Орм наблюдение порядок проведения

Что такое ОРМ

ОРМ – оперативное-розыскные мероприятия, которое подразумевают средства и методы (в том числе скрытые и открытые) по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, выполняемые уполномоченными на то государственными органами.

Данная деятельность очень важна в рамках уголовных процессов, так как при помощи именно данных мероприятий и составляется полная картина о совершенном преступлении. Стоит понимать, что эта деятельность отличается от следственных действий, о чём мы также поговорим ниже.

Кроме того, стоит уточнить, что ОРМ является частью большого блока, являющегося ОРД (оперативно-розыскная деятельность). В рамках оперативно-розыскной деятельности и проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

ОРМ не являются доказательствами по делу, но могут ими являться при помощи производства определенной процедуры. Поэтому результаты ОРД не всегда являются доказательством, тем не менее, они могут показать реальную картину дела. Некоторые ОРД и вовсе нельзя приобщить в качестве доказательства, так как они, например, не могут стать такими из-за самого их статуса и порядка проведения.

Зато в рамках проведения ОРМ, как мы уже сказали, можно больше узнать о деле. Например, дело еще не было возбуждено, а значит производить следственные действия нельзя. Таким образом, проводятся ОРМ. Например, поступили сообщение о том, что в определенном районе было совершено преступление. В рамках оперативно-розыскных мероприятий можно провести опрос местных жителей для того, чтобы подтвердить этот факт. Предположим, что большинство жителей подтвердили этот факт, но опрос не всегда является письменным, поэтому их показания после возбуждения дела будет невозможно применить в качестве доказательства. Для этого после возбуждения уголовного дела, они могут быт привлечены в качестве свидетеля, и будет производится их допрос (но это уже будет считаться следственным действием). Таким образом, уже здесь ОРМ помогли сформировать мнение по делу, но тем не менее никаких доказательств по нему нет.

Уточним, что результаты ОРД могут являться поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. То есть по этим результатам можно возбудить уголовное дело, но так как уголовное дело – это процесс по доказывание вины лица, то там уже придется пользоваться следственными действиями.

ОРМ в данном случае опять-таки могли сыграть вспомогающую роль, так как в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативники уже опрашивали лиц, то этих же лиц может привлечь в качестве свидетелей и можно ожидать официальный показаний, которые уже лягут в доказательство по уголовному делу.

В каких случаях проводятся оперативно розыскные мероприятия

Случаи проведения оперативно-розыскных мероприятий основываются на том, где вообще они могут быть применены и зачем.

  • 1) Они нужны для того, чтобы подготовить другие оперативно-розыскные мероприятия или следственные действия. Об этом мы уже говорили выше, но раскроем это поподробнее. Например, проводится наблюдение за объектом, который подозревается в приготовлении к преступлению. В рамках проведения — это мероприятия со временем информация может подтвердиться или нет. Если она подтверждается, то по идее преступника могут взять с поличным. Например, человек собирался совершить убийство. Он приготавливался к этому, и перед тем как совершить умысел, он взял свою оружие и поехал к предполагаемому потерпевшему. Таким образом, его могут поймать на месте преступления, а там уже несколько доказательств: оружие, сведения от потерпевшего и т. д. Другой пример. Предположим, что совершается проверочная закупка (одно из оперативно-розыскных мероприятий). После того как было совершенно это действие на месте преступления, можно увидеть, как передавались деньги и преступный предмет, отпечатки пальцев на этих предметах, показания сотрудника, который совершал проверочную закупку и т. д.
  • 2) Оперативная розыскная деятельность не всегда создает просто картину, оно может стать и доказательством, но для этого нужно соблюдении определенной процедуры. Таким образом, некоторые ОРМ вполне могут быть доказательствами, если соответствуют допустимости, обоснованности и другим правилам доказательств, а также были приложены в соответствующей процедуре. Например, существует оперативно-розыскные мероприятие в виде получения компьютерной информации. Предположим, что лицо подозревается в совершении компьютерного мошенничества. На диске были найдены файлы, которые подтверждали бы факт данного мошенничества. Это уже является поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. Но в рамках уголовного дела, это возможно сделать еще и доказательством, проведя определённую процедуру.

Стоит понимать, что пока оперативно-розыскные мероприятия не примут никакой формы, то фактически они не несут никаких правовых последствий, и не могу являться основаниям для ограничения прав. Поэтому некоторые ОРМ нужны только для того, чтобы знать для себя. Например, то же самое наблюдение подразумевает тот факт, чтобы уточнить, действительно ли, например, данное лицо ездит куда-то, либо подтвердить тот факт, что это лицо не причастно к какому-либо делу.

Стоит понимать, что такие мероприятия не всегда проводятся для того, чтобы возбудить дело, а для того, чтобы понять, что случилось. Например, если пропал человек, то не факт, что будет возбуждено дело по данному факту. Также нельзя забывать, что некоторые сообщения о преступлении могут быть весьма преувеличены, поэтому важно составить картину о данном обстоятельства и уточнить, есть ли поводы и основания для возбуждения уголовного дела или нет.

Кто должен проводить розыск

Уточним, что розыск и оперативно-розыскные мероприятия – это разные вещи, розыск проводится для поиска определенных людей или предметов, оперативно-розыскные мероприятия – это различные действия, которые направлены на выявление, раскрытие и пресечение преступлений.

В рамках розыска могут проводится оперативно-розыскные мероприятия, но эти понятия не являются тождественными. Тем не менее, розыск и оперативно-розыскные мероприятия сходны по субъектам. Уточним, что такими мероприятиями занимаются оперативные работники и некоторые другие работники.

Существуют следующие субъекты розыска и розыскной деятельности:

  • 1) Органы внутренних дел – тут понятно, что существует множество оперативной и оперативно-розыскные мероприятия проводятся довольно-таки часто. Это, например, органы МВД, которые проводят опрос по поводу пропавшего человека в их районе, либо те же органы МВД, которые проводят опрос по факту совершенного преступления.
  • 2) Федеральная служба безопасности – не секрет, что данный орган занимается наиболее серьезными делами, поэтому их компетенция может отделяться от органов внутренних дел. Например, в рамках их деятельности может производится наблюдение за высокопоставленным чиновником, либо прослушивание телефонных переговоров крупного бизнесмена.
  • 3) Федеральная служба в области государственной охраны – здесь оперативно-розыскные мероприятия могут производится, например, для защиты какого-либо государственного служащего. Предположим, при готовящемся покушении проводятся различные оперативно-розыскные мероприятия по наблюдению, исследование предметов.
  • 4) Таможенные органы – ввоз или вывоз различных запрещенных предметов тоже предполагает особый контроль. Поэтому важно проводить, например, наведение справок о ввозящемся в страну грузе. Также, если были незаконно ввезены какие-то товары и узналось об этом только позже, то необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий по поводу того, действительно ли они были ввезены незаконно, что это за предметы.
  • 5) Служба внешней разведки, когда, необходимо установить различные обстоятельства, касающиеся каких-либо внешних проблем. Тут, например, проводится тайное наблюдение, тайная прослушка и т. д.
  • 6) Органы исполнения наказаний – зачастую такие органы действуют вместе с другими, например, после того, как преступник сбежал, необходимо провести ряд мероприятий по его поиску.

Таким образом, розыск и оперативно-розыскные мероприятия могут производится различными органами и структурами, поэтому положения о них не были применены в каком-то отдельным ведомственном акте, а приняли один единый ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Отличия розыска от следственных действий

Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия имеют похожие, но в то же время различные признаки.

Многие оперативно-розыскные мероприятия проводятся очень похоже на следственные действия и их список даже сам по себе весьма похож. Стоит понимать, что тем не менее они имеют другой правовой статус и порядок проведения.

Например, оперативно-розыскные мероприятия могут проводится до возбуждения уголовного дела, в то время как следственные действия могут проводится исключительно только после его возбуждения.

Тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия далеко не все могут выступить в качестве доказательств, и для того, чтобы сделать их доказательствами требуется провести определенную процедуру. Следственные действия же, если они были проведены в правильном и законном порядке, а также полученные доказательства соответствуют принципа УПК, то они уже являются доказательствами.

Например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий может проводится опрос граждан. Он может как дать успех, так и нет, и касаться совершенно различных предметов. Предположим, что опрос был проведен по проверке убийства на определенном районе. Выяснилось, что один из сотрудников магазина видел обстоятельства совершенного деяния. Тем не менее, опрос пока что не является доказательством и не может являться, так как он мог провестись вообще в письменной форме и нет подтверждения того, что данные слова были сказаны.

Если же был проведен допросов в рамках следственного действия, то тут совершенно иное дело. Если допрос был проведен правильно, то все показания, которые сказал свидетель могут стать доказательством по уголовному делу, что имеет уже, естественно, совершенно иной статус. Кроме того, при проведении допросов в рамках следственных действий, свидетели может нести уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Несмотря на это, например, опрос и допрос похожи между друг другом, и в том и другом случае у свидетеля могут вовсе задаваться одни и те же вопросы, только при допросе они уже будут более конкретные.

Последствия ответственности

Сотрудника, допустившего ошибку последствия, могут коснуться различным образом. Например, в одном случае не может быть никакой ответственности, так как в принципе эти материалы никуда не прикреплялись. Например, был проведен опрос, в ходе которого он не так понял свидетеля, причём стоит упомянуть, что здесь ошибка могла быть как оперативника, так и самого свидетеля, такие случае вполне допускаются.

С другой стороны, когда дали ход оперативно-розыскному мероприятию и его начали формально удостоверять. Тут если были ошибки в ходе оперативно-розыскной деятельности, то понятно, что если это формально оформлено и получило силу, то не просто проводились такие мероприятия, но и проверялись, таким образом, это, естественно, должно налагать определенную ответственность на субъект. В зависимости от ситуации она может быть дисциплинарной, если все не успело выйти за рамки внутреннего распорядка. Так если сотрудник ошибся, ему просто сделают выговор, и таким образом, все разрешится, само собой.

Если ошибки были сделаны умышленно, то это последствия могут коснуться вовсе уголовного дела на сотрудника за превышение должностных полномочий, так как он в своих интересах сделал оперативно-розыскное мероприятия под себя. Таким образом, он использовал свое положения для того, чтобы удовлетворить какие-то свои интересы, либо интересы других лиц. Кроме того, тут уже могут и появиться статьи по даче и получении взятки, что тоже стоит отдельных статей в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Законы и приказы

Основным законом, регулирующим данную деятельность, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Тут как раз показывается, какие действия могут совершаться, каков их статус, какие основания есть для их проведения и т. д. Таким образом, этот закон является первоначальным законом, на который стоит обратить внимание.

Естественно, оперативно-розыскные мероприятия тесно связаны с производством по уголовному делу. А данную процедуру уже регулирует УПК. Таким образом, даже при применении ОРМ в доказательствах мы можем увидеть, как применяется УПК. Поэтому во вторую очередь стоит обращать внимание именно на этот законодательный акт.

Приказы в этой деятельности имеют второстепенное значение, так как все же по данному поводу есть вполне раскрытые законы. Тем не менее, некоторые аспекты данной деятельности они все же затрагивают.

Важно! По всем вопросам о работе правоохранительных органов, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Порядок проведения оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений» и изъятия при его проведении предметов, документов и материалов

08.10.2010
548

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 18 июля 2010 года вступил в силу Приказ МВД России от 30.03.2010 № 249 об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Право сотрудников органов внутренних дел проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и изымать при его проведении предметы, документы и материалы предусмотрено статьями 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее – Закон об ОРД).

Между тем, до вступления в силу Приказа МВД РФ от 30.03.2010 № 249 порядка проведения этого оперативно-розыскного мероприятия не существовало. Таким образом, данный Приказ устраняет пробел в правовом регулировании порядка проведения оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого могут быть использованы как при принятии решения о возбуждении уголовного дела, так и в качестве доказательств при его расследовании.

Основные положения Инструкции

Обследование проводится на основании распоряжения, вынесенного уполномоченным должностным лицом. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении обследования, также утвержден данным Приказом.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Если распоряжение вынесено должностным лицом, не включенным в утвержденный перечень, то оно незаконно и не подлежит исполнению.

Из формы распоряжения на проведение обследования (Приложение № 1 к Инструкции) следует, что в распоряжении о проведении обследования должны быть указаны основания его вынесения, объекты подлежащие обследованию, и перечень сотрудников органов внутренних дел, которым поручено проведение данного мероприятия.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Проводить обследование могут только те лица, которые уполномочены на это распоряжением, и только в отношении указанных в распоряжении объектов.
Распоряжение о проведении обследования должно быть предъявлено лицу (представителю лица), объекты которого подлежат обследованию, до его начала. Также ему должна быть вручена копия данного распоряжения (пункт 6 Инструкции).

Пункт 1 ст. 15 Закона об ОРД предусматривает, что если при проведении обследования изымаются документы, предметы и материалы, то лицом, проводящим обследование, должен составляться протокол изъятия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Инструкция, утвержденная Приказом МВД РФ от 30.03.2010 № 249, вводит ряд дополнительных правил проведения изъятия.

Так, изъятие документов и других предметов должно происходить в присутствии двух понятых (пункт 7 Инструкции), что соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства о порядке проведения обыска и выемки.

Пунктом 10 Инструкции устанавливается правило, что изъятию при проведении обследования подлежат только предметы, документы и материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям обследования, указанным в распоряжении на его проведение.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Лицо (представитель лица), объекты которого подлежат обследованию, вправе требовать от проводящих его лиц исполнения данного правила, а в случае его неисполнения — обжаловать их действия.

В дополнение к обязанности лиц, проводящих изъятие документов, выдать их заверенные копии (ст.15 Закона об ОРД), Инструкция вводит положение (пункт 11), что при изъятии информации, находящейся на электронных носителях, лицу, у которого изымается данная информация, предоставляется возможность ее копирования.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Данная норма поможет избежать проблем, связанных с изъятием информации, необходимой для деятельности организации.

Выводы и рекомендации

Существенный пробел в регулировании проведения обследования – отсутствие обязанности лиц, проводящих данное мероприятие, составлять протокол самого обследования: составление протокола предусмотрено только для фиксирования факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Также можно отметить, что порядок обследования не предусматривает обязательного присутствия понятых и представителя лица, объекты которого подлежат обследованию.

Поскольку результаты обследования могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, мы рекомендуем организовать сопровождение лиц, проводящих данное мероприятие, представителями компании, и вести видеозапись.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:
в Москве – к Максиму Кошкину, Руководителю практики уголовно-правовой защиты бизнеса, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Александру Курилову, Адвокату, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге – к Сергею Спасеннову, Партнеру, руководителю Санкт-Петербургской практики, по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

Статья 6. Оперативно — розыскные мероприятия.

При осуществлении оперативно — розыскной деятельности проводятся следующие оперативно — розыскные мероприятия:
1. Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно — розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно — розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно — розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно — технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно — розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно — розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно — розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно — розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 6
1. В ч. 1 комментируемой статьи определен перечень оперативно — розыскных мероприятий (ОРМ), допустимых к проведению в процессе оперативно — розыскной деятельности. Оперативно — розыскные мероприятия — составной структурный элемент оперативно — розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. ОРМ носят разведывательно — поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.
Оперативно — розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 настоящего Закона. Оперативно — розыскные мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 15 могут проводиться как гласно, так и негласно (см. п. 2 комментария к ст. 15).
2. Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему лицах. В теории и практике оперативно — розыскной деятельности это мероприятие носит традиционное название — разведывательный опрос, что указывает на его исследовательский, поисковый характер, направленность на обнаружение (выявление) скрытой информации, имеющей значение для решения задач борьбы с преступностью. Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от гражданства, возраста, должностного и социального положения, психического состояния, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.
Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Опрос может осуществляться самим оперативным работником либо другим должностным лицом, действующим по его поручению.
В соответствии со ст. 15 Закона об ОРД сотрудники оперативных аппаратов, проводя опрос, из тактических соображений имеют право скрывать истинные цели беседы либо свою профессиональную принадлежность.
Опрос может носить конфиденциальный характер. Если просьба о сохранении конфиденциальности поступила со стороны опрашиваемого, то сотрудники правоохранительных органов обязаны сохранить в тайне источник информации в соответствии с ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона. Такое лицо может впоследствии допрашиваться в качестве свидетеля лишь при его письменном согласии, как того требует ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона.
Результаты опроса при согласии опрашиваемого могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной) либо рапортом (справкой) должностного лица. Если информация получена при условии конфиденциальности, то рапорт (справка) хранится и используется по правилам секретного делопроизводства и к материалам уголовного дела приобщен быть не может. Согласно ч. 3 комментируемой статьи при проведении опросов могут использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего.
При проведении опроса с согласия его участников может использоваться полиграф — специальное устройство, регистрирующее психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющее выявить тщательно скрываемые им факты. Процедура полиграфного опроса предусмотрена Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 28 декабря 1994 г. Результаты такого опроса оформляются заключением оператора, которое может передаваться следователю для учета в процессе доказывания.
В отдельных случаях для раскрытия особо тяжких преступлений, когда свидетели или потерпевшие в силу объективных факторов затрудняются воспроизвести наблюдаемые ими события, с их добровольного согласия для проведения опроса могут привлекаться врачи — гипнологи, которые с помощью репродукционного гипноза помогают восстанавливать и извлекать информацию из глубин памяти опрашиваемых. Сеанс гипнорепродукции в обязательном порядке фиксируется на магнитофон, при этом желательно применение видеозаписи. Результаты опроса с применением репродукционного гипноза оформляются актом судебно — психологического исследования по экспериментально — суггестивному потенцированию памяти, который может передаваться лицу, производящему расследование.
3. Наведение справок — это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности.
В Законе об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы ограничения доступа к достаточно большому объему сведений, относящихся к частной жизни граждан, а также составляющих профессиональную тайну. В частности, режим ограниченного доступа распространяется на данные, содержащие:
— коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);
— банковскую тайну и тайну денежных вкладов (ст. 26 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (по состоянию на 8 июля 1999 г.);
— нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11 февраля 1993 г.);
— врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2298, Федерального закона от 11 февраля 1998 г. (2 марта 1998 г.) N 30-ФЗ), ст. 9 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (с изм. и доп., внес. Федеральным законом от 3 июля 1998 г. (21 июля 1998 г.) N 117-ФЗ);
— журналистскую тайну (ст. 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (по состоянию на 2 марта 1998 г.).
Предоставление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.
Для наведения справок согласно ч. 3 ст. 6 комментируемого Закона могут использоваться информационно — поисковые системы, имеющиеся в органах, осуществляющих ОРД. Кроме того, на основании п. п. 4 и 30 ст. 11 Закона РСФСР «О милиции» сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел имеют право на получение от должностных лиц необходимых сведений, справок, документов и копий с них, а также на безвозмездное получение информации от предприятий, организаций, учреждений и граждан, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации.
Наведение справок в информационно — поисковых системах органов внутренних дел, а также других правоохранительных органов осуществляется на основании требования (запроса) за подписью руководителя оперативного аппарата. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны содержать перечень требуемых сведений, исходные данные для их получения, а также юридические основания для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Запросы на получение справок по счетам и вкладам физических лиц в соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» должны быть согласованы с прокурором.
Информация, полученная путем проверки лица по информационным системам, имеющая значение для всестороннего и полного расследования и рассмотрения дела в суде, может приобщаться к материалам уголовного дела, если она не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
Наведение справок путем изучения документов может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 15 настоящего Закона могут зашифровываться (см. комментарий к ст. 15). Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, бухгалтерские, кадровые и т.п.), а также места их получения (предприятия, учреждения, учебные заведения и др.) определяются должностным лицом оперативного аппарата.
Результаты изучения документов оформляются рапортом или справкой должностного лица. При получении сведений, имеющих значение для предварительного и судебного расследования, рапорт (справка) передается лицу, в чьем производстве находится уголовное дело.
4. Сбор образцов для сравнительного исследования — это действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности.
Закон не дает, но и не ограничивает перечня собираемых образцов, поэтому они могут включать в себя любые материальные объекты: следы, связанные с жизнедеятельностью человека (отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, запах, почерк и т.п.), микрочастицы, следы транспортных средств, похищенное имущество, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), и т.д.
Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифрованно (в зависимости от решаемых задач). Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентированы ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.
Данное мероприятие проводится сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другими лицами (в том числе оказывающими конфиденциальное содействие). При необходимости к сбору образцов могут привлекаться специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познаниями, однако обеспечение точности выбора образцов, их достоверности и сохранности возлагается на оперативного работника.
В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.
При сборе образцов отпечатков пальцев могут использоваться возможности, предоставленные Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г.,

Следующая статья «
К тексту закона «

>Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Проведение ОРМ

Специфика осуществления оперативно-розыскной деятельности требует от органов, ее осуществляющих, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения ряда законодательно установленных условий. Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ)

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Некоторые оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, не требуют санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводятся по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос граждан; наведение справок; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме жилищ граждан). Также не требует санкции руководителя соответствующего органа, осуществляющего ОРД, проведение исследования предметов и документов при наличии стандартизированных методов исследования (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа). Однако проведение данных ОРМ требует соблюдения некоторых других условий.

Так, например, следует помнить, что основным условием проведения опроса, в том числе опроса с использованием полиграфа, является добровольное согласие лица на проведение его опроса. Образцы для сравнительного исследования собираются на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения данного мероприятия, который приобщается к материалам оперативной проверки (дел оперативного учета). При этом, сотрудникам оперативных подразделений запрещается собирать образцы для сравнительного исследования, если их изъятие создает угрозу здоровью граждан, унижает их честь и достоинство, нарушает жизнедеятельность отдельных лиц, а также затрудняет функционирование учреждений, организаций, предприятий.

Проверочная закупка также осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения. Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи 8 Закона об ОРД). Кроме того, при проверочной закупке разрешено без лицензии использовать наркотические средства или психотропные вещества (в соответствии со статьей 36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Эти же условия должны соблюдаться при проведении такого ОРМ, как контролируемая поставка.

Для привлечения к исследованию предметов и документов специалистов, обладающих соответствующими познаниями, сотрудник оперативного подразделения мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю органа, осуществляющего ОРД, на основе которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами. Метод наблюдения, как правило, осуществляется специализированными оперативно-поисковыми подразделениями по поручению (заданию) руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Электронная форма наблюдения, если она предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища, проводится только на основании решения суда. Оперативные подразделения обязаны обеспечить безопасность граждан, привлекаемых к проведению отождествления личности. В ходе оперативной идентификации, как правило, запрещается:

  • оказывать воздействие на лиц, участвующих в ОРМ, и искусственно создавать условия, приводящие к ошибочному отождествлению опознаваемого лица с разыскиваемым преступником;
  • привлекать к отождествлению личности граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение результаты мероприятия;
  • действовать с нарушением положений оперативно-розыскного закона, иных актов по организации и тактике ОРД,
  • допускать действия, исключающие дальнейшее использование результатов мероприятия в соответствии с законом. Так, например, осуществление отождествления личности может привести в невозможности или утере доказательственного значения такого следственного действия, как предъявление для опознания.

Как отмечалось выше, ряд ОРМ объективно влекут ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), поэтому для их проведения необходимо соблюдение особых дополнительных условий. Различают две группы таких условий проведения указанных ОРМ: общеобязательные и характерные для экстренного проведения.

Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев

Условия, характерные для экстренного проведения рассматриваемых ОРМ, предусматривают:

  • наличие обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
  • уведомление суда (судьи) о проведенном мероприятии в течение 24 часов.
  • получение органом, осуществляющим ОРД, судебного решения о проводимом ОРМ в течение 48 часов с момента его начала.

Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

  • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
  • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров;
  • возможности прослушивать переговоры, ведущиеся только с телефона заявителя;
  • уведомления суда (судьи) о прослушивании в течение 48 часов.

Часть 4 статьи 6 Закона об ОРД закрепляет порядок, согласно которого ОРМ, связанные контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи проводятся с использованием только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России. Закон запрещает проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 и 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, т.е. в целях оперативно-проверочной работы.

Говоря об условиях осуществления оперативного внедрения, следует отметить, что в зависимости от вида и сложности данного ОРМ его инициатор готовит на рассмотрение и утверждение руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, следующие документы: мотивированный рапорт о необходимости и наличии законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, предполагаемом объекте и субъекте внедрения; постановление об оперативном внедрении и др. Однако, в целях соблюдения конспирации перечисленные и другие документы могут не составляться.

Оперативный эксперимент проводится по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД и только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (часть 6 статьи 8 Закона об ОРД).

Отсутствие оснований и несоблюдение установленных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут впоследствии стать для стороны защиты поводом для заявления ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных по результатам этих ОРМ. В следующих публикациях будут рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения некоторых оперативно розыскных мероприятий, несоблюдение которого может нарушить права и свободы граждан или отрицательно сказать на результатах расследования и судебного разбирательства дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *