ПБУ 1 2008

Содержание

Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (с изменениями и дополнениями)

Установлены новые правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Расширен круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Теперь это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации. Утверждает учетную политику, как и прежде, руководитель.

Организациям предоставлено право самим утверждать все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности.

Изменение учетной политики теперь может производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Ранее изменение учетной политики должно было вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Если изменения оказали существенное воздействие на финансовое положение организации, то такие последствия должны отражаться в бухгалтерской отчетности ретроспективно (за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть произведена с достаточной надежностью).

Кроме того, введены правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменении оценочных значений. Таким изменением признается корректировка стоимости актива или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Новая редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 06.11.2008 N 106н, в ред.-28.04.2017 № 69н)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н
(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

В отличие от допущений, которые не обязательно должны объявляться хозяйствующим субъектом при ограничении бухгалтерского учета, общепринятые принципы бухгалтерского учета обычно закрепляются в законодательном порядке или формулируются и рекомендуются профессиональными бухгалтерскими организациями на основании теории и практики бухгалтерского учета, сложившихся традиций. Общепринятые принципы бухгалтерского учета служат базой общей концепции бухгалтерского учета, помогают на ее основе разрабатывать положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Базовые принципы (допущения) — это условия, которые создаются организацией при постановке учета.

Принципы бухгалтерского учёта — это правила, руководствуясь которыми бухгалтерские работники выполняют возложенные на них обязанности. Основываясь на принципах ведения бухгалтерского учёта, бухгалтерия предприятия обеспечивает персонал информацией, необходимой для планирования деятельности, контроля, анализа, и управления хозяйственными операциями.

Существует 10 таких принципов:

Имущественная обособленность — предполагает, что активы и обязательства предприятия существуют отдельно от активов и обязательств собственников. Организация находится во владении собственников, но собственность организации им не принадлежит. Иными словами, на счетах организации хранятся не его средства, а средства организации. В случае, когда собственник получает от предприятия средства, это обязательно документально оформляется, например, как предоставление займа частному лицу.

Непрерывность деятельности — предусматривает, что организация намерена работать бесконечно долго. Соответственно в бухгалтерском учете все имущество оценивается в соответствии с так называемой исторической стоимостью, то есть той стоимостью, по которой его приобрела организация

Последовательность учетной политики предполагает, что принятая организацией учетная политика будет применяться в течение всего финансового года без изменений. Точнее, вносить некоторые изменения в учетную политику организации в течение финансового года можно, однако для этого нужны достаточно веские причины, такие, например, как изменение бухгалтерского или налогового законодательства, изменения условий деятельности организации.

Определенность фактов хозяйственной деятельности во времени подразумевает, что любые факты хозяйственной деятельности организации следует относить к тому отчетному периоду, в котором они произошли, но не к дате поступления или выплаты денежных средств.

Полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности — достаточно очевидный принцип бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется с целью получения целостного представления о хозяйственном положении организации. Поэтому нужно: во-первых — регистрировать все факты хозяйственной жизни организации, а во-вторых — периодически проводить инвентаризацию. В противном случае спустя какое-то время представление о хозяйственном положении организации в учете не будет достоверным

Своевременность отражения фактов хозяйственной жизни — предполагает, что факт хозяйственной деятельности удобнее всего зарегистрировать в бухгалтерском учете сразу же, как только он произошел либо как только в бухгалтерию поступила информация об этом факте. Откладывать регистрацию фактов хозяйственной жини не имеет практического смысла по той причине, что со временем они могут попросту забыться

Осмотрительность подразумевает наибольшую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Сомнения в оценке имущества и обязательств лучше разрешать в пользу выбора той, которая приводит к менее оптимистичной оценке хозяйственного положения

Приоритет содержания над формой означает, что хозяйственные факты должны отражаться в бухгалтерском учете предприятияв первую очередь исходя из их экономического содержания, но не из правовой формы.

Непротиворечивость данных синтетического и аналитического учета предусматривает следующее: если по каким-либо синтетическим счетам ведется аналитический учет, то суммарные данные по оборотам и остаткам аналитических счетов должны совпадать с оборотами и остатками по синтетическим счетам.

Рациональность ведения бухгалтерского учета. Этот принцип устанавливает, что затраты на ведение бухгалтерского учета ни в коем случае не должны превышать пользы от использования данных бухгалтерского учета. То есть, несмотря на соблюдение принципа полноты бухгалтерского учета, излишняя мелочность при ведении учёта допускаться не должна.

Основные правила ведения бухгалтерского учета определены Федеральным законом о «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятие требования также являются правилами ведения бухгалтерского учета. В отечественной практике к требованиям ведения бухгалтерского учета как системы в целом относят требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

требование полноты

означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

-требование своевременности

предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной

требование деятельности

требование приоритета

содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования.

требование непротиворечивости

обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

требование рациональности

означает необходимость рационального, экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений.

Перечисленные выше требования должны применяться комплексно. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.

И допущения, и требования вытекают из основополагающих принципов и правил бухгалтерского учета. Мы можем узнать, что принцип — это «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т. п.», а правила имеет минимум две трактовки: «положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений» и «постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь».

Отсюда ясно, что допущения вытекают непосредственно из бухгалтерских принципов, а требования прямо или косвенно из правил бухгалтерского учета. Неслучайно вдумчивые люди часто совершенно справедливо утверждают, что нужно ПБУ и другие нормативные документы выводить из принципов бухгалтерского учета, а не наоборот. И это, конечно, правильно.

ТРЕБОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Смотреть что такое «ТРЕБОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ» в других словарях:

  • требование рациональности — Бухгалтерский принцип, означающий необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности организации. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

  • Требование рациональности — Принцип бухгалтерского учета. Устанавливает обязательность рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. п. 7 Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Учётная политика — Учётная политика совокупность способов ведения бухгалтерского учёта первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Основы формирования (выбора и обоснования) … Википедия

  • ПБУ 1/2008 — ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 1/2008 Содержание 1 I. Общие положения 2 II. Формирование учетной политики 3 III. Измен … Бухгалтерская энциклопедия

  • ПБУ 1/98 — ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 1/98 ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт ОТМЕНЕН! См. ПБУ 1/2008 Содержание 1 I. Общ … Бухгалтерская энциклопедия

  • Предназначение учетной политики организации — учетная политика организации должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • ПБУ 1/94 — ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ПБУ 1/94) ВНИМАНИЕ! Этот нормативный акт ОТМЕНЕН! См. ПБУ 1/2008 Утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н. Содержание 1 … Бухгалтерская энциклопедия

  • демаркации проблема — ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА (от фр. demarcation разграничение) попытка определения области научного знания с помощью указания точных критериев научной рациональности. По утверждению К. Поппера, Д. п. это поиск критерия, «который дал бы нам в руки … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

  • ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… … История Философии: Энциклопедия

Что изменилось в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019 году

С 06 августа 2019 года вступили в силу изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». В статье будут подробно рассмотрены все изменения усовершенствованного ПБУ 1/2008. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Приказом от 28.04.2017 N 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2019.

Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2019 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.

«Финансовый учет. Финансовая отчетность» (стр. 1 )

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра финансового учета

Методическая разработка

по дисциплине «Финансовый учет. Финансовая отчетность»

для проведения семинарских и практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» (ПОП «Финансы и кредит») и по специальности

080105.65 «Финансы и кредит» с сокращенным сроком обучения

Казань 2009

Обсуждена на заседании кафедры финансового учета 25 декабря 2008г, протокол №7

Составители: к. э.н., доцент

ассистент

Рецензент: к. э.н., доцент ,

Введение

Методическая разработка способствует системному изучению курса «Финансовый учет. Финансовая отчетность», закреплению теоретического материала по данному курсу, который реализуется в решении заданий по финансовому учету и составлении основных форм финансовой отчетности.

Методическая разработка состоит двух частей: первая часть «Задания для семинарских, практических занятий и самостоятельной работы», вторая часть «Задания для индивидуальной работы». Каждый из разделов включает вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, практические задания и задания для самостоятельной работы студентов, список литературы.

Вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и практические задания предназначены для проверки качества усвоения теоретического материала. Качество усвоения теоретического материала и правильность решения заданий проверяются преподавателями на аудиторных занятиях в виде проведения опросов и контрольных работ. Задания для самостоятельной работы студентов предназначены для более углубленного изучения дисциплины, правильность их выполнения проверяется преподавателем на аудиторных занятиях.

Первая часть методической разработки состоит из двух разделов.

Первый раздел – «Финансовый учет» и второй раздел – «Финансовая отчетность».

Вторая часть методической разработки – «Задание для индивидуальной работы» носит комплексный характер и включает решение «сквозной» задачи по всем темам раздела «Финансовый учет» с выходом на составление годовой бухгалтерской отчетности организации и объединение показателей в сводный бухгалтерский баланс и сводный отчет о прибылях и убытках. Решение данной задачи предполагает составление журнала хозяйственных операций, регистров бухгалтерского учета, а также основных форм бухгалтерской и консолидированной отчетности (формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Индивидуальное задание решается студентами по вариантам самостоятельно вне аудиторных занятий. Распределение вариантов индивидуальной работы осуществляется преподавателем в соответствии с номером фамилии студента в журнале группы. Решение задания студент должен защитить на индивидуальных занятиях.

Часть I. Задания для семинарских, практических занятий и самостоятельной работы

Раздел 1. Финансовый учет

Тема 1. Содержание, принципы и назначение финансового учета (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Основные цели и задачи финансового учета. Система нормативного регулирования финансового учета в России

2. Принципы финансового учета

3. Пользователи информации бухгалтерского (финансового) учета

4. Содержание и объем информации, формируемой в рамках бухгалтерского (финансового) учета и в наибольшей степени интересной собственникам

5. Сравнение экономических понятий «активы», «обязательства», «капитал», «доходы», «расходы» и «экономическая выгода», трактуемых МСФО и российскими правилами учета

6. Требования, предъявляемые к качеству бухгалтерской информации в РФ и по МСФО

Контрольные вопросы

1. Определите цель разработки Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

2. Что такое принцип бухгалтерского учета? Для чего необходимы принципы бухгалтерского учета?

3. Какая информация для целей бухгалтерского учета является существенной?

4. Дайте определение требования приоритета содержания над формой.

5. Выберите правильный ответ:

1) концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России:

а) является нормативным документом;

б) носит рекомендательный характер;

2) цель бухгалтерского учета определяется:

а) интересами пользователей; б) интересами государства;

в) интересами собственников;

г) интересами работников бухгалтерских служб;

3) собственники имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, являются:

а) внешними пользователями информации;

б) внутренними пользователями информации;

4) основная качественная характеристика информации – это:

а) полезность информации для ее пользователей;

б) ценность для прогноза;

в) нейтральность;

5) полезность бухгалтерской информации характеризуется признаками:

а) уместность, достоверность, правдивость;

б) надежность и правдивость;

в) ценность и прозрачность;

6) основными требованиями к бухгалтерской информации являются:

а) краткость, точность, понятность;

б) рациональность, достоверность, полнота;

в) уместность, полезность, достоверность;

7) принцип бухгалтерского учета – это:

а) основное, исходное положение теории, учения о бухгалтерском учете;

б) положение по бухгалтерскому учету, регламентирующее порядок ведения учета на конкретном участке;

в) правило составления бухгалтерских записей;

г) способы ведения бухгалтерского учета, поименованные в учетной политике организации;

8) допущения учета – это:

а) имущественная обособленность, непрерывность деятельности организации, полнота учета, приоритет содержания перед формой;

б) временная определенность фактов хозяйственной деятельности, последовательность применения учетной политики, имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации;

в) осмотрительность, своевременность, рациональность, полнота учета;

9) суть допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности состоит в следующем:

а) факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, когда произошло поступление или выплата денежных средств, связанных с этим фактом;

б) факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете независимо от периода поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом;

10) какие резервы может формировать организация в соответствии с требованием осмотрительности:

а) резерв по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений, под снижение стоимости основных средств;

б) резерв под снижение стоимости ТМЦ, основных средств и нематериальных активов;

в) резерв по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений;

11) в соответствии с требованием рациональности учета:

а) выгода от полученной учетной информации превышает затраты на ее получение;

б) затраты на получение учетной информации превышают выгоду от информации;

12) какое уравнение двойственности увязывает активы, обязательства и капитал:

а) Активы — Капитал = Обязательства;

б) Активы = Капитал + Обязательства;

в) Активы = Капитал — Обязательства;

13) активы – это:

а) хозяйственные средства, учтенные в активе бухгалтерского баланса организации;

б) хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем;

в) хозяйственные средства, принадлежащие организации на праве собственности;

14) к экономически контролируемому имуществу организации относится имущество:

а) принадлежащее организации на праве собственности;

б) не принадлежащее организации на праве собственности;

в) принадлежащее и не принадлежащее организации на праве собственности;

15) к юридически контролируемому имуществу организации относится имущество:

а) принадлежащее организации на праве собственности;

б) не принадлежащее организации на праве собственности;

в) принадлежащее и не принадлежащее организации на праве собственности;

16) активы организации по времени использования подразделяются на:

а) текущие и долгосрочные;

б) внеоборотные и оборотные;

в) предметы труда и средства труда;

17) имущество, полученное в капитализированный финансовый лизинг:

а) является активом организации;

б) не является активом организации;

в) в зависимости от условий договора является или не является активом организации;

18) погашение обязательств приводит:

а) к оттоку капитала организации; б) к оттоку активов организации;

в) к притоку активов организации;

19) под обязательствами для целей бухгалтерского учета понимается:

а) дебиторская задолженность организации;

б) кредиторская задолженность организации;

в) дебиторская и кредиторская задолженность организации;

20) обязательства в зависимости от сроков погашения подразделяются на:

а) долгосрочные и краткосрочные;

б) текущие и долгосрочные;

в) срочные и просроченные.

Рекомендуемая литература

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 01.01.2001 г. .

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 01.01.2001 г. №34н.

3. Пoлoжение пo бухгaлтерскoму учету «Учетнaя пoлитикa oргaнизaции» (ПБУ 1/2008): Прикaз Минфинa РФ oт 06.10.2008 № 000н

4. Пoлoжение пo бухгaлтерскoму учету «Бухгaлтерскaя oтчетнoсть oргaнизaции» (ПБУ 4/99): Прикaз Минфинa РФ oт 6 июля 1999г.

5. Абелева , представительства и другие обособленные подразделения: как вести учет и платить налоги. — «Вершина», 2006 г.;

6. Алборов бухгалтерского учета. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.

7. Александер Д. и др. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике / Дэвид Александер, Анне Бриттон, Энн Йориссен; . – М.: , 2005.

8. Камышанов финансовый учет: учебник для студентов, обучающихся по специальностям «финансы и кредит», «Бухгалтерский учета, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ , . – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Омега – Л, 2006.

Тема 2. Учет финансовых результатов (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и структура финансового результата деятельности организации

2. Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)

Практические задания

Решение задания 2.1.

Контрольные вопросы

1.Нормативное регулирование формирования финансовых результатов.

2. Понятие доходов и расходов организаций и условия их признания (рассмотреть на конкретных практических ситуациях).

3. Приведите примеры, какие виды поступлений активов не признаются доходами. Объясните, почему.

4. При каких обстоятельствах понесенные организацией затраты трансформируются:

— в расходы организации;

— в отложенные расходы организации;

— в активы.

5. Выбытие отдельных видов активов не признаются расходами. Почему?

Задания для самостоятельной работы

Решить задания 2.2; 2.3.

Занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Учет прочих доходов и расходов.

2. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Практические задания

Решение задания 2.4.

Контрольные вопросы

1. Определите влияние оценки готовой продукции на финансовый результат.

2. Методика определения фактической себестоимости отгруженной продукции.

3. Перечислите особенности формирования доходов и расходов в организациях оптовой и розничной торговли.

4. Укажите методы списания издержек обращения на финансовые результаты.

Задания для самостоятельной работы

Решить задания 2.5 – 2.9

Практические задания к теме №2

Задание 2.1

На основании исходных данных (табл. 1) составьте журнал регистрации хозяйственных операций и определите финансовый результат от продажи продукции, сальдо прочих доходов и расходов и конечный финансовый результат деятельности организации за текущий год при условии, что организация признает выручку по мере отгрузки продукции. Определите сумму начисленного налога на прибыль по действующей ставке, при условии, что налоговая прибыль равна прибыли, рассчитанной по данным бухгалтерского учета.

Таблица 1

Хозяйственные операции за год

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Сумма (руб.)

Отражена выручка от продажи продукции (в т. ч. НДС 18%)

Начислен НДС

?

Списана фактическая производственная себестоимость проданной продукции

Принят к оплате счет рекламной фирмы за рекламу продукции (в т. ч. НДС 18%)

Списаны расходы на рекламу

?

Оплачен счет рекламной фирмы

Начислена арендная плата за сдачу в аренду оборудования (сдача в аренду не является основным видом деятельности)

Начислена амортизация по оборудованию, сданному в аренду

Списаны убытки от хищения готовой продукции. Виновники по решению суда не установлены

Получена выручка от продажи излишних материалов (в т. ч. НДС 18%)

Списана фактическая себестоимость проданных материалов

Списана дебиторская задолженность, с истекшим сроком исковой давности

Получен аванс от покупателя

Начислен налог на имущество

Выявлено сальдо прочих доходов (расходов)

?

Начислен налог на прибыль

?

Выявлен конечный финансовый результат

?

Задание 2.2

На основании исходных данных (табл. 2) составьте журнал регистрации хозяйственных операций и определите финансовый результат от продажи продукции, сальдо прочих доходов и расходов и конечный финансовый результат деятельности организации за текущий год при условии, что организация признает выручку по мере поступления оплаты от покупателя. Определите сумму начисленного налога на прибыль по действующей ставке, при условии, что налоговая прибыль равна прибыли, рассчитанной по данным бухгалтерского учета.

Таблица 2

Хозяйственные операции за год

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Сумма

(руб.)

Отгружена продукция в количестве 20 шт. по фактической производственной себестоимости на общую сумму

Получен платеж от покупателя за 15 шт. отгруженной продукции (в т. ч. НДС 18 %)

Списана фактическая производственная себестоимость проданной и оплаченной продукции

?

Списаны расходы на продажу продукции

Выявлен излишек материалов на складе

Списаны расходы по аннулированным производственным заказам

Присужден судом к получению от поставщика штраф за нарушение сроков поставки материалов

Начислены проценты по договору предоставленного займа

Получены на расчетный счет денежные средства от ООО «Омега» в счет погашения займа

Начислены проценты к получению от за предоставленный заем

Начислена материальная помощь сотрудникам организации

Произведены отчисления в резерв под обесценение финансовых вложений

По результатам проверки налоговой инспекции начислен штраф

Получено безвозмездно оборудование по рыночной стоимости

Продолжение таблицы 2

Выявлено сальдо прочих доходов (расходов)

?

Начислен налог на прибыль

?

Выявлен конечный финансовый результат за год

?

Начислены дивиденды акционерам в размере 25% от прибыли

?

Задание 2.3

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Идея принципа рациональности

Все те принципы бухгалтерского учета, которые мы рассматривали в предыдущих статьях (см. «БУХ.1С» № 11 за 2006 год и №№ 1, 2, 3, 4 за 2007 год), определяют методологию бухгалтерского учета, то есть методологию отражения в учете фактов хозяйственной жизни предприятия. Принцип рациональности — это единственный из учетных принципов, который носит не методологический, а организационный характер. Его значение заключается в том, чтобы показать, как должен быть организован учет на предприятии.

В российских нормативных документах данный принцип закреплен в пункте 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно которому «учетная политика организации должна обеспечивать … рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности)». Это весьма сдержанная интерпретация одной из основных качественных характеристик бухгалтерской отчетности, закрепленных в «Принципах подготовки и составления финансовой отчетности» МСФО, — «баланса между выгодами и затратами», рассматриваемой как ограничение уместности и надежности бухгалтерской информации.

Как отмечается в МСФО, «соотношение между выгодами и затратами — это скорее принципиальное ограничение, а не качественная характеристика» бухгалтерской информации (см. Международные стандарты финансовой отчетности. Русское издание. — М.: «Аскери», 1998, с. 42). Согласно этому ограничению, «выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение» (там же). Оценка выгод и затрат — отмечается в МСФО — в значительной степени, вопрос суждения. Более того, затраты совсем не обязательно ложатся на тех пользователей, которые получают выгоды. Кроме того, выгодами могут воспользоваться не только те пользователи, для которых информация была приготовлена. Например, предоставление дополнительной информации заимодавцам может снизить стоимость займа для компании. По этим причинам очень трудно применять тест оправданности затрат в любом конкретном случае. Тем не менее, специалисты, устанавливающие стандарты, как и пользователи финансовой отчетности, должны знать об этом ограничении.

Таким образом, мы можем видеть, что если МСФО в качестве выгодополучателей рассматривает всех пользователей бухгалтерской информации, российский стандарт (ПБУ 1/98) говорит о выгодах от функционирования системы бухгалтерского учета для предприятия, его ведущего, то есть только для субъекта учета. Именно в этом ключе мы и постараемся рассмотреть вопрос реализации принципа рациональности в условиях сегодняшней российской практики.

Итак, идея принципа рациональности — это оценка соотношения выгод и затрат, связанных с ведением бухгалтерского учета. Это означает, что бухгалтерский учет рассматривается как система, могущая приносить предприятию экономические выгоды. При этом объем затрат на организацию и ведение бухгалтерского учета не должен превышать экономических выгод от функционирования учетной системы. Таким образом, формулируется весьма непривычный для российской практики тезис: «Бухгалтерский учет должен приносить предприятию прибыль».

Может ли учет принести предприятию прибыль?

На первый взгляд, данное утверждение является весьма странным. Сообщение о том, что работа бухгалтерии способна принести предприятию доходы, вполне вероятно вызовет улыбку у большинства наших коллег. И причина этому в восприятии бухгалтерского учета, которое сложилось в России за последние годы. Давайте посмотрим, что происходило в учетной практике в 90-е годы XX века и первые годы века XXI-го.

90-е годы прошлого века сформировали две тенденции практики учета в нашей стране — налоговую ориентацию бухгалтерской отчетности и, как следствие, значимое расхождение между данными официальной бухгалтерской отчетности и реальным положением дел на предприятии.

Очевидно, что единственным реальным пользователем бухгалтерской отчетности подавляющего числа предприятий был налоговый инспектор. Что говорить, и сейчас налоговые органы рассматриваются многими нашими коллегами как основные пользователи официальной бухгалтерской отчетности. Особенно это характерно для организаций мелкого и среднего бизнеса. При этом никогда и никто не хочет платить налоги. Отсюда стремление предприятий продемонстрировать в отчетности как можно более скромные показатели результатов своей деятельности. Отсюда положение вещей, при котором официальная бухгалтерская отчетность ничего общего не имеет с фактическими хозяйственными операциями предприятия. Но если отчетность недостоверна, никто не будет принимать какие-либо управленческие решения на основании анализа ее данных. Как следствие этого, управленческие решения, прежде всего об инвестициях в бизнес, принимаются далеко не по результатам анализа официальной бухгалтерской информации. При этом огромное количество предприятий из года в год стабильно показывают в отчетности убытки, не спеша при этом закрываться. Так целью ведения официального бухгалтерского учета во многих предприятиях становится исключительно удовлетворение интересов налоговых органов.

2002 год. Вступает в силу 25 глава НК РФ. Налоговый учет начинает функционировать как параллельная официальному бухгалтерскому учету система. В результате официальный бухгалтерский учет начинает рассматриваться нашими коллегами как совершенно бесполезный довесок к учету налоговому. При этом процессы реформирования учета в России, перехода на МСФО, ввод новых понятий и категорий, таких, например, как события после отчетной даты, условные факты хозяйственной жизни, проходят как нечто совершенно далекое от практики и ее мало касающееся. В этих условиях как многие наши коллеги, так и их руководители, единственной выгодой от официального бухгалтерского учета видят отсутствие штрафов за его ненадлежащее ведение со стороны налоговых органов.

Безусловно, такое положение вещей имеет место далеко не всегда и далеко не везде в России, но, к сожалению, это весьма распространенная тенденция.

Данная ситуация сформировала определенное отношение к официальному бухгалтерскому учету как среди наших коллег, так и менеджмента предприятий в целом как к работе, направленной исключительно на удовлетворение интересов налоговых органов и совершенно бесполезной для целей управления компанией.

В последние годы ситуация стала меняться. Это обусловлено целым рядом причин экономического характера, рассмотрение сути которых выходит за рамки данной статьи. Прежде всего, изменения произошли в сфере крупного бизнеса, где отчетность в очень значительной степени «обелилась». Эти обстоятельства сделали актуальным иной подход к восприятию бухгалтерского учета. Официальный бухгалтерский учет стал рассматриваться не только как инструмент удовлетворения интересов налоговых органов.

В этой связи актуальным стал вопрос, решение которого как раз находится в рамках идей принципа рациональности: «Как ведение бухгалтерского учета может стать прибыльным для предприятия, то есть каковы направления получения прибыли от функционирования учетной системы на предприятии?». Безусловно, собственно дебетование и кредитование счетов не может принести предприятию доходов, но доходы фирме могут принести решения пользователей бухгалтерской информации, которые напрямую зависят от ее содержания. И тут нужно отдельно рассмотреть две группы потребителей бухгалтерских данных — внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности.

Внешние пользователи и их управленческие решения

Внешние пользователи принимают решения относительно инвестиций в бизнес предприятия. И в том случае, если эти решения хотя бы отчасти принимаются на основе анализа бухгалтерской информации, то есть данных внешней бухгалтерской отчетности, необходимо понимать возможность влияния на эти решения через изменение ее (информации) содержания. Существует прямая связь между практически каждой бухгалтерской проводкой и решениями пользователей отчетности об инвестициях в предприятие.

Конкретные бухгалтерские записи, которые мы делаем, изменяют показатели отчетности (оценку активов, обязательств, прибыли и проч.). Изменение показателей отчетности меняют значение соответствующих аналитических показателей, получаемых путем их (данных отчетности) сопоставления (платежеспособности, рентабельности и т. д.). Изменение результатов анализа бухгалтерской отчетности предприятия меняет мнение пользователей о его финансовом положении, а именно это мнение определяет их решения относительно того, вкладывать или не вкладывать в это предприятие деньги.

Учетная политика

Самым мощным инструментом влияния на мнение пользователей отчетности о финансовом положении фирмы остается учетная политика. Несмотря на публичность информации об ее (учетной политики) содержании, мало кто из пользователей отчетности до сих пор всерьез задумывается о методологии получения тех показателей, которые в ней (отчетности) представлены. Пользователю свойственно верить отчетности, подтвержденной аудитором, верить в одновариантность ее данных, верить в то, что если в отчете о прибылях и убытках продемонстрирована прибыль, например, в 20 000 000 рублей, то именно такую прибыль и получила фирма в отчетном году. А ведь не исключено, что если бы это предприятие в своей учетной политике выбрало бы иной способ, например, распределения условно-постоянных расходов, отражаемых на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в отчете был бы показан убыток, а не прибыль.

Однако исследования показывают, что в большинстве случаев к формированию приказа об учетной политике для целей бухгалтерского учета в российских предприятиях подходят сверхформально. А в совсем недавние времена содержание приказа зачастую просто переписывалось со стендов в районной налоговой инспекции. Итак, на формирование мнения пользователей бухгалтерской отчетности о финансовом положении предприятия мы можем влиять, формируя и реализуя учетную политику (подробнее см. «БУХ.1С» № 10 за 2006, стр. 23).

Договорная политика

Не менее эффективным инструментом моделирования бухгалтерской отчетности предприятия является его договорная политика. До тех пор, пока методика учета хозяйственных операций предприятия будет зависеть от их юридического содержания, и, с другой стороны, будет сохраняться возможность влиять на это содержание, выбирая вид договоров и их конкретные условия, договорная политика компании будет влиять на показатели ее бухгалтерской отчетности и, соответственно, определять мнение пользователей отчетности о ее (компании) финансовом положении. Например, выведя часть активов за баланс при изменении объема прав на них, допустим перейдя на работу с давальческим сырьем, мы можем существенно увеличить показатели рентабельности и соотношения собственных и привлеченных источников средств (финансового левериджа). При этом следует отметить, что если содержание учетной политики предприятие должно раскрывать в пояснительной записке к своей бухгалтерской отчетности, содержание договорной политики является его коммерческой тайной. Таким образом, вероятность ее (договорной политики) влияния на решения пользователей об инвестициях выше, чем у учетной политики (подробнее см. ).

Итак, характер влияния учетной и договорной политики на мнение пользователей отчетности о финансовом положении предприятия очевиден. Однако, когда мы оцениваем эффективность учетной системы, нам хочется узнать, какую именно сумму доходов мы получили благодаря учетным методологическим приемам. Эта задача гораздо сложнее, чем определение собственно характера такого влияния. Как из суммы роста объема инвестиций вычленить ту его часть, получение которой обусловлено исключительно изменением содержания бухгалтерской отчетности? Любая из возможных здесь методик будет характеризоваться высокой степенью относительности и субъективности. Тем не менее определение уже собственно наличия зависимости между методами учета операций предприятия и решениями пользователей отчетности об инвестициях в него крайне важно.

Соотношение учетной и налоговой политики предприятия

Говоря о возможностях организации по формированию содержания своей бухгалтерской отчетности с целью повышения инвестиционной привлекательности, нельзя не коснуться вопроса соотношения бухгалтерского и налогового учета. Разделение бухгалтерского и налогового учета открывает перед предприятиями огромные возможности именно в достижении цели влияния на решения пользователей бухгалтерской информации. Эта возможность часто недопонимается нашими коллегами, воспринимающими обособление бухгалтерского и налогового учета как исключительно увеличение работы бухгалтера. В действительности размежевание бухгалтерского и налогового учета позволяет предприятию достичь целей, которые противоречат друг другу в случае совпадении методологии формирования показателей финансовой и налоговой отчетности. Целями практически любой фирмы является, с одной стороны, снижение налогового бремени, а с другой привлечение инвестиций. Если методология бухгалтерского и налогового учета совпадают, одновременное достижение этих целей становится невозможным. Действительно, инвестиционная привлекательность отчетности достигается за счет «вздувания» величин оценки активов, доходов, прибыли, вместе с тем, если эти величины одновременно являются налогооблагаемыми базами, неизбежно возрастает объем платежей налогов в бюджет. Наоборот, попытка снижения налогового бремени предполагает занижение оценки активов, демонстрацию невысокой прибыли (а лучше убытка), что автоматически снижает инвестиционную привлекательность картины финансового положения, демонстрируемой в отчетности. Если же бухгалтерский и налоговый учет становятся независимы друг от друга, мы формируя учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения, можем выбирать методы бухгалтерского учета, улучшающие показатели анализа финансового положения предприятия и одновременно применять методы налогового учета (оценки налогооблагаемых баз), приводящие к налоговой экономии. Например, в учетной политике мы можем выбрать метод оценки запасов ФИФО, а в учетной политике для целей налогообложения — ЛИФО.

Безусловно, такая учетная и налоговая политика потребует необходимости пересчета ЛИФО в ФИФО или наоборот. Безусловно, это приведет к возникновению дополнительных затрат, связанных с функционированием системы учета. И вот здесь и следует, прежде всего, исходить из принципа рациональности. Если экономические выгоды, которые получит предприятие от размежевания учетной и налоговой политики, превысят эти затраты, такое построение учетной системы выгодно для предприятия, в обратной ситуации разграничение учетной и налоговой политики становится нерациональным для фирмы (подробнее см. ).

Внутренние пользователи бухгалтерской информации и прибыль от функционирования учетной системы

Итак, получение экономических выгод с помощью функционирования системы бухгалтерского учета возможно при влиянии бухгалтерской информации на решения пользователей внешней бухгалтерской отчетности на их управленческие решения по совершению инвестиций, предоставлению кредитов и проч. Не менее важное значение имеют экономические выгоды, которые получает предприятие от использования бухгалтерской информации внутренними пользователями отчетности — менеджментом компании. Здесь речь идет о таком широком и неоднозначном понятии как управленческий учет.

Когда мы говорим об экономических выгодах от использования внутренней учетной информации, следует понимать, что речь идет не о дополнительных доходах, в виде, например, инвестиций, как это имеет место относительно внешней отчетности, а об отсутствии убытков, которые фирма может понести, если такая информация не будет предоставлена менеджменту своевременно в необходимом объеме и требуемом формате. Любое управленческое решение основывается на анализе информации. Наибольший объем такой информации мы получаем из данных управленческого учета. Исчислить сумму дохода, которую предприятие получит в связи с должным информационным обеспечением своего менеджмента еще сложнее, чем выяснить, какая часть инвестиций обеспечивается влиянием учетной и договорной политикой, но наличие связи между успешностью деятельности предприятия и качеством информационного обеспечения его управленцев очевидно.

Если исчислить экономические выгоды здесь достаточно сложно, то объем затрат, которые несет предприятие на обеспечение функционирования системы управленческого учета, очевиден и определяется довольно легко. Ни для кого не секрет, что довольно часто предприятия (особенно это касается крупных компаний) тратят огромные деньги на организацию системы управленческого учета. Нанимаются новые высоко оплачиваемые специалисты, приобретаются специально разрабатываемые программы, независимые от программного обеспечения финансового учета и проч., и проч. Всегда ли эти затраты являются рациональными?

Управленческий и финансовый учет и соотношение их информационных массивов

Довольно часто мы можем столкнуться с ситуацией, когда система управленческого учета во многом дублирует систему финансового учета, запаздывая при этом в предоставлении необходимой управленческой информации.

Очень распространен взгляд, согласно которому под управленческим учетом понимается учет затрат предприятия. Безусловно, такой подход существенно обедняет значение управленческого учета в деятельности предприятия.

Для управления фирмой нам необходима далеко не только информация о ее затратах. Нам нужны данные о платежеспособности предприятия, рентабельности его операций, структуре источников финансирования, структуре активов, степени изношенности внеоборотных средств, состоянии расчетов по обязательствам и т. д.

Огромный объем такой информации может содержаться в регистрах финансового учета. Безусловно, если данные официального бухгалтерского учета ничего общего не имеют с реальным положением дел на предприятии, содержание учетных регистров становится совершенно бесполезным. Но в ситуации достоверности данных финансового учета, информация бухгалтерских регистров может быть полезна для целей управления предприятием.

И здесь важной задачей становится решение чисто психологических проблем осознания полезности учетных данных как самими бухгалтерами, так и управленцами предприятия, и решение профессиональных «языковых» барьеров взаимодействия бухгалтерской службы с менеджментом компании.

Бухгалтерский учет традиционно ведется, в первую очередь, в целях управления предприятием. Те правила ведения учета, которые устанавливают действующие нормативные документы, направлены, прежде всего, на создание управленческой информации, а не на обеспечение расчетов с бюджетом по налогам. Бухгалтеры, прежде всего, руководствуются предписаниями нормативных документов. Мы соблюдаем их предписания, но часто соблюдаем лишь только потому, что «так надо». А единственным проверяющим того, как надо, остается налоговый инспектор. И вот здесь возникает совершенно парадоксальное положение. Бухгалтер, ведя учет, формирует огромный объем данных, могущих быть использованными в управленческих целях, но даже не подозревает об этом. При этом он убежден, что все ради чего он работает — это налоговая проверка. Менеджер, нуждаясь в имеющихся в бухгалтерии данных, даже не догадывается о том, что она там есть. И при этом менеджер, как и бухгалтер, убежден, что все, ради чего работает бухгалтерия — это налоги. Между прочим, именно поэтому и те, и другие воспринимают налоговый учет как ненужное, тяжкое бремя, ведь тот учет, который есть — и так налоговый. Такое непонимание реальных возможностей учета оборачивается забавными парадоксами. Так, например, директор предприятия спрашивает у главного бухгалтера: «скажите, как у нас с финансовым положением?». Бухгалтер, обрадованный таким нехарактерным интересом к его работе и тем, что его директор наконец-то занялся анализом финансовой отчетности, собирает балансы за последние несколько кварталов и бежит с ними к директору. Но там он узнает, что директор хотел не увидеть балансы, а узнать, сколько наличных денег лежит на расчетном счете.

Как-то раз автору этой статьи пришлось читать курс лекций в рамках программы обучения менеджеров. Во время перерыва один из директоров весьма крупной фирмы подошел и спросил: «Мы у себя на предприятии организуем систему управленческого учета. Две компьютерных компании предлагают поставить нам индивидуально разработанные программы управленческого учета. Одно предприятие просит одну сумму, другое — иную. И вот я хочу с вами посоветоваться, что выбрать?» На вопрос, в чем вообще он видит роль этих дорогостоящих учетных систем, он ответил: «Наше предприятие одновременно выполняет заказы по нескольким договорам, и мне бы хотелось видеть, какой объем расходов приходится на каждый из них…» И вот когда этот человек узнал, что такие сведения лежат у него в его бухгалтерии — он нам не поверил, сказав, что не раз спрашивал об этом бухгалтера. Тогда мы посоветовали ему спросить «аналитику к двадцатому». Записав эту, как ему показалось, магическую фразу, он ушел, а на следующем занятии радостно объявил, что решил изменить задачу, ставящуюся перед разработчиками программ.

Другой забавный случай был рассказан нам аудитором. Он вспоминал, что когда он только начинал свою карьеру, его, как ассистента аудитора, руководитель группы послал в бухгалтерию клиента за данными о расчетах с дебиторами. Придя к бухгалтеру он спросил «реестр дебиторов». Удивленные бухгалтеры сказали ему, что никакого реестра дебиторов у них нет, не было и быть не может. Аудитор сообщил руководителю группы о том, что «здесь не ведут учет дебиторов», а бухгалтер пошел жаловаться начальству на «ничего не понимающих в учете аудиторов». И только потом, с опытом, наш аудитор понял, что спрашивать нужно не «реестр дебиторов», а «дебетовую ведомость к счету 62».

Эти, казалось бы, курьезные случаи характеризуют важную проблему: непонимание реальных возможностей традиционной бухгалтерии и «языковой» (терминологический) барьер между бухгалтерами и управленцами.

Итак, непонимание — это проблема. И решить ее обычно помогает привлечение так называемого «переводчика», в роли которого может выступить квалифицированный аудитор. И вот когда представители, например, отдела продаж и бухгалтерии, поймут, что «реестр дебиторов» и «дебетовая ведомость по счету 62» — это одно и то же, можно считать, что первая проблема постановки управленческого учета решена, и серьезный информационный вакуум снят.

Следующая проблема — это потребность менеджеров в нестандартном (относительно привычного для бухгалтера) формате представления информации.

Вот характерный случай. Автор принимал участие в программе, на которой присутствовали руководители и бухгалтеры промышленных предприятий. В группе оказались два специалиста: руководитель экономического отдела и бухгалтер. Они жаловались друг на друга. Экономист утверждала, что ей нужна информация о формировании себестоимости по определенным направлениям. Бухгалтер говорила, что такой информации в бухгалтерии нет. Мы спросили, какая информация есть. Бухгалтер ответила: «есть по номенклатуре затрат согласно плану счетов». Когда же после долгих объяснений нам удалось убедить ее, что данные имеющихся первичных документов могут быть сгруппированы не только согласно плану счетов, но и по той номенклатуре, которую хочет видеть экономист, вопрос о взаимном понимании был решен.

Следовательно, вторым шагом по постановке управленческого учета должна стать организация информационных запросов различных отделов администрации к бухгалтерии и разработка формата и графиков представления этих данных.

Один менеджер рассказывал мне о том, что запросив в бухгалтерии информацию о движении материалов, он получил распечатку регистра к счету 10 «Материалы», содержание которого после нескольких дней «дешифровки» так и осталось для него неразгаданной загадкой. Ему требовалось предоставление информации и потоках запасов в совершенно ином формате.

Когда эти шаги предприняты, и по ним достигнут конкретный результат, становится виден реальный информационный вакуум, который не может заполнить бухгалтерия.

Направления затрат по формированию системы управленческого учета

Безусловно, такой вакуум существует, и было бы совершенно неправильно говорить о том, что все задачи, стоящие перед управленческим учетом, могут быть решены с помощью данных учета финансового. У традиционного бухгалтерского учета есть целый ряд недостатков, препятствующих использованию его данных в целях управления. Выделим три наиболее значимых.

1. Прежде всего, это неоперативность представления информации. Информация для управления требуется гораздо оперативнее, чем она формируется в финансовом учете. Однако эта проблема при надлежащей организации документооборота решается при компьютеризации учета, так как здесь становится возможным формирование любого формата отчетности хоть ежечасно.

2. Далее, методология финансового учета определена предписаниями нормативных документов и одновариантна. Она характеризуется определенными информационными границами, формируемыми уже методом двойной записи (см., например, «БУХ.1С» № 2 за 2006 год, стр. 28). Построение системы управленческого учета может предполагать создание информации о фактах хозяйственной жизни в совершенно разной их оценке и интерпретации (например, различная оценка активов, переоценка обязательств, с учетом влияния фактора временной ценности денег и т. д.).

3. Заданность форматов отчетности предписаниями нормативных актов. Для целей управления различными бизнес-процессами менеджерам предприятия требуется отчетность, не соответствующая стандартам официального бухгалтерского учета. Но как отмечалось выше, соответствующее программное обеспечение позволяет преобразовывать данные первичных документов в отчетность совершенно разного формата.

Рамки статьи не позволяют нам подробно касаться вопросов методики решения этих проблем.

Вместе с тем мы должны отметить здесь очень важный с позиций принципа рациональности вывод: Затраты на организацию и ведение управленческого учета должны быть направлены на решение проблем, лежащих вне компетенции традиционного официального бухгалтерского учета, а не на дублирование его функций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *