Расчет экологического налога

Можно ли рассчитать экологический налог при отсутствии разрешения на выбросы

Предприятие не имеет инвентаризации и разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Как, в таком случае рассчитать экологический налог за выбросы от котла?

Во-первых, в соответствии со статьей 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только после получения разрешения на выбросы.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — разрешение) — это официальный документ, который дает право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам — предпринимателям (далее — субъект хозяйствования) эксплуатировать объекты, от которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси (постановление Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 № 302).

Таким образом, при отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатировать стационарный источник выбросов запрещено. Поэтому рекомендуем все же провести инвентаризацию выбросов стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать документы, в которых обосновываются объемы выбросов и получить соответствующее разрешение.

Например, при сжигании угля в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества и парниковые газы: вещества в виде взвешенных твердых частиц, оксиды серы, оксиды азота, двуокись углерода, метан и другие. Определение валовых выбросов осуществляется через показатели эмиссии. Показатель эмиссии характеризует массовое количество загрязняющего вещества, выбрасываемого установкой сжигания в атмосферу вместе с дымовыми газами, отнесенную к единице энергии, выделяющейся при сгорании топлива. Существуют два показателя эмиссии — обобщенный и специфический.

Обобщенный показатель эмиссии загрязняющего вещества является средней удельной величиной выброса для определенной категории установок сжигания, определенной технологии сжигания топлива, определенного вида топлива с учетом мероприятий по снижению выброса загрязняющего вещества. Он не учитывает особенностей химического состава топлива.

Специфический показатель эмиссии является удельной величиной выброса, которая определяется для конкретной установки сжигания с учетом индивидуальных характеристик топлива, конкретных характеристик процесса сжигания, мероприятий по снижению выброса загрязняющего вещества.

Для расчета применяется «Сборник показателей эмиссии (удельных выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух различными производствами», Донецк, 2004, том I, (стр. 5-45).

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух взимается на основании Налогового кодекса Украины (НКУ).

Согласно с п. 249.2 кодекса, сумма налога определяется по каждому виду загрязняющего вещества на основании определенных объемов выбросов и ставок налога.

Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ утверждены в статье 243 НКУ (пункты 243.1 — 243.4):

— п. 243.1. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

— п. 243.2. Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 и на которые установлен класс опасности;

— п. 243.3. Для загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в пункт 243.1 этой статьи и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов;

243.4. Ставка налога за выбросы двуокиси углерода.

В соответствии с подпунктом 249.3 НКУ суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, исчисляются плательщиками налога самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога по формуле, приведенной в этом пункте.

Форма Налоговой декларации экологического налога утверждена приказом Министерства финансов Украины от 17.08.2015 № 715. В приложении 7 к налоговой декларации экологического налога приведены Кодификатор загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, который применяется для ее составления.

Важно

Учитывая изложенное, для обоснованного применения ставок налога за выбросы загрязняющих веществ при определении размера налоговых обязательств при эксплуатации объектов, из которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, налогоплательщикам необходимо использовать соответствующие документы, в частности разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому осуществляется идентификация видов загрязняющих веществ, определяется их класс опасности, а также величина ОБР таких веществ.

Обратившись в коммунальное предприятие «Региональный центр природных ресурсов и экологии» Вы получите необходимые консультации и надежного партнера в подготовке документов и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Наш профессионализм, ответственность и надежность в работе с партнерами — гарант Вашей безопасности в экологической деятельности предприятия и его экономических выгодах.

Чтобы получить полный ответ на вопросы и поддержку в виде индивидуальной бесплатной консультации заполните, пожалуйста, форму обратной связи http://rcpre.kharkiv.ua/ru/ekologicheskaya-dokumentatsiya

Будем благодарны за доверие и предоставляем доступ к текущей информации при выполнении взятых на себя обязательств.

Общие правила уплаты экологического сбора

Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Перечень товаров и других предметов, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств в России, указывается в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 за номером 1886-р.

Расчётные коэффициенты по каждому виду товара и упаковки помогут разобраться в том, должен ли тот или иной предприниматель платить налог.

Со ставками можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 N 284.

Потому важно запомнить несколько правил.

  1. Если фирма производит товары, указанные в перечне, то она и утилизировать их может самостоятельно.
  2. А можно воспользоваться услугами сторонней организации.
  3. Но экологический налог в 2016 году придётся заплатить, если не было утилизировано нормативное количество отходов.

Предполагается, что импортёры и производители сами будут отчитываться по вопросам выполнения нормативов, либо отклонения от них. Но пока нет единой формы, с помощью которой это можно было бы сделать.

back to menu

Сроки и отчётность

Согласно действующему законодательству, экологический налог в 2016 году перечисляется до 20 числа месяца, который следует за отчётным периодом. А сам отчётный период – это календарный квартал.

Как уже сказано выше, все расчёты вместе со ставками организация проводит самостоятельно, в зависимости от объёма загрязнений, возникающих по причине осуществления деятельности. Декларация расчёта по подобным платежам состоит из нескольких частей:

  1. Начинается с титульного листа, согласно кодексу по налогам.
  2. Далее идёт общая сумма, которую нужно перечислить в бюджет.
  3. Потом Раздел 1. Он посвящён выбросу вредных веществ в атмосферу стационарными объектами.
  4. Раздел 2. То же самое, только по объектам передвижным.
  5. Раздел 3. С информацией по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты.
  6. Раздел 4. Посвящён размещению отходов от производства и потребления.

В расчёт уплаты со ставками надо включить только те разделы, которые действительно необходимы организации. В зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду она оказывает. Например, не нужно прикладывать и заполнять 1-й раздел, если отсутствуют стационарные объекты, которые выбрасывают вредные вещества в окружающую среду.

Есть несколько способов для предоставления декларации вместе со ставками:

  • В электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи, или же на магнитных носителях.
  • На бумажных носителях. Заказным письмом с уведомлением, или через представителя организации.

В электронном виде декларации и расчёты должны иметь формат XML, как говорит налоговый Кодекс РФ.

В электронном виде декларацию можно не представлять, если плата составляет менее 50 тысяч рублей. В противном случае это требование обязательно для выполнения.

back to menu

О платежах за загрязнение воздуха автомобилями

Раздел 2 в отчётности заполняют те организации, у которых есть передвижные источники загрязнения. Не важно, находятся ли они в собственности, или были арендованы.

Для транспортных средств отдельно не устанавливают предельный уровень выбросов в атмосферу. Зато есть технические нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

При проведении техосмотра специалисты проверяют, насколько то или иное транспортное средство соответствует указанным требованиям.

Запрещается эксплуатировать транспорт, если он выделяет количество вредных веществ больше, чем указано в действующих нормативах. Или запрет накладывается до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

Масса выброса загрязняющих веществ не определяет нормативы по плате. Здесь определяющим фактором выступает разновидность используемого топлива, его вид.

Нормативы нужно умножать на количество топлива, которое было фактически израсходовано. Первичные бухгалтерские документы по учёту помогут точно рассчитать, сколько топлива ушло в том или ином случае. В объёмных единицах топливо учитывается у тех, кто ведёт путевые листы.

Но за тонну топлива отдельно устанавливаются базовые нормативы платы. Литры переводятся в тонны для тех, кто заинтересован в точных расчётах. Для этого объём материала умножаем на плотность.

back to menu

Предупреждения руководителям и бухгалтеру

Если на предприятии образуются отходы 1-4 классов опасности, то паспорта необходимо иметь на каждый из них. Это касается и несортированного мусора, относящегося к бытовым помещениям. Иначе организации грозит штраф за то, что она не выполняет экологические требования. Размер штрафа доходит до 100 тысяч рублей.

Материальные расходы в пределах утверждённых лимитов – вот в какой раздел включают экологические платежи, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль. Но при расчёте налога не должны учитываться выбросы, которые выходят за пределы норматива.

Для единого налога на УСНО действуют аналогичные правила. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду способны уменьшить налоговую базу.

Можно сказать, что экологические платежи – это такие же обычные налоговые сборы, требующие отражения в отчётности.

Но при расчётах налогов их включают лишь в том случае, если они уплачены за предельно допустимые сбросы и лимиты.

Всё остальное – это прочие расходы, которые просто не учитываются для налогообложения. Контролирующие органы могут запросить информацию по отходам, если на предприятии эксплуатируется транспорт, но плата за него не вносится.

При отсутствии реакции на запрос возникает опасность серьёзного штрафа.

Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет

Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).

Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто платит экологический налог

Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение – лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.

Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.

Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:

  • Вредные выбросы в воздух;
  • Загрязняющие сбросы в воду;
  • Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.

Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.

Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.

Сроки перечисления экологического платежа

Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

  1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
  2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

Указанные правила действуют с 1 янв. 2016г.

За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

Пример расчета платежа в 2016 г.

Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.

Особенности расчета сбора за НВСО

Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

  • Допустимые нормативы;
  • Временно разрешенные нормативы;
  • Лимиты и их превышение.

В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).

От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

КБК для уплаты сбора в 2016 г

При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

Тип платежа КБК
Вредные выбросы в атмосферу, совершенные стационарными объектами 04811201010016000120
Загрязняющие сбросы в воду 04811201030016000120
Размещение отходов 04811201040016000120

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *