Проверка в налоговой

Период налоговой проверки ограничен 5 годами

(Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376)

Комментируемый Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376) ограничил проверяемый период проверки соблюдения налогового законодательства (п. 16 Указа № 510*, в редакции Указа № 376).

* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Такая проверка с даты вступления в силу Указа № 376 будет проводиться за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами.

Это, несомненно, положительный шаг государства в урегулировании проблемы, который заслуживает особого внимания.

Ограничивая проверяемый период при проведении проверок соблюдения норм налогового законодательства, государство учитывает, что законодательство, регламентирующее порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, и налоговое в частности, неоднократно менялось существенным образом. По мнению автора, проверка деятельности субъектов сегодня за период более 10 лет (иногда более 20 лет) с учетом неоднократно обновленного состава работников контролирующих (надзорных) органов и при сроках проверки 30 дней не может быть проведена с правильным применением норм и положений законодательства, действовавшего более 10, 15, а иногда и 20 лет назад.

Справочно: в Российской Федерации проверяемый период составляет до 3 лет (ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанная статья действует с 2007 г. Ее принятие не оказало негативного воздействия на экономику РФ как в части собираемости налогов, так и в части пресечения правонарушений в налоговой сфере.

Кроме того, в современных условиях перехода к применению в контрольной деятельности информационно-цифровых технологий, цель которых – обеспечение контрольной функции государства в режиме постоянного контакта с основными данными, отражающими характер и результаты деятельности субъектов хозяйствования как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, проверки более чем за 5 лет становятся экономически нецелесообразными и неэффективными.

Целесообразность принятого подхода заключается и в том, что при установлении нарушений за 5 лет у проверенного субъекта есть шанс не стать банкротом и рассчитаться с государством по долгам. А вот проверка за 10 и более лет деятельности ставит субъекта хозяйствования на грань банкротства, поскольку только исчисленные за несвоевременную уплату налогов пени могут стать неподъемными для субъекта хозяйствования.

Справочно: ограничение, установленное для проверок соблюдения налогового законодательства, не действует в случаях:

– проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

– проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

– проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;

– осуществления надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»;

– обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

– проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;

– проведения дополнительных проверок.

Главное правило

Сразу отметим, что проверяемый период выездной налоговой проверки иначе также именуют глубиной или давность ревизии. Данный вопрос регулирует п. 4 ст. 89 НК РФ. За последние годы он не претерпел серьезных изменений.

Суть в том, что контролеры при назначении выездных мероприятий могут изучать не более трех лет деятельности компании. Без учета года, в которым принято решение о выездном контроле. Важное уточнение: речь идет именно о календарных годах. То есть, периодах с 1 января по 31 декабря включительно.

ПРИМЕР
В отношении ООО «Гуру» начальник ИФНС в декабре 2016 года принял решение назначить выездные налоговые мероприятия. Какой период охвачен выездной налоговой проверкой? Это значит, что в давность этой ревизии попадают годы с 2013 по 2015-й.

И несмотря на, казалось бы, жесткое правило, в решении о выездной ревизии все равно прописывают, за какой период проводится выездная налоговая проверка. Естественно, он может быть и много меньше трех лет. Далее – показана часть формы решения о ее назначении.

Исключение одно, и касается оно только участников региональных инвестиционных проектов. Вот выдержка из Налогового кодекса:

Также см. «Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством».

Отдельное отношение у закона и, соответственно, проверяющих, к уточненной отчетности. Так, в случае подачи этого документа инспекторы не ограничены правилом трех лет и обязательно «залезут» в период, за который вы уточняете свои отношения с бюджетом. Так что, будьте на чеку.

Текущий период

А как быть с годом, в котором проверка назначена? Попадает ли он под налоговый контроль? Увы, но в Налоговом кодексе про это напрямую не сказано.

По идее, за текущий период проведение выездной налоговой проверки тоже возможно. Однако на практике в этом обычно нет смысла. Сами подумайте: настоящий период инспекторам удобнее и выгоднее мониторить сначала путем изучения сданной вами отчетности в рамках камерального контроля. Ведь, не надо никуда выезжать за пределы инспекции, чтобы «лопатить» немереные горы бумажных документов и электронных массивов, архивов. Кроме того, результат камерального анализа сразу дает понять – есть ли чем поживиться на выездном контроле. Вдобавок, согласно правилу «трех лет», текущий год никуда не убежит. Его можно спокойно проверить и после.

Еще одна причина, по которой инспекторы не уделяют особого внимания году, когда назначена выездная налоговая проверка, кроется в механизме налогообложения. У многих налогов период определения итоговой налоговой базы составляет календарный год. К примеру, на «упрощенке», у налога с прибыли, с имущества. Следовательно, до начала следующего года инспекторам проверять просто-напросто нечего.

ПРИМЕР
В фирму, которая работает на «упрощенке», пришла выездная проверка, которая назначена с 1 августа 2016 года. Контролеры выявили ряд нарушений, связанных с перечислением авансовых платежей по УСН. Однако привлечь к ответственности на неуплату по ст. 122 НК РФ они не могут. Дело в том, что санкция действует только при неуплате налога, а не авансов по нему.

В отношении периода выездной налоговой проверки особняком стоит подоходный налог. Его инспекторы включают в выездную проверку и за период ее назначения. Хотя налоговый период по нему – год, обязанности налогового агента по НДФЛ не связаны с его окончанием. Так, брать налог с зарплаты и отдавать в казну нужно в иные, более короткие сроки. Поэтому, инспекторы могут в настоящем году не только сделать доначисление, но добавить пени, штрафную санкцию.

Кстати, изложенный подход поддерживал ВАС РФ. По этой ссылке можно ознакомиться с логикой высших арбитров: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_c8539525-92fd-4854-adfd-a67feeeb4651

Также см. «Срок уплаты НДФЛ».

Когда назначают

С вопросом, какой период проверяет выездная налоговая проверка, тесно связан другой – о сроке назначения выездных мероприятий.

Момент назначения выездной ревизии отдан на откуп налоговой практике. Обычно это происходит, когда прошли сроки сдачи итоговой отчетности по налогам, которые интересуют ИФНС. Кроме того, инспекторы всегда стараются выездной налоговой проверкой охватить периоды по налогу целиком. То есть, завершенные. Иначе опять же – нечего проверять.

Имейте в виду: старые «налоговые грехи», выходящие за рамки трех лет, которые вдруг обнаружат инспекторы, не должны вести за собой негативных налоговых последствий. Застарелые недочеты и т. п. не могут стать причиной доначислений.

ПРИМЕР
Инспекторы в рамках выездной проверки имели право изучить период с 2014 по 2016 год. В то же время, они нашли у фирмы кредиторскую задолженность, с которой нужно было решить вопрос в налоговом учете еще в 2012 году. При таком исходе, доначисление налога будет незаконным. Фирма может обратиться к вышестоящим налоговикам, в суд и рассчитывать на свою победу.

В этом свете напомним об уточненной отчетности. Инспекторы могут вынудить подать такую декларацию за период ошибки, который выездная проверка уже не охватывает. Следовательно, тем самым они обеспечат себе возможность выйти за давность текущей проверки. Так что, будьте бдительны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

период проверки

Смотреть что такое «период проверки» в других словарях:

  • период проверки — Интервал времени, в течение которого проводится проверка наличия полезного сигнала на входе Тематики… … Справочник технического переводчика

  • испытание; период проверки — Судебная процедура, в ходе которой завещание утверждается и назначается исполнитель (executor) или администратор (administrator), для исполнения воли умершего … Финансово-инвестиционный толковый словарь

  • период — 2.18 период: Продолжительность времени. Источник: ГОСТ ИСО 8601 2001: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представлен … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Проверки налоговые повторные — запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • период измерений — 3.3 период измерений: Интервал времени, в течение которого осуществляют непрерывный сбор данных о вибрации здания. Источник: ГОСТ Р 52892 2007: Вибрация и удар. Вибрация зданий. Измерение вибрации и оценка ее воздействия на конструкцию … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Акт выездной налоговой проверки — в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ — составляется согласно порядку, установленному Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апр. 2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • тест для кольцевой проверки — Тестовая последовательность, используемая при оценке достоверности в режиме кольцевой проверки. Оценка достоверности осуществляется путем сравнения переданной и принятой последовательности и подсчета числа ошибок, обнаруженных за весь период… … Справочник технического переводчика

  • программа аудита (проверки) — 3.9.2 программа аудита (проверки) (en audit; fr audit): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.9.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2001:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

Проверяемый период

Выездной проверкой могут быть охвачены любые периоды за последние три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (ï. 4 ñò. 89 ÍÊ ÐÔ).

Пример

В январе 2009 года налоговики могут проверить правильность расчетов с бюджетом по налогу на прибыль за 2006, 2007 и 2008 годы. Проконтролировать расчеты по этому налогу за 2005 и предыдущие годы они уже не вправе.

Обратите внимание: повторно выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период проводиться не могут (ï. 5 ñò. 89 НК РФ). По закону повторной считается только проверка, которая проводится по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). А это значит, что налоговая инспекция вправе провести две выездные проверки в году, но по разным налогам или разным периодам деятельности фирмы. Такие ревизии повторными не будут.

Запрет на повторные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период не распространяется на три случая. Повторная выездная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

если она вызвана ликвидацией или реорганизацией фирмы;

если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;

если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Проверка с использованием сервисов налоговых органов

Ключевой из сервисов Федеральной налоговой службы (ФНС) — Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По адресу https://egrul.nalog.ru можно мгновенно получить актуальную выписку в pdf-формате. Выписка включает в себя сведения о наименовании и дате регистрации, уставном капитале общества, ФИО директора или наименование управляющей компании, номера и даты выдачи лицензий, коды ОКВЭД, а также сведения ликвидации или банкротстве. Второй по важности ресурс — это реестр сообщений о ликвидации, реорганизации и иных обязательных сообщений, публикуемых вестником государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/. К его недостаткам относится то, что организация может несвоевременно направить документы для публикации, однако контрагенту не удастся завершить реорганизацию или ликвидацию до истечения установленных законом сроков после публикации сообщения. Аналогичный, но более узкий функционал представлен в едином федеральном реестре сведений о банкротстве — http://bankrot.fedresurs.ru/ — в нем отражены сведения только о банкротстве.

Сомнительных контрагентов обязательно следует проверить по реестру организаций, в отношении которых принято решение об исключении их из ЕГРЮЛ в связи с неосуществлением деятельности — http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/.

Реестр сведений о заблокированных счетах https://service.nalog.ru/bi.do, как правило, не применяется для проверки контрагентов, но информация о наличии заблокированных счетов может послужить поводом для более осмотрительной работы с компанией до устранения причин блокировки. Если контрагент — заказчик, покупатель или иное лицо, от которого Вы ожидаете оплаты, а заблокированный счет — единственный, следует подождать разблокировки до заключения новых договоров.

Кроме того, если предполагается предоплата или поставка без предоплаты компании, с которой вы раньше не работали, рекомендуется проверить, не подавал ли такой контрагент заявлений в ФНС — среди них может оказаться заявление о ликвидации компании. Проверить статус заявлений, поданных в ФНС, можно по адресу: https://service.nalog.ru/uwsfind.do.

Получение информации о банкротстве, ликвидации либо исключения компании из ЕГРЮЛ — абсолютные противопоказания к сотрудничеству с компанией. К относительным противопоказаниям к сотрудничеству можно отнести наличие сведений о компании в реестре компаний с долгами по налогам или не сдающих отчетность более года https://service.nalog.ru/zd.do. Не все компании в этом рейтинге являются неблагонадежными, однако почти гарантированно испытывают проблемы с финансами. Работа с такими компаниями рекомендуется только на условиях предварительной оплаты для исполнителя, или оплаты по факту исполнения — для заказчика.

На сайте ФНС также имеется ряд реестров, содержащих сведения о косвенных признаках неблагонадежности.

  • Реестр «массовых» директоров (участников) — https://service.nalog.ru/mru.do. Сведения обновляются 1 раз в неделю. Наличие лица в этом списке не должно быть единственной причиной отказа в сотрудничестве, поскольку многие предприниматели имеют несколько компаний, а ведение деятельности с «массовым» директором является распространенной хозяйственной практикой.
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do и реестр юридических лиц с дисквалифицированными руководителями https://service.nalog.ru/disfind.do. Дисквалификация является признаком того, что ранее лицо «бросило компанию». Немалое число руководителей, добросовестно исполняющих свои обязательства в других компаниях, оказались там из-за того, что должным образом не проконтролировали процесс смены директора.
  • Реестр массовых адресов: https://service.nalog.ru/addrfind.do. Неточность критерия обусловлена повсеместным использованием фиктивных юридических адресов среди реальных, работающих компаний, а также периодическим включением в реестр организаций, зарегистрированных по адресам крупных бизнес центров.

При возникновении сомнений в благонадежности контрагента, следует также обращаться к реестру номинальных руководителей: https://service.nalog.ru/svl.do. В реестр включаются только те руководители, которые были признаны номинальными в судебном порядке. Критерий — точный, однако к моменту появления такой информации в реестр, неблагонадежность компании, как правило, подтверждена рядом других способов.

Проверка контрагента по правовым сервисам

Высокой информативностью обладает Картотека арбитражных дел, размещенная по адресу: http://kad.arbitr.ru/. В ней можно получить информацию о всех арбитражных спорах с участием Вашего контрагента по крайней мере с 2010 года, а зачастую — о более ранних спорах. Анализ арбитражных дел — это не только выявление заявлений о банкротстве, но также информация о том, как часто и по какой причине контрагент не выполняет свои обязательства. Предъявление иска на сумму, сопоставимую или превышающую сумму активов контрагента, является обоснованной причиной не сотрудничать с ним до разрешения такого дела. Картотека позволяет запрашивать сведения по наименованию, ОГРН или ИНН. На практике лучше проверять наличие арбитражных споров по всем указанным реквизитам, так как работники суда часто допускают ошибки при внесении информации в картотеку.

Картотека дел судов общей юрисдикции — https://sudrf.ru/существенно менее полезна по двум причинам:

  • Сложность идентификации. Картотека осуществляет поиск только по наименованию, поиска по ИНН/ОГРН нет. Картотека не содержит информации об адресе сторон. Проверить, например, компанию ООО «Вектор» с ее помощью практически невозможно — в выборке будут сотни дел с участием компаний с таким же названием.
  • Картотека не содержит информации о размере исковых требований по еще не рассмотренным делам. Соответственно, до вынесения решения и его опубликования (что обычно занимает около месяца) узнать о том, взыскивалась задолженность в размере 100 тыс. руб. или 100 млн. руб. невозможно.

При проверке долгов контрагента обязательно следует использовать банк данных исполнительных производств — http://fssprus.ru/. Сервис поскольку позволяет узнать не только о количестве долгов, но и о том, производится ли по ним взыскание.

На рынке немало компаний, которые часто выступают ответчиками по гражданским делам. Используя банк данных исполнительных производств можно быстро сделать вывод, с какими компаниями сотрудничать не стоит. Это компании, в отношении которых есть сведения о прекращении исполнительного производства на основании п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» то есть в связи с невозможностью обнаружить должника или отсутствием у него имущества.

В меньшей степени чем в проверках контрагента и в большей степени при проведении аудита компании перед ее покупкой полезен реестр проверок Генпрокуратуры РФ —https://proverki.gov.ru/. По ИНН или ОГРН организации можно получить сведения о проводимых проверках, проверяющем органе, статусе проверки (плановая/внеплановая) и ее результате.

Дополнительные бесплатные сервисы для проверки контрагентов

Для оценки того насколько опасны текущие судебные споры для компании и получения общей информации о её бухгалтерской отчетности, можно воспользоваться сведениями Росстата о бухгалтерской отчетности компании, размещенными по адресу: http://www.gks.ru/accounting_report.

Основной минус сервиса — запоздалое отображение информации. Например, на момент написания статьи данные за 2017 г. еще не отображались — как следствие, сведения о компаниях, созданных меньше 1,5 лет назад, в реестре отсутствуют. У сервиса часто возникают технические проблемы, ведущие к его неработоспособности.

При проверке компаний, которые занимаются поставками для государственных нужд, целесообразно использовать Единую информационную систему в сфере госзакупок. В ней содержатся сведений о заключенных контрактах и их цене http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html.

Кроме того, на ресурсе размещен реестр недобросовестных поставщиков: http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier.

Наличие у компании государственных контрактов повышает ее благонадежность. Банкротство, ликвидация или «бросание» компании с государственными контрактами — редкость.

Сведения по объектам недвижимости, принадлежащих компании, а также их обременении, можно получить по кадастровому номеру на сайте Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.

Сведения о залогах движимого имущества — по идентификатору имущества (например, VIN-номеру автомобиля) на портале Федеральной нотариальной палаты: https://www.reestr-zalogov.ru/state/index

Проверка с использованием платных сервисов

Большим преимуществом платных сервисов по работе с контрагентами является возможность получить интегрированную информацию по многим показателям на одном ресурсе.

В порядке уменьшения стоимости и функционала к платным сервисам проверки контрагентов относятся: СПАРК (http://spark-interfax.ru/), Картотека Коммерсант (https://www.kartoteka.ru/), Контур Фокус (https://focus.kontur.ru/), Кейсбук (https://casebook.ru/). Если два лидера рынка предоставляют информацию о заявлениях в ФНС, судебных актах, аффилированности, публикациях о ликвидации или реорганизации, то другие — только некоторые из указанных сведений.

Подбирать функционал и стоимость можно исходя из задач и специфики деятельности компании. При этом всегда нужно понимать, что порядка 90 % функционала указанных сервисов можно компенсировать грамотным использованием бесплатных сервисов.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *