Рекомендации по инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации в бухучете

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. В случае если проведенная инвентаризация показала, что фактически активов или обязательств выявлено больше или меньше, чем отражено в учете, то в таком случае составляются сличительные ведомости. В них фиксируются документально установленные расхождения данных фактического наличия финансовых и нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета, а также выявленные излишки и недостачи по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении. Эти расхождения отражаются на счетах бюджетного учета на основании пункта 3 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости и отражается в учете в составе внереализационных доходов;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются в расходы.

Способ о порядке урегулировании расхождений, выявленных в результате инвентаризации, представляются инвентаризационной комиссией руководителю организации для принятия окончательного решения. Следует учитывать положения, в том числе и трудового законодательства при выборе способа урегулирования расхождений. Согласно Трудовому Кодексу РФ:

— полная материальная ответственность возлагается на работника как при наличии письменного договора о полной материальной ответственности за вверенные ценности, так и при обнаружении недостачи ценностей, полученных работником по разовому документу,

— причиненный ущерб (т.е. стоимость подлежащей возмещению работником недостачи) оценивается исходя из рыночных цен на день причинения ущерба (с учетом степени износа), но не ниже стоимости по данным бухгалтерского учета,

— распоряжение о взыскании с работника суммы причиненного ущерба в пределах его среднемесячного заработка может быть вынесено работодателем только в течение одного месяца после окончательной оценки размера ущерба (причем работник или его представитель имеют право знакомиться с материалами оценки размера ущерба), а в прочих случаях при отказе работника возместить ущерб взыскание стоимости ущерба производится в судебном порядке,

— существует ограничение общего размера всех удержаний, производимых из заработной платы работника,

— виновный в причинении ущерба работник может добровольно возместить его полностью или частично, в том числе в рассрочку, с выдачей работодателю письменного обязательства о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей,

— работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств полностью или частично отказаться от взыскания причиненного ущерба с виновного работника,

— к обстоятельствам, исключающим материальную ответственность работника, относится, в том числе, неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения вверенного работнику имущества.

Образовавшиеся в результате пересортицы выявленные недостачи и излишки, допускается в исключительных случаях взаимно погашать на основании подробных объяснений материально ответственных лиц, но только при образовании соответствующих недостач и излишков в одном и том же проверяемом периоде, у одного и того же материально ответственного лица и по материальным ценностям одного и того же наименования (с отличием лишь в сорте и т.п.). Погашение пересортицы производится в количественном выражении. Превышение стоимости недостачи над стоимостью излишков (в связи с различным сортом и т.п.) подлежит отнесению на виновных лиц, либо, в случае обоснованного материалами инвентаризации отсутствия вины конкретных лиц, — на издержки производства и обращения. При этом при расчете суммы этого превышения нормы естественной убыли не применяются.

Порядок отражения выявленных при инвентаризации результирующих недостач и излишков материальных ценностей следующий:

1. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. Недостачи списываются в балансовой оценке с кредита счетов учета соответствующих ценностей в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а затем отражаются в той же оценке по кредиту счета 94:

— в пределах норм естественной убыли (только по фактически выявленным недостачам и не для суммовых излишков по пересортице) — в дебет затратных счетов,

— при отсутствии конкретных виновников или при отказе суда во взыскании ущерба с работника — в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» следует относить такие суммы на счета издержек производства и обращения.

— при отнесении недостач за счет виновных лиц — в дебет субсчета «Расчеты по возмещению материального ущерба» счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (при этом разница между подлежащей возмещению (рыночной) и балансовой оценками недостачи отражается по дебету указанного субсчета счета 73 в корреспонденцией со счетом 98 «Доходы будущих периодов», а по мере погашения задолженности виновным лицом списывается с дебета счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»),

2) потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, по счету 94 не отражаются, а относятся в балансовой оценке сразу в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и отражаются в бухгалтерской отчетности как чрезвычайные расходы,

3) Выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с бухгалтерским законодательством подлежат постановке на бухгалтерский учет и зачислению на финансовые результаты. Излишки приходуются на счета учета соответствующих ценностей с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по рыночной стоимости, По выявленным неучтенным основным средствам оприходование первоначальной стоимости и амортизации, определенных по актам оценки и действительного технического состояния основных средств, производится раздельно.

Морально устаревшие материально-производственные запасы, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное назначение, либо оцениваются на рынке дешевле фактической себестоимости этих запасов, требуют создания на отчетную дату резерва под снижение стоимости материальных ценностей (дебет счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующей обратной проводкой в начале следующего периода, но с отражением стоимости материально-производственных запасов в финансовой отчетности в нетто-оценке).

При проведения инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности организацией могут быть получены документы, подтверждающие ликвидацию контрагента, либо его неплатежеспособность (что существенно для оценки дебиторской задолженности). В этом случае по данным инвентаризации принимается решение о списании соответствующей задолженности на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Для случая с неплатежеспособным дебитором для списания должны выполняться соответствующие дополнительные требования ПБУ 10/99 «Расходы организации», а списанная с баланса задолженность должна быть отражена по забалансовому счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для последующего контроля возможности взыскания этой задолженности с дебитора в течение пяти лет.

В процессе инвентаризации финансовых вложений выявленное превышение учетной стоимости котирующихся на рынке ценных бумаг над их рыночной стоимостью отражается по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», а рост рыночной стоимости в пределах ранее начисленного резерва — обратной проводкой.

В бухгалтерском учете при отражении результатов годовой инвентаризации следует учитывать требования ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» относительно того, следует ли формально следовать стандартному порядку отражения результатов такой инвентаризации в годовом балансе или их необходимо отразить более поздней датой появления соответствующего обстоятельства.

Некоторые выявленные в ходе инвентаризации факты хозяйственной деятельности могут не подлежать отражению на счетах бухгалтерского учета, однако должны быть описаны в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, если того требуют соответствующие Положения по бухгалтерскому учету.

Общие правила проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденный Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действую­щая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабо­чие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организа­ции ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. В состав инвен­таризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего ауди­та организации, независимых аудиторских организаций.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии в ви­де приказа, постановления или распоряжения (форма ИНВ-22) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

Приказ (постановление, распоряжение) (форма № ИНВ-22) является письмен­ным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризаци­онной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководите­лем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной ко­миссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и рас­ходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и рас­ходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентари­зации на «__________» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентари­зации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходо­ваны, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансо­вых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентариза­ции не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие материалов, товаров и тары при инвентаризации опреде­ляют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйст­вом, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Основной формой первичной документации для учета результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной — акт инвента­ризации.

Методические рекомендации предусматривают специальный порядок заполне­ния актов инвентаризации:

· инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и руч­ным способом. Причем описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток;

· наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

· на каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показа­телях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны;

· исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем за­черкивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми пра­вильных записей (исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами);

· в описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются;

· на последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имуще­ства на ответственное хранение. При проверке фактического наличия товаров и тары в случае смены материально ответственных лиц, принявший товары и тару расписы­вается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этих материальных ценностей.

В результате проведения инвентаризации может быть выявлено расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета — излишек имущества либо недостача.

Для отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (товаров, тары), по которым выявлены отклонения от данных учета, применяется сличительная ведомость (форма № ИНВ-19).

В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, то есть рас­хождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвента­ризационных описей.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй — передается материально ответственному(ым) лицу (лицам).

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (нахо­дящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработ­ки) составляются отдельные сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущест­ва с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

· убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном зако­нодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя ор­ганизации на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета не­достач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому уста­новлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

· недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имуще­ства, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на винов­ных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыска­нии с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или су­дебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыска­ние ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных органи­заций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть до­пущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разни­цы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства.

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной ко­миссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым та­кая разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принима­ет руководитель организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией форма № ИНВ-26.

Выявленный в результате инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (пп. «а» п. 3 ст. 12 Закона № 129-ФЗ, пп. «а» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 524;

Ошибки при проведении инвентаризации и их последствия

В процессе проведения инвентаризации членами комиссии могут быть допущены различного вида ошибки, вследствие которых результаты проведенной проверки могут быть поставлены под сомнение или вовсе, в исключительных случаях могут быть признаны недействительными.

Среди причин, из-за которых результаты инвентаризации могут быть поставлены под сомнение, можно выделить следующие нарушения:

— отсутствие основания для проведения инвентаризации вследствие того, что приказом руководителя о проведении инвентаризации не был утвержден состав проверяющей комиссии;

— отсутствие при проведении проверки одного из членов инвентаризационной комиссии может быть документально подтверждено, вследствие чего результаты проведенной инвентаризации могут, признаны недействительными;

— неверное заполнение приказа о проведении инвентаризации, например не указаны виды имущества, подлежащие проверки;

— при проведении проверки фактического наличия имущества, проведения пересчета, взвешивания материальных ценностей материально ответственное лицо, вследствие различного вида причин не присутствовало;

— с материально-ответственного лица не взята расписка о предоставлении всех приходных и расходных документов в бухгалтерию, при выявлении фактов недостачи или излишков ценностей им могут быть предоставлены ложные приходные или расходные документы;

— в помещения, где храниться инвентаризационные описи не был ограничен доступ посторонних лиц, не было произведено опечатывание, как следствие возможность посторонними лицами внести изменения в инвентаризационные описи;

— нарушение правил оформления инвентаризационных описей, составление их в одном экземпляре;

— внесение членами инвентаризационной комиссии в описи заведомо ложных сведений о фактическом наличии материальных ценностей на складах предприятия с целью сокрытия фактов недостач и хищения имущества, приводит к тому, что все результаты, полученные в ходе проверки членами комиссии, будут считаться недействительными.

Наиболее распространенными ошибками являются:

— порядок и сроки проведения инвентаризации на предприятии не регламентированы учетной политикой, не утверждены члены инвентаризационной и рабочей комиссий — как следствие, нет основания для проведения инвентаризации, нет внутреннего документа регулирующего порядок проведения проверки, нет людей ответственных за проведение проверки;

— неверное заполнение приказа на проведение инвентаризации — также является основанием для того, что бы результаты инвентаризации были оспорены;

— отсутствие хотя бы одного из заявленных членов инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации — также является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными;

— нарушение требований, предъявляемых к заполнению инвентаризационных описей, таких как отсутствие указания прописью числа порядковых номеров материальных ценностей, их общего итога в натуральных показателях, неверное исправление ошибок, либо исправление ошибок только в одном экземпляре, наличие незаполненных строк; составление описи в единственном экземпляре;

— у материально-ответственных лиц не были взяты расписки перед началом проведения инвентаризации о том что все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход;

— грубые нарушения при проведении подсчета, взвешивания, измерения, исказившие результаты инвентаризации;

— не проведение операций по подсчету, взвешиванию, измерению материальных ценностей, занесений данных о наличии ценностей со слов материально ответственных лиц;

— нарушение порядка доступа в помещение склада, торгового зала и т.д. при проведении инвентаризации различных ценностей.

Все эти, и многие другие, нарушения могут привести к тому, что результаты, полученные при проведении инвентаризации будут не признаны или могут быть оспорены.

Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете

Результаты инвентаризации обобщаются в «Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией», форма № инв — 26 (приложение 9), которую подписывает руководитель организации, главный бухгалтер и председатель инвентаризационной комиссии. В ведомости содержится информация о выявленных в результате инвентаризации расхождениях по каждому счету: суммах недостач, излишков и порчи, а также о порядке отнесения сумм выявленных недостач и порчи: зачет по пересортице, списание в пределах норм естественной убыли, отнесение на виновных лиц и списание на внереализационные расходы.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Стоимость недостающего или испорченного имущества, недостача и порча которого были выявлены в результате проведенной инвентаризации, подлежит списанию с кредита счетов учета имущества в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

1. Осуществляется взаимный зачет излишков и недостач производственных запасов в результате пересортицы.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально — ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. В случае, когда конкретные виновники пересортицы не установлены, выявленная разница рассматривается как недостача сверх норм убыли и списывается на внереализационные расходы. При этом в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения причин, по которым данная разница не отнесена на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Зачет по пересортице и выявление излишков и недостач после зачета отражается в сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № инв — 19).

2. Определяется естественная убыль ценностей в пределах установленных норм.

Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же имеется недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.

Естественная убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на счета учета и на расходы на продажу. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач.

3. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча производственных запасов сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.

4. Имущество, оказавшееся в излишке, принимается к учету в оценке по рыночной стоимости с признанием внереализационных доходов с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Инвентаризация: даем ответы на проблемные вопросы

Новый закон о бухучете, действующий с 1 января 2013 г., не содержит перечня случаев, когда инвентаризация является обязательной. В связи с этим у бухгалтеров возникает много вопросов. Когда необходимо проводить инвентаризацию? Какими документами руководствоваться при ее проведении? К каким последствиям может привести отсутствие данных инвентаризации? Ответы — в нашей теме номера.

Обязанность или право?

В старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2013 г., было четко указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № ­129-ФЗ). В пришедшем ему на смену Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) такого перечня нет. В нем лишь сказано, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Такая формулировка создает впечатление, что перечень обязательных случаев инвентаризации должен быть утвержден отдельным законодательным актом. И пока такого акта нет, организация сама устанавливает, когда ей проводить инвентаризацию. Но это не так.

Дело в том, что до принятия федеральных и отраслевых стандартов применяются ранее утвержденные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). То есть продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по бухучету), в п. 27 которого установлено, что проведение инвентаризации обязательно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, зло­употребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К таким «другим» случаям, в частности, относятся требования об обязательном проведении инвентаризации, содержащиеся в НК РФ. Так, инвентаризация необходима при определении суммы резерва по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ). При этом должна проводиться инвентаризация дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль организаций.

Если организация в налоговом учете формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, она обязана на конец налогового периода провести инвентаризацию указанного резерва (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях необходимо проводить инвентаризацию независимо от того, поименованы они в перечне случаев проведения инвентаризации, установленных организацией, или нет.

Порядок проведения инвентаризации

Поскольку до настоящего времени новый порядок по проведению инвентаризации не принят, нужно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждается приказом (распоряжением, постановлением) руководителя организации. Сведения о фактичес­ком наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица (разд. 2 Методических указаний).

В отношении имущества, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть записываются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (п. 4.1 Методических указаний).

Формы документов, используемых при инвентаризации

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Закона № ­402-ФЗ). Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Исходя из этого определения, инвентаризация является фактом хозяйственной жизни, поскольку ее результаты могут оказать влияние на финансовое положение организации и финансовый результат ее деятельности. А значит, результаты инвентаризации должны быть оформлены первичными документами.

В новом законе о бухучете требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов больше нет. Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ всю первичку утверждает руководитель организации. В информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступ­лении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“» специалисты финансового ведомства разъяснили, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, больше не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые до­кументы).

Унифицированные формы первичной учетной документации, применяемые при инвентаризации, были утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. С 1 января 2013 г. они больше не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Соответственно, организации нужно либо разработать собственные формы, либо утвердить применение унифицированных форм.

При разработке собственных форм можно отталкиваться от рекомендуемых форм документов, приведенных в приложениях к Методическим рекомендациям. Разрабатываемые формы должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Чем грозит отсутствие инвентаризации

Сразу скажем, что за сам факт непроведения инвентаризации действующим законодательством ответственность не предусмотрена. И хотя налоговые органы иногда пытаются штрафовать организацию по ст. 120 НК РФ, квалифицируя отсутствие актов инвентаризации как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налого­обложения, суды не находят в таких действиях состава правонарушения, преду­смотренного данной статьей НК РФ.

Так, в постановлении от 02.02.2010 № 17АП-13093/2009-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что для целей применения ст. 120 НК РФ действует принцип: только то является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что прямо перечислено в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), даже те, которые так или иначе связаны с нарушением по учету доходов и расходов и объектов налогообложения, не могут рассматриваться в качестве правонарушения по ст. 120 НК РФ. Соответственно за отсутствие актов инвентаризации и приказа об инвентаризации оштрафовать по ст. 120 НК РФ нельзя. Постановлением ФАС Уральского округа от 06.05.2010 № Ф09-3206/10-С2 это решение было оставлено в силе.

Но следует иметь в виду, что инвентаризация как механизм контроля может помочь избежать нарушений, за которые ответственность установлена. Например, при проведении проверки налоговики могут выявить излишки материально-производственных запасов, которые не были учтены в бухгалтерском учете, и посчитать их в качестве безвозмездно полученного имущества. И если это приведет к искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10% и более и (или) к занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Штраф составит от 2000 до 3000 руб. Помимо этого, в случае занижения налоговой базы организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Анализ судебной практики показывает, что отсутствие данных инвентаризации может привести к отказу в вычете НДС и к невозможности учесть в составе расходов затраты в пределах норм естественной убыли. Проблемами может обернуться и списание безнадежной задолженности без проведения ежегодных инвентаризаций. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Проблемы с вычетом НДС

Такие проблемы могут возникнуть при переходе со спецрежимов на общую сис­тему налогообложения. Так, при переходе с УСН действует следующее правило, установленное в п. 6 ст. 346.25 НК РФ: суммы «входного» НДС, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налого­обложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Аналогичное правило действует и при переходе с ЕНВД (п. 9 ст. 346.26 НК РФ).

В обоих случаях для применения вычетов необходимо подтвердить остаток нереализованных товаров на дату смены режима налогообложения. И данные инвентаризации здесь могут оказаться очень кстати. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 30.06.2011 № А11-5001/2010 отклонил довод налоговиков о том, что общество не подтвердило, что затраты на приобретение товара, НДС по которым был предъявлен к вычету, не отнесены на расходы при исчислении налоговой базы по УСН. Суд указал, что в подтверждение наличия остатков товара на дату смены режима налогообложения и их размера общество представило бухгалтерский баланс, оборотные сальдовые ведомости, инвентаризационные описи, отчеты о розничных продажах, отчеты по проводкам, анализ счетов 41 «Товары» и 19 «Налог на добавленную стоимость», расшифровку строк книги доходов и расходов при УСН. На основании этих документов суд признал, что общество доказало наличие остатка товара и правомерно предъявило НДС к вычету.

А в постановлении от 11.06.2013 № А82-495/2012 ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел аналогичную ситуацию при переходе с ЕНВД. В этом деле суд установил, что один из членов инвентаризационной комиссии участия в инвентаризации не принимал и инвентаризационные описи не подписывал, поэтому результаты инвентаризации в силу п. 2.3 Методических указаний являются недействительными. Кроме того, снятие фактических остатков товара было произведено по состоянию на 29 декабря. Между тем товар, по которому заявлялись вычеты, согласно документам поступил 31 декабря. В результате суд согласился с налоговиками, что из инвентаризационных описей, оборотно-сальдовых ведомостей, книги покупок невозможно достоверно установить остаток товара, который был приобретен в период осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и не был реализован на момент перехода общества на общий режим налого­обложения. Суд пришел к выводу, что общество не подтвердило правомерность заявленных налоговых вычетов. Определением ВАС РФ от 25.09.2013 № ВАС-12624/13 в передаче дела на пересмотр было отказано.

Естественная убыль

Налоговый кодекс разрешает учитывать в составе материальных расходов потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Суды считают, что нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. А недостача может быть выявлена при приемке материальных ценностей либо по результатам инвентаризации. Именно к таким выводам пришел Арбитражный суд г. Москвы в решении от 07.03.2012 № А40-96838/11. Он разъяснил, что убыль, выявленную при инвентаризации, рассчитывают на основании документов, подтверждающих недостачу. К таким документам относятся: инвентаризационные описи и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. Сумму недостачи определяют исходя из фактической себестоимости недостающих товарно-материальных ценностей. Поэтому суд пришел к выводу, что Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств не предусмотрено списание товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли без факта недостачи, выявленного по результатам инвентаризации. Определением ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-17946/12 было отказано в передаче дела на пересмотр в Президиум ВАС РФ.

Вывод о том, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих результаты инвентаризации, сумму естественной убыли отнести на расходы нельзя, содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2011 № А42-11132/2009.

Просроченные долги

Инвентаризацию долгов важно проводить ежегодно, чтобы списать безнадежную дебиторскую задолженность в расходы того периода, к которому она относится. У организаций нет оснований включать такую задолженность в состав расходов других налоговых периодов. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.06.2010 № 1574/10.

В этом деле в результате проведенной выездной налоговой проверки общества инспекцией был установлен факт неправомерного включения в состав внереализационных расходов 2005 г. дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. По мнению налоговиков, сроки исковой давности по данным обязательствам истекли в 2004 и 2003 гг., и именно тогда и надо было списывать эту задолженность. В результате общес­тву был доначислен налог на прибыль.

Рассматривая дело, Президиум ВАС РФ указал следующее. Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Следовательно, у налогоплательщика нет права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.

Указанный вывод согласуется и с положениями законодательства о бухгалтерском учете, согласно которым для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Таким образом, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.

В постановлении Президиум ВАС РФ указал, что данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. И суды взяли на вооружение данную правовую позицию (постановления ФАС Мос­ковского округа от 04.09.2013 № А40-79684/12-116-172; от 16.03.2012 № А40-100845/10-4-498; Восточно-Сибирского округа от 17.01.2013 № А58-3501/2011 (Определением ВАС РФ от 16.05.2013 № ВАС-5471/13 отказано в передаче дела на пересмотр); Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 № А45-725/2011).

Инвентаризация нужна и для списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Согласно п. 78 Положения по бухучету суммы кредиторской и депонентской задолженнос­ти, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Но отсутствие результатов инвентаризации не помешает налоговикам включить кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов. И суды их поддержат.

В постановлении от 08.06.2010 № 17462/09 Президиум ВАС РФ разъяснил, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также о финансовых результатах деятельности. Организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (п. 27 Положения по бух­учету). Нарушение этих требований, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению инвентаризации обязательств в установленный законом срок и изданию соответствующего приказа, не может рассматриваться в качестве основания для невключения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов того налогового периода, в котором истек срок исковой давности.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 № А19-11729/2012 (Определением ВАС РФ от 26.08.2013 № ВАС-10799/13 отказано в передаче дела на пересмотр), Московского округа от 10.04.2012 № А40-77879/11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *