Ответственность за налоговые преступления

Содержание

Ответственность за налоговые преступления

Уголовная ответственность физического лица

Уголовная ответственность юридического лица

Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2018

Все налогоплательщики, уклоняющиеся от выплаты налогов, обязаны за это понести наказание.

Наказание может быть:

  • налоговым (по НК РФ);
  • административным (по КоАП РФ);
  • уголовным (по УК РФ).

Уголовной ответственности за налоговые преступления могут подвергаться психически здоровые совершеннолетние правовые граждане, занимающие соответственную должность (директор, глава, основатель и т. д.) за невыплату налоговых обязательств и за преднамеренное указание неправильных данных в налоговом расчете.

Такие лица могут понести следующие наказания:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • взятие под стражу;
  • лишение свободы.

Соответствующие санкции из-за невыполнения налоговых обязательств расписаны в статьях 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

Уголовная ответственность физического лица

Суть правового нарушения – отказ гражданина в предъявлении налогового расчета или прочих бумаг, требуемых инспекцией федеральной налоговой службы (ИФНС). Объем правонарушения определяется как крупный (более 250 000 рублей) или особо крупный (более 1 млн рублей).

Для физических лиц крупным правовым преступлением является:

  • долг в 600 000 рублей за 3 финансовых года при условии, что эта сумма составляет больше 10% от суммы, которую нужно внести за последний период;
  • долг, превышающий сумму 1 800 000 рублей.

При этом возможна одна из санкций:

  1. Штраф, включающий оклад виновного за промежуток 1–2 года или сумма от 100 000 до 300 000 рублей.
  2. Принудительные работы продолжительностью до 1 года.
  3. Взятие под стражу на полгода.
  4. Лишение свободы не более чем 1 год.

Для причисления правонарушений к особо крупным совокупность всех налогов, выплат, страховых обязательств за 3-годичный период должна:

  • превышать 4 500 000 рублей с учетом того, что часть неоплаченных сумм превосходит 20%, необходимых к оплате;
  • быть выше 13 500 000 рублей вне зависимости от неоплаченной части.

В такой ситуации может быть определена одна из следующих санкций:

  1. Штраф размером с оклад виновного за промежуток 1,5–3 года или сумма от 200 000 до 500 000 рублей.
  2. Принудительные работы продолжительностью до 3 лет.
  3. Лишение свободы не более чем 3 года.

Согласно указанной статье, 16-ти летние граждане уже попадают под привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления.

За налоговые преступления ИП может грозить не только административная, но и уголовная ответственность

Уголовная ответственность юридического лица

Правонарушения:

  • отказ учреждения предъявлять налоговые расчеты и/или прочие бумаги, общеобязательные для ИФНС;
  • предъявление учреждением этих же бумаг, но с умышленным указанием неправдивой информации.

Тогда обвиненным в учинении налогового злодеяния становится:

  • руководитель учреждения;
  • главный бухгалтер или обычный, если в учреждении не предусмотрена должность главного;
  • сотрудник, ответственный за подписание налоговых документов и покрытие необходимых налогов и взносов;
  • уполномоченный представителя учреждения, который исполнял обязанности одного из перечисленных выше не формально, а по факту.

При крупном правонарушении совокупность всех налогов, выплат, страховых обязательств за 3 года должна:

  • превышать 5 000 000 рублей с учетом того, что часть невыплаченных сумм превышает 25%, необходимых к оплате;
  • превышать 15 000 000 рублей вне зависимости от неоплаченной части.

Здесь может быть выбрана одна из следующих санкций:

  1. Штраф, охватывающий оклад виновного за промежуток 1–2 года, или сумма от 100 000 до 300 000 рублей.
  2. Принудительные работы на 2 года с исключением возможности заступать на обусловленные должности, исполнять обусловленные практики на протяжении 3 лет или временные рамки не определяются.
  3. Взятие под стражу на полгода.
  4. Лишение свободы на 2 года без возможности заступать на определенные посты, исполнять определенные практики на протяжении 3 лет или без временных ограничений.

Особо крупное нарушение или учиненное заранее сговорившимся объединением лиц за 3-х годичный период должно:

  • быть свыше 15 000 000 рублей с учетом того, что часть невыплаченных сумм превосходит 50%, необходимых к оплате;
  • быть свыше 45 000 000 рублей вне зависимости от неоплаченной части.

Здесь может быть выбрана одна из следующих санкций:

  1. Штраф, охватывающий оклад виновного за промежуток 1–3 года либо сумма от 200 000 до 500 000 рублей.
  2. Принудительные работы 5-летней продолжительностью с исключением права заступать на определенные должности на протяжении 3 лет/временные рамки не указываются.
  3. Лишение свободы не более чем на 6 лет с исключением права заступать на определенные посты, исполнять определенные практики на протяжении 3 лет/временные рамки не определяют.

Уголовная ответственность за налоговые преступления 2018

Статьи 198 и 199 УК РФ привлекают правовых граждан и учреждения к взысканиям за невыплату налоговых и страховых обязательств. Упоминания о взиманиях по страхованию появились лишь в статьях современных вариантов, обретших правовую силу в августе 2017 года. Тогда же вышли дополнения 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 к статье 199 УК РФ.

Самые большие стереотипы об ответственности за неуплату налогов

Статья 199.1 УК РФ. Уголовная ответственность за невыполнение обязанностей налогового агента

По условиям этой статьи наказание должен понести налоговый агент за несоблюдение функций исчисления, перевода и сохранения необходимых налогов и/или сборов.

Объемы крупных и особо крупных правовых злодеяний расписаны в статье 199 УК РФ. А меры ответственности разные.

За крупные нарушения виновному могут назначить:

  1. Штраф, насчитывающий от 100 000 до 300 000 рублей.
  2. Принудительные работы 2-годичной длительностью с исключением права 3 года занимать обусловленные должности или же временные рамки не указываются.
  3. Взятие под стражу на полгода.
  4. Лишение свободы до 2-летнего срока с исключением возможности заступать на соответствующие посты на 3-летний промежуток или же временные рамки не указываются.

За особо крупные злодеяния виновному могут назначить:

  1. Штраф от 200 000 до 500 000 рублей.
  2. Принудительные работы длительностью 5 лет с исключением возможности заступать на соответствующие должности на 3-летний промежуток или же временные рамки не указываются.
  3. Лишение свободы до 6 лет с утерей прерогативы заступать на обусловленные посты на трехлетний период или же временные рамки не указываются.

Статья 199.2. Уголовная ответственность за сокрытие денежных средств/имущества от взимания.

За крупное уклонение от налоговых обязательств виновному могут назначить:

  1. Штраф, насчитывающий от 200 000 до 500 000 рублей.
  2. Принудительный труд 3-годичной длительностью без права заступать на определенные должности на протяжении трех лет или же временные рамки не указываются.
  3. Арест не предусмотрен.
  4. Лишение свободы до 3 лет с утерей возможности заступать на соответственные посты промежутком в 3 года или же временные рамки не указываются.

За особо крупное уклонение от налоговых обязательств виновному могут назначить:

  1. Штраф от 500 000 до 2 000 000 рублей.
  2. Принудительные работы 5-годичной длительностью с потерей прерогативы заступать на соответственные посты на протяжении 3 лет или же временные рамки не указываются.
  3. Арест не предусматривается.
  4. Лишение свободы на 7-летний период, исключая возможность 3 года заступать на обусловленные должности, или же временные рамки не указываются.

Как доказывают умысел в налоговых преступлениях

Статья 199.3. Уголовная ответственность за избегание правовым гражданином оплаты страховки на несчастный случай или профессиональное заболевание

В этом случае объемы преступлений несколько отличаются от описанных в статье 199 УК РФ.

Крупное преступление насчитывает:

  • 600 000 рублей и выше, учитывая неоплаченную частицу 10% и выше;
  • 1 800 000 рублей и выше.

Такие правонарушения определяют санкции:

  1. Штраф на сумму до 200 000 рублей.
  2. 360 часов обязательных работ.
  3. Арест и отнятие свободы не предусмотрены.

Особо крупное преступление насчитывает:

  • 3 000 000 рублей и выше с учетом неоплаченной части 20% и выше;
  • 9 000 000 и выше.

Такие правонарушения определяют санкции:

  1. Штраф до 300 000 рублей.
  2. Один год исполнения принудительных работ.
  3. Отнятие свободы на 1 год без права заступать на обусловленные посты.

Статья 199.4. Уголовная ответственность за уклонение учреждения от уплаты страховки на несчастный случай или профессиональное заболевание

Ставки, определяющие крупный размер злодеяния:

  • выше 2 000 000 рублей, учитывая неоплаченную частицу выше 10%;
  • выше 6 000 000 рублей.

Такие правонарушения приводят к следующим санкциям:

  1. Штраф от 100 000 до 300 000 рублей.
  2. Один год принудительных работ без права занимать соответственные должности 3 года/ временные рамки не указываются.
  3. Лишение свободы на 1 год.

Ставки, определяющие особо крупный размер нарушения:

  • выше 10 000 000рублей, учитывая неоплаченную частицу 20% и больше;
  • свыше 35 000 000 рублей.

Эти правонарушения приводят к следующим санкциям:

  1. Штраф от 300 000 до 500 000 рублей.
  2. Четыре года принудительных работ с исключением права заступать на определенные должности в течение 4-летнего периода или временные рамки не указываются.
  3. Лишение свободы на 4 года без права занимать обусловленные должности на протяжении 3 лет или же временные рамки не указываются.

Все описанные санкции подчиняются одному правилу – обвиняемый освобождается от уголовного наказания, если совершил правонарушение в первый раз, полностью оплатив все требуемые штрафы и начисления.

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года

Крупное нарушение:

  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)

Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

  • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)

Крупный ущерб:

  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).

Особое нарушение:

  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

Уголовная ответственность за налоговые преступления в 2019 году

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 – сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3 регламентирует действия в отношении страхователей – физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило – если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности (Читайте также статью ⇒ Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов 2018).

Уголовная ответственность по статье 198 УК РФ

Статья применяется к правонарушениям, совершенными физическими лицами, и касается уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Страховые взносы были добавлены в статьи 198 и 199 в 2017 году. Новая редакция статьи (со страховыми взносами) действует с 10 августа 2017 года.

В статье указывается, что правонарушением в таком случае считается непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые физическое лицо обязано представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.

Таблица 1

Вид нарушений Размер нарушений

(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд)

Наказание

(одно из наказаний списка)

Крупный более 900 000,00,

при доле неуплаченных сумм

10 % и более

или

более 2 700 000,00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

Штраф

от 100 000,00 до 300 000,00

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

принудительные работы

на срок до 1 года,

арест

на срок до 6 месяцев,

лишение свободы

на срок до одного года.

Особо крупный более 4 500 000,00,

при доле неуплаченных сумм

20 % и более

Либо

более 13 500 000, 00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

Штраф

от 200 000,00 до 500 000,000

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

принудительные работы

на срок до 3 лет

лишение свободы

на срок до 3 лет

Ответственность физического лица по данной статье УК РФ наступает с шестнадцатилетнего возраста (Читайте также статью ⇒ Ответственность за налоговые правонарушения 2018: штрафы, виды).

Уголовная ответственность по статье 199 УК РФ

Статья применяется к правонарушениям, совершенными организациями, в случае уклонения ими от уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Правонарушение – непредставление декларации или расчета, или иных документов, которые организация обязана представлять в ИФНС. Также уголовная ответственность может применяться в случае включение в декларацию или расчет ложных сведений.

Лицами, которые могут быть признаны виновными по статье 199, могут быть как руководитель организации, так и главный бухгалтер, либо просто бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). Также ответственность может быть возложена на любое лицо, если в обязанности его входило подписание налоговой отчетности и обеспечение уплаты налогов (сборов, взносов).

Это правило действует и в отношении уполномоченного представителя организации и лиц, которые формально не являлись, например, руководителем, главным бухгалтером (бухгалтером), но фактически исполняли их обязанности.

Данный подход отражен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 “О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления”.

Таблица 2

Вид нарушений

(условие нарушения)

Размер нарушений

(сумма всех налогов, сборов, страховых взносов за 3 года подряд)

Наказание

(одно из наказаний списка)

Крупный более 5 000 000,00,

при доле неуплаченных сумм

25 % и более

или

более 15 000 000,00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

Штраф

от 100 000,00 до 300 000,00

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

принудительные работы

на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

арест

на срок до шести месяцев,

лишение свободы

на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

Особо крупный

(или совершенное группой лиц по предварительному сговору)

более 15 000 000,00,

при доле неуплаченных сумм

50 % и более

Либо

более 45 000 000, 00

вне зависимости от доли неуплаченных сумм

Штраф

от 200 000,00 до 500 000,000

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет

принудительные работы

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

лишение свободы

на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без указания срока

По-прежнему существуют организации, в которых часть зарплаты выплачивается «в белую» с удержанием НДФЛ и начислением всех взносов, а часть «в черную» (в конвертах и т.п.), без удержания/начисления установленных налогов и взносов.

Возможно, руководители считают, что у них компания маленькая и уголовная ответственность им не грозит. Возможно, они забывают, что в расчет берутся 3 года подряд.

Пример

В компании работает 60 человек. У всех неполный рабочий день. Всем начисляется по 10 тыс. руб. Дополнительно (в конверте) каждый сотрудник получает по 25 тыс. руб. Определить, возможно ли к руководителю такой организации применить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Расчет ⇓

Расчет проведем только по страховым взносам (НДФЛ в данном примере определять не будем).

25 000,00 * 60 * 36 = 54 000 000,00 фонд оплаты труда в конвертах

7 200 000,00 * 30% = 16 200 000,00 – сумма взносов, не уплаченных за 3 года

Вывод – налицо налоговое преступление – уклонение от уплаты взносов в крупных размерах. Такой руководитель (главный бухгалтер/бухгалтер) подлежит уголовной ответственности. Но если нарушение допущено организацией в первых раз, возможно освобождение от уголовной ответственности при условии уплаты всех налогов/взносов, штрафом и пени.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Уголовная ответственность за налоговые преступления



В статье автор с учетом сложившейся правоприменительной практики и последних изменений законодательства рассматривает вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Ключевые слова: налог, преступление, уклонение от уплаты, сбор, бюджет, уголовная ответственность.

Keywords: tax, crime, evasion of payment, collection, budget, criminal liability.

Налоговые преступления как социально вредный феномен не являются новым явлением для нашей страны. Имевшее место на протяжении длительного периода преимущественное положение государственного имущества в экономике давало возможность для перераспределения прибыли в обход системы налогообложения. После революции 1917 г. Россию всколыхнули кардинальные преобразования во всех областях жизнедеятельности, включая законодательство. Но вопрос собираемости налогов стоял весьма остро еще в то время. Налоги стали инструментом классового противостояния, методом экономического уничтожения. Изучая статистические материалы той эпохи, можно заметить, что налоговые преступники составляли значительную часть в числе всех остальных. С начала 1930-х и до конца 1980-х гг. подобный вид посягательств был эпизодическим. Посягательства заключались главным образом в том, что нарушались условия выплаты налоговых отчислений гражданами.

Общественно-экономические перемены в России, произошедшие в первой половине 1990-х, диктовали необходимость коренного реформирования всей системы налогообложения. В конце 1991 г. в РФ налоговая система была реформирована, состоялось принятие ключевых законов, закрепляющих механизм и порядок осуществления налоговых выплат.

Формированию системы налогообложения в нашей стране сопутствует существенное увеличение количества налоговых посягательств. Эксперты подсчитали, что, в государственный бюджет каждый год не поступает до 1/3 налоговых отчислений .

Есть большое количество налоговых преступлений, за которые ответственность закрепляет как Уголовный, так и Налоговый кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Проанализировав уголовное законодательство, можно сделать вывод, что политика в этой сфере ориентирована на то, чтобы закрепить как уголовно наказуемое нарушение только один вид преступлений — уклонение от выплаты налогов и сборов при ее умышленном характере.

Законодательная техника в нынешней РФ, как ни жаль это констатировать, далека от совершенства. Подрывая общие нормы кодификации, законодатель не стал вырабатывать обобщенное положение, регламентирующее уклонение от выплаты налогов и сборов, ограничившись лишь казуистичным решением, разграничив ответственность за данное преступление в зависимости от стихийных обстоятельств, объективно не играющих большой роли. Это привело к разбросанности норм, закрепляющих уголовную ответственность за рассматриваемое деяние, в различных статьях УК РФ (ст. ст. 170, 171, 171.1, 172, 173, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 и т. д.).

Необходимо, однако, отметить, то не все виды уклонения от выплаты налогов и сборов являются налоговыми деяниями. Данный термин может охватывать исключительно такие нарушения, где налоговые правоотношения представляют собой главный объект деяния, а нарушение налоговых правоотношений представляет суть деяния. При подобном толковании к налоговым деяниям могут быть причислены деяния, закрепленные в ст. ст. 198–199.2 УК РФ, и уклонение от выплаты таможенных пошлин (ст. 194 УК РФ) .

В связи с тем, что законодательство не содержит положение об уклонении от выплаты налогов, появляется большое количество вопросов в правоприменительной практике. Это, в частности, трудности при отделении конкуренции от совокупности деяний (к примеру, если применяется ст. ст. 171 и 198 УК РФ); порождаемые этим трудности при осуществлении принципа non bis in idem; наличие пробелов в законодательстве (что является непременным следствием ситуации, когда вместо того чтобы выработать обобщенную формулировку, законодатель всего лишь перечисляет частные случаи); проблемы, касающиеся начисления больших сумм, и пр.

Максимально обобщенные положения, регламентирующие уклонение от налоговых выплат, закреплены в ст. ст. 198 и 199 УК РФ. В 2003 г. в УК РФ была включена ст. 199.1, устанавливавшая ответственность в случае невыполнения обязательств налогового агента. Речь шла о частном случае уклонения от налоговых выплат, когда данное обязательство возлагается по не на плательщика, а на агента. При этом в качестве субъекта деяния выступает налоговый агент (к примеру, лицо, являющееся работодателем) либо индивид, который действует или обязан действовать от имени последнего (к примеру, начальник либо главный бухгалтер предприятия, являющегося работодателем).

Разделять деяния, закрепленные в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, необходимо только в зависимости от самого плательщика (гражданина или юридического лица), не реализующего обязательства по налоговым выплатам .

Неосуществление обязательств налогового агента (ст. 199.1 УК РФ) необходимо отделять от деяний, закрепленных в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, на основании субъекта деяния. Ст. 199.1 УК РФ подлежит применению, если обязательства по налоговым выплатам переданы налоговому агенту и нарушение осуществил он сам либо субъект, который действует либо уполномочен действовать от его имени (к примеру, предприятие). При этом согласно закону необходимо, чтобы преступление было осуществлено ради удовлетворения личных интересов.

Наиболее пристально следует рассмотреть вопрос по поводу соотношения (конкуренция либо совокупность) ст. ст. 198 или 199 УК РФ со ст. 199.2 УК РФ. Практика свидетельствует, что названными статьями нередко формируется совокупность деяний, что ставит под сомнение следование принципу non bis in idem, так как на самом деле речь идет об одном нарушении в виде уклонения от налоговых выплат, осуществленное с единственным умыслом. Однако с точки зрения правового поля речь идет о различных деяниях, могущих формировать совокупность, и не идеальную, а реальную. Деяние, установленное в ст. ст. 198 или 199 УК РФ, считается завершенным с того момента как завершился срок выплаты налога. Деяние, установленное в ст. 199.2 УК РФ, может быть осуществлено лишь по окончании данного срока, так как исключительно в этот период возникает недоимка, что порождает основания для ее истребования во внесудебном порядке, что закрепляет Налоговый кодекс. В связи с этим, в соответствии с существующим законом, в подобной ситуации довольно обоснованно вменять совокупность деяний. Верховный Суд РФ в п. 21 Постановления Пленума от 28.12.2011 № 64 направил суды именно на данную квалификацию преступления .

Под налоговым деянием следует понимать виновно произведенное социально вредное нарушение, которое Уголовный кодекс запрещает под угрозой наказания и которое способствует подрыву материальных интересов государства в налоговой системе.

Рассмотрим признаки налоговых деяний. В частности, это наличие виновности субъекта деяния, индивида, его осуществившего; факт социальной вредности посягательства; подрыв положений законодательства о налогах и сборах; запрет, установленный уголовным законодательством, закрепляющим ответственность за осуществление посягательства.

В УК РФ закрепляется ответственность за осуществление налоговых посягательств лишь при их осуществлении в крупных и особо крупных размерах.

Принято считать. Что налоговое деяние завершено с того момента, когда имела место фактическая невыплата налога за определенный налоговый промежуток в срок, прописанный в налоговом законодательстве. Момент осуществления данного посягательства — это момент завершения периода, закрепленного в особых положениях НК РФ для выплаты того или иного налога.

Ответственностью за осуществление рассматриваемого деяния субъект может облагаться исключительно в судебном порядке. При этом в ходе судебного заседания необходимо доказать наличие полного состава (всех признаков посягательства). Доказательствами по данному виду деяний могут являться первичная документация, документация налогового учета, налоговые декларации. Касаемо сведений, доказывающих присутствие либо отсутствие в действиях лица состава деяния, Верховный Суд РФ подчеркнул, что подобные сведения, так же как экспертное заключение, можно выявлять посредством актов документальных проверок реализации налогового законодательства и проверок финансово-предпринимательской деятельности .

Налоговое посягательство представляет собой весьма существенную проблему как для индивида, которого обвиняют в его осуществлении, так и для индивидов, приводящих доказательства его вины. В связи с этим многое приходится решать непосредственно на судебном процессе. Профессиональной и специализированной юридической помощи в деле о налоговых посягательствах отводится главная роль в принятии решения.

Если рассматривать виновность в осуществлении посягательства, то тут необходимо учитывать такой факт: виновность означает умысел в осуществлении посягательства. Согласно указанию Конституционного Суда РФ (Постановление от 27 мая 2003 г. N 9-П), в отношении налогового посягательства в качестве составообразующего можно рассматривать лишь преступление, в осуществлении которого присутствует умысел и которое ориентировано на то, чтобы избежать налоговых выплат, нарушая закрепленные в налоговом законодательстве норм. Это возлагает обязанность на органы, занимающиеся уголовным преследованием, не просто выявить при расследовании и судебном рассмотрении определенного дела непосредственно факт невыплаты, но и привести доказательства нелегитимности тех или иных действий (бездействия) плательщика и присутствие умысла при уклонении от налоговых выплат (п. 2 ч. 1 ст. 73 УПК РФ).

Ст. 25 УК РФ разграничивает умысел в осуществлении посягательства с выделением прямого и косвенного. В частности, принято считать, что в посягательстве присутствует прямой умысел, если виновный понимал, что его действие либо бездействие является социально опасным, понимал вероятный и неизбежный характер появления последствий и стремился к ним. Считается, что посягательство осуществлено с наличием косвенного умысла, если виновный понимал, что его действие либо бездействие является социально опасным, понимал вероятность возникновения общественно опасного результата, не хотел, но осознанно допустил данные последствия или проявил индифферентное к ним отношение.

Следует обратить внимание на то, что при доказывании обвинителем наличия в действиях (бездействии) лица всех признаков налогового преступления сложнее всего доказать именно субъективную сторону, то есть наличие умысла — прямого или косвенного.

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — ст. 2954. // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  3. Налоговые и иные экономические преступления: Вып. 3 / Под ред. проф. Л. Л. Крутикова. Ярославль, 2016.
  4. Карякин В. В., Махов В. Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. М.: Юрлитинформ, 2015. 265 с.
  5. Кучеров И. И., Соловьев И. Н. Новые «налоговые» статьи Уголовного кодекса РФ: Метод. рекомендации ФСЭНП МВД России. М.: Высшая школа, 2015. 135 с.

За совершение налогового правонарушения налогоплательщик может быть привлечен не только к налоговой или административной, но и к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие преступления, которые принято называть налоговыми:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).

Практику применения судами данных статей Пленум Верховного Суда РФ изложил в своем Постановлении от 28.12.2006 N 64 (далее — Постановление).

Вина и умысел

Пленум ВС РФ указал, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов наступает только в том случае, если оно совершено с прямым умыслом (п. 8 Постановления).

Поясним, что это означает.

По общему правилу лицо привлекается к уголовной ответственности только при наличии вины. Существует две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел, в свою очередь, подразделяется на прямой и косвенный.

Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

То есть, совершая преступление с прямым умыслом, лицо желает наступления предвидимых им общественно опасных последствий, хочет этого, направляет свои усилия на наступление таких последствий.

При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (ст. 25 УК РФ).

А преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 26 УК РФ).

Так вот, Пленум ВС указал, что совершение налогового преступления возможно только с прямым умыслом. Только в этом случае лицо, совершившее правонарушение, привлекается к уголовной ответственности.

При этом, по мнению Пленума ВС, при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать и нормы налогового законодательства: обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

К таким обстоятельствам относятся:

  1. совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  2. совершение деяния налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;
  4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Таким образом, если данные обстоятельства имеют место, необходимо признать отсутствие умысла у лица, совершившего налоговое правонарушение. Как следствие, данное лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Соответственно, совершение налогового правонарушения по неосторожности или с косвенным умыслом не влечет уголовной ответственности.

Здесь следует отметить, что в отличие от уголовной налоговая ответственность наступает при любой форме умысла, а также и за совершение налогового правонарушения по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Иными словами, штраф в смысле Налогового кодекса могут применить при любом отношении к содеянному, а вот ответственность по налоговой статье УК РФ — только при совершении преступления с прямым умыслом.

В каких случаях наступает уголовная ответственность

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает только в том случае, если налоги не уплачены в крупном или особо крупном размере.

При этом крупный и особо крупный размер для налогов с физических лиц и налогов с организаций является различным.

Для налогов с физических лиц крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 300 тыс. руб.

Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб. (ст. 198 УК РФ).

Пример 1. Гражданин РФ получил доход от использования принадлежащей ему недвижимости в размере более 1 млн руб., однако налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не подал, НДФЛ в размере более 130 тыс. руб. не заплатил.

При этом доля неуплаченного налога превысила 10% от подлежащего уплате налога.

В данном случае гражданин подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДФЛ путем непредставления налоговой декларации, совершенное в крупном размере.

Пример 2. Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности.

По одному виду он уплачивает ЕНВД, по другому — применяет УСН.

От осуществления предпринимательской деятельности, по которой применяется УСН, предприниматель получил доход, однако в налоговой декларации, представленной в налоговый орган по месту жительства, его размер указан им в заниженном размере. В результате им заплачено налога на 100 тыс. руб. меньше.

Налог с дохода от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, предприниматель уплатил полностью.

В следующем году он указал доход от деятельности, переведенной на уплату УСН, также в заниженном размере и недоплатил в бюджет налог в размере 40 тыс. руб.

Налог с дохода от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, предприниматель уплатил полностью.

Сумма неуплаченного налога за два года составила 140 тыс. руб.

Однако за этот период предприниматель уплатил налог в сумме 1 500 000 руб.

В данном случае сумма неуплаченного налога составила менее 10% подлежащих уплате сумм налога, поэтому предприниматель не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Для налогов с организаций крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых (календарных) лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 7 млн 500 тыс. руб. (ст. 199 УК РФ).

Обращаем внимание, что при исчислении крупного или особо крупного размера неуплаченного налога складывается сумма всех неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд (п. п. 11, 12 Постановления).

Субъекты налогового преступления Налогоплательщик — физическое лицо

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо:

  • достигшее 16-летнего возраста;
  • на которое возложена обязанность по уплате налогов и представлению налоговых деклараций (п. 6 Постановления).

К таким лицам, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Так, Пленум ВС рассмотрел следующую ситуацию.

Предпринимательская деятельность фактически осуществляется через подставное лицо, например через безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. При этом налоги от такой деятельности не уплачиваются.

В данном случае к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ за уклонение от уплаты налогов будет привлекаться лицо, которое фактически осуществляло предпринимательскую деятельность.

А подставное лицо (в нашем случае — безработный) подлежит привлечению к уголовной ответственности по ч. 4 ст. 34 УК РФ как его пособник, но только в том случае, если этот безработный осознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов.

Налогоплательщик-организация

В том случае, если организация не уплатила налог, к налоговой ответственности привлекается сама организация как юридическое лицо.

Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Поэтому к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекается не сама организация, а лица, ответственные за уплату налогов (т.е. лица, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов).

К таким лицам относятся:

  • руководитель организации-налогоплательщика;
  • главный бухгалтер или бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера);
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий (п. 7 Постановления).

Обращаем внимание, что к уголовной ответственности в качестве пособников могут быть также привлечены иные работники организации-налогоплательщика, которые, например, оформляют первичные документы бухгалтерского учета. Но только при условии, что они умышленно содействовали совершению преступления.

К уголовной ответственности могут быть привлечены подстрекатели, т.е. лица, которые:

  • склонили руководителя или главного бухгалтера к совершению налогового преступления;
  • содействовали совершению преступления советами, указаниями и т.п.

Поэтому к уголовной ответственности могут привлекаться налоговые консультанты, разработчики схем оптимизации налогообложения и т.д., но также при наличии у них прямого умысла.

За какие действия наступает уголовная ответственность

Налоговые преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 УК РФ, совершаются в форме следующих действий (бездействия):

  • умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений;
  • умышленное непредставление налоговой декларации или иных документов.

Под иными документами следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов.

К таким документам, в частности, относятся:

  • выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций;
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (ст. 145 НК РФ);
  • расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. ст. 243 и 398 НК РФ);
  • справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ);
  • годовые отчеты (ст. 307 НК РФ);
  • документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 Постановления).

Обращаем внимание, что в том случае, если налогоплательщик представил в налоговую инспекцию декларацию с достоверными сведениями, но фактически налог не уплатил, ответственность, предусмотренная ст. ст. 198 и 199 УК РФ, не наступает.

Это объясняется тем, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Процедура, предусмотренная ст. ст. 46 — 48 НК РФ, может быть обращена не только на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, но и на имущество налогоплательщика.

Не наступает налоговая ответственность в том случае, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или включил в нее заведомо ложные сведения, однако до истечения срока уплаты налога этот налог уплатил (п. 14 Постановления). В этом случае отсутствует состав налогового преступления.

Налоговые агенты

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Отметим, что налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, могут быть признаны налоговыми агентами по перечислению НДФЛ и НДС.

Круг лиц, ответственных за неисполнение обязанностей налогового агента, зависит от того, чем (кем) данный налоговый агент является. Поэтому налоговая ответственность может наступить как для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, так и для руководителя организации, ее бухгалтера, иного специально уполномоченного лица.

Преступлением будет являться неперечисление налоговым агентом в личных интересах в установленном порядке и сроки в соответствующий бюджет сумм налогов, которые он должен был исчислить и удержать в крупном или особо крупном размере.

Порядок определения крупного и особо крупного размера соответствует правилам определения этого размера, содержащимся в ст. 199 УК РФ.

Здесь следует обратить внимание на квалифицирующий признак данного преступления — личный интерес налогового агента.

Пленум ВС РФ (п. 17 Постановления) разъяснил, что личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. (п. 17 Постановления).

Обращаем внимание, что неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.

Это относится и к тем случаям, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Пример. ООО применяет упрощенную систему налогообложения. Применение УСН не освобождает его от удержания и уплаты НДФЛ с заработной платы работников.

Руководитель ООО в 2004 — 2005 гг. как налоговый агент исчислял и удерживал НДФЛ с заработной платы, выплачиваемой работникам. Удержанные суммы НДФЛ в размере 1 млн руб. в бюджет не перечислялись.

Однако было установлено, что в работе ООО преобладали бартерные операции. Заработная плата работников общества выплачивалась через суд на основании решения суда. НДФЛ в ООО правильно и вовремя исчислялся и удерживался, но не был вовремя перечислен в бюджет, так как в первую очередь погашалась задолженность по заработной плате, которая выплачивалась через суд без учета налогов, поэтому ООО не имело права удерживать НДФЛ из заработной платы работников.

В данной ситуации отсутствует личный интерес в действиях руководителя. Следовательно, отсутствует и состав налогового преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ.

Однако необходимо учитывать, что, если действия налогового агента, не перечислившего налог в бюджет, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 17 Постановления).

Сокрытие денежных средств и иного имущества

Статья 199.2 УК РФ, устанавливающая ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание по налогам, действует с декабря 2003 г.

Введение этой нормы обусловлено следующим.

Статьями 198 и 199 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов. При этом неуплата налогов выражается в непредставлении налоговой декларации в налоговый орган или в указании в ней заведомо ложных сведений.

Но имеют место ситуации, когда налогоплательщик своевременно и правильно представляет налоговую и иную обязательную к представлению отчетность, но умышленно не производит перечисления в соответствующий бюджет в установленные сроки путем сокрытия денежных средств или имущества (увод денежных средств с расчетного счета, использование при расчетах счетов других организаций и т.д.). В такой ситуации привлечение налогоплательщика (руководителя организации) невозможно из-за отсутствия события налогового преступления.

Поэтому ст. 199.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность, по сути, уже за фактическую неуплату налогов.

Как правило, преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, совершается путем:

  • сокрытия имущества от описи и ареста;
  • непредставления сведений о месте нахождения имущества, в том числе неотражения данных об имуществе в бухгалтерских документах организации, неправильного указания его места нахождения;
  • фиктивной передачи правомочий по владению, пользованию, распоряжению объектами собственности в аренду, а также иных форм перехода, предусмотренных гражданским законодательством;
  • сокрытия имущества у третьих лиц, переоформления имущества на третьих лиц и т.п.

Пленум ВС РФ указал, что субъектами такого преступления могут быть:

  • индивидуальный предприниматель;
  • собственник имущества организации;
  • руководитель организации или лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением имуществом (п. 19 Постановления).

Обратим внимание на некоторую неясность в Постановлении относительно того, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, может являться собственник имущества организации. Дело в том, что имущество организации, в том числе переданное ей учредителями, принадлежит организации на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ).

Не обладает правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество только унитарное предприятие (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Однако собственником имущества в этом случае является либо государство, либо муниципальное образование, которые, конечно, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за данное действие наступает только в том случае, если оно совершено в крупном размере.

Под крупным размером в силу ст. 169 УК РФ следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей 250 тыс. руб.

Здесь следует иметь в виду, что при определении крупного размера при исчислении суммы недоимки в нее не включаются начисленные пени и штрафы (п. 21 Постановления).

Обращаем внимание, что уголовная ответственность за данное преступление наступает после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога (п. 20 Постановления).

Е.Карсетская

Эксперт АКДИ

Уголовно-правовая характеристика «налоговых» преступлений

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организаций соответственно.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.

Для налогоплательщиков–индивидуальных предпринимателей уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 600 тыс. рублей (если при этом доля неуплаченных налогов за 3 финансовых года превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов), либо в случае уклонения от уплаты налогов на сумму свыше 1 млн. 800 тыс. рублей (независимо от доли неуплаченных налогов). Аналогичным образом для налогоплательщиков–юридических лиц уголовная ответственность по п.1 ст.199 НК РФ наступает в случае неуплаты 2 млн. или 6 млн. рублей соответственно.

За неисполнение обязанностей налогового агента возможна ответственность по ст.199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.

Субъект преступления четко в статье 199.1 УК РФ не определен — это лицо, которое наделено какими-то управленческими функциями на предприятии. Так что субъектом может стать кто угодно. Обычно это бухгалтера, в соответствии с должностной инструкцией именно на них чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.

Ключевой момент — наличие корыстного мотива (личная заинтересованность). Доказательством корыстного мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в условиях неперечисления налога в бюджет:

  • бухгалтер и/или директор получают премию;
  • произведена оплата контрагенту — аффилированному лицу;
  • выплачена заработная плата сотрудникам. Личная заинтересованность директора, по мнению судов, состоит в этом случае в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных.

Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие денег на предприятии.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей, определяется в соответствии с примечанием к статье 169 УК РФ и составляет 1,5 миллиона рублей.

Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60 процентов.

Новые статьи УК, или «мнимая» борьба с однодневками

Государство продолжает борьбу с фирмами-однодневками, а также с так называемыми «быстрыми» ликвидациями путем присоединения к номинальным компаниям. Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ введены статьи 173.1 и 173.2, которыми предусмотрена уголовная ответственность за следующие виды преступлений:

1) Образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц. Под подставными лицами понимаются учредители (участники) или органы управления юридического лица, которое было образовано (создано, реорганизовано) путем введения данных лиц в заблуждение.

2) Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами и иным имуществом;

3) Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами и иным имуществом. Под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

За перечисленные виды преступлений предусмотрена ответственность в виде штрафов, обязательных и принудительных работ, а также реального лишения свободы на срок до трех лет.

Данный Федеральный закон вступил в силу 08.12.2011.

Однако, как заявляют адвокаты по экономическим преступлениям, да и сами полицейские, новые статьи абсолютно неприменимы на практике.

До 2010 в УК РФ была достаточно широкая статья «Лжепредпринимательство», которая предусматривала ответственность в том числе за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов.

По сути, новая статья 173.1 УК призвана заменить отмененную годом ранее статью «Лжепредпринимательство».

Между тем, составообразующим признаком новой статьи является введение в заблуждение учредителей юридического лица. То есть для того, чтобы избежать ответственности по данной статье за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, необходимо, чтобы это подставное лицо (или по-другому — номинал) на допросе или в суде подтвердил, что он осознавал, что от его имени учреждается компания.

Привлечение к ответственности самих номиналов за предоставление ими документов для создания новых юридических лиц по ст.173.2 УК РФ также маловероятно.

Согласно формулировке новой статьи, составообразующим признаком будет цель предоставления документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности — для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. То есть номинал уже в момент предоставления своего паспорта (выдачи доверенности на право представления его интересов в регистрирующих органах) должен сознавать, что юридическое лицо будет создано для определенных преступлений. Очевидно, что доказывать это будет проблематично. Единственным возможным доказательством в данном случае станет переписка.

Решение налогового органа как основание для возбуждения уголовного дела

Согласно п.3 ст.108 Налоговой кодекса РФ (редакция 2010 года) основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Из буквального толкования этой нормы следует, что только после того, как соответствующее решение инспекции по результатам налоговой проверки вступит в силу, органами внутренних дел может быть решен вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения нерадивого налогоплательщика к налоговой ответственности.

В 2011 г. Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ были введены соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Новый п. 1.1. статьи 140 УПК гласит, что «Поводом для возбуждения уголовного дела по всем налоговым преступлениям (статьи 198 — 199.2 УК РФ) служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», гласит данный пункт.

Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, данное требование не исполнено, а сумма недоимки достаточна для возбуждения уголовного дела (п. 3 ст.32 НК РФ). Только после этого может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела.

Между тем, обжалование решения налогового органа в арбитражном суде не препятствует расследованию уголовного дела! Дажеприостановление исполнения требования в рамках рассмотрения дела об оспаривании решения налогового органа в арбитражном суде (принятие обеспечительных мер в виде запрета принудительного исполнения решения и требования) не влияет на течение указанного выше двухмесячного срока и обязанность инспектора направить материалы налоговой проверки в следственные органы. Решение инспекции считается вступившим в силу и может служить основанием для возбуждения уголовного дела.

Примечательно, что законодатель использует разные понятия: «повод для возбуждения» в УПК РФ и «основание для привлечения к ответственности» в Налоговом кодексе РФ. Уголовное дело возбуждается по определенному поводу и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Очевидно, что материалы налогового органа, направленные в следственные органы, подпадают под категорию «основание», поскольку содержат в себе фактически все данные о предполагаемом преступлении. До 2012 года практика всегда шла по тому пути, что без решения ИНФС о доначислении налогов нет именно основания для возбуждения уголовного дела. Но законодатель решил использовать понятие «повод», фактически приравняв материалы налогового органа (достаточно большие по своему объему) к заявлению или сообщению о преступлении.

Более того, если УПК РФ установлены определенные требования к явке с повинной, к заявлению о преступлении, то понятие «материалы, которые направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» остается размытым.

Преюдиция

Особое внимание следует обратить на новую редакцию ст.90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными. Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

Кроме того, в случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники ООО, формально не занимающие должностей в обществе, но фактически руководящие его деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Основания для прекращения преследования по уголовному делу

Обращаем ваше внимание на то, примечания к статьям 198, 199 УК РФ, вступившие в силу в начале 2010 года, устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

В конце 2010 года УПК РФ также дополнен статьей 28.1, предусмотревшей право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1 УК в случае возмещения им причиненного вреда, то есть:

1) недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу;

2) соответствующих пеней;

3) штрафов в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

К сожалению, изменения так и не устранили коллизию материальных и процессуальных норм, которая появилась в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.

Освобождение от ответственности по статье 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов) с 08.12.2011 ужесточилось в соответствии со статьей 76.1 УК РФ. До этого, можно было, используя ст. 75 УК «Деятельное раскаяние», избежать ответственности, уплатив сумму ущерба в бюджет. Теперь же дело прекращается только после возмещения суммы ущерба (налог, пени, штраф), а также уплаты вдобавок к этому еще и «штрафной» пятикратной его суммы в бюджет! То есть по сути это тот же штраф, но только без судимости у конкретного физического лица.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *