Отложенные налоговые активы проводки

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства

Прибыль в бухгалтерском и налоговом учете формируется по- разному. Это приводит к тому, что налог (условный) с бухгалтерской прибыли отличается от той суммы налога на прибыль, которую предприятие должно уплатить в бюджет (реальный налог), то есть между условным налогом и реальным возникают разницы (постоянные и временные), приводящие к возникновению постоянных налоговых обязательств (ПНО), отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО).

ОНА являются следствием образования ВВР.

ОНА=ВВР*0,24, где ВВР- вычитаемая временная разница.

ВВР – это расходы, которые уменьшают бухгалтерскую прибыль (БП) в данном отчетном периоде, а налогооблагаемую прибыль (НП) – в следующих отчетных периодах, а также доходы, которые увеличивают НП в данном отчетном периоде, а БП – в последующих периодах..

Вычитаемые временные разницы возникают в тех случаях, когда для целей налогообложения расходы принимаются частями, а в бухгалтерском учете – сразу. ВВР образуются в случаях:

— Сумма амортизации, которая начислена в бухгалтерском учете, превышает ту, что рассчитана по правилам 25 главы Налогового кодекса;

— Коммерческие и управленческие расходы списываются по-разному в бухгалтерском и налоговом учете;

— В бухгалтерском учете переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах;

— Переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а засчитывается в счет будущих платежей;

— Предприятие, использующее кассовый метод в налоговом учете, в бухучете включает в стоимость материалов затраты, которые еще не оплачены.

Пример: В ноябре 2004 г. ЗАО приняло к учету автомобиль. В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость одинакова и составляет 120000 руб. Согласно Классификации основных средств автомобиль относится к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования от 3лет до 5 лет включительно. Принято 5 лет службы автомобиля. В бухучете амортизация начисляется методом уменьшаемого остатка (допустим 3333 руб.), а в налоговом линейным способом (2000 руб.). ВВР=3333-2000=1333 руб., то есть сумма ОНА=1333*0.24=319,92 руб. Начисление амортизации отражается записью ДТ20 КТ02 3333 руб., а сумма ОНА ДТ09 КТ68 319,92 руб. По мере уменьшения ВВР погашение ОНА отражается записью ДТ68 КТ09.

Пример: ЗАО определяет доходы и расходы кассовым методом. В сентябре 2004 г. организация получила материалов на 105000 руб. (без НДС). Тогда же это сырье было списано в производство. Оплачено было лишь в декабре 2004 г. В налоговом учете стоимость купленных материалов можно исключить из прибыли лишь тогда, когда организация их оплатит. Поэтому у ЗАО возникла ВВР 105000. А ОНА равен 25200 руб. (105000*0.24).

В бух учете в сентябре будет сделана запись: ДТ09 КТ68 25200 руб. – учтен ОНА. После оплаты стоимости материала ОНА будет погашен и будет сделана запись ДТ68 КТ09 25200 руб. – уменьшен налог на прибыль на сумму ОНА.

Пример: 25.11.04 организация продала основные средства с убытком 50000 руб. Оставшийся срок полезного использования данного объекта составляет 10 мес. В бухучете убыток в сумме 50000 руб. будет полностью признан в ноябре, а для целей налогового учета данный убыток не может быть признан в этом месяце, он будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль равномерно в течение 10 мес. (по 5000 руб. в мес.).

В данном примере расход (убыток от продажи основного средства в сумме 50000 руб.) в бухгалтерском учете признается раньше, чем в налоговом. Поэтому возникает ВВР, приводящая к отражению ОНА.

Делаются следующие записи:

Ноябрь: ДТ09 КТ68 12000 руб. (50000*0,24) – отражен ОНА;

Декабрь: ДТ68 КТ09 1200 руб. (50000/10*0,24) -отражено списание ОНА, поскольку в декабре убыток от продажи основного средства равен 5000 руб. (50000 руб./10 мес.). Таким образом, в балансе на 31.12.04 ОНА будут отражены в сумме 11000 руб. (12000-1200=10800 руб, путем округления – 11000 руб.).

При выбытии объекта, по которому был начислен ОНА, списывается на счет учета прибылей и убытков, то есть ДТ99 КТ09.

Отложенные налоговые обязательства (ОНО) учитываются на одноименном счете 77. ОНО являются следствием образования налогооблагаемых временных разниц (НВР). НВР – это расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль (НП) в данном отчетном периоде, а БП – в следующих отчетных периодах, а также доходы, которые увеличивают БП в данном отчетном периоде, а НП – в последующих отчетных периодах.

НВР возникает в двух случаях:

— Расходы в бухгалтерском учете (БУ) признаются позже, чем в налоговом учете (НУ), например проценты по заемным средствам для приобретения основных средств. В налоговом учете они признаются внереализационными расходами в период их начисления, а в бухгалтерском – включаются в стоимость основных средств и списываются на расходы путем начисления амортизации.;

— Доходы в БУ признаются раньше, чем в НУ.

НВР возникают в результате:

— Применения разных способов начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и определения налога на прибыль;

— Признания выручки от продажи продукции в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода, а также признания процентных доходов для целей бухгалтерского учета, исходя из допущенной временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а для налогообложения – по кассовому методу;

— Отсрочки или рассрочки по уплате налога на прибыль;

— Применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и налогообложения;

— Прочих аналогичных различий.

ОНА= НВР*0,24. На сумму ОНО делается запись: ДТ68 КТ77. При наступлении того периода, к которому относится НВР, на сумму ОНО, относящихся к этим НВР, составляется запись: ДТ77 КТ68. При выбытии объекта ОНО списывается на счет 99 (ДТ99 КТ68) в сумме, на которую не будет увеличена налогооблагаемая прибыль как отчетного, так и последующих периодов.

Пример: В ноябре 2004 г. ЗАО купило за 11800 руб. (в т.ч. НДС) компьютерную программу для бухгалтерии. Ввод в эксплуатацию – 1 декабря 2004 г. Руководитель распорядился списать ее стоимость на расходы: в бухучете равномерно в течение трех лет, а для целей налогообложения прибыли – полностью в декабре 2004 г. Поэтому по ноябрь 2007 г. стоимость программы нужно частями включать в состав общехозяйственных расходов: ДТ26 КТ97 278 руб. ((11800 руб. – 1800) / 3 года/12 мес.) – списана часть стоимости права на использование компьютерной программы. Между тем, в налоговом учете вся стоимость программы былы включена в расходы еще в декабре 2004 г., в результате образуется ВНР, сумма которой составит 2333 руб. ((10000 руб.-278)*0,24). ОНО отразится записью ДТ68 КТ77 2333 руб. ОНО уменьшаются по мере погашения ВНР записью : ДТ77 КТ68 – погашено ОНО. В нашем примере ОНО будет погашаться уже в 2005 г. В бухгалтерском учете стоимость программы будет относиться на затраты по частям – по 278 руб., а в налоговом учете вся стоимость программы внесена в расходы декабря. Поэтому сумма ОНО, на которую в каждом месяце будет увеличиваться налог на прибыль, составит 67 руб. (278*0,24). Данная величина будет отражена записью: ДТ77 КТ68 67 руб. – увеличен налог на прибыль в январе 204 г. При выбытии объекта до списания ОНО делается проводка ДТ77 КТ99 – остаток суммы ОНО.

Документация — карточка учета нематериальных активов;- Операция — списана остаточная стоимость реализованного НМА (500 000 – 125 000). Дебет – 91-2. Кредит – 04. Сумма – 375000 рублей. Документация — бухгалтерская справка-расчет;- Операция — отражен финансовый результат от выбытия НМА ((375 000 – (5 900 – 900)). Дебет – 99. Кредит – 91-9. Сумма – 370000 рублей. Документация — бухгалтерская справка-расчет;- Операция — отражен отложенный налоговый актив (370 000 x 24%). Дебет – 09. Кредит – 68-2. Сумма – 88800 рублей. Документация — бухгалтерская справка-расчет;- Операция — отражено уменьшение (погашение) отложенного налогового актива (ежемесячно в течение 120 мес.) (88 800 / 120). Дебет – 68-2. Кредит – 09. Сумма – 740 рублей. Документация — бухгалтерская справка-расчет. ПримерВ июне механик предприятия связи потерял рацию, выданную ему в марте для обеспечения производственного процесса.

Что собой представляет отложенный налоговый актив?

Чтобы понять, что такое отложенный налоговый актив, требуется разобраться с определением отложенного налога, подлежащего уплате с прибыли предприятия. Он представляет собой обязательства, которые появятся у компании в дальнейшем. Возникает отложенный налог обычно вследствие плохого состояния хозяйственной деятельности. Причиной его появления также являются проблемы с налогообложением.

То есть, это условный налог. Расчет его происходит на основании сведений из отчетности предприятия. Он равен сумме, подлежащей уплате в текущем налоговом периоде. Методики расчета сумм для налогового и бухгалтерского отчета различаются, из-за чего появляется временная разница. Она может стать причиной несовпадений при учете следующих показателей:

  • Оценке активов и обязательств предприятия.
  • Определении размера доходов и убытков.

Отложенные активы появляются при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие налоговой разницы временного характера.
  • Получение доходов в будущем времени, с которых и будет оплачен налог.

Важно правильно их высчитать.

Зачем требуются отложенные налоговые активы?

Налоговые активы представляют собой метод снижения налогообложения на прибыль. Для вычисления их требуется актуальную сумму налога помножить на временные промежутки.

Временная разница представляет собой совокупность расходов и убытков, которые составляют прибыль, фигурирующую в отчете. Вместо прибыли могут быть убытки. Данные показатели являются основой для создания налоговой сводки. Формируются активы в следующих случаях:

  • использование разных методик подсчета амортизации;
  • внесение суммы налоговых отчислений, превышающих требуемую сумму. Актуально это в случае, если переплата не была возвращена предприятию;
  • наличие убытка, переведенного в счет следующих периодов;
  • появление кредиторских долгов, возникших вследствие покупки услуг или товаров;
  • применение предприятием кассового метода расчета.

Отложенные активы нужно правильно учитывать. Требуется это для следующих целей:

  • Сбор бухгалтерских данных.
  • Сбор данных для проведения анализа.
  • Возможность обобщенных итогов деятельности предприятия.

Наличие всех учтенных данных позволит обезопасить компанию при проведении налоговых проверок.

Как учитываются отложенные активы?

Рассматриваемые активы отражаются в бухучете в счете 09 с соответствующим наименованием.
Корреспонденцией по кредиту могут являться следующие счета:

  • счёт 68 «Расчеты по налоговым сборам». В данной строчке отражается наличие факта исчезновения налогового актива. Сумма должна совпадать со снижением условных начислений аналогичного периода. Исчезнуть налоговый актив может вследствие проведения уплаты. Активы могут не только исчезнуть, но и уменьшиться;
  • счёт 99 «Прибыли и убытки». Списание с основного счета 09 происходит только при выбытии актива из оборота.

Корреспонденцией по дебету является счет 68 «Расчеты по налогам». В данной строке отражается отложенный актив. Он будет увеличивать сумму условных доходов или убытков на отчетный период.

ВАЖНО! Налоговые активы способствуют снижению налоговых отчислений. Связано это с переплатой налога на прибыль за отчетное время. Активы также могут быть основанием для получения компенсационных выплат за переплату.

Примеры расчетов

ПРИМЕР 1. На предприятии амортизационные начисления определяются по способу снижаемого остатка. Они составили 150 000 рублей. Налог на прибыль определяется линейным способом. Он равен 50 000 рублей. Иных несоответствий между данными бухгалтерской и налоговой отчетности нет. Прибыль, до момента исчисления налога, составила 300 000 рублей. Налоговая база составляет 400 000 рублей. Налоговая ставка равна 20%.

Бухгалтеру необходимо вычислить разницу между амортизацией в налоговой и бухгалтерской документации. Равна она 100 000 рублей (из 150 000 рублей вычитается 50 000 рублей). Возникшая разница обладает признаками временной. Суммы в отчетности сравниваются в процессе амортизации. Возникшая разница является причиной появления налогового актива. Связано это с тем, что рассчитанная налоговая база превышает прибыль до момента исчисления налогов в бухгалтерских документах.

Размер отложенного актива составит 20 000 рублей. Для этого полученная разница умножается на налоговую ставку (100 000 рублей умножается на 20%).

ВАЖНО! Правильность вычислений можно проверить. Размер налога на прибыль должен соответствовать размеру налога, прописанного в декларации. Размер отчислений на прибыль нужно определять на основании ПБУ 18/02.

ПРИМЕР 2. Рассмотрим ситуацию с данными из прошлого примера. Проверим правильность вычислений. Размер условного расхода составит 60 000 рублей. Для получения этого показателя требуется умножить прибыль (300 000 рублей) на налоговую ставку (20%). Получившиеся 60 000 рублей умножаются на отложенный актив, составляющий 20 000 рублей. Текущий показатель отчислений на прибыль, согласно бухгалтерскому отчету, составит 80 000 рублей.

Затем требуется вычислить текущий налог, который указан в декларации. Для этого налоговая база (400 000 рублей) умножается на налоговую ставку (20%). Итог вычислений: 80 000 рублей. Оба полученных показателя совпадают. Это значит, что проведенные расчеты были верными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *