Рыночная цена 3

Что признается рыночной ценой товаров работ услуг

Вышеуказанное понятие цены — это экономический термин, широко применяющийся в налоговых правоотношениях.

Статья 40 НК РФ подразумевает под такой ценой стоимость товаров и услуг, формирующуюся в условиях наличия баланса между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке идентичных либо однородных товаров в аналогичных условиях.

Согласно законодательству рыночная цена – это цена, формирующаяся при взаимоотношениях не зависящих друг от друга коммерческих субъектов. Именно этот фактор крайне важен для фискалов при налогообложении, т.к. зачастую формирование цены между взаимозависимыми субъектами приводит к применению различных схем минимизации фискальной составляющей.

Она, в частности, должна аккумулировать в себе скидки, сформировавшиеся под влиянием:

  • колебаний спроса;
  • истечения сроков годности, порчи;
  • рекламных акций и т.д.

Определение рыночной цены на товары в экономике в идентичных и сопоставимых условиях в обязательном порядке должно сопровождаться учетом таких характеристик, как:

  • объем партий товаров;
  • сроки по контракту;
  • иные характеристики, влияющие на стоимость.

Для того, чтобы сформировать представление о рыночной цене, потребуется использование сведений из официальных специализированных источников о ценах и котировках.

Если обратное не доказано уполномоченными органами либо не признано стороной сделки, цены по контракту между любыми лицами (в т.ч. зависящими друг от друга по тем или иным обстоятельствам) признаются рыночными (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).

В том числе рыночной признается цена:

  • в сделках по предписанию ФАС;
  • в сделках, заключенных на биржевых торгах;
  • установленная по результатам обязательной оценки;
  • определенная на основании соглашения о ценообразовании.

Отдельные условия ценообразования предусмотрены ст. 105.4 НК РФ для цен, регулируемых со стороны государства.

Использование информации о рыночной цене

Действия государства по установлению контроля над ценой в отдельных сделках, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

Налоговые органы в установленных НК РФ случаях отдельно контролируют сделки лиц, подпадающих под установленные критерии (в т.ч. взаимозависимых лиц), т.к. заинтересованы в том, чтобы налоги исчислялись из реальной стоимости товаров и услуг, а не заниженной (с целью минимизировать обязательные платежи в бюджет).

НК РФ определяет, что соответствующие рыночным доходы взаимозависимых лиц могут быть установлены:

  • налоговыми органами по результатам применения установленных законодательством способов (важно учитывать, что контроль над ценообразованием между рассматриваемыми лицами не может осуществляться в ходе выездных и камеральных проверок);
  • самостоятельно плательщиком.

Осуществление контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет, однако может повлечь пересчет налоговиками примененных сторонами цен до уровня рыночных в целях налогообложения.

4. Порядок определения рыночной цены

  • •Практическая налоговая энциклопедия(под ред. Брызгалина а.В.)
  • •1.2. Понятие уменьшения налогов(налоговая минимизация)
  • •1.3. Некоторые причины налоговой минимизации
  • •1.4. Виды уменьшения налогов.Уклонение от уплаты налогов и налоговая оптимизация
  • •Незаконное уменьшение налогов или уклонениеот уплаты налогов
  • •Можно ли «законно» уклониться от уплаты налогов?
  • •Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация
  • •Глава 2. Опасности налоговой минимизации
  • •2.1. Государство и уклонение от уплаты налогов:средства и способы борьбы
  • •2.2. Основные полномочия государственных органов по борьбес уклонением от уплаты налогов
  • •2.3. Вопросы, которые необходимо задать налоговому оптимизатору
  • •2.4. Пределы налоговой оптимизации. Некоторые незаконные способыуклонения от уплаты налогов (или как нельзя «оптимизировать»)
  • •2.5. Недобросовестность налогоплательщика, как основание для признанияметодов налоговой оптимизации неправомерными
  • •Глава 3. Методика налоговой оптимизации
  • •3.1. Принципы налоговой оптимизации
  • •3.2. Разработка приказа об учетной политике
  • •3.2.1. Установление в приказе об учетной политике в целяхналогообложения метода признания дохода в целях налогообложения
  • •3.2.2. Установление права на применение амортизационной премии поамортизируемому имуществу
  • •3.2.3. Выбор метода начисления амортизации для амортизируемого имущества
  • •Расчет амортизации по 1 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
  • •Сравнительный график линейного и нелинейного метода по 1 амортизационной группе
  • •Расчет амортизации по 3 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
  • •Сравнительный график линейного и нелинейного метода по 3 амортизационной группе
  • •Расчет амортизации по 4 амортизационной группе имущества с применением линейного и нелинейного метода
  • •Сравнительный график линейного и нелинейного метода по 4 амортизационной группе
  • •Обобщающая сравнительная таблица по линейному и нелинейному методу амортизации
  • •Сравнительный график линейного и нелинейного метода амортизации по 3 вариантам
  • •3.2.4. Выбор срока полезного использованияпо амортизируемому имуществу
  • •3.2.5. Применение повышающих коэффициентов по амортизируемому имуществу
  • •3.2.6. Возможность применения лизинговых схем приобретенияосновных средств
  • •Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса рф содержит несколько специальных положений, связанных с налогообложением прибыли в рамках договора лизинга.
  • •3.2.7. Создание резерва по сомнительным долгам
  • •3.2.8. Работа с просроченной дебиторской задолженностью
  • •1. По налогу на прибыль
  • •2. По налогу на добавленную стоимость
  • •3.2.9. Формирование продажной цены товаровс учетом требований ст. 40 Налогового кодекса рф
  • •1. Виды сделок, подлежащих контролю
  • •2. Основание для применения специального расчета
  • •3. Дата определения рыночной цены
  • •4. Порядок определения рыночной цены
  • •3.3. Оптимизация через договор.Методика экономико-правового анализа (экспертизы) договора
  • •3.3.1. Анализ участников договора
  • •1) Является или нет контрагент плательщиком ндс
  • •2) Имеется ли обязанность удержать налог с контрагента
  • •3.3.2. Анализ вида деятельности
  • •3.3.3. Анализ предмета договора
  • •3.3.4. Анализ даты совершения операции по договору
  • •3.3.5. Анализ порядка определения и формирования цены договора
  • •1. Установление цены на каждый вид товаров, работ, услуг
  • •2. Цена товара выражена в валюте
  • •3. Цена товара выражена в условных единицах
  • •4. Статья 40 Налогового кодекса рф
  • •3.3.6. Меры ответственности по договору
  • •3.3.7. Специальные положения
  • •1. Перепредъявляемые расходы
  • •2. Включение во внешнеэкономический контракт на импорт товаров условия омоменте перехода права собственности
  • •3. Существенные условия оформления договора подряда на ремонт основныхсредств (ос) предприятия
  • •4. Договор на оказание информационно-консультационных услуг
  • •5. Договор аренды
  • •6. Государственная регистрация
  • •7. Требования валютного законодательства
  • •3.4. Специальные методы налоговой оптимизации
  • •3.4.1. Метод замены отношений
  • •1. Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга
  • •2. Замена договора купли-продажи основного средствана договор аренды
  • •3. Избежание обложения налога на доходы физических лиц сумм материальнойвыгоды при выдаче работнику займа на приобретение имущества
  • •4. Уменьшение налогообложения в операциях по дарению(распределению, выделению) квартир сотрудникам
  • •5. Замена договоров на финансирование дду, на содержание коллектива ддУна договор долевого содержания дду
  • •6. Замена разовых стимулирующих выплат премией по результатам работы,предусмотренной системным положением предприятия
  • •3.4.2. Метод разделения отношений
  • •1. Разделение операции по реконструкции здания на собственнореконструкцию и капитальный ремонт
  • •2. Разделение договора купли-продажи имущества на собственно договоркупли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг
  • •3. Разделение договора подряда с физическим лицом на договор подряда навыполнение работ и договор купли-продажи материалов
  • •3.4.3. Метод прямого сокращения объекта налогообложения
  • •1. Сокращение объекта обложения по налогу на прибыльпутем разукрупнения объекта основных средств
  • •2. Сокращение объекта обложения по налогу на имущество путемпроведения инвентаризации
  • •3. Сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем продлениянормативного срока строительства
  • •3.4.4 Оптимизация налогообложения в виде реорганизации с последующим применением упрощенной системы налогообложения
  • •1. Суть метода оптимизации путем реорганизации предприятия с последующим применением упрощенной системы налогообложения
  • •1.1 Реорганизация общества
  • •1.1.1. Налоговые последствия при реорганизации общества путем разделения
  • •1.1.2. Налоговые последствия при реорганизации общества путем выделения
  • •1.1.3. Наделение имуществом реорганизованного общества вновь созданных юридических лиц и связанные с этим налоговые последствия
  • •»Дробление» имущества общества
  • •Последствия по налогу на добавленную стоимость
  • •Последствия по налогу на прибыль
  • •1.2. Применение упрощенной системы налогообложения
  • •2. Проблемы, которые могут возникнуть в связи с применением метода оптимизации путем реорганизации с последующим применением упрощенной системы налогообложения, и способы их решения
  • •2.1. Возможность проведения налоговыми органами выездной налоговой проверки
  • •2.2. Восстановление сумм ндс по переданному имуществу
  • •2.2.1. Восстановление сумм ндс по переданному имуществу при реорганизации путем разделения
  • •2.2.2. Восстановление сумм ндс по переданному имуществу при реорганизации путем выделения
  • •2.3. Способы минимизации рисков при реорганизации предприятия с последующим применением упрощенной системы налогообложения
  • •3. Расчет налоговой выгоды при применении метода оптимизации путем реорганизации с последующим применением упрощенной системы налогообложения на числовом примере
  • •3.1. Анализ финансового результата предприятия при применении общей системы налогообложения
  • •3.2. Анализ финансового результата предприятий, образованных в результате реорганизации, при применении ими упрощенной системы налогообложения
  • •3.2.1. Объект налогообложения «доходы»
  • •3.2.2. Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»
  • •3.2.3. Сравнительный анализ экономических показателей налоговой нагрузки и эффективности деятельности предприятия при применении упрощенной системы с разным объектом налогообложения
  • •3.3. Сравнительный анализ экономических показателей налоговой нагрузки и эффективности деятельности предприятия до и после реорганизации
  • •3.4.5. Метод оффшора
  • •3.4.5.1. Метод территориального оффшора
  • •А. Иностранные оффшоры
  • •Б. Российские оффшоры
  • •В. Схемы использования оффшорной компании
  • •1. Перевод прибыли в оффшорную компанию посредством договора комиссии или поручения.
  • •2. Перевод прибыли в оффшорную компанию посредством заключения договора на оказание консультационных услуг.
  • •3. Перевод объектов налогообложения путем создания оффшорного предприятия-дилера.
  • •3.4.5.2. Метод льготного предприятия
  • •А. Предприятие инвалидов
  • •Б. Субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие единый налогна вмененный доход
  • •В. Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения
  • •3.5. Применение льгот и освобождений
  • •3.5.1. Льготы по налогу на прибыль
  • •3.5.2. Льготы по налогу на добавленную стоимость
  • •Глава 4. Арбитражная практика
  • •Постановление Конституционного суда рф от 27 мая 2003 г. N 9-п(извлечение)
  • •4.1. Квалификация сделок, направленных на оптимизацию налогообложения
  • •Постановление фас Западно-Сибирского округа от 9 августа 2006 г. Поделу n ф04-5008/2006(25216-а75-40) (извлечение)
  • •Постановление фас зсо от 5 июля 2006 г. По делуN ф04-2018/2006(24186-а27-25)(извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 6 марта 2006 г. По делуN ка-а40/638-06(извлечение)
  • •Постановление фас Волго-Вятского округа от 25 августа 2006 г. Поделу n а17-3760/5-2005 (извлечение)
  • •Постановление фас Западно-Сибирского округа от 25 августа 2004 г. Поделу n ф04-5750/2004 (а46-3851-14) (извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 14 июля 2004 г. (7 июля 2004г.) по делу n кг-а41/5586-04 (извлечение)
  • •Постановление фас Волго-Вятского округа от 11 мая 2000 г. По делу n а82-195/99-а/1 (извлечение)
  • •Постановление фас Центрального округа от 4 февраля 2002 г. По делуN а48-1964/01-16к (извлечение).
  • •Постановление Северо-Кавказского округа от 6 сентября 1999 г. По делуN ф08-1839/99 (извлечение)
  • •Постановление фас Поволжского округа от 19 августа 1999 г. По делуN а 72-985/9-кд80/1/22 (извлечение)
  • •Постановление фас Волго-Вятского округа от 11 мая 1999 г. По делу n а82-257/98-а/1 (извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 15 мая 2000 г. По делуN ка-41/1851-00 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 10 апреля 2001 г. Поделу n а05-7407/00-520/20 (извлечение)
  • •Постановление фас сзо от 11.03.2003 n а42-4186/02-15 (извлечение).
  • •Постановление фас вво от 15.12.2002 n а29-10523/01а (извлечение).
  • •Постановление фас цо от 10.12.2002 n а14-1159-02/52/19 (извлечение).
  • •Постановление фас сзо от 25.02.2003 n а56-27284/02 (извлечение).
  • •Постановление фас сзо от 26.03.2003 n а66-5876-02 (извлечение).
  • •4.2. Оптимизация с помощью использования страховых схем,вкладов, ссуд
  • •Постановление фас Волго-Вятского округа от 27 июня 2006 года по делуN а11-19788/2005-к2-28/502/67 (извлечение)
  • •Постановление фас Западно-Сибирского округа от 25 мая 1998 г. По делуN ф04/724-173/а45-98 (извлечение)
  • •Постановление фас Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 1999 г. Поделу n а33-2120/98-с3(а)/ф02-626/99-c1 (извлечение)
  • •Постановление фас Волго-Вятского округа от 13 марта 2000 г. По делуN а43-5356/99-239 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 26 февраля 1998 г. Поделу n 1854 (извлечение)
  • •Постановление фас Уральского округа от 4 октября 2001 г. По делуN ф09-2423/01-ак (извлечение)
  • •Постановления фас вво от 15.01.2003 n а82-121/02-а/1 (извлечение).
  • •Постановления фас вво от 23.12.2002 n а29-2232/02а (извлечение).
  • •4.3. Оптимизация с использованием труда инвалидов
  • •Постановление фас Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2006 г. Поделу n а33-27818/05-ф02-2465/06-с1 (извлечение)
  • •Постановление Высшего Арбитражного суда рф от 13 февраля 2002 г. Поделу n 2695/01 (извлечение)
  • •Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда рф от 27 ноября2001 г. По делу n 8358/00 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 18 февраля 2002 г. Поделу n 5061 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 5 декабря 2001 г. Поделу n 5374/489 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 29 сентября 2001 г. Поделу n 2520 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 10 сентября 2001 г. Поделу n а05-3948/01-219/19 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 21 ноября 1999 г. Поделу n а56-15696/99 (извлечение)
  • •4.4. Оптимизация налогообложенияс использованием закрытых административно-территориальных образований исвободных экономических зон
  • •Постановление фас Дальневосточного округа от 5 апреля 2006 г. По делуN ф03-а37/05-2/4938 (извлечение)
  • •Постановление фас Дальневосточного округа от 28 февраля 2006n Дело ф03-а37/06-2/120 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 12 февраля 2002 г. Поделу n а42-3454/01-25 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 20 июня 2001 г. По делуN а56-1385/01 (извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 4 января 2002 г. По делуN ка-а41/7831-01 (извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 16 июля 2001 г. По делуN ка-а41/3647-01 (извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 10 декабря 2001 г. По делуN ка-а41/7178-01 (извлечение)
  • •Постановление фас Московского округа от 10 апреля 2001 г. По делуN ка-а41/1512-01 (извлечение)
  • •Постановление фас Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2001 г. Поделу n а 33-9546/00-с3(а)-ф02-2723/01-с1 (извлечение)
  • •4.5. Порядок применение статьи 40 Налогового кодекса рф
  • •Постановление фас Уральского округа от 19 июня 2006 г. По делуN ф09-5045/06-с7 (извлечение)
  • •Постановление фас Уральского округа от 13 марта 2006 г. Поделу n ф09-1377/06-с7 (извлечение)
  • •Постановление фас Волго-Вятского округа от 13 апреля 2006 г. Поделу n а17-2238/5-2005 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 23 января 2001 г. Поделу n а05-4541/00-334/14 (извлечение)
  • •Постановление фас Уральского округа от 14 ноября 2000 г. По делуN ф09-1479/2000-ак (извлечение)
  • •Постановление фас Поволжского округа от 26 декабря 2000 г.По делу n а12-6331/00-с12
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 06 ноября 2001 г. Поделу n а56-19901/01 (извлечение)
  • •Постановления фас Западно-Сибирского округа от 22 октября 2001 г. Поделу n ф04/3218-1061/а45-2001 (извлечение)
  • •Постановление фас Северо-Западного округа от 17 сентября 2001 г. Поделу n а56-12502/00 (извлечение)
  • •Постановление фас уо от 03.12.2002 n ф09-2516/02-ак (извлечение)

Налоговая база по НДС при реализации (комментарий к статье 154 НК РФ)

Статья 154 НК РФ устанавливает общие правила исчисления налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ услуг).

Согласно п. 1 ст. 154 НК, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

Если в системе гражданско-правового регулирования хозяйственных отношений на порядок установления цен распространяется общий принцип свободы договоров, то налоговое законодательство выдвигает определенный набор критериев, которым в обязательном порядке должны соответствовать условия сделок по реализации товаров (работ, услуг) в части установления цен. Основной критерий ценообразования, выдвигаемый Налоговым кодексом РФ, — соответствие цены товаров, указанной в договоре, рыночным ценам на них.

Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.

Вводя таким образом принцип презумпции соответствия цен сделки рыночным, Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 40 устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов получают право проверять правильность установления сторонами цены сделки относительно критерия соответствия уровню рыночных цен:

1) в случае заключения сделок между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении цены более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Здесь следует подробно определить понятия:

— рыночных цен;

— взаимозависимых лиц;

— товарообменных (бартерных) операций;

— методики определения степени значительности уровня колебания цен.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения. Экономические (коммерческие) условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо не влияет существенно на цену, либо может быть учтено с помощью поправок.

Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ, при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом, условия сделок на рынке идентичных (однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Согласно п. 10 ст. 40 НК РФ, при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.

По этому методу рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и др.

В п. 12 ст. 40 Налогового кодекса указывается также, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления и информация, предоставляемая налогоплательщиками налоговым органам.

Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Таким образом, НК РФ увязывает предписания относительно уровня цен реализации организациями своих товаров (работ, услуг) с нормами ГК РФ относительно степени свободы установления сторонами цен заключаемых ими сделок.

Пунктом 8 ст. 40 НК РФ специально устанавливается, что при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результат таких сделок. Согласно ст. 20 НК РФ, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Относительно юридических лиц это случай такого влияния, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой (см. п. 1 ст. 20 НК РФ).

Таким образом, определение понятия взаимозависимых лиц для целей налогообложения аналогично определению понятия зависимых хозяйственных обществ, содержащемуся в гражданском законодательстве. Напомним, что согласно п. 1 ст. 106 ГК РФ, хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Здесь очень важно обратить внимание на то, что данное предписание Налогового кодекса, как прямо следует из его текста, касается только организаций, т.е. юридических лиц. Далее, в числе случаев взаимозависимости между налогоплательщиками Кодекс называет отношения, касающиеся исключительно физических лиц. Случаи взаимозависимости, как устанавливает НК РФ, имеют место, когда:

— одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

— лица состоят в соответствии с законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого (см. п.1 ст. 20).

Таким образом, казалось бы, из под действия этой статьи полностью выпадает случай взаимоотношений между юридическими и физическими лицами (в частности, с физическими лицами – предпринимателями без образования юридического лица). Исходя из этого, ошибочно можно прийти к выводу, что если физическое лицо – предприниматель имеет в собственности пятьдесят процентов голосующих акций юридического лица, в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ их нельзя признать взаимозависимыми. Однако здесь следует учитывать, что п. 2 ст. 20 ГК РФ специально устанавливается: ”суд может признать лица взаимозависимыми по другим основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 ГК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг)”.

Это положение в определенной степени корреспондирует с предписаниями Гражданского кодекса относительно предпринимательской деятельности граждан. Напомним, что, согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Товарообменные (бартерные) операции – это, прежде всего, операции по исполнению договора мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ). В соответствии с Указом Президента РФ от 18.08.1999 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок” к бартерным операциям относятся также любые иные сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Для целей налогообложения очень большое значение имеют предписания ст. 570 ГК РФ, согласно которой, если законом или договором не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

Определяя таким образом условия контроля налоговых органов за установлением в хозяйственных договорах условий о цене сделки, Налоговый кодекс РФ в п. 3 ст. 40 устанавливает, что в случаях, при которых налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам, когда цены товаров, работ и услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом предписаний НК РФ по определению реальных рыночных цен сделок (см. выше). При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

— сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

— потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынке новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Таким образом, общим правилом исчисления налогооблагаемой базы при реализации товаров (работ, услуг) является принятие в качестве базы расчета налога фактической цены сделки – цены договора.

Пример

Организация-налогоплательщик по договору поставки реализует партию продукции, не относящейся к подакцизным товарам, себестоимость которой составляет 60 000 рублей. Цена продажи товаров, определенная сторонами сделки, составляет 100 000 рублей. Эта сумма – 100 000 рублей — и будет служить базой для исчисления НДС с оборота по реализации продукции у организации-продавца. Таким образом, если допустить, что ставка НДС составляет 20 %, цена продукции с учетом НДС будет равна 120 000 рублей (в том числе НДС — 20.000 р.).

Если допустить, что договором принят общий момент перехода права собственности на реализуемую продукцию, и при этом товары продаются на условиях последующей оплаты, схема отражения операций по продаже продукции в бухгалтерском учете организации-продавца будет иметь следующий вид:

1. Отражаются отгрузка покупателю готовой продукции и возникновение дебиторской задолженности покупателя по оплате приобретенных товаров (здесь и далее проводки даются в соответствии с новым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):

1.1. Дебет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” Кредит 90 “Продажи” субсчет 1 “Выручка” – 120 000 руб.

1.2. Дебет 90 “Продажи”, субсчет 2 “Себестоимость продаж” Кредит 43 “Готовая продукция” – 90 000 руб.

2. Начисляется реальная (момент реализации — “отгрузка”) или потенциальная (момент реализации — “оплата”) задолженность перед бюджетом по уплате НДС:

Дебет 90 “Продажи”, субсчет 3 “Налог на добавленную стоимость”

Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам” или 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” субсчет “Потенциальные обязательства по налогам и сборам” – 20 000 руб.

3. Отражается получение от покупателя денег за реализованную продукцию:

Дебет 51 “Расчетные счета” Кредит 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” — 120.000 руб.

4. В случае, если приказом об учетной политике для целей налогообложения организации-продавца установлен момент реализации — “оплата”, после получения от покупателя денег отражается возникновение реальной задолженности перед бюджетом по НДС:

Дебет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” субсчет “Потенциальные обязательства по налогам и сборам” Кредит 68 “Расчеты по налогам и сборам” – 20 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 Налогового кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

Таким образом, ст. 154 НК здесь, как и в случае с общим правилом определения налоговой базы при реализации налогоплательщикам товаров (работ, услуг), отсылает нас к нормам ст. 40 НК РФ.

Трактовка данного предписания кодекса предполагает определение понятий “товарообменные (бартерные) операции”; “реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе”; “передача права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства”; “передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) при оплате труда в натуральной форме”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *