Оценка условий труда косгу

Содержание

Как провести специальную оценку условий труда за счет средств ФСС

Работодатели (страхователи) на территории РФ, кроме обязанности по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), имеют возможность провести СОУТ за счет средств фонда социального страхования (ФСС). Разрешение на использование средств ФСС может быть получено в том случае, если у организации отсутствуют долги, штрафы или пени по пречислениям в ФСС. В этой статье мы постараемся более подробно разобраться в алгоритме действий для осуществления этой процедуры.

Приказом Министерства труда №580 от 10.12.2012 года, утверждены правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Из названия правил далеко не очевидна рассматриваемая нами возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС.

Организации и работодатели имеющие в своем штатном расписании должности, которые относятся к «вредным» специальностям или на рабочих местах которых присутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы, дающие право на повышенный размер оплаты труда, ранний выход на пенсию, как правило имеют в своем штате и специалистов которые и занимаются вопросами обеспечения предупредительных мер (проведением медицинских осмотров, обеспечением специальной одеждой, СОУТ, СИЗ и т.д.) для указанной категории сотрудников.

Однако существует огромное (подавляющее) количество организаций, работники которых не связаны с «вредными» производствами и опасными факторами, это так называемые «офисные» рабочие места, к которым можно отнести огромное число должностей (менеджеры, администраторы, инженеры, бухгалтеры, руководители среднего и высшего звена и т.д.). В подобных организациях вопросами обеспечения финанансирования каких либо мероприятий за счет средств предусмотреных и выделяемых ежегодно бюджетом Фонда социального страхования РФ просто некому, в еденичных случаях бухгалтеры используют эти средства по назначению.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем (работодателем) за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

  • 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Финансовому обеспечению подлежат расходы на следующие мероприятия:

  • а) проведение специальной оценки условий труда;

  • б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

  • в) обучение по охране труда следующих категорий работников:

    • руководителей организаций малого предпринимательства;

    • работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

    • руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

    • руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

    • членов комитетов (комиссий) по охране труда;

    • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

  • г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

  • д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

  • е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

  • ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перчнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н;

  • з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

  • и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);

  • к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

Порядок получения разрешения на использование средств ФСС

Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

  • Предварительно рекомендуем позвонить в свой филиал ФСС, сообщить свой номер страхователя и поинтересоваться какая именно сумма будет доступна для использования в вышеописанных целях. Также рекомендуется обращаться с заявлением до мая текущего года во избежание отказа в финансировании из-за ограниченности бюджетных средств выделяемых ФСС ежегодно.

С заявлением представляются:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда (если СОУТ проводилась ранее), и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
  • копию локального нормативного акта (приказа) о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
  • копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест;
  • справку о числах выдачи заработной платы (2 раза в месяц), например ежемесячно 10 и 25 числа, за подписью главного бухгалтера.

В случае положительного решения по вашему заявлению, вам выдается официальное разрешение на использование средств ФСС, с целью проведения СОУТ. Получив официальное разрешение необходимо оперативно оплатить сумму указанную в документах и договоре на проведение СОУТ, провести и завершить СОУТ, отчитаться по установленным формам в ФСС.

Бухучет

Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств организации, в учете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70…)
– учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.

Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99, а также Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 70, 76).

О порядке отражения в бухучете затрат на проведение специальной оценки условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний см. Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России.

Пример отражения в бухучете расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма

ОАО «Производственная фирма «Мастер»» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

На 2016 год установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В июне 2016 года организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В июне 2016 года организация получила разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Размер финансирования составил 7000 руб. В этом же месяце организация провела специальную оценку условий труда на сумму 7000 руб. (без учета НДС). Стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

15 июля 2016 года бухгалтер представил в ФСС России по месту учета организации ведомость по форме 4-ФСС РФ и отчет об использовании страховых взносов с приложением подтверждающих документов.

В июне 2016 года бухгалтер «Мастера» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 70
– 1 250 000 руб. – начислена зарплата за июнь 2016 года;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
– 12 500 руб. – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь 2016 года;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 86
– 7000 руб. – получено разрешение провести специальную оценку условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
– 7000 руб. – уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 7000 руб. – отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 7000 руб. – признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Если организация оплачивает специальную оценку условий труда за свой счет, порядок отражения таких затрат при уплате налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

УСН

Если организация применяет упрощенку с объектом обложения доходы, то расходы на проведение специальной оценки условий труда не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Ситуация: можно ли организации, применяющей упрощенку и уплачивающей единый налог с разницы между доходами и расходами, учесть расходы на проведение специальной оценки условий труда?

Нет, нельзя. И вот почему.

Подобные затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые учитываются при расчете единого налога при упрощенке (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому налоговую базу по этому налогу расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда, не уменьшают.

Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 16 июня 2014 г. № 03-11-06/2/28551 и от 18 февраля 2013 г. № 03-11-06/2/4248.

Совет: есть основания, позволяющие организации на упрощенке учесть при расчете единого налога расходы, связанные с проведением специальной оценки условий труда. Они заключаются в следующем.

Данные затраты можно учесть в составе материальных расходов (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Объясняется это так. К материальным расходам относятся, в частности, работы (услуги) по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При этом нормативной основой проведения специальной оценки условий труда считаются стандарты системы безопасности труда (ГОСТы), санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы и другие документы. Поэтому при наличии такого требования к деятельности организации расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.

Стоит отметить, что аналогичной точки зрения ранее придерживались и специалисты финансового ведомства (письмо Минфина России от 22 июля 2005 г. № 03-11-04/2/31). Однако, учитывая более поздние разъяснения Минфина России, в случае если организация включит затраты на проведение специальной оценки в состав расходов, свою позицию ей, скорее всего, придется отстаивать в арбитражном суде.

Распределение расходов

Если проводилась специальная оценка условий труда, которые относятся одновременно к общей системе налогообложения и ЕНВД, затраты на ее проведение нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Для этого определите долю доходов, полученных от разных видов деятельности.

Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитайте по формуле:

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения = Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения : Доходы от всех видов деятельности организации

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитайте так:

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения = Расходы на проведение специальной оценки условий труда (без НДС) × Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитайте так:

Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на ЕНВД = Расходы на проведение специальной оценки условий труда (без НДС) Расходы на проведение специальной оценки условий труда, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения

При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используйте показатели за месяц, в котором распределяются затраты. При определении налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период расходы, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения за месяц, суммируйте нарастающим итогом. Такой порядок предусмотрен в письмах Минфина России от 24 января 2007 г. № 03-04-06-02/7 и ФНС России от 23 января 2007 г. № САЭ-6-02/31.

СОУТ: подстатья КОСГУ

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 указанного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Вместе с тем, п. 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер (включая специальную оценку условий труда, согласно пп. «а» п. 3 Правил) осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд социального страхования в текущем финансовом году.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, в том числе расходы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Таким образом, в случае если специальная оценка условий труда проводится в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет сумм страховых взносов, то расходы на ее проведение следует относить на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

В случае, если специальная оценка условий труда проводится вне вышеуказанных предупредительных мер, то соответствующие расходы необходимо отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, так как, согласно Указаниям, на данную подстатью КОСГУ относятся расходы на выполнение определенного перечня работ, оказания медицинских услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221 — 225, включающего другие аналогичные расходы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *