Полномочия налоговых органов

Какими правами наделены налоговые органы

Участниками налоговых правоотношений являются не только плательщики, которые обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы, но и сами налоговые органы. В рамках действия Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов на них возложены определенные права и обязанности.

Поскольку налоговые органы представляют взаимосвязанную и централизованную систему по контролю за исполнением норм налогового законодательства, что прописано в статье 30 Налогового кодекса, на них возложен ряд определенных прав, в рамках которых они осуществляют свою деятельность.

Так, согласно статье 31 Налогового кодекса, законодательно налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать с плательщиков документы, на основании которых к плательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов;
  • требовать документы, которые подтверждают оплату установленных к плательщикам налогов и сборов;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • требовать исправления нарушений норм налогового права;
  • взимать с плательщиков задолженности, пени, штрафы при существующих на то законных основаниях;
  • подавать заявления в судебные органы с требованиями к плательщикам;
  • выдвигать требования по аннулированию выданных лицензий на деятельность физических, юридических лиц, а так же ИП;
  • требовать от банков документации по движению счетов плательщика (следует понимать, как подтверждение уплаты налогов и сборов в пользу государственного бюджета);
  • начислять и определять сумму налогов и сборов, пени и штрафов, которые подлежат взысканию с плательщиков;
  • арестовывать имущество плательщиков-должников;
  • требовать приостановления операций по счету плательщиков-нарушителей;
  • отправлять плательщикам письменные уведомления с требованием явиться в налоговый орган для дачи разъяснений по уплате налогов и сборов;
  • временно изымать документацию у плательщиков при наличии достаточных на то оснований (например, доказанных умыслов по уничтожению такой документации).

Права и полномочия налоговых органов весьма обширны, поскольку именно на них возложены обязательства по контролю за исполнением налоговых норм.

При этом все вынесенные решения и требования налоговых органов могут быть отменены или изменены вышестоящими налоговыми органами.

Например, требование районной Федеральной налоговой службы может быть отменено областным Управлением Федеральной налоговой службы при наличии на то достаточных оснований.

Однако, перечень прав у налоговых органов не ограничивается только Налоговым кодексом. Так, ряд полномочий прописан в Законе РФ №943-1. Согласно этому закону налоговые органы вправе:

  • проводить проверки документации в установленном законодательством порядке, которая не имеет отношения к уплате налогов и сборов, задолженностям по ним, пеням, но относящихся к обязательным платежам плательщиков;
  • контролировать исполнение предпринимателями налогового законодательства;
  • требовать исполнения по обязательным платежам, которые не относятся к налогам, сборам, пени и штрафам за налоговые правонарушения;
  • при проверке обследовать принадлежащие плательщику помещения, в том числе и склады, конторы, офисы, торговые точки и прочие объекты недвижимости;
  • выносить обоснованные решения, требованием которых является привлечение к ответственности в рамках налогового законодательства плательщиков-нарушителей.

При этом права налоговых органов распространяются и на подачу исков по следующим вопросам:

  • о ликвидации компании, организации, ИП при наличии достаточных на то оснований в рамках российского законодательства;
  • об отмене сделок, признании их незаконными и недействительными;
  • о возмещении в государственный бюджет средств, полученных в ходе проведения незаконных сделок;
  • о признании незаконной и недействительной регистрации конкретного юридического лица или ИП;
  • о взыскании с плательщиков неуплаченных им в установленный срок налогов, сборов, пени, штрафов;
  • о расторжении соглашения по налоговым кредитам (следует понимать, как инвестиционных) до истечения срока его действия;
  • о возмещение причиненного государственному бюджету ущерба в результате несвоевременных или невыполненных обязательств банка, проводящего операцию по списанию средств со счета плательщика в пользу государства.

Подавать иски в судебные органы, выносить решения о привлечении к ответственности и взыскивать задолженности по налоговым обязательствам могут только руководители налоговых органов, а в их отсутствие – заместители.

Рядовые представители налоговых органов такими полномочиями не обладают, за исключением случаев, когда на уровне внутреннего приказа или доверенности на них не возложена эта обязанность.

Реализация прав и соответствующая документация

В рамках действия статьи 31 Налогового кодекса, все полномочия и права налоговых органов реализуются только по действующему законодательству. Так, формы для заполнения плательщиками и представителями налоговых органов к плательщикам имеют утвержденный формат, отклонения от которого недопустимы.

Кроме того, на основании согласия работник государственных органов, а также их несовершеннолетних детей и супругов, налоговые органы вправе предоставлять в государственные структуры данные об источниках доходов и их размере. При этом регулируется данный вопрос уже на уровне нормативно-правовых актов, составленных Президентом или Правительством.

Налоговые органы передают, имеющиеся у них документы, плательщику несколькими способами: лично и под роспись, путем отправки заказного письма с уведомлением о получении (при этом днем получения будет считаться шестой календарный день, независимо от того, получил ли плательщик в этот период документы или нет), в электронной форме.

При этом статьей 31 Налогового кодекса допускается передача документации не только лично плательщику сборов и налогов, но и его представителю, если таковой имеется.

Тем, кто, согласно действующим нормам законодательства, обязан отправлять заполненные декларации в электронном виде, вся документация передается таким же способом.

Плательщик может получить документы как через личный кабинет на официальном сайте налогового органа, так и через организацию, осуществляющую электронный обмен документами, если это предусмотрено возможностями плательщика.

Куда направляются документы

При отправке документов в бумажном виде существует ряд особых требований, выдвигаемых Налоговым кодексом, которым должны следовать налоговые органы.

К этим требованиям относятся:

1. Отправка на адрес фактического местонахождения организации-плательщика. При этом адрес берется из действующей выписки ЕГРН. В случаях если организация сменила место своего нахождения, не уведомив об этом налоговый орган, и не внеся изменения в свою внутреннюю документацию, то это уже считается налоговым правонарушением.

Если же организация является иностранной, не осуществляющей деятельность на территории РФ, но подлежащей налогообложению на ее территории, то на адрес для обмена документацией, указанный в ЕГРН. Если у иностранной компании имеется недвижимое имущество на территории РФ, то по адресу местонахождения этого имущества.

2. Отправка на адрес места проживания или адрес, который указан в качестве предпочтительного для получения документации, в выписке ЕГРН, если плательщиком является частное лицо, ИП, нотариус или адвокат. Последние при этом осуществляют частную деятельность, а не государственную.

Функции и полномочия ФНС России

Кроме контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России:

  • 1. несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей;
  • 2. обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией (ст. 72, 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии:

  • — с другими федеральными органами исполнительной власти;
  • — с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • — с органами местного самоуправления;
  • — с государственными внебюджетными фондами;
  • — с общественными объединениями;
  • — и иными организациями.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры. ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • 1) осуществляет контроль и надзор:
    • — за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет,
    • — представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
    • — выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья,
    • — фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
    • — осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями,
    • — соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения,
    • — полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
    • — проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей,
  • 2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
    • — производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
    • — производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
    • — производство табачных изделий;
    • — учреждение акцизных складов;
    • — осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
    • — проведение всероссийских лотерей;
  • 3) осуществляет:
    • — государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • — установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
  • 4) регистрирует в установленном порядке:
    • — договоры коммерческой концессии;
    • — контрольно-кассовую технику;
  • 5) ведет в установленном порядке:
    • — учет всех налогоплательщиков;
    • — государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
    • — сводный государственный реестр выданных лицензий, приостановленных лицензий и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
    • — реестр лицензий на производство табачных изделий;
    • — реестры разрешений на учреждение акцизных складов;
    • — Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
    • — реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
    • — единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
  • 6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков:
    • — о действующих налогах и сборах;
    • — о законодательстве, о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
    • — порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
    • — правах и обязанностях налогоплательщиков;
    • — полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
    • — предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • 7) осуществляет в установленном законодательством РФ порядке:
    • — возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • 8) принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • 9) устанавливает (утверждает):
    • — форму налогового уведомления;
    • — форму требования об уплате налога;
    • — форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;
    • — форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;
    • — форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
    • — форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
    • — форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
    • — форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
    • — форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
    • — форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;
    • — форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;
    • — форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;
    • — форму представления в налоговый орган органами, выдающими лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;
    • — форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;
    • — перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;
    • — форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;
    • — форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
    • — форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;
    • — форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;
    • — форму заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
  • 10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы и направляет их для утверждения в Министерство финансов РФ;
  • 11) представляет в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
  • 12) рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;
  • 13) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
  • 14) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России и реализацию возложенных на нее функций;
  • 15) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • 16) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок;
  • 17) организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов ФНС России, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 18) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • 19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства. Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях. В частности, налоговые органы имеют право обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении банка к ответственности в случае:

  • — неисполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ);
  • — непредставления банком налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банков.

Способы защиты финансовых интересов государства посредством искового судопроизводства предусмотрены и Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», согласно статьи 7 которого налоговые органы вправе предъявлять иски:

  • — о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • — о взыскании в доход соответствующего бюджета неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Налоговые органы наряду с должником, прокурором и иными уполномоченными лицами имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Как федеральный орган исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества в налоговой сфере.

Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе:

  • — обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах;
  • — анализов отчетных и статистических данных;
  • — результатов налоговых проверок.

Права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • — выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • — взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • — возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • — предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • — налагать административные штрафы; создавать налоговые посты. Закон РФ «О налоговых органах РФ» от 8.06.1999 № 151-ФЗ (с изм. и доп. от 8.06.2006) //Собрание законодательства РФ — 2006. — № 39.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т. е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины.

Полномочия ФНС

Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

Ф
Н
С
осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, иных обязательных платежей;
соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки в организациях и у ИП;
выдает в установленном порядке: свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
разрешения на обработку фискальных данных;
осуществляет: госрегистрацию организаций, физлиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств;
аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций;
ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков;
ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН;
реестр дисквалифицированных лиц;
бесплатно информирует налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве;
осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы и направляет их для утверждения в Минфин;
осуществляет проверку деятельности организаций, физлиц, крестьянских (фермерских) хозяйств;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Большинство своих функций ФНС осуществляет через территориальные налоговые органы – Инспекции ФНС. Их перечень и реквизиты можно найти на официальном сайте налогового ведомства по адресу nalog.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *