Особенность унитарного предприятия в том что

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Государственное предприятие: определение, виды, примеры

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

В числе таковых — ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России — компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Решение об учреждении предприятия принимается уполномоченными органами государственного или муниципального управления, что предполагает государственную или муниципальную собственность на имущество унитарного предприятия. Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности, всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. В свою очередь собственник имущества не отвечает по выше обозначенным обязательствам предприятия.

Оперативное управление унитарным предприятием осуществляет назначаемый собственником руководитель, либо специально созданная и наделенная соответствующими правами структура. Законодательно определен размер уставного капитала унитарного предприятия, порядок его оплаты и государственной регистрации, а также комплекс мероприятий по приведению в соответствие с величиной чистых активов предприятия величины его уставного капитала, (он может быть уменьшен, если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше величины уставного фонда), а в отдельных случаях и ликвидации предприятия, по решению суда.

Вопрос 79

Собственник унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом об государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также истребовать

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и

>
Деловые Бумаги (архив)

ТИПОВОЙ ДОГОВОР О ЗАКРЕПЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Приложение No. 1

к Положению о порядке

закрепления муниципального

имущества на праве хозяйственного

ведения и оператиного управления

ТИПОВОЙ ДОГОВОР

О ЗАКРЕПЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

ЗА МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

_________________________________________________

(полное наименование предприятия)

г. Одинцово «__» _____ 200_ г.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района, являясь органом, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества Одинцовского района (именуемый далее «Комитет»), в лице руководителя (заместителя руководителя) Комитета ____________________________, действующего на основании (фамилия, имя, отчество) Положения, с одной стороны, и муниципальное унитарное предприятие Одинцовского района ______________________________________________ (полное наименование предприятия) (именуемое далее «Предприятие») в лице ___________________________ (фамилия, имя, _________________________________________________________________, отчество руководителя) действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ЦЕЛЬ И ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Целью настоящего Договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности Одинцовского района.

1.2. Комитет согласно постановлению главы Одинцовского района (об учреждении Предприятия) от «__» _____ _____ г. закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество.

Имущество, закрепляемое за Предприятием, указано в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение (приложение 1), отражается в балансе Предприятия по состоянию на «__» __________ 200_ г. и учитывается в Реестре муниципальной собственности.

1.3. Имущество, закрепленное за Предприятием настоящим Договором, является муниципальной собственностью Одинцовского района.

1.4. Действие настоящего Договора распространяется и на имущество, созданное или приобретенное Предприятием в результате его деятельности и отраженное в балансе Предприятия, которое также подлежит учету в Реестре муниципальной собственности и включается в настоящий Договор в виде дополнений по сдаче баланса.

2. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, целями деятельности Предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом Предприятия с ограничениями, установленными настоящим Договором.

2.2. Предприятие вправе распоряжаться (сдавать в аренду, передавать в залог, во временное пользование, вносить в качестве вклада в уставный капитал других предприятий) закрепленным имуществом по согласованию с Комитетом.

2.3. Принятие решений по обращению Предприятия о передаче в аренду имущества Предприятия осуществляется Комитетом совместно с соответствующим структурным подразделением администрации Одинцовского района или администрациями сельских (поселковых) округов.

2.4. Предприятие вправе самостоятельно распоряжаться оборотными финансовыми средствами. Предприятие имеет право нематериальные активы закладывать, сдавать в аренду, вносить в качестве вкладов в уставный капитал других юридических лиц.

2.5. Недвижимое имущество, закрепленное за Предприятием настоящим Договором, может быть сдано в аренду в порядке, установленном Положением о порядке сдачи в аренду имущества муниципальной собственности.

3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ПРАВА СТОРОН

3.1. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязуется:

— пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности;

— вести в установленном порядке балансовый учет закрепленного за Предприятием имущества, а также учет зданий, сооружений и их частей и результатов хозяйственного использования имущества в установленном порядке. Представлять в Комитет необходимые документы для внесения изменений в Реестр государственной собственности;

— производить своевременные отчисления обязательных налоговых платежей в государственные и местные бюджеты;

— перечислять в бюджет Одинцовского района часть прибыли за использование имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия, в размере, установленном решением Совета депутатов Одинцовского района;

— представлять ежегодно отчетность о состоянии и результатах использования имущества;

— осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств Предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— вести в установленном порядке необходимую документацию, акты приема-передачи на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества;

— обеспечивать сохранность, возмещать Комитету материальный ущерб и убытки, вызванные ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств по исполнению, содержанию и хранению имущества.

3.2. Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества имеет право:

— представлять в Комитет подготовленные в установленном порядке предложения по передаче имущества в залог, аренду или внесению в качестве вклада в уставный фонд других предприятий;

— представлять в Комитет подготовленные в установленном законодательством порядке предложения по приватизации имущества;

— списывать в установленном порядке с разрешения Комитета физически изношенное или морально устаревшее имущество. Отчисление средств Комитету при проведении названных операций с имуществом определяется дополнительными соглашениями на основании действующих нормативных документов.

3.3. Комитет обязуется:

— оформлять в установленном порядке передачу Предприятию имущества для последующего использования по назначению;

— рассматривать и принимать решения по предложениям, касающимся имущества, и в срок, установленный законодательством, письменно информировать Предприятие о принятом решении.

3.4. Комитет имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор в случае нарушения Предприятием своих договорных обязательств, а также в случае причинения материального ущерба имуществу. Факты нарушения Предприятием договорных обязательств и факты причинения материального ущерба имуществу устанавливаются Комитетом и оформляются документально.

4. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

4.1. Споры, возникающие между Комитетом и Предприятием в процессе реализации настоящего Договора, решаются по согласованию сторон, а в случае невозможности достичь согласия — в суде, арбитражном или третейском суде.

4.2. При изъятии имущества в случаях, предусмотренных п. 3.4 настоящего Договора, любые убытки Предприятия возмещению не подлежат.

4.3. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и хранится по одному экземпляру в Комитете, структурном подразделении администрации Одинцовского района и на Предприятии.

5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

5.1. Договор подлежит пересмотру каждые три года и оформляется на очередной период при рациональном использовании имущества по назначению, а также в случае реорганизации без изменения организационно-правовой формы Предприятия.

5.2. Действие Договора прекращается исключительно в следующих случаях:

— при ликвидации, реорганизации Предприятия;

— при преобразовании Предприятия.

5.3. В случае изменения законодательства настоящий Договор подлежит приведению в соответствие в месячный срок, если это изменение не повлечет за собой ущерба правам и законным интересам третьих лиц.

6. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Приложения:

1. Перечень объектов, переданных в хозяйственное ведение Предприятию.

2. Баланс Предприятия по состоянию на «__» _____ 200_ г. (по типовым формам Минфина РФ).

К списку документов

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

Настоящая статья, определяя правоспособность унитарного предприятия, является одной из основных в системе норм Закона и ключевой при уяснении юридической конструкции унитарного предприятия как коммерческой организации. Согласно ст. 49 ГК РФ под правоспособностью понимается способность субъекта иметь определенные права и нести обязанности. Статья 49 ГК по-разному определяет объем правоспособности юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы и цели его создания. Правоспособность бывает общей и специальной. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. В отличие от лиц со специальной правоспособностью, юридические лица, наделенные общей правоспособностью, могут заниматься любой деятельностью, иметь любые гражданские права и нести обязанности, связанные с ней. Необходимо отметить, что согласно Гражданскому кодексу РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и некоторых других организаций, обладают общей правоспособностью, то есть могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. В этом заключается принципиальное отличие унитарного предприятия от иных юридических лиц, чья специальная правоспособность определена их учредительными документами.

Унитарные предприятия не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не предусмотренных в учредительных документах унитарного предприятия. Согласно этому положению унитарные предприятия не могут заниматься видами деятельности, не предусмотренными уставом. Так, например, формулировка «прочие виды деятельности, не противоречащие законодательству» не позволяет унитарному предприятию заниматься видами деятельности, прямо не указанными в уставе. Цели деятельности юридического лица (в отличие от правоспособности граждан) по общему правилу очерчивают пределы его правоспособности. Объем правоспособности унитарного предприятия, как и любого юридического лица, может определяться только одним критерием — целями деятельности, определенными уставом, который должен соответствовать законодательству. Наделение государственных юридических лиц специальной правоспособностью способствует решению тех экономических задач, для выполнения которых они учреждаются, и предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной собственности.

Вопросы о целевой (специальной) правоспособности нашли отражение и в судебной практике. В частности, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики, разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» прямо указано, что в случаях, когда действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований п. 2 ст. 295 ГК РФ, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием. Таким образом, любой хозяйствующий субъект при заключении сделок с унитарным предприятием должен убедиться, что данный вид деятельности прямо указан в уставе предприятия. В противном случае в соответствии с п. 3 ст. 18 комментируемого Закона сделка может быть признана ничтожной.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ наряду с обязательным наличием в уставе цели деятельности предприятия также необходимо определение в нем и предмета деятельности. При этом п. 3 ст. 9 комментируемого Закона устанавливает, что устав унитарного предприятия в обязательном порядке должен содержать сведения не только о целях, предмете, но и о видах деятельности. Следует ли из этого, что требование о включении в устав сведений о видах деятельности, по существу, ограничивает правоспособность унитарного предприятия конкретными видами деятельности, предусмотренными уставом? Полагаем, что ответ на поставленный вопрос, исходя из основных начал гражданского законодательства и сути хозяйственного ведения (оперативного управления), должен быть отрицательным. В противном случае нормальное участие унитарных предприятий в коммерческом обороте просто невозможно. Анализируя данную норму, нельзя не учитывать и позицию высших судебных инстанций*(9), которые в свое время достаточно безоговорочно разъяснили, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Положения о направлениях деятельности предприятия, утвержденные уставом, не могут быть нарушены даже по распоряжению собственника имущества. Сделки по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, совершенные даже с согласия собственника, недействительны по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ*(10).

В соответствии с Примерным уставом федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 августа 2005 г. N 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения»*(11), в уставе унитарного предприятия могут быть предусмотрены следующие гражданские права:

создание филиалов и представительств;

назначение их руководителей, принятие решения об их реорганизации и ликвидации;

заключение всех видов договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, настоящему уставу, а также целям и предмету деятельности предприятия;

приобретение или аренда основных и оборотных средств за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;

передача в залог, сдача в аренду или внесение имущества в виде вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также некоммерческих организаций в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;

осуществление внешнеэкономической деятельности;

осуществление материально-технического обеспечения производства и развитие объектов социальной сферы;

планирование своей деятельности и определение перспективы развития исходя из программы деятельности предприятия, утверждаемой в установленном порядке, а также наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;

определение и установление формы и системы оплаты труда, численности работников, структуры и штатного расписания;

установление для своих работников дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня и иных социальных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации;

определение размера средств, направляемых на оплату труда работников предприятия, на техническое и социальное развитие;

предприятие осуществляет другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности предприятия, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Большинство указанных прав предприятие осуществляет с согласия собственника.

Подробнее этот момент будет рассмотрен в комментарии к отдельным статьям, регламентирующим деятельность унитарного предприятия.

Также п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что унитарное предприятие имеет определенные обязанности, которые связаны с его деятельностью, строго указанной в уставе.

Унитарное предприятие обязано:

выполнять утвержденную в установленном порядке программу деятельности предприятия, а также выполнять показатели экономической эффективности деятельности предприятия;

обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;

обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;

ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке;

осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности и использовании имущества с предоставлением отчетов в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

ежегодно проводить аудиторские проверки;

предоставлять федеральным органам исполнительной власти информацию (в том числе необходимую для ведения реестра федерального имущества) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

хранить предусмотренные законодательством Российской Федерации документы,

В уставе могут быть указаны и другие обязанности.

Закон не определяет общего понятия цели и предмета деятельности унитарных предприятий. Цели деятельности в отдельных случаях могут совпадать с целями создания унитарных предприятий (п. 4 ст. 8 комментируемого Закона). Четко определенные цель и предмет деятельности конкретного унитарного предприятия должны быть указаны в решении собственника об учреждении унитарного предприятия (п. 5 ст. 8) и его уставе (п. 3 ст. 9).

В целом, комментируемый Закон по сравнению с ГК РФ существенно сужает возможности унитарных предприятий по совершению сделок: а) запрещая совершать определенные сделки (учреждение дочерних предприятий, внесение вкладов в кредитные организации); б) устанавливая обязательность согласования других сделок с собственником (участия в уставных капиталах других коммерческих юридических лиц, участия в некоммерческих организациях, предоставления займов, поручительств, получения банковских гарантий, уступки требований, перевода долга, крупных сделок, сделок с заинтересованностью, а также иных сделок, предусмотренных уставом предприятия.

Более того, основанное на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие не вправе совершать ряд сделок без согласия собственника. Виды таких сделок перечислены в п. 4 ст. 18 Закона. Это, в частности, сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, и некоторые иные. Кроме того, к таким сделкам относятся и те, в совершении которых заинтересован руководитель унитарного предприятия.

Пунктом 2 комментируемой статьи устанавливается момент создания унитарного предприятия. Помимо волеизъявления учредителя такого предприятия для его создания в качестве юридического лица необходим юридический факт — государственная регистрация юридического лица при его создании.

Унитарное предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации. Предприятие как юридическое лицо является зарегистрированным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Причем государственной регистрации подлежат все юридические лица. Общие правила о государственной регистрации для всех юридических лиц установлены в ст. 51 ГК РФ. Единый порядок государственной регистрации юридических лиц в настоящее время определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»*(12), который вступил в силу 1 июля 2002 г.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»*(13) с изменениями от 24 февраля 2009 г. ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с указанным Законом.

Записи вносятся в Государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и при этом каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Государственный реестр.

Статья 10 настоящего Закона устанавливает, что для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо представить:

1) решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

2) устав унитарного предприятия;

3) сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003 и Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, по форме N Р57001.

Свидетельства оформляются на бланках, изготовленных по единому образцу, утвержденному Федеральной налоговой службой.

Таким образом, после предоставления всех сведений для государственной регистрации и после внесения записи о регистрации юридического лица в форме унитарного предприятия в единый государственный реестр юридических лиц унитарное предприятие считается созданным.

В п. 2 данной статьи установлено, что создание предприятия не ограничивается каким-либо сроком, то есть оно создается на неопределенный срок, но в уставе может быть предусмотрено создание унитарного предприятия с ограничением срока. В то же время, исходя из положений абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, допускается возможность создания такой коммерческой организации и на срок, установленный в ее уставе (например, для достижения определенной хозяйственной цели (для строительства какого-либо объекта), после чего предприятие подлежит прекращению).

Комментируемая статья также позволяет унитарному предприятию открывать в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Банковский счет — это отношения по договору банковского счета, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

При заключении договора банковского счета унитарному предприятию открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.

Из положений абз. 3 п. 2 комментируемой статьи следует, что виды и количество банковских счетов унитарного предприятия не ограничиваются законодательством. Это правило применяется в отношении любых унитарных предприятий независимо от того, на каком ограниченном вещном праве они основаны. Буквальное толкование нормы позволяет утверждать, что такие счета могут быть открыты в российских и иностранных банках независимо от страны нахождения.

Следует также иметь в виду, что унитарное предприятие не обязано согласовывать с налоговыми органами не только количество своих счетов, но и конкретные банки или иные кредитные организации, в которых оно предполагает открыть соответствующие счета. Данный вывод следует из официальной позиции ГНС РФ, изложенной в письме ГНС РФ от 25 октября 1996 г. N ВК-6-12/748 «О правах налогоплательщиков на открытие счетов» (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1997. N 1).

Комментируемая статья устанавливает запрет на совершение сделок государственными и муниципальными предприятиями до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда. При этом совершаются сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия. Возможность совершения сделок для унитарного предприятия возникает не с момента государственной регистрации, а после завершения собственником формирования его уставного фонда. Это означает, что до этого унитарное предприятие существенно ограничено в дееспособности — оно вправе совершать только такие сделки, которые связаны с его учреждением: договоры о закреплении имущества, открытие банковского счета, аренду имущества для размещения органов управления и т.п.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (см. ст. 13 и комментарий к ней).

Моментом завершения формирования собственником имущества уставного фонда считается момент зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию какого-либо другого имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Следовательно, после того как окончательно будет сформирован уставный фонд, государственные и муниципальные унитарные предприятия получат возможность совершать сделки, которые не связаны с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельными видами деятельности юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, могут заниматься лишь при наличии лицензии.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»*(14) лицензированием являются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование представляет собой форму административного контроля за ее реализацией правоспособности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Право на занятие такой деятельностью (а не возможность иметь права и обязанности, связанные с такой деятельностью) возникает после получения лицензии — специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Перечень видов такой деятельности может устанавливаться только законом. Он приведен в Федеральном законе (ст. 17). В целях реализации данного Закона Правительством РФ утверждены соответствующие положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности*(15), установлены виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 18 вышеуказанного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, с 1 января 2010 года прекращается лицензирование аудиторской деятельности, деятельности по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Вступление в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, является моментом прекращения лицензирования следующих видов деятельности:

разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

эксплуатация химически опасных производственных объектов;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

производство маркшейдерских работ;

геодезическая деятельность;

картографическая деятельность;

производство медицинской техники;

техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *