Прокурорская проверка

Содержание

Прокурорская проверка

Прокурор имеет право проверить работу кадровой службы любой фирмы. Эти полномочия ему даны Законом РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». На основе этого же Закона прокуратура может проверить финансовую и хозяйственную деятельность фирмы.

Что проверяет прокурор. В ходе проверки прокурора может интересовать, как фирма соблюдает трудовое законодательство. А именно не противоречат ли принятые фирмой правовые акты (устав, приказы, распоряжения, положения) и трудовые договоры Конституции РФ, Трудовому кодексу и другим законам, которые регулируют трудовые отношения. Основания и порядок проверки. Основанием для проверки кадровой службы фирмы могут быть: — жалобы и заявления работников; — материалы проверок, которые проводились трудовой инспекцией, внебюджетными фондами, другими контролерами; — данные Госкомстата; — данные милиции и судов; — материалы комиссий по трудовым спорам; — материалы профсоюзных организаций; — сообщения в СМИ. Эти источники могут содержать информацию о нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя. На ее основе прокурор составляет план посещения различных предприятий. О предстоящем посещении прокуратура обычно извещает работодателя заранее. Однако прокурор может провести и внеплановую проверку, когда необходимо срочное вмешательство в работу фирмы. Например, если работник написал жалобу о задержке зарплаты. В этом случае прокурор обязан дать ответ на жалобу в течение месяца. Поэтому с началом проверки не затягивают. Провести проверку прокурор может как самостоятельно, так и совместно с другими контролерами, например трудовой инспекцией. Как правило, совместные проверки устраивают, если сведения о нарушениях на фирме поступили от других контролеров. Для проведения проверки прокурору не нужно выносить специальное постановление. Достаточно прийти на фирму со своим служебным удостоверением. Работники фирмы обязаны пропустить его на свою территорию. Так сказано в ст. 22 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Какие документы может затребовать прокурор. Обычно факты нарушений трудового законодательства связаны со спецификой производства или с личными данными работников фирмы. Например, если на фирме работают много женщин (предприятие общественного питания или швейная фабрика), прокурора наверняка будут интересовать вопросы соблюдения прав молодых мам. На предприятии с тяжелыми или опасными условиями труда проверяющего в первую очередь будет интересовать, как соблюдаются требования по охране труда в таких условиях. Сначала прокурор займется изучением документов, регулирующих трудовые отношения. Это: — трудовые (коллективные) договоры; — должностные инструкции; — положения о подразделениях; — трудовые книжки; — графики отпусков; — приказы о наказаниях сотрудников; — личные дела отдельных сотрудников; — приказы и распоряжения об изменении режима работы, выходов в выходные и праздничные дни и т.д. Право прокурора требовать от работодателя перечисленные документы закреплено в ст. 22 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Если в ходе изучения документов у прокурора возникнут какие-то вопросы, он может пригласить для беседы работников фирмы, а также ее руководителей. Прокурор имеет право входить в любые помещения фирмы. Поэтому проверять документы он может непосредственно в отделе кадров. Однако целесообразнее предоставить ему отдельное помещение, где он будет работать с документами и беседовать с работниками. Продолжительность проверки. Продолжительность прокурорской проверки не ограничена. Но на практике она обычно длится от двух до четырех недель. Оформление результатов проверки. Если в ходе проверки прокурор найдет нарушения трудового законодательства, он может составить: — постановление о возбуждении уголовного или административного дела; — протест; — представление. Постановление о возбуждении уголовного или административного дела — это самый серьезный документ, который может принять прокурор по итогам проверки. В результате расследования руководитель кадровой службы или руководитель фирмы может быть наказан как минимум денежным штрафом. В худшем случае за нарушение трудового законодательства может грозить лишение свободы. Расследовать уголовное или административное дело прокурор обычно поручает сотрудникам милиции или следователям прокуратуры. Однако закон позволяет прокурору провести расследование самостоятельно. Впрочем, административное наказание в виде штрафа прокурор может применить сразу же после изучения документов, если считает, что проводить административное расследование нет необходимости. Если прокурор обнаружит, например, что правила внутреннего трудового распорядка фирмы противоречат Трудовому кодексу (выдача зарплаты предусмотрена один раз в месяц вместо положенных двух), он составит протест. Говоря юридическим языком, принесет протест. В нем он потребует немедленно устранить нарушения закона, например отменить принятые правила или отдельные их пункты. Этот документ прокурор передаст руководителю фирмы, который утвердил правила (инструкцию, положение и т.п.), или обратится с ним в суд. Протест должен быть рассмотрен не позднее 10 дней с момента его поступления. Рассмотрев протест, руководитель фирмы обязан немедленно в письменном виде известить прокурора о результатах. Так сказано в ст. 23 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Если в ходе дальнейшего разбирательства выяснится, что нарушений закона не было, прокурор может отозвать протест. Представление отличается от протеста тем, что должно быть рассмотрено немедленно. Этот вид реагирования прокурор применяет, когда закону противоречит не инструкция или положение, а решение (приказ) руководства фирмы или руководителя кадровой службы. Прокурор направляет представление тому руководителю, который принял незаконное решение или который вправе его отменить. О результатах рассмотрения руководитель обязан сразу же в письменном виде известить прокурора. Как себя вести во время проверки. Во время проверки старайтесь общаться с прокурором корректно. Не нужно препятствовать и отказывать в выполнении его требований. Помните, что за непредставление или несвоевременное представление информации прокурору руководитель кадровой службы или предприятия может быть оштрафован на сумму от 300 до 500 руб. Фирма может быть оштрафована на сумму от 3000 до 5000 руб. Если вы считаете действия прокурора незаконными, обжалуйте их вышестоящему прокурору (если проверяет районный, то городскому) или в суд. Если прокурор потребует отменить решение, приказ, инструкцию или другой документ, так и поступайте. Иначе вас могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 руб. Так сказано в ст. 17.7 КоАП РФ. Имейте в виду. После уплаты штрафа требование прокурора все равно придется выполнить. Ответственность. Прокурор может привлечь нарушителей к административной или уголовной ответственности. Об административной ответственности за нарушения трудового законодательства читайте раздел «Проверка работы кадровика» — подраздел «Проверки, проводимые трудовой инспекцией» — ситуацию «Ответственность по результатам проверки». К уголовной ответственности прокурор может привлечь за такие нарушения: 1. Невыплата заработной платы, пенсий, пособий и других выплат больше двух месяцев (ст. 145.1 УК РФ). За это преступление грозят: — штраф в размере до 80 000 руб.; — штраф в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до шести месяцев; — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; — лишение свободы на срок до двух лет. Обратите внимание! Задержка с выплатой зарплаты должна быть в связи с личной или другой заинтересованностью руководства. Это обязательное условие привлечения к ответственности. Обычно наказывают только руководителя фирмы. Пример. На расчетный счет фирмы «Континент» поступили денежные средства по договору строительного подряда. Эти деньги должны были пойти на зарплату работникам фирмы. Однако директор, несмотря на задолженность перед работниками, приобрел 2 квартиры, которые оформил на свое имя и на имя супруги. Бухгалтеру фирмы он представил фиктивные документы о приобретении 2 КамАЗов. Прокуратура предъявила директору обвинение по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. Начальника кадровой службы можно привлечь к уголовной ответственности только как соучастника преступления. 2. Нарушение правил охраны труда, если в результате этого по неосторожности был причинен тяжкий вред здоровью человека (ст. 143 УК РФ). За это могут наказать: — штрафом в размере до 200 000 руб.; — штрафом в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев; — исправительными работами на срок до двух лет; — лишением свободы на срок до одного года. Если в результате нарушения правил охраны труда погиб человек, наказание будет строже. Виновного могут лишить свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Имейте в виду. Уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда кадровый работник может нести, если он обязан (например, по должностной инструкции) обеспечить соблюдение правил охраны труда. 3. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ). За это преступление грозят: — штраф в размере до 200 000 руб.; — штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев; — обязательные работы на срок от 120 до 180 часов. Чаще всего ответственность несет руководитель фирмы. Ведь это он подписывает приказы о приеме на работу и увольнении сотрудников. Кадровика привлекут к ответственности, если следователь докажет, что он действовал в сговоре с руководителем или умышленно утаил информацию о беременности работницы либо о наличии у нее маленького ребенка. Главное, чтобы о факте беременности или детях до трех лет было известно виновнику.

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Что делать?
Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:
Прокурор (его помощник) пришел в офис.
Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки.
Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.
Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.
Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.
Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.
Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.
Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.
Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)
Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.
Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)
Вариант 2: дать объяснения.
Совет: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.
Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
Вариант 1: отвечать на них.
Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.
Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса.

Совет: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.
Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).
Совет: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.
Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
Вариант 1: предоставить такой доступ.
Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.
Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.
Вы получили от прокурора представление, предостережение.
Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.
Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Проверка документов

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

К чему приводят жалобы сотрудников

Заявить о нарушении работодателем трудового законодательства сотрудник может в различные государственные органы: и в прокуратуру, и в трудовую или налоговую инспекцию, и во внебюджетные фонды.

На жалобы и заявления граждан госорганы реагируют проведением проверок их работодателей.

Если работник проинформирует о «зарплатных» проблемах на предприятии, проверяющие, скорее всего, потребуют трудовые договоры, приказы по личному составу (о приеме на работу, увольнении, переводах), все, что касается оплаты труда и выплат при увольнениях (положения о премировании, о надбавках или другие локальные нормативные акты), расчетные листы, различные журналы учета, ведомости выплаты заработной платы и другие документы по ситуации. И в случае выявления нарушений в ходе проверки могут оштрафовать как компанию, так и ее руководителя.

Если выяснится, что работодатель не выплачивает вовремя зарплату (или пособия), то, кроме задержанной зарплаты (или пособия), его обяжут выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период просрочки, от не выплаченной в срок суммыст. 236 ТК РФ. Обязанность такой выплаты возникает независимо от наличия вины работодателя. То есть от ответственности не спасут ни приказы о выплате зарплаты позже срока (даже если они подписаны работниками), ни тяжелое финансовое положение организации, ни любые другие «уважительные» причинып. 55 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2.

А вот найти в компании серые зарплатные схемы и доказать факт их применения достаточно проблематично. Ведь подтверждающие документы (например, неофициальные расчетно-платежные ведомости с неучтенной зарплатой) будут тщательно скрываться. А у пожаловавшегося работника (например, при увольнении он получил только сумму, указанную в трудовом договоре, а ежемесячную доплату «в конверте» — нет) никаких документов на руках, вероятнее всего, тоже не будет.

Кто может прийти с проверкой

Прокуратура

Поводом для прокурорской проверки может стать любая жалоба сотрудника. То есть в прокуратуре могут одинаково заинтересоваться как задержкой выплаты зарплаты или пособия, так и теневыми зарплатами. Во многих городах России на базе органов прокуратуры даже действуют телефоны горячей линии, принимающие обращения граждан, связанные с нарушениями трудового договора и выплатой зарплаты «в конверте».

При рассмотрении обращений граждан прокуратура вправе запрашивать у руководителей организаций (и других должностных лиц) любые документы и объяснения, необходимые для разрешения вопросов по жалобеп. 1 ст. 22 Закона от 17.01.92 № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1); п. 4.2 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45. Требуемые документы необходимо представить в течение 15 календарных дней с момента получения запросап. 2 ст. 10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Прокуратура также может провести проверку на территории предприятияп. 4.3 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры от 30.01.2013 № 45; п. 2 ст. 9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Как правило, вы узнаете об этом только в момент появления в офисе сотрудника прокуратуры, предъявляющего служебное удостоверение. Больше никаких документов (постановлений, распоряжений, приказов) о начале проверки прокурорский работник вам не предъявит (и оснований их потребовать у вас тоже нет). Предварительно о такой проверке организации не сообщаетсяп. 1 ст. 22 Закона № 2202-1.

Поскольку заранее неизвестно, что послужило поводом для проверки, подстелить соломку не получится. Какие документы нужно подготовить, вы узнаете только от проверяющих. Ведь, придя с проверкой по конкретной жалобе, прокурор может проверить все что угодно. Единственное ограничение — наличие времени и желания самого прокурора.

По результатам проверки прокурор не составляет акт, как это делается при проверке другими контролирующими органами. Работодателю остается только дожидаться мер прокурорского реагирования.

В случае выявления нарушений закона прокурор может:

  • принести руководителю протест на противоречащий закону локальный акт организациист. 23 Закона № 2202-1. Например, руководитель издал приказ, в соответствии с которым зарплату выплачивают один раз в месяц. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента его поступления. О результатах его рассмотрения компания должна сообщить прокурору в письменной форме. Это может быть приказ руководителя об отмене или внесении изменения в документ, который был опротестован. Если же руководитель не согласен с протестом, то в эти же сроки нужно подготовить письменный мотивированный ответ;
  • внести представление с требованием устранить допущенные нарушенияст. 24 Закона № 2202-1. И устранить их нужно в течение месяца. О результатах принятых мер также необходимо письменно сообщить прокурору. В этом документе нужно отразить, что именно было сделано для устранения нарушений (например, погашена задолженность перед работниками по зарплате);
  • вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП. Далее это постановление для его рассмотрения прокуратура направляет в уполномоченный на то органст. 25, п. 3 ст. 27 Закона № 2202-1. Дела по вопросам нарушения законодательства о трудеч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматриваются государственными инспекторами трудаст. 23.12 КоАП РФ, а также судамич. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Если же это повторное аналогичное нарушениеч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, то по таким делам трудинспекторы составляют протоколып. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а рассматривают эти дела судьич. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочийст. 22 Закона № 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срокп. 1 ст. 6 Закона № 2202-1. Умышленное их невыполнение грозит штрафомст. 17.7 КоАП РФ; Постановление Архангельского облсуда от 03.04.2013 № 4а-139/13:

  • организациям — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • должностным лицам — от 2000 до 3000 руб.

Хочется заметить, что по поступившим обращениям проверка не обязательно будет проводиться самой прокуратурой — это могут сделать и другие органы (например, трудинспекция) по требованию прокурора.

Трудинспекция

Если гражданин написал жалобу о нарушении своих прав в трудинспекцию, то может быть назначена внеплановая выездная проверка. По общему правилу трудинспекция уведомляет организацию о внеплановой выездной проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способомч. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Однако в случае если от работника поступило обращение о нарушении его трудовых прав или о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, уведомление работодателя о проверке не допускаетсяч. 9 ст. 360 ТК РФ. Невыплата зарплаты относится к нарушениям, представляющим угрозу здоровью гражданп. 5.3 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14. Такая внеплановая проверка может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратуройч. 8 ст. 360 ТК РФ.

При визите трудинспектор обязан предъявить работодателю свое служебное удостоверение, а также приказ (распоряжение) о проведении проверки. В нем должны быть четко установлены предмет проверки и срок ее проведения.

Придя на внеплановую проверку, инспектор будет проверять изложенные в жалобе факты, так как эта проверка является целевойп. 5.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 № 14.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“В случае поступления жалобы работника предметом внеплановой проверки будут факты несоблюдения работодателем требований законодательства о труде в отношении этого работника. Проверяться при этом будут документы, относящиеся именно к этому работнику. Поскольку государственные инспекторы труда не имеют права требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Если в ходе проверки инспектор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, это может стать поводом для инициирования еще одной внеплановой проверки. Ведь основанием для ее проведения может являться информация (в том числе полученная от должностных лиц федеральной инспекции труда) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников”.

Здесь хотелось бы отметить, что жалоба на серую зарплату трудинспекцию вряд ли заинтересует. Поскольку при поступлении такой информации проверить придется исключительно этот вопрос. Однако, как мы уже говорили выше, выявить и доказать подобные нарушения довольно сложно. Поэтому предметом внеплановой проверки трудинспекции будет являться проверка сведений скорее о задержках выплаты зарплаты, чем о зарплатах «в конверте».

А вот проверить инспекторы могут любой временной период деятельности компании, не ограничиваясь привычными 3 годами, и любые документы, связанные с трудовыми отношениями, но только в пределах предмета проверки.

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения. К акту проверки прилагается предписание об устранении нарушений, которое подлежит обязательному исполнению. За его неисполнение грозит штраф по ст. 19.5 КоАП РФ.

Также инспектор труда может оштрафовать организацию и руководителя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФст. 357 ТК РФ; ст. 23.12 КоАП РФ.

Обратите внимание, что если в ходе проверки трудинспектор выявит задержку выплаты зарплаты нескольким сотрудникам, то это будет расцениваться как разные нарушенияПостановление ВС от 15.08.2014 № 60-АД14-11. Допустим, в компании работает 20 человек. Тогда общая сумма штрафов может оказаться немаленькой — минимум 600 000 руб. (30 000 руб. х 20 нарушений).

Чтобы проверить исполнение работодателем выданного предписания, трудинспектор может позже прийти в организацию с внеплановой проверкойп. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Возможно, если вы исполните предписание в срок и представите в трудовую инспекцию подтверждающие документы, это спасет вас от повторного прихода инспекторов.

Налоговая инспекция

Налоговики всегда проявляли интерес к размеру зарплат в организациях. Получив информацию о выплате компанией заработной платы «в конверте», без внимания налоговики ее не оставятп. 5 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. То есть на жалобу работника ИФНС среагирует, но не так, как прокуратура или трудинспекция. Из достоверных источников мы узнали алгоритм действий инспекции.

Прежде чем прийти с проверкой (или хотя бы включить компанию в план проверок), налоговики будут изучать поступившую информацию. Для этого в инспекцию вызовут пожаловавшегося работника (а может быть, и других сотрудников компании) для проведения опроса. Заметим, что суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организацииПостановления ФАС ПО от 08.08.2012 № А12-12839/2011, от 05.03.2013 № А65-18177/2012. Однако имеются судебные решения и в пользу проверяющих, особенно если есть и иные доказательстваПостановления ФАС МО от 18.01.2012 № А40-71623/10-111-46; ФАС ДВО от 11.04.2012 № Ф03-501/2012.

Для дачи пояснений на «зарплатную» комиссию вызовут и руководителя компании.

А далее будут проводиться иные контрольные мероприятия. Ведь если не будет очевидным, что можно доначислить суммы каких-либо налогов, то выездную проверку не назначат.

Если работник пожалуется в УФНС, то шансы организации быть проверенной в таком случае значительно повышаются.

В случае включения компании в план проверок, скорее всего, будет назначена комплексная выездная проверка по всем налогам, а не только по НДФЛ.

Если налоговики выявят и докажут, что компания не выполняла свои обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с серой зарплаты, с организации могут взыскать штраф в размере 20% от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию или перечислениюст. 123 НК РФ, а также начислить ей пенист. 75 НК РФ.

Но на практике в налоговую не часто поступают жалобы на выплату серой зарплаты. Ведь многие знают, что и для самих работников, получающих зарплату «в конверте», тоже предусмотрена ответственность. ФНС разъяснялаПисьмо ФНС от 02.12.2009 № 3-5-04/1774, что работник, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, обязан самостоятельно подать декларацию о доходах и уплатить налогподп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ. Если этого не сделать, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени и штрафст. 75, п. 1 ст. 119 НК РФ; ст. 198 УК РФ.

А заинтересует ли налоговиков информация о задержках выплаты зарплаты или пособия? Скорее всего, нет. Инспекцию волнует поступление налогов, а именно то, что НДФЛ должен быть перечислен в установленные сроки. Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из доходов, выплачиваемых работникуПисьмо ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@. Поэтому пока не выплачена зарплата, не может быть уплачен НДФЛ.

ФСС и ПФР

Также пожаловать к вам с проверкой могут инспекторы из внебюджетных фондов, контролирующие уплату страховых взносов. Ведь выплата зарплаты «в конверте» означает, что компания занижает базу для начисления взносов. Такая информация наверняка заинтересует органы ПФР, и она может быть учтена при планировании выездных проверок.

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“Если в ПФР поступит жалоба от работников на выплату зарплаты «в конверте», это может послужить поводом для включения компании в план проверок. Проверка в таком случае бывает обычной, ничем не отличается от других по способу проведения и оформления результатов. В то же время хочу заметить, что на предмет выявления серых схем выплаты заработной платы ПФР сотрудничает с налоговыми органами. И в большей степени мы проводим проверки на эту тему с ними”.

А вот ФСС, получив жалобу работника на невыплату пособия или на его неправильный размер, вправе провести внеплановую выездную проверку (без участия ПФР)ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ). При этом ФСС проверит только правильность расходов на выплату пособий, а начисление и уплату взносов — нетч. 3 ст. 4.7 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).

ИЛЬЮХИНА Татьяна Митрофановна Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

“ФСС РФ имеет правоп. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ проверять правильность выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения на возникающие в ходе проверок вопросы.

Как правило, при поступлении жалобы от застрахованного лица на невыплату пособий по обязательному социальному страхованию проводится тематическая проверка”.

Нам также пояснили, что конкретно будут проверять, если назначена тематическая проверка.

ПОЗДНЯКОВА Ирина Владимировна Заместитель начальника отдела организации обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ

“При проведении внеплановой выездной проверки по жалобе работника на неправильный расчет пособия по обязательному социальному страхованиюч. 3 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ проверяется правильность начисления и выплаты пособий работодателем в отношении обратившегося работника или лиц, указанных в жалобе. Одновременно закон не ограничивает право исполнительного органа страховщика проверить по этой жалобе правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по другим работникам, в том числе в ходе данной внеплановой выездной проверки.

Также эта организация может быть включена в совместный с ПФР план выездных проверокст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)”.

О проверке вы можете и не узнать заранее, так как извещать вас органы ФСС не обязаны.

В ходе проверки контролеры запросят все документы, касающиеся выплаты пособий. Однако проверяемый период не должен превышать 3 лет.

По ее результатам составляется акт. В итоговой части акта проверяющие указывают предложения по устранению выявленных нарушений.

Если, например, ФСС в ходе проверки выявит выплату пособия в меньшем размере, работодателя обяжут:

  • доплатить неправильно выплаченное пособие;
  • отразить расходы в расчетной ведомости по форме-4 ФСС за период, в котором будет произведена доплатаабз. 16 п. 18 Методических указаний, утв. Постановлением ФСС от 07.04.2008 № 81. При этом оштрафовать за задержку выплаты пособий или за их выплату в меньшем размере по ст. 5.27 КоАП Фонд не может, это привилегия трудинспекции.

Если в ходе проверки ревизоры из внебюджетных фондов выявят неуплату страховых взносов из-за занижения расчетной базы (скажем, в случае выплаты серой зарплаты), то компании придется заплатить штрафст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом размер санкций составит 20% от неуплаченной суммы страховых взносов. Если же инспекторы сочтут, что организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40%ч. 1, 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ. Кроме того, контролирующие ведомства начислят компании пенич. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

***

От слова «проверка» бросает в дрожь даже самых опытных бухгалтеров. И не только из-за боязни нахождения ошибок, но и из-за огромного объема документов, которые в определенный срок нужно подготовить для проверяющих. Если руководитель сообщает вам, например, о задержке зарплаты в этом месяце, расскажите ему о последствиях несоблюдения трудового законодательства.

Сколько дается на рассмотрение жалоб по законодательству

Сколько времени прокуратура рассматривает заявление? В общем порядке срок рассмотрения в прокуратуре равняется 15 суткам. Когда проблема требует более тщательной проверки, термин увеличивается до 1 месяца. Соответственно срок ответа прокуратуры на обращение граждан – 30 суток.

«Личный приём у прокурора»

Если ведутся масштабные оперативно-розыскные мероприятия, допускается увеличение термина до получения всех исчерпывающих сведений. Продление разрешается на срок, который равен ещё одному месяцу. Если нужно провести более глубокую проверку, запросить все проходящие по делу материалы, прокурор вправе продлить рассмотрение. Подобное решение принимается за подписью руководства Генпрокуратуры. Физические лица извещаются об увеличении срока рассмотрения.

Заявления на судью, прокурора или следователя проверяются согласно процессуальному законодательству. Заявления на действия должностного лица, осуществляющего уголовное судопроизводство, рассматриваются на протяжении трёх суток. В ряде случаев для решения этих вопросов даётся 10 суток. Если необходимо принять срочные меры, то срок рассмотрения жалобы в прокуратуре равен 1-3 дням. Ускоренная обработка практикуется лишь по уголовным делам при наличии ходатайства прокурора.

Важно! Заявление прокурору можно подать лично, с помощью почты или через интернет. Оно пишется на русском языке. Если претензия не содержит обязательных персональных сведений, подтверждённых фактов или суть описанной проблемы не относится к компетенции данной прокуратуры, проблема может не разрешиться. Должностные лица отправляют заявителю письмо с разъяснениями их действий. Чтобы разрешить проблему, жалобу на протяжении 7 суток могут перенаправить в иные инстанции.

«Термин рассматриваемых заявлений»

Порядок рассмотрения, сроки ответа прокуратуры

Сколько рассматривается заявление в прокуратуру? В прокуратуре все поступившие заявления обязательно регистрируются. Затем работники правоохранительной структуры берут их в разработку. Проводится прокурорская проверка присланных или собранных обращений.

Порядок рассмотрения полученной жалобы прокурором:

  • изучается проблема, которая составляет суть заявления;
  • даётся правовая оценка обращению;
  • запрашиваются все проходящие по делу документы;
  • на основании полученных сведений информация, указанная в жалобе, подтверждается либо опровергается;
  • проводится проверка, к работе привлекаются эксперты;
  • принимаются все меры для решения проблемы.

«Как происходит обработка обращения»

В ходе работы ведётся контроль над соблюдением законности. Любое мероприятие выполняется в строго установленный термин. Прокурорские проверки помогают выявить и решить многие проблемы, описанные в обращении. Если будут найдены нарушения, то виновных привлекут к административной или уголовной ответственности, а дело передадут в судебные инстанции.

Срок рассмотрения заявления в прокуратуре:

  • гражданские вопросы, требующие проверки – 30 дней;
  • заявления, для которых не нужно глубокое изучение – 15 дней;
  • уголовные дела – 3 дня;
  • уголовные дела, для которых нужна тщательная проверка – 10 суток;
  • перенаправление обращения – 7 дней.

Важно! Сколько рассматривается жалоба в прокуратуру? Время рассмотрения начинается с момента регистрации. Она проводится на протяжении трёх суток с момента поступления данного обращения. Если заявление прокурору отправляется почтой, то его принимают в обработку сразу после получения заказного письма. Предварительно это обращение регистрируется.

Сколько составляет предельный срок рассмотрения жалобы прокурором

Обращения физических лиц в органы правопорядка рассматриваются на протяжении 30 суток после обязательной регистрации. Если период обработки заявления истекает на выходные или праздники, то последним днём принято считать следующий рабочий день. Если требуется дополнительная проверка, прокурор может продлить период её рассмотрения. Предельный термин составит ещё 30 суток. Об отсрочке обязательно уведомляют заявителя.

Что может произойти с заявлением

Важно! Поступившее заявление обязательно подлежит рассмотрению. После внимательного изучения обращения прокурор должен вынести законно обусловленное решение.

Что происходит с заявлением:

  • рассматривается;
  • оставляется без разрешения;
  • перенаправляется в иные инстанции;
  • рассмотрение прекращается;
  • жалоба приобщается к уже имеющемуся обращению;
  • возвращается человеку.

Когда обращение принимается к производству, физическое лицо могут вызвать в органы правопорядка для дачи пояснений. Затем проверяют информацию, указанную в заявлении.

Решения, принимаемые прокурором:

  • удовлетворено – права восстановлены;
  • отклонено – описанные требования являются необоснованными;
  • разъяснено – на обращение дано правовое разъяснение;
  • принято иное решение – заявление оставлено без ответа, переписка прекращается;
  • направлено – на протяжении 7 суток обращение перенаправляется в иную инстанцию.

Важно! Жалоба считается полностью разрешённой, если правоохранительными органами рассмотрены все указанные в ней факты. Заявителю дают мотивированный, со ссылками на законы, письменный ответ. Прокурор обязан принять все нужные меры для устранения нарушения и привлечь всех виновных к ответственности.

«Решение прокурора»

Почему прокуратура перенаправляет жалобу

Многих интересует, почему прокуратура перенаправляет полученную жалобу. Прокурор может передать заявление в иную инстанцию. Это делается в тех ситуациях, когда описанные проблемы не входят в компетенцию конкретного органа правопорядка. Термин перенаправления в нужное ведомство или организацию составляет 7 дней.

От чего зависит период, как исчисляется

Многих интересует, сколько рассматривается заявление. Стандартный период – один месяц. Он исчисляется с момента регистрации в канцелярии. Обращения рассматриваются на протяжении 30 суток, если они получены от должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Этот же термин актуален для запросов из Общественной палаты, от депутатов и военнослужащих.

Заявления, которые не нужно тщательно проверять, обрабатываются 15 суток. Подобным образом могут рассматриваться письма от уполномоченных по правам людей, парламентские либо депутатские запросы.

Важно! Термин рассмотрения жалобы считается с момента регистрации. Для того чтобы заявление было принято в обработку как можно быстрее, нужно записаться на личный приём к прокурору. Если возникают какие-то проблемы и задержки, человеку отсылают уведомление.

Безотлагательно изучаются заявления, которые требуют срочных мер. Если нужно продлить термин изучения обращения, период увеличивается по решению прокурора за 3 суток до даты, соответствующей граничному сроку.

Сколько рассматривается жалоба, написанная прокурору, к примеру, по уголовным делам? Подобные заявления обрабатывается на протяжении трёх суток.

Обращения, не получающие рассмотрения

Когда заявления не рассматриваются:

  • в письме имеются оскорбительные или нецензурные высказывания;
  • не содержит данные о нарушении закона;
  • человек вмешивается в компетенцию органов прокуратуры;
  • автор не предоставил свои персональные данные;
  • текст не разобрать;
  • в письме нет конкретной жалобы, содержится только аудиозапись или видеозапись;
  • повествование не содержит никакой логики и смысла, письмо получено от недееспособного человека;
  • жалоба не входит в компетенцию органов прокуратуры.

На заметку! Анонимка остаётся без рассмотрения. Предоставление неправдивых сведений карается по закону. Если в жалобе имеются факты, свидетельствующие о прямом вмешательстве в работу органов прокуратуры, то обращение также не подлежит разрешению, о чём заявителя уведомляют на протяжении 10 суток. Если имеются нецензурные высказывания или нет достоверных фактов нарушения закона, отказ присылается на протяжении 40 дней.

В статье 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан» говорится, что человек должен направить свою жалобу именно в ту структуру, в компетенцию которой входит решение данной проблемы. Если обращение написано не по адресу, оно перенаправляется в иные инстанции на протяжении 7 дней. Из-за этого срок рассмотрения заявлений нередко увеличивается.

«Анонимки не рассматриваются»

Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения?

Термин рассмотрения жалоб бывает сокращённый или общий. Всё зависит от того, насколько тщательно проводится проверка, отправляются ли запросы в различные инстанции, требуются ли дополнительные действия.

Переписка с человеком может прекратиться, когда в его очередном заявлении нет никаких изменений, а все предыдущие сведения уже проверены. Это делается согласно п.4.12 Инструкции. Человеку даётся ответ по факту рассмотренной жалобы. При получении ещё одного подобного заявления, переписка не возобновляется. Правоохранительные органы информируют об этом человека специальным письмом.

Жалоба не рассматривается и уведомление о получении её органами прокуратуры не присылается, если она была получена от анонимного адресата. Такое заявление отправляется в полицию. Без уведомления остаются обращения, которые содержат нецензурные высказывания и ругательства.

В случае бездействия на должностные лица можно пожаловаться либо главному прокурору местной прокуратуры либо заместителю начальника Генеральной прокуратуры. Обычно заявление не рассматривается в силу таких причин: халатность, коррупция, нехватка профессионализма. На действия генпрокурора можно пожаловаться в Центральное Управление Генеральной Прокуратуры в г. Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *