Оприходование металлолома проводки

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет?

Компания ГАРАНТ

Организация занимается обслуживанием и уборкой территории жилого фонда на основании договоров с управляющей компанией. В процессе сбора мусор сортируется. Собранный лом цветного металла сдан специализированной организации. Организация не имеет лицензии на деятельность, связанную с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет? Облагается ли данная операция НДС?

НДС

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что применение налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной ст. 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности, деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной и безвозмездной основе. Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов — процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов.

Таким образом, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома цветных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.

В свою очередь, следует учитывать, что для осуществления реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение лицензии не требуется (письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889). Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Следовательно, если организация реализует лом цветных металлов, образовавшийся в результате ее предпринимательской деятельности, то такие операции освобождаются от обложения НДС в любом случае, то есть независимо от наличия лицензии, а п. 6 ст. 149 НК РФ (требующий наличия у налогоплательщика соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ) на реализацию лома, образовавшегося в процессе собственного производства, не распространяется.

Другими словами, если организация реализуют лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии.

Основанием применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома черных металлов в процессе производственной деятельности.

Для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции).

Таким образом, реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию (за исключением реализации лома, образовавшегося в результате собственного производства). Следовательно, в рассматриваемом случае льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии. Поскольку у организации лицензия отсутствует, реализация ею лома цветных металлов облагается НДС по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В данном случае лом цветных металлов, как безвозмездно полученное имущество, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка дохода в этом случае осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения этого имущества. При реализации указанного в ст. 268 НК РФ имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Статьями 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю.

Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации (в данном случае — лома цветных металлов) не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом при реализации имущества налогоплательщик может уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 18.03.2005 N 20-12/17819).

Бухгалтерский учет

При принятии решения о сдаче лома специализированной фирме указанные материалы сначала должны быть оприходованы в бухгалтерском учете Вашей организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), предусмотрено, что по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» на субсчете 98 «Безвозмездные поступления» учитывается рыночная стоимость активов, полученных организацией безвозмездно. Лом учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы».

В соответствии с Инструкцией суммы, учтенные на субсчете «Безвозмездные поступления» счета 98 по безвозмездно полученным материальным ценностям, списываются с этого счета в кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы», по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу)*(1). Аналитический учет по субсчету 98 «Безвозмездные поступления» ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

Лом учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы».

Отметим, что при применении счета 98 порядок учета доходов будущих периодов должен быть установлен в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.

Реализация лома на сторону признается прочим доходом организации. Одновременно признается прочий расход в виде стоимости реализованного лома (п.п. 11, 14.1, 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Если оприходование лома произошло в одном налоговом периоде, а его реализация — в другом, в периоде получения лома организация признает в бухгалтерском учете вычитаемую временную разницу (п.п. 8-11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Вычитаемая временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива — отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02).

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 (п. 17 ПБУ 18/02, Инструкция). В данном случае погашение вычитаемой временной разницы и соответствующего ей отложенного налогового актива происходит в месяце реализации лома.

Учитывая, что при реализации стоимость лома не учитывается в целях налогообложения, в бухгалтерском учете необходимо отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4-7 ПБУ 18/02).

В рассматриваемой ситуации, если в учетной политике определен порядок учета доходов будущих периодов, операции могут быть отражены в бухгалтерском учете организации следующим образом:

при поступлении лома:
Дебет 10, субсчет «Прочие материалы» Кредит 98, субсчет «Безвозмездные поступления»
— принят к учету лом, подлежащий дальнейшей реализации;

Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражен отложенный налоговый актив;

при реализации лома:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена реализация лома на сторону;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— отражен предъявленный покупателю НДС;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10, субсчет «Прочие материалы»
— списана стоимость лома;

Дебет 98, субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— признан прочий доход в виде стоимости безвозмездно полученного лома;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
— списан отложенный налоговый актив;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражено постоянное налоговое обязательство.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом Энциклопедии хозяйственных ситуаций. Получение материалов безвозмездно (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

18 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в редакции 2011 года), понятие доходов будущих периодов исключено. Однако строка «доходы будущих периодов» имеется в отчетности за 2011 год, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н. Так, в Бухгалтерском балансе предусмотрено отражение доходов будущих периодов по строке 1530.

В связи с этим организация вправе самостоятельно в своей учетной политике (на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») установить порядок учета доходов будущих периодов. Если же организация не закрепит в учетной политике способ учета доходов будущих периодов, то все доходы должны признаваться единовременно в момент их возникновения в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99 (без применения счета 98):

Дебет 10 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражено безвозмездное поступление лома.

В таком случае отложенный налоговый актив не образуется (в учете не делается запись Дебет 09 Кредит 68).

Как в «1С:БГУ 8» отразить реализацию металлолома, полученного от ликвидации основных средств.

Материальные запасы (металлолом), которые остаются у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.10.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Текущей оценочной стоимостью признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н). Ее определяет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Текущая оценочная стоимость металлолома может быть установлена на основании информации от организации, которая занимается его закупкой и переработкой. При оценке комиссия может использовать сведения органов государственной статистики об уровне цен, а также данные из средств массовой информации и специальной литературы.

Металлолом учитывается в составе материальных запасов на счете 105 36 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н).

В соответствии с указаниями, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, финансовый результат от реализации материальных запасов для целей бухгалтерского учета формируется с применением подстатьи 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья не применяется. Кассовые поступления от реализации материальных запасов следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Порядок начисления доходов от реализации имущества в учете зависит от того, является такая деятельность основной согласно уставу учреждения или нет. Если реализация имущества относится к основной уставной деятельности, для начисления дохода применяется счет 205 74 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами» (п. 199 Инструкции № 157н). В остальных случаях доход начисляется на счете 209 83 «Расчеты по иным доходам» (п. 221 Инструкции № 157н). Чаще всего реализация имущества не является целью, ради которой создано учреждение. Следовательно, доходы от продажи активов начисляются на счете 209 83.

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Эта льгота является обязательной, от ее применения налогоплательщик не вправе отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Если лом образовался у юридического лица в процессе собственного производства, его реализация на территории Российской Федерации НДС не облагается независимо от наличия лицензии (письмо Минфина России от 02.09.2015 № 03-07-07/50555).

Как в программе отразить реализацию металлолома, полученного от ликвидации основных средств, показано в новых практических статьях справочников хозяйственных операций:

  • по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений;
  • по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Списание непригодного оборудования, его продажа на лом облегчает работу предприятий, оптимизирует налогообложение и предоставляет дополнительный доход. Эти процессы описаны законодательно и требуют соблюдения правил.

Процедура списания основных средств в утиль

Снятие с баланса имущества, образовавшегося после демонтажа техники — часть работы любой компании. На бюджетном предприятии сдача металлолома проводки через бухгалтерию делается особенно аккуратно.

Снятие с баланса не нужных предприятию активов снижает налоговую нагрузку, освобождает полезные площади, занятые нерабочей техникой или деталями, остатками строительных материалов и т.д. Продажа возникшего таким образом имущества дает дополнительный доход.

Процесс вывода из балансовой отчетности списанного основного средства делается по четкому регламенту, несоблюдение которого приведет к необоснованным налоговым платежам, финансовым потерям. В случае бюджетных учреждений, нарушения повлекут за собой внеплановые проверки, выговоры руководителю или сотрудникам бухгалтерии. Компании списывают имущество по согласованию с учредителем.

Технология уничтожения активов в коммерческих и государственных организациях одинакова, но в бюджетных структурах своя специфика.

Общая процедура:

  • Формирование комиссии по уничтожению основных средств. Лучше, если она работает после инвентаризации, на основании соответствующих итоговых документов.
  • Оценка эксплуатационной функциональности ОС или деталей, признание актива не пригодным к использованию. Составление заключения.
  • Приказ директора о ликвидации ОС.
  • Регистрирование поступившего имущества, реализация.

Для утверждения выхода металлолома от списания основных средств разработаны четкие регламенты. Учитывается и оформляется поступление металла, затраты на демонтаж ОС, перевозку лома покупателю, другие пункты расходов. Поступившая выручка рассматривается в соответствии с формой собственности предприятия.

Стоимость рассчитывается на основании достоверных источников: биржевых котировок или официальных документов с датой, близкой к процедуре оценки продающегося имущества.

Схема налогообложения, не включающая покупку металлолома у физических лиц, одинакова для коммерческих и бюджетных предприятий. НДС покупатель вычитает из суммы, уплаченной продавцу. Такое правило введено в 2018 году, в 2019 году оно продолжит действовать.

Работа ликвидационной комиссии

Она создается для снятия ОС с учета. В нее входят сотрудники предприятия, в состав обязательно включается главный бухгалтер, отвечающий за баланс и учет металлолома на предприятии. Комиссия рассчитывает стоимость ликвидируемого ОС, решает вопрос о целесообразности дальнейшей эксплуатации, оценивает перспективы применения остающихся после демонтажа деталей.

После осмотра объекта в итоговые документы вносятся причины, из-за которых его эксплуатация не рациональна, описание и варианты применения деталей, если такая возможность есть. Когда потеря эксплуатационных качеств наступила раньше расчетного срока, указываются виновники.

Чтобы списать актив, необходимо документировать невозможность использования лома в собственном производстве, обосновать рациональность его продажи.

Официальной формы заключения, выдаваемого комиссией, нет. Обязательно, чтобы документ подписали все члены. На его основании выпускается приказ директора предприятия, издается акт списания в металлолом.

Ранее применялись только официальные формы: ОС-4 и ОС-4а для автомобилей. Сейчас это не обязательно. Типовой образец есть на тематических сайтах. Акт содержит:

  • печать, подписи руководителя и лица, заверяющего акт (главный бухгалтер);
  • дату оприходования и внесения в регистры;
  • расчетный срок эксплуатации;
  • начальную стоимость;
  • дату изготовления, начало использования на предприятии;
  • амортизация на момент ликвидации;
  • количество ремонтов и общее состояние частей объекта к моменту осмотра и выдаче заключения.

Акт списания необходим при совершении сделки: собственник товара обязан подтвердить, что он состоит на балансе организации.

Оприходование металлического лома

После проведения всех процедур, в бухгалтерском учете отмечается выбытие актива из числа находящихся на балансе. Чтобы оприходовать металлолом от списания основных средств, надо исключить стоимость актива со счета 01.

Образовавшийся в процессе ликвидации лом, приходуется по рыночной стоимости. После оформления и учета металлолома, можно продавать. При реализации металлолома, проводки в бухгалтерском учете должны соответствовать правилам, актуальным на момент совершения купли-продажи.

Действующий регламент предполагает ликвидацию актива по проводке Дт 10 Кт 91. Итог записывается в прочие доходы, себестоимость — в прочие расходы. Индекс 91 означает, что продажа металлических отходов не является основной деятельностью предприятия.

Реализация не подлежащего эксплуатации оборудования снижает объем налоговых платежей и затраты на охрану собственности. Высвобождает складские помещения. Объектами продажи выступает не только техника, но и строительные отходы (обрезки трубы, арматуры и т.д.), появившиеся в процессе стройки, транспорт или оргтехника. Частая причина появления металлолома — аварийные случаи при строительстве.

Скупкой металлолома в любых количествах занимаются организации-посредники. Они берут на себя затраты по транспортировке груза и оперативно заключают сделки. Конкуренция на рынке высока, поэтому продавец может выбрать партнера, предложившего лучшую цену или более выгодные условия вывоза металлических отходов с территории предприятия.

НДС при заключении сделки платит покупатель, налог учитывается продавцом при указании стоимости товара. От НДС освобождаются налогоплательщики, выручка которых за предыдущие три месяца не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (это указывается в документах для покупателя). Если сделка не разовая, то сумма налога рассчитывается ежеквартально.

Составные части акта

В самом верху необходимо оставить место для визы руководителя. Только с его подписью и по возможности с печатью организации бумага будет иметь юридическую силу.
Поэтому в правом верхнем углу акта располагаются графы со следующими сведениями:

  • Должность руководителя.
  • Фамилия и инициалы того, кто заверяет акт.
  • Дата подписания.

Кроме того, для формирования подобной документации всегда созывается специализированная комиссия. Поэтому сразу после полного наименования документа располагается список членов комиссии во главе с председателем, если он был выбран.

После вводной части акт должен содержать конкретную информацию:

  • В результате каких действий образовался металлолом для оприходования. Это может быть демонтаж чего-либо, производственная деятельность за определенный период, раскопки, находки, покупка металлолома, преобразование какого-либо товара в том и пр.
  • Место проведения указанных работ.

  • При необходимости таблица с параметрами полученных металлических кусков. Это может быть масса, длина, ширина, диаметр. Эти данные могут быть необходимы при заполнении складских документов, а также для упрощения взаимодействия с логистическими компаниями, естественно, если металлолом будет куда-либо транспортироваться.
  • Марка и итоговое количество металла.
  • Материально ответственное лицо, к которому поступает описываемое имущество. Желательно указать полное ФИО. Впоследствии под его контролем будут проводиться хранение, утилизация, переплавка и прочие процессы.

Заканчивается акт постановкой подписей всех членов комиссии, а также упомянутого материально ответственного лица.

Налоги

Металлолом относится к внереализационным доходам. Его туда относят согласно 250 статье, пункту 13 Налогового кодекса. Исключением из правил будут являться только товары, перечисленные и 251 статье, пункте 18.

Схема исчисления налогов будет зависеть от формы налогообложения конкретной организации. Если металлолом будет использован в качестве материала либо товара, то его относят к сумме материальных либо организационных расходов компании.

Если не включить металлолом в расходы (либо неверно оформить документы по этому поводу), то у контролирующей налоговой организации будут все основания для того, чтобы доначислить налог на прибыль.

Что же касается НДС, то он на сдачу металлолома организациями не распространяется, но не во всех случаях. А только при условии, что этот лом черных и цветных металлов образовался как побочный продукт в процессе деятельности той или иной компании.

Словом, акт оприходования металлолома является важной бумагой, позволяющей документально оформить оптимизационные траты организации.

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит
Списание суммы начисленной амортизации 0 104 хх 410 (000) 0 101 хх 410 (000)
Списание остаточной стоимости имущества 0 401 10 172 0 101 хх 410 (000)

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Дебет Кредит
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 0 105 36 340 (000) 0 401 10 172

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ);
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет Кредит
Списание стоимости металлолома при его реализации 0 401 10 172 0 105 36 440 (000)

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит
Начисление дохода от реализации металлолома 0 205 74 560 (000) 0 401 10 172

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана сумма начисленной амортизации 2 104 34 000 2 101 34 000 58 000
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 2 105 36 000 2 401 10 172 20 000
Начислен доход от реализации металлолома 2 205 74 000 2 401 10 172 24 000
Списана стоимость металлолома 2 401 10 172 2 105 36 000 20 000

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета 1 210 02 440 1 205 74 660 18 000

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Учитываем лом черных металлов, как товар

Если компания занимается исключительно перепродажей металлолома, не используя его в своих внутренних целях, то для осуществления деятельности она должна располагать лицензией. Кроме того, принимаемый ею металлом будет считаться товаром, поскольку цель его приобретения – последующая продажа переработчику.

В связи с этим оприходование лома черных металлов будет построено следующим образом:

  1. Приобретаемый лом учитывается по цене покупки (т.е. по первоначальной стоимости) на основании первичных документов – закупочных актов (если закупка производится у обычных граждан), накладных (если металлолом приобретался у организаций или предпринимателей);
  2. Закупочный акт для принятия металлических отходов от обычных физических лиц закупщик разрабатывает самостоятельно, руководствуясь требованиями закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  3. Реализация металлического лома не облагается НДС, если лом и отходы продаются собственного производства или компания располагает лицензией на их продажу. Поэтому в учете у закупщика данный налог вряд ли найдет свое отражение. Однако нужно быть готовым к его отражению: продавец может выставить счет-фактуру с выделенным в ней НДС. Дело в том, что этим налогом не облагается только продажа отходов и лома, как изделий из черных и цветных металлов, которые:
  • пришли в непригодность;
  • либо произошла утрата их потребительских свойств;
  • или они являются отходами производства;
  • либо признаются неисправимым браком производства.

Если металлолом не соответствует этим критериям, то его продажа облагается налогом НДС!

Исходя из того, что лом покупается для последующей продажи, то на оприходование металлолома проводки будут составлены следующим образом:

Д 41 «Товары» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — принят металлом по его первоначальной оценке (без НДС);

Д 19 «НДС» К 60 — в случае если продавец выставил счет фактуру, отразив в ней НДС,

Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» К 19 – принят к зачету НДС (если закупщик металлического лома находится на общей налоговой системе),

Д 41 К 19 – сумма НДС включена в стоимость металлического лома (если закупщик металлолома находится на спецрежиме, вроде упрощенного).

Почему спецрежимники зачастую выделяют НДС отдельно, а потом списывают его в стоимость актива или услуги дополнительной проводкой, вместо того, чтобы сразу принять на учет налог, минуя эту запись? Дело в том, что:

  • НДС для упрощенцев отдельный вид расхода. Поэтому многие стремятся для удобства сблизить бухучет и налоговый учет. Тем более по ряду покупок (товары, материалы, и т.д.) в Книге учета доходов и расходов НДС должен быть выделен отдельно;
  • Кто-то руководствуется тем, что товары относятся к материально-производственным запасам, которые в бухучете принимаются по фактической стоимости. В состав этой оценки входят все расходы, которые напрямую связаны с покупкой этих товаров. Исключение составляет НДС и иные налоги к возмещению, кроме случаев, которые предусмотрены налоговым законодательством РФ. К такому случаю относится применение спецрежимов, освобождающих от НДС. Более того, в Плане счетов для учета НДС есть свой счет 19, в характеристике которого сказано о его применении для учета всех уплаченных сумм налога. При этом нет уточнения, что этот счет предназначен только для отражения того НДС, который должен быть внесен в бюджет.

Основываясь на этих выводах, упрощенцы очень часто делают сквозную проводку:

Д 41 К 19. Эта проводка – не ошибка, а своеобразный вариант аналитического учета.

Но, организовывая учет, следует также правильно отделять лом, купленный и полученный, например, при разборке принадлежащего компании транспортного средства.

Учет лома черных металлов, как материала

В этом случае бухучет металлолома будет зависеть от того, куплен был лом или получен в процессе демонтажа металлоконструкций, разборки или списания актива, находящегося на учете компании.

Если металлолом приобретен для производственных целей, а не для перепродажи, то он отражается в учете по следующему принципу:

Д 10 «Материалы» К 60 – по фактической стоимости приобретения (без НДС),

Д 19 К 60 – на сумму НДС (если продавец выставил при реализации НДС),

Д 68 К 19 – принят к вычету налог (если закупщиком применяется общий режим),

Д 10 К 19 – НДС включен в первоначальную стоимость металлолома (если компания-закупщик находится на спецрежиме).

При этом очень важно, что для принятия к учету металлолома должны быть оформлены соответствующие первичные документы — акты приемки. Эти акты можно разработать самостоятельно, руководствуясь новыми требованиями закона «О бухучете», а можно воспользоваться уже существующими формами, в частности, М-4 (если при приеме не выявлено никаких расхождений) или М-7 (если были обнаружены расхождения по качеству и количеству).

В случае, если металлом получен в процесс разбора какой-нибудь техники, то на оприходование металлолома от списания основных средств проводки будут следующие:

Д01 «Основные средства», «Выбытие» К01, «Первоначальная стоимость» — стоимость выбывающего актива;

Д02 «Амортизация основных средств» К01, «Выбытие» — амортизация выбывающего объекта;

Д91 «Прочие доходы и расходы», «Прочие расходы» К01, «Выбытие» — остаточная стоимость выбытия;

Д10, «Прочие материалы» К91, «Прочие доходы» — оприходован металлолом по актуальной рыночной оценке.

На этот приход составляется акт. Формы акта для непосредственного принятия металлолома, полученного в процессе разбора техники нет. Есть, например:

  • акт М-35 – на принятие материалов, оставшихся при демонтаже и разборе зданий;
  • акт ОС-4а – на списание транспортных средств; в этом акте есть раздел о принятии оставшихся после списания материалов, и иные формы.

Поэтому для удобства компания может разработать единую форму акта о принятии металлолома после разбора зданий, техники и прочих активов.

Но бухучет металлического лома на этом не закончен: требуется что-то решить с восстановлением НДС. Это можно и не делать, если объект ликвидируемый. Тем более прямого требования налогового законодательства по восстановлению налога с недоамортизированной стоимости актива не предусмотрено. И даже если возникнет спор с налоговыми структурами, то суды по этому вопросу встают всегда на сторону налогоплательщика.

Что делать бухгалтеру, если выявлены неликвидные товары

Если к вам поступила информация (допустим, из отдела продаж) о том, что имеющиеся на складе организации товары морально устарели, но решение об их списании руководством еще не принято, нужно провести обесценение таких товаров. То есть уточнить их реальную рыночную стоимость, чтобы указать достоверную информацию в отчетности. Ведь, скорее всего, эта рыночная стоимость окажется ниже себестоимости. При выявлении признаков обесценения вам следует создать оценочный резерв под снижение стоимости материальных ценностейп. 25 ПБУ 5/01.

Затем руководитель принимает решение реализовать неликвидные товары как металлолом. Проблема в том, что продать эти товары как есть (пусть даже по сниженным ценам) и провести эту операцию в учете как обычную реализацию не получится. И вот почему. Вы продаете не просто имеющийся товар по сниженной цене, а именно лом. И специализированная организация, занимающаяся скупкой/переработкой металлолома, выдаст вам документы о том, что купила у вас не ваше оборудование, а лом. Поэтому, как бы ни хотелось, сначала придется списать неликвидный товар, а вместо него оприходовать лом, который и будет впоследствии реализован.

А теперь посмотрим, какие документы потребуется оформить.

Какие понадобятся документы

Для проведения экспертной оценки обесценения товаров создают комиссию. В ее состав включают технологов, специалистов отдела продаж, товароведов и других сотрудников, которые смогут оценить реальное состояние товара и установить возможную цену его реализации. По итогам работы комиссии руководитель издает приказ о признании товара морально устаревшим и о снижении цены на этот товар. Далее нужно составить акт об уценке товарно-материальных ценностей. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 или № МХ-15. Либо можно оформить акт в произвольном виде. Тогда он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизитыст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и его форму нужно утвердить приказом руководителя. Желательно также приложить к акту документы, подтверждающие рыночную стоимость товаровп. 20 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания).

Специальных положений по списанию товаров нет. Однако они являются частью материально-производственных запасовп. 2 ПБУ 5/01, поэтому компания может воспользоваться процедурой, применяемой при списании морально устаревших материаловпп. 124—126 Методических указаний.

Опять-таки создается комиссия для фиксации того факта, что товар невозможно продать. В состав комиссии могут входить профильные специалисты (специалисты отдела продаж, технические специалисты, которые смогут определить пригодность для дальнейшего использования отдельных деталей и частей оборудования). Рассмотрев все факты (компания пыталась продать оборудование, но все возможные способы его реализации исчерпаны, оборудование не является товаром широкого спроса и/или морально устарело — и покупателей найти не удалось), комиссия признает товар неликвидным и подлежащим списанию, о чем составляется акт (заключение). На основании этого документа руководитель издает приказ о списании имущества. В приказе надо дописать, что материальные ценности — лом, который останется после списания, нужно сдать в пункт приема металла. Далее комиссия составляет акт на списание. Для этого можно использовать унифицированные формы № ТОРГ-15 и № ТОРГ-16. Или же оформить акт в произвольной форме, но с учетом требований к первичным документамст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В акте следует отразить количество образовавшегося лома и его рыночную стоимость, которая определяется совместно с экономическими службами.

Лом приходуется на основании акта о списании товаров и приходного ордера.

Передача лома в специализированную организацию оформляется накладной на отпуск материалов на сторону (можно по форме № М-15). Кроме того, фирма, принимающая лом, выпишет вам приемосдаточный актприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 11.05.2001 № 369.

С документами разобрались, теперь посмотрим, как все это отразить в учете.

Проводки в бухучете сделайте такие.

Дт Кт
На дату составления акта об уценке товаров
Начислен резерв под снижение стоимости материальных ценностей 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Сумма резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью товара и его фактической себестоимостью. При этом нужно документально подтвердить расчет текущей рыночной стоимостиабз. 7 п. 20 Методических указаний. Для определения текущей рыночной стоимости можно использовать данные о ценах из официальных изданий (например, статистических сборников), а также информацию, предоставляемую независимыми оценщиками, экспертами или производителем.
При заполнении баланса фактическая себестоимость товара, числящаяся на счете 41 «Товары», уменьшается на сумму резерва (кредитовое сальдо счета 14). В итоге товар будет отражаться в балансе по реальной рыночной стоимости
На дату списания неликвидных товаров по акту
На основании приказа списаны неликвидные товары 91, субсчет «Прочие расходы» 41 «Товары»
Восстановлен начисленный резерв 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» 91, субсчет «Прочие доходы»
Принят к учету полученный от списания товаров лом по текущей рыночной стоимости 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы» 91, субсчет «Прочие доходы»
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма, которую можно получить при продаже актива. При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документальноп. 23 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. Для этого можно воспользоваться ценами из прайс-листов организаций, занимающихся сбором металлолома
На дату реализации лома
Отражены доходы от реализации лома 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 91, субсчет «Прочие доходы»
Списана стоимость проданного лома 91, субсчет «Прочие расходы» 10, субсчет «Прочие материалы»
На дату получения оплаты от покупателя
Получена оплата за лом 51 «Расчетный счет» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Налоговый учет

А вот в налоговом учете в отличие от бухгалтерского складывается не совсем радостная картина. Ведь не все расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Налог на прибыль

В налоговом учете обесценение стоимости товара не производится.

Как известно, покупную стоимость товаров, предназначенных для перепродажи, можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль только при их реализацииподп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. А в случае списания неликвидных товаров чиновники считают, что их стоимость в расходах для целей налогообложения прибыли не учитывается, так как выгоды от такого списания нетПисьма Минфина от 21.07.2011 № 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397. Но с проверяющими можно будет и поспорить. Ведь в нашем случае компания не просто списывает (уничтожает) неликвидные товары, а планирует впоследствии получить доход от сдачи их в металлолом. Стало быть, расходы в виде стоимости списанных неликвидных товаров отвечают требованиям экономической обоснованности и их можно учесть при налогообложении прибылип. 1 ст. 252 НК РФ. Еще один аргумент в вашу пользу: перечни внереализационных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, являются открытымиподп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ; Постановления ФАС МО от 15.11.2012 № А40-34482/09-151-160; ФАС СЗО от 11.09.2008 № А56-3652/2007.

Дальше разберемся с ломом, образовавшимся при списании неликвидных товаров. Рыночную стоимость полученного лома придется отразить во внереализационных доходах в том периоде, когда лом был оприходован (то есть на дату составления акта о списании товаров)ст. 250 НК РФ; Письма Минфина от 21.10.2009 № 03-03-05/188; ФНС от 23.11.2009 № 3-2-13/227@.

А вот при дальнейшей продаже этого лома списывать в расходы его рыночную стоимость чиновники не разрешают. Объясняется это тем, что в НК не установлен порядок для определения стоимости МПЗ, полученных при списании неамортизируемого имуществап. 2 ст. 254 НК РФ.

Конечно, позиция налоговиков крайне невыгодна для компании. Вот несколько доводов в пользу иного подхода:

  • суды приходят к выводу, что в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов (имущества), которые получены только в результате разборки (демонтажа) при ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатацииПостановления ФАС МО от 13.04.2011 № КА-А40/1689-11, от 09.08.2011 № КА-А40/8328-11. И если речь идет о списании неликвидного товара, то оснований для отражения налогового дохода в виде стоимости полученного лома нет;
  • если не учитывать в расходах стоимость лома при его продаже, то это приведет к двойному налогообложению. Фактически организация отразит доходы в виде рыночной стоимости лома дважды — при его оприходовании и при реализации. А это противоречит правилам НКп. 3 ст. 248 НК РФ.

НДС

Списание неликвидных товаров не является объектом налогообложения по НДС. Также не облагается НДС и реализация лома, образовавшегося в результате собственного производства/хозяйственной деятельности (когда продажа лома не является видом деятельности вашей компании)подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Объясним почему. Для освобождения от НДС реализации металлолома требуется наличие лицензиип. 6 ст. 149 НК РФ; п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Однако для реализации лома, образовавшегося в процессе собственного производства, лицензия не нужнап. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 12.12.2012 № 1287 и такие операции НДС не облагаютсяПисьмо ФНС от 16.08.2006 № 03-1-03/1562@.

Обратите внимание: реализацию лома надо отразить в разделе 7 декларации по НДСпп. 44—44.7 Порядка заполнения налоговой декларации, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. И счет-фактуру на реализацию вам выставлять не нужноподп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ.

Но есть такая проблема. По общему правилу, если имущество перестает использоваться в облагаемой НДС деятельности, входной НДС, ранее правомерно принятый к вычету, компания должна восстановитьподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Поэтому налоговики при проведении проверки могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по товарам, ставшим впоследствии неликвидными.

По нашему мнению, восстанавливать НДС не нужно и у компании есть шанс отстоять эту позицию в судеПостановление 2 ААС от 26.04.2013 № А82-17163/2011. Ведь товары приобретаются не с целью переработки их в металлолом для дальнейшей реализации, не подлежащей обложению НДС. Они покупались для перепродажи, то есть для облагаемых НДС операций, но были списаны в металлолом в связи с их непригодностью, и поэтому обязанности восстанавливать НДС нет. Кроме того, списание морально устаревших товаров также не является основанием для восстановления заявленного к вычету НДСПостановление ФАС СКО от 07.05.2014 № А32-18211/2012.

Однако все же случается, что суд поддерживает налоговиков и обязывает компанию восстановить ранее принятый к вычету НДСПостановление АС ВВО от 23.03.2015 № Ф01-649/2015.

УСНО

Если компания применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы», то покупную стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, а также входной НДС она учитывает в расходах в момент реализации этих товаров — при условии их полной оплатыподп. 8, подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо ФНС от 05.02.2014 № ГД-4-3/1891.

В случае списания неликвидных товаров их стоимость в расходах еще не учтена. Если ваш товар списывается с учета как неликвидный, то в такой ситуации затраты на его покупку и предъявленный НДС не учитываются при расчете упрощенного налога по причине закрытого перечня расходовп. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Но спасает ситуацию последующая продажа товара в качестве металлолома. Это нам подтвердили и в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

КОСОЛАПОВ Александр Ильич Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Если компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, списывает неликвидные товары, приобретенные для перепродажи, и впоследствии реализует образовавшийся в результате списания лом, то она вправе учесть в расходах для целей налогообложения покупную стоимость этих товаров, включая предъявленный НДСподп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Конечно же, при условии полной оплаты указанных товаров.

А если организация просто утилизирует (списывает) неликвидные товары, то затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения при УСНО”.

Доход от реализации лома отразите на дату поступления денегп. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

***

Избавление от неликвидных товаров доставляет немало хлопот. Да и с налоговыми расходами могут возникнуть проблемы. Но главное — обратите внимание на документальное оформление списания неликвидного товара, о котором мы писали выше. Суды вас точно поддержат, если будут составлены все необходимые документыПостановление ФАС ЗСО от 13.12.2010 № А45-7702/2010.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *