Ответственность за продажу

Содержание

18 февраля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 11-П/2019 по делу о проверке конституционности подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Орхана Довлатли, сотрудника ООО «Партнер». В марте 2018 г. общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без маркировки) и оштрафовано на 200 тыс. руб. с изъятием продукции. В рамках производства по делу был также изъят автомобиль, принадлежащий Орхану Довлатли. При этом собственник машины к ответственности за указанное нарушение не привлекался.

Кроме того, суд постановил реализовать изъятый автомобиль в установленном порядке, мотивируя тем, что он использовался для перевозки алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте, и не может быть возвращен собственнику по ходатайству стороны защиты в соответствии с подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. Решение устояло в вышестоящей инстанции и далее не обжаловалось.

В августе того же года производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Орхана Довлатли по тем же основаниям, что и дело в отношении общества, было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с решениями судов, Довлатли обратился в КС РФ. В жалобе он указал, что подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не соответствуют ст. 35, 46, 54 и 55 Конституции РФ в той мере, в которой допускают реализацию в пользу государства орудия совершения административного правонарушения – транспортного средства, принадлежащего лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное нарушение и не признанному судом виновным в его совершении.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд напомнил, что в соответствии со ст. 55 Конституции права собственности, как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть ограничены только в случае необходимости защиты, в том числе, прав и законных интересов других лиц, а также отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (постановления от 16 июля 2008 г. 9-П; от 31 января 2011 г. № 1-П и др.).

Данные правовые позиции, указал Суд, в полной мере распространяются на лишение лица имущества как в качестве санкции за совершенное правонарушение, так и в качестве специальной публично-правовой меры.

КС подчеркнул, что ч. 4 ст. 15.12 КоАП не предполагает возможности назначения за оборот алкогольной продукции без маркировки административного наказания в виде конфискации транспортных средств, используемых для перевозки такой продукции. При этом на данный состав распространяется правило о недопустимости конфискации орудия правонарушения, принадлежащего собственнику, не привлеченному к ответственности за него.

Вместе с тем ч. 1 ст. 27.10 КоАП устанавливает, что по делу может производиться изъятие вещей, являвшихся орудиями правонарушения, не связывая возможность изъятия с тем, находятся ли эти вещи в собственности лица, в отношении которого ведется производство, или принадлежат другому.

Как указано в постановлении, при производстве по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.12 КоАП подлежат применению как положения ст. 27.10 КоАП, так и ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, предусматривающие изъятие из незаконного оборота алкогольной продукции, а также используемых для этого предметов, включая автотранспорт, что требует решения вопроса о судьбе изъятых предметов.

Согласно указанному закону изъятый автотранспорт подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством РФ. В свою очередь, изъятый и конфискованный автотранспорт по решению суда подлежит реализации в порядке, установленном Правительством РФ (до настоящего времени соответствующее постановление не принято).

По буквальному смыслу, указал КС, реализации по решению суда подлежит как изъятый, так и конфискованный автотранспорт, используемый для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. Как свидетельствуют материалы дела, в ряде случаев оспариваемым нормам придается смысл, согласно которому изъятый в рамках производства по делу об административном правонарушении транспорт не подлежит возврату собственнику, поскольку должен быть реализован.

Как подчеркнул Суд, несмотря на то, что ст. 25 закона в ее буквальном понимании содержит указание на изъятие указанного автотранспорта, очевидно, что сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась и перевозилась продукция, произведенная и находившаяся в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возврату собственнику.

При таком подходе единственным обстоятельством лишения лица принадлежащего ему автотранспорта, отмечается в постановлении, выступает его использование для совершения правонарушения, превращая, таким образом, лишение в санкцию. Даже если собственник знал, с какой целью используется его транспорт, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках административного дела в отношении другого лица.

Суд добавил, что собственник орудия совершения правонарушения, не являющийся лицом, привлеченным к ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав: КоАП не только не требует привлекать его к участию в производстве по делу, но и лишает такое участие смысла, поскольку выяснение отношения данного лица к совершенному правонарушению не предполагается.

В этой связи, отмечается в документе, лишение собственника принадлежащего ему средства транспорта, на котором перевозилась нелегальная алкогольная продукция, приводило бы к несоразмерному ограничению конституционных прав такого лица и противоречило принципам равенства и справедливости. «При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить административную ответственность собственника транспортного средства за предоставление его другому лицу для заведомо противоправной деятельности, включая конфискацию такого транспортного средства, применительно к сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как к особой сфере государственного регулирования», – резюмируется в постановлении.

Таким образом, оспариваемые нормы КС признал не противоречащими Конституции, поскольку по смыслу в системе правового регулирования они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юрлица автотранспорта, принадлежащего лицу, не привлеченному к ответственности за данное нарушение и не признанному судом виновным в его совершении. Судебные решения по делу, касающемуся вопроса об изъятом автомобиле заявителя, в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом постановления, признаны подлежащими пересмотру.

Комментируя «АГ» позицию КС, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Анатолий Кузнецов отметил, что подобные решения играют ключевую роль в изменении правоприменительной практики и укрепляют ее единообразие в данной сфере правового регулирования. «В самом постановлении обращается внимание на отсутствие в ряде случаев правильного применения судами оснований применения административной ответственности. Данное решение позволяет исключить факты незаконных и необоснованных ограничений прав граждан, не признанных виновными в совершении административных правонарушений», – считает он.

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев подчеркнул, что выводы КС логичны и обоснованы действующим законодательством. Однако, по его мнению, резолютивная часть постановления несколько необычна, поскольку Суд хотя и признает оспариваемую норму не противоречащей Конституции, но при этом указывает на необходимость пересмотра судебных решений по делу. «Это обусловлено исключительно ошибочным толкованием и применением судами, рассматривающими дело по существу, норм материального права, – пояснил эксперт. – При этом интересно отметить, что нарушенное право заявителя вполне могло быть восстановлено путем обращения в суд вышестоящей инстанции, чего, исходя из текста постановления, он не сделал. Вместо этого заявитель решил обратиться в КС, который, в свою очередь, выполнил роль суда кассационной (надзорной) инстанции и указал судам на допущенные ошибки».

Такой интересный тактический ход заявителя и постановление КС, считает Илья Прокофьев, могут повлиять на правоприменительную практику не лучшим образом, поскольку открывают «лазейку» для совершения правонарушений, используя которую организации, осуществляющие перевозку алкогольной продукции в нарушение закона, смогут использовать транспорт, зарегистрированный на неких физлиц, и в таком случае он никогда не сможет быть конфискован, так как указанные собственники не будут являться фигурантами дел об административных правонарушениях.

Житель Ельца хранил у себя дома, в гараже и машине несколько десятков ящиков поддельной водки: бутылки и этикетки, как у известных алкогольных брендов, напечатанные на принтере фальшивые акцизные марки. Уголовное дело возбудили по части 5 статьи 171.1 Уголовного кодекса, — приобретение и хранение в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции — и в конце декабря 2016 года Елецкий городской суд приговорил несостоявшегося предпринимателя к выплате 180 тысяч рублей штрафа. Суррогат у него изъяли и, по приговору суда, должны уничтожить.

По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, нелегальные продажи спиртного в России в последние годы составляют около 280-300 млн литров в год. При общем объеме продаж чуть около 1 млрд литров в год получается, что более четверти всех проданных в России алкогольных напитков — поддельные.

Один из последних обнаруженных цехов по производству поддельного алкоголя находился в Балаково Саратовской области. Фуру с коньяком из Балаково остановили под Иркутском в рамках кампании по борьбе с суррогатом, которая началась в регионе после массового отравления. По документам в машине везли шпатлевку, а на самом деле — 66 тысяч бутылок коньяка с фальшивыми акцизными марками.

Изъяв содержимое фуры, полицейские связались со своими саратовскими коллегами, а те наведались и на склад, откуда она выехала. Там нашли еще 26 тысяч бутылок готовой продукции, 4,5 тонны жидкости, похожей по цвету и запаху на коньяк, этикетки разных производителей и тонну спирта. Подозреваемый — 43-летний предприниматель из Балаково. Он задержан, дело расследуется по части 6 статьи 171.1 — производство, приобретение, хранение и перевозка в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции в особо крупном размере.

Быстро растущая статья

По шестой, самой «тяжелой», части статьи 171.1 продавцу фальшивого коньяка грозит до шести лет лишения свободы. Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде, максимальный срок по ней обычно не назначают, но до трех лет колонии за производство и сбыт поддельного алкоголя вполне можно получить.

Причем количество осужденных по статье 171.1 в последние годы стремительно растет: если в 2014 году по ней приговорили только 31 человека, в 2015 году — уже 69 человек, а в 2016 году только за первое полугодие — 94 человека. Самое распространенное наказание — штраф или лишение свободы условно, но есть и те, кому суд назначил реальные сроки, от нескольких месяцев до трех лет. В первом полугодии 2016 года за решетку по делам о продаже подакцизного фальсификата отправились 14 человек, в 2015 — четыре человека. Оправдательных приговоров по статье 171.1 суды не выносили.

Статья о незаконном хранении, приобретении и сбыте немаркированных или маркированных поддельными знаками товарах многократно обновлялась, переписывалась и ужесточалась. В 2010 году в ней было всего две части, сейчас — шесть: в первых двух идет речь об ответственности за хранение и продажу без акцизов непродовольственных товаров, в третьей и четвертой — продовольственных , в пятой и шестой — алкоголя и табака.

Несмотря на то, что наказуемым является не только продажа, но и перевозка и хранение безакцизных или поддельных товаров, простому покупателю «паленой» водки ответственность по статье 171.1 не грозит: она наступает только при хранении или продаже продукции в крупном размере. Правда, «крупный размер» для алкогольной и табачной продукции в 2016 году был существенно снижен — до 100 тысяч рублей.

Гаражная экономика

Такие изменения законодательства позволили привлекать к ответственности и совсем мелких производителей «паленой» водки. Например, 50-летнего жителя Пскова, который разливал самодельную водку (разведенный спирт с отдушкой) в своем гараже. Как сообщили бывшие покупатели, превратившиеся в свидетелей по уголовному делу, разжиться бутылкой поддельной водки в этом гараже можно было с 2011 года. При обыске у псковича нашли 583 бутылки (тару он не покупал, а собирал по знакомым и помойкам использованную) и еще 18 литров не разлитой «водки». В ноябре 2016 года дело передали в суд.

Примерно такого же уровня предприниматель был задержан в гаражной разливочной города Коврова Владимирской области: у него нашли 800 бутылок разного алкоголя с этикетками «элитных» видов коньяка, виски и водки и 45 пятилитровых канистр спирта. По версии следствия, организатор подпольного производства продавал алкоголь по низким ценам нескольким продуктовым магазинам в городе. Общая сумма, в которую оценили изъятое в гараже, — 175 тысяч рублей, подозреваемому вменили часть 5 статьи 171, по которой ему грозит до трех лет лишения свободы. Такой же срок может получить его земляк — 55-летний житель города Киржач, у которого нашли около тысячи бутылок «элитного» алкоголя, который он разливал сам, наклеивая поддельные этикетки и акцизные марки.

Впрочем, наряду с торговцами-одиночками обвиняемыми по статье 171.1 становятся и организаторы более масштабных производств суррогата. Житель города Мичуринска в Тамбовской области, наняв на работу мигрантов из Узбекистана, разливал поддельную водку «Хортица» и «Талка». В подпольном цехе полицейские изъяли более 10 тысяч бутылок водки, 1620 литров этилового спирта и фальшивые акцизные марки. Всего в Тамбовской области в 2016 году возбудили восемь уголовных дел по статье 171.1.

В начале декабря этого года в Хабаровске сняли с поезда 25 тысяч литров нелегальной водки, которую везли под видом подсолнечного масла. В Тульской области в конце ноября полиция закрыла сразу два подпольных алкогольных цеха, где работали двадцать человек; изъято 68 тысяч литров спирта и десятки тысяч бутылок вина, водки и рома. В Усть-Куте Иркутской области на складе нашли 25 контейнеров с поддельной водкой, коньяком и настойками — всего около 300 тонн алкоголя. На хуторе в Адыгее работал небольшой подпольный цех с линией розлива алкогольной продукции на четыре рабочих места.

Шкурный интерес

С 1 октября 2016 года уголовная ответственность за продажу немаркированных товаров грозит продавцам шуб из натурального меха. Электронные чипы для шуб ввели еще летом, но эти несколько месяцев Роспотребнадзор и Налоговая служба дали предпринимателям на то, чтобы успеть прикрепить к каждой шубе пластиковую этикетку-маячок: зеленый — к произведенным в России, красный — к ввезенным из-за границы. С помощью QR кода любой покупатель может узнать, из какого меха шуба сделана на самом деле и откуда ее ввезли.

Об уголовных делах в отношении продавцов или изготовителей шуб пока не сообщалось, но Роспотребнадзор уже с середины октября рапортует об арестах меховых изделий. Сотрудники ведомства прошли с рейдами по крупным торговым центрам в Москве: «Золотой Вавилон», «Новочеркизовский, «Коньково» — и наложили арест на примерно 300 шуб общей стоимостью 7 млн рублей. В Мурманске Роспотребнадзор парализовал работу трех магазинов, арестовав меховые изделия на 24 млн рублей. В Калининграде под арестом оказались 27 не самых дорогих шуб: на общую сумму менее 700 тысяч рублей.

Аналитики рынка пишут, что предприниматели стремительно избавляются от «серых» (то есть ввезенных или произведенных нелегально) шуб. Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности подсчитал, что за три первых месяца действия закона о маркировке было продано шуб на 10 млрд рублей — столько же, сколько за весь 2015 год. При этом цены на меховые товары упали в два-два с половиной раза.

Статья не приходит одна

«Статья 171.1 постоянно ужесточается, потому что административная ответственность не останавливает производителей контрафакта: что такое штраф в несколько тысяч или несколько десятков тысяч рублей при миллионных оборотах от продажи алкоголя или меховых изделий?» — говорит адвокат коллегии «Легис-Групп» Виктор Бадьян, который не раз представлял в суде интересы обвиняемых по этой статье.

Юрист констатирует, что большее число преступлений, подпадающих под эту статью, связаны с незаконным оборотом алкоголя. «После ареста контрафактной продукции с поддельными акцизными марками или вообще без необходимой маркировки проводится ее экспертиза, и могут вменить дополнительные статьи — например, 238-ю, если найдут следы метанола или другие опасные вещества, которые могут вызвать отравление».

Именно по 238-й статье УК были предъявлены обвинения фигурантам дела об отравлении «Боярышником» в Иркутске. Как сообщала пресс-служба СК, уголовное дело расследуется по части 3 статьи — производство, хранение, сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Статья 238 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за оборот товаров, не отвечающих нормам безопасности. Максимальное наказание — до 10 лет лишения свободы (если от суррогата кто-то умер). Кроме того, обвинение могут дополнительно предъявить по статье 171 (незаконное предпринимательство, до пяти лет лишения свободы) или статье 180 (незаконное использование средств индивидуализации товаров, до шести лет). Последнее возможно, если кроме поддельных акцизов обвиняемый приклеивал к бутылкам «паленого» алкоголя этикетки известных брендов.

«Есть решение пленума Верховного суда, которое предусматривает такую возможность — вменять сразу несколько статей, и правоохранительные органы широко ее используют», — говорит Бадьян.

Административная ответственность

В процессе перемещения сигарет и табака преступники могут пытаться избежать уголовной ответственностью способом отказа от декларирования или преднамеренного неправильного декларирования перевозимых товаров. Преступники могут намеренно скрывать товары от декларирования, неправильно заполнять документацию или сообщить недостоверные данные. Административная ответственность за осуществление неправомерных действий наступает при следующих обстоятельствах:

  1. Преступник не декларирует свой товар, который в обязательном порядке подлежит декларированию;
  2. Недостоверное декларирование, в момент которого человек указывает код товара, который не соответствует его типу. Такие действия совершаются, чтобы избежать оплаты госпошлины или же приуменьшить ее стоимость;
  3. Преступный обман, который сообщается с целью перевозки через государственные пределы запрещенных товаров.

Административное наказание за совершение беззакония реализуется в форме штрафа или категорической конфискации всего имущества, которое было перенаправлено через границу. Если же в данном случае экономический ущерб государству от незаконной перевозки табака будет слишком серьезный, то к преступникам будет применяться уголовное наказание.

Уголовная ответственность за контрабанду сигарет

О контрабанде сигарет уточняется в статье 200 УК РФ, которая регламентирует состав преступления, его квалификацию, особенности рассмотрения, применение уголовного наказания в каждом индивидуальном случае. В государственном законодательстве рассматриваются случаи осуществления перевозки в крупном размере. Под данным количеством рассматривается общая стоимость перевозимой продукции, которая превышает 250 тысяч рублей. В данном случае могут применяться следующие меры наказания:

  1. Денежный штраф, который может варьироваться в размере от 300 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;
  2. Полное изъятие дохода преступника, полученного в течение последних одного – трех лет;
  3. Принудительные физические работы на период до пяти лет;
  4. Лишение свободы на срок до пяти лет.

В случае применения к преступникам меры конфискации имущества, изъятию подлежат не только объекты незаконной перевозки, но и все материалы, оборудование и приспособления, предназначенные для производства табачной и алкогольной продукции.

Также контрабанда сигарет, независимо от страны доставки или вывоза – Израиль и Кипр, может осуществляться не только одним преступником, но и особыми категориями граждан: группой лиц, которые состоят в предварительном преступном сговоре, а также должностным лицом, который планирует воспользоваться своим судебным положением в преступных целях. За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом, злоумышленникам грозит строгое уголовное наказание:

  1. Лишение свободы на срок от трех до семи лет;
  2. Лишение свободы с дополнительным штрафом, который должен соответствовать доходу преступника за период в три года;
  3. Лишение свободы с дополнительным штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Контрабанда табака, которая совершается организованной группировкой, считается преступлением с особой квалификацией. В данной ситуации срок лишения свободы злоумышленника может составлять от семи до двенадцати лет. При этом может применяться дополнительный штраф в размере 2 млн. рублей.

Возможно вам будет интересно

  • Ограничение конкуренции
  • Наказание за неуплату налогов физических лиц
  • Разглашение банковской тайны
  • Ответственность за разглашение государственной тайны
  • Ответственность за разглашение коммерческой тайны
  • Разглашение медицинской тайны — статья УК РФ
  • Что грозит за неуплату транспортного налога
  • Что делать, если вымогают деньги
  • Подделка денег
  • Неуплата налогов — УК РФ
  • Отмывание денег — статья УК РФ
  • Уголовная ответственность за вымогательство
  • Статья за контрабанду сигарет
  • Заявление о вымогательстве

Об авторе


Бесплатная консультация адвоката по экономическим преступлениям Цены на услуги адвоката по экономическим преступлениям

Каждый из нас практически ежедневно пользуется услугами тех или иных точек оптовой или розничной продажи. Конечно же, предполагая совершить какую-то покупку, потребитель надеется увидеть на товаре информацию о правилах применения, о сроках годности, о противопоказаниях и прочем, то есть обо всём, что так или иначе касается «взаимоотношений» покупателя и покупаемого. Соответственно отсутствие подобной информации создаёт определённую опасность для потребителя, так как возможно, что такой товар может использоваться/храниться только в определённых температурных условиях, или содержать в своём составе вещества, которые противопоказаны людям, страдающим аллергией. Безусловно, подобные упущения, особенно если они осуществлены умышленно, не должны оставаться безнаказанными. И именно о степени ответственности и о мерах государственного контроля по маркировке продаваемой продукции и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание за отсутствие маркировки на товаре или продукции.

Общие понятия

Для начала, необходимо сказать пару слов о том, что же такое маркировка и с чем её «едят». Маркировка – это нанесение определённых информационных знаков, предназначенных для упрощения и автоматизации дальнейшей идентификации. Это могут быть: бирки, этикетки, наклейки, вкладыши, ярлыки, штампы. Конечно же, из-за важности рассматриваемой процедуры законом строго регулируются их внешний вид, структура информационного текста, наименование и дизайн.

То есть, каждая этикетка на товаре должна соответствовать определённому ГОСТу, установленному для категории, к которой относится продукция.

Например, ГОСТ Р 51074-2003 устанавливает формат и структуру маркировки для пищевых продуктов. Сразу следует отметить, что список ограничений, правил и условий просто огромен, и разобрать все положения невозможно в рамках отдельно взятой статьи. Поэтому остановимся на одном примере – это «Кондитерские изделия и жевательная резинка». В соответствии с ГОСТом Р 51074-2003 на этикетке должна быть следующая информация:

  • наименование продукта;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • масса нетто;
  • товарный знак изготовителя (при наличии);
  • состав продукта;
  • пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
  • пищевая ценность;
  • условия хранения;
  • срок годности или срок хранения (для карамели и драже);
  • дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания;
  • рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков);
  • информация о подтверждении соответствия.

Список на этом не заканчивается, и в таком же русле определяются условия для всех категорий продуктов питания, бытовой химии, орудий труда, косметических средств и прочего.

Состав и наказание

Как и за многие другие деяния, нарушающие действующее законодательство, за нарушение порядка маркировки продукции предусмотрено два вида ответственности: административная и уголовная. Вид ответственности зависит от создаваемой поступком общественной опасности и размера причинённого материального вреда по отношению к государству.

Административная ответственность

В КоАП РФ имеется множество статей, которые носят в своём название слово «маркировка», но особое внимание в контексте рассматриваемой темы следует уделить статье 15.12. Статья состоит из 4 частей, каждая из которых отвечает за отдельный состав правонарушения.

Часть 1 устанавливает, что за производство товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, или же с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, возможно наложение административного штрафа для должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей с конфискацией незаконной продукции, для юридических лиц от 50000 до 100000 с той же конфискацией.

Например, гражданин «А», являясь индивидуальным предпринимателем, занимался изготовлением мясных полуфабрикатов на собственной ферме. Весь свой ассортимент он складировал в специальных холодильниках, но никаким образом не помечал установленным образом полученные полуфабрикаты. У гражданина «А» был заключён договор поставки с одним местным магазином на продажу товаров собственного изготовления.

То есть, если имеется ярко выраженное желание каким-либо образом реализовать немаркированные товары, как минимум административной ответственности не избежать.

Исходя из определения субъекта по части 1 — это должностные и юридические лица, обычные физические лица, которые изготавливают продукцию, но не помечают её должным образом, не рассматриваются в рамках статьи 15.12. Наказание для подобной категории граждан, если имеется мотив сбыта, будет исходить из положений, характерных для определения правонарушения в виде незаконного предпринимательства.

Часть 2 имеет схожий состав, только основным поступком является непосредственная продажа немаркированной продукции, а также её хранение, перевозка, приобретение, соответственно, с обязательной конечной целью в виде сбыта. Субъектом по ч. 2 может быть и обычный гражданин, и должностное и юридическое лицо. Санкционная составляющая увеличена и выглядит как штраф в размере от 2000 до 4000 рублей, от 5000 до 10000 рублей и от 50000 до 300000 рублей соответственно.

Любые действия, описанные выше, если они не имеют в своей конечной цели желания получения материальной выгоды в результате продажи, то состава правонарушения по ст. 15.12 они не образуют. Отдельно и в рассматриваемой теме, и в целом по правонарушениям/преступлениям в предпринимательской сфере стоит вопрос о незаконном производстве и продаже алкогольной продукции.

В части 3 говорится о том, что производство алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Часть 4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Такое особенное выделение алкоголя из всей массы продукции обуславливается высокой общественной опасностью, связанной с выходом на свободный рынок некачественной, нелегальной спиртосодержащей продукции, жертвами которой только в Российской Федерации ежегодно становится более 5000 человек. Конечно же, список условий и особенностей торговли намного более обширный, нежели приведённый выше, и насчитывает десятки нормативно-правовых актов и отдельно взятых положений и определений.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность по статье 171.1 будет наступать в случае, если рассматриваемое деяние в своих фактических объёмах совершается в крупном или особо крупном размере. Статья 171.1 отличается большим объёмом и состоит из 6 частей, поэтому приводить её положения целиком было бы нецелесообразно. Для более чёткого понимания статью 171.1 можно структурно разделить на 3 раздела: товары, не относящиеся к продуктам питания или алкоголю, продукты питания, алкоголь, то есть деление и увеличение тяжести наказание повышается в зависимости от тяжести содеянного. Единственное, что следует отметить и коснутся более подробно, это санкционная составляющая статьи 171.1, которая достаточно обширна:

  • максимальный штраф в размере 800000 рублей, при этом в некоторых частях минимальный порог составляет 400000 рублей;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 6-ти лет с отягощением в виде штрафа до 1 млн. рублей.

Подобные меры наказания наглядно демонстрируют, насколько серьёзно законодатель рассматривает данные преступления, что соответствует действительной общественной опасности некачественной продукции выпускаемой на потребительский рынок.

Итак, в завершение стоит отметить, что, к сожалению, актуальность рассматриваемой темы в последние годы только возрастает и отягощается. Возможно, виной тому неудержимая человеческая жажда получения каких-либо благ и выгод без особых усилий и убытков. Следует уточнить ещё и то, что преступление или правонарушение в виде отсутствия маркировки товара или продукции рождает множественную совокупность смежных преступлений, например, незаконное предпринимательство, связанное с продажей спиртосодержащей продукции. А данное обстоятельство существенно увеличит окончательный приговор для виновного лица.

Перевозка спиртосодержащей продукции без акциза

Здравствуйте! Алкогольная продукция должна обязательно маркироваться в соответствии со статьей 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в «порядке», определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции)»

«»2. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется «федеральными специальными марками». Указанные марки приобретаются в государственном органе, «уполномоченном» Правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется «акцизными марками», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в «таможенных органах» организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками, не допускается.

В соответствии с УК РФ Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ)

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Данная ситуация «грозит» уголовным делом, с последующим обвинительным приговором.

В 2018 году в России вступили в силу новые правила продажи алкоголя.

Помогут ли новые нормы снизить потребление спиртосодержащих напитков, а также количество преступлений на этой почве?

Что грозит продавцу в РФ за незаконную торговлю алкоголем?

Кому и когда запрещено продавать горячительные напитки, когда наступает административная ответственность, а в каких случаях виновные подлежат уголовной ответственности?

О новых правилах

В 2017 году президент РФ Путин В. В. подписал закон об ужесточении наказания за незаконный оборот алкогольной продукции. Теперь Уголовный кодекс изменен и дополнен статьями о незаконной торговле, обороте и производстве горячительных напитков.

В статье 171.3 УК РФ прописана ответственность за незаконное изготовление и реализацию горячительных напитков в крупном размере (свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 миллиона рублей):

  • денежное взыскание от 2 до 3 миллионов рублей;
  • привлечение виновного к оплачиваемой работе сроком до 3 лет;
  • принудительная изоляция осужденного от общества сроком до 3 лет.

Дополнительно суд может лишить владельца и продавца, реализующего алкогольную продукцию незаконно, права заниматься определенной деятельность сроком до 3 лет.

Если производством и продажей такой продукции занималась организованная группа либо хозяин (владелец) магазина реализовывал алкогольную продукцию в особо крупном размере (свыше 1 миллиона рублей), тогда виновным будет грозить такое наказание:

  • денежное взыскание от 3 до 4 миллионов рублей;
  • привлечение человека к труду по постановлению суда сроком до 5 лет;
  • тюрьма сроком до 5 лет.

Статья за незаконную продажу алкоголя физ. лицом – ст. 171.4 УК

26.07.2017 года был подписан Закон № 203-ФЗ. Тогда появились изменения в статье 171.4 УК РФ.

Так, за незаконную продажу горячительных напитков поштучно, в случае если незаконная реализация совершалась неоднократно, виновному грозит наказание в виде:

  • штрафа от 50 до 80 тысяч рублей;
  • привлечение виновного к труду сроком до 12 месяцев.

Под ответственность за незаконные действия под эту статью подпадают:

  • физические лица, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции;
  • лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Под ответственность за действия по указанной статье не подпадают те лица, которые продают напитки на основе сидра, медовухи или пива.

Реклама алкогольных интернет-магазинов запрещена в СМИ, а любой виртуальный прилавок с винами и коньяками теперь будут досудебно блокировать.

Главная причина закрытия – продукция в таких местах не сертифицированная. В лучшем случае продавец реализует ее без уплаты акцизов и НДС, а в худшем – это может быть опасная для здоровья и жизни подделка.

Когда торговля алкоголем будет являться нелегальной?

Еще в 1995 году был введен в действие Федеральный закон № 171, регулирующий отношения, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции.

Согласно этому закону запрещается осуществлять продажу горячительных напитков в таких случаях:

  • в образовательных, спортивных учреждениях, во всех видах транспорта, в аэропортах, на вокзалах, в местах массового скопления людей во время проведения различных мероприятий, в нестационарных торговых объектах;
  • если алкогольная продукция продается несовершеннолетним лицам;
  • если продавец реализует алкогольную продукцию без лицензии, декларации соответствия или без маркировки;
  • если продажа горячительных напитков осуществляется без предоставления покупателю документа о наличии штрих-кода;
  • если продажа алкоголя осуществляется дистанционным способом;
  • если продавец реализует алкогольную продукцию в потребительской таре объемом больше 1,5 л;
  • с 23:00 до 8:00 по местному времени (п. 9 ФЗ № 171-ФЗ). А в некоторых областях это временное ограничение может изменяться, например, запрещается продажа алкоголя после 22 часов и до 10 часов в Псковской и Астраханской области и т. д.;
  • на конкретные праздники.

В какие дни запрещено продавать алкоголь?

Список этих дней в каждой области РФ свой. Так, согласно ФЗ №171-ФЗ власти на местах имеют полное право вводить дополнительные дни запрета на продажу горячительных напитков.

Однако по всей России запрещено продавать алкоголь в такие дни:

  • 1 сентября – День знаний;
  • 11 сентября – День трезвости;
  • день, на который припадает последний звонок, а также выпускной день;
  • 1 июня – День защиты детей;
  • 27 июня – День молодежи.

Во многих регионах местные власти дополнили этот список, например, во Владимирской области запрещено продавать горячительные напитки в День семьи, в Пермском крае – на День Победы, День пограничника, День России и т. д.

Штраф за продажу алкоголя в запрещенные дни

Если в магазинах алкогольная продукция отпускается покупателем ночью или в запрещенные дни, например, на День знаний, тогда виновные лица будут нести административную ответственность согласно ст. 14.2 КоАП РФ в виде штрафа такого размера:

  • 1-2 тысяч – на граждан;
  • 3-4 тысяч – на должностных лиц;
  • 30-40 тысяч – на юридических лиц.

Штраф за продажу алкоголя без лицензии

В ст. 18 ч. 1 ФЗ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции» отмечается, что деятельность по выпуску и продаже горячительных напитков подлежит обязательному лицензированию.

Если продавец не соблюдает это требование, тогда ему грозит штраф согласно ст. 14.17 КоАП части 3:

  • 500 тысяч – 1 миллион рублей с конфискацией – для должностных лиц;
  • не более, чем 1/5 совокупного размера выручки за год с конфискацией продукции, оборудования.

Наказание за торговлю алкоголя без лицензии карается серьезным штрафом, поэтому многие продавцы делают лицензию, однако бывают случаи, когда контролирующий орган обнаруживает нарушения лицензионных требований (например, на этикетке бутылки производитель не указал, что использование спирта или другой алкогольной продукции опасно для здоровья). Но и за такое нарушение виновный подлежит административной ответственности по ст. 18 ч. 1.

Так, наказание за нарушение лицензионных требований выражается в виде наложения штрафа в таком размере:

  • 100-150 тысяч рублей – для юридических лиц.

Если были зафиксированы грубые нарушения лицензионных требований (например, действие лицензии ранее было приостановлено, алкогольная продукция производилась из непищевого сырья и т. д.), тогда виновным грозит такое наказание:

  • штраф в размере 150-200 тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования – для юридических лиц;
  • приостановление торговой деятельности сроком до 90 дней с конфискацией.

Судебная практика

Случай 1. В детском парке г. Челябинска предприниматель одного из кафе торговал алкоголем в течение нескольких лет. В кафе, где детям предлагалось детское меню (соки, мороженое, молочные коктейли), оперативники обнаружили значительное количество алкогольной продукции на сумму свыше 3 миллионов рублей. Хозяин незаконно продавал водку, коньяк, а также другие напитки крепостью свыше 40 градусов. У хозяина не было лицензии на продажу алкоголя, да и законом запрещено продавать алкоголь в подобных местах. За незаконную предпринимательскую деятельность хозяина кафе приговорили к 3 годам заключения.

Случай 2. В небольшом магазинчике города Люберцы была произведена контрольная закупка двух бутылок пива и одной бутылки вина. Факт продажи алкоголя был зафиксирован, причем сразу по двум положениям – отпуск товара в ночное время и реализация алкогольной продукции без лицензии. В складе магазина оперативники нашли несколько ящиков с алкогольной продукцией. Причем собственник не имел лицензии на их продажу. Собственник уже не раз попадался на продаже алкоголя без лицензии и в ночное время. Владельца заведения привлекли к административной ответственности. Теперь ему нужно заплатить штраф в размере 150 тысяч рублей за продажу алкоголя без лицензии и 100 тысяч рублей за его продажу в ночное время. К тому же всю алкогольную продукцию у него конфискуют.

Ответы на вопросы

Вопрос: Что будет, если продавец продал алкоголь покупателю после 23 часов?

Ответ: Нарушителю будет грозить наказание согласно ст. 14.16 КоАП РФ. Должностному лицу будет грозить штраф в размере 20-40 тысяч рублей, а юридическому лицу (магазину), где произошел инцидент будет грозить штраф в размере 100-300 тысяч рублей с изъятием продукции или без него.

Вопрос: Может быть погашен штраф за незаконную продажу алкоголя несовершеннолетнему?

Ответ: Если виновное лицо не выплатит штраф, то его сумма может быть взыскана с него в судебном порядке.

Вопрос: Несет ли ответственность хозяин магазина, где продавец продал алкогольную продукцию несовершеннолетнему, но выплачивать штраф не стал?

Ответ: Нет, хозяин магазина не должен нести ответственности за действия своего работника. Если он не выплатил штраф, тогда спрос будет с него. Однако и на владельца магазина также будет наложен штраф. Если он его выплатил, значит ему не стоит переживать.

Вопрос: Куда обратиться, если сосед делает самогон, а потом продает его другим людям?

Ответ: Можно обратиться в ближайшее отделение полиции. Если сотрудники правоохранительных органов ничего не предпринимают с горе-соседом, тогда нужно идти дальше – подавать заявление о незаконном производстве и обороте спиртосодержащей продукции в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Вопрос: В какой орган полиции обращаться в случае выявления факта незаконной торговли алкоголем?

Ответ: Необходимо обращаться в отдел полиции по месту жительства. На месте необходимо будет написать заявление на имя начальника ОВД. Далее будет работать полиция, которая при необходимости передаст материалы дела в Отдел безопасности по экономическим преступлениям.

Вопрос: Я хочу подать заявление о незаконной торговле алкоголем на своего соседа. Могу ли я рассчитывать на то, что сотрудники правоохранительных органов меня «не сдадут»?

Ответ: Да, можете. Даже если в заявлении вы указали свои данные, то должны сообщить дежурному, что хотите остаться анонимом. Это право будет реализовано, и сосед не узнает, кто подал на него заявление.

За незаконную торговлю горячительных напитков виновным может грозить административная или уголовная ответственность.

Последняя наступает тогда, когда подозреваемый в совершении противоправного действия, связанного с незаконной торговлей горячительных напитков, совершает такое деяние неоднократно либо же продает алкоголь лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Наказание может быть разным в зависимости от характера проступка. Это может быть как штраф, работы, так и лишение свободы.

Что такое обязательная маркировка и зачем она нужна

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров выступает Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ. Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Исходя из общего смысла данных документов, маркировка продукции – это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), позволяющего контролирующим органам и конечным покупателям получить исчерпывающую информацию о товаре. Официальное наименование кодов — контрольные идентификационные знаки (КиЗ).

Код маркировки всегда уникален. Не существует двух одинаковых кодов. Причем код используется однократно и после вывода товара из оборота код также уничтожается. Повторное его использование не допускается.

КиЗ состоит из 2 частей — кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:

  • наименование товара;
  • страна производства;
  • данные производителя;
  • местонахождение производителя;
  • бренд;
  • данные продавца и т.д.

Цель внедрения обязательной маркировки — противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Маркировка позволяет государству отслеживать товар от производственного цеха до магазинного прилавка.

В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Это приложение, которым рекомендует пользоваться ФНС России, полностью бесплатно. Оно может применяться для мобильных устройств на базе iOS и Android.

Как работает система обязательной маркировки продукции

В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для разных видов продукции используются разные системы мониторинга. Так, для алкогольной продукции используется , для лекарств – , для меховых изделий — .

Предположительно, для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он же сейчас используется и в целях реализации проекта по добровольной маркировке табачной продукции.

Регистрация во всех этих сервисах бесплатная. Но она требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи.

Регистрироваться в информационных системах мониторинга должны не только производители, но также и поставщики продукции. Это связано с тем, что передача сведений в систему мониторинга происходит на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю. После регистрации производитель описывает свой товар и запрашивает у системы мониторинга необходимое количество КиЗ.

Система самостоятельно генерирует уникальные коды и передает их производителю. Кстати, на время действия добровольной маркировки генерация кодов осуществляется бесплатно. С введением обязательной маркировки производителям придется платить за коды, закладывая издержки в стоимость продукции.

После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки. В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот. Без нанесения кодов товар, подлежащий маркировке, не допускается к обороту. Для нарушителей предусмотрены меры как административной, так и уголовной ответственности.

После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации.

Розничные торговые точки также сверяют коды, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. Уникальный код выводится из оборота и уничтожается.

Этапы внедрения обязательной маркировки товаров

Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ, который закладывает основы для внедрения массовой маркировки товаров, вступает в силу с 1 января 2019 года. Однако практика обязательной маркировки существовала в России и ранее. Типичный пример – акцизные марки, наносимые на всю подакцизную продукцию. Другой пример – маркировка товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень такой продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982.

Между тем, все используемые до сегодняшнего дня средства идентификации и защиты показали свою несостоятельность и уязвимость в плане фальсификации. Марки подделывают, используют по нескольку раз, и проконтролировать легальность продукции в длинной цепочке поставщиков и покупателей подчас просто невозможно.

В связи с этим государство решило перейти на потоварную маркировку продукции, когда маркировочный код присваивается не отдельной партии товара, а непосредственно каждой единице товара из такой партии (бутылке, сигаретной пачке, упаковке лекарств и т.д.).

С 12.08.2016 в России и других странах ЕАЭС проводится пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 №787 все участники проекта обязались маркировать свои изделия КиЗ и передавать всю информацию о маркировке в Информационный ресурс маркировки. Его оператором является ФНС России.

Затем Правительство РФ приняло постановление от 24.01.2017 № 62, которое положило начало эксперименту по маркировке лекарственных препаратов. На лекарства наносится КиЗ в виде двухмерного штрихового кода. По , охват индивидуальной маркировкой к 31.12.2018 составит 100% зарегистрированных лекарственных препаратов, реализуемых в России.

C 01.02.2018 года в России стартовало внедрение системы помарочного учета алкогольной продукции (ЕГАИС 3.0). Координирует проект Росалкогольрегулирование. С 01.07.2018 года работа в ЕГАИС 3.0 стала общеобязательной. Помарочный учет бутылок сейчас должны применять все без исключения производители, поставщики, импортеры, розничные торговые точки и заведения общепита. Система уже не позволяет отгружать алкоголь с указанием неполного количества марок, а также дублировать марки.

С 01.06.2018 года начался эксперимент по добровольной маркировке обуви. Обязательной маркировка станет с середины следующего года. Также в 2019 году обязательная маркировка коснется и других товаров.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году

Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Перечень включает в себя 10 товарных позиций с указанием точной даты, с которой в отношении той или иной продукции вводится обязательная маркировка.

С 01.03.2019 обязательная маркировка вводится в отношении табачных изделий. С 01.07.2019 – в отношении обуви. Большинство же товаров из списка перейдет на обязательную маркировку в конце 2019 года. Так, с 01.12.2019 маркировка распространится на:

  • духи и туалетную воду;
  • шины и покрышки;
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
  • блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания женские/для девочек;
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские/для мальчиков;
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

Стоит отметить, что некоторые производители и продавцы не стали дожидаться 2019 года и приступили к маркировке продукции на добровольной основе заранее. Это, в частности, касается рынка табачных изделий.

Обязательная маркировка сигарет и табачных изделий

Несмотря на то, что обязательная маркировка табачных изделий вводится только с 01.03.2019 года, производители, поставщики и торговые точки приступили к эксперименту уже сейчас.

Начало эксперименту по маркировке табачной продукции положило постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1433. Эксперимент стартовал в январе 2018 года.

Участники эксперимента должны быть зарегистрированы на оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Порядок регистрации указан в Методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Минпромторга от 25.12.2017.

Будучи зарегистрированным в системе, производитель может раскрывать информацию о производимой продукции и получать от оператора необходимое количество кодов. Информация о произведенных сигаретах заносится в реестр оператора. Затем делается запрос на получение кодов. После генерации кодов и передаче производителю, они наносятся на упаковку. Об этом тоже сообщается оператору, который заносит использованные коды в другой реестр.

На сигаретные пачки, блоки и коробки сейчас наносят двумерные штрихкоды DataMatrix. Эти коды сверяются с данными первичных документов при каждой перепродаже табачных изделий. При этом оператору сообщается о смене собственника продукции. Финальный контроль происходит на стадии продажи сигарет конечному покупателю.

Продавец считывает штрихкод, и информация о выбывшем из оборота коде поступает в фискальный накопитель кассы. В дальнейшем сведения о штрихкоде передаются ОФД, а оттуда – оператору системы мониторинга. Использованный код списывается и удаляется из реестра оператора.

Законы и ответственность за нарушения требований о маркировке товаров

Производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке несут как административную, так и уголовную ответственность.

Административная ответственность за нарушения требований о маркировке установлена ст. 15.12 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей. Дополнительно к штрафу назначается конфискация всей немаркированной продукции.

Продажа продукции без маркировки квалифицируется как нарушение по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Штраф для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Производство немаркированных алкоголя и сигарет, помимо конфискации продукции повлечет также штраф для ИП в размере от 10 до 15 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией (ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ).

Самые большие штрафы предусмотрены за оборот алкоголя и табачных изделий без маркировки (ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Штраф для физлиц по данному составу нарушения составляет от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей. Само собой, с обязательной конфискацией немаркированных алкоголя и табачных изделий.

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер. Напомним, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн рублей.

Согласно ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт непродовольственных товаров без маркировки наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.

Самые строгие санкции предусмотрены, опять же, за оборот немаркированных алкоголя и табачных изделий. Данное деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *