Расходы на строительство

Особенности учета в строительстве у застройщика и подрядчика

Следует различать учет у застройщика и учет у подрядчика. Однако, несмотря на разницу в учете, и те и другие в своей деятельности используют Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/2008), которое устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство.

Договор на строительство — это документ, устанавливающий обязательства сторон, участвующих в его заключении и выполнении, по новому строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению, ремонту действующих предприятий, зданий и сооружений, а также производству отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства.

Одним из признаков договора на строительство является продолжительность (от даты начала до даты окончания) его исполнения, которая определяет необходимость распределения производимых затрат на ряд отчетных периодов.

Порядок заключения договора на строительство определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает в себя, в частности:

— форму расчетов, стоимость строительства и другие условия его выполнения;

— объект строительства — отдельно стоящее здание или сооружение, вид или комплекс работ, на строительство которого должен быть составлен отдельный проект и смета;

— застройщик — инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству;

— инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств;

— незавершенное строительство — затраты застройщика по возведению объектов строительства с начала строительства до ввода объектов в эксплуатацию;

— завершенное строительство — затраты застройщика по введенному в эксплуатацию объекту строительства;

— инвентарная стоимость объекта — затраты застройщика по возведению объекта в соответствии с договором на строительство с его начала до ввода в эксплуатацию;

— подрядчик — юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору на строительство;

— подрядные работы — работы, выполняемые подрядчиком, в состав которых входят строительные, монтажные работы, работы по ремонту зданий и сооружений, а также другие виды работ согласно договору на строительство;

— незавершенное производство — затраты подрядчика на объектах строительства по незаконченным работам, выполненным согласно договору на строительство.

Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство и у застройщика, и у подрядчика являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство.

При этом подрядчик может вести бухгалтерский учет затрат по нескольким договорам, заключенным с одним застройщиком или несколькими застройщиками, если они заключаются в виде комплексной сделки или относятся к одному проекту. В случае осуществления строительства по одному договору, охватывающему ряд проектов, и если затраты и финансовый результат по каждому из проектов могут быть установлены отдельно (в рамках договора), то учет затрат по выполнению работ по каждому такому проекту может рассматриваться как учет затрат по выполнению работ по отдельному договору.

Застройщики и подрядчики при выполнении договоров на строительство должны обеспечить формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям:

у застройщика:

— незавершенное строительство;

— завершенное строительство;

— авансы, выданные подрядчикам и другим субъектам, занятым в строительстве объектов, в соответствии с договорами на строительство;

— финансовый результат деятельности;

у подрядчика:

— затраты по выполнению подрядных работ по объектам учета в отчетном периоде и с начала выполнения договора на строительство;

— незавершенное производство в разрезе объектов учета, в том числе по оплаченным или принятым к оплате работам, выполненным привлеченными организациями по договору на строительство;

— доходы, полученные от заказчиков за сданные им объекты, по договору на строительство;

— финансовый результат по работам, выполненным по договору на строительство;

— авансы, полученные от застройщиков в счет выполняемых работ.

Что в соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:

— в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах;

— после завершения всех работ на объекте строительства.

В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости.

Пример

ООО «Жилстрой» является застройщиком. Учет затрат, связанных с возведением объектов, в этом случае будет вестись по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

Дебет счета 08, субсчет «Строительство объектов основных средств»

Кредит счета 10, 23, 26, и т.д.

При этом, до тех пор, пока здание не будут введено в эксплуатацию, расходы будут учитываться в составе незавершенного строительства.

После завершения строительства ООО «Жилстрой» стоимость объекта спишет проводкой:

Дебет счета 01 Кредит счета 08, субсчет «Строительство объектов основных средств».

Что касается бухгалтерского учета, то согласно ПБУ 2/2008 затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, прочие капитальные затраты, затраты, не увеличивающие стоимость основных средств), вводом в эксплуатацию или сдачей инвестору.

В состав затрат по строительству объектов у застройщика включаются также ожидаемые расходы (обязательства), связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору.

Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.

При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.

По завершении строительства объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе объекта строительства элемента, становящегося в процессе эксплуатации отдельной единицей основных средств или малоценных предметов.

С учетом этого, все расходы, понесенные застройщиком по строительству объекта, включая расходы на содержание технического застройщика, как расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. В целях налогообложения прибыли расходом, связанным с эксплуатацией амортизируемого имущества, признается амортизация, исчисленная в соответствии с положениями статей 256-259 НК РФ.

Однако случается и так, что организация-застройщик сталкивается с необходимостью слияния земельных участков, на которых ведется строительство, что влечет за собой уплату пошлины. Вправе ли в этом случае организация-застройщик учесть при исчислении налога на прибыль сумму госпошлины, уплаченной за слияние земельных участков, на которых ведется строительство, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией?

Итак, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 333.16 НК РФ государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Таким образом, государственная пошлина, взимаемая с организации при ее обращении за совершением в отношении этой организации юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, может учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе строительства объектов недвижимости.

Вследствие этого для указанных налогоплательщиков применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный главой 25 НК РФ.

Поскольку заказчик-застройщик осуществляет поэтапный ввод объекта строительства в эксплуатацию, то каждая сдача очередного этапа строительства должна быть оформлена соответствующим образом в порядке, установленном законодательством. Кроме того, осуществление заказчиком поэтапных расчетов за выполненные работы по строительству объектов жилья должно быть зафиксировано в учетной политике для целей налогообложения прибыли организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Соответственно, согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Таким образом, если инвестиционным договором предусмотрена поэтапная сдача объектов строительства, то заказчик определяет в целях налогообложения прибыли доходы и расходы по законченному этапу в том отчетном периоде, в котором подписано разрешение (решение) администрации города о вводе в эксплуатацию части объекта строительства. Заказчик-застройщик исчисляет налог на прибыль организаций по каждому сданному в эксплуатацию объекту строительства (Письмо Минфина России от 20 августа 2007 г. N 03-03-06/1/578).

Отметим, что финансовый результат у застройщика по деятельности, связанной со строительством, образуется как разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным в сметах на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическими затратами по его содержанию.

В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости его строительства в состав финансового результата включается также разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учетом затрат по содержанию застройщика.

Что касается учета затрат у подрядчика, то они складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т.е. с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

Затраты формируются по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т.е. окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику.

Подрядчик может до сдачи заказчику объекта строительства в целом учитывать в составе незавершенного производства по договорной стоимости затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата.

Расходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов.

Данные расходы могут учитываться подрядчиком так же, как затраты того отчетного периода, в котором они произведены.

Затраты подрядчика, производимые в процессе строительства, включают ожидаемые неизбежные издержки в тех случаях, когда они в согласованных с застройщиком размерах включаются в договорную стоимость строительства объекта. В затраты подрядчика могут также включаться расходы по образованию резервов на покрытие предвидимых расходов и потерь, связанных с организацией и производством подрядных работ, возникающие как на стадии производства работ, так и после их завершения и сдачи застройщику.

Неизбежные издержки и резервы на покрытие предвидимых расходов и потерь создаются в тех случаях, когда расходы, связанные с этим, могут быть достоверно оценены.

Отметим, что подрядчик может применять два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода.

Доход может определяться по отдельным выполненным работам и по объекту строительства.

При определении дохода по мере выполнения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам может применяться метод «Доход по стоимости работ по мере их готовности».

В случае определения дохода после завершения всех работ на объекте строительства применяется метод «Доход по стоимости объекта строительства».

При применении метода «Доход по стоимости работ по мере их готовности» финансовый результат у подрядчика выявляется за определенный отчетный период времени после полного завершения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам, предусмотренным проектом, как разница между объемом выполненных работ и приходящихся на них затрат.

Объем выполненных работ определяется в установленном порядке исходя из их договорной стоимости и применяемых методов ее расчета.

Сразу уточним, что договорная стоимость объекта строительства определяется в договоре на строительство и может рассчитываться:

а) на основе стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом (твердая цена), с учетом оговорок в договоре на строительство, касающихся порядка их изменения;

б) на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме принимаемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная договором на строительство прибыль подрядчика (открытая цена).

Затраты, приходящиеся на выполненные работы, определяются прямым методом и (или) расчетным путем.

Применение указанного метода расчета финансового результата допускается в случаях, если объем выполненных работ и затраты, приходящиеся на них, могут быть в достаточной степени оценены. Затраты по производству данных работ учитываются у подрядчика нарастающим итогом как незавершенное производство, а промежуточная оплата этих работ — как авансы, полученные до полного завершения работ по договору на объекте строительства.

Использование метода «Доход по стоимости объекта строительства» предусматривает определение финансового результата у подрядчика при полном завершении работ по договору на строительство как разницу между договорной стоимостью законченного строительством объекта и затратами по его производству. При этом затраты по производству работ в учете накапливаются и участвуют в процессе определения финансового результата у подрядчика только после полного завершения работ на объекте строительства.

Выбор метода определения финансового результата производится подрядчиком в зависимости от степени надежности оценки стоимости выполненных работ и затрат, приходящихся на них по объекту строительства.

Подрядчик может использовать при определении финансового результата от реализации подрядных работ одновременно два указанных метода при учете работ, выполняемых по различным договорам на строительство.

Пример

ООО «Шанс» выступает в качестве организации-подрядчика. Учет затрат в этом случае будет вестись на счете 20 «Основное производство» по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. При этом на аналитических счетах будут отражаться прямые затраты, связанные непосредственно с выполнением договора, и вариант списания расходов может быть следующим:

Дебет счета 20 Кредит счета 97 — списаны расходы будущих периодов (согласно пункту 12 ПБУ 2/2008, который гласит, что расходы подрядчика, связанные с получением (заключением) договоров на строительство, которые могут быть отдельно выделены, и существует уверенность в том, что договор будет заключен, могут относиться к данному договору и до его заключения учитываться как расходы будущих периодов).

Согласно разъяснениям, данным Минфином России в Письме от 7 мая 2007 г. N 03-03-06/1/261, в соответствии с пунктом 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы (подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Таким образом, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта не учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов организации.

При этом, по мнению чиновников, доходов в виде стоимости полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации недостроенного объекта основных средств не возникает.

В случае реализации материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации недостроенного объекта основных средств, полученная выручка будет являться доходом от реализации, который подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

Как учесть расходы на строительство, если субподрядчик работает на УСН, а подрядчик — на ОСН

Подрядчик на общей системе налогообложения не может принять к вычету НДС по строительным работам, принятым от субподрядчика на упрощенной системе, поскольку субподрядчик в данном случае не выставляет счет-фактуру. При этом подрядчик должен начислить НДС со общей стоимости всех работ, переданных заказчику. Оформление счета-фактуры и принятия к учету НДС будет происходит по представленной ниже схеме:

  1. Субподрядчик завершает какой-либо оговоренный в соглашении этап работ без выставления счета-фактуры, подрядчик принимает работу.
  2. Подрядчик знакомится со стоимостью работ и включает ее в расходы по счету 20 «Основное производство».
  3. По окончании всех требуемых работ подрядчик выписывает счет-фактуру, сдает работу заказчику и отражает НДС в налоговой декларации — сумма перечисляется в бюджет.
  4. Заказчик стоимость всех строительных работ отражает на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Выделенная сумма НДС относится к сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям». Если заказчик является плательщиком НДС, он имеет право на оформление вычета по данному виду налога.

Бухгалтер заказчика отразит операции следующим образом:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Отражена стоимость строительных работ 08-3

60

Отражен НДС по сданным работам

19 60
Оплачены сданные работы 60

51

Введен в эксплуатацию объект

1 08-3
Предъявлен к вычету НДС 68-1

19

У подрядчика бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Оприходованы материалы, принятые от поставщика 10-8

60

Отражен НДС по материалам

19 60
Оплачены материалы 60

51

Предъявлен к вычету НДС по материалам

68-1 19
Списаны израсходованные во время строительства материалы 20

10-8

Отражена стоимость работ, сданных субподрядчиком

20 60
Отражены иные расходы, возникшие в ходе выполнения работ 20

-02-, 69, 70

Оплачены работы субподрядчика

60 51
Отражена выручка для заказчика 62

90-1

Начислен НДС (выручка учтена «по отгрузке»)

90-3 68-1
Списана стоимость работ 90-2

20

Отражена прибыль от выполнения работ

90-9

99

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как учесть расходы на строительство, если подрядчик применяет УСН, а субподрядчик — ОСН

В ситуации, когда подрядчик осуществляет деятельность на упрощенной системе, ему не придется начислять НДС со стоимости законченных работ и выставлять счет-фактуру заказчику (поскольку подрядчик не признается плательщиком НДС). Если компания, которая совершила переход на «упрощенку», выписывает счет-фактуру заказчику и выделяет налог на добавленную стоимость, необходимо направить налоговую декларацию за текущий период и перечислить налог в бюджет. НДС по материалам, израсходованным в ходе строительства, нельзя предъявить к вычету, поскольку это товары/работы производственного назначения. НДС будет включен в стоимость приобретенных товаров/работ. Стороны договора действуют по следующей схеме:

  1. Субподрядчик выписывает счет фактуру на стоимость завершенных строительных работ и выделяет НДС.
  2. Субподрядчик регистрирует документ в Книге продаж, составляет налоговую декларацию с указанием суммы НДС и перечисляет налог в бюджет.
  3. Подрядчик включает общую стоимость работ (включая НДС) в состав расходов. Бухгалтер отражает их на сч. 20.
  4. Подрядчик сдает все работы заказчику, не выписывая счет-фактуру, и предъявляет акт сдачи-приемки работ.
  5. Заказчик включает стоимость принятых им работ по объекту в расходы на создание внеоборотного актива. Бухгалтер отражает операцию на сч. 08.

Бухгалтер заказчика отразит операции следующим образом:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Отражена стоимость строительства 08-3

60

Оплачены работы

60 51
Объект введен в эксплуатацию -01-

08-3

Бухгалтер субподрядчика отразит следующие бухгалтерские проводки:

Операция

ДЕБЕТ КРЕДИТ
Оприходованы материалы 10-8

60

Отражен НДС по материалам

19 60
Оплачены материалы 60

51

НДС предъявлен к вычету

68-1 19
Списаны израсходованные материалы 20

10-8

Отражены иные затраты по строительству

20 02 (69, 70)
Отражена выручка от работ 62

90-1

Начислен НДС (выручка определена «по отгрузке»)

90-3 68-1
Списана стоимость работ 90-2

20

Отражена прибыль от работ

90-9

99

Читайте также статью ⇒ «Отчет о расходе материалов в строительстве (М-29)».

Экспертное мнение к вопросу о том, как учесть расходы на строительство объектов основных средств при применении УСНО

Согласно тексту Письма МНС РФ от 07.05.2004 № 22-1-14/853, список расходов, которые разрешается учитывать для уменьшения налогооблагаемой базы по единому налогу (именно этот налог должен уплачиваться в случае с применением УСНО), определен положениями п. 1 ст. 346.16 Налогового Кодекса РФ. Ознакомившись с текстом данной статьи, налогоплательщики не находят в перечне учитываемых расходов затраты на постройку объектов ОС и покупку/достройку объектов незавершенного строительства. А это означает, что налогооблагаемая база не может быть снижена на затраты по строительству объектов ОС или по завершению ОНС, если предприятие применяет УСН «Доходы минус расходы».

Важно! Приобретение объекта ОС — это его покупка на основании договора купли-продажи. Соответственно, строительство ОС нельзя рассматривать как приобретение, т.е. учитывать подобные затраты при расчете налоговой базы нельзя.

Позиция сотрудников Федеральной налоговой службы поддерживается большинством ведомств, поскольку в п. 8 ПБУ 6/01 и в п. 1 ст. 257 НК РФ говорится о том, что «сооружение объекта ОС» и «приобретение объекта ОС» — это разные понятия. Получается, что и расходы по первому и второму пункту не могут быть приравнены.

Но имеет место быть и другое мнение. Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ, предприятие становится владельцем имущества после его приобретения, и тем самым увеличиваются активы фирмы. Но право владения может появится у компании не только после покупки объекта ОС, но после получения его в дар или создания нового объекта. Соответственно, расходы на приобретение прав на объект можно признать расходами. Если компания на УСНО решит ориентироваться на данную позицию, следует быть готовыми к судебным разбирательствам, поскольку подобное мнение не популярно и вызывает претензии налоговых органов.

Читайте также статью ⇒ «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками — счет 60».

Ответы на распространенные вопросы о том, как учесть расходы на строительство при применении УСН

Вопрос №1: Предприятие на упрощенной системе в течение года не получало доходов и занималось строительством цеха. Как учесть расходы на строительство при УСН «Доходы минус расходы», когда это сделать?

Ответ: Цех является основным средством. Принимать во внимание отдельные составляющие затрат наподобие оплаты труда подрядчика, зарплаты, материальных расходов не требуется, поскольку они будут формировать первоначальную стоимость достроенного цеха. Когда произойдет последнее событие (будет оплачена стоимость цеха, здание цеха будет введено в эксплуатацию, будут поданы бумаги на проведение госрегистрации прав владения сооружением), можно признавать расходы. Для этого стоимость цеха включается в затраты в течение года равными долями в последний день отчетного периода по упрощенной системе.

Вопрос №2: Нужно ли учитывать расходы по уплате «входного» НДС при составлении сметы предприятием на УСН, строящим офисное помещение?

Ответ: Да, затраты по уплате «входного» НДС должны быть учтены при составлении сметы, поскольку «входной» НДС невозможно предъявить к вычету.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Организация службы заказчика и определение затрат на ее функционирование

Главная|Статьи|Организация службы заказчика и определение затрат на ее функционирование Версия для печати

Одним из субъектов инвестиционной деятельности является заказчик, который в соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.99 No39-ФЗ) может быть физическим или юридическим лицом и по договору с инвестором или государственным заказчиком осуществляет реализацию инвестиционного проекта.
Нормативная численность аппарата заказчика
Вопросы правильного расчета затрат на осуществление функций заказчика, порядок их утверждения и оплаты казначейством выполняемых службой заказчика услуг при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета являются актуальными для проектных организаций, инвесторов, заказчиков и органов государственного надзора и контроля за строительством. Выполнение всеми участниками инвестиционной деятельности изложенных в статье рекомендаций Госстроя России позволит повысить эффективность использования выделяемых инвестиций и сократить расходы при реализации государственных инвестиционных программ.
Заказчиком может быть юридическое лицо любой организационной и правовой формы, в том числе бюджетное учреждение (организация), зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, или структурное подразделение инвестора (дирекция строящегося предприятия, управление или отдел капитального строительства, группа технического надзора действующего предприятия и т. д.), наделенное инвестором необходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций.
По состоянию на 19.01.05 при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета по вопросам функционирования службы заказчика следует руководствоваться следующими правовыми и нормативными документами.
Основные функции, задачи, права и ответственность службы заказчика при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации определены в Положении о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации, утвержденном постановлением Госстроя России от 08.06.01 No 58. С выходом данного Положения признано не действующим на территории Российской Федерации Положение о заказчикезастройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 No 16.
Порядок финансирования деятельности службы заказчика, предельная численность аппарата, предельные размеры затрат на выполнение предусмотренных договором с инвестором функций приведены в Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (письмо Минстроя России от 13.12.95 No ВБ-29/12-347), в Методическом пособии по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика (МДС 11-15.2001).
Действующими нормативными документами не устанавливаются ограничения по организации службы заказчика при строительстве жилья или проведении технического перевооружения, реконструкции, расширении действующего производства, проведении капитального ремонта. Вместе с тем Госстрой России считает целесообразным организацию службы заказчика при годовом объеме финансирования строительства объекта в текущем уровне цен не менее 50 млн рублей. При меньших размерах инвестиций следует на договорных началах возложить осуществление функций заказчика (технического надзора) действующей в данном населенном пункте (регионе) службе заказчика с расходованием на эти цели до 1,1% от объема выполненных строительно-монтажных работ (приложение No2 к постановлению Госстроя России от 13.02.03 No 17).
Предельная численность аппарата службы заказчика установлена в приложении No 1 постановления Госстроя России от 13.02.03 No 17 в зависимости от годового объема инвестиций в ценах на 01.01.01.
При определении нормативной численности аппарата заказчика объемы капитальных вложений следует приводить к первому территориальному району в соответствии с Общими положениями по применению сметных норм и расценок на строительные работы (СНиП 4.02-91, СниП 4.05-91.).
Инвестиции, передаваемые для реализации другим юридическим или физическим лицам, при расчете численности аппарата заказчика не учитываются.
Таблица 1. Нормативы численности аппарата службы заказчиказастройщика в зависимости от годового объема капитальных вложений

При большой территориальной разбросанности строящихся в сельской местности объектов численность аппарата может быть увеличена сверх установленного норматива путем использования повышающего коэффициента для сельской местности 1,5.
В расчетную численность аппарата не включается обслуживающий персонал, в том числе водители служебного автотранспорта, уборщицы, сторожевая охрана, работники складского хозяйства и т. д. Затраты на содержание данных категорий работников не учитываются в предельном лимите численности аппарата, и расходы по их содержанию относятся на соответствующие статьи материальных затрат.
В соответствии с установленным порядком инвестор самостоятельно определяет необходимость реализации инвестиционного проекта, его экономическую эффективность, сроки строительства, место расположения объекта и другие параметры (площадь застройки, этажность, технологию получаемого продукта и т. д.).
При разработке проектно-сметной документации проектная организация включает планируемые расходы на выполнение функций заказчика в главу 10 сводного сметного расчета в размерах, определяемых нормативными документами Госстроя России.
На стадии подготовки инвестиционного проекта деятельность службы заказчика финансируется за счет основной деятельности инвестора, а при реализации конкретного инвестиционного проекта – за счет сметы стройки. Не допускается финансирование службы заказчика при реализации конкретного инвестиционного проекта сразу из нескольких источников, то есть за счет сметы стройки и основной деятельности инвестора.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.01 No 128-ФЗ и Положением о лицензировании строительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.03.96 No 351 и Перечнем работ, составляющих виды строительной деятельности, утвержденным приказом Минстроя России от 05.09.96 No 17-119, для выполнения функций заказчика необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности и соответствующую запись в уставе (положении) юридического лица, утвержденном в установленном порядке.
Таблица 2. Нормативы затрат на содержание службы заказчиказастройщика, технического надзора, управлений (отделов) капитального строительства, дирекций по реализации целевых программ и строящихся предприятий, осуществляющих строительство с использованием средств федерального бюджета на 2003-2004 гг.

Договор между инвестором и службой заказчика
Процесс реализации конкретного инвестиционного проекта начинается с заключения договора (контракта) между инвестором (государственным заказчиком) и службой заказчика. Договор является основным правовым документом во взаимоотношениях между ними и определяет права, обязанности и ответственность службы заказчика перед инвестором за целевое обоснованное использование финансовых, материальных и иных ресурсов и имущества инвестора и установленные сторонами сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
Указанным договором стороны устанавливают размер вознаграждения службе заказчика за выполнение возложенных на него обязанностей, и инвестором утверждается смета расходов. При строительстве объектов за счет средств федерального бюджета или внебюджетных фондов предельный размер затрат на выполнение функций заказчика и численность аппарата не должны превышать нормативов, устанавливаемых нормативными документами Госстроя России. В настоящее время данные нормативы установлены приложением 2 к постановлению от 13.02.03 No 17 в зависимости от годового объема инвестиций количества строящихся объектов и их территориальной разбросанности.
В данных нормативах не учтены затраты, связанные с осуществлением заготовительноскладской деятельности, приобретением жилья для переселенцев, беженцев, военнослужащих, проведением аукционов по продаже объектов незавершенного строительства, консервацией и реставрацией объектов и других работ, затраты по которым регламентируются иными нормативными документами, а при их отсутствии на основании расчетов затрат.
В отдельных случаях, когда установленный Госстроем России норматив не обеспечивает выполнения в полном объеме всех предусмотренных договором с инвестором функций и задач, допускается составление индивидуального сметного расчета и применение его по согласованию с инвестором, а при строительстве объектов за счет средств федерального бюджета – с Госстроем России.
_______________________
При реализации коммерческих проектов численность аппарата и стоимость услуг определяются сторонами при заключении договора.
В случае, когда имеет место несколько различных источников финансирования объектов или строительство конкретного объекта финансируется из нескольких источников (инвесторов), смета расходов утверждается (согласовывается) с каждым инвестором с соблюдением пропорций расходования средств в соответствии с долей финансирования каждого инвестора данного объекта.
Для определения размера затрат на функционирование службы заказчика составляется смета расходов указанной службы на строительство конкретного объекта, а в случае строительства нескольких объектов составляется смета на строительство всех предусмотренных договором объектов, как правило, на календарный год и утверждается инвестором (инвесторами).
Основные положения по расчету затрат на выполнение функций заказчика изложены в письме Госстроя России от 07.04.94 NoВБ-12-64 и в Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика, рекомендованного к применению письмом Минстроя России от 13.12.95 NoВБ-29/12-347.
Смета расходов службы заказчика
Как правило, инвестор утверждает смету расходов не только в виде конкретной суммы, но и в процентах от планируемых к освоению инвестиций, так как оплата сметы расходов службы заказчика производится только после оплаты инвестором (службой заказчика) выполненных строительно-монтажных работ подрядной организацией в размере (%), определенных договором между инвестором и службой заказчика.
В смету расходов службы заказчика включается налог на добавленную стоимость (письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 22.04.02 No 03-1-09/1130/15-П581). В указанный в постановлении Госстроя России норматив затрат не включена оплата ряда работ, как правило, выполняемых службой заказчика, но включаемых не в 10-ю, а иные главы сводного сметного расчета. К таким расходам относятся заготовительно-складские расходы, в случае поставки заказчиком для строительства материалов, подготовка и проведение подрядных торгов при поиске подрядной организации, а также поставщиков оборудования и основных строительных материалов, подбор проектно-изыскательных организаций, выбор страховой компании, расчет индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ для каждого конкретного объекта, таможенное оформление грузов, проведение переоценки незавершенного строительства и т. д.
Дополнительные работы, выполняемые службой заказчика в соответствии с поручением инвестора и предусмотренные договором между ними, оплачиваются инвестором дополнительно сверх норматива, устанавливаемого Госстроем России, на основании действующих нормативных документов по расходованию средств на данный вид работы, а при отсутствии таких документов – на основании соответствующих расчетов. На указанные виды расходов согласования с Госстроем России не требуется. При этом указанные расходы должны быть учтены в сводном сметном отчете.
Расходы по содержанию заказчиков осуществляются за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в балансовую стоимость введенных в эксплуатацию объектов.
Учет расходов на функционирование заказчиков-застройщиков ведется постатейно в журнале-ордере No 10-с на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В дальнейшем общая сумма затрат относится на счет 08 «Капитальные вложения» (см. табл. 3.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВОВЫХ
И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 No 39-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 11.10.01 No 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» и Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.97 No 1636.
Письмо Минтруда России от 12.04.93 No 670-РБ.
Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (письмо Минстроя России от 13.12.95 No ВБ-29/12-347).
Перечень работ, составляющих виды строительной деятельности (приказ Минстроя России от 25.03.96 No 35).
Письмо Минстроя России от 19.02.97 No ВБ-29/12-61.
Письмо Минстроя России от 02.07.97 No ВБ-20-168/12.
Письмо Министерства РФ по налогам и сборам «О налоге на добавленную стоимость» от 22.04.02 No 03-1-09/1130/15-П581.
Постановление Госстроя России от 13.02.03 No 17.
Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Госстроя России от 08.06.01 No 58).
Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации.
Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика МДС 11-15.01.
Письмо Госстроя России от 08.06.01 No НЗ-3082/10.
Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика.
Письмо Министерства финансов РФ «О передаче части функций государственного заказчика заказчику-застройщику».
Письмо Министерства юстиции РФ No 07/5004-ЮД No 33 от 28.05.02 «О государственной регистрации постановления Госстроя России от 21.03.01 No 33».
Таблица 3. Примерный порядок составления сметы расходов службы заказчика
Владимир МАКЛАКОВ
заместитель генерального директора по научной работе ООО «Центр экономики и ценообразования в строительстве»

«Строительная инженерия» №2, Февраль, 2005

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *