А41/4778-08 по делу N А41-К2-6497/07
Суд согласился с тем, что налогоплательщик, реализующий товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах данным, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах. Следовательно, указание в графе 10 счета-фактуры слов «Россия» или «РФ» не является нарушением порядка его заполнения.
Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2008 N КА-А40/2227-08 по делу N А41-К2-4835/07
Суд пришел к выводу, что неправильное указание поставщиком номеров ГТД в счетах-фактурах, если иные сведения указаны верно и оплата товара подтверждена платежными документами, не является основанием для отказа в вычете по НДС.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2008 по делу N А05-811/2007 (Определением ВАС РФ от 21.05.2008 N 6342/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд признал, что неверное отражение номера ГТД в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете, поскольку заявитель не несет ответственность за достоверность сведений, указанных в счете-фактуре поставщиком.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2008 N Ф08-576/08-201А по делу N А32-14112/2007-48/280
Отсутствие в счете-фактуре сведений о стране происхождения товара не является основанием для отказа налогоплательщику в вычете.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2007 по делу N А56-18562/2006
Суд установил, что приобретенное налогоплательщиком оборудование ввезено в СССР и закуплено ткацкими фабриками в период действия государственного заказа. Значит, продавец мог не располагать сведениями о ввезенном товаре. Следовательно, налогоплательщик не может нести ответственность за данные нарушения.
Позиция 2. Незаполнение либо неверное заполнение данных граф счета-фактуры является нарушением
Постановление ФАС Уральского округа от 23.07.2009 N Ф09-5127/09-С2 по делу N А47-2217/2008
Суд признал правомерным отказ налогоплательщику в вычете, в том числе и на том основании, что в выставленном обществу счете-фактуре отсутствуют данные о стране происхождения товара и номере таможенной декларации.
(Из К+)

Гтд в счет-фактуре

При проверке наличие правильно заполненных документов упростит жизнь контролеры подтвердят ваше право на вычет.Вячеслав Леонтьев, адвокат Мнение экспертаВладимир Мещеряков, глава экспертной коллегии журнала Пра-ктическая бух-галтерия , автор книги Годовой отчет-2005 :При продаже товара, произведенного за рубежом, в счете-фактуре обязательно должны быть указаны номера ГТД (ст. 169 НК). Иначе инспекторы могут отказать в налоговом вычете по НДС. А если это повлечет за собой неполную уплату налога, фирме выставят штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога (п.

1 ст. 122 НК). Что говорят в налоговых инспекцияхСпециалисты считают что отсутствие этих позиций ничем не грозит покупателям товара. Контролеры вряд ли станут сверять ваши счета-фактуры с таможеными документами импортера. Но наши читатели советуют коллегам постараться получить эти данные от продавца.

В избранноеОтправить на почту Номер ГТД в счете-фактуре при перепродаже товара, ввезенного на территорию РФ, призван облегчить ФНС идентификацию сделки при оформлении импортером вычета по НДС. Изучим подробнее, как найти такой номер в составе декларации и как правильно отразить его в документации. Номер ГТД в счете-фактуре не указан: правовые последствия Как узнать номер ГТД и отразить его в счете-фактуре? Итоги Номер ГТД в счете-фактуре не указан: правовые последствия Российский импортер, составивший ГТД (грузовую таможенную декларацию, официально — ДТ или декларацию на товары) для ввезенного товара, должен в случае последующего сбыта совершенной закупки отразить в счете-фактуре номер соответствующей ДТ (подп.

14 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Нужно ли указывать номер гтд в счет-фактуре при перепродаже 2017

При реализации товара, страной происхождения которого является не Российская Федерация, в выставляемых покупателям счетах-фактурах должны быть заполнены графы 10, 10а, 11. В них указывается (пп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ, пп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137):

  • цифровой код страны происхождения товара;
  • краткое наименование страны происхождения товара;
  • номер таможенной декларации.

Нормами главы 21 НК РФ и Правилам заполнения счета-фактуры не предусмотрено каких-либо исключений в отношении случаев, когда импортный товар поставлен российским контрагентом.
Интересно, а какие требования в этом случае у инспекторов?34В случае неуказания номера ГТД и страны происхождения товара в счете-фактуре ответственность полностью лежит на налогоплательщике. Разбирайтесь со своими поставщиками, но советуем больше не иметь дела с такими продавцами. Проблемы с вычетом могут возникнуть и у вас.35В счете-фактуре должны быть заполнены все пункты. Это требования статьи 169 Налогового кодекса. Если на импортный товар, приобретенный на внутреннем рынке, нет номера грузовой таможенной декларации, это наводит на размышления. В данном случае счет-фактура будет недействительным. Естественно, НДС по нему к вычету не примут. От редакцииИтак, что мы можем посоветовать Людмиле? Мнения коллег и контролирующих органов разделились.
К сожалению, из вопроса Людмилы не очень понятно, у кого фирма приобрела товар.

Расшифровка номера таможенной декларации

Формат номера ГТД выглядит следующим образом: хххххххх/хххххх/ххххххх (21 цифра) и его элементы расшифровываются:

  1. код органа таможни, регистрирующего ДТ (ГТД) – 8 цифр
  2. дата на момент регистрации ДТ (ГТД) – день, месяц, год (две последние цифры) – 6 цифр
  3. номер по порядку регистрации ДТ (ГТД), отражаемый в журнале регистрации ДТ (ГТД) органа таможни, регистрирующую ДТ (ГТД) (с начала календарного года начинается с единицы) – 7 цифр

Все элементы эти 3 элемента указываются через дробь без пробелов.

В счет-фактуре к номеру ДТ (ГТД) через дробь добавляются еще цифры (может быть от 1 до 3 цифр): хххххххх/хххххх/ххххххх/хх, которые означают номер по порядку перечисленных товаров основного (добавочного) листа ДТ (ГТД) – графа 32 или из приложенного товарного списка (когда при декларировании вместо добавочных листов прилагается список товаров).

При ввозе товаров на территорию РФ с территории Таможенного союза (Республик Беларусь, Казахстан, Армения) таможенная декларация не оформляется, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации в РФ в графах 10 и 11 ставятся прочерки.

Аудитор, член Российской коллегии аудиторов Л. Федорова

Читайте также статью: → На каких счетах отражается налог на прибыль.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Заполнение графы 11 в счет-фактуре

Для товаров, источник которых не является РФ, необходимым элементом счета-фактуры является государство, где произведен товар и номер таможенной декларации, в которой отражен товар при пересечении границы. Такие сведения отражаются по отношению к тем товарам, которые произведены не в России.

Номер ТД указывается в графе 11 счета-фактуры. Номером ГТД считается номер, регистрируемый должностным лицом таможни РФ при ее принятии, он отражается в графе 7 ГТД и через дроби фиксируется номер, указанный по порядку товаров из графы 32 ГТД, основного (или добавочного) листа или из прилагаемого к декларации товарного списка.

Номер ТД (для счет-фактуры) указывается по графе А (первая строка) основного или добавочного листов (а не в графе 7 ГТД).

Важно! Ошибка в счетах-фактурах, которая не препятствующие определить стороны, участвующие в сделке, товары (работы, услуги, имущественные права) и их наименование, стоимость, а также ставку налога и его сумму, выставленную приобретающему лицу, для отказа в вычете сумм не будет являться основанием.

Порядок проверки номера ГТД

Номер ГТД сейчас является одним из важных элементов счет-фактуры, на который обращает внимание ФНС. Поэтому важно получить достоверную информацию от продавца. При борьбе с незаконным ввозом товаров из-за границы государство регулирует оборот таких товаров.

Покупатель не обязан и не может проверить номер ГТД, отмеченный в счете-фактуре продавца, а также не несет ответственность за те данные, однако при неправильности заполнения ГТД может получить отказ в вычете (хотя право на вычет можно осуществить через суд). Также информация может возникнуть на любом этапе перепродаж.

Только работа с проверенными поставщиками и составление договора, где оговаривается предоставление достоверных сведений может обезопасить покупателя. Основными элементами, которые может проверить покупатель являются наличие:

  1. в таможенной декларации 21 знака
  2. номера таможенного органа, который можно найти на официальном сайте ФТС
  3. календарной даты

Проверить законность ввоза, который отражен в третьей группе цифр, не удастся. Поэтому важно внимательно проверять документы новых контрагентов, с которым заключен договор на большие суммы.

В целом, этот номер не будет являться помехой вычету, но во избежание споров с ФНС стоит обращать на это внимание.

Перепродажа импорта: критичные ошибки в счете-фактуре

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 29 июля 2016 г.

Содержание журнала № 16 за 2016 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Чем грозят ошибки и отсутствие информации в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры, выставленного поставщиком импортных товаров

При торговле импортными товарами в счете-фактуре нужно указывать, в частности, номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию, и страну их происхожденияподп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ. Причем не важно, кто продает товар — непосредственный импортер или последующий перепродавец. Это требование к заполнению счета-фактуры едино для всех. Но очевидно, что чем длиннее цепочка от импортера до покупателя, тем выше риск возникновения ошибки в обязательных реквизитах счета-фактуры. Или даже потери информации (и причины этого могут быть вполне уважительными). Нужно ли перепродавцу для проверки данных полученного счета-фактуры требовать копию декларации на ввоз товаров? Грозит ли ему чем-то ошибка в номере декларации, указанном во входящем счете-фактуре? И что делать, если товар явно импортный, но из счета-фактуры этого не видно?

Отсутствие номера таможенной декларации НДС-вычету не помеха?

Для вычета входного НДС необходим счет-фактура, который содержит все обязательные реквизиты. В их число, в частности, входятп. 2, подп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ:

  • номер таможенной декларации. Как разъясняет ФНС, в графе 11 счета-фактуры необходимо указывать сначала регистрационный номер таможенной декларации из первой строки графы «А», а потом через дробь порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары либо из списка товаров, если он был использован вместо добавочных листовПисьмо ФНС от 30.08.2013 № АС-4-3/15798; п. 1 Приказа ГТК № 543, МНС № БГ-3-11/240 от 23.06.2000; подп. 30 п. 15, подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 № 257 (далее — Решение № 257);
  • страна происхождения товаров. В счете-фактуре в графах 10 и 10а проставляют соответственно цифровой код и краткое наименование страны происхождения товаровподп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. По общему правилу такой страной является государство, в котором товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработкеп. 1 ст. 58 ТК ТС. Необходимую информацию можно найти, например, в графе 16 декларации на товарыподп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257.

Как видим, при продаже зарубежных товаров сам импортер может заполнить счет-фактуру на основании таможенной декларации. Но для перепродавца этот первоисточник недоступен. Он может оперировать лишь данными счета-фактуры, полученного от поставщика. Который, кстати, может и не быть импортером.

Поэтому в гл. 21 НК РФ прямо прописано, что продавец иностранных товаров отвечает только за соответствие данных, которые он отражает в исходящих счетах-фактурах, сведениям, которые содержатся в полученных от поставщика входящих счетах-фактурах и товаросопроводительных документахп. 5 ст. 169 НК РФ. То есть единственная задача перепродавца импортных товаров — не ошибиться при «контрольном списывании» информации с входящего счета-фактуры поставщика.

Более того, хотя номер декларации и страна происхождения товаров — это обязательные реквизиты счета-фактуры, ошибки в графах 10—11 входящего счета-фактуры (как и отсутствие в них информации) не должны быть препятствием для вычета суммы НДС, предъявленной поставщиком. Ведь эти недочеты не мешают налоговикам идентифицироватьп. 2 ст. 169 НК РФ:

  • продавца и покупателя товаров;
  • наименование товаров и их стоимость;
  • налоговую ставку и сумму предъявленного налога.

ВЫВОД

Чтобы применить НДС-вычет, перепродавец импортных товаров вовсе не обязан требовать от поставщиков копии ввозных таможенных деклараций и сверять указанную в них информацию с данными входящего счета-фактуры поставщика.

Проверка с пристрастием

Но теория иногда расходится с практикой. Посмотрим, какие претензии предъявляли налоговики к заполнению граф 10—11 счета-фактуры:

  • отсутствие страны происхождения и номера таможенной декларацииПостановления 19 ААС от 01.10.2015 № А14-16812/2014; ФАС ПО от 01.04.2014 № А72-12341/2012;
  • отражение номера декларации, по которой в Россию ввезен товар в объеме меньшем, нежели указано в самом счете-фактуреПостановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13279/2015;
  • отражение номера таможенной декларации, по которой в нашу страну были ввезены не те товары, что указаны в счете-фактуреПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016;
  • номер таможенной декларации состоит более чем из 21 цифры, поскольку содержит через дробь дополнительную цифру, отражающую номер ввезенного товара, хотя ФНС именно так и рекомендует указывать номер таможенной декларацииПостановление 11 ААС от 08.06.2016 № 11АП-6052/2016.

Если налоговая отказала в вычете исключительно на том основании, что в счете-фактуре на приобретенные импортные товары не заполнены графы 10—11, шансы оспорить это решение есть.

Налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. И предоставление счетов-фактур, оформленных надлежащим образом, — это основание для получения НДС-вычета, если проверяющие не докажут, что сведения, содержащиеся в них, неполны, недостоверны, противоречивып. 1 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53. А как мы уже сказали, ошибки в графах 10—11 счета-фактуры не мешают применению НДС-вычета. Поэтому, возможно, спор будет улажен и до суда, если, конечно, факт сделки сомнений не вызывает, поставщик добросовестный, а товары были действительно ввезены. Например, из Белоруссии без оформления таможенной декларации.

Как аргумент суды также приводят разъяснения Конституционного суда о том, что налогоплательщик не несет ответственности за действия других организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. А понятие «добросовестные налогоплательщики» нельзя толковать как возлагающее на организации дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательствомОпределение КС от 16.10.2003 № 329-О; Постановление ФАС СКО от 04.08.2014 № А32-28683/2012. Налоговый кодекс вовсе не обязывает покупателя проверять достоверность номера таможенной декларации.

Однако чаще налоговики рассматривают те или иные недочеты в заполнении граф 10—11 счета-фактуры в контексте получения необоснованной налоговой выгоды в результате применения НДС-вычета. При этом суды, принимая решение о правомерности вычета по счету-фактуре с ошибками, руководствуются разъяснениями Пленума ВАС. Арбитры не только учитывают формальное представление необходимых документов. Они оценивают и реальность финансово-хозяйственных отношений с поставщиком, и саму возможность проведения сделки купли-продажи импортных товаров, в частности с точки зрения наличия самих товаров, персонала, складских помещений, транспортных средств. Также НДС-вычет может быть признан необоснованной выгодой, если налоговики докажут, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности и должна была знать о нарушениях налоговых обязанностей контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности между налогоплательщиком и контрагентом)пп. 4—6, 9, 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53.

Если поставщик непроблемный и реальность поставки товаров не вызывает никаких сомнений, то вероятно, что суды сочтут вычет правомерным, несмотря на недочеты при заполнении граф 10—11 счета-фактурыПостановление 8 ААС от 09.02.2016 № 08АП-13789/2015.

Иногда арбитры поддерживали организации, даже если выяснялось, что поставщик, указавший в счете-фактуре липовый номер ГТД, вовсе не эталон благонадежности: подал нулевую НДС-отчетность и никаких документов при встречной проверке не представил. Например, арбитры Северо-Западного округа в такой ситуации рассудили, что поскольку налоговая не опровергает сам факт приобретения товара, а в ошибках поставщика в оформленном им счете-фактуре нельзя обвинить покупателя, то последний может принять НДС к вычетуПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016. Но не стоит обнадеживаться, ведь случалось и такое: проиграв сначала в суде первой и апелляционной инстанции, налоговики все-таки убеждали арбитров следующей инстанции в том, что обоснованность налоговой выгоды не так уж и очевидна. И как результат — решение в пользу организации отменялось, а дело направлялось на новое рассмотрениеПостановления АС МО от 14.06.2016 № Ф05-6146/2016; 9 ААС от 15.02.2016 № 09АП-59471/2015.

Но не все так радужно. Есть немало решений, в которых арбитры занимают сторону проверяющих и признают неправомерными НДС-вычеты по счетам-фактурам без номеров таможенных деклараций или с ошибочными номерами. Правда, неправильно оформленные счета-фактуры в таких делах оказываются лишь вершиной айсберга. Основной же причиной отказа в вычете выступает выявленная нереальность хозопераций и создание формального документооборота с контрагентом для получения необоснованной налоговой выгоды — НДС-вычетасм., например, Постановления АС МО от 06.06.2016 № Ф05-7118/2016; АС ВВО от 19.02.2016 № Ф01-6045/2015; АС УО от 26.08.2014 № Ф09-4869/14. И чаще всего претензии налоговики предъявляют экспортерам, которые продают за рубеж купленные в России импортные товары и заявляют к возмещению НДС по счетам-фактурам с недостоверной (отсутствующей) информацией в графах 10—11см., например, Постановления АС СЗО от 01.03.2016 № Ф07-2449/2016, от 19.02.2016 № А52-655/2015. Что неудивительно, так как при возмещении экспортного НДС инспекторы проверяют более тщательно.

СОВЕТ

Если в счете-фактуре на импортные товары отсутствует информация в графах 10—11 (или указаны «неформатные» данные), проверка с пристрастием не исключена. Поэтому вы можете сразу обратиться к поставщику с просьбой прояснить эти моменты. Возможно, письменный ответ вашего поставщика вполне устроит как вас, так и проверяющих. И уж, по крайней мере, сам факт направления запроса будет демонстрировать проявление «должной осмотрительности» с вашей стороны.

Ну а если ответ лишь усилит ваши сомнения в добросовестности поставщика, то воспринимайте это как повод оценить масштабы потенциальной необоснованной налоговой выгоды и поразмыслить над возможной сменой контрагента.

Допустимые вариации заполнения граф 10—11 счета-фактуры

Очевидно, что перспектива лишиться вычета заставляет бухгалтеров довольно настороженно относиться к входящим счетам-фактурам. Но в ряде случаев беспокойство из-за «нестандартной» информации в графах 10, 10а и 11 совершенно беспочвенно.

Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

При покупке товаров европейского производства заполненные таким образом входящие счета-фактуры встречаются часто. Дело в том, что таможенное законодательство допускает признание страной происхождения группы стран, таможенных союзовп. 1 ст. 58 ТК ТС. И если нанесенная на товар маркировка или предоставленные документы указывают не на какую-то конкретную страну происхождения товаров, а на Европейский союз, то в графе 16 «Страна происхождения» таможенной декларации на товары может быть обозначено «ЕВРОСОЮЗ»подп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257. В Общероссийском классификаторе стран мира Евросоюз, естественно, не фигурирует, код для него не предусмотрен. Как поясняют контролирующие ведомства, при указании в графе 10а счета-фактуры «ЕС», или «Европейский союз», или «Евросоюз» в графе 10, где отражают код страны, нужно ставить прочеркПисьма Минфина от 19.07.2012 № 03-07-09/68; ФНС от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@.

Информация в графе 11 не совпадает с форматом номера таможенной декларации

Номер таможенной декларации состоит из трех элементов (кода таможни, даты и собственно порядкового номера декларации). А при заполнении счета-фактуры этот номер дополняется порядковым номером товара. Но возможно, вам попадется счет-фактура, в графе 11 которого указан, например, такой номер: 10226010/220215 ОБ 003344. Это не ошибка. Просто купленный вами товар таможня выпустила до подачи таможенной декларации на основании обязательства о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведенийп. 1 ст. 197 ТК ТС. И именно номер этого обязательства (а вовсе не номер таможенной декларации) указан в счете-фактуре. Минфин считает это возможнымПисьмо Минфина от 11.02.2015 № 03-07-09/5810.

Не указан порядковый номер товара

Финансисты рассматривают такое заполнение графы 11 счета-фактуры как указание неполной информации о номере таможенной декларации. Но вместе с тем разъясняют, что отсутствие порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если он был использован вместо добавочных листов) не может быть основанием для отказа в вычете НДСПисьмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06.

Уважительные причины незаполнения граф 10—11 счета-фактуры

При покупке импортных товаров, помимо «нестандартно» заполненных входящих счетов-фактур, попадаются и такие, в которых в графах 10, 10а и 11 вообще проставлены прочерки. Но и это вовсе не означает, что вам нужно готовиться отстаивать НДС-вычеты в суде или проститься с ними. Поинтересуйтесь у поставщика причинами такого заполнения счета-фактуры. Не исключено, что они окажутся вполне уважительными.

ПРИЧИНА 1. Товары были импортированы из стран ЕАЭС.

На товары, ввозимые из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, таможенная декларация не оформляется. Поэтому, как разъясняет Минфин, при последующей реализации таких импортных товаров в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры следует проставить прочеркисм., например, Письма Минфина от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43, от 17.10.2011 № 03-07-13/01-41. Но в то же время указание в графе 10а счета-фактуры, скажем, слов «Республика Беларусь», «Республика Казахстан», «Таможенный союз» не помешает применить вычет. Ведь это будет просто дополнительная информация, внесение которой в счета-фактуры не запрещено.

Заметим, что все это касается товаров, происходящих:

  • из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии;
  • из иных стран, но выпущенных в свободное обращение на территории стран ЕАЭСп. 1 Решения КТС от 17.08.2010 № 335; Письмо Минфина от 12.09.2012 № 03-07-14/88.

ПРИЧИНА 2. Ваш поставщик приобрел товары в России у продавца, который не выставляет счета-фактуры.

Как мы уже сказали, поставщик иностранных товаров отвечает только за правильный перенос в свой исходящий счет-фактуру данных из входящего счета-фактуры продавца. Поэтому у вашего поставщика просто не будет информации о номере таможенной декларации и стране происхождения товаров, если он купил их у спецрежимника, который счета-фактуры не выставляет. В этом случае, по мнению финансового ведомства, в графах 10 и 11 счета-фактуры поставщику следует проставить прочеркПисьмо Минфина от 20.08.2015 № 03-07-08/48092. Так что запрашивать номер таможенной декларации у поставщика импортных товаров не нужно.

ПРИЧИНА 3. Приобретенные товары «сменили» страну происхождения.

Иностранные товары, достаточно переработанные в нашей стране, будут считаться российскимип. 1 ст. 58 ТК ТС. В общем случае о достаточности переработки говорит изменение кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаковп. 3 ст. 58 ТК ТС; п. 4 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров».

Учитывая это, Минфин поясняет, что в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры возможно ставить прочерки в случае реализации, например:

  • наборов, которые сформированы из товаров, ввезенных на территорию РФ из разных государствПисьмо Минфина от 26.12.2014 № 03-07-08/67893;
  • товара, собранного в России из импортных запчастейПисьмо Минфина от 15.08.2013 № 03-07-08/33247;
  • отдельных компонентов товара, импортированного в нашу страну как единое целоеПисьмо Минфина от 15.08.2013 № 03-07-08/33247.

Но в то же время не стоит забывать, что определенные операции прямо названы не отвечающими критериям достаточной переработкип. 5 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров». Это, например:

  • смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
  • простые сборочные операции и операции по разборке товара;
  • разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
  • сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
  • разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара.

То есть российское происхождение будет далеко не у любого набора или комплекта товаров, сформированного в нашей стране из нескольких товаров, ввезенных в Россию из других государств.

ПРИЧИНА 4. Невозможно доподлинно установить, по какой декларации был ввезен проданный товар.

Эту причину, пожалуй, можно назвать лишь условно уважительной.

Да, Минфин действительно разъяснял, что не заполнять графы 10, 10а и 11 счета-фактуры допустимо, например, когда после смешения и упаковки семян, ввезенных в нашу страну из разных государств, определить страну их происхождения и номера таможенных деклараций невозможноПисьмо Минфина от 05.02.2015 № 03-07-09/4572.

Однако в иных схожих ситуациях финансисты рекомендуют поступать по-другому. Скажем, когда один счет-фактура оформляется при продаже импортных товаров, ввезенных по разным таможенным декларациям (как из одной страны, так и из нескольких стран), Минфин предлагает в графах 11, 10 и 10а счета-фактуры указывать номера всех таких таможенных деклараций, а также коды и наименования всех стран происхождения товаровПисьмо Минфина от 23.04.2015 № 03-07-08/23285.

***

В последние дни весенней сессии 2016 г. законодатели приняли поправки, которые дают возможность всем желающим бесплатно получить от таможни информацию о факте ввоза определенного товара по конкретной таможенной декларации. Для этого нужно будет направить таможне в бумажной форме или через Интернет запрос с указанием регистрационного номера таможенной декларации, страны происхождения товаров, их количества и номера декларируемого товара. На бумажный запрос ответ должен будет прийти не более чем через 10 дней, а на интернет-запросы таможня будет отвечать уже на следующий рабочий деньч. 5—7 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Осталось дождаться, когда будет утверждена форма обращения в таможню, а также определена технология представления информации через Интернетч. 9, 10 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

В случае необходимости это позволит перепродавцам импортных товаров проявить должную «заботу и осмотрительность». Но подчеркнем еще раз, обязанность по проверке достоверности номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах законодательно не установлена.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

С 1 октября 2017 года в графе 11 счета-фактуры необходимо отражать регистрационный номер таможенной декларации. Один из клиентов организации (покупатель) высказывает пожелание, чтобы счет-фактура, выставленный продавцом, был переоформлен, поскольку в графе 11 счета-фактуры помимо регистрационного номера таможенной декларации указан код вида товара. Поставщики отражают код вида товара в графе 11 счетов-фактур.
Является ли это ошибкой и нарушением?

31 октября 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указание порядкового номера товара в составе информации о регистрационном номере таможенной декларации не противоречит толкованию контролирующими органами норм действующего законодательства применительно к заполнению графы 11 счета-фактуры.

Обоснование позиции:
Порядок составления счетов-фактур, являющихся в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету, регулируется ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137). Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его заполнения установлены Приложением 1 к Постановлению N 1137 (далее — Правила).
В силу требований пп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ в выставляемом при реализации счете-фактуре должен указываться номер таможенной декларации. Данные сведения указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах (абзац девятнадцатый п. 5 ст. 169 НК РФ).
На основании пп. «л» п. 2 Правил в графе 11 счета-фактуры указываются сведения о регистрационном номере таможенной декларации*(1). Данная графа заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ, либо в отношении товаров, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
Отметим, что такая формулировка действует в результате изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 (далее — Постановление N 981) в Постановление N 1137: подпункт «л» п. 2 Правил с 1 октября 2017 г. изложен в новой редакции (п. 3 Постановления N 981, п. 2 изменений). До этой даты в данной норме был указан «номер таможенной декларации». Смотрите также Вопрос: Организация импортирует товар. Каким образом заполнять графу 11 счета-фактуры с 01.10.2017? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).
То есть до 1 октября 2017 года Графа 11 счета-фактуры называлась «Номер таможенной декларации», начиная с этой даты Графа 11 носит название «Регистрационный номер таможенной декларации».
При этом понятия «номер таможенной декларации» и «регистрационный номер таможенной декларации» не идентичны друг другу. Это следует из пп. 1 п. 43 «Инструкции о порядке заполнения декларации на товары» (утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее — Решение N 257)), где указано, что порядковый номер таможенной декларации является составным элементом ее регистрационного номера. Иными словами, из прежней формулировки наименования графы 11 счета-фактуры можно было сделать вывод, что в данной графе следует указывать не регистрационный номер целиком, а только его часть (третий элемент).
При этом ни ст. 169 НК РФ, ни Правила не устанавливают порядка заполнения номера таможенной декларации/регистрационного номера таможенной декларации. Данные нормативно-правовые акты требуют лишь обязательного наличия указанного реквизита в счете-фактуре.
Вместе с тем представители ФНС придерживались мнения о том, что при заполнении графы 11 счета-фактуры следует указывать именно регистрационный номер таможенной декларации (смотрите письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798).
Так, согласно письму ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/1579 в отношении порядка заполнения номера таможенной декларации, указываемого в графе 11 счета-фактуры, используется информация, приведенная в п. 1 Приказа ГТК России N 543, МНС России N БГ-3-11/240 от 23.06.2000 (зарегистрирован Минюстом России 14.07.2000, peг. N 2307) «О формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров».
Форма декларации на товары (далее — ДТ) утверждена Решением N 257. Этим же решением, как уже сказано выше, утверждена и Инструкция о порядке заполнения ДТ (далее — Инструкция).
В соответствии с пп. 30 п. 15 Инструкции при заполнении граф ДТ в графе 32 «Товар» декларантом указывается цифровыми символами порядковый номер декларируемого товара, указанного в графах 31 основного и добавочных листов ДТ, начиная с единицы «1».
Согласно пп. 1 п. 43 Инструкции при заполнении граф ДТ должностным лицом в графе «A» ДТ указывается регистрационный номер по следующей схеме:
— элемент 1 — код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ, в соответствии с классификаторами таможенных органов, применяемыми в государствах — членах Союза;
— элемент 2 — дата регистрации ДТ (день, месяц, две последние цифры года);
— элемент 3 (как уже было отмечено) — порядковый номер ДТ, присваиваемый по журналу регистрации ДТ таможенным органом, зарегистрировавшим ДТ.
Из разъяснений ФНС России, приведенных в письме от 30.08.2013 N АС-4-3/1579, следует, что номером ДТ является регистрационный номер ДТ, присваиваемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации при ее принятии, с указанием через знак дроби «/» порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров.
То есть в графе 11 счета-фактуры отражается регистрационный номер таможенной декларации, состоящий из трех блоков цифр, разделенных дробью (код таможенного органа, дата регистрации ДТ, порядковый номер ДТ), к которому добавляется четвертый блок, содержащий информацию о порядковом номере товара.
В письме ФНС России от 18.07.2006 N 03-1-03/1334@, со ссылкой на п. 1 приказа ГТК России от 23.06.2000 N 543 и МНС России от 23.06.2000 N БГ-3-11/240, письма ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50932 (в редакции от 03.02.2004, с изменениями от 17.02.2004) и ФТС от 08.06.2006 N 15-12/19773, было указано, что счет-фактуру, в графе 11 которого указан номер таможенной декларации, при отсутствии порядкового номера товара следует рассматривать как составленный с нарушением требований п. 5 ст. 169 НК РФ. Аналогичный вывод содержался в письме УФНС России по г. Москве от 04.07.2007 N 19-11/063168.
С учетом изложенного, можно заключить, что указание порядкового номера товара в составе информации о регистрационном номере таможенной декларации производится в соответствии с толкованием контролирующими органами норм действующего законодательства применительно к заполнению графы 11 счета-фактуры.
В пользу этой позиции приведем постановление Одиннадцатого ААС от 24.05.2017 N 11АП-3238/17. Инспекция указала, что номера ГТД (отраженных в счетах-фактурах) содержат дополнительную цифру 1 (через дробь). То есть номера деклараций состоят не из 21 цифры, а из 22 цифр. По мнению судей, данный довод инспекции сделан без учета разъяснений, данных в пункте 1 приказа ГТК России N 543, МНС России N БГ-3-11/240 от 23.06.2000 «О формировании номера грузовой таможенной декларации после выпуска товаров» (письмо Минфина России и ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798). В данном документе указано, что после выпуска таможенным органом России товара номером грузовой таможенной декларации считать регистрационный номер грузовой таможенной декларации, присваиваемый должностным лицом таможенного органа Российской Федерации при ее принятии (из графы 7 ГТД), с указанием через знак дроби «/» порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров. Таким образом, номера ГТД могут содержать дополнительную цифру через дробь. Более того, как указал суд, правильность указания в счете-фактуре номера ГТД не влияет на правомерность вычета. Так, в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Со ссылкой на эту же норму (абзац второй п. 2 ст. 169 НК РФ) в письме УФНС России по г. Москве от 08.11.2013 N 16-15/116169@ отмечено, что ошибки, выявленные в заполнении номера таможенной декларации, не могут являться самостоятельным основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога*(2).
Отметим, что ранее в судебной практике высказывалась и иная позиция (но также не препятствующая применению вычета НДС): указание номера ГТД не требуется. Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 02.06.2009 N А32-15185/2008-70/138, от 22.12.2009 N А32-16041/2009-63/215 указал: «Подпункт 14 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не требует указания номера ГТД с порядковым номером товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД, обозначенным через знак дроби после номера ГТД». В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.10.2009 N А78-6841/2008 суд установил, что содержащийся в счете-фактуре номер ГТД позволяет ее идентифицировать. При этом пп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ не требует указывать порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа ГТД. Поэтому право на вычет НДС у налогоплательщика в отсутствие кода видов товаров имеется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

11 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Регистрационный номер таможенной декларации или регистрационные номера таможенных деклараций через разделительный знак «;» (точка с запятой) указываются в книге покупок при реализации товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случае если их таможенное декларирование предусмотрено правом Евразийского экономического союза (пп. «р» п. 6 Правила ведения книги покупок (Приложении N 4 к Постановлению N 1137)). Регистрационный номер таможенной декларации, по данным «входящего» счета-фактуры, указывается в графе 3 строки 150 раздела 8 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 45 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость). Смотрите также Информационное сообщение отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Иркутской области от 6 февраля 2017 г. «Отчетность по налогу на добавленную стоимость обновлена».
*(2) Минфин России в письме от 18.02.2011 N 03-07-09/06 также сообщал, что в случае, если в графе 11 «Номер таможенной декларации» счета-фактуры указана неполная информация о номере таможенной декларации (в частности отсутствует порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации) и такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *