Пониженные страховые взносы

Содержание

Страховые взносы за работников на УСН

Компании, использующие упрощенку,также, как и субъекты предпринимательской деятельности, работающие на ОСНО, в случае применения наемного труда уплачивают страховые взносы с выплат работающим у них застрахованным лицам:

  • на пенсионное обеспечение и медицинское страхование;
  • на социальное страхованиена случай болезни и декрета, и страховку при несчастных обстоятельствах.

Все взносы в полном объеме перечисляются не позднее 15числа месяца по начисленным с выплат трудящимся за предыдущий месяц суммам.

В 2016 году ставки взносов на пенсионное обеспечение и медстрахование соответствуют значениям из таблицы ниже.

Облагаемая сумму в 2016 году в рублях установленная ставка взносов в %
ПС медстрах
до 796 000 22 2,9
свыше 796 000 10 0

Для страхования заболевших и для получения декретного отпуска тариф составит 5,1% от базы при заработке физлица до 718 000 рублей. На заработок сверх этого размера в этом году взносы в соцстрах не начисляются.

Часть плательщиков-упрощенцев, ведущая бизнес из списка 8 пункта 58 статьи закона № 212-ФЗ обладает правом на взносы в уменьшенном размере. В настоящее время такие субъекты уплачивают только СВ на пенсионное обеспечение в размере 20%, а для остальных страховок ставка составляет 0% по 2018 год включительно.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Взносы при совмещении льготной и обычной деятельности

При единовременном занятии несколькими видамиработ из льготного перечняприменениесниженныхразмеров взносов допускается только при совокупной долевыручки от таких работ (услуг), составляющей не менее 70% от годовых доходов плательщика, применяющего УСН.

При превышении доли от не являющиеся льготируемыми видамипроизводства свыше 30%, теряется право по льготным ставкам СВ.

Лишение права применения уменьшенного тарифа страховых взносов обязывает субъекты на УСН, выполнить расчет взносов заново за весь год, в котором порог дохода по деятельности из пункта 8 оказался ниже 70 процентов.

Пример #1. Разбор практической ситуации

С января по июль 2016 года компания, использующая УСН, занималась производством товаров для спорта и оптовой торговлей женской одежды. Доля производства спорттоваров за этот период составила 71%. Но в августе резко возрос доход от оптовой торговли одеждой, что привело к тому, что доля доходов отвыпуска спорттоваров снизилась до 65%.

С января по июль 2016 года в связи с применением льготного тарифа с заработка трудящихся, начисленном в размере 498012 руб. былирассчитаны взносы в пенсионный фонд в сумме 99602 руб. 40 коп.

Сколько и на какие виды страхования должно быть доначисленовзносов в связи с переходом на расчеты по обычному тарифу?

В описанной ситуации, компания обязана будет сделать пересчет начисленных взносов с января по июль и произвести доначисления. Результат расчета сведен в таблицу ниже.

Новый расчет взносов с 01.01.2016, в рублях и копейках

ПФР медстрах ФСС
размер взносов по перерасчету всего к доначислению
498012 х 22%=109562,64 109562,64 – 99602,40 = 9960,24 498012 х 2,9% = 14442,35 498012 х 5,1% = 25398,61

Таким образом, на пенсионное обеспечение придется доплатить разницу, составляющую 10% от исчисленных ранее взносов, а вот в ФСС и ОМС взносы по перерасчету нужно будет погасить полностью.

После выполнениянового расчета при лишении возможности использовать сниженныеставки по взносам, необходимо будет сдать скорректированные формы РСВ-1 за первую половинутекущего года.

Как заполнить РСВ-1 упрощенцу

Упрощенцы обязаны ежеквартально сдавать расчеты по форме РСВ-1 в ПФ за прошедший период во втором месяце следующего за отчетным кварталом в срок:

  • до 15 числа, если расчет сдается на бумажном бланке при количестве работающих не более 25 человек (за 2016 год: 16 мая за 1 квартал, 15 августа за 1 полугодие, 15 ноября за 9 месяцев и 15 февраля за весь год);
  • до 20 числа при подаче отчета на электронных носителях или по телекоммуникационнойсвязи с использованием электронного документооборота через специализированных операторов, если работающих свыше 25 человек (за 2016 год это соответственно будут даты 20 мая, 22 августа, 21 ноября и 20 февраля).

Внимание! Если работающих 25 человек и менее, то плательщик взносов вправе выбрать способ сдачи отчетности – бумажный или электронный. Если застрахованных лиц, работающих у упрощенца более 25 человек, то они обязаны сдавать расчеты в ПФ электронно.

Читайте более подробно статью: → “Расчет по форме РСВ-1. Отчетность за работников в ПФР”

При этом следует учесть следующее при оформлении расчета РСВ-1:

  1. Все субъекты, использующие УСН,обязаны предоставить разделы отчета: титульный лист, 1, 2.1, 2.5.1 и 6.
  1. Если субъект имеет право на применение пониженных тарифов, то на каждый тариф заполняется отдельный лист расчета 2.1 и раздел 3.2.
  1. Если в связи с деятельностью бизнес-субъектов законодательно предусмотрено применение дополнительных ставок по СВ, то оформляются разделы 2.2 – 2.4 с применением ставок СВв соответствии с классом и подклассом вредности, присвоенных после спецоценки условий, созданных для работы на конкретном рабочем месте.

При выявлении неточностей в расчете необходимо подать исправленный бланк РСВ-1, если в результате расчетная база оказалась заниженной, дополнительно заполнив раздел 4.Кроме этого, уточняются и данные на занятых у упрощенца лиц, по которым были внесены изменения в разделе 6.

Порядок сдачи уточненного шестого раздела следующий:

  • если срок сдачи отчета не истек, то на застрахованных сдаются измененные сведенияс проставлением их типа, как «исходные»;
  • если ошибка выявлена после крайнего срока для сдачи отчета, то при корректировке 6 разделавид сведений обозначается как «корректирующий» или «отменяющий».

Добавим, что с 1 апреля 2016 года все плательщики страховых взносов в Пенсионный Фонд за работающих у упрощенцев лицобязаны сдавать новую отчетность – «Сведения о застрахованных лицах»по форме СЗВ-М, подаваемую ежемесячно не позднее 10 числа, следующего за отчетным месяцем, на всех, с кем упрощенец состоял в рабочих отношениях или имел заключенные и продолжающие действовать договоры.

Уменьшение доходов на сумму взносов

Для упрощенцев с объектом налогообложения «доходы» по ставке 6% предусмотрено право снизить налог на доходы (НД) и авансовые платежи по нему на сумму погашенных за работников страховых взносов (СВ), начисленных во все фонды, кроме страхования несчастных случаев, а также в рамках добровольного страхования сотрудников у страховщиков, владеющих соответствующей лицензией. Снизить налог на доходы можно не более чем на половину суммы, полагающейся к уплате в бюджет.

Субъекты предпринимательства, рассчитывающие налог на доходы с учетом расходов, сумму всех начисленных СВ, уплачиваемых за работающих у них лиц, полностью включают в расходы, уменьшая налогооблагаемую базу для исчисления налога с доходов по ставке 15%.

Пример #2. Расчет налога на доходы

Рассчитанный налог на доходы по ставке 6% составил за 2016 год 278 320 руб.

Страховые взносы за год за работников в ПФР, ФФОМС и ФСС (без учета страховки несчастных ситуаций) составили в 2016 году 146 750 руб.

В каком размере можно учесть расходы по СВ для уменьшения НД, уплачиваемого в бюджет?

Порядок расчета:

  1. Определим максимально возможную сумму, на которые можно снизить НД: 278 320 х 50% = 139 160 руб.
  1. Сравним эту сумму с размером годовых СВ: 146 750 > 139 160

СВ больше, чем 50% рассчитанного по ставке 6% НД.

Значит,НД можно уменьшить на 139 160 руб.

А в бюджет причитается налог в сумме:

278 320 – 139 160 = 139 160 руб.

Непростые вопросы по упрощенке

Вопрос №1. В какой момент страховые взносы, уплаченные плательщиком на УСНО с учетом «доходы минус расходы» можно учесть в расходах?

Ответ. При налогообложении доходов по ставке 15% для УСНО страховые взносы можно вычесть из доходов на дату их перечисления в фонды.

Вопрос №2. Когда можно вычесть из доходов сумму страховых взносов, уменьшающую налогооблагаемую базу при УСН по ставке 6% с доходов?

Ответ. В данном случае страхователи уменьшают налог на допустимый размер взносов не более 50% от исчисленного налога на доходы за тот интервал, в котором они были перечислены в соответствующие бюджеты.

Вопрос №3. Можно ли учесть переплаты по СВ для применяющих УСН с налогооблагаемым объектом «доходы»?

Ответ. Можно учесть в периоде, когда ИФНС решила зачесть переплату в счет будущих платежей, если такие платежи не превышают половины суммы полагающегося к уплате налога на доходы.

Вопрос №4. В первой половине 2015 года компания, работающая на УСН, занималась производством, допускающим расчет СВ по сниженным ставкам. Доход от этой деятельности с января по июнь составил 83%.

В связи с финансовыми трудностями во втором полугодии, вся деятельность компании с июля приостановлена, зарплата не начислялась. Надо ли пересчитывать СВ по обычным ставкам за первую половину года?

Ответ. Нет, не надо. В данной ситуации условия применения тарифа по сниженным ставкам соблюдены,поэтому пересчитывать взносы нет необходимости.

Вопрос №5. Предприятие на УСН соблюдает условия для сниженных ставок по СВ.В марте 2015 года был принятиностранец, временно пребывающий в РФ. Должен ли упрощенец начислять и платить за него взносы в ФСС?

Ответ. Нет, не должен, так как субъект предпринимательства на УСН выполнил условие длярасчета СВ по меньшему тарифу, товзносы в ФСС в этом случае облагаются по ставке 0%.

Вопрос №6. Организация на УСН в декабре 2015 перестала вести деятельность на УСНО. Как следствие она лишилась возможности использовать пониженные ставки СВ.

С какого времени должны быть пересчитанывзносы на страхование в фонды?

Ответ. Перерасчет необходимо выполнить с начала четвертого квартала 2015 года, а не с начала года. Так как право на уменьшенный размер тарифа утрачено не по причине превышения доли доходов от обычных видов деятельности, а по причине прекращения работы на режиме УСНО.

Кроме того, на доплаченные взносы пени не считаются, так как в октябре и ноябре предприятие все делало в соответствии с законом № 212-ФЗ.

Вопрос №7. Нужен ли раздельный учет ФОТ для субъектов предпринимательства на УСН, применяющих льготные ставки по СВ в связи с ведением деятельности из пункта 8 статьи 58.3 закона № 212-ФЗ, на ФОТ от этой деятельности и от остальной деятельности компании или ИП?

Ответ. Законом не устанавливается зависимость использования при расчете СВ сниженных ставок от источника их финансирования. Данное право приобретается лишь на основании соответствующего ВЭД, находящегося в перечне данной статьи и доли дохода от такой деятельности в общем доходе субъекта на УСН.

Артемова Юлия Семеновна, эксперт по ведению бухгалтерского учета на производственных и в издательских организациях, главный бухгалтер в ООО “Альбатрос” с 1997 года, опыт бухгалтерского учет более 24 лет, эксперт-автор сайта “Бухгалтерия для чайников”

В статье вместе рассмотрим ситуацию, в которой IT-компания пытается разобраться, с какого момента она вправе применять пониженные тарифы. Компания не является вновь созданной, доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и средняя численность работников удовлетворяют условиям применения пониженных тарифов страховых взносов.

В мае 2018 Организация получила в Минкомсвязи РФ государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом уведомление об аккредитации датировано 03.05.2018, а непосредственно получено организацией 06.06.2018.

У Организации возник вопрос, с какого момента она праве применять пониженные тарифы, а именно вправе ли она их применять в мае, в июне или вообще только с третьего квартала 2018 года?

Начнем с теории

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий на период до 2023 года включительно применяются пониженные тарифы страховых взносов (пп. 3 п. 1, пп.1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

При этом для того, чтобы Организация могла их применять она должна выполнить ряд условий, в частности для организаций, не являющихся вновь созданными, такими условиями являются (п. 5 ст. 427 НК РФ):

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • доля доходов от профильного вида деятельности по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек.

В нашем случае, исходя из условий ситуации, Организацией соблюдаются условия о профильной выручке и численности сотрудников. А госаккредитация пройдена компанией в мае 2018 г., хотя само Уведомление вручено Организации 06.06.2018 г.

Поэтому организация понимает, что она вправе применять пониженные тарифы, вопрос только с какого месяца, я мая или с июня 2018 г. или вообще только с третьего квартала 2018?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к порядку исчисления страховых взносов и прежде всего к порядку определения налоговой базы по страховым взносам. Действительно это важно, поскольку сумма взносов, определяемая в том числе и с применением пониженных тарифов, определяется именно относительно налоговой базы.

В соответствии с п. 1 с. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков- Организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Расчетным периодом признается календарный год, а отчетными — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. (п.1 и п. 2 ст. 423 НК РФ соответственно).

В течение года, по итогам каждого календарного месяца Организация-плательщик производит исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Другими словами, взносы начисляются на последнее число каждого месяца отдельно по каждому работнику в следующем порядке:

  • рассчитывается база,
  • определяется тариф (частности пониженный тариф),
  • рассчитывается сумма взносов за истекший месяц.

Исходя из условий рассматриваемого вопроса в мае 2018 года Организация получила в Минкомсвязи РФ государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Уведомление об аккредитации от Минкомсвязи датировано 02.05.2017, хотя и получено Организацией только 06.06.2018 г., при этом доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и средняя численность работников удовлетворяют условиям применения пониженных тарифов страховых взносов.

Следовательно, учитывая вышеизложенные нормы закона, а также условия рассматриваемого вопроса на момент расчета страховых взносов за май (на последнее число месяца) все необходимые условия для применения Организацией пониженных тарифов страховых взносов были соблюдены. Поэтому она вправе применять пониженный тариф страховых взносов начиная с мая 2018 г.

Учитывая тот факт, что страховые взносы за май 2018 организация должна уплатить не позже 15.06.2018 г. (п. 3 ст. 431 НК РФ, п. 4 ст. 22 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ («Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее Закон № 125-ФЗ) она вполне успевает рассчитать сумму взносов к уплате по пониженному тарифу, после получения Уведомления 06.06.2018 г.

И даже, если предположить, что Уведомление могло было быть получено и после 15.06.2018 г., то это не лишало бы права Организацию на применение пониженных тарифов за май 2018 г.

В таком случае по итогам предоставления расчета за полугодие в карточке расчетов с бюджетом, которая ведется налоговым органом, у Организации просто образовалась бы переплата.

А если будет нарушено условие о доле полученного дохода?

Если организация по итогам деятельности за отчетный (расчетный) период, например, за 9 месяцев 2018 г. не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она не вправе применять пониженные тарифы в расчетном периоде (2018 г) и должна произвести перерасчет ранее исчисленных страховых взносов исходя из общеустановленного тарифа начиная с мая 2018 г. При этом пени и штрафы не начисляются.

Однако не все так критично, потому что если по итогам деятельности за 2018 г. год вновь выполняет условие о доле доходов, то при соблюдении двух других условий (наличие аккредитации и соблюдения условия о среднесписочной численности), установленных п. 5 ст. 427 НК РФ, она вправе применить пониженные тарифы с начала календарного года (в данном случае с мая 2018 г.) и произвести перерасчет исчисленных ранее страховых взносов по общеустановленному тарифу путем их возврата или зачета. (Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705).

Поэтому, учитывая все вышеизложенное, Организация должна внимательно следить за соблюдением условий, дающих право на применение пониженных тарифов в каждом отчетном (расчетном) периоде, поскольку потеря права на применение влечет необходимость пересчета взносов по тарифам в общеустановленном размере.

Как «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов

В статье 427 НК РФ установлены условия применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, выплачивающих вознаграждения физическим лицам и осуществляющих виды деятельности, перечисленные в данной статье. В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ отдельно перечислены льготируемые виды деятельности для «упрощенцев». Однако применение пониженных тарифов по-прежнему чревато рисками для плательщиков страховых взносов. И с принятием очередных поправок эти риски только усилились.

В числе плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженные тарифы страховых взносов, названы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД является, например, ремонт автомобилей, бытовых изделий, строительство, производство мебели — всего в списке более 60 видов деятельности.

Напомним, что в период действия ныне отмененного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) пониженные тарифы и условия их применения были установлены в ст. 58 этого закона. В той же статье был приведен и список льготируемых видов деятельности. Для применения пониженного тарифа от плательщика страховых взносов требовалось получение не менее 70% дохода по одному из видов деятельности, приведенных в упомянутом списке. После введения в действие главы 34 НК РФ «Страховые взносы» данная льгота из Закона № 212-ФЗ «перекочевала» в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, а требование о соблюдении 70-процентного лимита — в п. 6 ст. 427 НК РФ.

Новации

В конце прошлого года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 6 ст. 427 НК РФ была внесена правка: слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» были заменены словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности». А фраза: «Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса» заменена на: «Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса».

Иными словами, согласно новой редакции для плательщиков, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Новый порядок распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Некоторые специалисты посчитали, что первое изменение носит технический характер. Но у автора на этот счет возникли сомнения. Дело в том, что аналогичная ситуация, имевшая место в период действия Закона № 212-ФЗ, вызывала многочисленные судебные разбирательства, которые так и не привели к единому результату. Разругались даже судьи!

О чем спорили плательщики и проверяющие в период действия Закона № 212-ФЗ

В соответствии с положениями ст. 58 Закона № 212-ФЗ страхователь-организация имел право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий:

— находится на УСН;

— основной вид деятельности соответствует перечню, приведенному в подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;

— доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Именно с последним показателем (общим объемом доходов) сложилась очень неприятная ситуация как минимум для медицинских, детских дошкольных и общественных спортивных организаций.

Медицинские учреждения против фондов

Начнем с судебного спора, который рассматривал АС Уральского округа (постановление от 17.07.2017 № Ф09-3213/17).1

Медицинское учреждение ничем другим, кроме оказания медицинских услуг, не занималось, при этом получало целевое финансирование из бюджета. То есть доходы плательщика складывались из доходов, получаемых от оказания медицинских услуг в рамках ОМС, и доходов от платных медицинских услуг.

Плательщик был уверен, что имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов, поскольку доля его доходов от льготируемой деятельности составляла даже не 70, а 100%.

Но по расчетам проверяющих эта доля оказалась менее 70%, то есть, по мнению чиновников, плательщик права на пониженный тариф не имел.

В спорный период действовал п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Согласно ему конкретный вид экономической деятельности, предусмотренный подп. 8 п. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определялась на основании ст. 346.15 НК РФ.

Напомним, что «упрощенцы» на основании п. 1 ст. 346.15 НК РФ, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

— доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Обратимся к подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования и использованного по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами. В частности, это средства, получаемые медицинскими организациями за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, а также средства, получаемые страховыми медицинскими организациями — участниками ОМС от территориальных фондов ФОМС.

Как указал суд, фонд оплаты труда работников, выполняющих полученное медучреждением задание по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансировалось из средств ОМС, как и оплата обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Деятельность медучреждения была связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств ОМС и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования.

При расчете доли доходов, полученных от льготируемой деятельности, суд не стал учитывать в числителе суммы, полученные в рамках целевого финансирования, но оставил их в знаменателе. После этого искомое соотношение стало много меньше нужных 70%.

По мнению суда, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ целевые бюджетные средства ОМС не подлежат учету при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности. Вместе с тем правовые основания для исключения целевых бюджетных средств ОМС из общей суммы доходов отсутствуют, так как из буквального толкования и смысла п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, следует, что в общую сумму доходов должны быть включены любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС.

Аргумент в пользу медучреждения

В рассматриваемом споре медицинское учреждение сослалось на Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О. Из него следует, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям п. 1.4 ст. 346.15 НК РФ, который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых компаний, осуществляющих ОМС. Указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения УСН — ст. 251 и 346.15 НК РФ.

Спору нет: нельзя учитывать полученные в рамках целевого финансирования средства в числителе, и не надо. Но имеют ли право чиновники включать эти суммы в знаменатель?

АС Уральского округа посчитал, что медицинское учреждение неправильно трактует Определение КС РФ от 21.11.2016 № 1467-О, и согласился с проверяющими из фондов.

Другое судебное решение как аргумент

В качестве доказательства в свою пользу медицинское учреждение также сослалось на постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2016 № Ф02-5156/2016 по делу № А10-7158/2015. На это доказательство уральские судьи отреагировали значительно более нервно. Если отбросить юридическую вежливость, они практически обвинили сибирских коллег в некомпетентности! Что же так «задело» уральский суд?

Дело в том, что в деле, рассмотренном сибиряками, суд первой инстанции и апелляция рассуждали так же, как и АС Уральского округа. Но АС Восточно-Сибирского округа признал эти рассуждения ошибочными.

В этом деле нижестоящие суды, сославшись на ст. 250, 251 НК РФ, также пришли к выводу о несоблюдении поликлиникой предусмотренных в п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ условий для применения пониженных тарифов. Суды при этом исходили из расчетов чиновников, в которых общая сумма доходов для вычисления пропорции была увеличена на суммы полученных страхователем субсидий и зачисленных средств ОМС. Данные суммы суды посчитали доходами по смыслу ст. 346.15 НК РФ, но не доходами от основной экономической деятельности (как и АС Уральского округа).

Однако судьи не учли, что согласно п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249, 250 НК РФ; при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

При этом объектом налогообложения при применении УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, — п. 1 ст. 346.14 НК РФ.

Таким образом, поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, не признаются доходами для целей применения УСН. Следовательно, такие поступления не признаются доходами и для целей применения п. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в связи с чем не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов.

К числу таких доходов, не подлежащих учету при расчете пропорции, среди прочего, относятся доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, — подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования в соответствии с указанной нормой, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами:

— в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

— в виде средств, получаемых медицинскими организациями, ведущими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц.

Приведенная позиция, по мнению АС Восточно-Сибирского округа, согласуется с Определением КС РФ от 19.07.2016 № 1467-О.

Аргумент против: неосновательное обогащение

Чтобы понять истинную причину, почему суды выступают против применения пониженных тарифов медучреждениями, обратимся к постановлению АС Пермского края от 30.12.2016 по делу № А50-23939/2016.

Суд отметил, что медучреждение применяло пониженный тариф страховых взносов как в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из средств целевого финансирования, так и в отношении фонда оплаты труда, финансируемого из доходов от оказания платных медицинских услуг. Но в составе средств ОМС медучреждению перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу. То есть, применяя пониженный тариф, медучреждение фактически получало неосновательное обогащение (необоснованную выгоду) в виде разности между общеустановленным тарифом и пониженным.

Неутешительные выводы

Возвращаясь к постановлению АС Уральского округа 17.07.2017 № Ф09-3213/17, с которого мы начали разбор проблем применения пониженных тарифов, стоит отметить следующее. Видимо, это тот редкий, но не единственный случай, когда суд решил принять решение не по закону, а по справедливости. Аналогичной позиции придерживается и АС Западно-Сибирского округа (см. постановления от 21.11.2017 № А81-6596/2016 и от 27.11.2017 № А81-6594/2016).

Что написано пером…

Судебная практика довольно часто показывает нам, насколько огромное значение имеют правильные формулировки текста закона. Вот одна из таких ситуаций.

Налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД. Основной вид его экономической деятельности поименован в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Но именно по нему применяется ЕНВД, а не УСН. Может ли такой налогоплательщик использовать пониженные тарифы страховых взносов?

Как уже говорилось выше, в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечислено много видов деятельности. При этом пониженные тарифы страховых взносов могут применять только те плательщики, которые применяют УСН.

Эта ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@ (доведено до нижестоящих инспекций ФНС России письмом от 28.06.2017 № БС-4-11/12448@). А недавно появилось новое письмо ФНС России от 22.02.2018 № ГД-4-11/3589@, повторяющее эту позицию.

Чиновники рассудили так. В силу подп. 5 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для компаний и предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых, классифицируемым на основании ОКВЭД, является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 г. включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 000 000 руб.

Согласно п. 6 ст. 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. А сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

На этом основании чиновники решили, что пониженные тарифы страховых взносов, установленные в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, применяются упомянутыми плательщиками страховых взносов при соблюдении указанных критериев и применения УСН по основному виду экономической деятельности. Вывод: если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является деятельность, указанная в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, но по которой плательщик применяет ЕНВД, у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Однако нашлись специалисты, которые посчитали, что пусть и чисто формально, но чиновники не правы. В рассматриваемом подпункте буквально выдвинуты только два условия:

— субъект должен применять УСН;

— основной вид деятельности должен быть упомянут в перечне.

О том, что УСН должна применяться именно по основному виду деятельности, здесь не сказано, как и о том, что субъект не может одновременно применять другую систему налогообложения.

Были сомнения, что арбитражный суд прислушается к таким весьма натянутым аргументам, но АС Уральского округа прислушался (см. постановление от 15.11.2017 № Ф09-7163/17)! Он однозначно указал, что «уплата обществом по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности».

Так что в тексте НК РФ важно каждое слово! И с этой аксиомой мы возвращаемся к той новации, о которой говорили в начале статьи.

В чем заключаются скрытые риски новаций

Как видно, основная проблема применения налогового законодательства — в его трактовках. Законодатели могут предполагать одно, фактически написать в законе другое, у чиновников будет своя трактовка, у налогоплательщиков/или плательщиков своя, а суд может посмотреть на все с другого ракурса, причем у каждого суда ракурс может быть свой.

Так вот, вернемся к нашей «технической правке», а точнее к показателю общего объема доходов (приводится в знаменателе при расчете пропорции), который теперь определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Здесь вроде бы все ясно. Как и говорили судьи АС Уральского и Западно-Сибирского округов, полученные субсидии должны учитываться при подсчете общей суммы доходов медучреждения2.

По другому обстоят дела с заменой фразы «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» на фразу «в связи с осуществлением этого вида деятельности»: здесь возникает простор для трактовок.

По мнению автора, такая замена означает, что субсидии, получаемые медучреждением от государства на финансирование его медицинской деятельности, должны включаться при расчете доли дохода, получаемого медучреждением от его основной деятельности в состав числителя при расчете пропорции.

Ведь если бы медучреждение не осуществляло этот вид деятельности, оно бы не получило никакого целевого финансирования. Связь между оказанием медицинских услуг и получением субсидий самая что ни на есть прямая!

Но как новшества будут трактоваться практически, нам еще только предстоит узнать. Хотя можно смело ожидать, что конфликты по этому поводу еще впереди.

1 См. также аналогичное постановление АС Уральского округа от 29.06.2017 № Ф09-3505/17.

2 Хотя можно было бы найти оборонительный ресурс и заявить, что раз законодателям пришлось прямо прописывать это положение в законодательстве, до этого момента такого правила не существовало.

Налоговый контроль за пониженными тарифами

С 2017 года пониженные тарифы по страховым взносам сохранились. См. «Таблица ставок страховых взносов в 2017 году».

Однако администрирование страховых взносов с 2017 года перешло к Федеральной налоговой службе. Соответственно, с 2017 года расчет по страховым взносам нужно будет сдавать в ИФНС. «Срок сдачи отчетности по страховым взносам с 2017 года».

Получив расчет по страховым взносам, налоговые инспекции будут проводить камеральную проверку этого расчета. В частности, им нужно будет проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ). Пониженные тарифы отражаются в приложения 5-8 раздела 1 расчета по страховым взносам. Так, например, приложение 6 к разделу 1 расчета заполняют

  • организации (предприниматели) на упрощенке, которые заняты в социальной или производственной сфере и имеют право на пониженный тариф взносов (подп. 5 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • ИП, совмещающие упрощенку и патентную систему налогообложения.

В ходе камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция может потребовать у организации или ИП:

  • представить документы;
  • представить письменные пояснения о выявленных ошибках (противоречиях) или устранить их;
  • представить устные пояснения.

Истребование документов: что интересует инспекторов

Применение пониженных тарифов страховых взносов ы 2017 году носит заявительный характер. То есть, если это означает, что если организация или ИП соответствует определенным требованиям, то они вправе исчислять взносы по пониженным ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом. Причем подавать в ИФНС уведомление или ждать разрешения налоговиков не нужно. Тот факт, что организация или ИП в 2017 году рассчитывает страховые взносы по пониженным ставкам, а также основание для такого начисления налоговики увидят из единого расчета по страховым взносам.

Налоговики не вправе отказать в приеме расчетов по страховым взносам страхователям, применяющим в 2017 году льготные тарифы, мотивируя это необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих такое право.

Вместе с этим, с 2017 года налоговые инспекции в рамках проверки расчетов по страховым взносам вправе в рамках камеральной проверки затребовать представления документов, подтверждающих право на пониженный тариф. Такое право закреплено за инспекторами пунктом 8.6 статьи 88 НК РФ.

В зависимости от того, какой пониженный тариф применяет организация или ИП в 2017 году, может меняться и перечень документов, который вправе затребовать инспектор. Поясним в таблице.

Документы, подтверждающие право на пониженные тарифы взносов
Тип организаций, применяющих пониженные тарифы Список подтверждающих документов Норма
Организации и ИП, заключившие соглашение о технико-внедренческой деятельности (производят выплаты физлицам, работающим на территории технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоны) – копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
– соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в технико-внедренческой (промышленно-производственной) особой экономической зоне
подп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ
Организации и ИП, заключившие соглашение о туристско-рекреационной деятельности (производят выплаты физлицам, работающим на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны) – копия свидетельства о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны;
– соглашение о туристско-рекреационной деятельности в туристско-рекреационной особой экономической зоне
подп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 3 ст. 9 Закона от 22 июля 2005 № 116-ФЗ
Организации и ИП – участники свободной экономической зоны в Крыму – свидетельство о статусе участника СЭЗ в Крыму
Сведения о реестре участников СЭЗ в Крыму в налоговые инспекции сообщает Минэкономразвития
п. 10 ст. 427 НК РФ, подп. 5 и 6 п. 1 ст. 11 Закона от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 № 858
Организации и ИП – резиденты свободного порта Владивосток – свидетельство резидента свободного порта «Владивосток»
Сведения о реестре участников свободного порта «Владивосток» в налоговые инспекции сообщает Минвостокразвития России
п. 10 ст. 427 НК РФ, п. 13 и 14 ст. 11 Закона от 13 июля 2015 № 212-ФЗ, приказ Минвостокразвития России от 31 августа 2015 № 163
Организации, которые ведут деятельность в области IT (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) – выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
– расчет средней или среднесписочной численности сотрудников (на основании данных форм статистического наблюдения № 1-Т и № П-4);
– расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов
п. 5 ст. 427 НК РФ
Организации и ИП на УСН, у которых основной вид деятельности в производственной или социальной сфере − расчет страховых взносов со сведениями об основном виде экономической деятельности, сумме и составе доходов п. 6 ст. 427 НК РФ, письмо Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2011 г. № 5071-19
Организации – участники проекта «Сколково» – свидетельство о присвоении статуса участника проекта «Сколково»
Сведения о статусах участников проекта «Сколково» в налоговые инспекции предоставляет управляющая компания проекта. Информацию об участниках за периоды до 1 января 2017 года налоговые инспекции передают во внебюджетные фонды
п. 9 ст. 427 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС) – выписка из РМРС о регистрации судна;
– состав экипажа судна
подп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ
Аптечные организации и предприниматели, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность и платят ЕНВД1 – документы, подтверждающие право сотрудников на фармацевтическую деятельность подп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ, ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ
Некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных учреждений), которые применяют упрощенку и по учредительным документам ведут деятельность в области:
– социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи, архивы);
– массового спорта (кроме профессионального)
– расчет страховых взносов со сведениями о праве на пониженный тариф взносов
Сведения о деятельности некоммерческой организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста
п. 7 ст. 427 НК РФ
Благотворительные организации, которые применяют упрощенку Сведения о деятельности благотворительной организации, которая не соответствует ее целям, в налоговые инспекции сообщают отделения Минюста п. 8 ст. 427 НК РФ
Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования
Сведения о реестре учета хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра п. 4 ст. 427 НК РФ

Документы, необходимые для проверки права на применение пониженных тарифов страховых взносов налоговая инспекция может запросить (п.2 ст.93 НК РФ):

  • на бумаге в виде копий, заверенных подписью руководителя (другого уполномоченного на это лица) и печатью организации;
  • в электронном виде (если документы, требуемые у организации, составляются в электронном виде по установленным форматам).

Что нужно знать о применении пониженных тарифов страховых взносов

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в ПФР и ФСС и при каких условиях.

2. Чем подтверждается право применять пониженные тарифы страховых взносов.

3. Как применение льготных тарифов по страховым взносам влияет на проведение проверок ФСС и ПФР.

4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

В настоящее время общий размер страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС составляет 30% выплат, входящих в базу для начисления страховых взносов (без учета взносов в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Однако некоторые страхователи имеют возможность совершенно законно сэкономить на страховых взносах. В Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закреплено право определенных категорий плательщиков страховых взносов применять пониженные тарифы. В этой статье мы рассмотрим особенности и условия применения пониженных тарифов по страховым взносам.

С полным перечнем категорий страхователей, имеющих право на льготы по страховым взносам, а также с пониженными ставками страховых взносов Вы можете ознакомиться в разделе Пониженные тарифы страховых взносов.

Как видно из указанного перечня, в основном пониженные тарифы установлены для узкопрофильных категорий плательщиков страховых взносов, например, для общественных организаций инвалидов, для сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д. В данной статье мы остановимся на наиболее распространенных случаях применения пониженных тарифов страховых взносов, в частности для:

  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которых поименован в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ (подробнее о видах деятельности и ОКВЭД в разделе Пониженные тарифы страховых взносов) (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением отдельных видов деятельности (подробнее в разделе Пониженные тарифы страховых взносов) (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ).

! Обратите внимание: пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей только в отношении выплат и иных вознаграждений физическим лицам (ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ). Взносы за себя индивидуальные предприниматели уплачивают в общем порядке, к ним пониженные тарифы не применяются.

Условия применения пониженных тарифов и отражение в отчетности

Категория

Условия Отражение в отчетности
4-ФСС

ПФР

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которых поименован в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Применение УСНО;
  • Доля доходов по виду деятельности, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ, составляет не менее 70% от общей суммы доходов по итогам отчетного периода (в этом случае этот вид деятельности признается основным) (ч. 1.4 ст. 58 Закона 212-ФЗ).
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «121/01/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Раздел 1 таблица 1 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Раздел 1 таблица 4.3 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2 таблица 6 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Титульный лист – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «07» (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
  • Раздел 3.5 — необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Применение ЕНВД
  • Наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «141/02/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Раздел 1 таблица 1 –ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Раздел 2 таблица 6 – ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Титульный лист – ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «11»
    (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением ИП на ПСНО, осуществляющих виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 — 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (подробнее см. Пониженные тарифы страховых взносов)
  • Применение патентной системы налогообложения;
  • Осуществление видов деятельности, не составляющих исключение.
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «171/…/…»
  • Раздел 1 таблица 1 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Раздел 1 таблица 4.5 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2 таблица 6 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Титульный лист – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «16» (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
  • Наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ;
  • Доля доходов от деятельности в области ИТ составляет не менее 90% всех доходов по итогам 9 месяцев года, предшествующего отчетному (году перехода на пониженные тарифы)
  • Средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего отчетному (году перехода на пониженные тарифы) составляет не менее 7 человек
    (ч. 2.1, 2.2 ст. 57 Закона 212-ФЗ)
  • Таблица 4.2 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «091/…/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Титульный лист – ОКВЭД должен соответствовать деятельности ИТ-организации
  • Раздел 3.3 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «06»
    (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)

Подтверждение права применять пониженные тарифы страховых взносов

Применение пониженных тарифов страховых взносов носит заявительный характер, это означает, что если организация или индивидуальный предприниматель соответствует требованиям ст. 58 Закона № 212-ФЗ, она имеет право исчислять взносы по пониженным ставкам, предусмотренным в законе. При этом подавать уведомление или ждать разрешения от ФСС и ПФР не нужно. То, что плательщик страховых взносов исчисляет страховые взносы по пониженным ставкам, а также основание для такого начисления контролирующие органы увидят из отчетов 4-ФСС и РСВ-1. Какие именно данные следует отражать в отчетах – смотрите таблицу выше. При этом контролирующие органы не вправе отказать в приеме отчетов страхователям, применяющим льготные тарифы, мотивируя это необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих такое право (Письмо ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893).

Однако в некоторых случаях право на применение пониженных тарифов страховых взносов необходимо подтверждать документально. При проведении камеральных и выездных проверок представители ФСС и ПФР могут запросить любые документы, подтверждающие правильность начисления и полноту перечисления страховых взносов. И в первую очередь запрашивают как раз документы, подтверждающие право страхователя на применение пониженных тарифов страховых взносов. Итак, к таким документам относятся:

1. Подтверждение применяемой системы налогообложения:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН – уведомление налоговой инспекции о возможности применять упрощенную систему налогообложения
  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО – патент на право применения патентной системы налогообложения;
  • для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – уведомление налоговой инспекции о возможности применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2. Подтверждение основного вида деятельности:

  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО; для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – Информационное письмо о присвоении кодов, выданное органом Росстата; выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности (Приложения № 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55 «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами»);
  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, основной вид деятельности для целей использования пониженных тарифов определяется по доле доходов, полученных от этой деятельности. Поэтому документами, подтверждающими основной вид деятельности для таких организаций и ИП могут служить: декларации по налогу на прибыль (по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей), декларации по УСН, справки-расчеты в произвольной форме, учетные регистры по счетам 90, 91 (в основном регистры бухгалтерского учета запрашивают при выездных проверках).

3. Подтверждение права заниматься определенной деятельностью:

  • для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – лицензия на осуществление фармацевтической деятельности;
  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий – выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

4. Подтверждение средней численности работников

  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий средняя численность работников должна составлять не менее 7 человек (до 2014 года – не менее 30 человек). Подтвердить показатель средней численности работников можно на основании данных отчетов в органы Росстата: по форме 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», по форме П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», по форме ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Кроме того при выездных проверках ФСС и ПФР также могут запросить в качестве подтверждения табели учета рабочего времени за проверяемый период.

Проверки ФСС и ПФР страхователей, применяющих пониженные тарифы

Если Вы попадаете в категорию страхователей, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов, и используете это право, то нужно быть готовым к повышенному интересу со стороны контролирующих органов.

Во-первых, после того, как Вы сдали отчеты в ФСС и ПФР, в первый раз применив пониженные тарифы взносов, в отношении Вашей организации будет инициирована камеральная проверка по факту применения пониженных тарифов страховых взносов. Это связано с тем, что в базе страхователей в ФСС и ПФР организация числится как плательщик взносов по основному тарифу, чтобы внести изменения в шифр страхователя, инспекторы должны проверить соответствие условиям применения пониженных тарифов. Как правило, такая камеральная проверка проводится ежегодно после предоставления отчетов за первый квартал. Подтверждающие документы, запрашиваемые при ее проведении, мы рассмотрели ранее.

! Обратите внимание: ФСС и ПФР не вправе отказать в приеме отчетов, запрашивая дополнительные подтверждающие документы и сведения одновременно с отчетами. При этом страхователь может по собственной инициативе предоставить подтверждающие документы вместе с отчетами, не дожидаясь официального запроса.

Во-вторых, нужно иметь в виду, что применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок (п. 2.1 Распоряжения Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов»). Кроме того, если одним из условий применения пониженного тарифа является соблюдение установленной доли доходов от основного вида деятельности, то выездные проверки ФСС и ПФР проводятся чаще всего совместно с налоговыми органами (п. 2 ч. 5 ст. 33, п. 2 ч. 2.1, п. 2 ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Участие налоговых органов в таких проверках направлено на установление соответствия расчета доли доходов нормам налогового законодательства.

Однако, несмотря на высокую вероятность проведения проверок, возможность существенно сэкономить на уплате страховых взносов с выплат работникам без сомнения должна быть использована. Тем более, что теперь Вы знаете, как отстоять свое право применять пониженные тарифы перед контролирующими органами!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 № 2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения»

см. Формы и порядок заполнения отчетности

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»

см. Формы и порядок заполнения отчетности

Как ознакомиться с официальными текстами документов, Вы узнаете в разделе Полезные сайты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *