Положение по охране труда

Для чего нужно положение по охране труда?

В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.

Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

  • организационные;
  • правовые;
  • технические;
  • социальные;
  • реабилитационные;
  • профилактические.

В Положении об охране труда указываются:

  • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
  • ответственный сотрудник за обеспечение ОТ на предприятии, его обязанности и порядок работы;
  • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
  • права работников в сфере ОТ;
  • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
  • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
  • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
  • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

О том, как составляется инструкция по ОТ, читайте в этой статье.

Работодатель может указать в Положении и затем ежегодно реализовывать любые мероприятия, улучшающие условия труда работников. Но к расходам для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно будет отнести лишь те, которые упомянуты в Типовом перечне мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению профрисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.

Порядок утверждения положения по охране труда

Разработка Положения по охране труда на предприятии может быть поручена компетентному специалисту, например, инженеру по ОТ, а может разрабатываться и коллегиально. Коллективная подготовка данного локального нормативного акта поможет избежать возникновения возможных претензий со стороны сразу нескольких контролирующих органов.

Обоснования данного мнения следующие:

  • сотрудники, ответственные за ведение кадрового учета, смогут четко прописать права и обязанности работодателя и сотрудников;
  • юристы определят ответственность за невыполнение прописанных в Положении условий, а также как лучше контролировать их выполнение;
  • специалисты по ОТ смогут предусмотреть все нюансы, на которые обращают внимание инспекторы по труду при проведении проверки предприятия;
  • бухгалтер определит, все ли из указанных мероприятий в Положении можно будет отнести к расходам предприятия или они будут покрываться за счет чистой прибыли компании.

На каждом предприятии может быть организован свой порядок составления Положения по ОТ. Утверждение этого документа тоже может происходить различными способами:

  • для утверждения Положения издается приказ;
  • Положение утверждается путем проставления грифа «Утверждаю» в верхней правой части документа, под которым ставятся подпись (с расшифровкой) руководителя и дата.

Положение по ОТ утверждается руководителем предприятия. При утверждении в Положении может указываться дата начала действия локального нормативного акта. Однако обычно документ вступает в силу непосредственно с даты утверждения.

Все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с указанным Положением. Для фиксации этого факта может быть сформирована отдельная ведомость, в которой каждый ознакомившийся с содержанием документа ставит свою подпись и дату.

В процессе деятельности компании может появиться необходимость для внедрения новых мероприятий по ОТ. При этом Положение не нужно будет заново разрабатывать. О проведении новых мероприятий может быть издан соответствующий приказ, в котором кроме перечня мероприятий и обоснования их внедрения указывается, что они вводятся в дополнение к существующему Положению об ОТ.

Типовое положение по охране труда: структура

Типовой локальный акт по ОТ на предприятии обычно имеет такую структуру:

  1. Общие положения — здесь излагается краткое содержание документа, разъясняются цели и задачи ОТ на предприятии.
  2. Обязанности работодателя, работников, ответственных за охрану труда лиц, службы ОТ (если она создана); права работников — в этом разделе подробно раскрываются обязанности/права каждого из участников данных правоотношений, перечисляются все ответственные лица.
  3. Мероприятия по обеспечению нормальных и безопасных условий труда и порядок их финансирования — здесь надлежит подробно, по пунктам перечислить все мероприятия, которые предполагается проводить на предприятии в рамках ОТ.
  4. Ответственность за несоблюдение условий по обеспечению ОТ на предприятии — в этом разделе должны быть перечислены возможные санкции, которые будут накладываться на виновное в нарушении нормативов по ОТ лицо.
  5. Порядок расследования несчастных случаев на рабочем месте.
  6. Приложения — это дополнения к Положению, в которых могут быть подробно описаны действия по оказанию помощи при несчастном случае на производстве, состав медаптечки неотложной помощи, инструкции по работе с оборудованием и т. д.

О действиях работодателя, обязательных при несчастном случае с работником, читайте в материале «Ст. 228 ТК РФ: вопросы и ответы».

Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий

На всех предприятиях с целью охраны и улучшения условий труда, а также для снижения профрисков ежегодно реализуется ряд мероприятий.

Типовой перечень таких связанных с ОТ мероприятий содержится в приказе № 181н:

  • спецоценка уровня профриска и условий труда;
  • улучшение трудовых условий, в т. ч. после проведения их специальной оценки;
  • автоматизация производственных и технологических процессов;
  • установка (включая расходы по приобретению) сигнализации на случай поломки оборудования, возникновения аварийных ситуаций;
  • защита элементов технологического оборудования от повреждений, причиненных разлетающимися частицами/предметами, при воздействии движущих частей;
  • модернизация защитных средств от вредного воздействия;
  • покраска оборудования или опасных элементов в яркие сигнальные цвета;
  • автоматизация контроля за уровнем вредных веществ в воздухе или иных опасных факторов на производстве;
  • внедрение техустройств по защите от поражения электротоком;
  • установка предохранителей и сигнальных приспособлений для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования;
  • автоматизация техопераций, которые связаны с транспортировкой и хранением резервуаров с опасными жидкостями, используемыми в производстве;
  • автоматизация работ по транспортировке и складскому хранению сырья, производственных отходов;
  • автоматизация услуг по уборке помещений, обезвреживанию опасных производственных отходов, очистки воздуховодов, окон, светильников, фонарей и пр.;
  • модернизация техоборудования, используемого для снижения процента содержания вредных примесей в воздухе, уменьшения вибраций, шума, излучений;
  • реконструкция и прокладка новых вентиляционных и отопительных систем в рабочих помещениях;
  • наладка освещения, соответствующего действующим нормам безопасности;
  • обустройство мест для отдыха персонала, реконструкция бытовок;
  • обеспечение автоматизированной подачи питьевой воды в рабочих помещениях;
  • обеспечение работников защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты (речь идет о тех сотрудниках, которые трудятся в опасных условиях или подвергаются в процессе работы вредному воздействию);
  • обеспечение хранения защитных средств и уход за ними;
  • обеспечение сотрудников тренажерами, наглядными материалами, необходимой для работы литературой, приобретение стендов, компьютеризация кабинетов;
  • обеспечение проведения инструктажа/обучения, проверки имеющихся у сотрудников знаний по ОТ;
  • обучение работников, чтобы те смогли оказать первую медпомощь на производстве пострадавшим сотрудникам;
  • обучение сотрудников, связанных с работой опасных объектов;
  • проведение периодических/обязательных медосмотров;
  • оборудование кабинетов/санитарных постов для оказания медпомощи;
  • обустройство тоннелей, переходов, тротуаров на территории предприятия для обеспечения безопасности передвижения;
  • внедрение мероприятий по контролю за производством;
  • тиражирование инструкций по ОТ;
  • перестановка промоборудования, переорганизация рабочих мест для создания безопасных условий труда;
  • обустройство тренировочных полигонов;
  • развитие физкультуры в трудовом коллективе.

При обучении сотрудников нормам ОТ можно воспользоваться специально разработанной программой. Подробнее о ней – в нашей статье «Типовая программа обучения охране труда — образец».

Что еще включает в себя положение об организации работы по охране труда?

Положение по организации работы по ОТ обязательно должно включать кроме общих положений еще и перечень основных по направленности работ по ОТ, а также порядок распределения обязанностей между сотрудниками для обеспечения безопасности на работе. В этом случае напротив каждого из наименований работ по ОТ необходимо указывать ответственное за исполнение мероприятия лицо, а также вовлеченных участников в сфере ОТ по направлениям.

Например, руководитель отвечает за общее руководство всеми техпроцессами, а также за состояние ОТ на предприятии. Директор также отвечает за проведение расследования при возникновении несчастных случаев; контролирует соблюдение законодательных норм и правил по ОТ; обеспечивает страхование сотрудников от профзаболеваний, временной нетрудоспособности и пр.

Кроме того, в данном положении указывается лицо, ответственное за обеспечение ОТ на предприятии. Прописывается порядок создания отдела (службы) по ОТ, алгоритм прохождения инструктажа по основам ОТ. В данном локальном акте обязательно следует прописать, каким образом и кем проводится анализ состояния трудовых условий. Следует описать, как будут осуществляться мероприятия по улучшению условий труда.

Положение об отделе охраны труда

Положения

*Положение разработано на основе Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1995 года № 6).

I. Общие положения

1. Отдел охраны труда является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
3. Отдел подчиняется непосредственно техническому директору.
4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
5. Начальник отдела охраны труда имеет _______ заместителя(ей).

6. Обязанности заместителя (ей)

(определяются; распределяются)

начальником отдела охраны труда.
7. Заместитель (и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе отдела охраны труда, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны труда.
8. В своей деятельности отдел руководствуется:
8.1. Уставом предприятия.
8.2. Настоящим положением.
8.3. …
9. …

II. Структура

1. Структура и численность отдела охраны труда определяются с учетом общей численности работников предприятия и специфики работы и в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии.*

*Утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 марта 1995 года № 13.

2. Положения о подразделениях отдела (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится

(руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ми) начальника отдела)

3. Начальник отдела охраны труда утверждает должностные инструкции подчиненных ему работников.
4. …

III. Задачи

1. Организация и координация работы по охране труда на предприятии.
2. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия.
3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
5. …

IV. Функции

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
2. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.
3. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
4. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессио-нальных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.
5. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
6. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений предприятия и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
7. Разработка совместно с руководителями подразделений предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.
8. Участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия.
9. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.
10. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
11. Оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении:
— списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;
— списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
12. Составление (при участии руководителей подразделений предприятия) в соответствии с «Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда» перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
13. Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, системы стандартов безопасности труда.
14. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
15. Согласование проектов документов:
— инструкций по охране труда для работников;
— системы стандартов безопасности труда;
— перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте;
— программ первичного инструктажа на рабочем месте;
— …
16. Оказание методической помощи по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого).
17. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.
18. Обеспечение подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.
19. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
20. Осуществление контроля за:
— соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
— правильным применением средств индивидуальной защиты;
— соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— выполнением мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
— наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
— соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
— своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
— эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
— состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
— своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;
— организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
— правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
— …
21. Подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
22. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда предприятия и подготовка обоснований о выделении предприятию средств из территориального фонда охраны труда на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
23. Доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
24. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.
25. Рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка по ним предложений работодателю (руководителям подразделений) по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследований недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям.
26. Организация работы кабинета по охране труда.
27. Организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии с использованием внутренней радиосети, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати предприятия, стенных газет, витрин и т.д.
28. …

V. Права

Отдел охраны труда имеет право:
1. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.
2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
3. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя).
4. Привлекать по согласованию с работодателем руководителями подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда.
5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.
6. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
7. Представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.
8. Представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных и общественных организациях при решении вопросов охраны труда.
9. Привлекать по согласованию с руководством предприятия соответствующих работников для участия в разработке и осуществлении планов и мероприятий по охране труда, проверках состояния охраны труда, а также к проведению совещаний, семинаров и т.д.
10. …

VI. Взаимоотношения (служебные связи)

1. Отдел взаимодействует со всеми подразделениями предприятия по вопросам согласования и визирования проектов приказов и других материалов, а также планирования и проведения мероприятий по охране труда.
2. Отдел взаимодействует со всеми техническими и производственными подразделениями по вопросам:
2.1. Получения:
— информации о соблюдении трудового законодательства;
— заявок на заключения по техническим проектам, технологии обслуживания и ремонта оборудования на предмет выполнения правил техники безопасности;
— технической и производственной документации для экспертизы на предмет учета в ней норм и правил охраны труда и техники безопасности;
— сведений о производственном травматизме;
— …
2.2. Предоставления:
— информации о нормативах и стандартах трудового законодательства;
— заключений по техническим проектам на предмет соблюдения норм техники безопасности;
— методической информации по обеспечению техники безопасности, охране труда и промышленной санитарии;
— …
3. …

VII. Ответственность

1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела.
2. На начальника отдела охраны труда возлагается персональная ответственность за:
2.1. Организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.
2.2. Организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
2.3. Соблюдение сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.
2.4. Обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и соблюдение правил пожарной безопасности.
2.5. Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.
2.6. Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов.
2.7. …
3. Ответственность сотрудников отдела охраны устанавливается должностными инструкциями.

Для чего нужно на предприятии?

Министерством труда утверждено предназначение внутреннего локального документа. Именно Положением по охране труда фиксируются алгоритмы и протоколы проведения обучения, ознакомления с правилами техники безопасности во время исполнения условий трудового договора.

Кроме этого, положение является для работодателя руководством к действию при планировании и разработке различных видов инструктажей по охране труда, алгоритм осуществления которых не всегда представлен в законодательной базе.

Благодаря локальному акту можно осветить вопрос о безопасности на предприятии в том виде, когда его назначение будет иметь прямой характер.

В Положении фиксируются отдельные условия и тонкости реализации обучающих проектов.

Положение по охране труда отражает:

  • Порядок назначения ответственного исполнителя за вопросы по охране труда (ОТ) и безопасности на предприятии, а также квалификационные требования, предъявляемые к уполномоченному лицу.
  • План проведения инструктажей, проверок ранее полученных знаний работниками предприятия в рамках вводных, текущих обучающих лекций и занятий по ТО.
  • Права персонала в сфере безопасности и ОТ.
  • Графики обучения персонала техникам безопасности в рамках элективных курсов.
  • Мера ответственности за неисполнение пунктов Положения либо нарушение условий труда и безопасности трудовой деятельности.
  • Перечень обучающих программ и нормативных актов, на основании которых формируется план мероприятий по ОТ и создании безопасной среды на предприятии.
  • Порядок оценивания условий труда на предмет выявления нарушений либо несоответствия требованиям, предъявленным ТК РФ в сфере безопасности трудовой деятельности.
  • Процедура тестирования территорий, помещений предприятия на предмет соблюдения ТБ и ОТ.
  • Порядок проведения диагностирования имеющегося оборудования, инвентаря, инструментария на предмет безопасного использования, а также план мероприятий по усовершенствованию с последующей минимизацией процента производственного травматизма.

Таким образом, назначение Положения по организации охраны труда в том, чтобы конкретизировать, закрепить, установить, определить порядок реализации мер безопасности в производственном процессе.

После составления Положение утверждается таким приказом.

Планирование мероприятий

Согласно федеральному акту стандартная типовая форма разработана в целях оказания содействия работодателям при составлении и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ).

Документ №438Н был утверждён Приказом Минтруда и соцзащиты РФ, подписан 19 августа 2016 года, а зарегистрирован 13 октября того же года.

Типовая форма внутреннего акта имеет следующую структуру:

  • Общие вопросы положения об ОТ.
  • Политика нанимателя в области ОТ.
  • Цели руководителя в области ОТ.
  • Обеспечение функционирования СУОТ.
  • Мероприятия, направленные на достижение целей работодателя в области ОТ.
  • Планирование задач по реализации процедур.
  • Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
  • Планирование улучшений функционирования СУОТ.
  • Реагирование на аварии, несчастные случаи и профзаболевания.
  • Управление документами СУОТ

Указанная парадигма должна быть совместимой с другими инструментами управления, функционирующими у высшего должностного лица.

Содержание типовой формы в организации работы по ОТ

Положение утверждается руководителем предприятия и имеет трёхчленную структуру.

Каждый блок освещает конкретную задачу:

  1. Общие положения. Здесь представлена информация о целях обеспечения безопасности труда, указан перечень нормативных актов и постановлений (ст.217 ТК РФ, Постановление №14 и №1/29 Минтруда, ГОСТ 12.0.007-2009), на которые обязан ссылаться работодатель.
  2. Основная часть. Самый ёмкий блок, так как описывает весь комплекс мероприятий. В основные направления работы входит:
  • контроль за соблюдением законодательства и других нормативных протоколов по ОТ;
  • алгоритм реагирования на несчастные случаи;
  • контроль за состоянием ОТ;
  • организация профилактических мероприятий по снижению травматизма, в том числе пропаганда по ОТ;
  • организация проведения инструктажей, обучающих занятий;
  • разработка документации по обеспечению системы управления ОТ.
  • Заключительный блок. Здесь размещается информация о порядке ознакомления с Положением, включая ответственность за несоблюдение норм и пунктов документа. Финансовая сторона мероприятия также находит отражение.

Внутренний документ по ОТ составляется в соответствии с типовой формой, а процедура согласования и утверждения регламентирована инструкцией по делопроизводству.

Типовое положение по охране труда, утвержденное приказом Минтруда 438н –.

Образцы других Положений, которые нужно иметь на предприятии:

  • о создании комиссии по ОТ;
  • о систему управления ОТ.

Срок действия

Нормативно-правовой акт локального значения может утратить свою силу. Поскольку статьей 12 ТК РФ обозначены следующие обстоятельства:

  • истечение срока;
  • отмена законодательного акта, на который ссылается работодатель в документе.

По умолчанию Положение принимается на неопределённый срок и подлежит переизданию с момента внесения изменений в законодательные акты или иные документы, которые легли в основу локального акта по охране труда.

Если на федеральном уровне долгое время ничего не меняется, то нормативный документ может быть переиздан по истечении срока действия инструкций по безопасности. Они подлежат обновлению каждые 5 лет.

Положения о территориальном фонде охраны труда

На территории Российской Федерации и в субъектах Федерации для решения вопросов охраны труда создан Территориальный фонд охраны труда. Территориальный фонд охраны труда (в последующем — Фонд) образуется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда. Фонд, как правило, создается при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основная задача Фонда состоит в том, чтобы на основе социального партнерства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объединений работодателей и профессиональных союзов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, изыскивать и эффективно использовать финансовые ресурсы для обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников;

Фонд является государственным финансово-кредитным учреждением.

Денежные средства Фонда находятся в оперативном управлении органа по труду субъекта Российской Федерации, не входят в состав его бюджета и не подлежат изъятию. Бюджет Фонда и отчет о его выполнении утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В своей деятельности Фонд руководствуется законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству субъекта Российской Федерации, и принятым положением о Фонде.

Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и текущий счета (в том числе валютные) в банках Российской Федерации, печать с изображением герба субъекта Российской Федерации и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки;

Фонд может заключать договоры, соглашения, контракты, быть истцом и ответчиком в суде, непосредственно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и международное сотрудничество, соответствующие его целям и задачам. Для реализации своих задач Фонд может создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предприятия и организации, размещать средства на депозитных счетах в банках Российской Федерации;

Фонд может открывать на территории субъекта РФ свои отделения, а также сотрудничать с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности (в дальнейшем — предприятия) и физическими лицами в вопросах, не противоречащих основным задачам и функциям Фонда.

Вступление в члены Фонда является добровольным. Членами Фонда могут быть юридические и физические лица, действующие на территории субъекта Российской Федерации.

Функциями Фонда являются:

— создание финансовых ресурсов за счет концентрации: средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ и территориального Фонда социального страхования РФ, ежеквартальных отчислений членов Фонда; штрафов, налагаемых на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и других нормативных актов о труде и охране труда; средств, полученных в виде дивидендов, процентов по займам, банковским депозитам; доходов от инвестирования средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги; прибыли собственных предприятий и организаций; доходов от долевого использования средств Фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; платы предприятий и организаций за консультационные, экспертные и другие услуги; добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных; прочих, не противоречащих законам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также основным задачам и функциям Фонда, поступлений;

— финансирование и льготное кредитование мероприятий по улучшению условий и охраны труда и оздоровлению работников, проводимых предприятиями — членами Фонда, и предоставление краткосрочных и долгосрочных процентных займов на указанные цели предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта Российской Федерации;

— финансирование научных исследований в области охраны труда и улучшения его условий;

— открытие для предприятий персональных накопительных счетов.

Кроме того, при формировании годовых бюджетов субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти может предусматривать дополнительные выделения средств в размерах, определяемых трехсторонней комиссией. В таком же порядке территориальный Фонд социального страхования Российской Федерации может решать вопрос об отчислении в Фонд средств на научные исследования в области охраны труда и улучшения его условий;

члены Фонда перечисляют средства в Фонд, как правило, ежеквартально в размерах, определенных органом управления Фондом и утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Эти размеры по предприятиям корректируются в зависимости от результатов сертификации постоянных рабочих мест, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 485 «О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты».

Использование средств Фонда может быть предусмотрено в самостоятельном разделе по следующим направлениям:

— реализация мероприятий, предусмотренных Федеральной и территориальной долговременными и текущими программами по охране и улучшению условий труда;

— проведение перспективных научно-исследовательских и опытно — конструкторских работ по охране и улучшению условий труда;

— разработка новых и совершенствование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты работников, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда в части обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

— проведение экспертизы условий труда;

— организация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и их сертификации на соответствие требованиям охраны труда;

— расследование несчастных случаев на производстве;

— ликвидация последствий производственных аварий, несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим на производстве и возмещение ущерба от производственных травм;

— оздоровление работников и повышение их медико-социальной защищенности;

— повышение квалификации работников, занимающихся вопросами охраны и улучшения условий труда, отвечающих за соблюдение законов об охране труда, а также проведение семинаров, конференций и издание методических материалов по охране и улучшению условий труда;

— покрытие расходов, связанных с содержанием и деятельностью Фонда, методических консультативных и учебных центров по вопросам охраны труда и улучшения его условий, а также подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих охрану труда, контроль соблюдения законодательства об охране труда;

— приобретение приборов контроля производственной среды, лабораторного и другого оборудования для исследовательских лабораторий территориальных органов государственной экспертизы условий труда;

— учреждение и финансирование (долевое участие) деятельности предприятий по производству средств коллективной и индивидуальной защиты работников, а также других предприятий и организаций, деятельность которых направлена на реализацию основных задач и функций Фонда;

— содействие в развитии международного сотрудничества в области улучшения условий и охраны труда;

— выдача долгосрочных и краткосрочных процентных займов предприятиям не членам Фонда, действующим на территории субъекта Российской Федерации, для реализации ими мероприятий по охране и улучшению условий труда работников;

— приобретение ценных бумаг и размещение средств на депозитных счетах в банках.

Последние два направления использования средств не должны наносить ущерб основным задачам и функциям Фонда. Поэтому целесообразно расходы на эти цели ограничивать решением органа управления Фондом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *