Осмотр помещений и территорий

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Это право установлено в подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 Налогового кодекса РФ, а также в п. 4 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-I.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Как проводится камеральная проверка по НДС, узнайте из материала «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017 -2018 годах».

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении 13 к приказу ФНС России 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций».

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении 14 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
  • его наименование;
  • место и дата составления протокола;
  • время начала и окончания осмотра;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
  • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
  • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Обследование помещений, территории и транспорта в розыскных мероприятиях

Процедура обследования технических и жилых помещений, отдельных зданий, территорий и различных транспортных средств – это одна из оперативно-розыскных мер, которая представляет собой осмотр, проводимый визуально либо с применением спецтехники, имеющий целью установить местонахождение лиц, имущества, потайных хранилищ и пр., а также определить обстоятельства события, являющегося объектом административно-гражданского или уголовного дела. Обследование помещений, участков территории или транспорта может выполняться по следующему алгоритму:

  • На гласной основе в ходе ревизионных действий.
  • Негласно, в том числе в режиме инкогнито и с соблюдением конспиративных мер.
  • По поручению оперативника гражданином, который конфиденциально сотрудничает со следственным органом.
  • По поручению оперативника представителями структур, имеющих допуск для проведения таких проверок (электрики, пожарный, санитарный надзор и пр.).

Выполнение такого рода ОРМ допустимо исключительно на основании решения суда, если они затрагивают права гражданина на неприкосновенность жилья, обозначенные в Конституции; в иных случаях процедура выполняется при наличии постановления, выданного и утвержденного руководством соответствующего подразделения.

Классификация объектов

Процедура может потребоваться в рамках уголовного, административного или гражданского расследования, и целью является розыск и нахождение следующих вещей:

  • Орудия совершения преступления, похищенные ценности, иные предметы, добытые преступным способом.
  • Документы, наркотические вещества, иные вещи, способные служить прямыми либо косвенными доказательствами совершения преступления.
  • Находящиеся в розыске люди, трупы, следы, говорящие о совершении преступления.

Процедура обычно проходит в отдельном помещении или целом здании, транспортном средстве, на открытой территории. Основные объекты:

  • Помещение: это часть здания (производственное, общественно-административное, жилое, техническое), которая используется для сезонного или постоянного размещения людей/предметов.
  • Жилище: это строение, в составе которого есть помещения жилого и нежилого типа, пригодное для временного или постоянного использования. Оно необязательно является элементом жилищного фонда; к числу этих зданий относят квартиры, частные дома, гостиничные строения, садовые домики, времянки, бытовки и пр., при этом жилищем не считается вспомогательная постройка. К последним относят гаражи, склады, сараи, подполы и иные строения, применяющиеся для хозяйственно-бытовых задач.
  • Здание иного (не жилищного) назначения. Это могут быть постройки производственного типа, общественные, культурные, технические, сельскохозяйственные здания и иные виды сооружений.
  • Участок местности. Это земельные наделы независимо от формы владения, назначения и числа наземных элементов на них.
  • Транспортное средство. Сюда относятся все виды механических устройств для перемещения (автомобили, мотоциклетная техника, самолеты, плавательные суда, строительная спецтехника и пр.), которые имеют ДВС или электромотор.

Как проводится процедура?

Процесс осуществляет уполномоченное лицо, которое обязано поставить представителей администрации в известность о факте проведения процедуры, если она носит открытый характер; если изучение строений, участков местности и транспортных средств выполняется негласно, делать это не требуется. В зависимости от объекта алгоритм действий будет следующим:

  • Если требуется проверить участок местности, оперативно-розыскная мера заключается в осмотре территории. Для проведения таких действий не требуется судебное решение.
  • Проверка сооружений и отдельных помещений выражается в визуальном осмотре внутренней части на предмет поиска потерянных, украденных вещей, ценностей, а также следов совершения преступных действий или улик.
  • Для транспортных средств изучение включает визуальный осмотр снаружи (кузов, колесная база) и внутри (салон, подкапотное пространство, отдельные системы и силовые узлы). Также в процедуру может быть включена проверка груза и других элементов, находящихся внутри.

В случае, когда процедура не нарушает права человека, закрепленные в Конституции РФ, она выполняется без судебных санкций на основании нормативного акта ОРД. Если происходит нарушение человеческих прав, необходимо наличие судебного акта, документально оформленного акта ОРО и специальных данных (ст. 8 федерального закона о проведении ОРД). Согласно российскому законодательству, проведение обследования не нарушает свободу гражданина, если оно выполняется с согласия владельца участка/транспортного средства или одного из жильцов (если требуется проверка зданий либо помещений).

Если обследование выявило местонахождение разыскиваемых предметов (ценности, вещи, служащие доказательствами преступления, наркотические и иные вещества), необходимо принять меры к сохранению в неприкосновенности до момента гласных действий по изыманию либо до тайного контроля над дальнейшим перемещением. Возможен вариант взятия пробы для идентификации или установления состава предмета/вещества. Начало гласных мероприятий, направленных на обнаружение и изъятие, назначают в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, соображений тактики, необходимости контроля с целью обнаружения лиц, поместивших их там.

Немедленное наступление гласных мероприятий проводят, если объектом обнаружения является взрывчатое вещество или механизм, радиоактивные, химически опасные предметы. Обследование помещений и целых зданий, а также участков местности и транспортных средств может проводиться с использованием специальной аппаратуры. Сюда относится фототехника, копировальные устройства, приспособления для нанесения пометок, установки химловушек и других задач по образованию следов.

Законодательные основания

Данная мера регламентируется на федеральном законодательном уровне, согласно пункту 18 статьи 11 закона «О милиции», существует несколько случаев, когда вход в жилые/прочие принадлежащие гражданам строения либо помещения, на участки является беспрепятственным:

  • Преследование граждан, которые подозреваются в причастности к преступлению или совершении преступных действий.
  • Наличие доказательной базы в том, что на объекте совершается либо было совершено преступное действие.
  • Наличие доказательств либо весомых признаков того, что на объекте случился форс-мажор (несчастный случай).
  • Необходимость обеспечить гражданскую безопасность при стихийном бедствии, катастрофе либо в случае масштабных общественных беспорядков.

Данные права на беспрепятственное обследование помещений и отдельных зданий имеют сотрудники правоохранительных органов, в том числе ФСБ. Согласно законодательству, они могут войти в здание, помещение или на территорию без предварительного получения согласия владельца, если есть необходимая информация, сообщающая о совершенном или совершающемся на территории преступлении. При совершении такого обследования с проникновением на частную территорию сотрудники обязаны поставить в известность прокуратуру о проведении ОРМ в течение суток.

Беспрепятственным считается обследование зданий, отдельных частей, а также участков и транспорта, при котором не требуется получать разрешение собственника и не нужно его присутствие в ходе изучения. Вхождение может подразумевать принудительное устранение препятствий, которые мешают процессу (двери, запоры, решетки и пр.). Кроме того, по форме процесс проникновения может быть любым, от классического вхождения сотрудников до применения специальных средств и техники, в том числе для устранения препятствий.

Оформление процедуры

Обследование объекта независимо от его типа и статуса должно быть закреплено в письменном виде: сотрудник составляет протокол осмотра, где обозначаются следующие данные:

  • Дата и место, где был составлен и подписан документ.
  • ФИО, должность сотрудника, занимавшегося составлением протокола.
  • Информация о юрлице либо ИП: сюда относятся адреса, регистрационные данные, номер свидетельства, контактные данные, имена учредителей.
  • Данные о местности либо здании, которое было подвергнуто осмотру.
  • Информация об обнаруженных предметах, которые имеют отношение к расследованию (наименование, количество, состояние и т.п.).

При необходимости изъятия обнаруженных вещей следует произвести опечатывание помещений либо сооружений; если обследование происходит на территории производственного предприятия, его деятельность временно останавливают. Ксерокопию протокола необходимо передать представителю юрлица, получив подписи последнего на всех экземплярах документа. В ряде случаев возникает потребность зафиксировать факт совершения преступных действий (к примеру, это может быть розлив алкогольной продукции без соответствующих разрешительных документов, производство и распространение поддельных товаров и пр.). Для этой цели применяют фотографическое оборудование, видеокамеры, диктофоны и прочую технику.

Нюансы осмотра транспорта

Помимо законов, затрагивающих уголовно-процессуальное дело и оперативные меры по розыску, обследование как ОРМ регламентируется положениями о ГИБДД, вневедомственной охране при ОВД, уставом ППС и рядом иных законодательных актов. Если процесс требует проведения осмотра личного транспортного средства или транспорта, принадлежащего юридическому лицу, сотрудники выполняют следующие действия:

  • Проверка документов, которые являются обязательными для вождения и грузоперевозок (водительские права, доверенности, допуски, накладные и пр.).
  • Поиск явных и скрытых технических неполадок транспорта.
  • Обнаружение и регистрация данных, которые свидетельствуют о факте совершения преступления на дороге, ДТП, доказательств участия конкретного транспортного средства в аварийной ситуации.

Визуальная проверка груза проводится с участием водителя, который непосредственно занимается грузоперевозкой, или сопроводителя. Согласно положениям ПДД, водителем считается лицо, которое управляет автомобилем, мотоциклом, судном, летательным аппаратом или иным транспортным средством; к числу таких лиц относят собственно водителей, тех, кто учится управлению, инструкторов и т.д. Сопроводителем груза может быть как сам водитель, так и специально подготовленный для этого человек (охранник, экспедитор).

В ходе проведения осмотра ТС, содержимого багажника, прицепа или иных вспомогательных видов техники для грузоперевозок сотрудник должен проверить надлежащие документы, их законность, правомерность составления и комплектность. Если у него возникают подозрения в том, что эксплуатация транспорта связана с противоправной деятельностью, он имеет право досмотреть технику. Согласно законодательному определению, досмотр представляет собой совокупность административных действий сотрудников правоохранительных органов, которые выполняются в случаях, спектр которых определен федеральным законом, равно как и порядок производства. Основные цели досмотра:

  • Поиск и принудительное изъятие похищенных или полученных иным преступным путем вещей, ценностей, документов, а также орудий преступления.
  • Поиск лиц, которые числятся в розыске.
  • Проверка на предмет отсутствия противоправных вещей в салоне, багажнике или прицепе ТС.

Выполнение досмотра регламентировано пунктами 7-9 статьи КоАП и рядом других законодательных постановлений, и согласно требованиям, оформление процесса требует составления протокола. Сотрудник, проводящий досмотр, вправе потребовать получение неограниченного доступа к подкапотному пространству, в салон, багажник, прицеп и иные элементы ТС или транспортного состава. Если в ходе изучения обнаруживаются предметы, запрещенные к перевозке, они изымаются, а на водителя и сопровождающих лиц составляется протокол о совершении правонарушения, все материалы передают в дежурный отдел ОВД.

Процедура как инструмент таможенных проверок

Данная оперативно-розыскная мера нередко применяется в комплексе с осмотром ТС, помещений и участков местности в соответствии с Таможенным кодексом (статьи 371, 372 и 375). Основной задачей является подтверждение факта наличия товаров и транспорта, которые находятся под контролем таможенных органов, на территории, принадлежащей таможне. Процесс может потребоваться, если в ходе работы поступают данные об утере, отчуждении, нарушении установленных правил и условий эксплуатации товаров либо транспортных единиц. Таможенное обследование проводится выборочно, объектами становятся территории, строения или ТС, где произошло правонарушение.

Также досмотр в рамках таможенной работы может осуществляться в местах пограничного пропуска, точках таможенного контроля, у лиц, занимающихся оптовой либо розничной реализацией импортируемой продукции: это может потребоваться при поступлении сведений о нарушении порядка растаможивания или иных условий продажи таких товаров на территории страны. Действия по осмотру проводятся уполномоченными сотрудниками при наличии разрешительной бумаги (предписание), на которой есть подпись руководителя таможни или заместителя такого должностного лица. Если доступ таможенных органов ограничивается принудительно, сотрудники вправе применить силу для его получения.

Выводы

Обследование зданий, отдельных комнат в строении, а также участков местности и транспортных средств – процедура, в которой вправе участвовать сотрудники полиции, ФСБ, ГИБДД, а также таможенных органов в зависимости от объекта исследования и искомых предметов/следов. В ходе процесса может применяться специальная аппаратура и средства, способствующие розыску и анализу найденных вещей, обнаруженные предметы могут служить косвенными или прямыми уликами в расследовании преступных действий. О проведении данной оперативно-розыскной меры сотрудники правоохранительных органов обязаны уведомлять прокуратуру, сама процедура может осуществляться как в гласном порядке, так и инкогнито или с установлением наблюдения за объектом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *